Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие журналов мод в СССР и современной России (сравнительно-исторический анализ)

Работа №132010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Советские журналы о моде. Истоки и тенденции развития. 7
1.1. Из истории возникновения журналов мод 7
1.2. Журналы о моде в СССР 15
1.3 «Женский журнал» 25
Глава 2. Современные журналы мод. 27
2.1. Тенденции развития современных журналов мод после распада СССР 27
2.2. Журнал «Harper's Bazaar» 31
Глава 3. Эволюция журналов мод. От СССР к нашим дням. 34
3.1. Отличительные особенности 34
3.2. Закономерности и сходства в развитии журналов мод 38
3.3. Вектор развития и перспективы журналов мод 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список используемых источников и литературы 47
Приложения


В данном дипломном исследовании изучается история формирования журналов мод в России и проводится сравнительно-исторический анализ глянцевой периодики на рубеже Советского союза и современной России.
Нельзя не согласится, что женские издания, в частности журналы мод, оказывают колоссальное влияние на своих читателей, задают новые тенденции как в обществе, так и в мире модной индустрии в целом, а также указывают вектор развития современной моды.
Рассматривая рентабельность глянцевых журналов с экономической точки зрения, следует отметить огромную востребованность данного вида периодики среди покупателей, а также активное и постоянное развитие с явными перспективами на медиа-рынке в целом.
В 2009 году был снят документальный фильм «Сентябрьский номер» (англ. «The September Issue»), посвященный работе Анны Винтур — легендарного редактора американского издания Vogue,одного из наиболее популярных модных журналов по всему миру, ведущему свою историю с 1892 го-да. Девизом картины стало высказывание «Если мода — это религия, то Vogue — это Библия».
Нельзя не отметить что эта фраза как нельзя лучше отражает отношение большинства женщин к миру модной индустрии, отраженной как раз на страницах глянцевых изданий.
Имея в своем арсенале ряд возможностей по оказанию определенного влияния на мнения читателей, именно этот вид периодических изданий является наиболее любопытным в качестве предмета для изучения и последующего исследования. В условиях постоянно меняющихся экономических и политических реалий, следует систематически структурировать и анализировать видовые и иные характеристики журналов мод, также изучать работы, посвященные данной теме, и, несомненно, сами первоисточники. Подобный анализ даст нам возможность практически оценить реальные перспективы развития как периодических изданий, ориентированных на женскую часть читателей, так и журналов мод в частности.
Возможность иначе взглянуть на особенности динамики женской прессы в период существования Советского Союза позволяет нам определить конкретную актуальную систему формирования женских журналов в современный период, благодаря которой появляется возможность также внести некие корректировки в концепцию изданий, созданных в постсоветский период и избежать ошибок при определении вектора развития издания в общем, что имеет важное значение на рынке прессы в век рыночных отношений и постоянной конкуренции.
Актуальность данной работы состоит в проведенном сравнительно-историческом анализе, который позволяет четко охарактеризовать типологию и особенности советской и постсоветской женской прессы, а также определить своего рода преемственность идей среди редакций и концепции из-даний в глобальном смысле.
Объектом исследования являются периодические журналы мод, ориентированные в частности именно на женскую часть населения и издаваемые в СССР и нынешней России, а также их предметно-тематическое наполнение, структурное построение и другие особенности.
Предметом исследования стали вышеназванные смысловые, структурные, типологические и прочие характеристики модных изданий, к тому же охвачены такие темы, как их историческое развитие, современное состояние и динамические тенденции.
Целью настоящей работы является проведение сравнительно-исторического анализа журналов мод в рамках периода СССР и современной России до сегодняшних дней, установление общих и отличительных черт, закономерностей и особенностей развития периодики, посвященной модной индустрии.
Для достижения поставленной цели, в работе были поставлены и осуществлены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории появление журналов о моде;
2. Проведение анализа типологии и иных особенностей обозначенных советских и постсоветских изданий;
3. Выявление общих черт среди предметов исследования в конкретных исторических рамках;
4. Составление сравнительно-исторической характеристики;
5. Определение тенденции развития современной периодики;
6. Оценка перспектив развития.
Методы решения поставленных задач лежат в основе базового для историко-журналистских работ методологического принципа историзма, с помощью которого было проведено изучение и подробный анализ трудов, посвященных исследованию периодических изданий о моде. В ходе изучения первоисточников применялся описательный и сравнительный анализ содержания выбранных журналов.
Научная новизна обусловлена именно наличием данного сравнительно-исторического анализа, охватывающего формирование и динамическое развитие модных изданий в СССР и современной России, а также последующим выявлением общих и отличительных черт между ними и четкой характеристикой типологических особенностей советской и постсоветской прессы данной категории.
Все это позволяет нам использовать полученные данные с целью формирования новых изданий, освещающих события, происходящие в модной индустрии.
Эмпирической базой данного исследования послужили журналы о моде исследуемого периода, а также научные статьи и монографии различных авторов по данной теме.
Для более детального разбора и формулирования тенденций женской прессы начала XX века необходимо выделить истоки её становления, вследствие чего в данной работе также представлен обзор женских изданий с момента их возникновения в России, начиная с 1779 года.
Структура работы определена задачами проводимого исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цели и задачи работы, освещается историография и современное со-стояние изученности темы, излагается структура работы.
Первая глава – «Советские журналы о моде. Истоки и тенденции развития» - состоит из трех параграфов.
В рамках главы дается определение основных терминов, рассматривается история возникновение первых журналов мод в России, также анализируются советские журналы мод.
Вторая глава – «Современные журналы мод» - состоит из двух пара-графов и представляет собой анализ современных журналов мод, в постсоветский период. Также в рамках главы исследуется состояние современной периодики мод, выделяется ряд тенденций.
Третья глава - «Эволюция журналов мод. От СССР к нашим дням» - состоит из трех параграфов.
В контексте главы проводится сравнительно-исторический анализ советской и современной периодики мод, оцениваются перспективы развития изданий исследуемой типологической группы.
В заключении диплома подводятся итоги сравнительно-исторического исследования.
В приложениях представлены обложки журналов мод, анализ которых был проведен в данной дипломной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Появление первого женского журнала о моде в России ознаменовалось выпуском «Модного ежемесячного издания или библиотеки для дамского туалета» в 1779 году. В следующем веке издается всё большее количество женских журналов, ориентированных исключительно на аристократическую аудиторию и носящих элитарный характер, однако это оказалось крайне невыгодным для издателей с точки зрения экономической рентабельности самой деятельности, целиком и полностью зависящей от новостей с Запада, приходящих со значительной задержкой, из-за чего издательства теряли читателей, а также в связи с дороговизной и затратами в процессе непосредственного выпуска печатных изданий.
С наступлением XX в. начинается расцвет индустрии журналов мод благодаря модернизаций и развития печатных технологий, что повлекло закономерное снижение стоимости как материалов, так и самой продукции, что повлекло значительное расширение читательской аудитории, а также рост ассортимента самих изданий. В связи с возросшей конкурентоспособностью одни издатели делают ставку на появившуюся во второй половине XIX в. фотографию, другие – на привлечение к оформлению популярных художников, особенно этим отличались «Парижанка», «Дамский мир», «Моды для всех».
С началом Первой мировой войны основная мысль в отечественных женских журналах – это отказ от излишеств: «Не время думать о дорогих нарядах, когда так много людей лишены самого главного», довольствование самым малым: «Сейчас главное, чтоб материал был прост, но тепел и мягок», а также национализация мод: «Теперь подвоза из-за границы нет и благоприятное время для того, чтобы стряхнуть с себя иноземное засилье и поднять на должную высоту свое отечественное, старинное».
После революции 1917 года начинается активная разработка образцов одежды массового производства, поэтому в журналах («4 сезона», «Альбом мод») создаются специальные рубрики, которые предлагают мастерам кисти и пера высказываться по вопросам, связанным с созданием современного костюма.
В 1922 г. при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод и издан единственный номер первого в СССР модного журнала «Ателье».
Рубеж 20–30-х годов оказался «переломным» для советской печати. Произошло резкое сокращение количества журналов, носивших откровенно развлекательный характер, а также перепрофилирование и переименование оставшихся. Основной задачей данных изданий было формирование у читательниц специфических женских потребностей в модной одежде, в средствах и способах ухода за внешностью, в формах времяпрепровождения. Возможно, боязнь того, что визуальное удовлетворение «буржуазного» желания хорошо выглядеть потребует реального воплощения в жизнь, и послужило причиной для закрытия данных женских модных журналов («Модный журнал», «Моды сезона», «Модели сезона», «Моды»).
На новом этапе социалистического строительства было решено рассматривать женскую прессу, как подготовительный этап для последующего восприятия общей массовой печати (рассчитанной на читателей обоего пола), но проблема состояла в том, что, по мнению партийных руководителей, «женская масса являлась наиболее культурно и политически отсталой», поэтому для чтения общих газет и журналов нужно было еще «дорасти» ментально. В такой ситуации женские журналы брали на себя роль «учителей жизни», проводящих читательниц «от частного к общему»: «от совета врача, беседы о детях, практических советов – к задачам производства, коллективизации, общим политическим задачам партии». От женщин требовалось внедрение идеологии в быт, постепенное осознание и выстраивание семейно-бытовой сферы как дела государственной важности.
С середины 1930-х гг. наметились существенные изменения: среди изображаемых женщин резко возросло число привлекательных и интеллигентных лиц, постепенно набирает популярность косметика, украшения, разно-образные прически.
Безусловно, даже в советские времена СМИ не обходились без рекламы. Но тогда она была чрезвычайно своеобразной и разнородной. Размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие окошки с различной информацией. Чаще всего, рекламировали книги и журналы, услуги сберкасс, каталоги выкроек и косметические средства с указанием цены товара.
Великая Отечественная война положила конец определенному этапу истории женских журналов. В 1941 г. перестали выходить многие издания, а у оставшихся изменилась тематика, проблематика, способы общения с читателями – война потребовала новых печатных форм, а уже после Победы начинается новый этап реорганизации женских журналов мод.
Таким образом, обзор женских журналов данного периода показал, что концепция периодических изданий интересующей нас области постоянно менялась. Первоначально это было представление и копирование европейских (преимущественно, французских) мод, после Октябрьской революции 1917 года – создание самобытного костюма массового производства и обилие журналов различного качества. В начале 1930-х гг. концепция отличалась узостью тематики и скудостью видеоряда, но в дальнейшем в связи с взятым «курсом на женственность» меняются идеологические установки: здоровые нарядные граждане были визуальным свидетельством улучшения условий жизни в СССР.
Ставка в захвате рынка журналами новой России была сделана на воображение – один из наиболее характерных методов для внушения, навязывания определенной информации и мнения.
Дальнейшее развитие женских журналов в России свидетельствует о несомненном преобладании изданий универсального, развлекательного и прикладного характера, журналы мод востребованы и демонстрируют устойчивый спрос со стороны читателей и интерес рекламодателей, имеют перспективы для дальнейшего развития Интернет-журналов и самостоятельные сете-вые издания, блоги, чаты и сайты.
Женская аудитория Интернет-журналов постоянно растет, появляются все новые и новые, рассчитанные на нее сетевые издания, поэтому определение важности перспектив женских журналов в настоящее время зависит в большей степени именно от дальнейшего распространения модных изданий именно в Сети, признав при этом закономерный уход привычной на протяжении двух столетий печатной прессы.
Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить неоспоримый существенный вклад периодических изданий, ориентированных на женскую аудиторию, в формирование и развитие моды, как общественного явления, а благодаря присущим прессе методам воздействия и влияния на общественное мнение, невозможно не оценить вклад модных журналов, ставших впоследствии неизменными спутниками любой современной женщины, которые задают вектор движения всей модной индустрии в мировом масштабе.



1. Адамс Д. Если мода — это религия, то Vogue — это Библия [Электронный источник]URL:https://club.trendsbrands.ru/fashion-and-beauty/post/esli-moda-eto-religiya-to-vogue-eto-bibliya/
2. Альперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на пример журналов «Космополитэн» и «Элль». - Дисс. канд. филол. наук. - // М., № 3. 2003.
3. Бурдье П. Социология социального пространства. Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: // Институт экспериментальной социологии; СПб. 2005.
4. Васильев А. История моды.// Этерна, 2006.
5. Волкова Н. Девушка с обложки. Женский клуб. № 9. 1998.
6. Дашкова Т. «Работницу» - в массы: политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов // Новое литературное обозрение. № 50. 2001.
7. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. — М.: // Мысль, 1969.
8. Зайдема-Слотина Н.Г. Феномен моды в СМИ 1990-х гг. - // Дисс. канд. филол. наук. - М., 2002.
9. Касьяненко В. И. Советский образ жизни. — М., 1982.
10. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова Л. Сущность и влияние моды // Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1966.
11. Клевенский М. Журнал «Женский вестник» 1866-1868 // Русская журналистика. Т. 1. Шестидесятые годы. - М.-Л., 1930.
12. Кристева Ю. Смысл и мода // Избранные труды: разрушение поэтики. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.
13. Куратов О.В. Хроники русского быта 1950—1990 гг. Неофициальная фактография // — М., ДеЛи принт, 2004.
14. Левит С.Я. Культурология. Энциклопедия. ХХ век. – // Спб, 1998.
15. Лукина М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник Московского университета. – Сер. 10. Журналистика. № 6. 2001.
16. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. - // Дисс. канд. филол. наук. - М., 1998.
17. Медникова С. Слабая женщина с топором в руках // Cosmopolitan. № 2. 1997.
18. Мироненко Н.Н., Мироненко Е.И. Independent Media на информационном рынке России // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. - M., 1998.
19. Окулова Т.Н. Пути развития женского вопроса в России во вт.п. XIX века. На материалах журнала «Дело». - // Авт-т дисс. канд. ист. наук. -М., 1990.
20. Орлова Л.В. Азбука моды. – М., 1989.
21. Отечественные женские журналы ХХ века: история развития и типология. – М.: // Лазурь, 2008.
22. Пирожкова Т.Ф. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 6. 1994.
23. Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. - // Дисс. канд. филол. наук. - М., 2004.
24. Рейфман П.С. Журнал «Женский вестник» // Ученые записки Тартусского университета XVIII. Литературоведение. - Вып. 266. - 1971.
25. Смеюха В.В. Современные женские журналы: историко-типологический аспект. – // Ростов-на-Дону, 2011.
26. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование. // Дисс... канд. филол. наук. - Ростов-н/Д., 2001.
27. Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов). // Автореф. дис. … доктора филол. наук. Краснодар, 2012.
28. Советский союз: Образ жизни. 1945—1985. — М., 2007.
29. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. - М., 2007.
30. Такер Э. История моды. Серия: Культура. Открытие. // Изд-ва: АСТ, Астрель, 2003.
31. Харрис Д. Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, коммуникация. - М., 2001.
32. Черменская С.М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникационных моделей в условиях глобализации. - Дисс. канд. филол. наук. - М., 2006.
33. Шишкина О. Женская журналистика в русском Интернете // Женщина в жизни общества. - СПб., 2001.
34. Юрна И. Женское движение в России // Женщины и журналистика. - М., 1996.
35. Ямпольская P.M. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1995. - № 1.
36. Ямпольская P.M. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 4. 1997.
37. Ямпольская P.M., Серкова А.С. Издательский концерн «Бурда» - российскому читателю // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. - М., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ