Введение 2
Глава 1. Коммуникации с современной детской и молодежной аудиторией 6
1.1. Сегментирование аудиторий и теория поколений 6
1.2. Характеристика поколения Z 14
1.3. Особенности коммуникации с поколением Z 19
Выводы к главе 26
Глава 2. Тренды и технологии рынка банковских продуктов и услуг 28
2.1. Перспективы и тренды рынка 28
2.2. Тренды и технологии маркетинговых коммуникаций рынка 34
2.3. Основные игроки рынка и общий анализ предложений для детской и молодежной аудитории 47
Выводы к главе 51
Глава 3. Продвижение банковских продуктов и услуг для детской и молодежной аудитории 54
3.1. Коммуникации «Райффайзенбанка» и «Бинбанка» с детской и молодежной аудиторией 54
3.2. Коммуникации «Альфа-Банка» с детской и молодежной аудиторией 57
3.3. Коммуникации Сбербанка с детской и молодежной аудиторией 65
Выводы к главе 76
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 92
Предложить клиентам продукты и услуги, способные в полной мере удовлетворить их потребности, – основная задача, которая стоит перед банками на протяжении последнего десятилетия. В связи с ускорением научно-технического прогресса, общего темпа жизни и цифротизацией мира современный потребитель хочет иметь возможность получить полное банковское обслуживание дистанционно, провести любую операцию по картам и счетам быстро, удобно и безопасно. Дать ему это могут лишь высокоразвитые технологически банки или финтех-компании, постепенно упрочивающие свое положение на рынке.
Высокое технологическое развитие в то же время не является единственным гарантом лидерства банка. При прочих равных главными на рынке становятся те организации, которые владеют большим количеством информации о клиентах и знают, как воспользоваться ею для построения коммуникации с потребителями. Лучшие результаты и эффекты приносят сегодня те коммуникации, что задействуют PR, маркетинг и рекламу одновременно, то есть интегрированные маркетинговые коммуникации.
Использование устаревших моделей ведения бизнеса, возникновение усовершенствованных схем киберпреступлений, рост рынка криптовалют и ужесточение требований к осуществлению банковской деятельности со стороны государства – другие проблемы, актуальные для банков.
В подобных условиях игрокам рассматриваемого рынка требуется создавать и поддерживать имидж и репутацию банков инновационных, динамично развивающихся, понимающих потребности каждого клиента, стабильных, надежных. Соответствовать этим требованиям могут далеко не все, но конкуренция на рынке не ослабевает, поскольку обостряется борьба между сильнейшими.
Из-за перенасыщения рынка потребитель сам волен решать, к кому обратиться. Поскольку все банки предлагают одинаковый набор продуктов и услуг, притом на схожих условиях, он не видит между ними особой разницы и может быть лоялен сразу к нескольким игрокам или, напротив, ни к кому. Как банку стать лучшим, если он не может предложить больших материальных или функциональных выгод, чем конкуренты? Выйти на новые клиентские сегменты. Слабо охваченными, но в то же время наиболее перспективными сегодня являются детская и молодежная аудитории.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в следующем. В скором времени под влиянием названных аудиторий будут формироваться основные рынки: сегодняшние школьники и студенты станут взрослыми, обретут финансовую независимость от родителей и начнут активно потреблять различные продукты и услуги, в том числе дорогостоящие. Заблаговременное построение коммуникации с ними в будущем позволит банкам получить достаточный процент клиентов с высокой степенью лояльности.
Целью дипломной работы является выявление трендов и технологий коммуникации банков с детской и молодежной аудиторией. Для достижения обозначенной цели необходимо было решить следующие задачи:
• выделить ключевые характеристики и особенности представителей детской и молодежной аудитории;
• изучить состояние рынка банковских продуктов и услуг и обозначить его основных игроков;
• выявить предложения банков для детской и молодежной аудитории;
• изучить и проанализировать коммуникационную деятельность «Альфа-Банка» и Сбербанка как трендсеттеров рынка в коммуникациях с детьми и молодежью.
Объектом исследования являются коммуникации российских банков с детской и молодежной аудиторией. Предметом – технологии, каналы, методы, инструменты, используемые данными субъектами.
Теоретической основой для написания дипломной работы стала научная литература по теме продвижения в банковской сфере (Б. Кинг, К. Скиннер) и по маркетинговым коммуникациям (Ф. Котлер, Дж. Бернетт и С. Мориарти). Поскольку специфика ВКР требует прежде всего оперативной информации, было необходимо обратиться к материалам, размещенным на профессиональных веб-ресурсах. В их числе порталы Banki.ru, FutureBanking и «Банковское обозрение», интернет-издание The Financial Brand и другие. Для изучения характеристик детской и молодежной аудитории использовались работы У. Штрауса и Н. Хоува, статьи Евгения Никонова и Евгении Шамис, посвященные теории поколений в России.
Эмпирическую базу исследования составили материалы исследований поколения Z (Сбербанка и компании Validata , агентства PBN H+K и компании MAGRAM MR ), отраслевых ресурсов в сфере маркетинга, PR и рекламы (Sostav, AdIndex, Cossa, vc.ru и других), публикации и мультимедийный функционал социальных медиа («ВКонтакте», Instagram, YouTube).
В ходе работы для достижения цели и решения поставленных задач были использованы такие методы, как включенное наблюдение, анализ документов (материалы СМИ, сайтов, социальных сетей), экспертное интервью, кейс-стади.
Хронологические рамки исследования – 2015-2018 гг.
Прикладная значимость ВКР заключается в том, что благодаря выявлению названных выше трендов и технологий может быть сформулирована оптимальная коммуникационная стратегия продвижения банка в современных условиях развития рынка. Их систематизация определяет теоретическую значимость данной работы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Анализ теоретической литературы и эмпирических исследований, посвященных поколению Z, позволил нам выявить ключевые характеристики и особенности детской и молодежной аудитории. В контексте темы исследования наиболее значимыми нам кажутся следующие. Большую часть своего свободного времени современные дети и подростки проводят в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram и на видеохостинге YouTube. Принимая решение о покупке, они, как правило, прислушиваются к мнению популярных на этих площадках блогеров и селебрити. Убедить их совершить какое-то действие, можно только через объяснение, апеллируя к фактам, аргументам. Лучше всего поколение Z воспринимает информацию, поданную в формате видео. Тексты его представители также читают, однако предпочитают те, что отличаются лаконичностью и смысловой содержательностью одновременно. Помимо прочего, центениалы стремятся к новым знаниям, впечатлениям и с удовольствием участвуют в разного рода активностях, предполагающих практическое взаимодействие.
Стремясь соответствовать все возрастающим требованиям сегодняшних клиентов и тех, кто придет к ним на смену, банки концентрируют внимание на развитии своих цифровых услуг: они разрабатывают виртуальных помощников, робо-эдвайзеров и чат-ботов, совершенствуют мобильные банкинги. Последнее зачастую происходит при помощи финтех-компаний. Другие важные инновации, внедряемые игроками рассматриваемого рынка, направлены на оптимизацию технических процессов (использование технологий блокчейн) и улучшение систем безопасности, что также отвечает интересам клиентов.
Основные тренды в коммуникациях банков говорят о скорой персонализации их взаимодействия с потребителями. Лидеры рынка осваивают технологии big data, предиктивную аналитику и машинное обучение, которые помогают полностью отслеживать путь клиента, собирать и анализировать информацию о нем, исходящую, к слову, одновременно от нескольких каналов, выявлять микромоменты. В конечном итоге банк учится предугадывать запросы отдельных клиентов и в конкретный момент времени предлагать им ту информацию, продукт, услугу, в которой они особенно нуждаются.
Другие коммуникационные тренды, развивающиеся на рынке, – создание качественного контента, развитие технологий маркетинга вовлечения, применение ситуативного маркетинга, а также становление видео как основного метода продвижения. Первый связан с потребностью современных людей в интересной и релевантной информации, второй и третий – с популярностью социальных сетей и видеохостингов у миллениалов, основных потребителей банковских продукт и услуг сегодня, и у подрастающего поколения, четвертый – с изменением привычек поколений Y и Z потреблять информацию. Подробнее об этом было сказано в третьей главе.
Анализ коммуникационной деятельности российских банков показал, что степень активности последних в построении коммуникации с детской и молодежной аудиторией различна. Нами было выделено четыре лидера: Сбербанк, «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк» и «Бинбанк». При этом нужно отметить, что первые два являются абсолютными. Продукт, который предлагают центениалам все четыре субъекта, – дебетовая карта.
Взаимодействие с детьми для банков осложнено, во-первых, по законодательным причинам, во-вторых, в связи с тем, что данный клиентский сегмент не является финансово независимым, а значит, решение за его представителей в большинстве случаев принимают родители. То есть можно сделать вывод, что коммуникация банков должна осуществляться в двух направлениях.
Коммуникационные действия выявленных трендсеттеров рынка, направленные на центениалов в возрасте до 14 лет, в первую очередь выполняют образовательную функцию, и уже во вторую – функцию установления контакта с брендом и создания знания о нем. В основном банки взаимодействуют с обозначенной возрастной группой в рамках проведения семинаров и уроков по финансовой грамотности и поддержки проектов игрового обучения профессиям.
При построении коммуникации с молодежной аудиторией они используют методы и инструменты маркетинга вовлечения, ситуативного маркетинга, видеомаркетинга и геймификации и такие каналы, как социальные сети, видеохостинги, мобильные приложения, чат-боты.
Итак, несмотря на то, что у некоторых игроков рынка банковских продуктов и услуг появились наработки для осуществления эффективного взаимодействия с центениалами, нет гарантии, что они будут приносить необходимые результаты через год или даже полгода. Вспомним, в начале работы мы говорили об одной особенности, свойственной поколению Z, – быстрая сменяемость трендов. Предположим, что только постоянный мониторинг и анализ контента, размещаемого на площадках, популярных у детской и молодежной аудитории, позволит банкам, являющимся в настоящее время лидерами в построении коммуникации с молодыми людьми, не утратить в ближайшем будущем своих позиций. Таким образом, в ближайшей перспективе коммуникационная активность банков в отношении данной аудитории является вынужденно реактивной.
Сбербанк запустил чат-бота и стикеры в соцсети «ВКонтакте». [Электронный ресурс] // Banki.ru. 06.12.2017. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10151279 (дата обращения: 14.04.2018)
2. Колпакова А. 2018-й: больше, выше, быстрее. Что делать, чтобы остаться на плаву в новом PR-году? [Электронный ресурс] // MEDIABITCH. 27.12.2017. URL: http://mediabitch.ru/2018-trendy-pr/ (дата обращения: 02.04.2018)
3. Конева А. Инфографика: тренды интернет-торговли 2017 в России и мире. [Электронный ресурс] // Ecwid. 01.12.2016. URL: https://www.ecwid.ru/blog/ecommerce-trends-infographic.html (дата обращения: 27.03.2018)
4. Акулич М. Blockchain и маркетинг / М. Акулич. – Интеллектуальная издательская система Ridero, 2017. – 96 с.
5. Альфа-Банк – партнер самого масштабного семейного образовательно-развлекательного центра «Кидзания» в Москве. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альфа-Банка». 10.03.2015. URL: https://alfabank.ru/press/news/2015/3/10/34331.html (дата обращения: 14.04.2018)
6. Альфа-Банк выпустил молодежную карту NEXT с дизайном Покраса Лампаса. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альфа-Банка». 11.04.2018. URL: https://alfabank.ru/moscow/press/news/2018/4/11/44228.html (дата обращения: 12.04.2018)
7. Альфа-Банк и Юрий Дудь помогут бизнесу доить по полной. [Электронный ресурс] // Sostav. 20.02.2018. URL: http://www.sostav.ru/publication/alfa-bank-i-yurij-dud-pomogut-biznesu-doit-po-polnoj-30495.html (дата обращения: 11.04.2018)
8. Альфа-Банк отменил возрастные ограничения при приобретении карты Next. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альфа-Банка». 02.09.2016. URL: https://alfabank.ru/press/news/2016/9/2/36895.html (дата обращения: 13.04.2018)
9. Альфа-Банк по всей стране проведет семинары по финансовой грамотности для детей и взрослых. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альфа-Банка». 09.04.2018. URL: https://alfabank.ru/retail/2018/4/9/44152.html (дата обращения: 15.04.2018)
10. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге / Ю.В. Асташова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – №2. – С. 149-155.
11. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек. [Электронный ресурс] // РИФ+КИБ/2017. URL: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ (дата обращения: 26.03.2018)
12. Банковские карты для детей. [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/wikibank/bankovskie_kartyi_dlya_detey/ (дата обращения: 10.04.18)
13. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб: Питер, 2012. — 221 с.
14. Блог компании DCA (Data-Centric Alliance). Хабрахабр. 21.09.2015. URL: https://habrahabr.ru/company/dca/blog/267361/ (дата обращения: 30.12.2017)
15. Греф: в 2018 году Amazon и Google станут конкурентами банков. [Электронный ресурс] // Rambler News Service. 14.12.2017. URL: https://news.rambler.ru/business/38674603/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 29.12.2017)
16. Дубровская А. На Zлобу дня. [Электронный ресурс] // Banki.ru. 19.05.2017. URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9746002 (дата обращения: 04.01.2018)
17. Изюмова Е. Карта на вырост. Российские банки начинают конкурировать за детей. [Электронный ресурс] // Forbes. 28.09.2017. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/350737-karta-na-vyrost-rossiyskie-banki-nachinayut-konkurirovat-za-detey (дата обращения: 09.04.18)
18. Назаренкова Е. Егор Крид снял клип для Сбербанка. [Электронный ресурс] // Sostav. 01.11.2017. URL: http://www.sostav.ru/publication/egor-krid-snyal-klip-dlya-sberbanka-29000.html (дата обращения: 14.04.2018)
19. Зайцев М. Исследование: 18% российских банков используют чат-боты. [Электронный ресурс] // FutureBanking. 18.04.2017. URL: http://futurebanking.ru:8080/post/3366 (дата обращения: 27.12.2017)
20. Зеньков А. 12 зарубежных финтех-компаний, за которыми стоит наблюдать в 2017 году. [Электронный ресурс] // Rusbase. 10.03.2017. URL: https://rb.ru/story/fintech-startups-to-watch/ (дата обращения: 29.12.2017)
21. Смирнова И. Тренды YouTube: влогерский бум и коллаборация с ТВ. [Электронный ресурс] // AdIndex. URL: https://adindex.ru/publication/analitics/100380/2017/04/12/159181.phtml (дата обращения: 04.04.2018)
22. Информация об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций. [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. 13.09.2018. URL: http://www.cbr.ru/press/pr/?file=13092017_194655ik2017-09-13T19_46_25.htm (дата обращения: 04.04.2018)
23. Канал «Вирусный маркетинг». Тренды видео маркетинга 2018 года. [Электронный ресурс] // Yandex Zen. 20.02.2018. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a808cdea815f1f5b3dc2a8e/trendy-video-marketinga-2018-goda-5a8c8649830905f3cb920b25 (дата обращения: 03.04.2018)
24. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд.— СПб.: Питер, 2012. — 571 с.
25. Лионель Месси стал лицом Альфа-банка. [Электронный ресурс] // РБК. 08.02.2018. URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2018/5a7cb8999a7947f9efc99650 (дата обращения: 11.04.2018)
26. Маркетинг: общий курс. Под ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. 4-е изд., стер. - М.: 2010. — 476 с
27. Микромоменты: руководство по успешному мобильному маркетингу // URL: http://blog.aic.ru/doc/google_micro_moments_aic.pdf (дата обращения: 02.01.18)
28. Молодежные офисы. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сбербанка. URL: https://www.sberbank.ru/ru/person/sberbank-youth/offices_youth (дата обращения: 13.04.2018)
29. Молодежь теряет интерес к ТВ и радио. [Электронный ресурс] // Sostav. 16.06.2015. URL: http://www.sostav.ru/publication/molodye-rossiyane-stali-menshe-smotret-tv-17199.html (дата обращения: 25.03.2018)
30. Стрельцова Н. «Без карточки Сбербанка ты выключен из социума». [Электронный ресурс] // Banki.ru. 09.04.2018. URL: http://www.banki.ru/news/interview/?id=10372347 (дата обращения: 12.04.2018)
31. Никитина Т.В., Никитин М.А., Гальпер М.А. Роль компаний сегмента финтех и их место на финансовом рынке России / Т.В. Никитина, М.А. Никитин, М.А. Гальпер // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. С. 45-48.
32. Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Е. Никонов, Е. Шамис. – М.: Издательский дом университета «Синергия», 2016. – 140 с.
33. Никонов Е. Теория поколений. Стратегия беби-бумеров / Е. Никонов, Е. Шамис. – М.: Издательский дом университета «Синергия», 2017. – 256 с.
34. Никонов Е., Евгения Шамис Е. Самое дорогое. Что стоит знать о ценностях поколений. [Электронный ресурс] // Теория поколений в России. 12.09.2016. URL: https://rugenerations.su/2016/09/12/самое-дорогое-что-стоит-знать-о-ценно/ (дата обращения: 23.02.2018)
35. Никонов Е., Шамис Е. Ключ к бэби-бумеру. [Электронный ресурс] // Теория поколений в России. 09.07.2010. URL: https://rugenerations.su/2010/07/09/ключ-к-бэби-бумеру/ (дата обращения: 26.02.18)
36. Ница А. Что же такое API? Очень просто рассказываем о том, что вам надо знать, чтобы понимать и не бояться. [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий. 15.08.2014. URL: https://te-st.ru/2014/08/15/what-is-api/ (дата обращения: 30.12.2017)
37. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн [Электронный ресурс] // Think with Google. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/research-study/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения 27.04.2017)
38. новые люди новые коммуникации_ результаты исследования-грязнова [Электронный ресурс] // slideshare. URL: https://pt.slideshare.net/raso_pr/ss-56268695 (дата обращения 08.04.2017)
39. Овсянникова Е.С. Сегментация потребителей на основе теории поколений / Е.С. Овсянникова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5575 (дата обращения: 20.02.2018)
40. Олег Тиньков пообещал отозвать все иски и заявления против «Немагии». [Электронный ресурс] // Meduza. 26.09.2018. URL: https://meduza.io/news/2017/09/26/oleg-tinkov-poobeschal-otozvat-vse-iski-i-zayavleniya-protiv-nemagii (дата обращения: 17.04.2018)
41. Подростки будут хайпить «Альфа-банк». [Электронный ресурс] // Sostav. 20.09.2018. URL: http://www.sostav.ru/publication/podrostki-budut-khajpit-alfa-bank-28365.html (дата обращения: 12.04.2018)
42. Поколения Y и Z в России: сходства и различия. [Электронный ресурс] // AdIndex. 18.05.2017. URL: https://adindex.ru/publication/analitics/search/2017/05/18/159832.phtml (дата обращения: 04.04.2018)
43. Популярность соцсетей в России зависит от возраста – опрос. [Электронный ресурс] // REGNUM. 12.02.2018. URL: https://regnum.ru/news/2379117.html (дата обращения: 24.03.2018)
44. Правила работы маркетолога с Поколением Z // Sostav URL: http://www.sostav.ru/publication/pravila-raboty-marketologa-s-pokoleniem-z-16723.html (дата обращения: 30.03.18)
45. Психографические признаки сегментации рынка. [Электронный ресурс] // Powerbranding. URL: http://powerbranding.ru/segmentirovanie/psixograficheskoe/ (дата обращения: 18.03.2018)
46. Куденцова Р. 5 ведущих трендов SMM для вашей стратегии на 2018. [Электронный ресурс] // Rusability. 29.11.2017. URL: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/5-vedushhih-trendov-v-sotsialnyh-setyah-dlya-strategii-na-2018-god/ (дата обращения: 03.04.2018)
47. Рейтинги банков. [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/?PROPERTY_ID=60 (дата обращения: 09.04.2018)
48. Сбербанк и техноблогер WYLSACOM договорились о сотрудничестве. [Электронный ресурс] // Banki.ru. 21.12.2017. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10184339 (дата обращения: 14.04.2018)
49. Сбербанк стал «островком безопасности» для потерявшихся детей. [Электронный ресурс] // Sostav. 06.03.2018. URL: http://www.sostav.ru/publication/sberbank-stal-ostrovkom-bezopasnosti-dlya-poteryavshikhsya-detej-30677.html (дата обращения: 12.04.2018)
50. Скобелев А. Мобильный банкинг 2017–2018: главные тренды. [Электронный ресурс] // Банковское обозрение. 30.08.2017. URL: https://bosfera.ru/bo/mobilnyy-banking-2017-2018-glavnye-trendy (дата обращения: 30.12.2017)
51. Соколова Н. Поколение Игрек (в тексте использованы тезисы из интервью с командой RuGenerations) / Н. Соколова // Деловой еженедельник «Профиль». – 2010. – №35.
52. Социальные сети в России, зима 2015-2016. Цифры, тренды, прогнозы. [Электронный ресурс] // Brand Analytics. 14.01.2016. URL: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/ (дата обращения: 28.03.2018)
53. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды. [Электронный ресурс] // Brand Analytics. 29.06.2017. URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (дата обращения: 28.03.2018)
54. Социальные сети в России. [Электронный ресурс] // URL: https://corp.imgsmail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения: 29.03.2018)
55. Стратегия вовлечения потребителя посредством использования технологии маркетинга сотворчества. [Электронный ресурс] // НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/182625409 (дата обращения: 05.04.2018)
56. Теория поколений. [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. 10.05.2011. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm (дата обращения 27.04.2017)
57. Теория поколений. [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm (дата обращения: 22.02.2018)
58. Фомичев Г. Банковские чат-боты: российский опыт и мировые тенденции. [Электронный ресурс] // Журнал «ПЛАС». 23.11.2016. URL: http://www.plusworld.ru/professionals/389930-2/ (дата обращения: 27.12.2017)
59. Что такое Big Data (большие данные) в маркетинге: проблемы, алгоритмы, методы анализа. [Электронный ресурс] // LPGENERATOR. 17.11.2015. URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/11/17/chto-takoe-big-data-bolshie-dannye-v-marketinge-problemy-algoritmy-metody-analiza/ (дата обращения: 30.12.2017)
60. Что такое маркетинг влияния и кто такие инфлюенсеры. [Электронный ресурс] // EPICSTARS. 30.03.2018. URL: https://ru.epicstars.com/1-2/ (дата обращения: 07.04.2018)
61. Что такое тренд [Электронный ресурс] // Записки маркетолога. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_t/trend/ (дата обращения: 19.04.2018)
62. Чумаков В. По ком молчит поколение Z / В. Чумаков // Журнал «Коммерческий директор». –2007. – №11. – С. 56-61.
63. Шамис Е. Поколение Икс или Мы не «отработанный материал»! [Электронный ресурс] // Теория поколений в России. 28.01.2018. URL: https://rugenerations.su/2018/01/28/поколение-икс-или-мы-не-отработанный/#more-1304 (дата обращения: 23.02.2018)
64. Эрик Сигель. Просчитать будущее: Кто кликнет, купит, соврет или умрет = Predictive Analytics. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 374 с.
65. Юрий Дудь стал официальным амбассадором Альфа-Банка. [Электронный ресурс] // Sostav. 08.11.2017. URL: http://www.sostav.ru/publication/yurij-dud-stal-ofitsialnym-ambasadorom-alfa-banka-29097.html (дата обращения: 11.04.2018)
66. «Это мое»: Black Star записал рекламный трек для Сбербанка. [Электронный ресурс] // Sostav. 06.09.2017. URL: http://www.sostav.ru/publication/eto-moyo-black-star-zapisal-reklamnyj-trek-dlya-sberbanka-28181.html (дата обращения: 13.04.2018)
67. Big Data от А до Я. Часть 1: Принципы работы с большими данными, парадигма MapReduce. [Электронный ресурс] // Блог компании DCA (Data-Centric Alliance). Хабрахабр. 21.09.2015. URL: https://habrahabr.ru/company/dca/blog/267361/ (дата обращения: 30.12.2017)
68. Markswebb назвал лучшие мобильные банки СНГ. [Электронный ресурс] // Журнал «ПЛАС». 01.11.2017. URL: https://www.plusworld.ru/daily/cat-analytics/392833-2/ (дата обращения: 30.12.2017)
69. Versus Battle приостановил сотрудничество с Тиньковым из-за конфликта с Nemagia. [Электронный ресурс] // Sostav. 21.09.2018. URL: http://www.sostav.ru/publication/versus-battle-priostanovil-sotrudnichestvo-s-tinkovym-iz-za-konflikta-s-nemagia-28394.html (дата обращения: 16.04.2018)
70. 10 трендов видеомаркетинга на 2018 год. [Электронный ресурс] // SeoSolution. 23.02.2018. URL: https://seosolution.com.ru/blog/contentmarketing/video-marketing-trends-of-2018.html (дата обращения: 06.04.2018)
71. 30 фактов о современной молодежи. [Электронный ресурс] // AdIndex. URL: https://adindex.ru/files2/news/2017_03/158487_youth_presentation.pdf (дата обращения: 07.04.2018)
72. Accenture Consulting. Banking on blockchain: a value analysis for investment banks banking on // URL: https://www.accenture.com/us-en/_acnmedia/Accenture/Conversion-Assets/DotCom/Documents/Global/PDF/Consulting/Accenture-Banking-on-Blockchain.pdf#zoom=50 (дата обращения: 28.12.2017)
73. AdReaction: Gen X, Y and Z [Электронный ресурс] // URL: http://www.millwardbrown.com/adreaction/genxyz/russia/ (дата обращения 27.04.2017)
74. Alfa Future People. [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 10.06.2014. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26241/3122898/ (дата обращения: 12.04.2018)
75. An Introduction to Bitcoin and Blockchain for Financial Services. [Электронный ресурс] // Fintech News Switzerland. 26.11.2015. URL: http://fintechnews.ch/blockchain_bitcoin/introduction-bitcoin-blockchain-for-fiancial-services/1968/ (дата обращения: 28.12.2017)
76. Big Data от А до Я. Часть 1: Принципы работы с большими данными, парадигма MapReduce. [Электронный ресурс] // Блог компании DCA (Data-Centric Alliance). Хабрахабр. 21.09.2015. URL: https://habrahabr.ru/company/dca/blog/267361/ (дата обращения: 30.12.2017)
77. Brett King. Bank 3.0: Why Banking Is No Longer Somewhere You Go But Something You Do. – John Wiley & Sons, 2012. – 396 p.
78. Chatbots Survey – 2017. Chatbot Market Research Report. [Электронный ресурс] // URL: https://www.slideshare.net/Mobileappszen/chatbots-survey-2017-chatbot-market-research-report (дата обращения: 31.12.2017)
79. Chris Skinner. Digital Bank: Strategies to Launch or Become a Digital Bank. – Marshall Cavendish Business, 2014. - 315 p.
80. Deep Patel. 10 Tips For Marketing To Gen Z On Social Media. [Электронный ресурс] // Forbes. 08.08.2017. URL: https://www.forbes.com/sites/deeppatel/2017/08/08/10-tips-for-marketing-to-gen-z-on-social-media/#5d367c072718 (дата обращения: 07.01.2018)
81. Donald M. Raftery. Top Trends in Banking: 2017 and Beyond. [Электронный ресурс] // Greenwich Associates. 7.02.2017. URL: https://www.greenwich.com/commercial-banking/top-trends-banking-2017-and-beyond (дата обращения: 26.12.2017)
82. Four Tips for Financial Institutions to Win Consumers’ Micro-Moments. [Электронный ресурс] // Larky Smarts. 31.07.2015. URL: http://info.larky.com/blog/four-tips-for-financial-institutions-to-win-customers-micro-moments (дата обращения: 02.01.18)
83. Gartner IT Glossary. [Электронный ресурс] // Gartner. URL: https://www.gartner.com/it-glossary/customer-experience-management-cem (дата обращения: 30.12.2017)
84. Jeffry Pilcher. 12 Major Marketing Trends for Financial Institutions in 2018. [Электронный ресурс] // The Financial Brand. 04.12.17. URL: https://thefinancialbrand.com/69067/2018-marketing-trends-banking-strategies/ (дата обращения: 31.12.2017)
85. Jeffry Pilcher. 19 Awesome Mobile Banking Apps From Banks and Credit Unions. [Электронный ресурс] // The Financial Brand. 05.12.16. URL: https://thefinancialbrand.com/62560/best-mobile-banking-apps/ (дата обращения: 30.12.2017)
86. Lisa Manthei. 4 Important Differences Between Multi-Channel & Omnichannel Marketing. [Электронный ресурс] // Emarsys. URL: http://www.emarsys.com/en/resources/blog/multi-channel-marketing-omnichannel/ (дата обращения: 30.12.2017)
87. Strauss, W., Howe, N. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069
88. Strauss, W., Howe, N. (1997) The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y. : Broadway Books
89. 2016 Mobile Adblocking Report // PageFair URL: https://pagefair.com/blog/2016/mobile-adblocking-report/ (дата обращения: 29.03.18)