Репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде российских мусульман
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 10
1.1. Происхождение феномена феминизма и его толкование в современной исламской науке 10
1.2. Предпосылки возникновения феминизма на БВ 20
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СССР И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (XX-XXI вв.) 23
2.2. Женщины в политической жизни стран арабского востока 49
2.3 Государственная политика решения «женского вопроса» в СССР и ее влияние на идеологию феминизма 51
2.4. Изучение истории формирования женского мусульманского движения 66
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ФЕМИНИЗМА В СОЦИОКУЛЬТКРНОЙ СРЕДЕ МУСУЛЬМАН РФ. 72
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 10
1.1. Происхождение феномена феминизма и его толкование в современной исламской науке 10
1.2. Предпосылки возникновения феминизма на БВ 20
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СССР И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (XX-XXI вв.) 23
2.2. Женщины в политической жизни стран арабского востока 49
2.3 Государственная политика решения «женского вопроса» в СССР и ее влияние на идеологию феминизма 51
2.4. Изучение истории формирования женского мусульманского движения 66
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ФЕМИНИЗМА В СОЦИОКУЛЬТКРНОЙ СРЕДЕ МУСУЛЬМАН РФ. 72
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы. Заключается в слабой разработанности исследований в области анализа феминизма не только в мусульманских странах, но и в России. Несмотря на принятие конвенции о закреплении политических прав женщин (избирательное право) в 1952 году, принятой Организацией Объединённых Наций, женщины не имели права голоса в прогрессивных странах Европы и Америки, возможности устроиться на работу и обучаться. Все это способствовало понижению их социального статуса и повышению уровня доминирования среди категории лиц мужского пола.
С процессом централизации патриархальной роли в государствах на Ближнем Востоке XX века многие законы и политика, как в публичной, так и во внутренней сфере, оказались под прямым надзором органов исполнительной власти, которые способствовали диссеминации женской дискриминации. Женщины были лишены полномочий практически во всех сферах жизни. Роль репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде мусульман исследуется в процессе формирования гендерного равенства. Особое место в этом концепте отводится женским движениям на Ближнем Востоке, которые внесли значительный вклад в различные сферы общества, позволив некоторым государствам выйти на международный уровень с западными странами, в которых процент женского образования гораздо выше, чем во многих восточных странах.
В современных реалиях исламская религиозная традиция переходит в продвинутую стадию модернизации гендерного равноправия, связанного, в первую очередь, с распространением глобализационных тенденций, способствующих популяризации идей западных культур и национальных традиций. Так, в связи с ускорением глобальной трансформации по гендерным вопросам в современном исламском обществе, происходит становление и распространение женских организаций.
Наряду с растущим фактическим равенством в обществе появляется все больше научных работ, связанных с комплексным анализом проблемы мусульманского феминизма в России, вопросов женской эмансипации и изучения роли мусульманских женщин в общественной жизни, их участия в социальной, политической и культурной жизни страны.
За свою более чем столетнюю историю коллективной деятельности мусульманские женщины добились впечатляющих достижений в области образования; научном, литературном и художественном творчестве; а в некоторой степени и в экономической производительности и социально-политическом участии. Несмотря на квантовый скачок в развитии равноправия, по-прежнему остро стоит вопрос в брачно-семейной сфере (наследство, брак, развод и опека над детьми), а также домашнем насилии, как в Российской Федерации , так и во многих странах Ближнего Востока (Йемен, Тунис, Египет) .
Степень научной разработанности проблемы. Научная литература данного исследования представлена у ученых широкого спектра научных отраслей: историков, философов, политологов, уделявших внимание в своих вопросам социально-политического положения женщин в ряде стран Ближнего Востока. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса положения женщин на Ближнем Востоке. В российской философской мысли формирование идей равноправия и освобождения женщин от патриархальной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В.Н. Блондина, Н.А. Бердяева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.
Также следует обратить внимание на многозначительный труд российского политического деятеля С. А. Багдасарова «Ближний Восток: Вечный конфликт» , который проводит не только историко-философский анализ, но и акцентирует внимание на взаимоотношении различных этнорелигиозных групп и женщин в странах Ближнего Востока.
История становления феминизма, развития эмансипации и женского движения в СССР и современной России, а также социально-политические аспекты исследования ущемления женщин в русской культуре легли в основу исследований А.М. Коллонтай, О.В. Ворониной, О.Е. Лысенко, А.А. Гафарова, С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н.Л. Пушкарёвой.
Важным трудом, посвященным вопросам становления феминистской герменевтики в исламе, стоит признать статью Д.В. Мухетдинова «Исламская феминистская герменевтика: история становления и основные идеи» . В ней автор рассматривает историю феминистской герменевтики, ее основные идеи и теоретические основы. Ценность данной работы заключается в слабой разработанности проблематики исламской феминистской герменевтики на территории современной России.
Ко второй группе источников относится значимый труд знаменитой турецкой активистки Бахрие Учок «Женщины - правительницы в мусульманских государствах» . В своем труде она приводит биографические очерки выдающихся мусульманских женщин, исследует яркие эпизоды их общественной деятельности, подробно рассматривает политическую борьбу за равноправие и вступление женщин на престол в исконно-патриархальном обществе.
К третьей группе относятся опубликованные документальные источники, помещенные преимущественно в журнале «Женский Мир» (персид. زانانجان) 1921 г., «Девушка» (араб. (الفتاة) в Египте, «Девушка Востока» (араб. (الشرقالفتاة), в Сирии «Красавица» (араб. (الحسنئ).
К четвёртой группе относятся издания на английском языке. Основной работой данного исследования можно назвать книгу знаменитой британской феминистки, писательницы и философа Мэри Уолстонкрафт (1759-1997) «В защиту прав женщин» («A VindicationoftheRightsofWoman»).В своей работе она выдвигает собственную декларацию прав женщин, которая сможет уравнять их с мужчинами во всех сферах общества: экономической, политической, социальной. Она отмечает важность конвенции о ликвидации всех форм дискриминаций, согласии на вступление в брак, наследовании и образовании.
Для корректной терминологии данной исследовательской работы мы используем также «Словарь Гендерных Терминов» под редакцией А.А. Денисовой. Это наиболее полное российское издание, предоставляющее англоязычные варианты гендерных терминов. В настоящий энциклопедический словарь вошли также словарные статьи исследователей из РФ и стран зарубежья.
Также весьма интересны работы, касающиеся положения женщин и их участие в политической жизни страны, имеющие частичное раскрытие в диссертациях Фарзане Аждарии и Дирин Махмуд.
Необходимо отметить труды зарубежных авторов, таких как Mahdi, Ali, Mir-Hosseini, Ziba, Fadaee, S., Tahmasebi-Birgani
Таким образом, несмотря на неоднократные обращения различных отечественных и зарубежных исследователей к истории статуса женщин разных исторических периодов, до сегодняшнего дня комплексное изучение возникновения и распространения мусульманского феминизма в России и на территории стран Ближнего Востока в отечественной историографии еще не предпринято. Следовательно, понятие «исламский феминизм», во всем его многообразии, является малоизученной темой, требующей всестороннего освещения.
Объект исследования -история распространения феминизма на территории стран Ближнего Востока
Предмет исследования -феминистическое движение на БВ и в РФXX - начале XXI вв.
Цель дипломной работы -проанализировать характерные особенности феминистского движения на Ближнем Востоке и в РФ
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить исторический процесс феминистического движения в странах Европы;
- исследовать феномен «исламский феминизм»;
- рассмотреть деятельность женских организаций арабских стран;
- проанализировать историю возникновения феномена феминизма во времена СССР и его положения на территории современной России;
- провести социологическое анкетирование по вопросам феминизма среди российских мусульман.
Теоретико-методологические основы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы исследования исторических источников, проясняющие их содержание, методы сравнительно-исторического, типологического анализа. На основе социологического метода проведено анонимное анкетирование по вопросам значимости феминизма в российской социокультурной жизни мусульман. Данные социологические исследования дали возможность детально изучить феномен возникновения и развития исламского феминизма в контексте социокультурных изменений, а также позволили выстроить все собранные факты в единую систему.
Эмпирические основы исследования. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на две группы.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса деятельности положения женщин: А. Карам, Ф. Рахман, А.В. Михалёва, И.Н. Тартаковская, С.Г.Айвазова, О.А.Воронина, А.А. Гафаров.
Вторую группу составляют иностранные исследователи, которые также заинтересованы в данной теме: А. Вадуд, Ф.Мернисси, М.Бадран, З. Мир-Хоссейни.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в расширении и углублении знаний об истории борьбы женщин за свои права в странах Ближнего Востока и в РФ.
Свидетельство практической ценности состоит в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке информационного материала о мусульманском феминизме, женских движениях в РФ, а также послужить основой при написании проектов, статей, курсовых и дипломных работ студентами.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
С процессом централизации патриархальной роли в государствах на Ближнем Востоке XX века многие законы и политика, как в публичной, так и во внутренней сфере, оказались под прямым надзором органов исполнительной власти, которые способствовали диссеминации женской дискриминации. Женщины были лишены полномочий практически во всех сферах жизни. Роль репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде мусульман исследуется в процессе формирования гендерного равенства. Особое место в этом концепте отводится женским движениям на Ближнем Востоке, которые внесли значительный вклад в различные сферы общества, позволив некоторым государствам выйти на международный уровень с западными странами, в которых процент женского образования гораздо выше, чем во многих восточных странах.
В современных реалиях исламская религиозная традиция переходит в продвинутую стадию модернизации гендерного равноправия, связанного, в первую очередь, с распространением глобализационных тенденций, способствующих популяризации идей западных культур и национальных традиций. Так, в связи с ускорением глобальной трансформации по гендерным вопросам в современном исламском обществе, происходит становление и распространение женских организаций.
Наряду с растущим фактическим равенством в обществе появляется все больше научных работ, связанных с комплексным анализом проблемы мусульманского феминизма в России, вопросов женской эмансипации и изучения роли мусульманских женщин в общественной жизни, их участия в социальной, политической и культурной жизни страны.
За свою более чем столетнюю историю коллективной деятельности мусульманские женщины добились впечатляющих достижений в области образования; научном, литературном и художественном творчестве; а в некоторой степени и в экономической производительности и социально-политическом участии. Несмотря на квантовый скачок в развитии равноправия, по-прежнему остро стоит вопрос в брачно-семейной сфере (наследство, брак, развод и опека над детьми), а также домашнем насилии, как в Российской Федерации , так и во многих странах Ближнего Востока (Йемен, Тунис, Египет) .
Степень научной разработанности проблемы. Научная литература данного исследования представлена у ученых широкого спектра научных отраслей: историков, философов, политологов, уделявших внимание в своих вопросам социально-политического положения женщин в ряде стран Ближнего Востока. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса положения женщин на Ближнем Востоке. В российской философской мысли формирование идей равноправия и освобождения женщин от патриархальной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В.Н. Блондина, Н.А. Бердяева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.
Также следует обратить внимание на многозначительный труд российского политического деятеля С. А. Багдасарова «Ближний Восток: Вечный конфликт» , который проводит не только историко-философский анализ, но и акцентирует внимание на взаимоотношении различных этнорелигиозных групп и женщин в странах Ближнего Востока.
История становления феминизма, развития эмансипации и женского движения в СССР и современной России, а также социально-политические аспекты исследования ущемления женщин в русской культуре легли в основу исследований А.М. Коллонтай, О.В. Ворониной, О.Е. Лысенко, А.А. Гафарова, С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н.Л. Пушкарёвой.
Важным трудом, посвященным вопросам становления феминистской герменевтики в исламе, стоит признать статью Д.В. Мухетдинова «Исламская феминистская герменевтика: история становления и основные идеи» . В ней автор рассматривает историю феминистской герменевтики, ее основные идеи и теоретические основы. Ценность данной работы заключается в слабой разработанности проблематики исламской феминистской герменевтики на территории современной России.
Ко второй группе источников относится значимый труд знаменитой турецкой активистки Бахрие Учок «Женщины - правительницы в мусульманских государствах» . В своем труде она приводит биографические очерки выдающихся мусульманских женщин, исследует яркие эпизоды их общественной деятельности, подробно рассматривает политическую борьбу за равноправие и вступление женщин на престол в исконно-патриархальном обществе.
К третьей группе относятся опубликованные документальные источники, помещенные преимущественно в журнале «Женский Мир» (персид. زانانجان) 1921 г., «Девушка» (араб. (الفتاة) в Египте, «Девушка Востока» (араб. (الشرقالفتاة), в Сирии «Красавица» (араб. (الحسنئ).
К четвёртой группе относятся издания на английском языке. Основной работой данного исследования можно назвать книгу знаменитой британской феминистки, писательницы и философа Мэри Уолстонкрафт (1759-1997) «В защиту прав женщин» («A VindicationoftheRightsofWoman»).В своей работе она выдвигает собственную декларацию прав женщин, которая сможет уравнять их с мужчинами во всех сферах общества: экономической, политической, социальной. Она отмечает важность конвенции о ликвидации всех форм дискриминаций, согласии на вступление в брак, наследовании и образовании.
Для корректной терминологии данной исследовательской работы мы используем также «Словарь Гендерных Терминов» под редакцией А.А. Денисовой. Это наиболее полное российское издание, предоставляющее англоязычные варианты гендерных терминов. В настоящий энциклопедический словарь вошли также словарные статьи исследователей из РФ и стран зарубежья.
Также весьма интересны работы, касающиеся положения женщин и их участие в политической жизни страны, имеющие частичное раскрытие в диссертациях Фарзане Аждарии и Дирин Махмуд.
Необходимо отметить труды зарубежных авторов, таких как Mahdi, Ali, Mir-Hosseini, Ziba, Fadaee, S., Tahmasebi-Birgani
Таким образом, несмотря на неоднократные обращения различных отечественных и зарубежных исследователей к истории статуса женщин разных исторических периодов, до сегодняшнего дня комплексное изучение возникновения и распространения мусульманского феминизма в России и на территории стран Ближнего Востока в отечественной историографии еще не предпринято. Следовательно, понятие «исламский феминизм», во всем его многообразии, является малоизученной темой, требующей всестороннего освещения.
Объект исследования -история распространения феминизма на территории стран Ближнего Востока
Предмет исследования -феминистическое движение на БВ и в РФXX - начале XXI вв.
Цель дипломной работы -проанализировать характерные особенности феминистского движения на Ближнем Востоке и в РФ
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить исторический процесс феминистического движения в странах Европы;
- исследовать феномен «исламский феминизм»;
- рассмотреть деятельность женских организаций арабских стран;
- проанализировать историю возникновения феномена феминизма во времена СССР и его положения на территории современной России;
- провести социологическое анкетирование по вопросам феминизма среди российских мусульман.
Теоретико-методологические основы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы исследования исторических источников, проясняющие их содержание, методы сравнительно-исторического, типологического анализа. На основе социологического метода проведено анонимное анкетирование по вопросам значимости феминизма в российской социокультурной жизни мусульман. Данные социологические исследования дали возможность детально изучить феномен возникновения и развития исламского феминизма в контексте социокультурных изменений, а также позволили выстроить все собранные факты в единую систему.
Эмпирические основы исследования. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на две группы.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса деятельности положения женщин: А. Карам, Ф. Рахман, А.В. Михалёва, И.Н. Тартаковская, С.Г.Айвазова, О.А.Воронина, А.А. Гафаров.
Вторую группу составляют иностранные исследователи, которые также заинтересованы в данной теме: А. Вадуд, Ф.Мернисси, М.Бадран, З. Мир-Хоссейни.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в расширении и углублении знаний об истории борьбы женщин за свои права в странах Ближнего Востока и в РФ.
Свидетельство практической ценности состоит в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке информационного материала о мусульманском феминизме, женских движениях в РФ, а также послужить основой при написании проектов, статей, курсовых и дипломных работ студентами.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Долголетняя феминистская деятельность достигла определенных уровней трансформации и глобализации общества, как в странах Европы, так и в странах Ближнего Востока. Ведя свою борьбу против патриархальной системы, проявляющейся в ущемлении прав и свобод женщин, активистками были созданы диссидентские журналы, посвящённые актуальным замалчиваемым проблемам в традиционном обществе, скрытым и глубинным психологическим проблемам, партнерским и межличностным проблемам взаимоотношений.
Исламский феминизм на протяжении десятилетий был инструментом для различных способов выражения гендерных отношений и способствовал появлению новых религиозных практик и определенных форм общественно-политического прогресса. Отсутствие социально-экономических прав и законов о равноправии– отрицательные факторы, влияющие на формы международной интеграции исламских феминисток.
Обсудив вклад исламского феминизма в феминистскую мысль, стоит обратиться к его постмодернистским и постколониальным истокам в СССР. Начиная с постановки гендерных проблем в существующей политической системе, разработки феминистской идеологии, коллективных действий и популяризации, женское движение прошло сложный путь для достижения конкретных целей. Главной силой этого движения стали сами женщины, в историю вошли имена самых ярких из них.
На рубеже XIX-XX веков положение женщин в обществе оставалось пассивным и второстепенным. Особенно тяжело приходилось женщинам из низшего класса населения-крестьянкам в деревнях и наемной прислуге, поскольку даже положительные изменения на них практически не отражались. Потомственным дворянкам, не желавшим провести всю жизнь в тени мужа, приходилось отстаивать свое право на образование. Ущемлённые в правах женщины жаждали перемен, как никогда раньше.
Основными направлениями женского освободительного движения были:
1. Либерально-демократическое. Главными идеями были: достижение абсолютного гендерного равенства в гражданских и политических правах, распространение благотворительности, доступность образования, международное сотрудничество и создание единого движения.
2. Социал-демократическое (пролетарское): борьба пролетариата за достижение всеобщего равенства на основе философских позиций марксизма.
3. Национально-патриотическое: второстепенная роль женщины в обществе.
4. Нравственно-этическое: помощь молодым матерям, матерям-одиночкам, а также женщинам, отбывающим тюремное заключение.
5. Клерикальное: религиозная концепция
Мотивов присоединиться к женскому движению было много: невозможность реализовать себя в одиночку в профессиональной или политической деятельности, осознание закрепления гендерного неравенства на законодательном уровне страны, влияние либеральных и революционных идей на традиционный уклад семьи и общества, возможность участвовать в просветительской деятельности, получать гуманитарную и продовольственную помощь в благотворительных женских организациях.
В анализе политического участия женщин лежит несколько исторических периодов: дореволюционный, революционный и постреволюционный. В рамках дореволюционного периода обсуждалось положение и роль женщин в Российской империи до февральской революции 1917 года. Законодательство не предоставляло женщинам социальное и медицинское страхование, больничный отпуск и право на аборт. Анализ революционного движения показал, что из большевистских переворотов 1917 года именно пролетарское женское движение вышло победителями, самыми яркими фигурами в нем стали Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Заинтересованность в женской эмансипации нашло отражение в их коммунистической деятельности. Революции 1917 года, вовлекли женщин в общественную жизнь страны, политизировали концепт феминизма и заложили основы эмансипации женщин. Постреволюционный период характеризуется временным застоем феминистского движения, однако, в 1990-ых гг. происходит трансформация феминистских движений и идеи равноправия берут верх.
Подводя итог можно сделать вывод, что постепенное достижение общественного прогресса стимулирует активацию женского участия в социокультурной сфере общества. Процессы глобализации и модернизации делают возможной трансформацию консервативных взглядов по вопросам места и роли женского населения в обществе. И, несмотря на принятие многочисленных законов, расширения прав и возможностей женщин во многих областях, вопросы равноправия требуют большего внимания со стороны федеральных законов.
Исламский феминизм на протяжении десятилетий был инструментом для различных способов выражения гендерных отношений и способствовал появлению новых религиозных практик и определенных форм общественно-политического прогресса. Отсутствие социально-экономических прав и законов о равноправии– отрицательные факторы, влияющие на формы международной интеграции исламских феминисток.
Обсудив вклад исламского феминизма в феминистскую мысль, стоит обратиться к его постмодернистским и постколониальным истокам в СССР. Начиная с постановки гендерных проблем в существующей политической системе, разработки феминистской идеологии, коллективных действий и популяризации, женское движение прошло сложный путь для достижения конкретных целей. Главной силой этого движения стали сами женщины, в историю вошли имена самых ярких из них.
На рубеже XIX-XX веков положение женщин в обществе оставалось пассивным и второстепенным. Особенно тяжело приходилось женщинам из низшего класса населения-крестьянкам в деревнях и наемной прислуге, поскольку даже положительные изменения на них практически не отражались. Потомственным дворянкам, не желавшим провести всю жизнь в тени мужа, приходилось отстаивать свое право на образование. Ущемлённые в правах женщины жаждали перемен, как никогда раньше.
Основными направлениями женского освободительного движения были:
1. Либерально-демократическое. Главными идеями были: достижение абсолютного гендерного равенства в гражданских и политических правах, распространение благотворительности, доступность образования, международное сотрудничество и создание единого движения.
2. Социал-демократическое (пролетарское): борьба пролетариата за достижение всеобщего равенства на основе философских позиций марксизма.
3. Национально-патриотическое: второстепенная роль женщины в обществе.
4. Нравственно-этическое: помощь молодым матерям, матерям-одиночкам, а также женщинам, отбывающим тюремное заключение.
5. Клерикальное: религиозная концепция
Мотивов присоединиться к женскому движению было много: невозможность реализовать себя в одиночку в профессиональной или политической деятельности, осознание закрепления гендерного неравенства на законодательном уровне страны, влияние либеральных и революционных идей на традиционный уклад семьи и общества, возможность участвовать в просветительской деятельности, получать гуманитарную и продовольственную помощь в благотворительных женских организациях.
В анализе политического участия женщин лежит несколько исторических периодов: дореволюционный, революционный и постреволюционный. В рамках дореволюционного периода обсуждалось положение и роль женщин в Российской империи до февральской революции 1917 года. Законодательство не предоставляло женщинам социальное и медицинское страхование, больничный отпуск и право на аборт. Анализ революционного движения показал, что из большевистских переворотов 1917 года именно пролетарское женское движение вышло победителями, самыми яркими фигурами в нем стали Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Заинтересованность в женской эмансипации нашло отражение в их коммунистической деятельности. Революции 1917 года, вовлекли женщин в общественную жизнь страны, политизировали концепт феминизма и заложили основы эмансипации женщин. Постреволюционный период характеризуется временным застоем феминистского движения, однако, в 1990-ых гг. происходит трансформация феминистских движений и идеи равноправия берут верх.
Подводя итог можно сделать вывод, что постепенное достижение общественного прогресса стимулирует активацию женского участия в социокультурной сфере общества. Процессы глобализации и модернизации делают возможной трансформацию консервативных взглядов по вопросам места и роли женского населения в обществе. И, несмотря на принятие многочисленных законов, расширения прав и возможностей женщин во многих областях, вопросы равноправия требуют большего внимания со стороны федеральных законов.



