ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «КОМПОЗИТОР» И «ИСПОЛНИТЕЛЬ»: О ПОНЯТИЯХ «ГЕНИЙ», «ТАЛАНТ», «ВДОХНОВЕНИЕ» 13
§ 1. «Композитор»: о понятии «гений» 13
§ 2. «Исполнитель»:
о понятиях «гений», «талант», «вдохновение». 18
ГЛАВА 2. «КОМПОЗИТОР» И «ИСПОЛНИТЕЛЬ»: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 25
§ 1. «Новое искусство» против итальянских «кринолинов» 25
§ 2. Об исполнительском профессионализме 39
ГЛАВА 3. «ОБРАЗ» ПЕВЦА И ИНСТРУМЕНТАЛИЗСТА-ВИРТУОЗА В ТРАКТОВКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО 40
§ 1. О мастерстве певца и его сценической «роли» 40
§ 2. Итальянский вокал и сценическая практика 47
§ 3. О романтическом образе музыканта-исполнителя 51
§ 4. О «виртуозности» и виртуозах 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 67
Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804 – 1869) – одна из наиболее ярких и своеобразных фигур в отечественной литературе, философии, музыкознании, истории музыкальной критики XIX века. После окончания Московского университетского благородного пансиона Одоевский перешел на государственную службу и в последующие годы жизни сменил множество поприщ: переехав в Петербург в 1826 году поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел, с 1846 года по 1861 год являлся помощником директора Императорской публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека), а также директором Румянцевского музея.
За свою неутихающую жажду знаний среди современников Одоевский получил кличку «Фауст», что в целом весьма точно соответствовало реальности, ведь поле интересов Одоевского отличалось чрезвычайной широтой, а деятельность разнообразностью. Одоевский был человеком универсальных талантов и знаний энциклопедических масштабов. Он оставил после себя богатое публицистическое и литературное наследие, в частности философский роман «Русские ночи» (1844), известную сказку «Городок в табакерке»(1834), «Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве» (публиковались в «Литературной газете с 1844 года) и др. Одоевского не раз относили к «русским гофманистам» за превалирующую эстетику романтизма, которой проникнуты его новеллы, повести и сказки, утопические и фантастические произведения. Помимо этого, он проявил себя как незаурядный музыкант-любитель, занимался композицией, теорией музыки (создал труд «Музыкальная грамота, или основания музыки для не-музыкантов», 1868) и музыкальной эстетикой. Ему принадлежат эстетические трактаты «Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке»(1825) и «Гномы XIX века»(1825), работа над которыми началась незадолго до смерти, и завершить их Одоевский так и не смог. Уникальная в своем роде универсальность личности так же проявлялась в интересе Одоевского к проблемам музыкальной акустики. Стоит упомянуть о том, что он изобрел энгармонический кабинетный орган (клавицин), процесс создания и особенности которого запечатлел в заметке «Русский простолюдин» .
Несмотря на то, что Одоевский не являлся профессиональным музы-кантом, сфера его музыкально-критической деятельности оказалась весьма обширной, а работы в данной области крайне востребованы . Он публиковался в самых крупных периодических изданиях своего времени — «Северная пчела», «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», «Санктпетербургские ведомости», «Прибавление к Московскому телеграфу», «Московский наблюдатель», «Московские ведомости», «Литературная газе-та», «Энциклопедический лексикон». Помимо этого, он сотрудничал с пушкинским «Современником» и другими изданиями. Его статьи охватывали различные жанры (анонс, рецензия) и отражали многие аспекты современной музыкальной жизни: инструментальное и вокальное исполнительство, музыкальный театр, включающий оперные произведения, композиторская деятельность классиков и современников. Одоевским написан ряд статей, посвященных творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, В. Беллини, М. И. Глинки, А. Н. Верстовского. В связи с плодовитостью и увлеченностью вопросами музыкальной философии и критики, а также погруженностью в исторический, культурный и эстетический контекст, деятельность Одоевского является своего рода отражением, существовавшей в эпоху романтизма, музыкально-критической практики первой половины XIX века.
Степень изученности музыкально-критической деятельности Одоеского на сегодняшний день только на первый взгляд представляется исчерпанной. Следует упомянуть издание «В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие», опубликованное в 1956 году под редакцией Г. Б. Бернандта, и представляющее собой собрание музыкально-критических статей и рецензий, фрагментов, новелл, личной переписки Одоевского с современниками. Во вступительной статье к данному изданию Бернандта «В. Ф. Одоевский – музыкант» содержится довольно обширный свод данных биографического толка, обращается внимание на некоторые литературные про-изведения писателя, освещаются его политические и эстетические взгляды, отношения с современниками (В. К. Кюхельбекером, Ф. В. Булгариным, В. Г. Белинским и др.). Бернандт подробно анализирует литературные, музыкальные и другие предпочтения, создавая некий образ Одоевского как человека, принадлежавшего своему времени, вписанного в исторический, социально-политический и культурный контексты. Но, очевидно то, что анализ музыкально-критической деятельности Одоевского, предпринятый Бернандтом, не свободен от «советизмов», оценки публикатора явно нуждаются сегодня в пересмотре, необходимо также уточнение источников, проверка информации (Бернард грешит неточностями), а также более объективный взгляд на творчество Одоевского с позиций сегодняшнего времени.
Ю. А. Кремлёв в трехтомном издании «Русская мысль о музыке» (1935) отмечает важность и особенность влияния Одоевского на пропаганду творчества русских композиторов, например, Глинки. Но и эта работа, без сомнения, сегодня устарела. Кроме того, Одоевский упоминается в книге А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики» (1927), ему уделяется внимание в работе Т. Н. Ливановой «Оперная критика в России» (в 2-х томах, 1981), где отмечается неоспоримый вклад Одоевского в развитие данной области музыкально-критической мысли, но и в этом случае необходима «переоценка ценностей».
Музыкально-критическим и литературным творениям Одоевского, а так же его личностным качествам, посвящены отдельные труды и собрания сочинений. Среди них: «В память о князе Владимире Фёдоровиче Одоевском» (1869), где содержатся воспоминания и рассказы Н. В. Путяты, К. А. Тимирязева и др., «Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах» Н. Ф. Сумцова(1884), «Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса» (сост. и вступ. ст. В. И. Сахарова, 2006), а также труды В. Г. Белинского «Сочинения кн. В. Ф. Одоевского» (Полн. собр. соч. Т. 8. М., 1955. С. 297—323), П. Н. Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский» (Т.1. Ч. 1—2. М., 1913), Ю. В. Манна «В. Ф. Одоевский и его “Русские ночи»» (в кн.: «Русская философская эстетика». М., 1969).
В данной работе так же привлекаются труды отечественных и зарубежных музыковедов, помогающие выстроить причинно-следственные связи, исторические и культурно-эстетические взаимодействия, создать контекст и плацдарм для эффективного анализа работ Одоевского в условиях современной научной реальности.
Одним из таких трудов является книга известного отечественного музыковеда, доктора искусствоведения и профессора Московской консерватории Л. В. Кириллиной «Классический стиль в музыке XVIII–начала XIXвеков. Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996). Данная работа дает возможность соотнести ряд понятий, касающихся проблем музыкального профессионализма, концептов «композитор—исполнитель», актуализованных в данной квалификационной работе.
Так же в качестве ценного источника для данного исследования был привлечен труд М. А. Сапонова, доктора искусствоведения и профессора Московской консерватории, под названием «Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы» (2004). Важность понимания самого термина «профессионализм» и его трактовки в различные исторические периоды, играет для нас огромное значение. В данном случае, исследуя музыкальную культуру эпохи средневековья, Сапонов ссылается на знаменитого советского фольклориста П. Г. Богатырёва и привлекает понятие «профессионализма» в тесной связке с фольклорным творчеством. На почве этого сравнения народного и профессионального искусства, мы находим некоторое объяснение исходного смысла самых явлений – «профессиональный музыкант», «профессионализм», «профессионал». Эти выводы помогают в процессе данного дипломного исследования объяснять сходные понятия в контексте музыкальной критики В. Ф. Одоевского.
В данной дипломной работе представлены музыкально-критические рассуждения Одоевского, касающиеся отдельных персоналий истории музыки. В частности, Глинки, личность которого имела важное значение для критика как синоним огромного раскрывающегося потенциала русской музыки. Ввиду этого факта, невозможно было не затронуть в работе позицию американского ученого Ричарда Тарускина, касающуюся данного вопроса и пред-ставленную в книге «Defining Russia musically» (1997). В данном основательном исследовании Тарускин так же, как и ранее Одоевский, на которого автор ссылается, обсуждает вопрос специфики музыкального языка Глинки как основы русской национальной оперы.
Несмотря на ряд трудов, многие аспекты музыкально-критической деятельности Одоевского на сегодняшний день всё еще остаются недостаточно изученными.
Цель работы: исследование концептов «композитор» и «исполнитель» в музыкально-критической деятельности Одоевского.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятия «гений», «талант», «вдохновение», «творчество» в качестве смысловых констант феномена «композитор—исполнитель»;
2. акцентировать внимание на трактовке Одоевским понятия музыкального профессионализма в области композиторского и исполнительского творчества;
3. выявить отношение Одоевского к решению проблемы вокально-исполнительского мастерства оперного певца;
4. дать характеристику образа музыканта-инструменталиста романтической эпохи;
5. акцентировать внимание на решении Одоевским проблемы виртуозного исполнительства.
К основным источникам данной работы относятся статьи Одоевского, где рассматривается феномен «композитора», начиная с классиков и заканчивая современниками. Среди них статьи, посвященные творчеству Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Винченцо Беллини, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера, Михаила Ивановича Глинки: «Сотворение мира Гайдна. – «Колокол» Шиллера. – Концерт г. Ромберга», «Еще о представлении «Нор-мы», «Берлиоз в Петербурге», «Первый концерт Вагнера в Москве 13 мар-та», «Вагнер в Москве», «Рихард Вагнер и его музыка», «Новая Русская опера: Иван Сусанин», «Русская или итальянская опера?».
Также в качестве материала используются критические статьи и рецензии Одоевского, посвященные концертной деятельности гастролировавших и работавших в Петербурге музыкантов-инструменталистов: бельгийских скрипачей Александра Жозефа Арто и Анри Вьётана, немецкого композитора и пианиста Адольфа фон Гензельта, братиславского скрипача Миксы (Михаила) Гаузена, норвежского скрипача и композитора Уле Булля, бельгийско-го виолончелиста и композитора Адриена Франсуа Серве. Творчеству этих музыкантов посвящены следующие музыкально-критические статьи Одоевского: «Арто и Люилье», «Музыкальные надежды», «Вьётан и Арто», «Скрипач Арто», «Музыкальные вечера Арто», «Смесь», «Смесь. Гензельт», «Последний концерт Рубинштейнов», «Тальберг. – Концерт Фи-лармонического общества. Виолончелист Серве», «Виолончелист Серве. – Исторические концерты», «Еще об Уле Булле», «О завтрашнем концерте Уле Булля» , «Уле Булль в Москве», «Концерт Г. Гаузера».
С помощью анализа данных текстов Одоевского становится возможным выявить отношение критика к проблеме профессионализма, определяющей смысловые доминанты концептов «композитор» и «исполнитель», охарактеризовать контекст, где используются первостепенно важные для данного дискурса понятия — «гений», «талант», «творчество», «вдохновение», «профессионализм».
Равнозначное место в данной работе занимают статьи Одоевского, в которых содержится оценка профессионализма, наличие, по мнению критика, необходимых качеств для оперного певца, и вокального творчества в целом. Избранные герои критика: Эмма Лагруа, Александр Олимпиевич Бантышева, Генриетты Карл, Михаил Сариотти.
Цитируемые фрагменты, касающиеся творчества данных певцов и при-веденные в качестве опорного материала в работе, содержатся в следующих статьях Одоевского: «Лагруа в роли Донны Анны», «О спектакле 10 апреля и о Бантышеве», «Русский певец Михаил Сариотти», «Итальянский театр. Дон Жуан – опера Моцарта, 31 января; бенефис г-жи Анти», «Немецкий театр. Дон Жуан опера Моцарта, представленная в Александрийском театре 22 октября, в бенефис г-жи Карл», «Еще о представлении Нормы», «Концерт г-жи Александровой», «Русская или итальянская опера?».
В данной работе на примере избранных для анализа текстов удается высветить актуальные проблемы музыкальной критики первой половины XIX века: специфику романтического типа музыканта-виртуоза, «роли» и мастерство оперного певца, особенности итальянской вокальной школы, музыкальные вкусы читательской аудитории Одоевского. Постановка основной проблематики расширяет представление современного музыкознания о процессах развития музыкального искусства в целом, и, в частности, музыкального творчества, инструментального и вокального исполнительства XIX века. Заявленная проблематика на избранном материале (текстах Одоевского) практически не исследовалась, что определяет актуальность данной работы.
Для совершенствования профессиональной современной музыкальной критики, на наш взгляд, так же может оказаться полезным более подробное и глубокое изучение данной области музыкознания. Неоспоримое место в процессе развития этой области занимала личность Одоевского и его музыкально-критические работы. На многие термины и понятия, как будет показано в дальнейшей работе, используемые критиком для характеристик профессиональных качеств композиторов и исполнителей, на сегодняшний день наложен негласный мораторий. Выявление первоначальных смыслов, привносимых Одоевским в данные понятия в соответствующей ему эстетико-культурной манере, способно вывести отношение к данным понятиям сегодня на более объективный уровень понимания. Проследив пути изменения смысловых нагрузок и оттенков данных понятий в контексте концептов «композитор» и «исполнитель», современный музыкальный критик становится способным к более глубокому анализу и сравнению критериев качества музыкального мастерства и профессионализма в современной и исторической перспективах.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, и снабжена списком литературы.
Во Введении дается краткое описание профессиональной деятельности Одоевского, его научных интересов, а так же осуществляется необходимый сжатый обзор основных публицистических и художественных произведений, представляющих безусловный интерес для данного дипломного исследования; перечисляются основные периодические издания, где публиковались музыкально-критические статьи, используемые в качестве основного мате-риала для данной работы, и другие литературные произведения Одоевского; определяются цели и задачи работы; дается краткий анализ основной литера-туры по избранной теме с акцентом на ее ценности, объективности и информативности в условиях контекста исследования; представлен обзор источников — разного рода статьи Одоевского.
Первая глава «”Композитор” и “исполнитель”: о понятиях “гений”, “талант”, “вдохновение”» ориентирована на выявление и формирование представлений об основных элементах понятийного аппарата, который вы-страивает Одоевский. Основной задачей является обнаружение и прояснение контекста, в котором критик использует необходимые для данного дипломного исследования понятия — «гений», «творец», «творчества», «талант», «вдохновение». Мы оцениваем эти понятия, существующие в контексте трудов Одоевского, с двух возможных точек зрения – современной и аутентичной, определяя их значение, многоуровневые смыслы, контекст их использования. Материал, рассматриваемый в данной главе, дает возможность отойти от привычных и современных нам норм употребления терминов, и проникнуть в мир музыкальной критики Одоевского, для которого данные понятия являлись основой и неотъемлемой частью объяснения с читателем.
Вторая глава «”Композитор” и “исполнитель”: проблемы профессионализма» посвящена основным проблемам, связанным c типом музыканта-профессионала и профессионализма как явления в музыкально-историческом аспекте. Акценты на данной проблематике расставлены в статьях Одоевского в косвенной форме, не прописаны критиком дословно, но в процессе анализа литературных текстов становится очевидным, что Одоевского неизменно волновали данные аспекты музыкального творчества. В текущей главе рассматриваются критерии, по которым Одоевский оценивает мастерство, профессионализм композиторов и исполнителей — оперных певцов и инструменталистов. В ходе анализа и выявления данных критериев мы находим некоторые схожие моменты, которые должны были быть, согласно Одоевскому, присущи любому музыканту-профессионалу. А так же мы обнаруживаем частные и специфические для каждой области музыкального творчества характеристики, которые Одоевский неизменно обязывает музы-канта иметь.
В Третьей главе «”Образ” певца и инструменталиста-виртуоза в трактовке В. Ф. Одоевского» рассматривается «образ» исполнителя и композитора, выстраиваемый в ходе анализа критических работ Одоевского. Этот «образ» имеет свои характеристики, на формирование которых влияли философско-эстетические и мировоззренческие тенденции эпохи романтизма. В процессе анализа текстов выявляется взгляд Одоевского на музыканта-исполнителя как универсальную личность, личность романтической эпохи.
В Заключении в обобщающей форме представлены основные выводы работы.
В данной работе была предпринята попытка анализа музыкально-критических работ Одоевского, посвященных творчеству композиторов, исполнителей — инструменталистов и певцов. Перед нами стояла задача обо-значить круг наиболее важных проблем, связанных с позицией Одоевского в связи с концептами «композитор» и «исполнитель» в рамках композиторского творчества, инструментального и вокального исполнительства первой половины XIX века.
На основе анализа критических текстов Одоевского, посвященных творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Беллини, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. И. Глинки, удалось выявить некий концепт «композитора», характерный для данной эпохи. Феномен «композитора» репрезентируется Одоевским, а его мировоззрение формировалось на рубеже эпох классицизма и романтизма, через понятия «гений», «творец», «талант», «вдохновение». Он одним из первых вводит эти понятия в отечественную музыкально-критическую практику. «Генияльный» композитор в трактовке Одоевского наделен высшей духовной силой, божественным началом, способностью «сотворить мир». Таковыми для Одоевского являлись Гайдн, Моцарт, Бетховен и др. Концепт «композитор» содержит в себе оценку Одоевским творческого мастерства, определенные качественные характеристики, наличествующие у тех композиторов, с которыми он соотносит понятие «гений» или же отсутствующие у тех, кому он отказывает в профессионализме, негативно оценивая их творчество.
Аналогичными понятиями пользуется Одоевский и в оценках творчества исполнителей (скрипачей, виолончелистов, пианистов, певцов). «Гениальность», «талант», «вдохновение» он рассматривает в контексте оценки исполнительского мастерства, его новизны, противопоставляет «посредственное», «скучное», «неяркое» исполнение «одухотворенному», способному «оживить» инструмент, «проникать в душу». Истинный музыкант способен, благодаря «вдохновению» и «одухотворенности», стереть границы между реальным миром и миром божественным. Техническое мастерство исполнителя является для Одоевского лишь способом донести до слушателя наиболее высокий смысл музыкального произведения.
Значимым понятием для критика становится понятие профессионализма в композиторском и исполнительском творчестве. Для нас его позиция становится понятной, благодаря разного рода наблюдениям аналитического толка, например, по поводу оркестровки Беллини, Верди, Берлиоза, Вагнера. Его оценки отмечены тонким знанием музыкальной ткани произведений, партитуры, оркестровки.
Тема «национального» в музыкальном искусстве в данной работе специально не рассматривалась, тем не менее, ее нельзя было обойти в анализе статей, посвященным творчеству итальянских композиторов и Глинки. Одоевский жестко разграничивает в искусстве «итальянское» (Беллини, Верди), к которому он относился с огромной неприязнью, и «немецкое» (Вагнер) — «русское» (Глинка). Он отказывает итальянским композиторам в оригинальности, в новациях в сфере музыкального языка, в уникальности музыкального мышления, т.е. в профессионализме.
Профессионализм исполнителя также выявляется через понятие «мастерства», конкретизируемое через характеристики технической оснащенности, способности «пения» на инструменте, разнообразию, новизне. Одоевский в отличие от других критиков позитивно отзывался об исполнителях «новой школы», виртуозах — Булле, Арто, Серве. Он воссоздает характерный для эпохи образ музыканта-инструменталиста, существовавшего в пространстве музыкальной культуры эпохи романтизма: образ возвышенного творца, коим и должен являться настоящий исполнитель как одухотворенный носитель менталитета эпохи. Проблема виртуозности в исполнительском искусстве решалась критиком неоднозначно, поэтому в работе была предпринята попытка структурирования и разведения, выявленных в текстах Одоевского, граней понятия виртуозности и типа музыканта-виртуоза. Техническая оснащенность исполнителя — важный критерий мастерства, но чрезмерные «фокусы-покусы» и «фарсы» в этой сфере Одоевским осуждались. Главное «торжество» игры он ощущал только в «пении» инструмента, «пении» как залога качественного и востребованного публикой «утонченного» вкуса, наличествующего у исполнителя.
В связи с профессионализмом оперных певцов в позиции Одоевского очевидна связь с эстетикой романтической традиции. В певце, исполнителе той или иной роли, он видит некоего героя, способного «проникать в нашу душу и нашу плоть» с помощью музыкального языка произведения и своего таланта. Он считал высшим достижением искусства оперного певца его способность проникать в характер героя через музыку, а не текст либретто, и как следствие — создавать образ с помощью мастерского владения голосом, наличием школы, актерского таланта.
Мы предприняли попытку выявить созданный Одоевским образ музы-канта-исполнителя, романтика, позволяющий нам рассматривать критика как непосредственного участника музыкально-эстетической реальности своего времени. В дипломной работе расставлены основные акценты, соответствующие понятиям «гений», «талант», «творчество», «вдохновение», что дает возможность выявить позицию Одоевского в отношении к искусству музы-кантов-исполнителей, помогает понять, в каковых иерархических связях находились различные критерии в оценке деятельности инструменталистов.
Проблематика, заявленная в работе, безусловно, нуждается в дальнейшем исследовании. Так, на основе анализа музыкально-критических работ Одоевского, посвященных оперному исполнительству, мы приходим к выводам о том, какие проблемы волновали Одоевского в развитии данной области музыкального творчества. Освоение данного материала, выявление критериев оценки Одоевского, на наш взгляд, имеет перспективы для развития музыкальной критики сегодня. Также предстоит в дальнейшем рассматривать значимые для Одоевского темы «музыкального профессионализма» и «национального» в русской музыке.
Интересный аспект, лишь косвенно затронутый в работе, — литературный язык Одоевского. Критик-романтик в основном излагает текст в иносказательной форме, с использованием метафор как особого художественного приема, с характерной полнотой образного, романтического языка. Современникам этот язык был вполне понятен, но к сегодняшнему исследователю и читателю статей Одоевского предъявляются свои требования, касающиеся некоей расшифровки, толкования принципиальных и концептуальных выражений, словосочетаний, фраз, их «перевода» на язык терминов и понятий.
В связи с материалом работы — статьями Одоевского — в дальнейшей работе над данной темой необходимо работать с первоисточниками (рукописями статей, хранящимися в ОР РНБ, с прижизненными публикациями статей в периодических изданиях), поскольку в опубликованных версиях статей имеются купюры, нередко продиктованные идеологическими причинами, не-точностями разного рода, что привело к потере полного авторского содержания, утрате авторской лексики и др. Так что, для более подробного исследования данной проблематики в перспективе необходима дополнительная работа над изучением подлинников статей и рецензий Одоевского.
На основе анализируемого музыкально-критического опыта Одоевского, возникают некие контуры личности автора статей, что хотелось бы в дальнейшем очертить более подробно. Одоевского нельзя назвать полностью лояльным критиком, не позволяющим себе резких, нередко ядовито-саркастических оценок или выражений. Его манера высказывания, соответствующая романтическому мироощущению, всегда содержит высокий градус эмоциональности. В зависимости от его убеждений, негативных или позитивных, но, априори, обусловленных высочайшей образованностью, этическими нормами поведения и тонкостью натуры, мы наблюдаем либо крайне воодушевленного и восхищенного критика, либо сурового и непримиримого.
1. Белинский В. Г. Сочинения кн. В.Ф. Одоевского. Полн. собр. соч. Т. 8. – М., 1955.
2. Бернард Г. Б. В. Ф. Одоевский — музыкант // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бернарда. – М., 1956. – С. 4—74.
3. Берфорд Т. В. Дуэль смычков: у истоков паганиниевского мифа // Новая юность. 1998. – № 2. – С. 12 –14.
4. Берфорд Т. В. Стилевые истоки творчества Н. Паганини. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения. – СПб., 2000.
5. Габай Ю. С. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма // Проблемы музыкального романтизма / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. – СПб., 1987. – С. 5—30.
6. Гнилов Б. Г. Моностилистический музыкальный жанр в функции культурного «тарана» // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 160—168. http://ecsocman.hse.ru/text/16147124/ — дата обращения 10.05.2016.
7. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.
8. Зимин П. Н. История фортепиано и его предшественников. – М.: Музыка, 1968.
9. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. – М.: Моск. гос. консерватория, 1996.
10. Конен В. Дж. История зарубежной музыки. Вып. 3: С 1789 года до се-редины XIX века. Изд. 5-е. – М.: Музыка, 1981.
11. Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его «Русские ночи» // Русская философская эстетика. – М., 1969. – С. 104 – 169.
12. Махов А. Е. Звукомузыкальная эротика романтиков // Апокриф: Культурологический журнал. М., [1992]. № 1. С. 35—46. http://ec-dejavu.ru/m/Music_romanticism.html — дата обращения 10.05.2016
13. Махов А. Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М.: Лабиринт, 1993.
14. Михайлов А. В. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Гер-мании XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2 т. Т. 1. – М.: Музыка, 1981. С. 48—56.
15. Огаркова Н. А. В. Ф. Одоевский об итальянской опере: комментарии и размышления // Болховитиновские чтения—2011: Русское искусство в мировом художественном процессе / Материалы всероссийской научно-практической конференции: 10—12 ноября 2011 г. – Воронеж: ВГАИ, 2011. – С. 34—47.
16. Одоевский В. Ф. Вагнер в Москве // Там же. – С. 255—256.
17. Одоевский В. Ф. Взгляд на Москву в 1824 году // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бернарда. – М., 1956. – С. 86—88.
18. Одоевский В. Ф. Вьётан и Арто // Там же. – С. 164—165.
19. Одоевский В. Ф. Гензельт // Там же. – С. 171—172.
20. Одоевский В. Ф. Еще об Уле Булле // Там же. – С. 157—159.
21. Одоевский В. Ф. Еще раз о представлении «Нормы» // Там же. – С. 148—150.
22. Одоевский В. Ф. Записки для моего правнука о русской литературе // Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве. – М., 1982. – С. 60—66.
23. Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса // сост. и вступ. ст. В. И.Сахарова. – М.: Художественная литература, 1981.
24. Одоевский В. Ф. Итальянский театр. Дон Жуан — опера Моцарта, 31 января; бенефис г-жи Анти // Там же. – С. 92—95.
25. Одоевский В. Ф. Итальянский театр: Дон Жуан — опера Моцарта, 31 января; бенефис г-жи Анти // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бернарда. – М., 1956. – С. 92—95.
26. Одоевский В. Ф. Лагруа в роли Донны Анны // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бернарда. – М., 1956. – С. 240—249.
27. Одоевский В. Ф. Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // Там же. – С. 371—385.
28. Одоевский В. Ф. Немецкий театр в С.-Петербурге // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» на 1837 год. № 7. 13 февраля. – С. 62—66.
29. Одоевский В. Ф. Немецкий театр. Опера Дон Жуан Моцарта, представленная на Александрийском театре 22-го октября, в бенефис г-жи Карл // Там же. – С. 111—112.
30. Одоевский В. Ф. О завтрашнем концерте Уле Булля // Там же. – С. 159—160.
31. Одоевский В. Ф. О концерте Филармонического общества данном в пользу вдов и сирот 23 декабря 1931 года // Там же. – С. 105—106.
32. Одоевский В. Ф. О спектакле 10 апреля и о Бантышеве // Там же. – С. 108—109.
33. Одоевский В. Ф. Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга // Там же. – С. 197—198.
34. Одоевский В. Ф. Рихард Вагнер и его музыка // Там же. – С. 260—274.
35. Одоевский В. Ф. Руслан и Людмила, опера русского музыканта Глинки (Отрывок из письма к журналисту) // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бернарда. – М., 1956. – С. 205—212.
36. Одоевский В. Ф. Русская или итальянская опера? // Там же. – С. 309—315.
37. Одоевский В. Ф. Русские ночи / Изд. подгот. Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. И. Медовой. – М., 1975.
38. Одоевский В. Ф. Русский певец Михаил Сариотти // В. Ф. Одоевский. Литературно-музыкальное наследие / Ред., вступ. ст., прим. Г. Б. Бер-нарда. – М., 1956. – С. 249—250.
39. Одоевский В. Ф. Русский певец Михаил Сариотти // Там же. – С. 249—250.
40. Одоевский В. Ф. Скрипач Арто// Там же. – С. 198—199.
41. Одоевский В. Ф. Уле Булль в Москве // Там же. – С. 172—173.
42. Одоевский В.Ф. Виолончелист Серве. – Исторические концерты // Там же. – С. 185—187.
43. Одоевский В.Ф. Выписка из письма князя Владимира Одоевского в Москву к А.Н. Верстовскому // Там же. – С. 194—197.
44. Одоевский В.Ф. Музыкальные вечера Арто // Там же. – С. 199—200
45. Одоевский В.Ф. Музыкальные надежды // Там же. – С. 130—132.
46. Одоевский В.Ф. Новая русская опера: Иван Сусанин музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена // Там же. – С. 126—130.
47. Одоевский В.Ф. Последний концерт Рубинштейнов // Там же. – С. 213—216.
48. Одоевский В.Ф. Тальберг. – Концерт Филармонического общества. Виолончелист Серве // Там же. – С. 182—185.
49. Одоевский, В. Ф. Берлиоз в Петербурге // Там же. С. 220—222.
50. Одоевский, В. Ф. Первый концерт Вагнера в Москве, 13 марта // Там же. С. 257—260.
51. Одоевский, В. Ф. Письма в Москву о Петербургских концертах. VI. Сотворение мира Гайдна.—«Колокол» Шиллера.—Концерт г. Ромберга // Там же. С. 189—190.
52. Одоевский, В.Ф. Арто и Люилье// Там же. С. 116—118.
53. Погодин М. П. Воспоминание о князе Владимире Федоровиче Одоевском // В память о князе В.Ф. Одоевском. – М., 1869. – С. 52—53. http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0620oldorfo.shtml — дата обращения 10.05.2016.
54. Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л.: Музыка, 1969.
55. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, Т. 1. Ч. 1—2. – М.: Изд. Сабашниковых, 1913.
56. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. – М.: «Классика – XXI», 2004.
57. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика //Соллертинский И. И. Исторические этюды. Т. 1. – Л., 1963. – С. 12-45.
58. Соловьев Н.Ф. Буль, Оле-Бронеман // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – СПб: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.
59. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003.
60. Финдейзин Н.Ф. Русская музыкальная газета. 1903. № 16. Стб. 433—437.
61. Ходыревская Л. А. Очерки по истории музыкальной критики Н.Ф. Финдейзена как фундамент изучения истории становления и развития мысли о музыке в России, 2008. http://scientific-notes.ru/pdf/005-21.pdf — дата обращения 10.05.2016
62. Шонберг, Г. Великие пианисты. – М.: «Аграф», 2003.
63. Taruskin R. Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical essays. Princeton: Princeton University Press, 1997.