Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические особенности субъектов, занимающихся волонтерской деятельностью (Социальная психология)

Работа №131930

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 волонтеров российского волонтерского движения #мывместе в возрасте от 23 до 35 лет.

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.1 Сущность понятия «волонтерская деятельность» 6
1.2 Психологический анализ индивидуально-психологических факторов волонтерской деятельности с позиций современных научных исследований 9
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Проблема, цель, задачи исследования 16
2.2 Методики исследования 17
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 19
3.1 Анализ результатов исследования по заявленным методикам 19
3.2 Анализ существующих взаимосвязей между исследуемыми параметрами 24
Заключение 29
Список литературы 31


Актуальность исследования. В современном обществе волонтерство приобретает огромное значение, так как из-за общественно-политических изменений, экономической нестабильности, социальной незащищенности растет потребность населения в профессиональной помощи и поддержке. Следовательно, увеличивается количество организаций и социально активных граждан, осознанно начинающих заниматься волонтерской деятельностью. Учитывая востребованность волонтерской помощи, повышения ее действенности и результативности возникает необходимость изучение факторов, которые могут способствовать личностному росту волонтеров, будут формировать их готовность к выполнению разноплановых задач поддержки разных объектов сопровождения.
Отдельные аспекты проблемы волонтерской деятельности стали предметом научных исследований отечественных и зарубежных авторов: определение сущности феномена волонтерства, содержания и структуры добровольческой деятельности, готовности к ее выполнению (М. Ю. Дейчаковский, И. Д. Зверева, В. П. Косово, Т. Л. Лях, А. А. Шагурова и др.), выяснение влияния мотивационно-ценностных установок на результативность волонтерской деятельности (К. С. Алексейченко, Дж. Бейкер, Н. А. Вайнилович, А. Гольдберг-Глен, С. Кнван, Т. Л. Лях, Л. И. Матвиенко, А. Омото, М. Снайдер, Дж. Трамбауэр, И. В. Юрченко и др.).
Однако, в практике научных исследований отсутствует системный подход к изучению индивидуально-психологических факторов, побуждающих социально активных граждан к волонтерской деятельности, являющихся залогом их самореализации в процессе оказания помощи другим, личностного роста, достижения субъективно значимых и общественно важных жизненных приоритетов.

Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирическим путем определить социально-психологические особенности субъектов, занимающихся волонтерской деятельностью.
Задачи исследования:
1) Провести анализ литературы по обозначенной проблеме, раскрыть содержание и сущность волонтерской деятельности, обосновать модель ее детерминации;
2) Разработать диагностическую программу и на ее основе провести исследование социально-психологических особенностей субъектов, занимающихся волонтерской деятельностью.
3) Провести интерпретацию данных, полученных в процессе эмпирического исследования, проверить статистическую значимость выявленных связей.
Объект исследования – волонтерская деятельность.
Предмет исследования – социально-психологические особенности субъектов, занимающихся волонтерской деятельностью.
Для достижения цели и решения поставленных задач было использовано следующие методы исследования:
1) Теоретические, для системной обработки научной литературы по очерченной проблемы, уяснение состояния ее разработанности, толкование ключевых понятий, обоснование теоретических основ исследования;
2) Эмпирические, с целью сбора эмпирических данных об особенности проявления социально-психологических особенностей субъектов, занимающихся волонтерской деятельностью;
3) Методы количественной и качественной обработки данных для обобщения и интерпретации результатов исследования (корреляционный анализ Пирсона).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена модель теоретической репрезентации индивидуально-психологических факторов волонтерской деятельности, которая обобщает и систематизирует научные представления о содержании и структуре этого сложного и многогранного феномена.
Практическая значимость исследования. Статистически подтвержденные выводы дают возможность использовать полученные результаты в научно-исследовательской работе при изучении подобной проблематики в области общей, возрастной и социальной психологии
Выборка исследования. В исследовательском процессе были задействованы 30 волонтеров российского волонтерского движения #мывместе в возрасте от 23 до 35 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных реалиях общества волонтерство приобретает особое значение для реализации политики государства по поддержанию социально незащищенных категорий населения. Волонтерская деятельность реализуется на добровольной основе, базируется на гуманистических ценностях, сопровождается приложением активных усилий для улучшения качества жизни, удовольствия основных человеческих потребностей.
Волонтерскую деятельность мы понимаем как социально активное добровольное поведение, которое детерминируется индивидуально-типологическими свойствами, особенностями самоотношения и самоактуализации, субъективно значимыми мотивационно-ценностными установками и убеждениями, проявляющимися в осознанном доброжелательном отношении к получателям волонтерской помощи, готовности к бескорыстному сотрудничеству с целью реализации результативных стратегий волонтерской поддержки.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что для волонтеров харктернен альтруистически-дружелюбный тип взаимодействий, который характеризуется готовностью оказывать помощь и поддержку другим людям без ожидания взамен какой-либо выгоды. Волонтерам свойственны целеустремленность, причем без прожектерства (так как показатели не достигают верхних значений высокого уровня). Скорее всего им присуща ответственность за реализацию значимых целей своей жизни. Всем испытуемым присуща погруженность в непосредственный процесс жизни, они вполне довольны настоящим, их жизни осмысленны и субъективно интересны
На первом месте по значимости у волонтеров из терминальных ценностей находится «счастье других», а из инструментальных ценностей – «ответственность». Мы полагаем, что эти ценности как нельзя лучше подходят для осуществления волонтерской деятельности.
У абсолютного большинства респондентов в мотивационной структуре личности преобладает социальная полезность. Это люди, которые живут под девизом «нужно делать добро, даже если это дорого обходится».
Корреляционный анализ показал, что:
● существует прямая значимая умеренная (p<0,05) связь между дружелюбным типом межличностных отношений и ответственностью;
● существует прямая значимая умеренная (p<0,05) связь между дружелюбным типом межличностных отношений и ориентацией на комфорт, а также агрессивным типом межличностных взаимоотношений и общей активностью личности;
● существует обратная значимая умеренная (p<0,05) связь между общественным признанием и комфортом;
● существует прямая значимая умеренная (p<0,05) связь между ответственностью и комфортом.
Проведенное исследование позволило нам подтвердить первую часть гипотезы и лишь частично подтвердить вторую.
Проведенное исследование, конечно, не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. Не менее важным, по нашему мнению, является разработка и апробация технологий психологического сопровождения лиц, занимающихся волонтерской деятельностью, с целью формирования в них необходимых личностных качеств, закрепление умений и навыков эффективной взаимодействия с объектами оказания помощи.



1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е.С. Азарова // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - № 5. – С. 9-15
2. Бодренкова Г. П. Добровольчество как фактор повышения эффективности государственной социальной политики / Г. П. Бодренкова // Общественные институты – реальная социальная сила развития гражданского общества: Сб. ст. по материалам заочной Международной научно-практической конференции / Под ред. О. А. Копцевой. – М., 2016. – С. 34-41
3. Бондаренко З. П. Организация волонтерской работы будущих социальных педагогов в условиях высшего учебного заведения: автореф. дис. На получение наук. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.05 «Социальная педагогика» / Бондаренко З. П. – Минск, 2008. – 15 с.
4. Вайнилович Н. А. Факторы формирования мотивации человека к осуществлению волонтерской деятельности / Н. А. Вайнилович // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 10 (10). С. 5-9.
5. Вардикян М.С. Социальные сети как инструмент развития волонтерской деятельности в современной России / М.С. Вардикян, А.А. Николаева // ультура открытого города: волонтерство как ресурс городских проектов. материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). 2020. С. 208-211.
6. Василенко К. А. Волонтер – это состояние души /К. А. Василенко// Волонтер. – 2011. – №10. – С. 85-94.
7. Вершинин В.М. Исследование практического опыта волонтерской деятельности / В.М. Вершинин // Студенческий форум. 2021. № 23-1 (159). С. 26-28
8. Капцов А. В. Тесты личностных ценностей: руководство по применению / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. – Самара: «Содружество», 2010. – 40 с.
9. Королев М.П. Правовое обеспечение деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в России / М.П. Королев // В сборнике: Второй конгресс цивилистов правоохранительных органов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 161-164.
10. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика / Л. А. Кудринская // Социологические исследования. – 2016. – №5. – С. 15-22.
11. Лях Т. Л. Волонтерство как общественный феномен / Т. Л. Лях // Проблемы педагогических технологий – 2014. – №3. – С. 139-144.
12. Маслоу А. Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. – СПб: «Harper», 2019. – 352 с.
13. Матвиенко Л. И. Личность волонтера в психологическом измерении: ценностно-мотивационный аспект (оказание социальных услуг уязвимым слоям населения) / Л. И. Матвиенко, К. С. Алексейченко // Рынок труда и занятости популяция. – 2016. – №1. – С. 50-55
14. Насиновская Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции
деятельностного подхода / Е. Е. Насиновская // Психология в вузе. – 2018. – № 1– 2. – С. 55-56.
15. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339415/12Pevnaya.pdf.
16. Рамазанов Д.Д. Психологические аспекты волонтерской деятельности / Д.Д. Рамзанов // В сборнике: Психология и педагогика образования будущего. Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. 2017. С. 164-167.
17. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: «Мецниереба», 1998. – 206 с.
18. Шматова Ю.С. Волонтерская деятельность в структуре гражданского общества / Ю.С. Шматова // Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2016. С. 85-89
19. Cnaan R. A. Measuring Motivation to Volunteer in Human Services:
[Електронний ресурс] / R. A. Cnaan, R. S. Goldberg // The Journal of Applied
Behavioral Science. – 1991. – Режим доступу: URL:
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0021886391273003.
20. Trumbauer J. M. Sharing the Ministry: A Practical Guide for Transforming Volunteers into Ministry / Jean Morris Trumbauer. – Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1999. – 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ