Введение 3
Глава I Трэвел-блог как феномен современной медиа-среды 5
1.1 Актуальные тенденции развития трэвел-тематики в медиа-пространстве. 5
1.2. Специфика авторского "я" в трэвел-блогинге 19
Глава II Формы и функции выражения авторского "я" в трэвел-блоге Антона птушкина 23
2.1 Специфика и формы трансляции авторской оценки в трэвел-блоге Антона Птушкина 23
2.2 Актуальные приемы и функции выражения авторского "я" в travel-блоге на платформе YouTube 26
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) – современное и новое явление, суть которого состоит в знакомстве аудитории с разнообразными и увлекательными направлениями туризма и путешествий. Трэвел-журналистика всегда тесно связана с географией и страноведением, связана с географией, историко-культурным наследием и туристскими ресурсами.
Люди для роста интереса к другим странам, колориту и достопримечательностям нуждаются в дополнительной информации, которую им дает трэвел-журналистика. Однако теоретические вопросы трэвел-журналистики требуют глобальных исследований и разработок.
Этим объясняется актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретических работ о трэвел-журналистике на сегодня рассчитывается немного. За прошедшие двадцать лет на Западе вышло несколько серьезных работ по исследованию трэвел-журналистики, это монографии, рефераты, а также сборники статей и журналистских публикаций. Среди них особенно нужно отметить, например, книги профессора университета Ноттингем Трент (Англия) Тима Янгса, сборники статей о трэвел-журналистике под редакцией Ф. Хануша и Э. Фюрзих.
Если говорит о российских исследованиях, то в России сегодня многие студенты пишут работы, связанные с данной проблематикой, а также аспиранты защищают кандидатские. Тем не менее на русском языке на данный момент опубликовано немного работ, которые посвящены исследованию проблематики и направления развития трэвел-журналистики
В качестве примера можно привести статью Т. Ю. Редькиной, посвященную этическим и культурно-речевым нормам в трэвел-медиатексте и статьи И. В. Показаньевой, рассматривающей некоторые актуальные проблемы трэвел-журналистики на примере телевидения.
Объект исследования – travel-журналистика на платформе YouTobe
Предмет исследования – специфика выражения авторского «я» в тревел блоге на платформе YouTobe на примере блога Антона Птушкина
Цель исследования – выявить и проанализировать современные тенденции развития трэвел-журналистики на платформе YouTobe.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. изучить актуальные тенденции развития travel-тематики в медиа-пространстве;
2. изучить способы представления авторского «Я» в travel-блогинге
3. проанализировать актуальные приемы и функции выражения авторского "я" в travel-блоге на платформе YouTube на примере авторского блога Антона Птушкина.
Методы исследования – качественный анализ контента и сюжетов направления трэвел-журналистики.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования обусловливается возможностью использования его результатов в процессе обучения будущих журналистов для подготовки лекционных и практических занятий, а также они будут полезны практикующим трэвел-журналистам.
Новизна исследования заключается в анализе современного состояния трэвел-журналистики, а также обобщении проблем и перспектив развития этого направления.
Целью работы было проанализировать концепцию современной трэвел-журналистики, а также выявить основные особенности современных travel-блогов. В первой части исследования была проанализирована история возникновения и развития этого направления до наших дней. Практическая часть исследования посвящена анализу концепции travel-блога Антона Птушкина, его техничнским и стилистическим приемам для удердания внимания аудитории.
В результате проведенного исследования выяснилось следующее. Современная трэвел-журналистика может считаться самостоятельным типом прессы, поскольку обладает рядом специфических черт, отличающих ее от других направлений. Также выяснилось, что одна из особенностей журналистики путешествий сегодня – это тенденция к смещению в сторону развлекательного контента. Публикации отличает легкая и развлекательная манера повествования. Кроме того, большое внимание в современных трэвелогах уделяется оформлению и иллюстративным материалам. Сегодня фотография выступает в качестве важнейшего элемента прессы путешествий, как сопровождающий элемент к трэвел-тексту или как самостоятельный материал. Следует также отметить еще одну важную особенность трэвел-журналистики. Современная пресса путешествий представляет собой уникальное направление, которое сочетает в себе развлекательную и просветительскую функции. Таким образом, современные журналы-трэвелоги выступают в роли уникальной прессы, которая занимается с одной стороны просвещением, предоставляя аудитории информацию о достижениях науки и техники, мнения экспертов и профессионалов своего дела, а с другой развлекает рассказами корреспондентов об их путешествиях и открытиях. Итак, сегодня трэвел-журналистика формирует имидж разных стран, налаживает кросс-культурные мосты и разбивает стереотипы о разных народах. С одной стороны, пресса путешествий несет культурно-просветительскую информацию, тем самым интеллектуально и эмоционально обогащая аудиторию. Несомненно, сегодня этот тип прессы является одним из основных способов развлечения современного читателя. Подводя итог исследованию, хотелось бы отметь, что трэвел-журналистика заслуживает пристального внимания как активно развивающееся направление с большим потенциалом.
Что касается исследования travel-блога Антна Птушкина, то можно отчетливо выделить такие черты:
- дружеский настрой блогера и неформальная форма общения с аудиторией для удержания внимания.
- блогер умело создает ощущение, что перед зрителями не посторонний человек, блогер, а давний друг, проблемы которого им знакомы.
1. Аскералиева, Ш. С. Влияние TRAVEL-журналистики на формирование картины мира [Текст] / Ш. С. Аскералиева // Actualscience. – 2016. – № 12. – С. 20-21.
2. Грабельников, A. A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий : Итоги и перспективы [Текст] : монография / А. А. Грабельников. – Москва : Изд-во РИП-холдинг, 2001. – 334 с.
3. Наговицина, Т. А. Корпоративные СМИ пенитенциарной системы [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Наговицина. – Казань, 2011. – 37 с.
4. Панцерев, К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра [Текст] : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / К. А. Панцерев. – Санкт-Петербург, 2004. – 207 с.
5. Редькина, Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Ю. Редькина. – СПб. : Изд-во СПб. гос. ун-та, 2013. – 74 с.
6. Ростовская, Ю. В. Журналы путешествий: тенденции развития [Текст] / Ю. В. Ростовская // Журналистика в 2004 году : СМИ в многополярном мире : материалы науч.-практ. конф., Москва, 2-5 февр., 2005 г. ; подгот. : К. А. Герасименко и др. – М., 2018.
7. Тангейт, М. М. Медиагиганты : как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство [Текст] : пер. с англ. / М. М. Тангейт. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 251 с.
Электронный ресуры:
8. Бобров, А. А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции [Электронный ресурс] / А. А. Бобров // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2016. – № 3. – С. 53-61. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-puteshestviy-realnost-i-tendentsii/viewer (дата обращения : 01.05.2021).
9. Быкадырова, А. С. Бортовой авиажурнал как тип корпоративного издания [Электронный ресурс] / А. С. Быкадырова // Научно-культурологический журнал РЕЛГА. – 2010. – № 19. – URL : www.relga.ru (дата обращения : 26.04.2021).
10. Вихорева, Л. Г. Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете [Электронный ресурс] / Л. Г. Вихорева // Вопросы теории и практики журналистики. – 2015. – № 4. – С. 448-455. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-potentsial-auditorii-trevel-smi-v-internete/viewer (дата обращения : 07.04.2021).
11. Громова, Л. П. Функциональные особенности журналов путешествий: ретроспективный взгляд [Электронный ресурс] / Л. П. Громова, Ю. Ю. Шуляк // Известия Южного Федерального университета. – 2015. – № 3. – URL : https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/834 (дата обращения : 24.03.2021).
12. Елкина, И. И. Автор и адресат трэвел-медиатекста [Электронный ресурс] / И. И. Елкина // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2015. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/avtor-i-adresat-trevel-mediateksta/viewer (дата обращения : 18.04.2021).
13. Журнал GEO : официальный сайт. – URL : http://www.geo.ru/ (дата обращения : 09.03.2021).
14. Журнал National Geographic : официальный сайт. – URL : http://www.nat-geo.ru/ (дата обращения : 06.04.2021).
15. Журнал Вокруг света : официальный сайт. – URL : http://www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения : 07.05.2021).
16. Калинин, И. В. Трансформация трэвел-медиатекста в российских сми: к проблеме идеологизации контента [Электронный ресурс] / И. В. Калинин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (32). – С. 39-42. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-trevel-mediateksta-v-rossiyskih-smi-k-probleme-ideologizatsii-kontenta/viewer (дата обращения : 18.03.2021).
17. Киселева, П. А. Обзор типологических моделей туристической журнальной прессы [Электронный ресурс] / П. А. Киселева // Филологические науки : Вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (67). – С. 30-33. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-tipologicheskih-modeley-turisticheskoy-zhurnalnoy-pressy/viewer (дата обращения : 19.04.2021).
18. Копытов, О. Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий [Электронный ресурс] / О. Н. Копытов // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – С. 11-14. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-avtora-i-avtorskoe-nachalo-razgranichenie-i-oblasti-primeneniya-ponyatiy/viewer (дата обращения : 10.04.2021).
19. Кубатьян, Г. Жизнь в дороге : Путешествия вокруг света в поисках приключений [Электронный ресурс] / Г. Кубатьян // Blogger : сайт. – URL : http://kubatyan.blogspot.ru/ (дата обращения : 16.03.2021).
20. Литке, М. В. 150 лет журналу «Вокруг света»: становление и развитие типологической модели [Электронный ресурс] / М. В. Литке // Вестник Томского государственного университета : Филология. – 2012. – № 3 (19).– С. 131-140. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/150-let-zhurnalu-vokrug-sveta-stanovlenie-i-razvitie-tipologicheskoy-modeli/viewer (дата обращения : 19.04.2021).
21. Литке, М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации [Электронный ресурс] / М. В. Литке // Журналистский ежегодник. – 2014. – С. 59-65. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnye-i-nauchno-poznavatelnye-zhurnala-problema-tipologicheskoy-klassifikatsii/viewer (дата обращения : 29.04.2021).
22. Лиханова, Т. Журнал «GEO» – инструкция по применению планеты Земля [Электронный ресурс] / Т. Лиханова // Информационный портал медиасообщества Северо-Западного Региона. – URL : http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1067199-0.html (дата обращения : 16.04.2021).
23. Лучинская, С. Ю. Журналы-травелоги на российском медийном рынке [Электронный ресурс] / С. Ю. Лучинская // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 3. – С. 59-65. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnaly-travelogi-na-rossiyskom-mediynom-rynke/viewer (дата обращения : 18.03.2021).
24. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра [Электронный ресурс] / А. А. Майга // Филология и культура. – 2014. – № 3 (37). – С. 254-259. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-travelog-spetsifika-zhanra/viewer (дата обращения : 16.04.2021).
25. Мамуркина, О. В. Травелог в русской литературе XVIII в.: к вопросу о жанровых источниках [Электронный ресурс] / О. В. Мамуркина // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 3 (37). – С. 217-220. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/travelog-v-russkoy-literature-xviii-v-k-voprosu-o-zhanrovyh-istochnikah/viewer (дата обращения : 13.04.2021).
26. Муха, А. В. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ [Электронный ресурс] / А. В. Муха, Н. И. Федосеева // Журнал «ОгарёвOnline». – 2015. – № 19 (60). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya-spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi/viewer (дата обращения : 27.04.2021).
27. Паниковская, М. А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере [Электронный ресурс] / М. А. Паниковская // Медиасреда. – 2016. – С. 85-91. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-blogosfere/viewer (дата обращения : 30.03.2021).
28. Показаньева, И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Электронный научный журнал Медиаскоп. – 2013. – № 3. – URL : http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения : 21.03.2021).
29. Показаньева, И. В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга : функциональные отличия трэвел-блогера от трэвел-журналиста [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Universum : филология и искусствоведение. – 2015. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-osnov-trevel-bloginga-funktsionalnye-otlichiya-trevel-blogera-i-trevel-zhurnalista/viewer (дата обращения : 16.03.2021).
30. Показаньева, И. В. Трэвел-журналистика и феномен цифрового номадизма [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд : материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции Connect-Universum. – 2016. – Томск, 2016. – С. 218-224. – URL : http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000620167 (дата обращения : 21.04.2021).
31. Полонский, А. В. Травелог и его место в современной журналистике / А. В. Полонский [Электронный ресурс] // Вестник ТвГУ, Серия : Филология. – 2015. – № 1. – С. 207-215. – URL : http://eprints.tversu.ru/5059/1/Вестник_ТвГУ._Серия_Филология._2015.__1._С._207-215.pdf (дата обращения : 18.04.2021).
32. Редькина, Т. Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте [Электронный ресурс] / Т. Ю. Редькина // Вестник Санкт-Петербургского университета : Язык и литература. – 2011. – № 4. – С. 210-218. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-realizatsii-razvlekatelnoy-funktsii-v-trevel-tekste/viewer (дата обращения : 19.04.2021).
33. Редькина, Т. Ю. Этические и культурно-речевые нормы в трэвелмедиатексте [Электронный ресурс] / Т. Ю. Редькина // Экология языка и коммуникативная практика. – 2014. – № 1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-i-kulturno-rechevye-normy-v-trevel-mediatekste/viewer (дата обращения : 22.04.2021).
34. Ростовская, Ю. В. Журналы путешествий : История развития специализированной периодики в России [Электронный ресурс] / Ю. В. Ростовская // Вопросы теории и практики журналистики. – 2011. – № 4. – С. 206-213. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnaly-puteshestviy-istoriya-razvitiya-spetsializirovannoy-periodiki-v-rossii/viewer (дата обращения : 10.05.2021).
35. Ростовская, Ю. В. Туристическая пресса : этапы становления [Электронный ресурс] / Ю. В. Ростовская, Н. Г. Витковская // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2015. – № 2 (18). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskaya-pressa-etapy-stanovleniya/viewer (дата обращения : 16.04.2021).
36. Скибина О. М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века) [Электронный ресурс] / О. М. Скибина // Вопросы теории и практики журналистики. – 2014. – С. 88-97. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/putevoy-ocherk-sinkretizm-zhanra-na-primere-russkoy-publitsistiki-xix-veka/viewer (дата обращения : 11.04.2021).
37. Соловьева, Н. В. Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «автор» и «адресат» [Электронный ресурс] / Н. В. Соловьева, Е. В. Медведева. – 2012. – № 32 (286). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mediateksty-v-aspekte-stileobrazuyuschih-kategoriy-avtor-i-adresat/viewer (дата обращения : 28.04.2021).
38. Шачкова, В. А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории [Электронный ресурс] / В. А. Шачкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2008. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-kak-zhanr-hudozhestvennoy-literatury-voprosy-teorii/viewer (дата обращения : 21.03.2021).