Социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков (Кубанский Государственный Университет)
|
Работа сделана на примере формирования совладающего поведения у подростков.
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Гимназия №54, г. Краснодар.
Выборка: 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения 7
1.1 Девиация как социально-педагогическая проблема и специфика ранней стадии девиации у подростков 7
1.2 Сущность и понятие совладающего поведения 16
1.3 Формирование совладающего поведения у подростков как условие коррекции ранней стадии девиации 22
2 Обоснование и разработка программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Содержание программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 34
2.3 Апробация программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Гимназия №54, г. Краснодар.
Выборка: 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения 7
1.1 Девиация как социально-педагогическая проблема и специфика ранней стадии девиации у подростков 7
1.2 Сущность и понятие совладающего поведения 16
1.3 Формирование совладающего поведения у подростков как условие коррекции ранней стадии девиации 22
2 Обоснование и разработка программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Содержание программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 34
2.3 Апробация программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, приводят к его нестабильности, нивелированию общечеловеческих ценностей и снижению уровня жизни населения, усилению негативных тенденций, провоцирующих девиантное поведение личности, аномалии ее развития, иногда деградацию и саморазрушение. Особенно уязвимой демографической группой развития девиантного поведения являются подростки, ведь подростковый возраст является тем сложным периодом онтогенеза человека, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании моральных качеств и социальных установок. Девиации отражают негативное отношение подростков к социальной среде, социальным нормам, традициям, влияют на мотивацию их поступков, отношение к себе и обществу. Потребительская ориентация, усиление индивидуальных ценностей, отчуждение от общественной жизни, личностный и групповой эгоизм, отчужденность от взрослых, уныние и безразличие ко всему, ощущение вседозволенности, пассивное отношение к обучению, вредные привычки, увлечение азартными играми, обычно перерастает в стойкое отклоняющееся поведение. Именно поэтому очень важным является осуществление коррекции ранней стадии девиации у подростков.
Условием эффективной коррекции девиации подростков на ранней стадии является формирование конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Поэтому, формирование совладающего поведения у подростков имеет огромное значение при коррекции ранней стадии девиации в подростковом возрасте.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Объект исследования: совладающее поведение у подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическая коррекция ранней стадии девиации у подростков будет эффективна при обязательном включении в работу формирования совладающего поведения.
Цель: обосновать и разработать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения.
2. Провести диагностику склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков.
3. Разработать и апробировать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
4. Провести оценку эффективности разработанной программы.
Методы получения данных:
– теоретические: анализ литературы;
– эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент;
– качественная и количественная обработка данных.
Методики исследования.
1. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков», А.Н. Орел.
2. Методика «Диагностика типологий психологической защиты», Р. Плутчик (в адаптации Л.И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.).
3. Методика «Стратегии совладающего поведения», Р. Лазарус (в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк).
База и выборка исследования: исследование осуществлялось на базе гимназии №54, г. Краснодар. В экспериментальном исследовании принимали участие 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Методологические и теоретические основания исследования представлены положениями, разрабатываемыми в рамках концептуального подхода, раскрывающего специфику девиантного поведения личности и исследования, посвященные проблемам девиантности несовершеннолетних (И.Р. Алтунина [1], Е.В. Андриенко [3], А.М. Божедомова [7], Н.Е. Веракса [8], Л.В. Веселова [9], О.В. Дыбина [11], М.И. Еникеев [12], Ю.П. Платонов [19], Е.В. Скворцова [26], Г.Р. Чернова [36] и др.); психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности, и теоретические концепции совладающего поведения (С.Б. Амитова [2], Е.В. Волченкова [10], Е.В. Киприянчук [16], А.Р. Мельникова [17], А.А. Миронова [18], А.М. Салчак [23], М.Н. Усцева [31], Н.Ю. Хайлова [33], М.А. Холодная [34], R.S. Lazarus [40] и др.); концепции профилактики и коррекции девиантного поведения личности (Т.А. Безусова [5], А.В. Ерохина, В.В. Попов [21], А.М. Прокофьева [22], Д.С. Тимофеева [30], И.В. Федорова [32], Е.Г. Шубникова [39] и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «девиация». Разделяя взгляды ведущих ученых к определению девиации, предлагаем свое видение этой категории. Девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам.
Практическая значимость исследования заключается в проведении собственной диагностики склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков, а также разработке и апробации программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержит 8 таблиц, 14 рисунков.
Условием эффективной коррекции девиации подростков на ранней стадии является формирование конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Поэтому, формирование совладающего поведения у подростков имеет огромное значение при коррекции ранней стадии девиации в подростковом возрасте.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Объект исследования: совладающее поведение у подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическая коррекция ранней стадии девиации у подростков будет эффективна при обязательном включении в работу формирования совладающего поведения.
Цель: обосновать и разработать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения.
2. Провести диагностику склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков.
3. Разработать и апробировать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
4. Провести оценку эффективности разработанной программы.
Методы получения данных:
– теоретические: анализ литературы;
– эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент;
– качественная и количественная обработка данных.
Методики исследования.
1. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков», А.Н. Орел.
2. Методика «Диагностика типологий психологической защиты», Р. Плутчик (в адаптации Л.И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.).
3. Методика «Стратегии совладающего поведения», Р. Лазарус (в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк).
База и выборка исследования: исследование осуществлялось на базе гимназии №54, г. Краснодар. В экспериментальном исследовании принимали участие 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Методологические и теоретические основания исследования представлены положениями, разрабатываемыми в рамках концептуального подхода, раскрывающего специфику девиантного поведения личности и исследования, посвященные проблемам девиантности несовершеннолетних (И.Р. Алтунина [1], Е.В. Андриенко [3], А.М. Божедомова [7], Н.Е. Веракса [8], Л.В. Веселова [9], О.В. Дыбина [11], М.И. Еникеев [12], Ю.П. Платонов [19], Е.В. Скворцова [26], Г.Р. Чернова [36] и др.); психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности, и теоретические концепции совладающего поведения (С.Б. Амитова [2], Е.В. Волченкова [10], Е.В. Киприянчук [16], А.Р. Мельникова [17], А.А. Миронова [18], А.М. Салчак [23], М.Н. Усцева [31], Н.Ю. Хайлова [33], М.А. Холодная [34], R.S. Lazarus [40] и др.); концепции профилактики и коррекции девиантного поведения личности (Т.А. Безусова [5], А.В. Ерохина, В.В. Попов [21], А.М. Прокофьева [22], Д.С. Тимофеева [30], И.В. Федорова [32], Е.Г. Шубникова [39] и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «девиация». Разделяя взгляды ведущих ученых к определению девиации, предлагаем свое видение этой категории. Девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам.
Практическая значимость исследования заключается в проведении собственной диагностики склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков, а также разработке и апробации программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержит 8 таблиц, 14 рисунков.
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод, что девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам. Ранняя стадия девиации у подростков представлена поведением, которое способствует перестройке внутреннего мира подростка, на основе изменяющихся условий жизни, и зависит от сочетания результатов неправильного развития подростка и наличия неблагоприятных ситуаций, в которых находится ребенок, а также от недостатков воспитания, социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, которые выражены в проблемах подростка, его болезнях, отставаний в учебе, неуверенности в себе, одиночестве и непонятности окружающими.
Под совладающим поведением следует понимать осознанную и целенаправленную активность человека соответственно реагировать на угрожающую ему ситуацию, как постоянный процесс взаимодействия между индивидом и средой путем использования определенных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий с целью адаптироваться и сохранять здоровье в сложных обстоятельствах при использовании ресурсов моральной, эмоциональной, материальной, инструментальной помощи социальной среды и собственных способностей, навыков и умений. Потребность в совладающем поведении возникает у личности при необходимости устранения или психологического преодоления критической ситуации в зависимости от степени стрессогенности события, угрозы физическому или психическому благополучию личности, связанной с чувствительностью человека к стрессу, влияющему на выбор активных стратегий разрешения кризисной ситуации.
Эффективная коррекция девиации подростков на ранней стадии возможна при условии формирования конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Работа по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения должна иметь опережающий, предусматривающий характер. В процессе разработке стратегии и основных направлений проведения такой коррекции нельзя основываться только на немедленных потребностях, необходимо рассматривать также и основные перспективы развития личности девиантного подростка. Специфика конкретных задач и форм проведения работы по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения зависит от условий, в которых осуществляется проведение коррекции поведения девиантных подростков и формирования их эффективного совладающего поведения.
По результатам экспериментального исследования пришли к следующим выводам.
Для 25% исследуемых подростков характерно проявление какого-либо вида девиантного поведения. У исследуемых выявлено наличие признаков такого вида девиантного поведения, как агрессивное, самоповреждающее, аддиктивное. Для этих подростков характерно преобладание негативных стратегий совладающего поведения, таких как конфронтация, дистанционирование, бегство (избегание) и неадаптивных типов психологической защиты, таких как регрессия, отрицание, вытеснение, замещение. Все это говорит о необходимости разработки и реализации программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
В рамках исследования нами была разработана программа социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения. В программе коррекции участвовали исследуемые подростки. Цель программы: снизить уровень проявления девиантного поведения у подростков и сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения. Особенностью программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения явилось том, что программа может быть дифференцирована в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, которые входят в состав психокоррекционной группы. Процесс дифференциации может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями, в этом случае акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой). План программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения включает в себя 4 блока: 1. Организационный блок. 2. Арттерапевтический блок. 3. Психодраматический блок. 4. Заключительный блок. Предлагаемые в работе задания и техники помогут подросткам снизить проявления девиантного поведения, улучшить эмоционально-волевую сферу, повысить благоприятность эмоционального фона, сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения.
По результатам контрольного этапа исследования выявили, что количество детей с проявлением признаков девиантного поведения сократилось. Также после реализации программы количество подростков с неадаптивными стратегиями совладающего поведения и психологической защиты сократилось, у детей стали преобладать адаптивные стратегии совладающего поведения, такие как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы и адаптивный тип психологической защиты, такой как рационализация. Все это говорит об эффективности реализации разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод, что девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам. Ранняя стадия девиации у подростков представлена поведением, которое способствует перестройке внутреннего мира подростка, на основе изменяющихся условий жизни, и зависит от сочетания результатов неправильного развития подростка и наличия неблагоприятных ситуаций, в которых находится ребенок, а также от недостатков воспитания, социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, которые выражены в проблемах подростка, его болезнях, отставаний в учебе, неуверенности в себе, одиночестве и непонятности окружающими.
Под совладающим поведением следует понимать осознанную и целенаправленную активность человека соответственно реагировать на угрожающую ему ситуацию, как постоянный процесс взаимодействия между индивидом и средой путем использования определенных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий с целью адаптироваться и сохранять здоровье в сложных обстоятельствах при использовании ресурсов моральной, эмоциональной, материальной, инструментальной помощи социальной среды и собственных способностей, навыков и умений. Потребность в совладающем поведении возникает у личности при необходимости устранения или психологического преодоления критической ситуации в зависимости от степени стрессогенности события, угрозы физическому или психическому благополучию личности, связанной с чувствительностью человека к стрессу, влияющему на выбор активных стратегий разрешения кризисной ситуации.
Эффективная коррекция девиации подростков на ранней стадии возможна при условии формирования конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Работа по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения должна иметь опережающий, предусматривающий характер. В процессе разработке стратегии и основных направлений проведения такой коррекции нельзя основываться только на немедленных потребностях, необходимо рассматривать также и основные перспективы развития личности девиантного подростка. Специфика конкретных задач и форм проведения работы по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения зависит от условий, в которых осуществляется проведение коррекции поведения девиантных подростков и формирования их эффективного совладающего поведения.
По результатам экспериментального исследования пришли к следующим выводам.
Для 25% исследуемых подростков характерно проявление какого-либо вида девиантного поведения. У исследуемых выявлено наличие признаков такого вида девиантного поведения, как агрессивное, самоповреждающее, аддиктивное. Для этих подростков характерно преобладание негативных стратегий совладающего поведения, таких как конфронтация, дистанционирование, бегство (избегание) и неадаптивных типов психологической защиты, таких как регрессия, отрицание, вытеснение, замещение. Все это говорит о необходимости разработки и реализации программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
В рамках исследования нами была разработана программа социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения. В программе коррекции участвовали исследуемые подростки. Цель программы: снизить уровень проявления девиантного поведения у подростков и сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения. Особенностью программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения явилось том, что программа может быть дифференцирована в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, которые входят в состав психокоррекционной группы. Процесс дифференциации может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями, в этом случае акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой). План программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения включает в себя 4 блока: 1. Организационный блок. 2. Арттерапевтический блок. 3. Психодраматический блок. 4. Заключительный блок. Предлагаемые в работе задания и техники помогут подросткам снизить проявления девиантного поведения, улучшить эмоционально-волевую сферу, повысить благоприятность эмоционального фона, сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения.
По результатам контрольного этапа исследования выявили, что количество детей с проявлением признаков девиантного поведения сократилось. Также после реализации программы количество подростков с неадаптивными стратегиями совладающего поведения и психологической защиты сократилось, у детей стали преобладать адаптивные стратегии совладающего поведения, такие как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы и адаптивный тип психологической защиты, такой как рационализация. Все это говорит об эффективности реализации разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение.



