Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков (Кубанский Государственный Университет)

Работа №131928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
866
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере формирования совладающего поведения у подростков.
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Гимназия №54, г. Краснодар.
Выборка: 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения 7
1.1 Девиация как социально-педагогическая проблема и специфика ранней стадии девиации у подростков 7
1.2 Сущность и понятие совладающего поведения 16
1.3 Формирование совладающего поведения у подростков как условие коррекции ранней стадии девиации 22
2 Обоснование и разработка программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Содержание программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 34
2.3 Апробация программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86

Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, приводят к его нестабильности, нивелированию общечеловеческих ценностей и снижению уровня жизни населения, усилению негативных тенденций, провоцирующих девиантное поведение личности, аномалии ее развития, иногда деградацию и саморазрушение. Особенно уязвимой демографической группой развития девиантного поведения являются подростки, ведь подростковый возраст является тем сложным периодом онтогенеза человека, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании моральных качеств и социальных установок. Девиации отражают негативное отношение подростков к социальной среде, социальным нормам, традициям, влияют на мотивацию их поступков, отношение к себе и обществу. Потребительская ориентация, усиление индивидуальных ценностей, отчуждение от общественной жизни, личностный и групповой эгоизм, отчужденность от взрослых, уныние и безразличие ко всему, ощущение вседозволенности, пассивное отношение к обучению, вредные привычки, увлечение азартными играми, обычно перерастает в стойкое отклоняющееся поведение. Именно поэтому очень важным является осуществление коррекции ранней стадии девиации у подростков.
Условием эффективной коррекции девиации подростков на ранней стадии является формирование конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Поэтому, формирование совладающего поведения у подростков имеет огромное значение при коррекции ранней стадии девиации в подростковом возрасте.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Объект исследования: совладающее поведение у подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическая коррекция ранней стадии девиации у подростков будет эффективна при обязательном включении в работу формирования совладающего поведения.
Цель: обосновать и разработать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиантного поведения у подростков посредством формирования совладающего поведения.
2. Провести диагностику склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков.
3. Разработать и апробировать программу коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
4. Провести оценку эффективности разработанной программы.
Методы получения данных:
– теоретические: анализ литературы;
– эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент;
– качественная и количественная обработка данных.
Методики исследования.
1. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков», А.Н. Орел.
2. Методика «Диагностика типологий психологической защиты», Р. Плутчик (в адаптации Л.И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.).
3. Методика «Стратегии совладающего поведения», Р. Лазарус (в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк).
База и выборка исследования: исследование осуществлялось на базе гимназии №54, г. Краснодар. В экспериментальном исследовании принимали участие 28 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет.
Методологические и теоретические основания исследования представлены положениями, разрабатываемыми в рамках концептуального подхода, раскрывающего специфику девиантного поведения личности и исследования, посвященные проблемам девиантности несовершеннолетних (И.Р. Алтунина [1], Е.В. Андриенко [3], А.М. Божедомова [7], Н.Е. Веракса [8], Л.В. Веселова [9], О.В. Дыбина [11], М.И. Еникеев [12], Ю.П. Платонов [19], Е.В. Скворцова [26], Г.Р. Чернова [36] и др.); психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности, и теоретические концепции совладающего поведения (С.Б. Амитова [2], Е.В. Волченкова [10], Е.В. Киприянчук [16], А.Р. Мельникова [17], А.А. Миронова [18], А.М. Салчак [23], М.Н. Усцева [31], Н.Ю. Хайлова [33], М.А. Холодная [34], R.S. Lazarus [40] и др.); концепции профилактики и коррекции девиантного поведения личности (Т.А. Безусова [5], А.В. Ерохина, В.В. Попов [21], А.М. Прокофьева [22], Д.С. Тимофеева [30], И.В. Федорова [32], Е.Г. Шубникова [39] и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «девиация». Разделяя взгляды ведущих ученых к определению девиации, предлагаем свое видение этой категории. Девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам.
Практическая значимость исследования заключается в проведении собственной диагностики склонности подростков к девиантному поведению и преобладающих способов совладающего поведения подростков, а также разработке и апробации программы коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего проведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержит 8 таблиц, 14 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод, что девиация, с одной стороны, представлена поступками, действиями личности, не совпадающими с официально установленными либо фактически сформированными в конкретном социуме нормами, либо стандартами, а с другой является социальным явлением, представленным массовыми формами человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным в обществе нормам. Ранняя стадия девиации у подростков представлена поведением, которое способствует перестройке внутреннего мира подростка, на основе изменяющихся условий жизни, и зависит от сочетания результатов неправильного развития подростка и наличия неблагоприятных ситуаций, в которых находится ребенок, а также от недостатков воспитания, социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, которые выражены в проблемах подростка, его болезнях, отставаний в учебе, неуверенности в себе, одиночестве и непонятности окружающими.
Под совладающим поведением следует понимать осознанную и целенаправленную активность человека соответственно реагировать на угрожающую ему ситуацию, как постоянный процесс взаимодействия между индивидом и средой путем использования определенных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий с целью адаптироваться и сохранять здоровье в сложных обстоятельствах при использовании ресурсов моральной, эмоциональной, материальной, инструментальной помощи социальной среды и собственных способностей, навыков и умений. Потребность в совладающем поведении возникает у личности при необходимости устранения или психологического преодоления критической ситуации в зависимости от степени стрессогенности события, угрозы физическому или психическому благополучию личности, связанной с чувствительностью человека к стрессу, влияющему на выбор активных стратегий разрешения кризисной ситуации.
Эффективная коррекция девиации подростков на ранней стадии возможна при условии формирования конструктивного совладающего поведения у девиантных подростков. В подростковом возрасте совладающее поведение еще не сформировано и характеризуется определенной поливариантностью в сложных ситуациях. Работа по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения должна иметь опережающий, предусматривающий характер. В процессе разработке стратегии и основных направлений проведения такой коррекции нельзя основываться только на немедленных потребностях, необходимо рассматривать также и основные перспективы развития личности девиантного подростка. Специфика конкретных задач и форм проведения работы по коррекции раннего девиантного поведения подростков посредством формирования совладающего поведения зависит от условий, в которых осуществляется проведение коррекции поведения девиантных подростков и формирования их эффективного совладающего поведения.
По результатам экспериментального исследования пришли к следующим выводам.
Для 25% исследуемых подростков характерно проявление какого-либо вида девиантного поведения. У исследуемых выявлено наличие признаков такого вида девиантного поведения, как агрессивное, самоповреждающее, аддиктивное. Для этих подростков характерно преобладание негативных стратегий совладающего поведения, таких как конфронтация, дистанционирование, бегство (избегание) и неадаптивных типов психологической защиты, таких как регрессия, отрицание, вытеснение, замещение. Все это говорит о необходимости разработки и реализации программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения.
В рамках исследования нами была разработана программа социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения. В программе коррекции участвовали исследуемые подростки. Цель программы: снизить уровень проявления девиантного поведения у подростков и сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения. Особенностью программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения явилось том, что программа может быть дифференцирована в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, которые входят в состав психокоррекционной группы. Процесс дифференциации может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями, в этом случае акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой). План программы социально-педагогической коррекции ранней стадии девиации у подростков посредством формирования совладающего поведения включает в себя 4 блока: 1. Организационный блок. 2. Арттерапевтический блок. 3. Психодраматический блок. 4. Заключительный блок. Предлагаемые в работе задания и техники помогут подросткам снизить проявления девиантного поведения, улучшить эмоционально-волевую сферу, повысить благоприятность эмоционального фона, сформировать оптимальные стратегии совладающего поведения.
По результатам контрольного этапа исследования выявили, что количество детей с проявлением признаков девиантного поведения сократилось. Также после реализации программы количество подростков с неадаптивными стратегиями совладающего поведения и психологической защиты сократилось, у детей стали преобладать адаптивные стратегии совладающего поведения, такие как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы и адаптивный тип психологической защиты, такой как рационализация. Все это говорит об эффективности реализации разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение.



1. Алтунина, И.Р. Социальная психология / И.Р. Алтунина; под редакцией Р.С. Немова. – М.: Юрайт, 2023. – 409 с. – ISBN 978-5-534-08736-9.
2. Амитова, С.Б. Особенности совладающего поведения у подростков с девиациями / С.Б. Амитова // В сборнике: Мир без границ. – 2021. – С. 375-381.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Издательство Академия, 2020. – 320 c. – ISBN 978-5-7695-4907-6.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2022. – 335 c. – ISBN 978-5-7567-0827-1.
5. Безусова, Т.А. Профилактика социальных девиаций подростков / Т.А. Безусова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 26-30.
6. Белинская, Е.П. Социальная психология / Е.П. Белинская. – М.: Аспект-пресс, 2020. – 862 c. – ISBN 978-5-7695-5883-2.
7. Божедомова, А.М., Абрамова, М.Ф. Причины девиации подростков в условиях общеобразовательной школы / А.М. Божедомова, М.Ф. Абрамова // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2022. – С. 89-92.
8. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Академия, 2020. – 176 c. – ISBN 978-5-91180-703-0.
9. Веселова, Л.В. Формы социальных девиаций у подростков / Л.В. Веселова // В сборнике: Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. Ответственный редактор Е.Ю. Лунькова. – 2019. – С. 92-94.
10. Волченкова, Е.В. Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся / Е.В. Волченкова // Science for Education Today, 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-koping-strategiy-podrostkov-delinkventno go-povedeniya-kak-uslovie-optimizatsii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozh deniya (дата обращения: 10.12.23).
11. Дыбина, О.В. Исследование особенностей подростков с проявлением девиации / О.В. Дыбина // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза, 2023. – С. 277-279.
12. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2020. – 224 c. – ISBN 978-5-392-01553-5.
13. Ефимова, Н.С. Социальная психология / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. – М.: Юрайт, 2021. – 448 c. – ISBN 978-5-9916-2807-5.
14. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Издательство Форум, 2020. – 184 c. – ISBN 978-5-16-016375-8.
15. Козлов, В.В. Социальная психология / В.В. Козлов, С.А. Трифонова, Т.М. Панкратова, Л.А. Николаева. – М.: Юрайт, 2023. – 501 с. – ISBN 978-5-534-14090-3.
16. Куприянчук, Е.В., Шутарева, И.М. Особенности совладающего поведения подростков с девиантным поведением / Е.В. Киприянчук, И.М. Шутарева // Страховские Чтения. – 2018. – № 26. – С. 149-152.
17. Мельникова, А.Р. Влияние стратегий совладающего поведения и личностных ресурсов на развитие аддиктивного поведения в подростковом возрасте / А.Р. Мельникова // В сборнике: Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. статьи участников ХХ Республиканской технической научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 171-178.
18. Миронова, А.А. Защитное и совладающее поведение в детском и подростковом возрасте: обзор российских исследований / А.А. Миронова // Педагогическое образование в России, 2023. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitnoe-i-sovladayuschee-povedenie-v-detskom -i-podrostkovom-vozraste-obzor-rossiyskih-issledovaniy (дата обращения: 11.12.23).
19. Платонов, Ю.П. Социальная психология / Ю.П. Платонов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 336 с. – ISBN 978-5-16-011147-6.
20. Позднякова, М.Е., Брюно, В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно // Россия реформирующаяся. – 2023. – № 21. – С. 407-447.
21. Попов, В.В., Ерохина, А.В. Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации / В.В. Попов, А.В. Ерохина // Цифровая социология. – 2022. – Т. 5. – № 3. – С. 14-23.
22. Прокофьева, А.М. Влияние семейной среды на возникновение девиаций у подростков, находящихся в социально опасном положении / А.М. Прокофьева // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2019. – С. 319-320.
23. Салчак, А.М. Способы совладающего поведения тувинских подростков / А.М. Салчак // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2021. – № 4 (87). – С. 52-60.
24. Сатуева Д.И., Асильдерова М.М. Диагностика девиации среди подростков в условиях школы / Д.И. Сатуева, М.М. Асильдерова // В сборнике: Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. – 2019. – С. 319-325.
25. Сафина, Ю.Ф. Психологические факторы, влияющие на склонность к девиации подростков / Ю.Ф. Сафина // Студенческий форум. – 2020. – № 33 (126). – С. 14-18.
26. Скворцова, Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – 179 с. – ISBN 978-5-534-00231-7.
27. Сосновский, Б.А. Социальная психология / Б.А. Сосновский, Ф.Г. Асадуллина; под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с. – ISBN 978-5-534-00053-5.
28. Социальная психология / Под ред. А.М. Руденко. – Рн/Д: Феникс, 2020. – 223 c. – ISBN 978-5-406-11157-4.
29. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Юнити-дата, 2023. – 367 с. – ISBN 978-5-406-05653-0.
30. Тимофеева, Д.С. Развитие стратегий совладающего поведения и мотивации достижения успеха у подростков в педагогической профилактике зависимого поведения / Д.С. Тимофеева // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И.П. Иванова, Т.А. Свешникова. – 2019. – С. 86-94.
31. Усцева, М.Н. Особенности стресс-совладающего поведения подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением / М.Н. Усцева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 344-347.
32. Федорова, И.В., Кардашевский, В.В. Девиации подростков и роль сотрудника ПДН в профилактике и пресечении девиантного поведения / И.В. Федорова, В.В. Кардашевский // Криминологический журнал. – 2022. – № 3. – С. 33-36.
33. Хайлова, Н.Ю., Резникова, Д.А. Особенности совладающего поведения у лиц с аддиктивным поведением / Н.Ю. Хайлова, Д.А. Резникова // Форум. – 2021. – № 1 (24). – С. 159-164.
34. Холодная, М.А. Понятийные способности и эффективность совладающего поведения / М.А. Холодная // В сборнике: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва, 2020. – С. 141-149.
35. Хлыстова, Е.В. Специальная психология / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2020. – 140 с. – ISBN 978-5-9765-4355-3.
36. Чернова, Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. – М.: Юрайт, 2023. – 187 с. – ISBN 978-5-534-08299-9.
37. Шубникова Е.Г. Стратегии совладающего поведения как маркеры склонности подростков к девиантному поведению / Е.Г. Шубникова // В сборнике: Социальная педагогика в современных социальных практиках. сборник научных статей VII Международного симпозиума. – 2019. – С. 365-372.
38. Шубникова Е.Г. Осмысленность жизни и совладающее поведение в профилактике зависимого поведения подростков / Е.Г. Шубникова // В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности, 2022. – С. 185-190.
39. Шубникова, Е.Г., Иванова, Т.В. Изучение взаимосвязи модели совладающего поведения и уровня субъективного контроля в копинг-профилактике зависимого поведения подростков / Е.Г. Шубникова, Т.В. Иванова // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. – 2018. – С. 250-256.
40. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal, and Coping / R.S. Lazarus. – NY.: Springer Publishing Company, 1984. – 460 p. – ISBN 978-0-826-14190-3.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ