Период изготовления: июнь 2022 года.
Учебное заведение: Слободской колледж педагогики и социальных отношений.
Введение 3
1.Социальное сиротство как социально-педагогическое явление 7
2.Профилактика социального сиротства: методы и технологии 15
3.Опыт регионов по организации профилактики социального сиротства 24
Заключение 34
Список литературы 36
Актуальность темы исследования. Современное социальное сиротство (то есть сиротство при живых биологических родителях) является одной из наиболее болезненных проблем современного российского общества. По данным Министерства образования РФ на 2021 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5 % от численности всего детского населения.
Социальное сиротство - одна из ключевых социальных проблем современного российского общества. Семья, главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка, оказалась в кризисной ситуации.
В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бы, к проблеме социального сиротства обращались многие авторы (И. Л. Одногулова, А. Я. Варга, В. И. Брутман, М. В. Фирсов, И. Б. Назарова, И. А. Зимняя, М. Г. Панкратова и др.), мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами [5, с. 17]. В центре внимания находятся неблагополучные семьи и их реабилитация с целью сохранения кровной (биологической) семьи для ребенка, параллельно остается актуальным направление развития сложившихся форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, изучение профилактики социального сиротства — актуально и своевременно.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети- сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.
Ребенок, потерявший родителей, - это особый, поистине трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из самых сильных потребностей ребенка.
Сказанное выше определяет актуальность исследования профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания.
Целью данной работы является изучение профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социальное сиротство как педагогическое явление;
- охарактеризовать методы и технологии социального сиротства;
-исследовать задачи и функции профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания;
Объект исследования – социальное сиротство.
Субъект исследования – учреждения социального обслуживания.
Методы исследования. При проведении исследования применялись статистический метод и метод комплексного сравнительного анализа, позволяющий определить в дальнейшем причинно-следственные связи социально-правовых явлений и процессов.
Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
При помощи системно-функционального и системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в разрезе
системного образования в структуре российского права, определить его функциональное предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.
Теоретическая значимость исследования состоит в сформулированных в данной курсовой работы выводах и рассмотрении проблемных вопросов, относительно социального сиротства и его профилактике.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов в социальной практике, кроме того, изложенные теоретические определения и выводы могут быть использованы для подготовки изменений в российском законодательстве, а также в лекционных материалах, для дальнейшего написания теоретических работ.
Функция профилактики социального сиротства и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, традиционно присуща образовательным учреждениям РФ. В настоящее время, осуществление данной функции в общеобразовательных учреждениях становится одним из более значимых элементов в деятельности школы и дошкольных учреждений.
К основным направлениям педагогической помощи, в целях осуществления профилактики социального сиротства, относится организационно-педагогическая работа с детьми и родителями, а также проведение систематической индивидуальной работы по улучшению качества воспитания и обучения несовершеннолетних. Для получения результатов поставленной цели, педагоги проводят родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых рассматривают спектр различных проблем и вопросов, общими усилиями ищут пути их разрешения.
При выявлении семейного неблагополучия педагоги изучают причины неблагополучия семьи, знакомят со специальными службами и
учреждениями, чьи компетенции способствуют разрешению трудной жизненной ситуации членов семьи (дошкольные и образовательные учреждения, детские дома, социальные приюты, социально- реабилитационные центры для детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.). Также педагоги составляют план работы с неблагополучной семьей, делают выводы о результатах проведенной работы.
Работа социального педагога образовательных и внешкольных учреждений является важной составляющей процесса профилактики социального сиротства. Деятельность данного сотрудника включает изучение и анализ изменений социальной ситуации работы с семьёй и родителями, а также организацию взаимодействия между человеком и социальной средой с целью его гармонизации в отношениях на личном, межличностном, а также над личностном уровне.
Итак, социальные сироты:
1) это особая социально-демографическая группа детей, которые по разным социальным, экономическим, политическим, морально- психологическим причинам остались сиротами при живых родителях, и которые находятся под защитой государства или общества.
2) это дети, которые физически проживают в своей неблагополучной биологической семье, однако фактически лишены полноценной опеки, поскольку родители не выполняют своих обязанностей или злоупотребляют своими родительскими правами, что препятствует нормальному развитию детей, а иногда и представляет угрозу для их здоровья и жизни.
В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для западных стран, - это кризис института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных супружеских отношений и снижении рождаемости. Вторая причина специфична - критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним насилия в семье. Профилактика социального сиротства - это реальная необходимость,
важная общая организация профилактической работы по отношению ко всему контингенту несовершеннолетних и их семьям. Профилактика социального сиротства включает в себя систему мер, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на предотвращение негативных факторов, влияющих на формирование и развитие личности.
При анализе опыта регионов, были выявлены основные направления
профилактики социального сиротства:
1. Раннее выявление семейных проблем
2. Социальная поддержка семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи
3. Обеспечение доступности мер поддержки для детей и семей с детьми, в том числе проживающих в отдаленных районах
4. Развитие специализированной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств
5. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа с замещающими семьями
6. Подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
7. Развитие семейных (родительских) сообществ для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
8. Реализация программ социальной реабилитации семьи на базе детских оздоровительно-оздоровительных организаций
Представленный опыт субъектов Российской Федерации способствует развитию системы услуг в области поддержки детей и семей с детьми, семейного устройства детей-сирот, профилактики семейного и детского неблагополучия, жестокого обращения с детьми, внедрению эффективных методов и практик работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечению доступности и своевременности необходимой помощи семьям и детям, внедрению соответствующих услуг для семей и детей.
1. Астоянц М. Отношение к детям-сиротам - толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. – 2015. - N 2. - С. 40-42.
2. Боровик В. Г. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей
// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2017. - N 8. - С. 67-74.
3. Бучацкий О. Социальные сироты под надежной защитой // Социальное обеспечение. – 2015. - N 7. - С. 20-22.
4. Власова Э. Д. Политика социальной поддержки детей, оказавшихся в кризисной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. – 2016. - N 4. - С. 62-67.
5. Волков Д. В. Проблемы социального сиротства в современной России
// Социальное и пенсионное право. – 2019. - N 1. - С. 14-17.
6. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика.
/И.Ф. Дементьева. - М.: НИИ семьи и воспитания, 2021. – С. 48.
7. Джакупов С.М., Изакова А.Т., Абдрашитова Т.А., Оспанова Я Н. Социологическое исследование проблем социального сиротства и его профилактика. - Астана: Издательство ТОО «Агроиздат», 2018. – С. 210.
8. Защита детства. Профилактика социального сиротства: Методическое пособие для социально ориентированных некоммерческих организаций. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – С. 196.
9. Ильина О. Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей // Закон. – 2015. - N 10. - С. 51-55.
10. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. -
СПб.: Питер, 2020. – С. 322.
11. Новокшонова М. Как помочь детям, потерявшим родителей? // Вопросы социального обеспечения. - 2019. - N 1. - С. 7-8.
12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. /Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2019. – С. 480.
13. Ослон, В.Н. Проблемы сиротства в России: социально-исторические и психологические аспекты /В.Н. Ослон//Семейная психология и семейная терапия.-2021.-№1.-С. 5-37.
14. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов // Основы социальной работы: Учебник/Отв. редактор П.Д. Павленок.-М.:ИНФРА-М,201 7.-С.170-173.
15. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения
/Под ред. М. Н. Лазутовой. - М.: Педагогика, 2019. – 430с.
16. Пантюхина Е. Н. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Педагогика. - 2018. - N 6. - С. 93-99.
17. Профилактика социального сиротства: раннее выявление, диагностика жестокого обращения, семейносберегающие технологии: учебно- методическое пособие/ кол. сост., ред. Ракчеева Т.С., Булах Н.В. – Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», - 2017 – С. 109.
18. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе // Социальная педагогика. – 2019. - N 4. - С. 3-8.
19. Чеботарева А. Б. Решение проблем социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в региональном законодательстве // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2020. - N 11. - С. 34-37.
20. Ярмухамедов Р. Социальная поддержка детей-сирот // Законность. – 2020. - N 11. - С. 30-31.