Выявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста (Современные образовательные технологии индивидуализации и социализации, Северный (Арктический) федеральный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Города Архангельска» «Гимназии №6».
Выборка: 20 учеников 4 «Б» класса.
Введение 3
1. Теоретические аспекты выявления лидерских качеств младшего школьного возраста 5
1.1.Характеристика младшего школьного возраста 5
1.2.Понятия лидерства 8
1.3. Проявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 13
2. Экспериментальное изучение лидерских качеств младших школьников 19
2.1. Характеристика базы исследования 19
2.2. Методы и методики изучения проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 20
2.3 Ход и результаты изучения лидерских качеств у детей младшего школьного возраста…23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Сегoдня успех каждoго человека зависит только от него самого. В современных условиях развития российского общества, его экономической, политической и социальной сферы жизни существует конкуренция. Каждый человек должен уметь быстро реагировать, обрабатывать и анализировать полученную информацию за короткое время и применять полученные знания в жизни. Люди, обладающие лидерскими качествами, имеют больше шансов на победу в борьбе, которой является жизнь. Именно поэтому основы лидерства необходимо закладывать с млaдшего школьного возраста, когда формируются основные знания, навыки и умения, развиваются мышление и память.
В любой группе выделяется лидер. Он не только ведет и направляет своих последователей, он хочет вести их за собой, а его последователи не только следуют за лидером, но и хотят следовать за ним. Исследования показали, что знания и компетентность лидера всегда оцениваются гораздо выше, чем соответствующие качества (уверенность в себе, острый и гибкий ум, деловая хватка, сильная воля, способность понимать особенности психологии людей, организаторские способности) [4]. Однако анализ реальных популяций показал, что иногда люди без этих качеств становятся лидерами, и наоборот, иногда люди с этими качествами не становятся лидерами. Именно здесь и возникла лотерея ситуационного лидерства, которая утверждает, что лидер – это человек, способности и опыт которого не обходимы для оптимального разрешения данной ситуации для данной группы. В разных ситуациях группы выдвигают в лидеры разных людей.
Обычно дети в возрасте шести лет уже определяют человека, который может задумать и спланировать игру, руководить распределением ролей и предлагать другим детям действия, необходимые для игры. Это лидер. Лидер обычно играет главную роль, но может также передавать роли, которые дети хотят играть сами.
У детей школьного возраста лидерские качества только усиливаются. Ребенок, который пользуется наибольшей популярностью в группе, умеет договариваться со сверстниками, принимать их намерения и прояснять недоразумения, может стать лидером игры. Лидерство в школьном возрасте не гарантирует эту способность в последующей жизни, но лидерство, наблюдаемое у шестилетних детей, имеет потенциал для развития этой способности в средней школе [4].
Цель – изучить проявления лидерских качеств в группе младших школьников.
Объект исследования – проявление лидерских качеств.
Предмет исследования – Лидерские качества у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза – лидерство в начальной школе проявляется ситуативно, последовательно, конструктивно.
Задачи исследования:
1) представить ряд характеристик младшего школьного возраста;
2) раскрыть понятия лидерства;
3) изучить случаи проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
4) подобрать методы изучения лидерских качеств у младших школьников.
Методы исследования: изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, теоретический анализ, синтез, обобщение, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: МБОУ гимназия №6 г. Архангельска, 4 Б класс.
Маленькие дети очень уязвимы для различного рода социальных влияний. В этом возрасте дети уже обладают более или менее достаточной самооценкой и научились контролировать себя. Дети младшего возраста уже обладают определенной степенью независимости и осознанности. У детей младшего школьного возраста наиболее ярко выражены механизмы адаптации к нормам и требованиям общества. Задача родителей и учителей – научить детей строить межличностные отношения. Родители и учителя также должны помочь детям сформировать качества, необходимые для того, чтобы в будущем стать настоящими лидерами.
Лидер в команде молодых людей – это активный человек, который всегда готов взять на себя инициативу. Он или она способен координировать и направлять поведение других одноклассников. Лидерам присущи такие качества, как инициативность, ответственность и независимость. Ребенок уже способен анализировать ситуации и находить оптимальные решения.
Младшие дети могут не понимать, что коллектив ожидает от них лидерства. Часто ребенок воспринимает это как признание и одобрение со стороны других одноклассников.
Правильно организованные мероприятия в школе могут помочь младшим школьникам развить свои лидерские качества.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели первоначальный комплекс проблем, получив следующие результаты:
1. Был представлен ряд характеристик возрастной группы начальной школы;
2. Уточнено понятие лидерства;
3. Были изучены примеры лидерства у детей младшего школьного возраста;
4. Был выбрaн метод изучения лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в современных условиях учителю необходимо найти подход, подходящий к каждому ученику; согласно ФГОС, учитель должен способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка в своем классе. Каждый ученик обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать и проявлять, а не искоренять, чтобы сформировать одинаковое мировоззрение у всех детей. А лидерские качества являются неотъемлемой частью личности ребенка. Перед учителями стоит такая задача – обеспечить каждому ребенку в классе возможность испытать себя в роли лидера, что даже учителя могут определить, кто из их маленьких учеников является прирожденным лидером, а кто скорее последует за сильной личностью, чем поведет за собой всю группу.