АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Ресурсный подход в изучении психологического благополучия специалистов в сфере информационных технологий…
1.1 Психологическое благополучие, понятие, виды и особенности…………...8
1.2 Психологические особенности специалистов в сфере информационных технологий
1.3 Ресурсный подход в психологии…
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования личностных ресурсов психологического благополучия специалистов в сфере информационных технологий
2.1 Постановка проблемы исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методики исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных……….……………...35
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………………..36
3.1 Психологическое благополучие специалистов в сфере информационных технологий
3.2Психологические характеристики и самоорганизация деятельности сотрудников в сфере информационных технологий
3.3 Взаимосвязи возраста и стажа работы специалистов в сфере информационных технологий с их психологическими характеристиками, уровнями и параметрами самоорганизации деятельности и психологического благополучия………….…..46
3.4 Взаимосвязи оценок психологического благополучия специалистов в сфере информационных технологий с их психологическими характеристиками, уровнем и параметрами самоорганизации деятельности
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В современном обществе на первое место выходит проблема качества жизни человека, причем благополучие является одним из основных условий его повышения. Не случайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения в качестве основного компонента определения здоровья, которое охватывает физический, социальный, психологический, ментальный аспекты жизнедеятельности человека. Понятие психологического благополучия затрагивает различные аспекты жизнедеятельности человека: способность эффективно взаимодействовать с другими людьми; способность быть независимым от мнения окружающих; способность к целеполаганию; стремление к самоактуализации и многие другие. Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен психологического благополучия многогранен и требует тщательного изучения.
Сфера информационных технологий является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся в 21 веке. Все больше и больше людей выбирают данную сферу в качестве основной площадки для начала собственной карьеры.
Тема психологических ресурсов становится все более востребованной в исследованиях гуманитарных дисциплин и в частности, психологии. Уделяется внимание нахождению ресурсов личности, позволяющих ей справляться с жизненными трудностями и сложными задачами, с требованиями, предъявляемыми профессией, обществом, социально-экономической политикой.
Цель исследования: изучить личностные ресурсы психологического благополучия специалистов в сфере информационных технологий.
Гипотеза исследования: высоко оценивают уровень своего психологического благополучия специалисты в сфере информационных технологий с психологическим типом «сенсорно-планирующий» и высоким уровнем самоорганизации деятельности.
Частная гипотеза: руководители в сфере информационных технологий оценивают уровень своего психологического благополучия выше, чем специалисты.
Задачи исследования:
1. Оценить и сравнить психологическое благополучие специалистов в сфере информационных технологий разного пола и должностного статуса.
2. Оценить и сравнить психологические характеристики и самоорганизацию специалистов в сфере информационных технологий разного пола и разного должностного статуса.
3. Проанализировать взаимосвязи возраста и стажа работы специалистов в сфере информационных технологий с их психологическими характеристиками, уровнями и параметрами самоорганизации деятельности и психологического благополучия.
4. Проанализировать взаимосвязи оценок психологического благополучия специалистов в сфере информационных технологий с их психологическими характеристиками, уровнем и параметрами самоорганизации деятельности.
Предмет исследования: психологическое благополучие, психологические характеристики личности, самоорганизация.
Объект исследования: специалисты сферы информационных технологий в городе Санкт-Петербург.
Методы исследования:
1. Шкала психологического благополучия, разработанный К. Рифф, адаптирован на русскоязычной выборке Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной;
2. Опросник самоорганизация деятельности (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой;
3. Опросник «Ваш психологический тип», разработанный Д. Кейрси, адаптирован на русскоязычной выборке Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой.
В результате проведенного исследования были изучены особенности психологического благополучия и личностные особенности специалистов сферы информационных технологий, проанализированы взаимосвязи уровня психологического благополучия с личностными характеристиками, параметрическими характеристиками самоорганизации, стажем работы и возрастом.
Цель исследования была достигнута, задачи выполнены. Основная гипотеза исследования подтвердилась частично.
Частная гипотеза была подтверждена полностью: специалисты в сфере информационных технологий более высокого должностного статуса (руководители) оценивают уровень своего психологического благополучия выше, чем специалисты в сфере информационных технологий более низкого должностного статуса (подчиненные).
Полученные в исследовании данные являются важными при подборе, адаптации и развитии персонала, также эти данные могут помочь руководителям в построении эффективной системы стимулирования специалистов и модели управления организацией в сфере информационных технологий.
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст]: Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113 – 123.
3. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Развитие психологических ресурсов субъектов образовательного пространства средствами психологии здоровья / Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы II Международной научно-практической конференции, 24–25 ноября 2011 г. / Отв. ред. А.К. Белоусова. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ. C. 471 – 476.
4. Верещагина Л.А., Шильков А.М. Факторы психологического благополучия работников восстановительного поезда/ Ананьевские чтения — 2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / Отв. ред. О.Ю. Щелкова. СПб.: Скифия-принт. с. 424 – 425
5. Власова О.Г., Белых Н.А. Психологическое сопровождение профессионализации потенциального субъекта труда: ресурсный подход // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 201-204
6. Водяха, С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. C. 132 – 138.
7. Голубева, Н. М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности // Известия саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. Т. 3. C. 36 – 42.
8. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф// Психологический журнал, 2011. №2.
9. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. №8. Т.2. С. 84-87.
10. Кожевникова Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации. Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. Краснодар : [б. и.], 2006. 25 с.
11. Марков В.Н. Ресурсный подход к организации и оценке кадров управления // Акмеология. 2011. № 1. C. 25-31.
12. Марков В.Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. C. 5 – 10.
13. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога// Педагогическое образование в России., 2013. №1. С. 94-101.
14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. C. 102-112.
15. Новак Н.Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии// Психологической журнал, 2008. №2. С -21-25.
16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
17. Сенгеева, О. Л. Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладеющего поведения // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. № 5. С. 28 – 31.
18. Созонтов А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. C. 105 -114 .
19. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. №2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 04.04.2014).
20. Хазова С.А., Дорьева Е.А. О методах исследования психических ресурсов субъекта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012 г. Т. 18. № 4. C. 29-35.
21. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. — СПб.: Азбука, 2001.
22. Bradburn, N.M. The structure of psychological well-being. Chicago.: Aldine publishing company, 1969. 319 p.
23. Blore J.D. Subjective Wellbeing: An Assessment of Competing Theories: Submitted in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. – Australia, Deakin University, 2008.
24. Nave S. Christopher. Beyond self-report in the study of hedonic and eudaimonic well-being: Correlations with acquaintance reports, clinician judgments and directly observed social behavior // Journal of Research in Personality. 2008. № 42. P. 643–659.
25. Robert С. Martin The Clean Coder: A Code of Conduct for Professional Programmers. – USA, Prentice Hall, 2011.
26. Ryff, C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 4. Vol. 69. P. 719 - 727.