Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА В РОССИИ И ШВЕЦИИ В ЭПОХУ МОДЕРНА

Работа №131686

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение3
Глава 1.Историография5
Глава 2.Движение «Искусств и ремесел» 15
Глава 3.Россия
3.1. От народной традиции к «новому стилю» 21
3.2. Западноевропейские художественные процессы в России 23
Глава 4. Швеция
4.1. Зарождение национального романтизма26
4.2. Интернациональные влияния
4.3. Карл Ларссон, «Маленькая хижина» и Эллен Кей 30
Глава 5. Характерные приемы оформления интерьера
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Список иллюстраций 46
Иллюстрации 48


Актуальность работы. В настоящее время эпоха рубежа XIX-XX вв. остается предметом высокого внимания исследователей как в России, так и в мире. С одной стороны, искусство модерна завершает период эклектики, являясь в некотором роде его продолжением. С другой, видится самодостаточным явлением, особым феноменом в истории искусства. В тоже время, многие идеи и приемы, зародившиеся перед началом Первой мировой войны, становятся основанием для последующих тенденций в архитектуре и дизайне XXвека. Именно такая сложная структура этого «мимолетного стиля» дает повод обратиться к его рассмотрению.
Зарождению модерна предшествовал долгий период поиска новой формы. На волне нарастающей индустриализации и механизации производства различные деятели искусства стремились вернуться к традиционному ремеслу, а процессы стандартизации, унификации и взаимопроникновения культур разворачивали мысли художников в сторону поиска национальной идентичности. Подобные явления происходили повсеместно, в том числе в России и Швеции. Общие истоки и схожесть процесса утверждения собственных форм национального романтизма в искусстве убранства интерьера этих странах позволяет рассматривать их совместно.
Объект и предмет исследования. В России эпоху модерна принято относить примерно к 1890-1914 гг. Однако национальный романтизм в русской художественной культуре появляется уже в последней четверти XIXв. и продолжает развиваться в различных формах на всем протяжении рассматриваемого периода. Общая периодизация русского модерна совпадает с наиболее ярким отрезком и шведского национального романтизма, однако декоративно-прикладное искусство в Швеции переживает две волны: 1870-е гг. – 1895 г. и 1905 – 1920 гг. Время меду этими двумя подъемами относят к влиянию на архитектуру и декоративное искусство Швеции западноевропейского модерна – югендстиля, по ориентации на немецкие образцы. Стоит отметить при этом, что как в России, так и в Швеции интернациональные течения стиля в той или иной мере проявляются на всем протяжении рассматриваемого периода и развиваются параллельно в тесной взаимосвязи.
Особое внимание в работе уделено развитию архитектуры эпохи модерна именно в Швеции, в связи с малоизученностью этого вопроса в русской историографии.
Объектами данного исследования, в первую очередь, являются частные дома, виллы и особняки, как наиболее выразительные проявления искусства оформления интерьера, в качестве неотъемлемой части архитектурного решения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных идей, повлиявших на концепцию оформления интерьера обозначенного периода.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. изучить литературу и источники по заданной теме;
2. обозначить предпосылки развития модерна;
3. исследовать основные аспектов развития национально-романтических течений эпохи;
4. выявить факторы интернационального влияния на формирование стиля;
5. рассмотреть сходства и различия отдельных приемов оформления внутреннего пространства помещений.
Методы исследования. В работе используются метод анализа отечественной и зарубежной литературы; сравнение, классификация и обобщение процессов, влиявших на формирование интерьеров эпохи модерна.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и иллюстраций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В эпоху модерна 1890 – 1910-е гг. в России и Швеции на фоне усталости от эклектики и заимствованных стилей складывались основные художественные традиции, которые станут фундаментом искусства XXв. Попытку преодоления эклектики в рассматриваемый период можно считать неудачной ввиду стилевого плюрализма в рамках единого явления. Главным достижением эпохи можно считать восстановление в правах декоративно-прикладного искусства.
Предпосылки развития дизайна, заложенные в середине XIXв. в Англии, нашли свое отражение в национально-романтических течениях на рубеже веков. Поиск национальной идентичности в искусстве был неразрывно связан с восстановлением традиционных ремесел и способов производства. Однако ускоренные темпы развития промышленного производства, а также начало Первой Мировой войны стали препятствием на пути реализации идеи простого и красивого искусства для каждого.
Не смотря на подъем национальных тенденций в искусстве оформления интерьера, фактор влияния западноевропейских художественных течений на русских и шведских художников и архитекторов остается огромным.
При всей внешней схожести национального искусства России и Швеции, итоговым результатом стали различные пути развития декоративно-прикладного искусства. Советская эстетика конструктивизма преследовала чисто утилитарные цели, в то время как шведские идеи практичных функциональных и красивых вещей нашли свое продолжение.



1. 100 лет петербургскому модерну: материалы научной конференции 30 сентября – 2 октября 1999 года/сост. Л.А. Кирикова. СПб., 2000.
2. Ар нуво: статьи // Курьер ЮНЕСКО.-1990.-окт.
3. Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона: избранные материалы конференций, проведенных в 2011-2013 гг. / отв. ред. Б.М. Кириков; сост., науч. ред. С.С. Левошко. СПб., 2014.
4. Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона: тезисы докладов международной научной конференции, 2011-2013. / сост.: Б.М. Кириков, С.С. Левошко. СПб., 2013.
5. Баранова С.Н. Изразцовая летопись Москвы. М., 2012.
6. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 2014.
7. Ботт И.К., Знаменов В.В. Петербургские мебельные мастерские второй половины XIX – начала XX века // Петергоф. Альманах. Из истории дворцов и коллекций. СПб., 1992. С. 65-83.
8. Гацура Г.Г. Мебель и интерьеры модерна. М., 2009.
9. Горюнов В.С.,Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепция. Стили. Мастера. СПб., 1992.
10. Демиденко Ю. Интерьер в России: Традиции. Мода. Стиль. СПб. 2000.
11. Ермолаева Д.Н., Попова З.П. Мебель // Русское декоративное искусство: В 3 т. / Под ред. [и с предисл.] А.И. Леонова. Т. 3. М., 1965.
12. Зиновеева М.М. Витраж в интерьерах русского модерна. М., 2003.
13. Исаченко В.Г., Оль Г.А. Федор Лидваль. Л., 1987.
14. Иссель Г. Внутренняя отделка зданий. Устройство дверей и окон, обшивка и украшение стен, разделка потолков, устройство деревянных, каменных и железных лестниц. СПб., 1900.
15. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2014.
16. Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». М., 2001.
17. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1977.
18. Кириллов В.В. Архитектура Стокгольма рубежа XIX—XX веков. Издательские решения. 2016.
19. Кириченко Е.И. Интерьер модерна // Декоративное искусство СССР.-1971.-№10.
20. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977.
21. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.
22. Комарова М.М. Шведский жилой дом эпохи национального романтизма конца XIX – начала XX вв.: традиция и новаторство. М., 2008.
23. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX – начала XX века. Л., 1976.
24. Лисовский В.Г. Северный модерн. СПб., 2016.
25. Модерн в России / авт.-сост. П.Ю. Климов. М., 2010.
26. Москва - Париж, 1900-1930: В 2 т. / ред. сост. М.А. Бессонова. М., 1981.
27. Мухина Т.Д. Русско-Скандинавские художественные связи конца XIX – начала XX в. М., 1984.
28. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна: творческие портреты. М., 2005.
29. Нащокина М.В. Московский модерн. СПб., 2015.
30. Орнамент стиля модерн /сост. и автор предисл. В.И. Ивановская. М., 2007.
31. Осовский О. Е. РЁСКИН // Большая российская энциклопедия. В 35 т. / гл. ред. Ю.С. Осипов. Т. 28. М., 2015. С. 417.
32. Розенталь Х., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М., 1971.
33. Сарабьянов Д.В. Модерн: история стиля. М., 2001.
34. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М., 1970.
35. Стругова О.Б. Гнутая мебель в России // Декоративное искусство СССР.-1986.-№6. С. 48.
36. Стругова О.Б. Мебель в русском интерьере конца XIX – начала XX веков. М., 2005.
37. Стругова О.Б. Мебельные мануфактуры // Декоративное искусство СССР.-1991.-№12. С. 42-44.
38. Стругова О.Б. Русская мебель (1830-1890-е годы) // Советский музей.-1991.-№1 С. 60-65.
39. Стругова О.Б. Русская мебель конца XIX – начала XX века // Советский музей.-1991.-№4. С. 59-73.
40. Стругова О.Б. Русская плетеная мебель // Декоративное искусство СССР.-1985.-№10. С. 18-20.
41. Стругова О.Б. Русский жилой интерьер конца XIX – начала XX веков: автореферат. М., 1992.
42. Стругова О.Б. Уникальный московский интерьер эпохи модерна // Музей.-1989.- Вып. 10. С. 103-114.
43. Тимофеева М.А. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М., 2006.
44. УиттикА. Европейская архитектура XX века: В 3 т. / пер. и ред. А.И. Венедиктов.М., 1960-1964.
45. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.
46. Эстетика Морриса и современность. / отв. ред. сост. В.П. Шестаков. М., 1987.
47. Этот бесстыдный стиль модерн. К столетию московского модерна / сост. А. Захарьевская. М., 2008.

48. Carl and Karin Larsson : Creators of the Swedish style / Ed. by M.Snodin and E.Stavenow-Hidemark. Boston, 2001.
49. Eriksson E. Den modernastadensfödelse: svenskaarkitektur, 1890-1920. Stockholm, 1994.
50. Facos M. Nationalism and the Nordic imagination: Swedish art of the 1890s. London, 1998.
51. Mackail J. W. The life of William Morris. New York, 1920.
52. Pevsner N. Pioneers of modern design. From William Morris to Walter Gropius. Harmondsworth, 1960 (1936, 1949).
53. Pevsner N. The source of modern architecture and design. Washington, 1968.
54. Schafter D. The order of the ornament, the structure of style. Theoretical foundations of modern art and architecture. Cambridge, 2003.
55. Stavenow-Hidemark E. Svenskjugend. Stockholm, 1964.
56. ThorsonWaltonA. FerdinandBoberg – architect: the complete work. Cambridge, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ