ОТСУТСТВИЕ ПАРТИЙНОЙ ДОМИНАНТЫ В ИТАЛИИ КАК СПЕЦИФИКА ПАРЛАМЕНТА СТРАНЫ
|
Введение 3
Глава 1. Портрет Италии перед концом “Первой республики”. 8
1.1. Проблема “Север-Юг”, как основа дифференциации электората. 8
1.2. Партийная система “Первой Республики”. 13
1.3. Операция “Чистые руки” как эпилог “Первой Республики”. 16
Глава 2. Формирование “Второй республики”. 23
2.1. Первые выборы “Второй республики” и новая система на практике. 23
2.2. Феномен Берлускони 30
2.3. Евроскептики как основа правых в Италии. 33
2.4. Левые после ухода ХДС и ИКП 48
Глава 3. Анализ тренда выборов. 53
3.1. Выборы 2001 года как закрепление окончательное оформление проблемы децентрализации партийной системы. 53
3.2. Выборы 2006 и 2008 годов и их влияние на Берлускони и Проди. 57
3.3. Выборы 2013 как начало новой расстановки сил. 63
3.4. Возникновение феномена частых переходных правительств Италии. 66
Глава 4. Первые девиационные выборы 2022-ого года 68
4.1. Выборы 2018, как предтеча перемен. 68
4.2. Причины падений правительств Конте и правительства Драги. 75
4.3. Анализ программы правоцентристской коалиция выборов 2022 года. 79
4.4. Правительство Мелони – новая эпоха или единичное исключение. 82
4.5. Модель “Лидер партии = партия” как ключевая проблема отсутствия доминанты в итальянском парламенте. 85
Заключение. 89
Список источников и литературы 94
Приложения 99
Глава 1. Портрет Италии перед концом “Первой республики”. 8
1.1. Проблема “Север-Юг”, как основа дифференциации электората. 8
1.2. Партийная система “Первой Республики”. 13
1.3. Операция “Чистые руки” как эпилог “Первой Республики”. 16
Глава 2. Формирование “Второй республики”. 23
2.1. Первые выборы “Второй республики” и новая система на практике. 23
2.2. Феномен Берлускони 30
2.3. Евроскептики как основа правых в Италии. 33
2.4. Левые после ухода ХДС и ИКП 48
Глава 3. Анализ тренда выборов. 53
3.1. Выборы 2001 года как закрепление окончательное оформление проблемы децентрализации партийной системы. 53
3.2. Выборы 2006 и 2008 годов и их влияние на Берлускони и Проди. 57
3.3. Выборы 2013 как начало новой расстановки сил. 63
3.4. Возникновение феномена частых переходных правительств Италии. 66
Глава 4. Первые девиационные выборы 2022-ого года 68
4.1. Выборы 2018, как предтеча перемен. 68
4.2. Причины падений правительств Конте и правительства Драги. 75
4.3. Анализ программы правоцентристской коалиция выборов 2022 года. 79
4.4. Правительство Мелони – новая эпоха или единичное исключение. 82
4.5. Модель “Лидер партии = партия” как ключевая проблема отсутствия доминанты в итальянском парламенте. 85
Заключение. 89
Список источников и литературы 94
Приложения 99
Итальянская республика является далеко не типичным примером западноевропейского государства. Парламентская республика с унитарным административно-территориальным устройством выделило дискурс “Индустриальный Север – Аграрный Юг”, который в свою очередь породил различия в социальных настроениях двух частей страны. Отсюда и различия в партийных предпочтениях среди населения. Например, среди жителей северных областей большой популярностью на протяжении последних 30 лет пользовались партии правого радикального толка, в то время как у жителей юга – их оппоненты – левый блок. Этому способствовало множество причин, которые формировались на протяжении новейшей истории Италии. Географический признак является одним из множества, что будет подтверждено в ходе исследования.
Результаты выборов 1994 года изменило партийную структуру страны. Многие партии классического толка (для европейских стран) ушли из итальянской политики и ввело новые. Операция “Чистые руки” продемонстрировала и дискредитировала в глазах итальянцев почти всех партийных лидеров и их партийные органы. На их место пришли совершенно новые движения, которые отличались от других партий стран Западной Европы: правые популистский партии, сепаратистские правые радикальные движения, ряд левых движений. Они имели ряд отличий от ушедших христианских демократов и коммунистов и т.д. Все это создало многообразие партий, которые так или иначе отвечали запросам населения по тем или иным вопросам. Их число со временем только увеличилось. В 2022 году впервые за 30 лет в парламенте и в Совете министров сформировалось большинство одной фракции, которое позволяет принимать ряд решений беспрепятственно. До этого была проблема отсутствия партийного большинства, что очень часто препятствовало консенсусу по ряду вопросов и порождало частые политические кризисы. Однако, результаты выборов 2022-ого года вовсе не означают, что проблема не решена полностью. Это первый подобный случай за 30 лет. Кроме того, поскольку победившие правые – это коалиция из партий, то между их лидерами так или иначе возникают споры по некоторым решениям, которые могут нарушить получившиеся баланс в любой момент.
Таким образом, мы можем определить актуальность темы данного исследования. Проблема отсутствия большинства в Парламенте и, как следствие, в Совете Министров существует уже довольно давно и в перспективе никуда не исчезнет. Это происходит по причине того, что настоящая проблема произошла не из-за системных изменений, а из-за ряда ситуативных факторов на протяжении последних 30 лет новой партийной системы.
Кроме того, необходимо отметить научную новизну данной работы. Анализ выявления внутриполитических проблем в Италии через призму несовершенства партийной системы почти не использовался в отечественной литературе. Это поможет понять дальнейшие решения руководства страны, а также причины последующих политических кризисов, которые являются частыми в контексте итальянской политики.
Суммируя всё вышесказанное, можно обозначить объектом исследования внутренняя политика Италии, а предметом исследования её партийная система.
Хронологические рамки данной работы ограничиваются 1992-2023 годами. Начальная дата выбрана по причине начала в этом году т.н. Операции “Чистые руки”, которая являлась водоразделом между старой партийной системы Итальянской республики и новой.
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязей между отсутствием доминанты в парламенте Италии и влиянием этой специфики на всю Итальянскую политику. К задачам следует отнести следующее:
1. Обозначить основные события перед исследуемым периодом, повлиявшие на формирование рассматриваемой кризисной ситуации;
2. Обозначить исторические аспекты, повлиявшие на формирование нынешней партийной системы страны (“II республики”);
3. Изучить влияние операции “Чистые руки” на дискредитацию старой партийной системы и формирование новой;
4. Понять, что вывело конкретные партии после распада “I республики” на лидирующие позиции в предвыборной гонке на первых выборах;
5. Объяснить т.н. “Феномен Берлускони” и как персонификация политика оказала влияние на дальнейшую межпартийную борьбу в Италии;
6. Объяснить, как главные политические эволюционировали на этапе формирования “Второй республики”;
7. Определить, как относительное набранное большинство в парламенте не способствовало дальнейшему укреплению одной из политических сил;
8. Выявить причины поражений основных сил на выборах 2006 и 2008 годов, которые в дальнейшем способствовали усугублению настоящей проблемы;
9. Изучить, как новые политические силы пытались набрать электорат на выборах 2013-ого года;
10. Объяснить значение феномена частых переходных правительств в Италии в контексте исследуемой проблемы;
11. Проанализировать причины расстановки сил на выборах 2018 года и их влияние на следующие выборы;
12. Уточнить, какая единая причина является причиной кризисов правительств Конте и Драги в период 2018-2022 годов;
13. Выявить причины первого набора партийного большинства в парламенте, когда впервые за 30 лет произошла девиация от заданной “нормы”.
Исходя из выявленной актуальности и научной новизны, необходимо выдвинуть гипотезу работы, заключающуюся в том, что партийная система Италии со своей спецификой является важным компонентом в процессе влияния на внутриполитические процессы внутри страны куда больше, чем в ряде других стран.
Основу источниковой базы составляют законодательные акты Итальянской республики, официальные статистические данные выборов, социальных опросов и т.д. Также, в ходе исследования были использованы предвыборные программы партий Италии в период с 1994 года по 2022 года.
Также в ходе исследований были изучен ряд работ отечественных исследователей Итальянской политики. Отдельно стоит отметить исследователей из МГИМО Ковалеву А.Ю, Баранова О.Н. и Шибкову М.О, которые комплексно исследуют политическую систему Италии на протяжении долгого периода времени.
В основу методологии исследования легла конструктивистская социальная теория, которая рассматривает политику на разных уровнях как набор идеологий т.е. то, как себя акторы и субъекты идентифицируют по отношению к другим и по отношению к системе в целом. Также, методология исследования базируется на нескольких подходах, таких как системный подход, историко-описательный подход, включающий проведение исторического контекста и сравнительный анализ с выделением ключевых особенностей и этапов, а также сравнительно-аналитический подход с сравнением ключевых приоритетов и заявлений лидеров итальянских партий в разные периоды выборов. Для анализа контента используется метод контент-анализа. Важное значение имеют методы дедукции и индукции, позволяющие переходить от общих закономерностей к конкретным вопросам и строить общую картину исследования на основе отдельных аспектов.
Структуру исследования составляют введение, четыре главы, заключение. В первой главе рассматриваются основные тенденции, повлиявшие на развитие политических процессов в Италии с 1993 года, параллельно выявляя основные тенденции, воздействовавшие на проблематику отсутствия единой силы в парламенте. Определяется терминология в рамках которых проводится данное исследование. Анализируется историческая проблематика “Север-Юг”, которая является одной из ключевой в рассматриваемом дискурсе. Изучаются основные отличительные черты предшествующей партийной системы Италии и те факторы, которые способствовали ее падению. А также изучается влияние неполитических процессов, приведших к окончательной смене акторов среди партий Итальянской республики. Во второй главе проводится классификация основных политических течений, при помощи которых новые партии набирали электорат и влияли на формирование новой политической системы Республики. Кроме того, проводится анализ деятельности Сильвио Берлускони, чьи действия и направления политики оказали существенный вклад на формирование рассматриваемой проблемы. В третьей главе выделяются ключевые тенденции выборов в парламент Италии, начиная с 2001 года и заканчивая выборами 2013, которые взаимосвязаны между собой своими последствиями друг на друга. Кроме того, рассматривается феномен переходных правительств в Италии, как норма нынешней политической системы и влияние этой нормы на проблему отсутствия партийной доминанты. Четвертая глава отходит от контекста рассматриваемого дискурса и анализирует причины, повлиявшие на результат выборов 2022, который является исключением. Кроме того, проводится анализ нынешних действий, выявляющий следующее: является ли нынешнее правительство Мелони единичным отходом от проблематики или подобные результаты будут постоянной константой на будущих выборах.
Результаты выборов 1994 года изменило партийную структуру страны. Многие партии классического толка (для европейских стран) ушли из итальянской политики и ввело новые. Операция “Чистые руки” продемонстрировала и дискредитировала в глазах итальянцев почти всех партийных лидеров и их партийные органы. На их место пришли совершенно новые движения, которые отличались от других партий стран Западной Европы: правые популистский партии, сепаратистские правые радикальные движения, ряд левых движений. Они имели ряд отличий от ушедших христианских демократов и коммунистов и т.д. Все это создало многообразие партий, которые так или иначе отвечали запросам населения по тем или иным вопросам. Их число со временем только увеличилось. В 2022 году впервые за 30 лет в парламенте и в Совете министров сформировалось большинство одной фракции, которое позволяет принимать ряд решений беспрепятственно. До этого была проблема отсутствия партийного большинства, что очень часто препятствовало консенсусу по ряду вопросов и порождало частые политические кризисы. Однако, результаты выборов 2022-ого года вовсе не означают, что проблема не решена полностью. Это первый подобный случай за 30 лет. Кроме того, поскольку победившие правые – это коалиция из партий, то между их лидерами так или иначе возникают споры по некоторым решениям, которые могут нарушить получившиеся баланс в любой момент.
Таким образом, мы можем определить актуальность темы данного исследования. Проблема отсутствия большинства в Парламенте и, как следствие, в Совете Министров существует уже довольно давно и в перспективе никуда не исчезнет. Это происходит по причине того, что настоящая проблема произошла не из-за системных изменений, а из-за ряда ситуативных факторов на протяжении последних 30 лет новой партийной системы.
Кроме того, необходимо отметить научную новизну данной работы. Анализ выявления внутриполитических проблем в Италии через призму несовершенства партийной системы почти не использовался в отечественной литературе. Это поможет понять дальнейшие решения руководства страны, а также причины последующих политических кризисов, которые являются частыми в контексте итальянской политики.
Суммируя всё вышесказанное, можно обозначить объектом исследования внутренняя политика Италии, а предметом исследования её партийная система.
Хронологические рамки данной работы ограничиваются 1992-2023 годами. Начальная дата выбрана по причине начала в этом году т.н. Операции “Чистые руки”, которая являлась водоразделом между старой партийной системы Итальянской республики и новой.
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязей между отсутствием доминанты в парламенте Италии и влиянием этой специфики на всю Итальянскую политику. К задачам следует отнести следующее:
1. Обозначить основные события перед исследуемым периодом, повлиявшие на формирование рассматриваемой кризисной ситуации;
2. Обозначить исторические аспекты, повлиявшие на формирование нынешней партийной системы страны (“II республики”);
3. Изучить влияние операции “Чистые руки” на дискредитацию старой партийной системы и формирование новой;
4. Понять, что вывело конкретные партии после распада “I республики” на лидирующие позиции в предвыборной гонке на первых выборах;
5. Объяснить т.н. “Феномен Берлускони” и как персонификация политика оказала влияние на дальнейшую межпартийную борьбу в Италии;
6. Объяснить, как главные политические эволюционировали на этапе формирования “Второй республики”;
7. Определить, как относительное набранное большинство в парламенте не способствовало дальнейшему укреплению одной из политических сил;
8. Выявить причины поражений основных сил на выборах 2006 и 2008 годов, которые в дальнейшем способствовали усугублению настоящей проблемы;
9. Изучить, как новые политические силы пытались набрать электорат на выборах 2013-ого года;
10. Объяснить значение феномена частых переходных правительств в Италии в контексте исследуемой проблемы;
11. Проанализировать причины расстановки сил на выборах 2018 года и их влияние на следующие выборы;
12. Уточнить, какая единая причина является причиной кризисов правительств Конте и Драги в период 2018-2022 годов;
13. Выявить причины первого набора партийного большинства в парламенте, когда впервые за 30 лет произошла девиация от заданной “нормы”.
Исходя из выявленной актуальности и научной новизны, необходимо выдвинуть гипотезу работы, заключающуюся в том, что партийная система Италии со своей спецификой является важным компонентом в процессе влияния на внутриполитические процессы внутри страны куда больше, чем в ряде других стран.
Основу источниковой базы составляют законодательные акты Итальянской республики, официальные статистические данные выборов, социальных опросов и т.д. Также, в ходе исследования были использованы предвыборные программы партий Италии в период с 1994 года по 2022 года.
Также в ходе исследований были изучен ряд работ отечественных исследователей Итальянской политики. Отдельно стоит отметить исследователей из МГИМО Ковалеву А.Ю, Баранова О.Н. и Шибкову М.О, которые комплексно исследуют политическую систему Италии на протяжении долгого периода времени.
В основу методологии исследования легла конструктивистская социальная теория, которая рассматривает политику на разных уровнях как набор идеологий т.е. то, как себя акторы и субъекты идентифицируют по отношению к другим и по отношению к системе в целом. Также, методология исследования базируется на нескольких подходах, таких как системный подход, историко-описательный подход, включающий проведение исторического контекста и сравнительный анализ с выделением ключевых особенностей и этапов, а также сравнительно-аналитический подход с сравнением ключевых приоритетов и заявлений лидеров итальянских партий в разные периоды выборов. Для анализа контента используется метод контент-анализа. Важное значение имеют методы дедукции и индукции, позволяющие переходить от общих закономерностей к конкретным вопросам и строить общую картину исследования на основе отдельных аспектов.
Структуру исследования составляют введение, четыре главы, заключение. В первой главе рассматриваются основные тенденции, повлиявшие на развитие политических процессов в Италии с 1993 года, параллельно выявляя основные тенденции, воздействовавшие на проблематику отсутствия единой силы в парламенте. Определяется терминология в рамках которых проводится данное исследование. Анализируется историческая проблематика “Север-Юг”, которая является одной из ключевой в рассматриваемом дискурсе. Изучаются основные отличительные черты предшествующей партийной системы Италии и те факторы, которые способствовали ее падению. А также изучается влияние неполитических процессов, приведших к окончательной смене акторов среди партий Итальянской республики. Во второй главе проводится классификация основных политических течений, при помощи которых новые партии набирали электорат и влияли на формирование новой политической системы Республики. Кроме того, проводится анализ деятельности Сильвио Берлускони, чьи действия и направления политики оказали существенный вклад на формирование рассматриваемой проблемы. В третьей главе выделяются ключевые тенденции выборов в парламент Италии, начиная с 2001 года и заканчивая выборами 2013, которые взаимосвязаны между собой своими последствиями друг на друга. Кроме того, рассматривается феномен переходных правительств в Италии, как норма нынешней политической системы и влияние этой нормы на проблему отсутствия партийной доминанты. Четвертая глава отходит от контекста рассматриваемого дискурса и анализирует причины, повлиявшие на результат выборов 2022, который является исключением. Кроме того, проводится анализ нынешних действий, выявляющий следующее: является ли нынешнее правительство Мелони единичным отходом от проблематики или подобные результаты будут постоянной константой на будущих выборах.
Партийная система Италии со своей спецификой является важным компонентом в процессе влияния на внутриполитические процессы внутри страны куда больше, чем в ряде других стран. Парламентская республика формирует правительства по результатам выборов в парламент, что позволяет появиться там разнородным правительствам. С одной стороны, это не позволит узурпировать власть одной силе. Однако с другой стороны, как показывает настоящее исследование, это влечет за собой ряд проблем, если будет слишком большое разнообразие партий. В ходе проделанной работы, можно выявить следующие факторы, повлиявшие на формирование рассматриваемой проблемы: проблема “Север-Юг”; Большой общественный резонанс после дискредитации партий “Первой республики”; фактор личностного фактора, введённый в Итальянскую политику С. Берлускони; Сильная поляризация не только правых и левых, но и внутри коалиций; вытекающие из этих факторов кризисы и частые переходные правительства, которые тоже являются источником кризисов в силу своего разнообразия. В ходе работы, автором была выдвинута собственная модель “Лидер партии = партия” предприняла попытку объяснить настоящую проблему с точки зрения модели вождизма в итальянской партийной системе, вызванной “Феноменом Берлускони”.
Основной целю исследования являлось выявление взаимосвязей между отсутствием доминанты в парламенте Италии и влиянием этой специфики на всю Итальянскую политику. Отсутствие доминанты в итальянском парламенте вызывает частые кризисы на государственном уровне. Они, как правило, имеют разное происхождение, но, как было выявлено в исследовании, все подобные процессы имеют одно общее происхождение. Однако, могут идти через разные сферы жизни.
В социальной сфере жизни Италии наблюдается значительная разница между высокообразованным севером, где ценится индивидуальный потенциал и имеется высокий уровень социального сектора, и югом, где преобладает клановая экономика и человеческий потенциал не очень высоко ценится. Эта дифференциация сформировала разнообразную электоральную базу Италии, влияющую на партийное разнообразие в стране. Уровень образования может влиять на политические предпочтения, а социальная дифференциация влечет за собой соответствующие предпочтения. По итогам, признаками Первой республики, которые привели к ее крушению являются сращивание криминала и государства, рост активизации радикальных группировок, повышение уровня недовольства населения и обстановка в Европе в целом. Расследование, инициированное прокурором Ди Пьетро, вывело на всеобщее обозрение систематические коррупционные схемы, которые привели к продолжительному нахождению у власти одних и тех же лиц. Поэтому логичным результатом было то, что родилась новая партийная система, названную многими журналистами "Второй республикой". Эти события дали как новые возможности стране и государству, так и новые проблемы, о которых далее будет рассказано в деталях для настоящего исследования.
В 1994 году на парламентских выборах в Италии произошла смена эпохи. Эти выборы дали понять, что итальянское общество устало от старых лидеров и жаждало перемен. Именно Сильвио Берлускони сумел создать эффект на избирателей, но уже в первый год правления он не оправдал их ожиданий. Тем не менее он вернулся в политику благодаря своим личностным качествам и внес неоценимый вклад в итальянский политический процесс. Он стал примером для "Политика с партией", создавая бренд из своего имени, который подстраивался под идеологию, которую хотел видеть избиратель. Левые партии не смогли противостоять правой коалиции, которой удалось забрать часть электората левых благодаря информационным ресурсам, что дало возможность Берлускони с его партией занять первое место. Однако, формируя немонолитную коалицию, правительству Берлускони не удалось удержаться у власти менее одного срока.
Анализ выборов с 2001 по 2013 годы выявил ряд тенденций, которые усугубили рассматриваемую проблему. Выборы в Италии, которые прошли в 2001 году, стали поворотным моментом в политической жизни страны, подтвердив тенденцию к разрозненности итальянской политики. На этот раз правоцентристская коалиция получила чуть большую поддержку со стороны избирателей, что положило начало эре Берлускони, продолжавшейся до 2011 года. Однако, ни одна из двух коалиций не обладала большинством в Сенате и пришлось искать поддержку у независимых сенаторов, что вызвало некоторые проблемы и свидетельствует о проблеме отсутствия партийной доминанты в Итальянском парламенте. Причинами столь малого разрыва между двумя противоборствующими блоками можно отнести дискредитацию образа Берлускони во время первого правительства и недостаточно успешную предвыборную кампанию у левых. Каждая партия имела малые отличия в идеологическом плане, и избиратель попросту не понимал, кому бы он хотел в конечном итоге отдать победу. В последующие годы, выборы 2006 и 2008 годов, закрепили феномен отсутствия партийной доминанты в Итальянском парламенте. Дискредитация авторитета Берлускони и неудачная предвыборная кампания у правых и левых центристов стали причиной этого явления. В результате политическая арена стала разнообразнее и появилось множество партий, различающихся по своим идеологиям. Выборы в 2013 году показали новый пример отсутствия партийной доминанты в Италии. Движение 5 звезд из низов смогло завоевать доверие многих избирателей, однако оно представляло себя лишь в рамках одной трети Итальянского парламента, а остальные две трети занимали мейнстримные правые и левые центристы. Все это учащает проблему сосуществования разных партийных сил в рамках одного правительства и парламента, что является результатом более глобальной проблемы отсутствия партийной доминанты в Итальянской республики и усложняет принятие централизованных решений.
В 2018 году, выборы в Италии подтвердили проблему нестабильности в политической системе страны. Выигрыш получили политические партии - Движение 5 звезд и Лига, которые сильно отличались друг от друга. Нахождение компромисса при формировании правительства заняло более трех месяцев, и почти год правительственные партии не могли достичь согласия в разрешении текущих проблем. К успеху разных партий привело недовольство оппонентов их выборами. Партия Берлускони сумела вернуться в политику после своей отставки несколько лет назад, в то время как партия Маттео Ренци не смогла решить проблемы прошлого и не разработала четкой стратегии по противодействию миграционному кризису, который был чрезвычайно важен для избирателей. Эти выборы знаменуют новую веху в истории партийной системы Италии, которая характеризуется нестабильностью. Кризисы возникали во время правительства Конте и Драги из-за множества конфликтов между правительственными чиновниками, которые пытались наложить свои правила игры на остальных. Это наблюдали и в первом правительстве Конте, когда Маттео Сальвини выразил свое несогласие с миграционной политикой основного течения. Во втором правительстве Конте, сам Джузеппе Конте представил свою стратегию по распределению европейских средств после пандемии, а Луиджи Ди Майо представил свою позицию по украинскому вопросу. К причинам поражения их конкурентов стоит отнести: позицию оппортунизма Сальвини в кабинете Драги, которая была противоположной действиям Мелони, и отсутствие коалиции у левых сил.
Предсказать, является ли случай Мелони исключением или новым правилом, невозможно. При всех слагаемых, которые мы имеем благодаря настоящему анализу, есть ряд ситуативных факторов, которые являются достаточно частым явлением. Они могут способствовать резкому падению правительства или коалиции в одночасье. Однако случай набора большинства правой коалицией на крайних выборах является уникальным, а по сему может означать новый виток в развитии Итальянской партийной системы или первым шагом к ее централизации
Основной целю исследования являлось выявление взаимосвязей между отсутствием доминанты в парламенте Италии и влиянием этой специфики на всю Итальянскую политику. Отсутствие доминанты в итальянском парламенте вызывает частые кризисы на государственном уровне. Они, как правило, имеют разное происхождение, но, как было выявлено в исследовании, все подобные процессы имеют одно общее происхождение. Однако, могут идти через разные сферы жизни.
В социальной сфере жизни Италии наблюдается значительная разница между высокообразованным севером, где ценится индивидуальный потенциал и имеется высокий уровень социального сектора, и югом, где преобладает клановая экономика и человеческий потенциал не очень высоко ценится. Эта дифференциация сформировала разнообразную электоральную базу Италии, влияющую на партийное разнообразие в стране. Уровень образования может влиять на политические предпочтения, а социальная дифференциация влечет за собой соответствующие предпочтения. По итогам, признаками Первой республики, которые привели к ее крушению являются сращивание криминала и государства, рост активизации радикальных группировок, повышение уровня недовольства населения и обстановка в Европе в целом. Расследование, инициированное прокурором Ди Пьетро, вывело на всеобщее обозрение систематические коррупционные схемы, которые привели к продолжительному нахождению у власти одних и тех же лиц. Поэтому логичным результатом было то, что родилась новая партийная система, названную многими журналистами "Второй республикой". Эти события дали как новые возможности стране и государству, так и новые проблемы, о которых далее будет рассказано в деталях для настоящего исследования.
В 1994 году на парламентских выборах в Италии произошла смена эпохи. Эти выборы дали понять, что итальянское общество устало от старых лидеров и жаждало перемен. Именно Сильвио Берлускони сумел создать эффект на избирателей, но уже в первый год правления он не оправдал их ожиданий. Тем не менее он вернулся в политику благодаря своим личностным качествам и внес неоценимый вклад в итальянский политический процесс. Он стал примером для "Политика с партией", создавая бренд из своего имени, который подстраивался под идеологию, которую хотел видеть избиратель. Левые партии не смогли противостоять правой коалиции, которой удалось забрать часть электората левых благодаря информационным ресурсам, что дало возможность Берлускони с его партией занять первое место. Однако, формируя немонолитную коалицию, правительству Берлускони не удалось удержаться у власти менее одного срока.
Анализ выборов с 2001 по 2013 годы выявил ряд тенденций, которые усугубили рассматриваемую проблему. Выборы в Италии, которые прошли в 2001 году, стали поворотным моментом в политической жизни страны, подтвердив тенденцию к разрозненности итальянской политики. На этот раз правоцентристская коалиция получила чуть большую поддержку со стороны избирателей, что положило начало эре Берлускони, продолжавшейся до 2011 года. Однако, ни одна из двух коалиций не обладала большинством в Сенате и пришлось искать поддержку у независимых сенаторов, что вызвало некоторые проблемы и свидетельствует о проблеме отсутствия партийной доминанты в Итальянском парламенте. Причинами столь малого разрыва между двумя противоборствующими блоками можно отнести дискредитацию образа Берлускони во время первого правительства и недостаточно успешную предвыборную кампанию у левых. Каждая партия имела малые отличия в идеологическом плане, и избиратель попросту не понимал, кому бы он хотел в конечном итоге отдать победу. В последующие годы, выборы 2006 и 2008 годов, закрепили феномен отсутствия партийной доминанты в Итальянском парламенте. Дискредитация авторитета Берлускони и неудачная предвыборная кампания у правых и левых центристов стали причиной этого явления. В результате политическая арена стала разнообразнее и появилось множество партий, различающихся по своим идеологиям. Выборы в 2013 году показали новый пример отсутствия партийной доминанты в Италии. Движение 5 звезд из низов смогло завоевать доверие многих избирателей, однако оно представляло себя лишь в рамках одной трети Итальянского парламента, а остальные две трети занимали мейнстримные правые и левые центристы. Все это учащает проблему сосуществования разных партийных сил в рамках одного правительства и парламента, что является результатом более глобальной проблемы отсутствия партийной доминанты в Итальянской республики и усложняет принятие централизованных решений.
В 2018 году, выборы в Италии подтвердили проблему нестабильности в политической системе страны. Выигрыш получили политические партии - Движение 5 звезд и Лига, которые сильно отличались друг от друга. Нахождение компромисса при формировании правительства заняло более трех месяцев, и почти год правительственные партии не могли достичь согласия в разрешении текущих проблем. К успеху разных партий привело недовольство оппонентов их выборами. Партия Берлускони сумела вернуться в политику после своей отставки несколько лет назад, в то время как партия Маттео Ренци не смогла решить проблемы прошлого и не разработала четкой стратегии по противодействию миграционному кризису, который был чрезвычайно важен для избирателей. Эти выборы знаменуют новую веху в истории партийной системы Италии, которая характеризуется нестабильностью. Кризисы возникали во время правительства Конте и Драги из-за множества конфликтов между правительственными чиновниками, которые пытались наложить свои правила игры на остальных. Это наблюдали и в первом правительстве Конте, когда Маттео Сальвини выразил свое несогласие с миграционной политикой основного течения. Во втором правительстве Конте, сам Джузеппе Конте представил свою стратегию по распределению европейских средств после пандемии, а Луиджи Ди Майо представил свою позицию по украинскому вопросу. К причинам поражения их конкурентов стоит отнести: позицию оппортунизма Сальвини в кабинете Драги, которая была противоположной действиям Мелони, и отсутствие коалиции у левых сил.
Предсказать, является ли случай Мелони исключением или новым правилом, невозможно. При всех слагаемых, которые мы имеем благодаря настоящему анализу, есть ряд ситуативных факторов, которые являются достаточно частым явлением. Они могут способствовать резкому падению правительства или коалиции в одночасье. Однако случай набора большинства правой коалицией на крайних выборах является уникальным, а по сему может означать новый виток в развитии Итальянской партийной системы или первым шагом к ее централизации



