Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ п. Куйбышев, 1 класс.
Выборка: 15 человек.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………….……………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста………..…………..5
1.1. Понятие связной речи в психологии…….5
1.2.Возрастные особенности развития связной речи младших школьников ……9
Выводы по первой главе…………………………………… .15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития связной речи у младших школьников………………………..……………….……16
2.1. Организация и методы исследования связной речи у младших школьников………16
2.2. Анализ результатов диагностики связной речи у младших школьников……..20
2.3. Задания и упражнения по развитию связной речи у младших школьников………………23
Выводы по второй главе……………………… 26
Заключение……………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………29
Приложения………………………..……………………………………..31
Речь является неотъемлемой составляющей нашей существования и основным средством общения между людьми. Она играет главенствующую роль в развитии нашей личности и способствует осознанию мира, а также передаче наших знаний и опыта другим. Ключевое значение развития речи заключается в ее способности преобразовывать абстрактные идеи и мысли в доступную форму. Через нее мы можем выражать свои эмоции, мысли и желания, а также вдохновлять, убеждать и радовать других. Взаимодействие с речью помогает нам развивать коммуникативные навыки, улучшать способность аргументировать свои идеи и осваивать новые знания.
Однако, речь - это не только средство общения, но и средство познания. Мы используем речь для усвоения новых фактов и идей, для изучения и понимания сложных понятий. Через речь мы делимся своими знаниями и опытом со своими единомышленниками, что способствует их образованию и прогрессу. Сознательное развитие речи необходимо для формирования многогранно подготовленной личности. Человек, владеющий ясной и точной речью, способен эффективно общаться, приспосабливаться к различным обстоятельствам и достигать своих целей. Кроме того, развитие речи помогает усовершенствовать наши мыслительные процессы и логическое мышление. Развитие речи - это непрерывный процесс, требующий усилий и тренировки. Нам следует стремиться к тому, чтобы наша речь была ясной, культурной и информативной. Наше общество уделяет много внимания развитию речи, и существуют различные методы и подходы, которые помогают улучшить эти навыки.
В итоге, развитие речи - это жизненно важный инструмент для формирования многогранно подготовленной личности. Она позволяет нам активно взаимодействовать с окружающим миром, учиться и делиться нашими знаниями с другими людьми. Поэтому, стоит уделить достаточно внимания развитию нашей речи, чтобы стать более успешными и эффективными в нашем общении с людьми.
Уроки русского языка и литературного чтения играют ключевую роль в развитии речи учащихся. Они дают возможность не только овладеть грамматическими и лексическими навыками, но и позволяют развивать коммуникативные и когнитивные способности учеников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, введенный в действие с 31.05.2021 г.) [30] и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, введенный в действие 29.12.2012 г.) [31] говорят о том, что младшие школьники должны уметь “адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером”;
Осознание важности навыков речи, приобретенных в начальном образовании, является неотъемлемой частью процесса формирования языковой личности. Этот ключевой период, начиная с первых лет в школе, открывает для детей мир литературного языка и письменной коммуникации, призывая их совершенствовать свою устную речь. Предметы начального этапа образования основательно разрабатывают программу с акцентом на развитие речевых навыков маленьких учеников. Они приобщаются к основным грамматическим правилам, расширяют свой словарный запас и учатся строить правильные и связные предложения. Не только правильное произношение, но и точный подбор слов становятся важными уроками, помогающими выразить свои мысли ясно и четко.
Связная речь, безусловно, является высшей формой речевой деятельности. Она основывается на неразрывной связи с миром мыслей, где связность речи превращается в связность мыслей.
Одним из важных аспектов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. В настоящее время многие ученые, включая лингвистов, философов, психологов, социологов и преподавателей, обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры учащихся в начальной школе. Проблемы связности речи привлекают все большее внимание ученых, как показывают многочисленные исследования. Труды таких ученых, как Л.А. Венгер, Б.Г. Ананьев, В.В. Богословский, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий, А.Р. Лурия, С.В. Юртаев, С.Л. Рубинштейн и многих других, позволяют обоснованно выявить факторы, влияющие на развитие речевой деятельности каждого ученика [23]. Поэтому при обучении преподавателю необходимо систематически работать над развитием языковой компетенции у младших школьников.
Несмотря на широкий интерес со стороны ученых, педагогов и психологов к речевому развитию, уровень развития речи у младших школьников остается недостаточным, как считает Ю.О. Бронников в своей работе "Формирование речевой культуры младших школьников"[5]. В связи с этим, важным становится современный и методически осмысленный подход к развитию речи. Один из таких подходов предполагает уделение особого внимания развитию связной речи на уроках литературного чтения.
Цель исследования – изучить особенности развития речи у младших школьников.
Объект исследования – познавательная сфера личности младшего школьника.
Предмет исследования – особенности развития связной речи у младших школьников.
Гипотеза: предположение о том, что получим, когда достигнем цель, например: “особенностями развития связной речи младших школьников является овладение различными стилистическими типами речи, различными типами и формами высказываний, а также овладение коммуникативными навыками.”.
Задачи (формулируются в соответствии с пунктами содержания работы):
- проанализировать теоретические основы изучения особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать возрастные особенности развития связной речи младших школьников
- подобрать методы и провести эмпирическое исследование особенностей развития связной речи у младших школьников
- проанализировать результаты диагностики особенностей развития речи у младших школьников
- описать задания и упражнения, разработать занятие по развитию связной речи у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (психодиагностическая методика: “Последовательные картинки”).
База исследования: МОУ СОШ п. Куйбышев, 1 класс.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Воспитание всесторонне развитой личности немыслимо без улучшения основного инструмента познания и мышления - речи. Речь является ключевым средством общения между людьми. Без нее человек был бы обречен на изоляцию, поскольку речь передает огромное количество информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, введенный в действие с 1.01.2010 года) [44] и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ № 273, введенный в действие 29.02.2012 года) [45] указывают на то, что младшие школьники должны уметь "адекватно передавать информацию и отражать содержание учебной деятельности и речи, учитывать различные точки зрения и интересы, обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной работы и сотрудничества с партнером".
Развитие связной речи является одним из главных компонентов воспитания и образования детей. Связная речь представляет собой самую высокую форму речевой деятельности. Она характеризуется подробным и логически последовательным изложением информации, грамматической правильностью и образностью.
Результаты проведенной диагностики уровня развития связной устной речи детей 6-7 лет (1 класс) в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении МОУ СОШ п. Куйбышев позволили выявить следующую картину. Мы использовали методику “Последовательные картинки” диагностики устной речи, предложенную А.Н. Бернштейном [46].
Оценивая целостную устную речь детей, мы принимали во внимание такие аспекты, как содержательность, последовательность, точность, ясность, языковая правильность, коммуникативная целесообразность и выразительность.
Наши результаты показали, что в классе преобладает средний уровень развития связной устной речи, и он составляет 53,3%. У 20% учащихся уровень развития этой коммуникативной навыковой области является высоким, однако у нас также есть 26,7% детей с низким уровнем развития.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий; Теория и практика обучения языкам/Щукин А. Н. – М.: ИКАР, 2009. -448с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2009. -157 c.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд./Яшина В.И.— М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
4. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. / - М.: Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39.
5. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников. / - М.: Начальная школа. – 2003. - №10. -С.41-44.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1996. -115с.
7. Дьяченко М.И. Психология. Словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1998. – 19c.
8. Журова Л.Е. Родной язык. / Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2003. – 89-107с.
9. Запорожец И.В. Культура речи./ И.В. Запорожец. – М: Начальная школа, 2003. -38-39с.
10. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
11. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе. / Под ред. Н.И. Кудряшова -М.: Просвещение,1983. – 59c.
12. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей./ Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1980. - 76c.
13. Леднева И.Ю. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС //Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей третьей Всероссийской интернет конференции./ Чупыгина Н.В., Тулякова Е.А., Серафимович И.В. Под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 90-94c. 56
14. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: 1965. – 246 с. 15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. / - М.: Педагогика, 2009.- 201 с.
16. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 1965. – 246 с. 17. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. – 57с.
18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников./ М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 476с.
19. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов./ М.Р. Львов. — М.: 1985. — 176 с.
20. Михеева Т.Б. Уроки развития речи в 3 классе./ Пичкунова О.В. – М.: Русское слово, 2005. – 32-38c.
21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 223с.
22. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. / Львов М.Р. - М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
23. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. / - М.: Начальная школа, 2003. - 14-23с.
24. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду./ - М.: Молодой ученый, 2006. – 128с.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / - М.: Просвещение, 2001. – 56с.
26. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / - М.: Просвещение, 2000. – 34с.
27. Усова А.П. Обучение в детском саду./ - М.: Просвещение, 2000. - 87с. 58
28. Ушакова О.С. Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста. Пособие для педагогов. / - M.: Владос, 2010г. – 67с. 29. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду./ - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 49-55 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 373. — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
31. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников./- М.: Аркти, 2000. – 2-14с.
33. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность./ -M.: Наука, 1974г. - 428с.
34. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. / - Спб.: Современник, 2001. — 158 с.
35. Юртаев, С. В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку. / С. В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ, 2009. - 206 с.
36. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы. / Бессонова Т. П. - Спб.: Современник, 1994 г. – 43с.