Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

Работа №131653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «пищевое поведение»
1.2 Расстройства пищевого поведения
1.2.1 Нервная анорексия
1.2.2 Нервная булимия
1.2.3 Компульсивное переедание
1.3 Причины возникновения расстройств пищевого поведения......... 17
1.3.1 Физиологические причины
1.3.2 Генетические причины
1.3.3 Психологические причины
1.3.4 Семейные причины
1.3.5 Влияние травмирующих событий
1.3.6 Социокультурные причины.
1.3.7 Личностные особенности
1.4 Основные понятия в системе отношений «родитель-ребёнок»..... 33
1.5 Влияние семьи на психическое развитие ребёнка
Резюме по теоретической части
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Предмет и объект исследования 43
2.2 Описание выборки 43
2.3 Обоснование подбора выборки 44
2.4 Цели и задачи исследования 45
2.5 Гипотезы исследования 45
2.6 Математические методы обработки 46
2.7 Методы исследования 46
2.8 Разделение выборки
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Результаты исследования по всей выборке
3.1.1 Корреляции между признаками РПП и опросниками «Подростки о родителях», «Родителей оценивают дети»............... 54
3.1.2 Корреляции между опросником «Шкала оценки пищевого поведения» и опросником «Подростки о родителях» 57
3.1.3 Влияние порядка рождения и типа семьи на выраженность признаков РПП.
3.1.4 Влияние уровня враждебности матери на выраженность
признаков РПП
3.2 Результаты по группе с выраженными признаками расстройств пищевого поведения.
3.2.1 Сравнение ответов двух групп на вопросы авторской
Анкеты.
3.2.2 Сравнение средних значений по опроснику «Подростки о родителях»
3.2.3 Сравнение средних значений по опроснику «Родителей оценивают дети».
3.2.4 Сравнение средних значений по опроснику «Шкала оценки пищевого поведения»
3.2.5 Анализ ответов на незаконченные предложения
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Расстройства пищевого поведения (РПП) являются одними из самых распространенных психических заболеваний современного мира, особенно для девушек подросткового и юношеского возраста. Процент населения, страдающего нервной анорексией, составляет 0,4%, а нервной булимией 1-1.5%, и продолжает расти [44]. Многие люди, имеющие пищевые расстройства, скрывают свои симптомы от окружающих и не обращаются за психологической и медицинской помощью. Можно предположить, что реальная распространенность заболевания выше имеющихся данных, что делает расстройства пищевого поведения важной проблемой здравоохранения [33].
Изменяющиеся условия жизни усиливают тенденции людей, предрасположенных к нарушениям пищевого поведения, искать опору в отклоняющихся пищевых практиках. За последние несколько десятилетий количество исследований, посвященных разным аспектам расстройств пищевого поведения, значительно возросло. Несмотря на это, наука всё ещё не достигла полного понимания пищевых расстройств.
Высокая распространенность, большая смертность, серьёзные последствия для соматического и психического здоровья, длительный период реабилитации свидетельствуют о высокой актуальности проблемы расстройств пищевого поведения. Одной из основных задач исследований в этой области является изучение причин возникновения заболевания у отдельных пациентов, выделение различных факторов, влияющих на развитие РПП. Пищевые расстройства с большой вероятностью являются результатом взаимодействия множества сложных, взаимозависимых, многомерных факторов. Обычное соблюдение ограничивающей диеты может развиться в полноценное расстройство в результате комплексного влияния предшествующей генетической, психологической, социальной уязвимости, имеющихся соматических или психических заболеваний, семейной ситуации, окружающей среды в целом.
Данная работа посвящена изучению роли семьи и семейных характеристик в развитии расстройств пищевого поведения. В 70-ые годы многие исследования расстройств пищевого поведения, в большей степени направленные на изучение нервной анорексии, были связаны с изучением условий жизни и воспитания детей, семейного микроклимата, личностных характеристик родителей. Были предприняты попытки рассмотреть этиогенез расстройств пищевого поведения с позиций психодинамического подхода через «стремление вернуться в детство», «фрустрацию оральной стадии», «проявление болезненного нарушения связи мать - ребенок» в первые годы жизни ребенка и т.д. Также рассматривалась роль семьи в формировании пищевых привычек, использование еды как метода воспитательного воздействия.
Современные зарубежные концепции учитывают многофакторный характер расстройств пищевого поведения и рассматривают биологические, физиологические, генетические, социокультурные и психологические факторы и их влияние на развитие расстройств пищевого поведения. Традиционные модели, делавшие большой акцент на предполагаемом влиянии семьи на предрасположенность к РПП, в последние годы подвергаются критике. Во многом критика связана с тем, что многие семьи с характерными особенностями не приводят к развитию у ребенка РПП, и наоборот, многие семьи страдающих от РПП пациентов не разделяют этих особенностей. Очевидно, что вопрос остаётся открытым.
Проблема может заключаться в недооценке связи семьи и появления расстройств пищевого поведения, а также в игнорировании этого фактора при профилактике и коррекции уже возникших нарушений.
Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи между выраженностью признаков расстройств пищевого поведения (РПП) и отношениями с родителями девушек-подростков.
Предметом исследования являются особенности пищевого поведения, а в качестве объекта исследования выступают девушки-подростки с разной выраженностью признаков расстройств пищевого поведения.
Задачи исследования состоят в следующем:
1) исследовать связь конкретных характеристик воспитания с выраженностью признаков расстройств пищевого поведения;
2) исследовать различия в сфере детско-родительских отношений у разных по уровню выраженности признаков расстройств пищевого поведения групп девушек-подростков;
3) провести качественный анализ ответов респондентов с выраженными признаками расстройств пищевого поведения на вопросы, связанные с оценкой взаимоотношений с родителями;
4) исследовать связь между выраженностью признаков РПП и а) порядком рождения в семье, б) типом семьи (полная - неполная);
5) подтвердить имеющиеся в литературе данные о психологических характеристиках, связанных с расстройствами пищевого поведения.
Гипотезы исследования:
1) Выраженность признаков расстройств пищевого поведения связана с деструктивными формами детско-родительских взаимодействий
2) Отношения с матерью в большей степени, чем отношения с отцом, связаны с наличием признаков РПП
3) Тип семьи (полная - неполная) и порядок рождения в семье связаны с выраженностью признаков РПП
Методы исследования: авторская анкета, составленная под цели и задачи исследования; «Шкала оценки пищевого поведения» в адаптации О.А. Ильчика, С.В. Сивухи, О.А. Скугаревского, С. Суихи; опросник «Подростки о родителях» в адаптации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной; методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина; «Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Расстройства пищевого поведения являются важным объектом изучения как психологов, так и специалистов из области медицины. Расстройства пищевого поведения характеризуются тяжелыми психологическими и вторичными соматическими нарушениями, а также высокой смертностью.
Изучение возможных причин возникновения расстройств пищевого поведения является актуальным направлением в современных исследованиях. Данные этих исследований могут быть использованы для уточнения патогенетических механизмов, в психотерапии и психологическом консультировании.
Зарубежные исследования, посвященные выявлению факторов, влияющих на развитие РПП, преимущественно направлены на изучение особенностей функционирования мозга больных, на генетические, физиологические, биологические причины. Несмотря на количество увеличивающихся исследований, посвященных особенностям функционирования мозга и изучению физиологических причин, не менее важными факторами являются психологические и социальные. Связь между разными факторами сложная, поэтому следует исходить из биопсихосоциального подхода и рассматривать все факторы совместно.
Целью данной работы было изучить взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и признаками расстройств пищевого поведения у молодых девушек, изучить, каким образом семья, воспитывающая девочку-подростка, может влиять на возникновение у неё признаков расстройств пищевого поведения. Цель, поставленная в начале исследования, была достигнута.
В первой главе были рассмотрены понятие пищевого поведения, виды расстройств пищевого поведения, их критерии, различные теории возникновения и причины. Также был проведён анализ разных понятий, характеризующих систему «родитель-ребёнок» и рассмотрены данные о влиянии деструктивных семейных взаимодействий на психическое здоровье детей.
Данное исследование показало связь отношений с родителями и признаков расстройств пищевого поведения, а именно чётко прослеживающуюся взаимосвязь с враждебностью, непоследовательностью матери, критикой с её стороны, с индифферентностью отца, высоким требованиям, запретами, санкциями в семье, неудовлетворением потребностей ребёнка. Конфликты в семье могут способствовать развитию разных нарушений, но специфическими семейными чертами для развития расстройств пищевого поведения являются враждебность матери и её непоследовательность, амбивалентность.
Результаты исследования могут быть полезны при разработке практических программ для девушек, страдающих РПП, и профилактических мероприятий для девушек с субклиническими формами расстройства, а также при планировании психотерапии. Результаты исследования подчеркивают необходимость работы не только с самим пациентом, но и со всей его семьей в рамках семейной психотерапии. Процесс психотерапии должен быть последовательным, в чем-то даже предсказуемым, чтобы дать клиенту возможность пережить новый опыт взаимоотношений и эмоционального принятия. Важно также уделять внимание работе с субъективными представлениями девушек о своей семье и в случае необходимости направлять работу на коррекцию этих представлений.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ.А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 448 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
4. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике. Учебное пособие. СПб.: «Речь»,2004. 256 с.
5. Власова Ж. Н. Идеальный образ физически развитого человека в российской культуре конца XX – начала XXI вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Культурологи. Чита, 2007. 129 с.
6. Головей Л. А., Савенышева С.С, Василенко В. Е, Энгельгардт Е. Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребёнок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Вып.2. С. 84-95.
7. Добряков И. В., Защеринская О. В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 400 с.
8. Дубанова В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №5. С.64-68.
9. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. - 2-е изд. М. : Джангар, 2012. 864 с.
10. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 469 с.
11. Ильчик О. А., Сивуха С. В., Скугаревский О. А., Суихи С. Русскоязычная адаптация методики «Шкала оценки пищевого поведения» // Психиатрия, психотерапия клиническая психология, 2011. №1. С. 39-50.
12. Кадыралиев Н. М., Агеева И. А., Чымырбаева А. М., Булатаева И. Х. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и отношения подростков к образу тела // Теоретическая и экспериментальная психология, 2016. Т. 9. № 3. С. 6–16.
13. Келина М. Ю., Маренова Е. В., Мешкова Т. А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование, 2011. №5. С.44-51.
14. Келина М. Ю., Мешкова Т. А. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста // Клиническая и специальная психология, 2012. № 2.
15. Коркина, М. В. Нервная анорексия / М.В. Коркина, М.А. Цивилько, В. В. Марилов. Москва, 1986. 172 с.
16. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 992 c.
17. Лоншакова Т.А., Шевкова Е.В. Особенности стиля семейного воспитания у девушек с ограничительным пищевым поведением // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых. Пермь, 2013. С.551-556.
18. Макаршина К. Д., Горбатов С. В. Особенности отношения к себе и другим людям девушек с расстройствами пищевого поведения // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А. В. Шаболтас. — СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2015. С.199-206.
19. Малкина − Пых И. Г. Терапия пищевого поведения / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2007. 1040 с.
20. Международная классификация болезней (10-пересмотр): классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике / Всемирная Организация Здравоохранения; ред. Ю. Л. Нуллер, С. Ю. Циркин. СПб. : Оверлайд, 1994. 301 с.
21. Менделевич В. Д. Пищевые зависимости, аддикции — нервная анорексия, нервная булимия // Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007. 25 с.
22. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
23. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
24. Мясищев В.М. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.
25. Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.13. - Москва, 2005. 431 с.
26. Олейников А. Н. Особенности сексуального поведения у больных нервной анорексией и булимией // Журнал неврологии и психиатрии, 2000. №5. С.19-22.
27. Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология, 2012. Т. 5. № 4. С. 99–116.
28. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия; 2000. 184 с.
29. Пуховец Ю. А. Особенности отношений с матерью у девушек с нервной анорексией: дипломная работа. СПб., 2016. 94 с.
30. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.:«Когито-центр», 2003. 230 с.
31. Румянцев Г. Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. С. 266–275.
32. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: «Педагогика», 1989. 208 с.
33. Скугаревский, О. А. Нарушения пищевого поведения / О.А. Скугаревский. Минск: БГМУ, 2007. 340 с.
34. Смирнова Е. О., Собкин B. C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999. №6. С.18-28.
35. Снайдер М. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести: [Пер. с англ.] / Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-мл.; Под ред. и с предисл. В. Кагана. — М. : Смысл ; СПб. : Гармония. 235 с.
36. Справочник по психиатрии: справочное издание/ Сост. В. Д. Москаленко; Под ред. А. В. Снежневского. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985. 416 с.
37. Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. МН.: «ТЕСЕЙ», 1999. С. 174, 210 –216.
38. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Э. Психология и психотерапия семьи. 4-изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
39. Abraham, S. Eating Disorders. Oxford, GB: Oxford University Press, 2008.
40. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition. Arlington, VA: American Psychiatric Association, 2013.
41. Bachar, E., Samet, Y. Self-Psychology in the Treatment of Anorexia Nervosa and Bulimia Nervosa // Understanding Eating Disorders. Hauppauge, US: Nova Biomedical. 2011. P. 181-195.
42. Berandis D., Carano A., Gambi F. et al. Alexithymia and its relationships with body checking and body image in a non-clinical female sample // Eating behaviors. 2007. № 8.
43. Brewerton, Timothy D. Eating disorders, trauma, and comorbidity: focus on PTSD // The Journal of Treatment & Prevention. 2007. № 15 (4). P. 285-304. doi:10.1080/10640260701454311
44. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5 / American Psychiatric Association. – 5th ed. – Washington, DC; London: American psychiatric publ. 2013. 947 p.
45. Fairburn, C.G., Harrison, P.J. Eating disorders // Lancet. 2003. № 361. P. 407-416.
46. Frank, G.K. et al. Increased dopamine D2/D3 receptor binding after recovery from anorexia nervosa measured by positron emission tomography and [(11) C] raclopride // Biological Psychiatry. 2005. № 58. P. 908-912.
47. Godart, N.T. et al. Anxiety disorders in subjects seeking treatment for Eating disorders: A DSM-IV controlled study // Psychiatry Research. 2003. № 117 (3). P. 245-258.
48. Holman, C. Trauma and eating disorder // Wiley Series in Clinical Psychology: Eating and its Disorders (1). Somerset, GB: Wiley-Blackwell. 2012. P. 139-153.
49. Jean A., Conductier G. Anorexia induced by activation of serotonin 5-HT4 receptors is mediated by increases in CART in the nucleus accumbens // Proceedings of the National Аcademy of sciences of the United States of America. 2007. № 104 (41). P. 16335–16340.
50. Keel, P.K., Klump, K.L. Are eating disorders culture-bound syndromes? Implications for conceptualizing their etiology // Psychology Bulletin. 2003. № 129. P. 747-769.
51. Latzer,Y., Merrick , J., Stein, D. Eating Disorders: Diagnosis, Epidemiology, Etiology and Prevention // Understanding Eating Disorders, Hauppauge, US: Nova Biomedical. 2011. P. 1-11.
52. Latzer, Y., Stein, D., Witztum, E. A Historical Background to Current Formulations of Eating Disorders // Understanding Eating Disorders. Hauppauge, US: Nova Biomedical. 2011. P. 61-76.
53. Sim L., Zeman J. The contribution of emotion regulation to body dissatisfaction anddisordered eating in early adolescent girls // Journal of youth and adolescence. 2006. № 2.
54. Stein, D. et al. Familial aggregation of eating disorders: results from a controlled family study of bulimia nervosa // International Journal of Eating Disorders. 1999. № 26. P. 211-215.
55. Striegel-Moore R.H., Kearney-Cooke A. Exploring parent’s attitudes and behaviors about their children’s physical appearence // International Journal of Eating Disorders. 1994. № 15. P. 377–385.
56. Tiggemann M. Body image across the adult life span: stability and change // Body Image. 2004. № 1. P. 29–41.
57. Vered, S., Walter, O.Mother-daughter relationship and daughter’s body image. // Health. 2015. №7 (5). P. 547-559. doi: 10.4236/health.2015.75065
58. Wade, T.D. et al. Shared temperament risk factors for anorexia nervosa: A twin study // Psychosomatic Medicine. 2008. №70. P. 239-244.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ