Методы и формы организации контроля за деятельностью органов государственного управления: опыт и аспекты развития Самарский национальный исследовательский университет
Работа сделана на примере Самарской области.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие и значение контроля в государственном управлении 5
1.2 Основные принципы и формы контроля в государственных структурах 8
1.3 Роль контроля в обеспечении эффективности государственного управления 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Организационная структура системы контроля в регионе 14
2.2. Структура управления федерального казначейства по Самарской области 15
2.3 Практики в Самарской области 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 25
3.1 Идентификация основных проблем и недостатков в системе контроля 25
3.2 Факторы, затрудняющие эффективный контроль в государственных структурах региона 27
3.3 Анализ случаев неудачных контрольных мероприятий и их влияние на работу органов управления 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе, где роль государственного управления и распределения общественных ресурсов неустанно возрастает, актуальность эффективного и прозрачного контроля за деятельностью государственных органов приобретает особенное значение. Эффективность государственного управления, как правило, зависит от качества и обоснованности принимаемых решений, которые, в свою очередь, напрямую связаны с системой контроля и мониторинга. В этом контексте исследование методов и форм организации контроля за деятельностью органов государственного управления становится особенно актуальным и важным.
Исследование имеет высокую практическую значимость, поскольку предлагает конкретные рекомендации для улучшения системы контроля за деятельностью органов государственного управления в Самарской области. Результаты работы могут быть использованы региональными органами власти для оптимизации процессов внутреннего и внешнего контроля, повышения прозрачности и эффективности административных процедур. Это, в свою очередь, способствует повышению доверия общественности к государственным институтам и укреплению государственного управления как такового.
Научная новизна данной работы заключается в комплексном анализе существующих методов и форм контроля за деятельностью государственных органов управления в Самарской области, а также в разработке оригинальных предложений по их совершенствованию. Работа углубляет понимание специфики контрольных процессов в региональных органах управления России и вносит вклад в развитие теории и практики государственного управления.
Предметом исследования являются методы и формы организации контроля за деятельностью органов государственного управления. Особое внимание уделяется анализу правовых, организационных и технологических аспектов контрольной деятельности, а также оценке их эффективности.
Объектом исследования выступают органы государственного управления Самарской области. В рамках работы рассматриваются конкретные практики и случаи применения различных контрольных механизмов, что позволяет оценить реальное состояние и перспективы развития контрольной деятельности на региональном уровне.
Цель данной курсовой работы - анализ методов и форм организации контроля за деятельностью органов государственного управления на примере Самарской области. Самарская область была выбрана в качестве объекта исследования, поскольку она представляет собой значимый регион Российской Федерации с развитой промышленной, социальной и культурной сферами, что делает ее пример особенно показательным и информативным.
В рамках исследования будут рассмотрены различные аспекты контрольной деятельности, включая нормативно-правовую базу, принципы организации и проведения контрольных мероприятий, а также практику применения различных методов и форм контроля в Самарской области. Особое внимание уделяется анализу эффективности этих методов и форм, выявлению проблемных аспектов их применения, а также рассмотрению возможностей для развития и улучшения системы контроля.
Курсовая работа стремится не только проанализировать существующую практику, но и предложить пути совершенствования системы контроля за деятельностью государственных органов управления в Самарской области, опираясь на опыт и современные тренды в области государственного управления и контроля.
В заключение введения отметим, что результаты данной работы могут быть полезны не только для специалистов в области государственного управления, но и для широкого круга исследователей, интересующихся проблемами государственного контроля и его роли в повышении эффективности государственного управления.
Курсовая работа была посвящена анализу методов и форм организации контроля за деятельностью органов государственного управления на примере Самарской области. Исследование актуально, так как эффективность контрольной деятельности напрямую влияет на прозрачность, отчетность и эффективность государственного управления.
В ходе работы были рассмотрены различные методы и формы контроля, включая финансовый аудит, административный надзор, и использование информационных технологий для мониторинга и анализа деятельности государственных органов. Особое внимание было уделено масштабным контрольным мероприятиям, проведенным в Самарской области, которые выявили значительные финансовые нарушения. Анализ этих случаев показал, что несмотря на некоторые успехи в контрольной деятельности, существуют системные проблемы, такие как нескоординированность действий контрольных органов и неэффективность в применении некоторых методов и форм контроля.
Курсовая работа показала, что для повышения эффективности контрольных мероприятий в Самарской области необходим комплексный подход. Это включает в себя разработку и реализацию единой концепции государственного контроля, улучшение координации между различными контрольными органами, обучение и повышение квалификации сотрудников контрольных органов, а также использование современных информационных технологий для повышения прозрачности и эффективности контроля. Также важно уделить внимание устранению коррупционных рисков и повышению ответственности всех уровней власти за эффективное управление и использование государственных ресурсов.
Таким образом можно констатировать:
В Самарской области применяются традиционные и инновационные методы контроля за государственным управлением. Среди традиционных методов - аудиты, проверки и мониторинг исполнения законодательства. С начала 2020 года был отмечен рост использования цифровых технологий, что позволило улучшить анализ больших данных и повысить прозрачность контрольных процедур. Электронный документооборот и онлайн-платформы для общественного контроля стали эффективным дополнением к традиционным методам.
Контроль в Самарской области организуется на нескольких уровнях, включая государственные органы (например, Счетная палата), региональные контрольно-счетные органы и общественные контрольные группы. В последние годы наблюдается усиление роли общественного контроля, что способствует повышению ответственности государственных служащих и улучшению качества управленческих решений.
Самарская область демонстрирует динамичное развитие контрольных механизмов. Особенно заметен прогресс в интеграции информационных технологий, что согласуется с общенациональной тенденцией цифровизации государственного управления. Однако, сохраняются вызовы, связанные с размытостью законодательных определений и необходимостью улучшения координации между различными контрольными органами.
Несмотря на значительные успехи, в Самарской области остаются проблемы, такие как недостаток ясности в законодательстве, особенно в отношении разграничения понятий "контроль" и "надзор". Кроме того, важным направлением для дальнейшего развития является укрепление межведомственной координации и сотрудничества, а также дальнейшее развитие общественного контроля, что потребует новых подходов и решений.
В целом, опыт Самарской области в области организации контроля за деятельностью органов государственного управления демонстрирует значительный прогресс и выявляет ряд направлений для дальнейшего развития и совершенствования контрольных механизмов.
В дальнейшем необходимо проводить аналогичные исследования в других регионах, чтобы сравнить и адаптировать успешные практики контроля. Также полезным будет проведение глубоких аналитических исследований о влиянии информационных технологий на эффективность государственного контроля и возможности их более широкого применения в контрольной деятельности.
1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
2. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
6. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
7. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
8. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
9. Волкова Л. П. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Саратов, 2009. – 42 с
10. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
11. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
12. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
13. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
14. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
15. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
16. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
17. Контроль как функция государственного управления: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kak-funktsiya-gosudarstvennogo-upravleniya#:~:text=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8,%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%2C