Введение 3
ГЛАВА 1. ЕВРАЗИЙСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
1.1. Евразия в стратегии Национальной Безопасности России 8
1.2. Роль Российской Федерации на евразийском пространстве: усиление влияния в ШОС,
БРИКС, ЕАЭС 10
ГЛАВА 2. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ЕВРАЗИЙСКОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ РОССИИ
19
2.1. Роль Дальнего Востока в евразийской политике на современном этапе 19
2.2. Состояние окружающей среды Дальнего Востока Российской Федерации 27
2.3. Транспортный потенциал Дальнего Востока Российской Федерации в рамках единого
транспортного пространства 31
2.4. Роль Дальнего Востока в евразийской экономике 35
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 44
31 декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 683 была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где среди новых угроз национальной безопасности были отмечены противодействие со стороны США и их союзников проведению Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики, а также противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе . За предыдущие два года основное внимание российской и мировой общественности переключилось на Украинский кризис и ситуацию в Сирии, а также важное место занимают осложнение отношений с западными странами и Турцией, политика санкций, снижение цен на нефть, миграционный кризис в Европейском Союзе и борьба с терроризмом. Данные события, безусловно, вносят значительные изменения не только во внешней политике, но также они ощутимо влияют на обстановку внутри страны. В связи с этим азиатский вектор внешней политики России в новых условиях является определяющим, а роль Дальнего Востока - значительно возрастающей.
Чтобы достичь приемлемого уровня жизнеспособности государства в новых условиях, нужно чётко определять курс внешней и внутренней политики страны. Россия активно работает в этом направлении: государство проводит независимую внешнюю политику, развивает двустороннее и многостороннее сотрудничество со всеми странами мира во многих жизненно важных сферах, при этом, не забывая о своих собственных национальных интересах. В последнее время развивается и реализуется идея о евразийской интеграции, и в соответствии с этой идеей было создано немало международных объединений. Среди них можно выделить следующие новые международные структуры: Евразийский Экономический Союз, Таможенный Союз, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, Организация Договора о коллективной безопасности. Все они созданы при активном участии России и включают в себя часть бывших советских республик. Это говорит о том, что постсоветское пространство является приоритетным направлением внешней политики нашей страны.
Для того, чтобы исследование данной темы не встречало в дальнейшем возможных трудностей, необходимо понимать, что представляет собой понятие «Евразийское пространство». Очевидно, что точного определения в данном контексте не существует в силу исторических, социально-экономических и политических особенностей на современном этапе. В настоящее время под Евразийским пространством понимается Евразийский союз, однако данная структура ещё находится на стадии своего формирования, поэтому текущие границы не могут полностью соответствовать евразийскому пространству. Условно евразийское пространство повторяет границы ранее существовавших Российской империи и СССР, данный регион непосредственно граничит с Европейским Союзом (ЕС) на западе, с Китаем на юго-востоке, а также с мусульманскими государствами на юге (Иран, Афганистан, Турция).
С другой стороны, тема «евразийства» как обособленного геополитического пространства берёт своё начало в прошлом веке, когда многими учёными и мыслителями, среди которых П.Н. Савицкий и Н.С. Гумилёв, было написано значительное количество работ, посвящённых особому пути России и особой - евразийской - цивилизации. Именно Савицкий писал о том, что Евразия как материк и евразийское пространство - это не идентичные понятия . Н.С. Гумилёв в своих работах (От Руси к России, Сущность этнической целостности, Древняя Русь и Великая Степь и др.) придерживался идеи евразийства в том понимании, что можно говорить о понятии суперэтноса, применимом к народам евразийского пространства . После распада СССР это идейное течение возродилось и активно продвигается на постсоветском пространстве, с 15 ноября 2015 года функционирует Евразийское движение Российской Федерации (ЕДРФ), целями которого являются: «поддержка евразийской интеграции в области общественной дипломатии, содействие межэтническому и межрелигиозному согласию и профилактика терроризма, популяризация традиционных религиозных ценностей, патриотизма и здорового образа жизни, укрепление суверенитета России»
Другим немаловажным направлением для России является Азиатско- Тихоокеанский регион (АТР), где мы также представлены благодаря тому, что Дальний Восток является неотъемлемой частью Российской Федерации. Это подтверждает широко известная в кругах исследователей Концепция внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в феврале 2013 года. В связи с тем, что Россия стремится проводить многостороннюю, многовекторную политику, нужно понимать, что все приоритеты должны быть взаимосвязаны между собой и не противоречить друг другу.
Так как Дальний Восток и Байкальский регион часто объединяют в единый макрорегион по схожим социально-экономическим параметрам, в данной исследовательской работе мы также будем рассматривать вышеуказанные территории как единое целое.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день, в контексте разворота России на Восток, особо остро стоит вопрос развития Дальнего Востока, и необходимо выяснить, возможно ли достичь успеха в реализации соответствующих проектов, где главным участником выступает такая большая по территории страна, как Россия. Также особое внимание сегодня уделяется АТР и будущему Сибири и Дальнего Востока.
Главная цель - оценить перспективы Дальнего Востока в евразийской политике Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень социально-экономического развития Дальнего Востока в период после распада СССР и до наших дней;
2. Построить таблицы, отражающие демографические и иные важные социальноэкономические показатели региона;
3. Дать экспертную оценку современного состояния сотрудничества России с государствами-членами международных структур на евразийском пространстве;
4. Определить уровень взаимодействия Дальнего Востока с Китаем и другими государствами АТР.
Объект исследования - Дальний Восток и Байкальский регион как единый макрорегион в составе Российской Федерации, который включает в себя все субъекты ДВФО и три субъекта СФО (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край)
Предмет исследования - социально-экономические показатели Дальнего Востока, роль макрорегиона во внешней политике России и в двусторонних отношениях с государствами АТР.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Степень научной разработанности проблематики и источниковая база исследования. Геополитические аспекты, связанные с Евразией, Россией и Дальним Востоком, ранее были исследованы Х. Макиндером (Mackinder, H. Democratic Ideals and Reality: a Study in the Politics of Reconstruction), З. Бжезинским (Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы), В.П. Семёновым-Тян-Шанским (Семёнов-Тян-Шанский, В.П. О могущественном территориальном владении применительно к России: очерк по политической географии). Евразийская интеграция исследована в работах В.А. Матвеева (Матвеев, В.А. Евразийское измерение и Китай: новые вызовы), П.Н. Савицкого, экономическая сфера Дальнего Востока рассмотрена Ю.М. Галеновичем (Галенович, Ю.М. Россия и Китай в ХХ веке: граница), Я.М. Бергером (Бергер, Я. М. Экономическая стратегия Китая).
Для написания работы были использованы материалы из периодических изданий (The Diplomat, The Guardian, Российская Газета, Известия, Комсомольская правда, Деловая газета «Взгляд», сетевые издания РИА Новости, Свободная пресса, научные журналы и сборники статей), посвящённых проблемам Дальнего Востока, Сибири и мира в целом. В частности стоит отметить, что материалы были взяты из тех источников, которые издаются именно в исследуемом регионе для того, чтобы использовать актуальную и наиболее точную информацию о регионе. Особое внимание было уделено материалам, подготовленным специалистами Российского совета по международным делам (РСМД) - Зайцевым Ю., Кобаяси К., Тиханки М., Лукиным А.В., Шишкиным В., Российского института стратегических исследований (РИСИ) - Лариным О. Н., Института Дальнего Востока Российской Академии Наук (ИДВ РАН) - Воскресенским А.
Достоверные статистические данные были получены путём использования интернет - ресурсов, в основном официальных сайтов органов государственной власти РФ, например, Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru, Дальневосточного управления Федеральной таможенной службы (ДВТУ ФТС) http://dvtu.customs.ru, а также сайтов международных организаций: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) http://rus.sectsco.org, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) http://www.eaeunion.org, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) http://www.apec.org, Содружества Независимых Государств (СНГ) http://cis.minsk.by, Всемирного фонда дикой природы (WWF) http://www.wwf.ru и др.
Научная новизна исследования. Данная работа затрагивает текущие процессы на территории Дальнего Востока России с учётом знаковых событий последних лет, о которых говорилось в начале введения, в значительной степени повлиявших на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации. В связи с тем, что последняя версия Концепции внешней политики России была принята в 2013 году, а новая находится в стадии разработки, новые реалии международной обстановки зафиксированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015.
Методологические и теоретические основы исследования. В исследовательской работе использованы следующие общенаучные методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, метод операции (изучение литературы, документов и результатов деятельности).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при проведении аналитических работ, посвящённых теме развития Дальнего Востока Российской Федерации, российско-китайским отношениям, а также евразийской интеграции на постсоветском пространстве.
После распада СССР Дальний Восток пережил глубокий кризис практически во всех важных сферах, который длился почти 2 десятилетия. Более того, безопасность региона как части России временами являлась и продолжает являться предметом беспокойства для российского общества и руководства страны.
После 1991 года и последующей деидеологизацией российского общества страна столкнулась с проблемой формирования новой национальной идеи, причём эта проблема носит комплексный характер и включает в себя не только непосредственно российское общество, но также и народы постсоветского пространства. Более того, наличие на восточных рубежах России стремительно крепнущего Китая должно заставить государство и население страны предпринять действенные меры по обеспечению демографического баланса на всей территории, в том числе с помощью переселения соотечественников из зарубежных стран.
Закрепление на Дальнем Востоке - это стратегическая задача по сохранению контроля не только над данным регионом, но и над всей азиатской частью России. Для решения данной задачи предпринимаются шаги по улучшению социально-экономических показателей, а также проводится работа по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в регион. Также можно отметить, что стабильность на Дальнем Востоке входит в интересы не только России, но и других стран Азиатско - Тихоокеанского региона. До сих пор нет уверенности в том, по какому сценарию - оптимистическому или пессимистическому - пойдёт дальнейшее развитие событий.
Таким образом, характерной особенностью евразийской политики Российской Федерации на современном этапе является непосредственное участие в совместных проектах со странами-членами ШОС, БРИКС, ЕАЭС и других международных структурах, что может способствовать укреплению своих позиций не только на евразийском пространстве, но также даст реальную возможность развития инфраструктуры Дальнего Востока, Сибири и других регионов государства. Это подтверждает создание международных банковских структур с долевым участием развивающихся государств мира, а также развитие современной транспортной инфраструктуры между Европой и Азией через территорию стран ЕАЭС, где одну из ведущих ролей будут играть российские маршруты (БАМ, Транссибирская магистраль и др.), превращая Дальний Восток и Сибирь в полноценную часть единой экономической зоны евразийского пространства.
Учитывая сложившуюся политическую обстановку на мировой арене, можно сделать вывод, что укрепление сотрудничества на евразийском пространстве, в Азиатско- Тихоокеанском регионе отвечает стратегическим интересам России, а также интересам государств АТР, и полностью соответствует положениям новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015. В связи с этим есть все предпосылки для дальнейшего развития процесса региональной интеграции, несмотря на осложнения, вызванные тем, что КНР и страны Средней Азии имеют свои собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами России, в том числе и в области транспорта, торговли и др.
Несмотря на то, что существуют некоторые территориальные споры, например, с Японией по поводу принадлежности Курильских островов, на данный момент Россия не рискует потерять территорию Дальнего Востока по причине депопуляции населения на фоне интенсивного заселения данных территорий иностранными мигрантами, что периодически является предметом обсуждения. Более того, активное взаимодействие с внешним миром крайне необходимо для развития региона. Необходимы инвестиции, как российские, так и иностранные для создания необходимой инфраструктуры, которая обеспечит высокий уровень жизни для граждан Российской Федерации, проживающих на Дальнем Востоке. Регион должен стать базовой площадкой России для сотрудничества с государствами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), что будет в дальнейшем способствовать стабилизации демографических показателей в регионе.
Вполне можно ожидать положительных изменений в области создания правовой базы для защиты и охраны природных ресурсов нашего государства. На данный момент проделывается крупномасштабная работа в данном направлении, привлекаются сопредельные государства путём принятия взаимных обязательств, чаще выявляются и пресекаются факты взяточничества в государственных структурах, проводится модернизация материально-технической базы. Всё это в целом должно изменить ситуацию к тому, что все иностранные и отечественные компании, занимающиеся добычей природных ресурсов на территории Дальнего Востока России, будут играть по нашим правилам, чётко следуя законодательству Российской Федерации. Одновременно с этим планируется максимально рационализировать использование ресурсов региона, что вполне осуществимо в обозримом будущем.
Развитие новых транспортных путей на евразийском пространстве, в том числе не проходящих по территории России, не должно отрицательно сказаться на идее евразийской интеграции. Возможны пути предотвращения возможных противоречий. По крайней мере, Дальний Восток имеет выход к Тихому океану, что даёт шанс на поиск новых рынков сбыта. Здесь расположено 29 морских портов, среди которых есть и такие крупные, как Владивосток, Ванино, Находка. При этом в основных портах сохраняется круглогодичная навигация. Такое сочетание портовой инфраструктуры и железнодорожного сообщения, согласно ожиданиям экспертов, позволит увеличить транзитно-транспортный потенциал региона. Развитые страны АТР (Япония, Корея и др.) обладают промышленностью, которая работает исключительно на привозном сырье. Но самый главный аргумент в пользу того, что Средняя Азия и Дальний Восток не будут конкурировать за статус главного поставщика ресурсов в Китае, заключается в том, что Китай также является одним из крупнейших государств мира с быстрорастущими темпами производства, что предполагает заинтересованность в получении ресурсов как Дальнего Востока, так и Средней Азии. Следовательно, транспортная инфраструктура Дальнего Востока необходима для сотрудничества с соседними странами, которая способствует увеличению темпов взаимной торговли и транзита товаров.
Предпринятые шаги России по созданию благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке при помощи создания Территорий опережающего развития (ТОР), а также создание новых финансовых институтов, таких как Банк БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций - это неоспоримое подтверждение того, что Россия сделала азиатский вектор развития одним из приоритетных в своей внешней политике. При этом Дальний Восток должен сыграть одну из главных ролей в реализации данного внешнеполитического курса. В то же время Китай, непосредственно граничащий с указанным российским регионом, следует рассматривать в качестве главного партнёра по развитию трансграничного сотрудничества и непосредственного развития Дальнего Востока, а также в качестве главного партнёра России на международной арене.
Документы:
1. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537. П.13. Раздел 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 87685/ (дата обращения:
01.03.2016).
2. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL:
http://www.pfrf.ru/mother fam capital/20038.html (дата обращения: 13.04.2016).
3. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. П.1. Раздел 1. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391/page/1 (дата обращения: 01.03.2016).
4. «О стратегии развития международных и внешнеэкономических связей субъектов
РФ со странами АТР, а также Индией» // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL:
http://www.mid.ru/bdomp/advisory bodies.nsf/7c03d512c51c5db04425793b00452c00/8 ddeab2c758d3 c 104425793с0060Ь504/%24Е^Е/ДОКЛАД- АТР.doc&usg=AFQjCNEQmQiGBrpfcR0ySVIMm (дата обращения: 13.04.2016).
5. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ Президента
Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636. URL:
http://www.rg.ru/2012/05/22/struktura-dok.html (дата обращения: 18.04.2016).
6. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328. URL: http://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 13.04.2016).
7. «Охрана окружающей среды» (на 2012 - 2020 годы). Государственная программа Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326. С.5. URL: http://base.garant.ru/70643488/ (дата обращения: 13.04.2016).
8. «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на
2014-2025 года» Государственная программа РФ. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №308. с.13. URL:
http://base.garant.ru/70644078/#block 3 (дата обращения: 13.04.2016).
9. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного
союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/D sozdETTiformTS.aspx (дата
обращения: 13.04.2016).
10. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. URL: http://www.evrazes.Com/docs/view/3 (дата обращения: 13.04.2016).
11. Меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерством железных дорог Китайской Народной Республики о намерении соединения железных дорог Казахстана и Китая через Коргас (Казахстан) - Хоргос (Китай) (Пекин, 20 декабря 2006 года) // Информационная система «ПАРАГРАФ» URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc id=30090118 (дата обращения: 13.04.2016).
12. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка
сбалансированности стратегий социально - экономического развития федеральных округов и отдельных субъектов федерации на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири». Утверждён решением Коллегии Счётной палаты Российской Федерации от 9 декабря 2011 года № 61К (828). С. 81. URL:
http://audit.gov.ru/upload/iblock/744/744cb11d94d376fb4db86ac5e0510275.pdf (дата обращения: 17.04.2016).
13. План деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Утверждён Министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 10 апреля 2015 г. N АГ-10. URL: http://minvostokrazvitia.ru/upload/plan10- 04-2015.pdf (дата обращения: 23.04.2016).
14. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 20 мая 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения: 17.04.2016).
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области предупреждения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 6 декабря 2012 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/902395104 (дата обращения: 21.04.2016).
16. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до
2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р. URL:
http://www.mintrans.ru/upload/iblock/d3d/strategya gt 2030.doc (дата обращения:
22.04.2016).
... Всего источников – 81.