Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная реабилитация и интеграция в общество детей-инвалидов

Работа №131581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Хабаровского края.

Введение 3
1.Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов 6
1.1 Понятие и сущность социальной реабилитации детей-инвалидов 6
1.2 Формы социальной реабилитации детей-инвалидов 17
1.3 Зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов 30
2.Анализ системы социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов на примере Хабаровского края 40
2.1 Особенности социальной реабилитации детей инвалидов 40
2.2 Оценка системы социальной реабилитации детей инвалидов 49
2.3 Разработка путей совершенствования системы социальной реабилитации детей инвалидов 61
Заключение 70
Список использованных источников 74

Актуальность исследования. Решение проблемы инвалидности является приоритетным, ключевым направлением в реализации социальных обязательств российского государства. Социальная интеграция лиц с инвалидностью предполагает наличие равных прав и возможности участия во всех видах и формах социокультурной жизни наравне с другими членами общества. Особенно значимой является проблема увеличения числа инвалидов среди детей. В последнее время статистика по детской инвалидности неутешительна. Как и во всем мире, на территории Российской Федерации количество инвалидов моложе 18 лет стремительно растет, и количество детей-инвалидов увеличивается с каждым годом. По данным Росстата детейинвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. Среди них около 215 тысяч с нарушениями органов слуха []. В комплексе реабилитационных мероприятий особое место занимает социокультурная реабилитация, которая на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер в практике социальной работы.
В настоящее время проблема социокультурной реабилитации детей-инвалидов является одной из сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих учреждений и структур разной ведомственной подчиненности. Для государства решение проблем социокультурной реабилитации детей-инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. Традиционно проблемы детей-инвалидов, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка и эту работу оказывали только государственные учреждения.
В связи с этим многие проблемы детей-инвалидов продолжают оставаться нерешенными, что вызывает необходимость проанализировать и оценить современную систему социокультурной реабилитации детей-инвалидов на примере общественной организации. Степень изученности темы.
Степень изученности проблемы. Изучение проблем детей с особенными потребностями (детей-инвалидов) как особой группы населения тесно связанно со следующими именами: Братусь Б.С. Медицинские и социальные особенности инвалидности детей нашли своё отражение в работах: Д. И. Зелинской, И. А.Камаева, Л. С. Балевой, М. А. Поздняковой. Взаимодействие ребенка с особенными потребностями и культурной средой, окружающей его, вырабатывание навыков его общения в ходе его интеграции и адаптации в социальный мир изучали: А. Д. Жарков. Т. Г. Киселева.
Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями по здоровью.
Предметом исследования является социальная реабилитация детей-инвалидов.
Целью исследования является анализ системы социальной реабилитации детей-инвалидов в Хабаровском крае и разработка путей ее совершенствования.
Цель работы определила ряд задач, среди которых:
 Изучить понятие и сущность социальной реабилитации детей-инвалидов;
 Проанализировать формы социальной реабилитации детей-инвалидов;
 Изучить зарубежный опыт социальной реабилитации детей-инвалидов;
 Выявить особенности социальной реабилитации детей инвалидов в Хабаровском крае;
 Провести оценку системы социальной реабилитации детей инвалидов;
 Разработать пути совершенствования системы социальной реабилитации детей инвалидов.
Методологической базой исследования являются такие методы, как: метод анализа, синтеза, обобщения, аналогий.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности по развитию системы социальной реабилитации детей-инвалидов.
Структура работы. Работа включает в себя две главы, введение, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе в РФ особенно остро стоит проблема с детской инвалидностью, формированием инклюзивного общества. Государственная политика и интересы общественных организаций сходятся во взглядах на необходимость социальной реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ. Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, должны получать материальную и психологическую помощь. От государства зависит, будут ли такие семьи интегрированы в общество, смогут ли дети-инвалиды получить качественное образование, доступ к современной медицине, профессиональной подготовке для детей-инвалидов, чтобы они могли трудиться в посильной для себя мере. В итоге все граждане, даже те, что имеют ОВЗ, смогут жить и развиваться полноценно.
Дети, у которых фиксируются те или иные нарушения, ограничивающие их развитие и самореализацию, должны быть с помощью государственных структур социализированы. Это незащищенная категория населения, требующая поддержки. Они нуждаются в специальном обучении, профессиональной подготовке, с трудом могут найти себе место в жизни, трудоустроиться, принимать ответственные решения. Им нужна посторонняя помощь в быту, поэтому такие дети чаще всего опекаемы родственниками. Следовательно, именно семейная среда должна быть особенно благоприятной. Родители испытывают потрясение при рождении ребенка с инвалидностью, не всегда могут самостоятельно справиться с вопросами личного взаимодействия, материальной поддержки.
Все профильные учреждения, вслед за подтвержденным у ребенка диагнозом, появляются в жизни такой семьи. Начинается социализация с медицинской, образовательной, социальной точки зрения. Понятие социокультурной реабилитации трактуется в качестве сложного и системного процесса, среди компонентов которого выделяют адаптацию (речь идет о приспособлении к жизни), социализацию (имеется в виду обучение человека нормам и правилам социума), инкультурацию (освоение ценностей, ориентиров, установок, принятых в обществе, следование правовым нормам), ассимиляцию (процесс, в ходе которого человек отождествляет себя с той или иной социальной группой, страной, культурой).
Следовательно, феномен социально-культурной реабилитации является как частью, так и интеграцией всего спектра реабилитационных мер. Подобная деятельность призвана восполнить необходимые компоненты социальной и культурной недостаточности детей-инвалидов через приобщение их к активному самоопределению, самовыражению. Социокультурная реабилитация занимается решением проблем, связанных с социализацией:
1. Помощь в формировании умений и компетенций, стремления трудиться, искать себя в жизни, приносить пользу;
2. Помощь в управлении личностной мотивацией поведения;
3. Помощь в расширении и совершенствовании культурных потребностей; в воспитании самооценки, рефлексии, самокритики;
4. Помощь в формировании целеустремленности, терпения, самодисциплины.
5. Помощь в развитии познавательного интереса к окружающему миру.
Общественная практика, относящаяся к вопросам социокультурной деятельности, определяет суть и содержание, результаты и формы социокультурной реабилитации, оказываемой населению. Эти обязанности возложены на специалистов различного профиля, которые делают свой вклад в общую систему реабилитации, ее проекты, программы, технологии.
Нетрудно заметить, что понятие «реабилитация» из узкоспециализированного, связанного с лечением, становится комплексным. Мероприятия данного характера воздействуют как на детей с инвалидностью, так и на их семьи. Реабилитационная программа строится на приемах групповой психотерапии, семейной, трудовой, социальной терапией. В данном контексте под терапией понимается вмешательство государства и общества в жизнь ребенка с ОВЗ. Это своего рода терапевтическая процедура с целью воздействовать на ряд психических и соматических функций организма, а также метод, способный влиять на обучение и профориентацию. Она также выступает в качестве инструмента, осуществляющего социальный контроль, и является коммуникативным средством. Реабилитация – это процесс, в ходе которого меняется модель восприятия болезни и своего места в обществе. То есть, медицинская модель сменяется антропоцентрической. Установка на последнюю модель диктует необходимость обращения в те или иные учреждения, следовать определенной программе.
Важен не только российский, но и зарубежный опыт, относящийся к сфере социально-культурной реабилитации. Значение данного понятия велико как для детей с инвалидностью, так и для общества в целом. Стоит сказать, что российские власти не оказывают существенной поддержки данному направлению ввиду некоторых причин. Среди них, безусловно, финансовые, материально-технические, но и правовые, организационные, институционные, кадровые.
Зачастую социокультурная деятельность указанного профиля – заслуга энтузиастов, которые сумели наладить контакт с местной властью или бизнесом. Механизмы, которые задействует социальная реабилитация и интеграция в отношении детей с ОВЗ, в культурном аспекте, будут функционировать эффективнее, если предпринять следующие меры:
 правовые, нормативные акты, которые урегулируют вопросы социально-культурной работы с детьми-инвалидами, узаконивания понятия «социокультурная реабилитация»;
 программно-целевой метод при управлении для решения вопросов, связанных с социокультурной реабилитацией, в частности, с целью создания как целевой социальной, та к и индивидуальной программы для данной категории лиц;
 доступная среда, соответствующая инфраструктура в интересах детей с ОВЗ, широкое информирование о всех мерах поддержки и социализации;
 новые технологии и походы к реализации исследуемой деятельности: социокультурная реабилитация подразделяется на социализацию, профориентацию, развитие творческих способностей, активное участие в культурной, образовательной, досуговой деятельности.
Подытоживая, можно сказать, что реабилитация должна рассматриваться как многоаспектное понятие с психолого-педагогической, социальной, социально-экономической и социально-культурной составляющей. Эта система мер реализуется с целью предоставить детям-инвалидам возможности для приобретения более высокого социально-культурного статуса, определенных социальных ролей, которые способствуют самовыражению, самореализации, самоопределению личности.



1. Аверьянова П.А., Пестова Д.А. Социальная реабилитация детей - инвалидов // Научный формат. 2020. №12 (15).
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. [Текст] - М.: Инфра-М, 2014. – 480 с.
3. Акатова, Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатова. – М.: Просвещение, 2013. – 448 с.
4. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. — 2015. — № 3 (69). — С. 88-89.
5. Ариарский, М.А. Досуговая деятельность как ресурс социальнокультурной интеграции инвалидов [Текст] / М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева. – М., 2014. – 156 с.
6. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 98 с.
7. Бережная А.Д. Социально-экономические вопросы реабилитации детей инвалидов. В сборнике: Современный специалист-профессионал: теория и практика. материалы 8-й международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. 2016. С. 38.
8. Блинков, Ю.А. Инновации в подходах к реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации [Текст] / Ю.А. Блинков, Н.В. Гарашкина, Р.М. Куличенко. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 56 с.
9. Бражник, А. М. Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения / А. М. Бражник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 525-527.
10. Бушенева И.С., Горбунова В.В. Особенности социальной реабилитации детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в условиях семьи Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.
11. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст]. - М.: Просвещение, 2012. – 326 с.
12. Галкин, Н.Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства [Текст] / Н.Н. Галкин. – Краснодар, 2014. – 181 с.
13. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
14. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
15. Гудкова А.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания. В книге: БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ - 2020. Сборник тезисов. VII Международный молодежный научно-медицинский форум. Посвящен 100-летию со дня образования ТАССР, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2020. С. 606.
16. Гуслова, М.Н. Методика и организация социально-культурной деятельности с семьей в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / М.Н. Гуслова. – М., 2016. – 267с.
17. Данилюк, Л.Е. Интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в общество здоровых детей // Образ жизни в социальном измерении: региональные аспекты: Сб. статей (по итогам межрегиональной научно-практической конференции) [Текст] / Л.Е. Данилюк, В.В. Бахарев, Н.С. Данакин.– Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова: Филиал СПбГИЭУ, – 2015. – С. 56-60.
18. Данилюк, Л.Е. Интегрированное образование лиц с различными нарушениями здоровья в современных условиях // Общество. Личность. Культура: Сб. научных трудов. Выпуск 5 [Текст] / Л.Е. Данилюк, С.В. Поденежко. – Белгород-Санкт-Петербург, – 2015. – С. 461-464.
19. Дмитриева И.А., Ильина И.А. Совершенствование организационных и социально-правовых процессов медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (на примере Псковской области). В книге: Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях. Тезисы докладов IV Международной научной конференции. Ред. Ю.В. Дмитриева, Н.В. Большакова. 2018. С. 74-77.
20. Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых [Текст] / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина. – 2016. – С., – С. 62-67
21. Долгих, И.Е. Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями // Литературно-педагогические Лихановские чтения (Белгород, 19-20 декабря 2014г.) [Текст] / И.Е. Долгих. – Белгород: Константа, – 2014. – С.23-30
22. Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.
23. Злобина, О.Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук / О.Г. Злобина. – Хабаровск, 2014. – 174 с.
24. Зрелова, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Зрелова. – СПб., 2016. – 20 с.
25. Кирилюк О.М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. - № 2. – С. 79 – 82.
26. Китикова А.А., Петрова И.А. Социальная реабилитация как одна из базовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2019. С. 465-469.
27. Макина А.И., Шеремет Д.В. Социально-ориентированные некомерческие организации как субъекты социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Обществознание и социальная психология. 2022. № 11 (41). С. 156-160.
28. Низова Л. М. Социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество (на мезоэкономическом уровне). — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 208 с.
29. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. - 352 с.
30. Романов М.Р. Реабилитация инвалидов / М.: Вагриус, 2015. 175с.
31. Сабанов, З. М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации /М. Сабанов // Общество и право. — 2016. — № 3. — С. 217–221.
32. Смирнова Е.С. Социальная реабилитация детей-инвалидов. В сборнике: Социальные угрозы и риски современного общества. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 116-121.
33. Сычёва Н. В. Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (40).
34. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник, М.: Кнорус, 2016. 115с.
35. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие. М.: Инфра -М, 2015. – 472 с.
36. Хомякова И.А. Индивидуальное сопровождение ребенкаинвалида в процессе комплексной реабилитации // Социальное обслуживание. 2014. №5. 80 с.
37. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов [Текст]: Учеб.-метод. Пособие. - М., 2016. - 415 с.
38. Чаплинская Е.В. Социальная реабилитация семей, имеющих детейинвалидов, как технология социальной работы // Наука и современность. – 2013. - № 21. – С. 121 – 128
39. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга [Текст] / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2015. – 256 с.
40. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э.К. «Социальная работа с инвалидами», [Текст]. - СПб., 2015. – 256 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ