Аннотация 2
Введение 8
Глава 1. Представления и родительстве и феномен родительского стресса 12
1.1 Родительство как культурно-исторический феномен 12
1.1.1 Биологические, социальные, психологические и гендерные компоненты родительства 13
1.1.2 Факторы, формирующие характер родительства 16
1.2 Родительский стресс 22
1.2.1 Теории семейного и родительского стресса 24
1.2.2 Формы родительского стресса 34
1.2.3 Факторы родительского стресса 47
1.3. Представления о родительстве 53
1.3.1 Факторы и компоненты представлений о родительстве 54
1.3.2 Образ идеального и реального родителя 57
Глава 2. Материалы и методы исследования 60
2.1 Дизайн и процедура исследования. 61
2.2 Описание выборки исследования 65
2.2.1 Общая характеристика выборки 65
2.2.2 Клиническая характеристика выборки 66
2.3 Методы исследования 66
2.3.1 Скрининг 67
2.3.2 Социально-биографическая анкета 68
2.3.3 Полуструктурированное интервью 68
2.3.4 Гиссенский личностный опросник 69
2.3.5 Шкала психологического стресса PSM-25 70
2.3.6 Методика изучения родительских установок PARI 71
2.3.7 Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) 72
2.3.8 Тест отношений к беременной – ТОБ (б) 72
2.4 Методы математико-статистической обработки данных 73
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 75
3.1 Результаты сравнительного изучения личностных характеристик беременных женщин и молодых матерей 75
3.2 Результаты сравнительного изучения характеристик родительской семьи и отношений с родственниками у беременных женщин и молодых матерей 76
3.3 Результаты сравнительного анализа уровня стресса у беременных женщин и молодых матерей 78
3.4 Результаты сравнительного изучения представлений о беременности и материнстве, о партнере в роли отца и у беременных женщин и молодых матерей 78
3.4.1 Результаты сравнительного изучения отношения к беременности у беременных женщин и молодых матерей 79
3.4.2 Результаты сравнительного изучения отношения к родительской роли и опыту родительства у беременных женщин и молодых матерей 80
3.4.3 Результаты сравнительного изучения представлений о материнстве, о партнере в роли отца, родах и послеродовом периоде, изменениях в отношениях с партнером после рождения ребенка 82
3.5 Результаты сравнительного изучения социальных ресурсов и поддержки со стороны ближайшего окружения у беременных женщин и молодых матерей 107
3.6 Анализ корреляционных связей изученных характеристик у беременных женщин и молодых матерей. 110
3.7 Обсуждение полученных результатов 114
Выводы 127
Заключение 130
Список литературы 132
Приложение 1. 146
Приложение 2. 149
Приложение 3. 150
Приложение 4. 156
Приложение 5. 158
Приложение 6. 160
Приложение 7. 162
Приложение 8. 164
В ситуации современности на этапе второго демографического перехода можно видеть существенные сдвиги в семейных и детско-родительских отношениях. Изменения института семьи в западном обществе можно охарактеризовать следующими чертами: уменьшение числа детей, повышение количества семей без одного родителя, увеличение возраста рождения первенца у женщин, рост доли семей, сознательно отказывающихся от рождения детей или откладывающих его на неопределенный срок (Попова Д.О., 2009). Родительство представляется всё больше как важный, но необязательный этап в жизни человека, при этом требования к ответственности родителя, его компетенциям, информированности, заботе о ребенке возрастают. Популярным становится такое явление как «интенсивное родительство», которое ряд исследователей обозначает как центрированное на ребенке, предъявляющее высокие стандарты к родителю в том, что касается ухода за ребенком, эмоциональной включенности, совместно проводимого времени. В частности, требования интенсивного родительства обращены к матерям (ShiraniF. etal., 2012).
Феномен интенсивного родительства ряд социологов связывают с преобладанием в западных странах неолиберальной идеологии, которая рассматривает ответственность субъекта за все сферы его жизни (в том числе, сферу семейных и детско-родительских отношений) как лежащую на отдельном индивиде, который в оказывается как бы изолирован от более широкого экономико-социального контекста. Родителям (в особенности, матерям) приписывается ответственность за успешность ребенка в обучении, результатах в спортивной и иной соревновательной деятельности.
Образ «хорошей матери» встречается на страницах журналов, в телешоу, в книгах по детскому развитию. Эти образы и требования усваиваются и становятся частью представлений о родительстве, которые обнаруживают влияние на собственный опыт материнства женщин (WallG., 2010). Высокие требования к родительству как со стороны неолиберального общества, так и со стороны самих женщин могут вести к росту уровня родительского стресса.
Актуальность данной работы продиктована малой разработанностью темы родительского стресса в русскоязычных исследованиях, а также малым количеством исследований о связи представлений о родительстве и уровне родительского стресса у матерей.
Феномен родительского стресса в зарубежных исследованиях представлен с 80-х годов, в отечественных исследованиях данная тема стала возникать совсем недавно – лишь в последние несколько лет (Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э., 2019). При этом, исследований, в которых были бы изучены представления о родительстве как фактор родительского стресса, в отечественных источниках обнаружить не удалось.
Несмотря на относительно слабо изученную на русскоязычных выборках проблему родительского стресса, данный феномен оказывается важным для психологического здоровья как родителей, так и детей. Так, послеродовая депрессия является одним из распространенных психических расстройств в послеродовой период у женщин и ведет как к снижению качества жизни матери, так и нарушению детско-родительских отношений, нарушению психического благополучия ребенка и оптимальных условий его развития. Психологические факторы играют в развитии данного расстройства существенную роль (Якупова В.А., 2018).Широко известен тот факт, что перфекционизм, завышенные требования и нереалистичные идеалы являются тесно связанными с риском развития депрессивных расстройств (Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., 2001).
Таким образом, целью проведенного исследования стало изучение представлений о материнстве как фактора родительского стресса у беременных женщин и молодых матерей. В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
1. Изучение социально-демографических и личностных характеристик беременных женщин и молодых матерей.
2. Сравнительное изучение характеристик родительской семьи и отношений с сиблингами у беременных женщин и молодых матерей.
3. Сравнительный анализ уровня стресса у беременных женщин и молодых матерей.
4. Сравнительное изучение представлений о беременности и материнстве, о партнере в роли отца и у беременных женщин и молодых матерей.
5. Сравнительное изучение социальных ресурсов и поддержки со стороны ближайшего окружения у беременных женщин и молодых матерей.
6. Анализ корреляционных связей изученных характеристик у беременных женщин и молодых матерей.
Объектом данного исследования выступил материнский стресс в его связи с представлениями о родительстве.
В качестве предмета исследования были выделены: социально-демографические характеристики; характеристики родительской семьи и отношений с сиблингами; представления о беременности и родительстве; личностные черты; социальные ресурсы; уровень стресса у молодых матерей и беременных женщин.
Гипотезы исследования:
1. У беременных женщин и молодых матерей представления о родительстве будут значимо различаться.
2. У беременных женщин и молодых матерей представления о родительстве взаимосвязаны с уровнем стресса, при этом молодые матери характеризуются более высоким уровнем стресса в сравнении с беременными женщинами.
В качестве методов исследования, в соответствии с целями и задачами были подобраны следующие методы: скрининг, интервью (анкета и глубинное интервью), методика «Тест отношений беременной» (ТОБ) (разработан Добряковым И.В., 2003); Гиссенский личностный опросник (1968; адаптация и стандартизация Бодалева А.А., Столина В.В., 1987); шкала психологического стресса PSM-25 (1990; адаптация и стандартизация Водопьяновой Н.Е., 1990); опросник родительских установок PARI (1958; адаптация и стандартизация Т.В. Нещерет); методика «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» (1988; адаптация и стандартизация Сирота Н.А, Ялтонский В.М., 1994).
Участие в исследовании приняли 55 женщин детородного возраста, беременные в первый раз и матери с первым ребенком, проживающие в Санкт-Петербурге и крупных городах России (Ярославль, Новосибирск, Тула). Группу беременных составили 28 женщин, группу молодых матерей — 27 женщин.
Математико-статистическая обработка данных включала: описательные статистики, сравнение средних величин, критерий χ2-Пирсона, непараметрические критерии Н-Краскела-Уоллиса и U-Манна-Уитни, качественный анализ глубинных интервью, контент-анализ.
Дипломная работа включает в себя следующие части: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Данное исследование было направлено на изучение взаимосвязи между представлениями о родительстве и уровнем стресса у беременных женщин и молодых матерей.
Существует множество исследований, посвященных изучению факторов стресса у матерей и представлениям о родительстве, вместе с тем мало изученным остается связь между этими феноменами. Важно отметить, что представления о родительстве являются важным фактором подготовки к опыту родительства и связанным с этим опытом стрессом. Представления о родительстве – это многокомпонентный феномен, который включает в себя представления о хорошей матери и хорошем отце, о себе в роли матери и супруге в роли отца, об отношениях с ребенком, родительской семьей и т.д. Поскольку стресс матерей является серьезной проблемой, оказывающей влияние как на мать, так и на ребенка, видится важным изучение особенностей представлений о родительстве у женщин на этапе беременности и их сравнение с представлениями на этапе материнства для оценки осведомленности и готовности женщин к трудностям материнского опыта.
Таким образом, в исследовании были изучены: представления женщин об отношениях в родительской семье, личностные характеристики женщин, тип отношения к беременности, был измерен уровень стресса в группах беременных женщин и молодых матерей, изучены представления о разных аспектах родительского опыта у беременных женщин и молодых матерей, измерен уровень социальной поддержки в двух группах. Относительно изученных в обоих группах характеристик было осуществлено сравнение.
Также была проанализирована взаимосвязь между представлениями о родительстве и уровнем стресса у беременных матерей, взаимосвязь представлений о родительстве и таких переменных как личностные черты, тип отношения к беременности, уровень социальной поддержки. У молодых матерей уровень стресса оказался достоверно связан таким аспектом представлений о родительстве как опасение обидеть своего ребенка. У беременных женщин связи между представлениями о родительстве и родительским стрессом обнаружено не было.
Ограничения данного исследования касаются размера выборок в обеих группах и невозможности констатировать причинно-следственные связи между переменными в силу сравнения результатов между группами, составленными разными респондентками.
Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения представлений о родительстве у женщин на этапе беременности и на этапе материнства (в частности, для лонгитюдных исследований) в связи с уровнем родительского стресса. Отсутствие выявленных взаимосвязей может являться причиной для использования и разработки в дальнейших исследованиях иных методов, более чувствительных к специфически родительскому стрессу.
Полученные результаты могут быть полезны в практической области: разработка профилактических программ и мероприятий для женщин, планирующих беременность, информирование о трудностях и потенциальных стрессорах материнства, работа с представлениями, вызывающими у женщин беспокойства и опасения в связи с будущим опытом материнства. Выявленные в исследовании категории представлений о родительстве могут использоваться в психологической работе с беременными женщинами и семьями с целью профилактики стресса после рождения ребенка.
1. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений [1] // Теория и практика общественного развития. 2012. №12 – C.173-176.
2. Беляева Е. Н., Вассерман Л. И., Зазерская И. Е. Послеродовая депрессия: клинико-психологическая диагностика и оценка роли психосоциального фактора //Бюллетень Федерального Центра сердца, крови и эндокринологии им. ВА Алмазова. – 2011. – №. 6. – С. 29-32.
3. Бойко В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: дис… д-ра психол. наук //Дисс. докт. психол. наук. Л.–1981.–632 с. – 1981.
4. Большунова Т.В. Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ // Вестник ГУУ. 2018. №4. C.145-148.
5. Будинайте Г. Л., Варга А. Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – №. 4. – С. 34.
6. Бурина Е. А., Кудинова А. Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства //Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – №. 1 (30).
7. Вагапова А.Р. Формирование представлений у молодежи о материнстве и отцовстве //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15. – №. 2. – C. 31-35.
8. Василенко В. Е., Наталенко Я. В. Опросник проявлений кризиса одного года: психометрические характеристики //Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – №. 1.
9. Васильева Е.Н. Гендерные различия в структурных компонентах психологической готовности к родительству // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 6. – С. 853-853.
10. Васюк Л. В. Послеродовые психозы Часть I //Редколлегия журнала «Психиатрия». – 2010.
11. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери //М.: Класс. – 1998. – Т. 123.
12. Водопьянова Н. Е., Психодиагностика стресса. – Издательский дом" Питер", 2013.
13. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога //Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – Т. 4. – С. 18-48.
14. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. – 2000. – №. 11. – С. 90-97.
15. Гучкова А. С. Образ будущего ребенка у беременной женщины. – 2017.
16. Ефремова Н.А. Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов // Омский научный вестник. – 2006. – №. 8 (45) – С. 295-296.
17. Зотова Л.Э., Андреева А.А. Причины семейных конфликтов и стратегии поведения в них разнопоколенных членов семей // МНИЖ. 2016. №3-4 (45) (дата обращения: 17.05.2022).
18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гадарики, 2005. – С. 320
19. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. – 1988. – №. 4. – С. 110.
20. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. №6 С. 31-38.
21. Корнетов Н. А. Послеродовая депрессия-центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства //Бюллетень сибирской медицины. – 2015. – Т. 14. – №. 6.
22. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3. – С. 79-82.
23. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи // М.: Изд-во Речь. – 2005. – С.20-30.
24. Кузнецов В. А. и др. Надежность и валидность русскоязычной версии многомерной шкалы восприятия социальной поддержки (MSPSS) //Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2015. – Т. 8. – №. 41. – С. 10.
25. Лысенко О. В. Психологическая диагностика в системе психопрофилактической подготовки беременных к родам //Охрана материнства и детства. – 2004. – №. 4-5. – С. 180-184.
26. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. – С. 115-118.
27. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.130-143
28. Мищенко В.А. Содержательные основы образа российской семьи и их репрезентация в СМИ //Теории и проблемы политических исследований. – 2014. – №. 1-2. – С. 73-84.
29. Мищенко Л.В. Интегративное исследование пологендерного развития индивидуальности детей дошкольного возраста. – Litres, 2016. – С.38
30. Морозова И.С., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Отт Т.О. Построение уровневой модели регуляции репродуктивного поведения молодежи // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58). – С. 167-171.
31. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - С. 360
32. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной //СПб,«БСК. – 1997.
33. Печерская Н.В. Мифология родительства: анализ дискурсивного производства идеальной семьи // ЖИСП. 2012. №3. С. 323-342.
34. Попова Д. О. Трансформация семейных ценностей и второй демографический переход в России: кто в авангарде? //Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе/Под науч. ред. СВ Захарова, ТМ Малевой, ОВ Синявской; Независимый институт социальной политики. М.: НИСП. – 2009. – С. 163.
35. Родионов А.Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификация ими социальной роли родителя // Вестник ТГУ. 2008. №1. – С. 302-305.
36. Рязанова О. В. и др. Влияние обезболивания при родоразрешении на частоту развития послеродовой депрессии у родильниц //Вестник анестезиологии и реаниматологии. – 2017. – Т. 14. – №. 1.
37. Савенышева С. Факторы удовлетворенности браком в период после рождения ребенка: анализ зарубежных исследований //Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – №. 51.
38. Савенышева С. С. Факторы родительского стресса матерей: по материалам зарубежных исследований //В64 VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (Чтения памяти ЛФ Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов кон. – - 2019 г. - С. 125.
39. Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э. В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований //Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8. – №. 4. – С. 38-48.
40. Савёнышева С. С., Заплетина О. О. Социальная поддержка как фактор родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. – №. 1. – С. 126-132.
41. Симоненко И. А. Привязанность и трансгенерационная передача травмы //Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – Т. 10. – №. 4. – С. 76-77.
42. Станько Э. П. и др. Беременность, роды и послеродовой период: физиология, психопатология, психотерапия и психопрофилактическая подготовка //ЭП Станько, ВА Лискович, ИА Наумов, СА Гарбуз–Гродно: Гродненский государственный медицинский университет. – 2005.
43. Таршис Е. Я. Контент-анализ: принципы методологии. – ЛЕНАРД, 2021
44. Филаретова Л. П. Стресс в физиологических исследованиях //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. – 2010. – Т. 96. – №. 9. – С. 924-935.
45. Филиппова Г. Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии //Антология российской психотерапии и психологии. – 2017. – С. 154-159.
46. Чернова Ж.В. «Демографический резерв»: молодая семья как объект государственной политики // Женщина в российском обществе. – 2010. – №. 1. – С. 23-42.
47. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – 2003.
48. Якупова В. А. Роль психологических и физиологических условий материнства в развитии послеродовой депрессии //Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15. – №. 1.
49. Aas M. et al. Biological stress response in women at risk of postpartum psychosis: The role of life events and inflammation //Psychoneuroendocrinology. – 2020. – Т. 113. – С. 104558.
50. Abdollahi F. et al. Postnatal depression and its associated factors in women from different cultures //Iranian journal of psychiatry and behavioral sciences. – 2011. – Т. 5. – №. 2. – С. 5.
51. Abidin R. Parent education and intervention handbook. Springfield: Thomas, 1980. – Р.66-68.
52. Barnett D. W., Hall J. D., Bramlett R. K. Family factors in preschool assessment and intervention: A validity study of parenting stress and coping measures //Journal of School Psychology. – 1990. – Т. 28. – №. 1. – С. 13-20.
53. Belsky J., Ward H., Rovine M. Prenatal expectations, postnatal experiences and the transition to parenthood // Ashmore R., Brodzinsky D. (eds.) Perspectives on the family. Hillsdale. N. J.: Lawrence Eribaum, Assoc. (in press). – Р. 119-127.
54. Bögels S., Restifo K. Mindful parenting: A guide for mental health practitioners. – Springer Science & Business Media, 2013.
55. Bonier F., Moore I. T., Robertson R. J. The stress of parenthood? Increased glucocorticoids in birds with experimentally enlarged broods //Biology letters. – 2011. – Т. 7. – №. 6. – С. 944-946.
56. Cherney I.D., London K. Gender-linked differences in the toys, television shows, computer games, and outdoor activities of 5-to 13-year-old children //Sex roles. – 2006. – Т. 54. – №. 9-10. – Р. 717.
57. Collins N. L. et al. Social support in pregnancy: psychosocial correlates of birth outcomes and postpartum depression //Journal of personality and social psychology. – 1993. – Т. 65. – №. 6. – С. 1243.
58. Craig F. et al. Parenting stress among parents of children with neurodevelopmental disorders //Psychiatry research. – 2016. – Т. 242. – С. 121-129.
59. Cronin S. et al. Parents and stress: understanding experiences, context, and responses. – 2015.
60. Currie J. L. Managing motherhood //Managing motherhood. – Springer, Singapore, 2018. – С. 23-32.
61. Davis K., 1987. Low fertility in evolutionary perspective, Population and Development Review S12: P.48–P.68.
62. Deater‐Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions //Clinical psychology: Science and practice. – 1998. – Т. 5. – №. 3. – С. 314-332.
63. Di Florio A., Smith S., Jones I. R. Postpartum psychosis //The Obstetrician & Gynaecologist. – 2013. – Т. 15. – №. 3. – С. 145-150.
64. Dix T. Attributing dispositions to children: An interactional analysis of attribution in socialization //Personality and Social Psychology Bulletin. – 1993. – Т. 19. – №. 5. – С. 633-643.
65. Dole N. et al. Maternal stress and preterm birth //American journal of epidemiology. – 2003. – Т. 157. – №. 1. – С. 14-24.
66. Douglas S., Michaels M. The mommy myth: The idealization of motherhood and how it has undermined all women. – Simon and Schuster, 2005.
67. Ennis L. R. Intensive mothering: The cultural contradictions of modern motherhood. – Demeter Press, 2014.
68. Flykt M. et al. Maternal depression and dyadic interaction: the role of maternal attachment style //Infant and Child Development. – 2010. – Т. 19. – №. 5. – С. 530-550.
69. Gelles R. J., Straus M. A. Determinants of violence in the family: Toward a theoretical integration. – 1979.
70. Goodman J. H. Influences of maternal postpartum depression on fathers and on father–infant interaction //Infant Mental Health Journal: Official Publication of The World Association for Infant Mental Health. – 2008. – Т. 29. – №. 6. – С. 624-643.
71. Grekin R., O'Hara M. W. Prevalence and risk factors of postpartum posttraumatic stress disorder: a meta-analysis //Clinical psychology review. – 2014. – Т. 34. – №. 5. – С. 389-401.
72. Hahn-Holbrook J., Cornwell-Hinrichs T., Anaya I. Economic and health predictors of national postpartum depression prevalence: a systematic review, meta-analysis, and meta-regression of 291 studies from 56 countries //Frontiers in psychiatry. – 2018. – Т. 8. – С. 248.
73. Halbreich U., Karkun S. Cross-cultural and social diversity of prevalence of postpartum depression and depressive symptoms //Journal of affective disorders. – 2006. – Т. 91. – №. 2-3. – С. 97-111.
74. Hansen T. Parenthood and happiness: A review of folk theories versus empirical evidence //Social Indicators Research. – 2012. – Т. 108. – №. 1. – P. 29-64.
75. Held L., Rutherford A. Can't a mother sing the blues? Postpartum depression and the construction of motherhood in late 20th-century America //History of Psychology. – 2012. – Т. 15. – №. 2. – С. 107.
76. Hill R. Families under stress: Adjustment to the crises of war separation and reunion. – New York, Harper & Brothers [1949], 1949.
77. Hsu H. C., Sung J. Separation anxiety in first-time mothers: Infant behavioral reactivity and maternal parenting self-efficacy as contributors //Infant Behavior and Development. – 2008. – Т. 31. – №. 2. – С. 294-301.
78. Kerckhoff A. C., Campbell R. T. Black-white differences in the educational attainment process //Sociology of Education. – 1977. – С. 15-27.
79. Khalifeh H. et al. Suicide in perinatal and non-perinatal women in contact with psychiatric services: 15 year findings from a UK national inquiry //The Lancet Psychiatry. – 2016. – Т. 3. – №. 3. – С. 233-242.
80. Kheirabadi G. R. et al. Risk factors of postpartum depression in rural areas of Isfahan Province, Iran //Archives of Iranian medicine. – 2009. – Т. 12. – №. 5. – С. 461-467.
81. Kleeb B., Rageth C. J. Influence of prophylactic information on the frequency of baby blues //Zeitschrift fur Geburtshilfe und Neonatologie. – 2005. – Т. 209. – №. 1. – С. 22-28.
82. Koshchavtsev A. G., Multanovskaya V. N., Lorer V. V. Baby blues syndrome as an adaptation disorder in the early tages of formation of the mother-child system //Neuroscience and behavioral physiology. – 2008. – Т. 38. – №. 4. – С. 439.
83. Kuo P.X., Carp J., Light K.C., Grewen K.M., 2012. Neural responses to infants linked with behavioral interactions and testosterone in fathers. Biol. Psychology 91, P.302–306.
84. Lazarus, R. S. (1993). From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks. Antiual Review of Psychology,44, 1-21.
85. Lewis K. J. S. et al. Mania triggered by sleep loss and risk of postpartum psychosis in women with bipolar disorder //Journal of affective disorders. – 2018. – Т. 225. – С. 624-629.
86. LeBeau C. S. Maternal guilt: An existential phenomenological study of the early experiences of first-time mothers : дис. – Duquesne University, 2013.
87. Lindsey E.W., Mize J., Pettit G.S. Differential play patterns of mothers and fathers of sons and daughters: Implications for children’s gender role development // Sex Roles. – 1997. – Т. 37. – №. 9-10. – P. 643-661.
88. Loyd B. H., Abidin R. R. Revision of the parenting stress index //Journal of Pediatric Psychology. – 1985. – Т. 10. – №. 2. – С. 169-177.
89. M’bailara K. et al. Le baby blues: caractérisation clinique et influence de variables psycho-sociales //L'Encéphale. – 2005. – Т. 31. – №. 3. – С. 331-336.
90. Martin C.L., Eisenbud L., Rose H. Children's gender‐based reasoning about toys //Child development. – 1995. – Т. 66. – №. 5. – P. 1453-1471.
91. Martinez R. et al. Singing “the baby blues”: A content analysis of popular press articles about postpartum affective disturbances //Women & Health. – 2001. – Т. 31. – №. 2-3. – С. 37-56.
92. Maynard P. et al. Family life and the police profession: Coping patterns wives employ in managing job stress and the family environment //Family Relations. – 1980. – С. 495-501.
93. McCubbin H. I. et al. Family stress and coping: A decade review //Journal of Marriage and the Family. – 1980. – С. 855-871.
94. McVeigh C. Motherhood experiences from the perspective of first-time mothers //Clinical Nursing Research. – 1997. – Т. 6. – №. 4. – С. 335-348.
95. Miller L. J., Rukstalis M. Beyond the" blues". Hypotheses about postpartum reactivity //Postpartum mood disorder. – 1999. – С. 3-19.
96. Morgan S.P., King R.B. Why have children in the 21st century? Biological predisposition, social coercion, rational choice //European Journal of Population/Revue européenne de démographie. – 2001. – Т. 17. – №. 1. – P. 3-20.
97. Moslemi L. et al. The frequency and several effective factors on baby blues //HealthMED. – 2012. – Т. 6. – №. 12. – С. 4004-4008.
98. Mulsow M. et al. Multilevel factors influencing maternal stress during the first three years //Journal of Marriage and Family. – 2002. – Т. 64. – №. 4. – С. 944-956.
99. Murray L., Cooper P. J. Postpartum depression and child development //Psychological medicine. – 1997. – Т. 27. – №. 2. – С. 253-260.
100. Musser A. K. et al. Paternal postpartum depression: what health care providers should know //Journal of Pediatric Health Care. – 2013. – Т. 27. – №. 6. – С. 479-485.
101. Nicolson P. Understanding postnatal depression: a mother‐centred approach //Journal of advanced nursing. – 1990. – Т. 15. – №. 6. – С. 689-695.
102. O'Brien M., Peyton V. Parenting attitudes and marital intimacy: A longitudinal analysis //Journal of Family Psychology. – 2002. – Т. 16. – №. 2. – С. 118.
103. O'Hara M. W. et al. Prospective study of postpartum blues: biologic and psychosocial factors //Archives of general psychiatry. – 1991. – Т. 48. – №. 9. – С. 801-806.
104. Peterson W.G., Conceptualizing Parental Stress with family stress theory // Price S. J., Price C. A., McKenry P. C. (ed.). Families & change: Coping with stressful events and transitions. – Sage, 2010. – тутглаваизкниги, какоформить.
105. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between fantasy and reality //British Journal of Medical Psychology. – 1972. – Т. 45. – №. 4. – С. 333-343.
106. Pitt B. “Atypical” depression following childbirth //The British Journal of Psychiatry. – 1968. – Т. 114. – №. 516. – С. 1325-1335.
107. Ponnet, K., Wouters, E., Goedemé, T., & Mortelmans, D. (2013). Family financial stress, parenting and problem behavior in adolescents: An actor-partner interdependence approach. Journal of Family Issues. doi:10/1177/0192513X13514409
108. Prinzie P. et al. The relations between parents’ Big Five personality factors and parenting: A meta-analytic review //Journal of personality and social psychology. – 2009. – Т. 97. – №. 2. – P. 351.
109. Respler-Herman M. et al. Parenting beliefs, parental stress, and social support relationships //Journal of Child and Family Studies. – 2012. – Т. 21. – №. 2. – С. 190-198.
110. Robertson E. et al. Antenatal risk factors for postpartum depression: a synthesis of recent literature //General hospital psychiatry. – 2004. – Т. 26. – №. 4. – С. 289-295.
111. Rosseland L. A. et al. Are labor pain and birth experience associated with persistent pain and postpartum depression? A Prospective Cohort Study //Scandinavian journal of pain. – 2020. – Т. 20. – №. 3. – С. 591-602.
112. Rossi A.S. Gender and parenthood //American Sociological Review. – 1984. – P. 1-19.
113. Schiffrin H. H. et al. Intensive parenting: Does it have the desired impact on child outcomes? //Journal of Child and Family Studies. – 2015. – Т. 24. – №. 8. – С. 2322-2331.
114. Seyfried L. S., Marcus S. M. Postpartum mood disorders //International Review of Psychiatry. – 2003. – Т. 15. – №. 3. – С. 231-242
115. Sharma V., Mazmanian D. Sleep loss and postpartum psychosis //Bipolar disorders. – 2003. – Т. 5. – №. 2. – С. 98-105.
116. Shorey S. et al. Prevalence and incidence of postpartum depression among healthy mothers: a systematic review and meta-analysis //Journal of psychiatric research. – 2018. – Т. 104. – С. 235-248.
117. Sit D., Rothschild A. J., Wisner K. L. A review of postpartum psychosis //Journal of women's health. – 2006. – Т. 15. – №. 4. – С. 352-368.
118. Spinelli M. G. Postpartum psychosis: detection of risk and management //American Journal of Psychiatry. – 2009. – Т. 166. – №. 4. – С. 405-408.
119. Shirani F., Henwood K., Coltart C. Meeting the challenges of intensive parenting culture: Gender, risk management and the moral parent //Sociology. – 2012. – Т. 46. – №. 1. – С. 25-40.
120. Stern G., Kruckman L. Multi-disciplinary perspectives on post-partum depression: an anthropological critique //Social science & medicine. – 1983. – Т. 17. – №. 15. – С. 1027-1041.
121. Swain J.E. et al. Approaching the biology of human parental attachment: Brain imaging, oxytocin and coordinated assessments of mothers and fathers //Brain research. – 2014. – Т. 1580. – P. С. 78-101.
122. Wall G. Mothers' experiences with intensive parenting and brain development discourse //Women's Studies International Forum. – Pergamon, 2010. – Т. 33. – №. 3. – С. 253-263.
123. Wilson S. The myth of motherhood a myth: The historical view of European child‐rearing //Social History. – 1984. – Т. 9. – №. 2. – P. 181-198.
124. Yim I. S. et al. Biological and psychosocial predictors of postpartum depression: systematic review and call for integration //Annual review of clinical psychology. – 2015. – Т. 11.
125. Гиссенский личностный опросник [Электронный ресурс]//https://psylab.info/Гиссенский_личностный_опросник (Дата обращения: 17.05.2022)
126. Многофакторная шкала воспринимаемой социальной поддержки [Электронный ресурс]// https://gzimet.wixsite.com/mspss (Дата обращения: 17.05.2022)