ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Воспитание девочки – таджички в советское время………………………....6
1.1. Рождение и ранние годы ребенка…….……………………………...6
1.2. Игровое воспитание и обучение девочек...………………………...13
1.3. Приучение девочки к хозяйству..……………………………….......18
ГЛАВА 2
Проблемы воспитания девочек – таджичек в современном Таджикистане..22
2.1. Рождение ребенка и первые годы жизни….……………………….23
2.2. Обучение в школе
2.2. Ранее замужество
ГЛАВА 3
Изменения в системе воспитания девочек у таджичек – мигранток…….….37
3.1. Миграция без детей
3.2. Семейная миграция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Традиционная семья у всех народов Средней Азии, в том числе у таджиков, всегда являлась наиболее консервативной и изолированной ячейкой общества. Область семейного быта была связана с большим количеством обычаев и обрядов, в которых ярко проявлялась сила традиций. Особенно это касалось воспитания девочек, которые росли в строгости и абсолютной замкнутости. Это объяснялось традициями шариата и тем, что уже с самых ранних лет девочек начинали готовить к будущей семейной жизни, учили вести хозяйство, быть искусными рукодельницами, соблюдать дисциплину и беспрекословно подчиняться страшим. Однако с установлением советской власти и началом проведения преобразований в различных сферах жизни процесс воспитания детей, главным образом девочек, был подвергнут определенным изменениям, которые продолжились и в постсоветский период.
Трансформация многих обрядов и обычаев, проблематика современного воспитания детей в Таджикистане, смена семейных ценностей, а также кардинальные преобразования в воспитании девочек-таджичек, связанные с трудовой миграцией родителей, составляют актуальность данной темы. Несмотря на то, что в работе рассматриваются вопросы воспитания до распада Советского Союза, акцент, главным образом, делается на том, как девочек-таджичек воспитывают на родине и как – в России, с какими проблемами они сталкиваются, и что в их воспитании родители ставят на первый план: как правило, заключение раннего брака или получение образования.
Целью работы является выявление различий в воспитании девочек в разных культурных средах, а также определение роли дочерей в современных таджикских семьях.
Объектом исследования стали девушки-таджички, чьи родители являются трудовыми мигрантами в России, и взрослые женщины-таджички, которые мигрировали в Россию в 1990-х и 2000-х годах и сейчас воспитывают детей под влиянием культуры, совершено противоположной таджикской. Сведения о жизни таджичек в России были получены путем личных устных бесед. Заранее был подготовлен список вопросов, который начинался с базовой информации о себе (ФИО, возраст, место рождения и т.д.) и заканчивался вопросами о дальнейших планах после окончания университета. Материалы относительно воспитания девочек в самом Таджикистане были получены из западных исследований, преимущественно исследований ЮНИСЕФ: «Child Poverty in Tajikistan», Dushanbe, 2007; «Out-of-school girls. Challenges and policy responses in girl`s education in Tajikistan», Dushanbe, 2013; «Global initiative on out-of-school children», Dushanbe, 2013, – а также из интернет-статей на русском и таджикском языках, дающих информацию о современном положении и тенденциях в воспитании девочек-таджичек.
Изучение мной института семьи в Средней Азии началось 3 года назад. Изначально мной рассматривались вопросы семейно-брачных отношений у оседлого тюркоязычного населения в конце XIX века, а именно заключение брака (обряд сватовства, уплата калыма, свадебный ритуал), семейные отношения (структура семьи, традиционные роли всех ее членов, формы брака), воспитание детей. В дальнейшем тема изучения сузилась до вопросов традиционного воспитания девочек в Таджикистане в конце XIX – начале XX века и влияния советской власти на все сферы жизни таджиков, в особенности на консервативный и закрытый институт семьи. В качестве основного источника по данной теме выступили такие книги, как «Таджики Каратегина и Дарваза. Вып.3» под редакцией Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик, изданная в Душанбе в 1976 году, «Семья и брак у таджиков» Н.А. Кислякова, изданная в Ленинграде в 1959г., а также статья О.В. Старостиной «Традиционный женский костюм равнинных таджиков (конец 19-начало 20 в.)», опубликованная в сборнике «Таджики. История, культура, общество» (Санкт – Петербург, 2014г.). Последним этапом изучения является данная работа, в которой, как уже было сказано, поднимаются проблемы развития девочек в Таджикистане и выявляются особенности воспитания дочерей у таджиков-мигрантов.
Работа состоит из трех частей. В первой главе описывается процесс трансформации консервативного воспитания с соблюдением традиций, обычаев и обрядов под воздействием советской идеологии и практики в XX веке. Во второй главе подчеркивается ряд трудностей, с которыми сталкиваются девочки, молодые девушки и взрослые женщины (например, проблемы грудного вскармливания многими матерями для обеспечения необходимых микроэлементов после рождения ребенка; проблемы, связанные с проживанием многих семей в условиях бедности и невозможностью купить дочерям даже школьные принадлежности; проблемы растущего в каждым годом раннего детского труда и вследствие этого не посещения школы; и самое важное, проблемы традиционных ранних браков). В третьей главе повествуется о взрослении девочек-таджичек в новой для себя культурной среде, в России, где для родителей основной целью воспитания дочерей является высшее образование. Стоит сказать, что все главы делятся по возрастным периодам, начиная с рождения, начального воспитания, обучения в школе и заканчивая временем подготовки к замужеству (в Таджикистане) или к поступлению в магистратуру (в России).
В результате проведенного исследования и сопоставления материалов о воспитании девочек-таджичек на родине и в России был выявлен ряд сходств и различий. Следует отметить, что в Таджикистане во многих семьях, преимущественно в деревенских, сохраняется строгое соблюдение традиций во взаимоотношениях членов семьи, а также в воспитании детей. Несмотря на множество преобразований в области быта и семьи, которые были проведены в XX веке, после распада Советского Союза многие таджикские семьи вновь обрели былую замкнутость.
Относительно рождения ребенка и начального девичьего образования, стоит сказать, что большая часть таджичек рожают в настоящее время в родильных домах или акушерских пунктах, лишь некоторая часть из них по ряду причин принимает решение рожать в домашних условиях и приглашает бабку-повитуху. Данный факт свидетельствует не только о закоренелости традиций, но и о нарушении норм санитарии, так как повивальные бабки обычно не имеют каких-либо специальных инструментов для принятия родов, более того не соблюдают и элементарных норм гигиены таких, как мытье рук. Вследствие этого в стране существует высокий уровень детской смертности. Однако такое явление, как традиционные роды на дому распространено в селениях в горных районах страны, которые находятся в нескольких километрах езды до ближайшего акушерского пункта. В городах ситуация обстоит благоприятнее, так как в роддомах таджичкам предоставляются вся условия для рождения здорового малыша.
В таджикских семьях как в самом Таджикистане, так и в России воспитание в первые годы после рождения ребенка происходит одинаково. Номинально соблюдается 40-дневный период чилля, но без выполнения особых обрядов для отпугивания злых сил. В некоторых семьях отцы радуются появлению девочки на свет, в некоторых – осознание отцовства и безграничной любви к дочери приходит чуть позже. Девочкам с детства объясняется, что нужно уважительно относиться к страшим, быть трудолюбивыми и послушными. Для получения начального образования большинство детей отдают в детский сад. Там они учатся читать, считать, писать, иногда в зависимости от специализации детского сада с ранних лет учат русский язык или английский. Иногда начальное воспитание, особенно девочек происходит в домашних условиях. В России таджички-мигрантки сталкиваются с рядом проблем, связанных с зачислением своих детей в детский сад, им приходится ждать своей очереди несколько лет. К счастью, в последнее время в Москве и в Санкт-Петербурге появляется все больше специальных клубов и волонтерских центров, которые предоставляют бесплатную дошкольную подготовку детям из семей трудовых мигрантов.
Начиная с 1990-х годов, многие девочки в Таджикистане имеют трудности с доступом к школьному образованию. Если во времена советской власти шло активное вовлечение девочек в школы, и создавались все условия для обучения, то к настоящему моменту полное среднее образование получают лишь 40%. Это связано, прежде всего, с экономическим положением в стране, которая в 1991 году стала независимой и пережила страшные годы Гражданской войны. Некоторые семьи вследствие бедности, трудовой миграции мужчин, а также ряда других причин (нежелание отпускать дочь на улицу без платка, удаленность образовательных учреждений от мест проживания, плохое состояние школьных помещений), вынуждены отказывать дочерям в получении школьного образования в пользу учебы сыновей, так как до сих пор существует мнение, что главной задачей любой девушки является удачное замужество, умение вести хозяйство и воспитывать детей. Поэтому у некоторых девушек нет возможности доучиться даже до 9 класса. В результате того, что девочки-таджички перестают посещать школу, очень часто они не просто дома помогают по хозяйству и готовятся к замужеству, но и начинают активно помогать экономически своей семье, т.е. работать (в основном на хлопковых полях). Несмотря на существование штрафов и иных наказаний для родителей, проблема детского труда в Таджикистане с каждым годом становится все глобальней. Кардинально отличается ситуация с получением школьного образования девочками-таджичками, которые воспитываются в другой культурной среде, а именно в России. Родители поддерживают своих дочерей в учебе, настаивают на окончании 11 классов и получении полного среднего образования. Также многие таджички посещают различные внешкольные секции, занимаются изучением языков. Однако следует сказать, что некоторые девушки сталкиваются с дискриминацией и притеснениями в классе, и это является достаточно серьезной проблемой для всех детей из семей трудовых мигрантов в России.
Основные задачи, которые ставятся родителями в воспитании дочерей после школы в разных культурных средах, значительно отличаются друг от друга. В консервативных семьях в Таджикистане, как уже было сказано ранее, основной целью семьи (обычно, отца) является выдать дочь замуж, и чем раньше это произойдет, тем считается лучше. Чаще всего мнение девушек и матерей не учитывается во время принятия решений главой семьи. В настоящее время 30% девушек в стране выходят замуж в возрасте 18 лет и 14% в возрасте 15, несмотря на существующий закон, в котором установлен брачный возраст с 18 лет. Ранние браки имеют страшные последствия вследствие того, что многие мужчины после нескольких месяцев жизни в браке, уезжают в трудовую миграцию, оставляя молодых беременных жен или жен с детьми на руках одних, и чаще всего больше не возвращаются на родину. Брошенные женщины, вынужденные взвалить на себя непосильную ношу, не могут найти работу из-за отсутствия образования и попросту прокормить детей. Основным приоритетом родителей-трудовых мигрантов является получение дочерьми высшего образования и их дальнейшее трудоустройство. Естественно, обряд сватовства сохраняется, некоторые мужчины-мигранты подыскивают женихов для дочерей, однако в ходе полевого исследования было выявлено, что никто из родителей не настаивает на скором браке. И здесь стоит упомянуть об еще одном различии – многие родители, приобщившись к условиям новой среды, считаются с мнением дочерей и принимают решения вместе.
Как мы видим, девочки-таджички, которые воспитываются в России, имеют лучшие условия и перспективы, чем те, которые вынуждены подчиняться традиционному укладу своих семей на родине. Отстранение девочек от обучения и ранние браки оказывают скудное влияние на экономику Таджикистана. Женское образование чрезвычайно важно для страны. Оно влияет не только на будущие социокультурные подразделения государства, но также играет огромную роль в развитии и формировании характера и модели поведения в будущих поколениях. Когда образованная мать учит ребенка грамоте, в этом случае нация становится образованной. Направленность образовательной политики на увеличение доступа девушек к образованию и равенство в образовании будут способствовать качественным социальным изменениям в стране.
1. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Вып.1 / М.С. Андреев. – Сталинабад.: Изд-во АН Таджикской ССР, 1953. – 250 с.
2. Ивановский С. Таджичка / С. Ивановский. – М.: Охрана материнства и детства, 1927. – 48 с.
3. Каримова С.Э. Повышение идейно-политического уровня сельских тружениц Таджикистана (1959 – 1965 гг.) // Материалы по истории и истории культуры Таджикистана / С.Э. Каримова. – Душанбе, 1981. – 273-281 с.
4. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков: По материалам конца XIX - начала XX в. / Н.А. Кисляков. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 269 с.
5. Кисляков Н.А. Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3 / Н.А. Кисляков. – Душанбе.: Изд-во АН Таджикской ССР, 1976. – 240 с.
6. Рахимов Р. Р. Коран и розовое пламя / Р.Р. Рахимов. – СПб.: Наука, 2007. – 387 с.
7. Рахимов Р.Р. Традиционное начальное школьное обучение детей // Таджики. История, культура, общество / Р.Р. Рахимов. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 240-277 с.
8. Старостина О.В. Традиционный женский костюм равнинных таджиков (конец XIX – начало XX вв.) // Таджики. История, культура, общество / О.В. Старостина. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 366-398 с.
9. Стасевич И.В. Социальный статус женщины у казахов: традиции и современность / И.В. Стасевич. – СПб.: Наука, 2011. – 202 с.
10. Сухарева О.А. Мать и ребенок у таджиков // Иран, III / О.А. Сухарева. – Л.: Изд-во АН СССР, 1929. – 107-154 с.
11. Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана / Т.Э. Уметов. – М., 2006. – 207 с.
12. Фирштейн Л. А. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребёнка у узбеков Южного Хорезма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана / Л.А. Фирштейн. – М.: Наука, 1978. – 189-205 с.
13. Широкова З.А. Детская одежда таджиков и связанные с ней обряды // Этнографическое обозрение / З.А. Широкова. – М., 2002. – 83-88 с.
Исследования на английском языке
14. Avzalchoeva Z. Nobody beats an obedient woman. State and non – state responses to violence against women in Tajikistan // A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy / Z. Avzalchoeva. – England.: University of Sussex, 2012. – 288 c.
15. Amjad S. Out-of-school girls. Challenges and policy responses in girl`s education in Tajikistan. [Электронный ресурс]: paper 9: Out of school children paper series / Amjad S. – Dushanbe., 2013. – URL: https://www.unicef.org/ceecis/girls_tajik.pdf
16. Baschieri A., Falkingham J. Child Poverty in Tajikistan. [Электронный ресурс] : Report for UNICEF country office / Baschieri A., Falkingham J. – Dushanbe., 2007. – URL: https://www.unicef.org/tajikistan/Child_Poverty.pdf
17. Falkingham J. A profile of poverty in Tajikistan // LSE STICERD research paper / J. Falkingham. – London., 2000. – 63 c.
18. Falkingham J. Women and Gender relations in Tajikistan // Country briefing paper / J. Falkingham. – London, 2000. – 150 с.
19. UNICEF. Global initiative on out-of-school children. [Электронный ресурс] : Tajikistan country study / UNICEF. – Dushanbe., 2013. – URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/out-of-school-children-tajikistan-country-study-2013-en_0.pdf
Web-страницы на русском языке
20. Балкис. Экономные роды. Почему таджикские женщины рожают на дому: [Электронный документ]. – URL: (http://www.news.tj/ru/news/ekonomnye-rody-pochemu-tadzhikskie-zhenshchiny-rozhayut-na-domu). Проверено 25.05.2017
21. Зайцев, Роман. В роддомах Душанбе из-за отключения электричества умирают дети: [Электронный документ]. – URL: (https://newsland.com/user/4296647896/content/v-roddomakh-dushanbe-iz-za-otkliucheniia-elektrichestva-umiraiut-deti/3819286). Проверено 25.05.2017
22. Саркорова, Анора. Детей таджиков-мигрантов на родине поместят в детдома: [Электронный документ]. – URL: (http://www.bbc.com/russian/international/2011/11/111119_tajikistan_migrant_children.shtml). Проверено 25.05.2017
23. Саркорова, Анора. Многоженство в Таджикистане: крепкое плечо и деньги: [Электронный документ]. – URL: (http://www.bbc.com/russian/society/2011/05/110518_tajikistan_polygamy.shtml). Проверено 25.05.2017
24. Саркорова, Анора. Таджикские дети умирают от систематического недоедания: [Электронный документ]. – URL: (http://www.bbc.com/russian/international/2012/04/120403_tajikistan_unisef_malnutrition.shtml). Проверено 25.05.2017
25. Сафар, Тохир. Женщины Таджикистана продолжают играть вторые роли в семье: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/women_gender_tajik/2330573.html). Проверено 25.05.2017
26. Синяков, Денис. Женщины в миграции: вызов традиционной роли, но возможность повысить статус: [Электронный документ]. – URL: (http://caa-network.org/archives/8462). Проверено 25.05.2017
27. Тюрюканова Е.В. Женщины-мигранты из стран СНГ в России. [Электронный ресурс] : в рамках проекта «Стратегическое партнерство по продвижению прав и расширению возможностей женщин – трудовых мигрантов в России», финансируемого Фондом в поддержку гендерного равенства ООН-ЖЕНЩИНЫ / Тюрюканова Е.В. - М., 2011. – URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/99/1495833885fe8cc823d46ff189449b1917cdb2cba4/doklad.pdf
28. В Таджикистане стало больше детских садов: [Электронный документ]. – URL: (http://www.tojnews.org/ru/news/v-tadzhikistane-stalo-bolshe-detskih-sadov). Проверено 25.05.2017
29. Искореним детский труд и его наихудшие формы в республике Таджикистан: [Электронный документ]. – URL: (http://www.no-childlabour.tj/ru/hazardous%20work/). Проверено 25.05.2017
30. Между молотом и наковальней. В Таджикистане мужья требуют от женщин надеть сатр, а власти — снять его: [Электронный документ]. – URL: (http://www.fergananews.com/articles/9295). Проверено 25.05.2017
31. Охрана здоровья детей в Таджикистане: необходимы срочные меры: [Электронный документ]. – URL: (http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/301141468037744089/pdf/527970BRI0RUSS0000PUBLIC00KB0V110RU.pdf). Проверено 25.05.2017
32. Таджикский роддом: женщины спят на полу, воду пациенты носят в канистрах: [Электронный документ]. – URL: (https://www.currenttime.tv/a/27856238.html). Проверено 25.05.2017
33. Таджички стесняются рожать у врачей мужчин: [Электронный документ]. – URL: (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1367202600). Проверено 25.05.2017
Web-страницы на английском языке
34. Karimova, Nilufar. Teenage Marriage Persists in Tajikistan: [Электронный документ].- URL: (https://iwpr.net/global-voices/teenage-marriage-persists-tajikistan). Проверено 25.05.2017
Web-страницы на таджикском языке
35. Ганҷ, Ганҷина. “Арӯси арзанда”: Тарбияи ҳамсарони хуб ё таблиғи “хонашинӣ”: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/best-fiancees-contest-continues-in-dushanbe/25067967.html). Проверено 25.05.2017
36. Гулхоҷа, Шаҳло; Юсуфӣ, Бароти. Дар тоҷикистон зан пешво буда метавонад: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/women-role-in-tajik-society/27621475.html). Проверено 25.05.2017
37. Латиф, Нарзулло. Азиза Азизова, умеди 17 солаи варзиши тоҷик: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/excl-iv-with-aziza-azizova-17-years-tajik-sambo-wrestler/25224621.html). Проверено 25.05.2017
38. Раҳматзода, Маҳмудҷон. Ягона духтаре, ки пулис шудан мехост, ноком гашт: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/27176117.html). Проверено 25.05.2017
39. Аз мактаб дур мондани духтарон: Айби дин ё маориф: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/24667784.html). Проверено 25.05.2017
40. Баҳси никоҳҳои барвақтӣ дар филми “12 соли интизорӣ”: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/27855319.html). Проверено 25.05.2017
41. “Мегӯянд, ки бояд зудтар хонадор шавам“: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/tajikistan-marriage-rate/28157233.html). Проверено 25.05.2017
42. Муҷозоти волидон барои нақзи ҳуқуқи фарзандон: [Электронный документ]. – URL: (https://www.ozodi.org/a/25192846.html). Проверено 25.05.2017