Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Работа №131530

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Клинико-психологические особенности детей по данным отечественной и зарубежной литературе
1.2 Психологические особенности депривированных детей в отечественной и зарубежной литературе
1.2.1 Понятие психической депривации
1.2.2 Виды психической депривации
1.2.3 Семья, как провоцирующий фактор депривационного развития..25
1.2.4 Типология личности депривированных детей
1.2.5 Обратимость депривационных последствий у детей по данным литературы
1.3 Особенности фрустрационной толерантности нормально развивающихся и депривированных детей по данным отечественной и зарубежной литературе
1.3.1 Понятие «Фрустрационной толерантности»
1.3.2 Оценка фрустрационной толерантности
1.3.3 фрустрационной толерантности нормально развивающихся и депривированных детей
1.4. Особенности адаптации депривированных детей по данным отечественных и зарубежной литературе
1.4.1 Феномен «психической адаптации»
1.4.2 Процессы психической адаптации
1.4.3 Формы психической дезадаптации у депривированных детей….40
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….41
2.1 Описание выборки исследования…………………………………....41
2.2 Описание методов исследования…………………………………….42
2.3 Математико-статистические методы обработки данных…………..45
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..…..46
3.1 Анализ полуструктурированного интервью и клинико-биографических данных детей из основной группы
3.2 Результаты исследования структуры личности по опроснику Р.Кетелла
3.3 Результаты исследования фрустрационной толлерантности по методике С. Розенцвейга
3.4 Результаты исследования уровня психической адаптации………...51
3.5 Исследование взаимосвязи показателей психической дезадаптации с личностными особенностями…
3.6 Результаты корреляционного анализа реакций на фрустрацию и степени психической дезадаптации в основной группе
3.7 Результаты исследования межличностных и внутрисемейных отношений по методике Рене-Жиля
3.8 Результаты сравнительного анализа межличностных и внутрисемейных отношений и степени психической дезадаптации
3.9 Результаты исследования по методике «Социограмма семьи»……61
3.10 Анализ результатов незаконченных предложений в основной и контрольной группе по методике Сакса и Леви
3.11 Содержательный анализ незаконченных предложений детей из основной группы
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Термин «депривация» стал широко известен в 1940-1950 годах в связи с массовым сиротством. Исследования показали, что дети, которые в раннем возрасте лишены материнской заботы, испытывают отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии[7,10,55,52].
Одной из острых проблем на современном этапе развития нашего общества является распространенность детей, полностью или частично лишенных полноценной родительской опеки, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом, другими недугами или лишением родительских прав. Все это приводит к социальному и психологическому неблагополучию формирующейся личности и распространенности социального сиротства.
По данным Росстата, за период с 2011 по 2015 год в России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет увеличилась более чем на 63 000 человек[57].
Сегодня проблема депривации катастрофически разрастается, и обнаруживаются ранее невидимые ее другие стороны. Так, вследствие духовно-нравственного кризиса в стране выделяется большая группа «социальных» сирот – сирот при живых родителях (95 % воспитанников интернатных учреждений –«социальные сироты»), а также «скрытых» сирот в семьях с недостаточными или нарушенными эмоциональными связями между родственниками.
Актуальность работы обусловлена ситуацией в современном обществе. Большое число депривированных детей попадают в группу «трудных» и оказываются «социально дезадатированными». Несмотря на высокую социальную значимость, научных исследований, направленных на изучение проблемы депривированных детей в зависимости от их степени тяжести психической дезадаптации, недостаточно.
Не раскрыты основные механизмы психологического воздействия при различных видах депривации в детском и подростковом возрасте. Нередко психологическая помощь подменяется медицинской, социальной, педагогической. При всем многообразии подходов к психологической помощи депривированным детям, не учитывается самое главное – субъект психологического воздействия с его клинико-психологическими, индивидуально психологическими и социально- психологическими особенностями.
Психологическая помощь детям, частично или полностью лишенных родительской заботы, является одним из важных звеньев в системе их реабилитации и профилактики социального сиротства. Несмотря на высокую практическую значимость данной проблемы, недостаточно разработаны ее теоретические и методологические аспекты.
Большую роль в сопровождении развития депривированных детей играет психолог и педагог. Специалистам необходимо четкое понимание механизмов работы с депривированными детьми, поскольку посредством воспитательного воздействия на личность, пропаганды психолого-педагогического знания, психо-коррекционной работы с несовершеннолетними и молодежью, консультирования и превентивного образования родителей формируется система ценностей и отношений к подрастающему поколению, организуются воспитательный, образовательный и коррекционный процессы.
Объектом исследования являются межличностные отношения у депривированных детей с различной степенью психической адаптацией.
Предметом изучения стали особенности, проявляющиеся в межличностных и внутрисемейных отношениях у депривированных детей с различной степенью психической адаптации.
Цель работы – выявление иисследование особенностей межличностных отношений у депривированных детей с различной степенью психической адаптации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение структуры личности у депривированных детей.
2.Анализ особенностей фрустрационной толерантности у депривированных детей.
3.Определение уровня психической адаптации у депривированных детей.
4.Выявление особенностей межличностных отношений у депривированных детей.
5.Определение взаимосвязи структурных компонентов личности, межличностных отношений и степени психической адаптации у депривированных детей.
Для изучения особенностей межличностных отношений у депривированных детей с различной степенью психической адаптации мы использовали следующие методы:
Экстенсивные методы:
1. Направленное клинико-психологическое и психолого-педагогическое наблюдение за детьми и подростками в процессе их жизнедеятельности в условиях центра.
2. Клинико-биографический метод: анализ биографических данных (с целью выявления особенностей воспитания ребенка в семье и особенностей его психического развития.
3. Анализ педагогических и школьных характеристик детей, их оценок.
4. Полуструктурированное клинико-психологическое интервью с целью анализа психологического состояния, а также для выявления установок ребенка к семье.
Интенсивные методы:
a. детский вариант многофакторного личностного опросника Кеттелла (СPQ) – для анализа структуры личности детей;
b. метод изучения фрустрационных реакций Розенцвейга;
c. методика незаконченных предложений Сакса (SSCT), направленная на исследование особенностей отношений детей к семье и ближайшему окружению;
d. метод изучения сферы межличностных отношений и восприятия внутрисемейных отношений Рене-Жиля;
e. социограмма семьи с для получения дополнительной информации об особенностях системы семейных отношений ребенка.
Теоретико-методологические основы работы составилифундаментальные положения российских и зарубежных психологов о психической и социально-психологической адаптации (Мамайчук И.И., Березин Ф.Б., Ярославцева И.В., Фурманов И.А., Фурманова Н.В., Алексеенкова Е.Г), положения о формировании личности в онтогенезе (АнаньевБ.Г., Леонтьев А.Н., Божович Л.И. А. Фрейд), принципы изучения специфики семейного функционирования, отраженные в работах Личко А.Е., Лебединского В.В., Эйдемиллера Э.Г., Юстицкого В.В., Варга А.Я., Лисина М.И., Мамайчук И.И.)
Гипотезы исследования:
1. Структура личности у депривированных детей в сравнении с детьми, проживающими в семьях отличается дисгармоничностью и высокой эмоционально-волевой неустойчивостью, а также особенностью реагирования на фрустрирующие ситуации с повышенной фиксацией на препятствии.
2. На формирование структурных компонентов личности детей значимое влияние оказывают неадекватные способы реагирования, а также различные социально-средовые факторы.
3. Специфика выстраивания межличностных отношений у депривированных детей связана со степенью тяжести психической дезадаптации
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследуются особенности межличностных и внутрисемейных отношений у депривированных детей с учетом степени тяжести психической дезадаптации.
Теоретическая значимость связана с тем, что результаты проведенного исследования дополняют, имеющиеся в литературе данные об особенностях формирования личности, фрустрационной толерантности и психической адаптации депривированных детей. Полученные данные расширяют представления о взаимосвязи уровня психической адаптации с особенностями межличностных отношений депривированных детей.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты позволяют дифференцированно подойти к психологической коррекции депривированных детей с учетом особенностей межличностных отношений, особенностей психической и социально-психологической адаптации и спецификой эмоционального реагирования на фрустрацию.
Полученные данные могут быть использованы специалистами в процессе психологического сопровождения депривированных детей в социально-реабилитационных учреждениях, а также при психологическом консультировании приемных родителей депривированных детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из острых проблем на современном этапе развития нашего общества является распространенность детей, полностью или частично лишенных полноценной родительской опеки, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом, другими недугами или лишением родительских прав. Все это приводит к социальному и психологическому неблагополучию формирующейся личности и распространенности социального сиротства.
Наше исследование было направлено на изучение межличностных отношений у депривированных детей с различной степенью психической адаптации.
Было показано, что структура личности депривированных детей отличается дисгармоничностью, высокой фрустрационной напряженностью, эмоциональной неустойчивостью. Реакции на фрустрацию у депривированных детей уступают по степени конструктивности и направленности на решение проблемы реакциям их сверстников, проживающих в семьях. Нами было выявлено, что на специфику построения межличностных отношений у депривированных детей и подростков значимое влияние оказывает степень тяжести психической адаптации.
Эти личностные особенности, а также высокая степень психической дезадаптации депривированных детей позволили нам сделать вывод о необходимости осуществления для них дифференцированной психологической коррекции, направленной на гармонизацию их личности, снижению фрустрационной напряженности и коррекцию межличностных и внутрисемейных отношений с учетом тяжести психической адаптации.



1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р.Кеттелла Методические рекомендации. – М.: Фолиум, 1993.п –40 с. – (Научно-методическая серия "Психодиагностика детей и подростков). – ISBN 5-900536-11-4.
2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. – М.,
3. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Учебное пособие для студентов вузов - СПб.: Питер, 2009 . - 96 с.
4. Аррюс-Ревиди Ж. Незрелые родители и взрослые дети. - СПб.: Питер, 2015. - 320 с. - (Серия “Мастера психологии”).
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 270 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж: 1995.
7. Боулби Дж. Привязанность. М.:Гардарики, 2003
8. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2014. - 316 с. (Клиническая психология).
9. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозревание психиатрии и мед. Психологии им. В.М. Бехтерева. – 1994. – №3 – С. 16–25.
10. Галлигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990
11. Данилова Е.Е. Детский тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга Практическое руководство. — М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1997. — 64 с.
12. Золотарёва О.С. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: дис. … канд. псих. наук. – Астрахань, 2007. 183
13. Клиническая психология и психотерапия. Северный. А.А., СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: 2-е изд. М.: Медицина, 1985. 285 с.
15. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб Питер, 2005.
16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 940 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).
17. Крейн У. Теория развития. Секреты формирования личности. СПб.:Прайм-Еврознак, 2000. 509 с.
18. Ландгеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
19. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика “трудных подростков” / Научн. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. 168 с.
20. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985. 168 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. /Ростов на Дону: Феникс, 1997. 544 с.
22. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. –СПб.: Питер, 2009 - 320 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. 256 с.
24. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред. - сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
25. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб.: Речь. 2000. с.400.
26. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2001.
27. Мамайчук И.И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Эко-Вектор,2014. – 311 с.
28. Мамайчук И.И., Тысячнюк А.С. «Особенности психической адаптации депривированных подростков и основные направления психологической коррекции».Научный журнал. –СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина. – 152 с.
29. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное помобие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
30. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии: учеб. пособие. –СПб.: Эко-Вектор, 2015. –416 с.
31. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: Пер. с нем.-5-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 139 с. – (психологические технологии).
32. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКб-10. М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. 407 с.
33. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.,2006
34. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
35. Прихожан. А. М., Толстых Н. Н., Психология сиротства. -М.: Питер, 2007.
36. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. – 670 с. (Фундаментальная психология – практике).
37. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – 2-е изд., испр. и доп. –СПб.: Эко-Вектор, 2014. – 311 с.
38. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.
39. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т/Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. – М.: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002
40. Психология депривированного ребенка: учебное пособие / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС; ИД КДУ, 2013. - 320 с.
41. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А.А. Реана. - Москва: Изд. АСТ, 2015. - 656 с. - (Психология. Высший курс).
42. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
43. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.– 800 с.
44. Страбахина.Т. Н. Проблемы и ресурсы социализации детей, лишенных родительского попечения// Вестник НГУ, №31
45. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999
46. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»)
47. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – Спб. Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2005
48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 872 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
49. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. «Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов.» СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
50. Ярославцева И.В. Депривированный подросток. Личностные и психофизиологические особенности развития: дис. д-ра психол. наук. – Иркутск, 2003. 364 с.
51. Bowlby J. Forty-four juvenile thieves: Their characters and home life. // International Journal of Psychoanalysis, 1944. – № 25. – P. 19–52.
52. Freud Anna and Dorothy Burlingham. Infants without Families. Reports on the Hampstead Nurseries. 1939 – 1945 // The Writings of Anna Freud. V.III.– New York, 1973. – P. 681
53. Goldfarb W. Psychological privation in infancy and subsequent adjustment.American Experimental Education, 1943. – V. 14. – P. 441–447.
54. KernbergO F. Aggression in Personality Disorders and Perversions. New Haven: Yale University Press; 1992. - 364 p.
55. Normality and Pathology in Childhood: Assessments of Development 1965 (Writings of Anna Freud, Vol 6).
56. Rosenzweig S. The picture-association method and its application in study of reactions to frustration / / J. of Personality. 1945. № 13. P.
57. http://www.gks.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ