Работа сделана на примере органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска.
Введение 3
1 Теоретические основы исследования муниципального управления 5
1.1 Сущность муниципального управления 5
1.2 Цели, задачи и функции муниципального управления 8
2 Анализ реализации целей и задач органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска 15
2.1 Общая характеристика органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска 15
2.2 Анализ реализации целей и задач органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска, основные проблемы 18
3 Направления повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска 23
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска 23
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляет местное самоуправление, которое гарантируется, признается и осуществляется на всей территории государства. Принципы местного самоуправление закреплены в Европейской Хартии в Страсбурге, 15 октября 1985 года. Кроме этого, принципы местного самоуправления по возможности должны быть в Конституции каждой страны, подписавшей Хартию, в числе которых находится и Российская Федерация.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» довольно быстро меняется, часто подвергается редакциям, в соответствии с чем меняется ряд нормативно-правовых актов, это является сложностью и для муниципалитетов, которым необходимо постоянно подстраиваться под изменения, принятые законом.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему государственных органов власти. Органы местного самоуправления являются представительными и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, где осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Деятельность местных администраций по природе носит управленческий характер и направлена на достижение определенного социального результата. Функции муниципального управления являются важным элементом деятельности местных администраций, и от их реализации во многом зависят оперативность и качество решений, принимаемых местными органами власти.
Степень разработанности темы. На протяжении последних десятилетий было осуществлено значительное количество исследований, касающихся вопросов становления и развития муниципального управления. Основная масса этих работ посвящена правовым и организационным вопросам функционирования муниципального управления. В этом плане особый интерес представляют работы А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, В.И. Левашова и А.Ю. Огородникова, В.И. Патрушева, И.Н. Трофименко, М.А. Яковлевой и ряда других исследователей.
Объектом курсовой работы являются органы местного самоуправления (на примере Администрации Тракторозаводского района города Челябинска).
Предмет курсовой работы – муниципальное управление, его основные цели, задачи и их реализация в субъекте РФ.
Цель курсовой работы – проанализировать основные цели и задачи муниципального управления и особенностей их реализации в субъекте РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность муниципального управления;
2) рассмотреть цели, задачи и функции муниципального управления;
3) дать общую характеристику органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска;
4) провести анализ реализации целей и задач органов местного самоуправления Тракторозаводского района г. Челябинска, выявить основные проблемы;
5) разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска;
6) дать оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Теоретико-методическую основу исследования составили труды следующих авторов: Акмалова А.А., Емешов В.И., Ковешников Е.М., Корсакова С.В., Кузнецов С.П., Лаврентьев С.Н., Гимаев И.Р., Широков А.Г, Юркова С.М. и других.
В процессе написания работы был использован комплекс общенаучных методов – анализа и синтеза, системного и процессного подходов, применение которых и обработки широкой источниковой базы позволили обеспечить всестороннее изучение проблемы и достоверность полученных выводов.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования его результатов при преподавании дисциплин в высших учебных заведениях, проведении дальнейших научных исследований, а также при совершенствовании законодательства.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
Для более удобного и эффективного управления территориальными единицами, высшее государственное управление делегирует полномочия местным властям на управление муниципальными округами, районами, городами и поселениями.
Как определено в теории, местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
В теории государства и права органы местного самоуправления рассматриваются как элемент государственного устройства, то есть они в публичном выражении своей воли не отличаются от органов государственной власти, и в то же время функции самого государства продолжаются в функциях местного самоуправления.
В научной литературе отсутствует единая классификация функций органов местного самоуправления. Одни ученые подразделяют функции органов муниципального управления на основные (общие) и специальные (управленческие).
Общие (основные) функции подразделяются на представительные и функции защиты прав, свобод, законных интересов граждан, охрана общественного порядка на своей территории.
Общие (специальные) функции органов местного самоуправления подразделяются на функции отраслевого управления и функции межотраслевого управления.
Отраслевые функции выражаются в соответствующих отраслях и сферах деятельности органов местного самоуправления. Например, в области жилищных отношений, в области земельных отношений и так далее.
Межотраслевые функции выражаются в деятельности органов местного самоуправления по управлению некоторыми отраслями и сферами деятельности органов местного самоуправления. Все специальные функции закреплены в нормативно-правовых актах, регулирующие полномочия муниципальных органов в отдельных отраслях.
Изучение функций органов местного самоуправления является на сегодняшний день одним из приоритетных исследований, так как органы местного самоуправления являются одним из регулятивных органов, имеющих прямое влияние на население России.
На пути повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления ключевыми проблемами являются:
1) Слабая ориентация исполнительных органов муниципальной власти и подведомственных им организаций в своей деятельности на конечный результат и, в первую очередь, на удовлетворенность граждан и организаций «продуктами» деятельности местного самоуправления;
2) Низкая регламентация и стандартизация процессов взаимодействия исполнительных органов муниципальной власти с гражданами и организациями, что объясняется незащищенностью граждан и организаций, их интересов;
3) Несоответствие имеющейся системы информационного обеспечения исполнительных органов муниципальной власти.
Кроме того, отсутствует четкий механизм взаимодействия органов местного самоуправления и органов управления субъектов федерации в 73 отношении детализации и (или) интеграции показателей различных муниципальных территорий в целях достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления. Отсутствие данного механизма может привести к искажению восприятия результатов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления при сравнении показателей муниципальных территорий, входящих в состав того или иного региона. Более того в настоящее время органы местного самоуправления практически лишены возможности эффективно влиять на доходные возможности местных бюджетов.
Повышение эффективности работы местных властей требует, чтобы они были максимально самостоятельны и, находясь в равных условиях, были заинтересованы в повышении активности, а не в проявлении иждивенческой позиции. Сегодня органы государственной власти начинают предпринимать усилия, чтобы такую систему создать.
Исходя из выявленных проблем и недостатков оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, к основным рекомендациям следует отнести:
- обеспечение проведения мероприятий по благоустройству общественных территорий Тракторозаводского района города Челябинска;
- повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий Тракторозаводского района города Челябинска;
- выделение средств на формирование современной городской среды;
- комплекс мер правового, организационного и инженерно-технического воздействия на дорожное движение;
- принятия программы «Жилье для сирот».
Установка данных рекомендаций позволит автоматизировать эффективность деятельности органов местного самоуправления в Тракторозаводском районе города Челябинска. Эффект от данных мероприятий будет заключаться как в экономии бюджетных средств муниципалитета, а также в управленческой эффективности, связанной с повышением уровня дисциплинированности и ответственности муниципальных служащих, и положительной динамики выполнения поручения. Можно прогнозировать и наличие социального эффекта от предложенных рекомендаций.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Положение о муниципальных правовых актах города Челябинска. Утверждено решением Челябинской городской Думы от 30 июня 2009 г. N 4/3 "Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах города Челябинска" // Официальный сайт Челябинской городской Думы. Режим доступа-электронный ресурс: http://www.chelduma.ru/pages/48/3076.
Литература
4. Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М., 2020. 356 с.
5. Видрученко М.В. Органы местного самоуправления как субъект муниципального хозяйства // Вестник Волгоградского государственного университета // 2021. № 2 (13). С. 92-97.
6. Емешов, В.И. Об особенностях правового регулирования формирования представительного органа муниципального образования // Бизнес в законе. / В.И. Емешов. - 2019. - №3. - 18 - 20 с.
7. Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2018.
8. Кузнецов, С.П. Местное самоуправление: новый этап становления // Финансы. - 2019. - № 1. - С. 13-16.
9. Кутафин, О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев - М.: Юрист, 2019. - 559 с.
10. Кирпичников, В.А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления. // Финансы. - 2020. - № 9. - С. 11-15.
11. Ковешников, Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2018. 270 с.
12. Корсакова С.В. Правоинтерпретационная политика в сфере местного самоуправления: муниципально-правовой уровень //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 3 (13). С. 23-29.
13. Корсакова С.В. Правоприменительная политика в сфере местного самоуправления: понятие и содержание// Вестник Тамбовского университета. 2020. № 10 (102). С. 294-298.
14. Лаврентьев С.Н., Гимаев И.Р. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений. М.: Издательство «Флинта». - 2020. - 287 с.
15. Нарутто С.В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения: учеб. -практ. пособие/ С.В. Нарутто, А.С. Пиголкин, Л.А. Плотникова. Хабаровск, 2019. 415 с.
16. Подсумкова, А.А., Ракевич И.В. Муниципальный менеджмент: словарь- справочник. / А.А. Подсумкова, И.В. Ракевич - М.: Саратов: ПАГС, - 2018. - 57 с.
17. Широков, А.Г, Юркова С.М. Оценка деятельности органов местного самоуправления / А.Г. Широков, С.М. Юркова // Муниципальная власть. - 2019. - №3. - 66 с.
18. Шугрина, Е.С. Особенности контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления по разным основаниям // Муниципальное право. - 2020. - №4. 315 с.
19. Аналитический доклад Министерства экономического развития РФ «Муниципальный контроль в Российской Федерации». Режим доступа: http: //economy.gov.ru/wps/wcm/connect/efdfa3 0049525b8a9b90bb5f9eae86bc/doklad_municipalniy_kontrol.pdf?MOD=AJPERES. (дата обращения: 01.12.2023).
20. Основы муниципального права. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/824078/osnovy_mu nitsipalnogo_prava (дата обращения: 01.12.2023).
21. Функции местного самоуправления: понятие и классификация. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/1376655/funktsii_mestnogo_samoupravleniya_ponyatie_ klassifikatsiya (дата обращения: 01.12.2023)