Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основания изучения финансовой цифровизации домохозяйств. 8
1.1. Социально - экономические подходы к анализу процесса финансиализации домохозяйств. 8
1.2. Теоретические основания концепции финансовой грамотности домохозяйств. 14
1.3 Финансовая цифровизация домохозяйств как развитие логики платформенного капитализма. 21
Глава 2. Цифровизация финансового рынка в Санкт-Петербурге. 25
2.1 Традиционные финансовые институты: их финансовые продукты и услуги. 25
2.2 Инновационные финансовые институты: их финансовые продукты и услуги. 31
Глава 3. Эмпирическое исследование "Социальные аспекты финансовой цифровизации молодых домохозяйств Санкт-Петербурга". 40
3.1 Методика проведения эмпирического социологического исследования. 40
3.2 Результаты социологического исследования и их обсуждение. 43
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 77
В современном мире популярна возможность совершения покупок через интернет, быстрые пожертвования фондам и ассоциациям, совершение сделок различного характера через сеть благодаря понятию «финансовая цифровизация».
Из-за финансовой цифровизации открылось множество функций для человека. Появилась возможность зарабатывать, покупать товары через интернет, быстро и в «один клик» совершать сделки, не опасаясь, что деньги не дойдут или, что кто-то останется обманутым[27].
Проблема данного исследования стала наиболее актуальна в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и в России. Многие публицисты и ученые уже описывали данную проблему и рассуждали на счет ее актуальности в 21-ом веке. Была описана проблема неравенства среди населения страны (Козлова О.А., Макарова М.Н., 2020.)20 , велись разговоры, касающиеся повышения финансовой грамотности у населения (Бочкова С.С., 2018)9 , а также поднимался вопрос о самом влиянии цифровизации на население России на финансовом рынке (Евлахова Ю.С., 2020)12. Эти и другие темы, требующие внимания, освещены в данном исследовании, которое связано с домохозяйствами и молодыми семьями. Помимо данных статей, были написаны диссертации, касающиеся темы финансов у домохозяйств.
Так, был описан потенциал развития финансов у домохозяйств в России (Матюшенко Т.В., 2008)22 , была дана оценка финансового поведения (Войнова В.И., 2019)23, была затронута тема инвестирования, сбережения и потребления внутри домохозяйств (Новак А.Е., 2017)24.
Как выглядит портрет человека, который использует цифровые ресурсы для оплаты товаров и услуг через онлайн сервисы? Как правило, это молодой мужчина, житель крупного города, с высшим образованием. Данный тип человека имеет собственное домохозяйство, также он может иметь семью, которая будет существовать в одном домашнем хозяйстве [2].
В текущем исследовании была более подробно изучена проблема использования молодыми домохозяйствами онлайн сервисов, которые в свою очередь предоставляют высокий спектр услуг, для простого использования. В эти услуги входят: онлайн банки, государственные порталы, бесконтактные платежи, сервисы по уплате штрафов, налогов и так далее. Была выявлена целевая аудитория, которая вызывает наибольший интерес, а именно члены молодых семей в возрасте от 18 до 35 лет, проживающие в городе Санкт-Петербурге. Выбор данной аудитории подкреплялся уже проведенными исследованиями.
Говоря о домохозяйствах, также стоит уделить внимание их портрету. Исследование НАФИ выводит ряд заключений данного портрета. Так, они заявляют, что «женщины в целом более финансово грамотны, чем мужчины. Примерно до 40 лет гендерные различия в почти незаметны, но после 40 лет превосходство женщин становится явно выраженным». Также выводы коснулись и работающее население: «Уровень финансовой грамотности выше среднего показателя по стране у работающих граждан среднего возраста, при этом такой же высокий показатель имеют работающие пенсионеры». Исследование НАФИ дало свое заключение и по семьям, которые имеют одного и более ребенка: «Так, финансовая грамотность выше всего в полных семьях с 1-2 несовершеннолетними детьми. В семьях с 3 и более детьми, а также неполных семьях (один родитель) финансовая грамотность существенно ниже». Про увеличение финансовой грамотности был сформулировано положение: «Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов». Данные выводы будут освещены в исследовании [1].
По некоторым исследованиям, большая часть населения России использует технологию бесконтактных платежей. За последние три года россияне стали все чаще пользоваться таким видом оплаты в магазинах и в интернете, однако доля людей, которые используют вместо смартфона умные часы или браслеты, увеличилась в два раза. Первое место по-прежнему занимают банковские карты, они есть у 82% населения нашей страны [2].
Человек живет в мире, где сталкивается с проблемой увеличения доходов и расходов, где идет пропаганда финансовой культуры, что непосредственно связано с распределением денежных средств внутри домохозяйств.
Финансовая культура домохозяйств - это вид финансово-экономического поведения социальной группы, в нашем случае домохозяйств, состоящей в родственных отношениях, в вопросах управления прибылью и затратами, выбора стратегического плана распределения бюджета, сбережений и инвестирования домашних финансовых средств. Простым языком, финансовая культура подразумевает финансово грамотное поведение членов данного социального института, т.е. обладание совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, которое ведет к улучшению благосостояния и повышению степени качества жизни; ступень, в которой осознаются ключевые финансовые термины, способность и уверенность в управлении собственными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учётом жизненных событий и изменений экономических факторов.
Проблема настоящего исследования заключается в том, как финансовая цифровизация повлияла на управление и распоряжение доходами и расходами у молодых домашних хозяйств? Какими сервисами пользуются молодые семьи для учета финансов?
Предполагается получить результаты, которые подтвердят или опровергнут следующую гипотезу - предполагается, что цифровизация влияет на управление и планирование расходов и доходов финансов у молодых семей. Цифровизация позволяет человеку искать новые источники дохода.
Для верификации выдвинутой гипотезы, было проведено эмпирическое исследование на тему социальные аспекты цифровизации домохозяйств в Санкт-Петербурге, в основе которого лежала количественная стратегия. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев. Информационной базой выступили цифровые финансовые институты.
Целью является исследование влияния цифровизации на процессы планирования и управления финансовыми средствами в молодых домашних хозяйствах.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть социально-экономические подходы к анализу домохозяйств.
• Описать теоретические основания концепции финансовой грамотности домохозяйств.
• Рассмотреть социологические основания финансовой цифровизации домохозяйств.
• Изучить цифровые финансовые продукты и услуги традиционных финансовых институтов.
• Изучить цифровые финансовые продукты и услуги инновационных финансовых институтов.
• Провести эмпирическое исследование для выявления социальных особенностей финансовой цифровизации молодых домохозяйств Санкт-Петербурга.
• Сформулировать основные тенденции процесса финансовой цифровизации молодых домохозяйств на примере Санкт-Петербурга.
Актуальность данной проблемы можно описать следующим образом. В 2020-ом году, мы столкнулись с пандемией, из-за чего были вынуждены менять часть нашей жизни, переходя в онлайн пространство. Тоже самое случилось и с финансами. Данная тенденция затронула домохозяйства, которые начали приспосабливаться к текущей ситуации.
Объект исследования – домохозяйства.
Эмпирический объект исследования – молодые семьи, домохозяйства, включающие молодые семьи до 35 лет, проживающие в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования являются социальные аспекты финансовой цифровизации домохозяйств в России.
Теоретико-методологическая база исследования будет включать в себя работы таких авторов, как Залум К., Жужжанна В., Кейнс Дж., Модильяни Ф., Смит А. и Фишер А., Канеман Д., Твервски А., Талер Р., Санстейн К., Ариэли Д.
Целью исследования являлось доказать, что цифровизация влияет на процессы планирования и управления финансовыми средствами в молодых домашних хозяйствах. Для понимания данной темы были разобраны ряд теорий Кейнса Дж., Модильяни Ф., Смита А., Фишера И., Талера Р., и других авторов, которые освещали свои идеи. Благодаря связи теории с целью, а также проведенному исследованию, удалось доказать поставленную гипотезу.
По приведенным выше выводам следует ряд заключений:
• Экономией денежных средств в большинстве случаев в молодых семьях занимается женщина
• Молодое поколение до 35 лет находится в постоянном поиске себя на рынке труда
• Происходит процесс увеличения своего заработка у молодых домашних хозяйств
• Молодые семьи предпочитают не формировать финансовый план
• Молодые семьи предпочитают пользоваться услугами, которые предоставляют онлайн сервисы, такими как: Банковский вклад, покупка иностранной валюты и инвестирование в криптовалюты
• Члены домохозяйств в большинстве стараются образовываться в онлайн формате, тем самым быть более информированными
Молодые семьи пытаются заниматься планированием своего бюджета удаленно, постоянно находясь в поиске увеличения дохода. Домохозяйства распоряжаются своими финансами через онлайн сервисы, которые также были проанализированы в ходе данного исследования. Данные социальные аспекты цифровизации и выводы по соотносятся с гипотезой исследования.
Для решения первых трех задач в первой главе исследования была разобрана литература, связанная с планированием бюджета у домохозяйств, были представлены теории авторов, которые занимались исследованием данной тематики или работали в похожем направлении, были рассмотрены подходы к анализу домохозяйств и описаны некоторые концепции их финансовой грамотности.
Для решения четвертой и пятой задачи во второй главе был проведен анализ сервисов, представленных на отечественном рынке, а также возможных услуг, которые подобные сервисы могут предоставить. Анализ затронул традиционные и инновационные финансовые институты.
Проведение эмпирического исследования позволило ответить на вопрос по шестой и седьмой задаче, которые описаны в третьей главе. Были выявлены социальные особенности финансовой цифровизации молодых домохозяйств Санкт-Петербурга, что позволило сформулировать вывод об основных тенденциях процесса финансовой цифровизации молодых семей.
Из этого следует, что поставленная исследовательская гипотеза, что цифровизация влияет на управление и планирование расходов и доходов финансов у молодых семей подтвердилась.
1. Аналитический центр. URL: https://nafi.ru/analytics/portret-finansovo-gramotnogo-cheloveka/. (дата обращения: 09.04.2021).
2. Аналитический центр. URL: https://nafi.ru/analytics/rost-v-3-raza-za-3-goda-rossiyane-stali-chashche-polzovatsya-smartfonom-dlya-oplaty/. (дата обращения: 09.04.2021).
3. Аналитический центр. URL: https://nafi.ru/upload/spss/Lection_4.pdf. (дата обращения: 09.04.2021).
4. Аникаева Е. А. Основные подходы к исследованию денег в социологии // Экономическая социология. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-issledovaniyu-deneg-v-sotsiologii. (дата обращения: 26.04.2021).
5. Банк России. URL: https://rocketbank.ru/. (дата обращения: 21.04.2021).
6. Банк России. URL: https://www.sberbank.ru/ru/person. (дата обращения: 21.04.2021).
7. Банк России. URL: https://www.tinkoff.ru/. (дата обращения: 21.04.2021).
8. Банк России. URL: https://www.vtb.ru/. (дата обращения: 21.04.2021).
9. Бочкова С.С. Правовое регулирование повышения финансовой грамотности различных групп населения в условиях цифровизации экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-razlichnyh-grupp-naseleniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki. (дата обращения: 02.05.2021).
10. Видеохостинг. URL: https://youtu.be/a3TBjnWUKZw. (дата обращения: 23.04.2021)
11. Данные "Стартап Барометр 2018", ФРИИ, EY. URL: https://www.iidf.ru/media/articles/trends/kak-vyglyadit-rossiyskiy-it-startap-issledovanie-startap-barometr-2018/. (дата обращения: 17.04.2021).
12. Евлахова Ю.С. Влияние цифровизации на население на российском финансовом рынке // Экономика. Налоги. Право. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-naselenie-na-rossiyskom-finansovom-rynke. (дата обращения: 02.05.2021).
13. Единый государственный портал услуг и функций (ЕПГУ). URL: https://www.gosuslugi.ru/. (дата обращения: 22.04.2021).
14. Зелизер В. Создание множественных денег / В. Зелизер. М. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2002. С. 58-72.
15. Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе// Вестник Томского государственного университета 2010. №331, с. 135-142.
16. Интернет-издание о высоких технологиях. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2018-10-17_tri_rossijskie_fintehkompanii_voshli_v_sotnyu. (дата обращения: 12.04.2021).
17. Интернет-издание. URL: https://vc.ru/promo/9461-moneytalk-dev. (дата обращения: 12.04.2021).
18. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег, М., Гелиос АРВ, 1999. – 154 с.
19. Кириллова Л. Н.. Роль финансов домохозяйств в России. 2010. с.147 – 155
20. Козлова О.А., Макарова М.Н. Сокращение ресурсного неравенства домашних хозяйств в условиях цифровизации экономики: постановка проблемы // arsadministrandi. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sokraschenie-resursnogo-neravenstva-domashnih-hozyaystv-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki-postanovka-problemy. (дата обращения: 02.05.2021).
21. Коротаева Н. В. Электронные деньги: сущность, функции и роль в экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-suschnost-funktsii-i-rol-v-ekonomike. (дата обращения: 18.05.2021).
22. Научная электронная библиотека диссертация и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-finansovogo-potentsiala-domokhozyaistv-v-rossii. (дата обращения: 29.03.2021).
23. Научная электронная библиотека диссертация и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/content/statisticheskaya-otsenka-vzaimosvyazi-ekonomicheskogo-neravenstva-i-finansovogo-povedeniya. (дата обращения: 29.03.2021).
24. Научная электронная библиотека диссертация и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/content/analiz-funktsii-potrebleniya-rossiiskikh-domashnikh-khozyaistv-na-osnove-mikrodannykh. (дата обращения: 29.03.2021).
25. Остальский А.В. Краткая история денег / А.В. Остальский. СПб.: Амфора, 2008.
26. Открытый академический журнал. URL: http://financeandsociety.ed.ac.uk/ojs-images/financeandsociety/FS_EarlyView_LangleyLeyshon.pdf. (дата обращения: 11.04.2021).
27. Палеев Р. Ценности экономического человека // Философская антропология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-ekonomicheskogo-cheloveka. (дата обращения: 16.04.2021).
28. Роберт Й. История денег / Й. Роберт. Будапешт. Корвина, 1968. – 156 с.
29. Срничек Н. Капитализм платформ. 2019. С. 15 URL: https://kyrgsoc.org/books/srnicek_platform_capitalism.pdf.
30. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать // Misbehaving: TheMakingofBehavioralEconomics. Эксмо. 2017. 368 с.
31. Тимошина А. Роль денег в межличностном взаимодействии: обзор микросоциологических концепций денег // Социологическое обозрение. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-deneg-v-mezhlichnostnom-vzaimodeystvii-obzor-mikrosotsiologicheskih-kontseptsiy-deneg. (дата обращения: 26.04.2021).
32. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/rn78/. (дата обращения: 22.04.2021).
33. Финансовый портал. URL: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/razvitie-fintex-rynka-v-rossii-neobanki-i-startapy-20191211-142048. (дата обращения: 11.04.2021).
34. Халина Н. В. Электронные деньги в России: восприятие населением современных способов платежей // Мониторинг. 2013. №2 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-v-rossii-vospriyatie-naseleniem-sovremennyh-sposobov-platezhey. (дата обращения: 26.04.2021).
35. Чупрова О. Ю. Краудфандинг // Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding. (дата обращения: 14.04.2021).
36. Becker G. (1974). A theory of social interactions. Journal of Political Economy, 82(6), URL: 1063–1093. http://dx.doi .org/10.3386/w0042.
37. Becker G. (1981). A treatise on the family. Cambridge, MA: HarvardUniversityPress
38. Bertocchi G., Brunetti M., Torricelli C. (2014). Who holds the purse strings within the household? The determinants of intra-family decision making. Journal of Economic Behavior & Organization, 101, 65–86. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.jebo.2014.02.012.
39. Elsinger H., Fessler P., Feyrer J., Richter K., Silgoner M., Timel A. Digitalization in financial services and household finance: fintech, financial literacy and financial stability // FINANCIAL STABILITY REPORT 35, 2018. pp 50-55.
40. Goldstein A. The Emergence of a Finance Culture in American Households: Some Preliminary Evidence. Socio-Economic Review. 2015. P. 575-601 (with Fligstein N.)
41. Goldstein A., Fligstein N. The emergence of a finance culture in American households, 1989–2007. Socio-Economic Review, Vol. 13, Issue 3, July 2015, Pp. 575–601, URL: https://doi.org/10.1093/ser/mwu035.
42. Langley P., Leyshon A. Platform capitalism: The intermediation and capitalisation of digital economic circulation / Paul Langley, Andrew Leyshon, Finance and Society, 2017.
43. Mader K., Schneebaum A. (2013). The gendered nature of intra-household decision making in and across Europe (Department of Economics Working Paper No. 157). Vienna, Austria: ViennaUniversityofEconomicsandBusiness.
44. Modigliani F., Brumberg R. Utility Analisys and the Consumption. In Post-Keynesian Economics, New Brunswick, N.J.: Ruttttgers University Press, 1954, p. 388-436.
45. Natascha van der Zwan. Making sense of financialization // Socio-Economic Review (2014) 12. pp 99–129.
46. Pellandini-Simányi L., Hammer H., Vargha Z. The Financialization of Everyday life or the Domestication of Finance? // 2015. P. 733-759.
47. Simmel G. Philosophy of money. – Boston, 1978. – 803 p.
48. Thaler R. 2015. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. New York: W. W. Norton.
49. Thaler R., Cass S. 2008. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven: Yale University Press.
50. Zaloom C. Finance // Correspondences, Cultural Anthropology website. 2017.
51. Zaloom C. How will we pay? // Journal of Ethnographic Theory 8 (1/2). 2018. pp 239–251.
52. Zaloom C. The Household: Finance. Correspondences. Cultural Anthropology website, August 7, 2017. URL: https://www.academia.edu/34505386/_The_Household_Finance._Correspondences_Cultural_Anthropology_2017_.