Вовлечение креативных пространств в туристские маршруты Санкт-Петербурга для диверсификации туристских потоков
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ 7
1.1. Сущность креативности и креативных индустрий 7
1.2. Понятие креативного пространства, их виды 12
1.3. Креативные пространства в городской среде 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ 20
2.1. Зарубежный опыт создания и использования креативных пространств 20
2.2. Российский опыт создания и использования креативных пространств 27
2.3. Креативные пространства Санкт-Петербурга как объекты туризма 32
3 РЫНОК КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 52
3.1. Анализ предложений экскурсий и туров по креативным пространствам 52
3.2. Разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ 7
1.1. Сущность креативности и креативных индустрий 7
1.2. Понятие креативного пространства, их виды 12
1.3. Креативные пространства в городской среде 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ 20
2.1. Зарубежный опыт создания и использования креативных пространств 20
2.2. Российский опыт создания и использования креативных пространств 27
2.3. Креативные пространства Санкт-Петербурга как объекты туризма 32
3 РЫНОК КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 52
3.1. Анализ предложений экскурсий и туров по креативным пространствам 52
3.2. Разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В последние годы во всем мире произошел расцвет креативных пространств, которые стали набирать все большую популярность. Еще пятьдесят лет назад никто и подумать не мог, что бывшие здания промышленных фабрик и заводов превратятся в эпицентр культурной и событийной жизни городов. Сегодня креативные пространства представляют из себя многофункциональные комплексы, объединяющие на своей территории выставочные пространства, галереи, коворкинги, студии, залы для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, магазины, фудкорты и многое другое. Творческие пространства выступают событийной площадкой для различного рода мероприятий: выставок современного искусства, фотовыставок, кинопоказов, фестивалей, концертов, ярмарок и других событий. Креативные пространства давно стали любимыми местами среди местных жителей: здесь работают, отдыхают и проводят свой досуг.
Одним из результатов возникновения и развития креативных пространств стало создание привлекательности города в том числе и для туристов. Во многих городах креативные пространства оказывают значительное влияние на формирование бренда территории. Будучи многофункциональными площадками, такие пространства могут стать одним из аттрактивных факторов для путешественников, поскольку позволяют прочувствовать атмосферу места, пережить опыт, встретить местную творческую молодежь и понять, чем живет город.
Тема выпускной квалификационной работы — вовлечение креативных пространств в туристские маршруты в Санкт-Петербурге для диверсификации туристских потоков. В настоящее время потенциал креативных пространств как туристских аттракций изучен не в полной мере, что обуславливает актуальность данной темы. В сознании многих людей, в том числе и молодежи, город представляется исключительно как центр классической культуры и впечатление о нем складывается в основном лишь от посещения «классических» достопримечательностей: музеев, дворцов, памятников, парков, театров и т. д. Однако в реальности образ Санкт-Петербурга гораздо шире. Наш город не застыл во времени и двигается вперед, развиваясь в современном направлении. Появляются креативные пространства, музеи современного искусства, арт-объекты, которые становятся точками притяжения не только петербуржцев, но и туристов. Данная тема актуальна и потому, что Санкт-Петербург, как один из крупнейших туристских центров России, сталкивается с проблемой овертуризма, выражающейся перенасыщенностью центральной части города и отдельных пригородов туристами в высокий сезон. За счет включения в классические маршруты города новых локаций было бы возможно частичное решение вышеуказанной проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются креативные пространства Санкт-Петербурга, а его предметом — туристический потенциал креативных пространств.
Цель работы — изучение туристического потенциала креативных пространств Санкт-Петербурга и разработка перспективного маршрута с их вовлечением.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. провести теоретический анализ сущности креативности, креативных индустрий и креативных пространств;
2. изучить виды креативных пространств;
3. рассмотреть возможность использования креативных пространств как объектов туризма и выделить основные услуги пространств, которые могут быть привлекательны для туристов;
4. исследовать востребованность креативных пространств среди жителей и туристов Санкт-Петербурга, а также выявить наиболее популярные;
5. проанализировать существующие предложения на туристском рынке Санкт-Петербурга и отметить вовлеченность креативных пространств в готовые турпродукты;
6. составить маршрут с включением в него креативных пространств.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнительный и статистический анализ, методы аналогии, обобщения и классификации, контент-анализ сайтов и социальных сетей креативных пространств, а также отзывов о них, метод анкетирования представителей креативных пространств, петербуржцев и туристов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы в области креативной экономики (Д. Хокинс, Р. Флорида) и креативных индустрий (С. Эванс, Н. Федотова), креативности (Т. Погорелая, А. Костюк) и креативных пространств (П. Ллойд, С. Эванс, Г. Ричардс, Н. Федотова, Д. Суховская), а также публикации, посвященные становлению и развитию креативных индустрий в России, и исследования в сфере арт-кластеров (Е. Зеленцова, Б. Гнедовский, В. Гордин). Кроме того, были изучены статистические и аналитические материалы, посвященные креативным индустриям и креативных пространствам в Европе и России. Немаловажным стало анализирование интернет-ресурсов: официальных туристских порталов исследуемых дестинаций, сайтов креативных пространств, сайтов по подбору туров и экскурсий, а также сайтов с отзывами туристов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты исследования креативных пространств: раскрываются значимые понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определяются существующие виды креативных пространств и исследуется их влияние на городскую среду и возможность взаимодействия со сферой туризма. Вторая глава посвящена исследованию зарубежного и отечественного опыта создания и использования креативных пространств, а также анализу туристских предложений с их вовлечением. Помимо этого, в главе анализировались креативные пространства Санкт-Петербурга и возможность их интеграции в туристскую сферу. В последней главе изучены существующие туристические предложения, включающие творческие площадки, а также предложен и рассчитан новый турпродукт, в котором задействован потенциал креативных пространств Санкт-Петербурга. В заключении приведены основные выводы по проведенному исследованию.
Одним из результатов возникновения и развития креативных пространств стало создание привлекательности города в том числе и для туристов. Во многих городах креативные пространства оказывают значительное влияние на формирование бренда территории. Будучи многофункциональными площадками, такие пространства могут стать одним из аттрактивных факторов для путешественников, поскольку позволяют прочувствовать атмосферу места, пережить опыт, встретить местную творческую молодежь и понять, чем живет город.
Тема выпускной квалификационной работы — вовлечение креативных пространств в туристские маршруты в Санкт-Петербурге для диверсификации туристских потоков. В настоящее время потенциал креативных пространств как туристских аттракций изучен не в полной мере, что обуславливает актуальность данной темы. В сознании многих людей, в том числе и молодежи, город представляется исключительно как центр классической культуры и впечатление о нем складывается в основном лишь от посещения «классических» достопримечательностей: музеев, дворцов, памятников, парков, театров и т. д. Однако в реальности образ Санкт-Петербурга гораздо шире. Наш город не застыл во времени и двигается вперед, развиваясь в современном направлении. Появляются креативные пространства, музеи современного искусства, арт-объекты, которые становятся точками притяжения не только петербуржцев, но и туристов. Данная тема актуальна и потому, что Санкт-Петербург, как один из крупнейших туристских центров России, сталкивается с проблемой овертуризма, выражающейся перенасыщенностью центральной части города и отдельных пригородов туристами в высокий сезон. За счет включения в классические маршруты города новых локаций было бы возможно частичное решение вышеуказанной проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются креативные пространства Санкт-Петербурга, а его предметом — туристический потенциал креативных пространств.
Цель работы — изучение туристического потенциала креативных пространств Санкт-Петербурга и разработка перспективного маршрута с их вовлечением.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. провести теоретический анализ сущности креативности, креативных индустрий и креативных пространств;
2. изучить виды креативных пространств;
3. рассмотреть возможность использования креативных пространств как объектов туризма и выделить основные услуги пространств, которые могут быть привлекательны для туристов;
4. исследовать востребованность креативных пространств среди жителей и туристов Санкт-Петербурга, а также выявить наиболее популярные;
5. проанализировать существующие предложения на туристском рынке Санкт-Петербурга и отметить вовлеченность креативных пространств в готовые турпродукты;
6. составить маршрут с включением в него креативных пространств.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнительный и статистический анализ, методы аналогии, обобщения и классификации, контент-анализ сайтов и социальных сетей креативных пространств, а также отзывов о них, метод анкетирования представителей креативных пространств, петербуржцев и туристов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы в области креативной экономики (Д. Хокинс, Р. Флорида) и креативных индустрий (С. Эванс, Н. Федотова), креативности (Т. Погорелая, А. Костюк) и креативных пространств (П. Ллойд, С. Эванс, Г. Ричардс, Н. Федотова, Д. Суховская), а также публикации, посвященные становлению и развитию креативных индустрий в России, и исследования в сфере арт-кластеров (Е. Зеленцова, Б. Гнедовский, В. Гордин). Кроме того, были изучены статистические и аналитические материалы, посвященные креативным индустриям и креативных пространствам в Европе и России. Немаловажным стало анализирование интернет-ресурсов: официальных туристских порталов исследуемых дестинаций, сайтов креативных пространств, сайтов по подбору туров и экскурсий, а также сайтов с отзывами туристов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты исследования креативных пространств: раскрываются значимые понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определяются существующие виды креативных пространств и исследуется их влияние на городскую среду и возможность взаимодействия со сферой туризма. Вторая глава посвящена исследованию зарубежного и отечественного опыта создания и использования креативных пространств, а также анализу туристских предложений с их вовлечением. Помимо этого, в главе анализировались креативные пространства Санкт-Петербурга и возможность их интеграции в туристскую сферу. В последней главе изучены существующие туристические предложения, включающие творческие площадки, а также предложен и рассчитан новый турпродукт, в котором задействован потенциал креативных пространств Санкт-Петербурга. В заключении приведены основные выводы по проведенному исследованию.
Появление креативных пространств — относительно новое явление для России. Несмотря на это они стали достаточно быстро распространяться и обретать популярность во многих городах России. Сегодня это культурные и образовательные центры городов, где есть место выставкам, событиям, лекциям, тренингам и семинарам. Как правило, в больших кластерах присутствует инфраструктура: есть кафе, рестораны, магазины и даже гостиницы. Такие места весьма популярны среди местного населения, которое предпочитает проводить в них свой досуг. В последние годы интерес к креативным пространствам вырос и среди туристов, особенно среди тех, кто хочет выйти за рамки привычных культурных маршрутов и получить новые впечатления и эмоции от поездки. В рамках данной выпускной квалификационной работы был изучен опыт создания креативных пространств, проведен анализ их деятельности и вовлечения в туристские маршруты отдельных городов Европы и России, а также исследован их туристический потенциал.
К основным итогам проведенной работы можно отнести следующее:
● Были определены 16 креативных пространств Санкт-Петербурга, действующие в настоящее время, и на основе анализа их социальных сетей, частоты запросов в поисковых системах и отзывов были отобраны самые популярные. На основе полученной информации был изучен потенциал креативных пространств как многофункциональных площадок и выделены категории услуг, которые могут быть интересны для туристов — посещение какого-либо крупного события (концерта, фестиваля), проходящего на территории пространства, посещение различных выставок и посещение кафе, баров, кофеен и магазинов. Важной является и творческая атмосфера места — то, что может стать одной из причин посещения пространства.
● Потенциал креативных пространств может использоваться для развития событийного и креативного видов туризма, а также при организации арт-туров, главной целью которых было бы посещение выставок креативных пространств и музеев современного искусства. Творческие площадки могут помочь диверсифицировать турпродукт и расширить существующую целевую аудиторию. Их посещение может дать туристам более полное понимание посещаемой дестинации за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества.
● Креативные пространства Петербурга в настоящий момент активно посещаются туристами, однако чаще всего их основной мотив для посещения — это личная заинтересованность. В ряде случаев туристы попадают в креативное пространство, узнав о нем от друзей и знакомых, или просто проходя мимо. Было отмечено, что на официальном туристском портале города «VisitPetersburg» туристы не смогут найти какую-либо информацию о креативных пространствах, поскольку ее нет ни в отдельном разделе, ни в достопримечательностях, ни в предлагаемых маршрутах.
● Запрос на формирование новых продуктов с использованием потенциала креативных пространств в Петербурге существует. Об этом также говорят и петербургские власти в сфере туризма. Ими был разработан проект «Новая туристская география», который предполагает создание маршрутов, включающих креативные пространства. Однако большим пробелом является то, что ни на сайте проекта, ни на портале «VisitPetersburg» нет информации о творческих пространствах города, несмотря на то что туристические власти говорят о необходимости диверсифицировать существующий турпродукт, включив в него новые пространства. То есть, если планируется вовлекать существующие креативные пространства в маршруты города, то необходимо хотя бы их минимальное продвижение на сайте, чтобы повысить осведомленность среди потенциальных туристов. Отличным примером продвижения креативных пространств и их услуг на туррынке является официальный туристический портал Москвы «DiscoverMoscow», где без труда туристы могут найти интересующую их информацию, узнать о креативных кластерах города и построить себе маршрут.
● При наличии предпосылок для включения креативных пространств Петербурга в сферу туризма, туристским властям следует разработать стратегию и провести целенаправленную работу по налаживанию взаимодействия и сотрудничества. При грамотно организованной совместной работе туристских властей, креативных пространств и туроператоров, возможно добиться синергетического эффекта, в результате которого повысится узнаваемость Петербурга как креативного центра, что может привлечь новые категории туристов, а креативные пространства, его услуги и события будут продвигаться на официальном уровне.
● Разработка предложений с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга является целесообразным. Знакомство с ними в рамках экскурсии или тура в дальнейшем может послужить мотивом для повторного посещения туристом дестинации.
● Креативные пространства города можно считать аттракциями, способными дополнить культурные маршруты города.
Таким образом, все задачи, необходимые для достижения цели работы, были решены:
● Раскрыты понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определены виды творческих пространств, а также проанализирована их роль в городской среде и возможность взаимодействия со сферой туризма.
● Рассмотрена возможность использования креативных пространств как объектов туризма и определен значимый потенциал их использования.
● Выяснена востребованность креативных пространств среди местного сообщества и туристов, определены самые популярные творческие места, а также выделен подробный перечень предоставляемых услуг, которые интересны для обеих групп.
● Проанализированы существующие предложения на рынке туруслуг, в результате чего было выяснено, что на данный момент выбор среди туров и экскурсий по креативным пространствам очень ограничен. Наибольшую долю составляют экскурсии по творческим местам от местных гидов в составе небольшой группы.
Главным итогом работы стала разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга. Его конкурентным преимуществом по сравнению с другими предложениями является уникальность, т.к. на данный момент, на рынке очень мало предложений, которые отличаются посещением креативных пространств или любой другой деятельностью на их территории. В данный тур помимо классической программы включено посещение четырех креативных пространств — «Артмузы», «Севкабель Порта», «Бертгольд-центра» и «Новой Голландии», а также музея современного искусства Эрарты. Предложенный тур может повысить общую привлекательность Санкт-Петербурга, привлечь новые категории туристов, а также повысить осведомленность о таких многофункциональных комплексах, как креативные пространства.
К основным итогам проведенной работы можно отнести следующее:
● Были определены 16 креативных пространств Санкт-Петербурга, действующие в настоящее время, и на основе анализа их социальных сетей, частоты запросов в поисковых системах и отзывов были отобраны самые популярные. На основе полученной информации был изучен потенциал креативных пространств как многофункциональных площадок и выделены категории услуг, которые могут быть интересны для туристов — посещение какого-либо крупного события (концерта, фестиваля), проходящего на территории пространства, посещение различных выставок и посещение кафе, баров, кофеен и магазинов. Важной является и творческая атмосфера места — то, что может стать одной из причин посещения пространства.
● Потенциал креативных пространств может использоваться для развития событийного и креативного видов туризма, а также при организации арт-туров, главной целью которых было бы посещение выставок креативных пространств и музеев современного искусства. Творческие площадки могут помочь диверсифицировать турпродукт и расширить существующую целевую аудиторию. Их посещение может дать туристам более полное понимание посещаемой дестинации за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества.
● Креативные пространства Петербурга в настоящий момент активно посещаются туристами, однако чаще всего их основной мотив для посещения — это личная заинтересованность. В ряде случаев туристы попадают в креативное пространство, узнав о нем от друзей и знакомых, или просто проходя мимо. Было отмечено, что на официальном туристском портале города «VisitPetersburg» туристы не смогут найти какую-либо информацию о креативных пространствах, поскольку ее нет ни в отдельном разделе, ни в достопримечательностях, ни в предлагаемых маршрутах.
● Запрос на формирование новых продуктов с использованием потенциала креативных пространств в Петербурге существует. Об этом также говорят и петербургские власти в сфере туризма. Ими был разработан проект «Новая туристская география», который предполагает создание маршрутов, включающих креативные пространства. Однако большим пробелом является то, что ни на сайте проекта, ни на портале «VisitPetersburg» нет информации о творческих пространствах города, несмотря на то что туристические власти говорят о необходимости диверсифицировать существующий турпродукт, включив в него новые пространства. То есть, если планируется вовлекать существующие креативные пространства в маршруты города, то необходимо хотя бы их минимальное продвижение на сайте, чтобы повысить осведомленность среди потенциальных туристов. Отличным примером продвижения креативных пространств и их услуг на туррынке является официальный туристический портал Москвы «DiscoverMoscow», где без труда туристы могут найти интересующую их информацию, узнать о креативных кластерах города и построить себе маршрут.
● При наличии предпосылок для включения креативных пространств Петербурга в сферу туризма, туристским властям следует разработать стратегию и провести целенаправленную работу по налаживанию взаимодействия и сотрудничества. При грамотно организованной совместной работе туристских властей, креативных пространств и туроператоров, возможно добиться синергетического эффекта, в результате которого повысится узнаваемость Петербурга как креативного центра, что может привлечь новые категории туристов, а креативные пространства, его услуги и события будут продвигаться на официальном уровне.
● Разработка предложений с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга является целесообразным. Знакомство с ними в рамках экскурсии или тура в дальнейшем может послужить мотивом для повторного посещения туристом дестинации.
● Креативные пространства города можно считать аттракциями, способными дополнить культурные маршруты города.
Таким образом, все задачи, необходимые для достижения цели работы, были решены:
● Раскрыты понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определены виды творческих пространств, а также проанализирована их роль в городской среде и возможность взаимодействия со сферой туризма.
● Рассмотрена возможность использования креативных пространств как объектов туризма и определен значимый потенциал их использования.
● Выяснена востребованность креативных пространств среди местного сообщества и туристов, определены самые популярные творческие места, а также выделен подробный перечень предоставляемых услуг, которые интересны для обеих групп.
● Проанализированы существующие предложения на рынке туруслуг, в результате чего было выяснено, что на данный момент выбор среди туров и экскурсий по креативным пространствам очень ограничен. Наибольшую долю составляют экскурсии по творческим местам от местных гидов в составе небольшой группы.
Главным итогом работы стала разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга. Его конкурентным преимуществом по сравнению с другими предложениями является уникальность, т.к. на данный момент, на рынке очень мало предложений, которые отличаются посещением креативных пространств или любой другой деятельностью на их территории. В данный тур помимо классической программы включено посещение четырех креативных пространств — «Артмузы», «Севкабель Порта», «Бертгольд-центра» и «Новой Голландии», а также музея современного искусства Эрарты. Предложенный тур может повысить общую привлекательность Санкт-Петербурга, привлечь новые категории туристов, а также повысить осведомленность о таких многофункциональных комплексах, как креативные пространства.
Подобные работы
- Вовлечение креативных пространств в туристско-рекреационную деятельность Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022



