ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ 7
1.1. Сущность креативности и креативных индустрий 7
1.2. Понятие креативного пространства, их виды 12
1.3. Креативные пространства в городской среде 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ 20
2.1. Зарубежный опыт создания и использования креативных пространств 20
2.2. Российский опыт создания и использования креативных пространств 27
2.3. Креативные пространства Санкт-Петербурга как объекты туризма 32
3 РЫНОК КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 52
3.1. Анализ предложений экскурсий и туров по креативным пространствам 52
3.2. Разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В последние годы во всем мире произошел расцвет креативных пространств, которые стали набирать все большую популярность. Еще пятьдесят лет назад никто и подумать не мог, что бывшие здания промышленных фабрик и заводов превратятся в эпицентр культурной и событийной жизни городов. Сегодня креативные пространства представляют из себя многофункциональные комплексы, объединяющие на своей территории выставочные пространства, галереи, коворкинги, студии, залы для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, магазины, фудкорты и многое другое. Творческие пространства выступают событийной площадкой для различного рода мероприятий: выставок современного искусства, фотовыставок, кинопоказов, фестивалей, концертов, ярмарок и других событий. Креативные пространства давно стали любимыми местами среди местных жителей: здесь работают, отдыхают и проводят свой досуг.
Одним из результатов возникновения и развития креативных пространств стало создание привлекательности города в том числе и для туристов. Во многих городах креативные пространства оказывают значительное влияние на формирование бренда территории. Будучи многофункциональными площадками, такие пространства могут стать одним из аттрактивных факторов для путешественников, поскольку позволяют прочувствовать атмосферу места, пережить опыт, встретить местную творческую молодежь и понять, чем живет город.
Тема выпускной квалификационной работы — вовлечение креативных пространств в туристские маршруты в Санкт-Петербурге для диверсификации туристских потоков. В настоящее время потенциал креативных пространств как туристских аттракций изучен не в полной мере, что обуславливает актуальность данной темы. В сознании многих людей, в том числе и молодежи, город представляется исключительно как центр классической культуры и впечатление о нем складывается в основном лишь от посещения «классических» достопримечательностей: музеев, дворцов, памятников, парков, театров и т. д. Однако в реальности образ Санкт-Петербурга гораздо шире. Наш город не застыл во времени и двигается вперед, развиваясь в современном направлении. Появляются креативные пространства, музеи современного искусства, арт-объекты, которые становятся точками притяжения не только петербуржцев, но и туристов. Данная тема актуальна и потому, что Санкт-Петербург, как один из крупнейших туристских центров России, сталкивается с проблемой овертуризма, выражающейся перенасыщенностью центральной части города и отдельных пригородов туристами в высокий сезон. За счет включения в классические маршруты города новых локаций было бы возможно частичное решение вышеуказанной проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются креативные пространства Санкт-Петербурга, а его предметом — туристический потенциал креативных пространств.
Цель работы — изучение туристического потенциала креативных пространств Санкт-Петербурга и разработка перспективного маршрута с их вовлечением.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. провести теоретический анализ сущности креативности, креативных индустрий и креативных пространств;
2. изучить виды креативных пространств;
3. рассмотреть возможность использования креативных пространств как объектов туризма и выделить основные услуги пространств, которые могут быть привлекательны для туристов;
4. исследовать востребованность креативных пространств среди жителей и туристов Санкт-Петербурга, а также выявить наиболее популярные;
5. проанализировать существующие предложения на туристском рынке Санкт-Петербурга и отметить вовлеченность креативных пространств в готовые турпродукты;
6. составить маршрут с включением в него креативных пространств.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнительный и статистический анализ, методы аналогии, обобщения и классификации, контент-анализ сайтов и социальных сетей креативных пространств, а также отзывов о них, метод анкетирования представителей креативных пространств, петербуржцев и туристов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы в области креативной экономики (Д. Хокинс, Р. Флорида) и креативных индустрий (С. Эванс, Н. Федотова), креативности (Т. Погорелая, А. Костюк) и креативных пространств (П. Ллойд, С. Эванс, Г. Ричардс, Н. Федотова, Д. Суховская), а также публикации, посвященные становлению и развитию креативных индустрий в России, и исследования в сфере арт-кластеров (Е. Зеленцова, Б. Гнедовский, В. Гордин). Кроме того, были изучены статистические и аналитические материалы, посвященные креативным индустриям и креативных пространствам в Европе и России. Немаловажным стало анализирование интернет-ресурсов: официальных туристских порталов исследуемых дестинаций, сайтов креативных пространств, сайтов по подбору туров и экскурсий, а также сайтов с отзывами туристов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты исследования креативных пространств: раскрываются значимые понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определяются существующие виды креативных пространств и исследуется их влияние на городскую среду и возможность взаимодействия со сферой туризма. Вторая глава посвящена исследованию зарубежного и отечественного опыта создания и использования креативных пространств, а также анализу туристских предложений с их вовлечением. Помимо этого, в главе анализировались креативные пространства Санкт-Петербурга и возможность их интеграции в туристскую сферу. В последней главе изучены существующие туристические предложения, включающие творческие площадки, а также предложен и рассчитан новый турпродукт, в котором задействован потенциал креативных пространств Санкт-Петербурга. В заключении приведены основные выводы по проведенному исследованию.
Появление креативных пространств — относительно новое явление для России. Несмотря на это они стали достаточно быстро распространяться и обретать популярность во многих городах России. Сегодня это культурные и образовательные центры городов, где есть место выставкам, событиям, лекциям, тренингам и семинарам. Как правило, в больших кластерах присутствует инфраструктура: есть кафе, рестораны, магазины и даже гостиницы. Такие места весьма популярны среди местного населения, которое предпочитает проводить в них свой досуг. В последние годы интерес к креативным пространствам вырос и среди туристов, особенно среди тех, кто хочет выйти за рамки привычных культурных маршрутов и получить новые впечатления и эмоции от поездки. В рамках данной выпускной квалификационной работы был изучен опыт создания креативных пространств, проведен анализ их деятельности и вовлечения в туристские маршруты отдельных городов Европы и России, а также исследован их туристический потенциал.
К основным итогам проведенной работы можно отнести следующее:
● Были определены 16 креативных пространств Санкт-Петербурга, действующие в настоящее время, и на основе анализа их социальных сетей, частоты запросов в поисковых системах и отзывов были отобраны самые популярные. На основе полученной информации был изучен потенциал креативных пространств как многофункциональных площадок и выделены категории услуг, которые могут быть интересны для туристов — посещение какого-либо крупного события (концерта, фестиваля), проходящего на территории пространства, посещение различных выставок и посещение кафе, баров, кофеен и магазинов. Важной является и творческая атмосфера места — то, что может стать одной из причин посещения пространства.
● Потенциал креативных пространств может использоваться для развития событийного и креативного видов туризма, а также при организации арт-туров, главной целью которых было бы посещение выставок креативных пространств и музеев современного искусства. Творческие площадки могут помочь диверсифицировать турпродукт и расширить существующую целевую аудиторию. Их посещение может дать туристам более полное понимание посещаемой дестинации за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества.
● Креативные пространства Петербурга в настоящий момент активно посещаются туристами, однако чаще всего их основной мотив для посещения — это личная заинтересованность. В ряде случаев туристы попадают в креативное пространство, узнав о нем от друзей и знакомых, или просто проходя мимо. Было отмечено, что на официальном туристском портале города «VisitPetersburg» туристы не смогут найти какую-либо информацию о креативных пространствах, поскольку ее нет ни в отдельном разделе, ни в достопримечательностях, ни в предлагаемых маршрутах.
● Запрос на формирование новых продуктов с использованием потенциала креативных пространств в Петербурге существует. Об этом также говорят и петербургские власти в сфере туризма. Ими был разработан проект «Новая туристская география», который предполагает создание маршрутов, включающих креативные пространства. Однако большим пробелом является то, что ни на сайте проекта, ни на портале «VisitPetersburg» нет информации о творческих пространствах города, несмотря на то что туристические власти говорят о необходимости диверсифицировать существующий турпродукт, включив в него новые пространства. То есть, если планируется вовлекать существующие креативные пространства в маршруты города, то необходимо хотя бы их минимальное продвижение на сайте, чтобы повысить осведомленность среди потенциальных туристов. Отличным примером продвижения креативных пространств и их услуг на туррынке является официальный туристический портал Москвы «DiscoverMoscow», где без труда туристы могут найти интересующую их информацию, узнать о креативных кластерах города и построить себе маршрут.
● При наличии предпосылок для включения креативных пространств Петербурга в сферу туризма, туристским властям следует разработать стратегию и провести целенаправленную работу по налаживанию взаимодействия и сотрудничества. При грамотно организованной совместной работе туристских властей, креативных пространств и туроператоров, возможно добиться синергетического эффекта, в результате которого повысится узнаваемость Петербурга как креативного центра, что может привлечь новые категории туристов, а креативные пространства, его услуги и события будут продвигаться на официальном уровне.
● Разработка предложений с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга является целесообразным. Знакомство с ними в рамках экскурсии или тура в дальнейшем может послужить мотивом для повторного посещения туристом дестинации.
● Креативные пространства города можно считать аттракциями, способными дополнить культурные маршруты города.
Таким образом, все задачи, необходимые для достижения цели работы, были решены:
● Раскрыты понятия креативности, креативных индустрий и креативных пространств, определены виды творческих пространств, а также проанализирована их роль в городской среде и возможность взаимодействия со сферой туризма.
● Рассмотрена возможность использования креативных пространств как объектов туризма и определен значимый потенциал их использования.
● Выяснена востребованность креативных пространств среди местного сообщества и туристов, определены самые популярные творческие места, а также выделен подробный перечень предоставляемых услуг, которые интересны для обеих групп.
● Проанализированы существующие предложения на рынке туруслуг, в результате чего было выяснено, что на данный момент выбор среди туров и экскурсий по креативным пространствам очень ограничен. Наибольшую долю составляют экскурсии по творческим местам от местных гидов в составе небольшой группы.
Главным итогом работы стала разработка перспективного маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга. Его конкурентным преимуществом по сравнению с другими предложениями является уникальность, т.к. на данный момент, на рынке очень мало предложений, которые отличаются посещением креативных пространств или любой другой деятельностью на их территории. В данный тур помимо классической программы включено посещение четырех креативных пространств — «Артмузы», «Севкабель Порта», «Бертгольд-центра» и «Новой Голландии», а также музея современного искусства Эрарты. Предложенный тур может повысить общую привлекательность Санкт-Петербурга, привлечь новые категории туристов, а также повысить осведомленность о таких многофункциональных комплексах, как креативные пространства.
1. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»: национальный стандарт РФ от 01.07.2011.
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» (с изменениями на 17 июля 2013 года)
3. Амосова Е. В. Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия / Е. В. Амосова // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). – 2019. – №3 (52). – С. 98-102.
4. АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»: сайт. – URL: http://welcome.moscow/ (дата обращения 12.04.2021)
5. Антонова А. А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города / А. А. Антонова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – №4 (47). – С. 56-59.
6. АСИ представило первый в России Атлас креативных индустрий // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/ekonomika/11203723 (дата обращения 20.04.2021)
7. Беспалова А. А. Туристический потенциал креативного рекреационного пространства города: состояние и перспективы реализации в России / А. А. Беспалова, Т. А. Рововая // Гуманитарий Юга России. – 2018. – №1. – С. 222-232.
8. В Петербурге открывается новый креативный квартал // РБК: сайт. – https://www.rbc.ru/spb_sz/27/02/2021/603896719a7947499de11b3f (дата обращения 23.04.2021)
9. В центре Петербурга открывается крупнейшее креативное пространство // РБК: сайт. – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/04/02/2021/601bc27b9a7947032fcb15e4 (дата обращения 23.04.2021)
10. В поисках новых ресурсов: креативная среда российских городов. Аналитические материалы. – Санкт-Петербург, 2016. – URL: http://www.rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78921211ac98c730d.pdf (дата обращения 14.03.2021)
11. Винзавод. Центр современного искусства: сайт. – URL: http://www.winzavod.ru (дата обращения 10.04.2021)
12. В Ростуризме считают, что Петербургу нужна перезагрузка с точки зрения турпредложений // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/obschestvo/9498789 (дата обращения 16.04.2021)
13. Воловода А. В. Креативные пространства как объекты культурного вида туризма в Санкт-Петербурге / А. В. Воловода, А. Д. Былкова // Сборник статей СПбГЭУ – 2016. – №4. – С. 35-40.
14. Гнедовский М. Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах / М. Гнедовский // Русский журнал: сайт. – URL: http://www.russ.ru/layout/set/print/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon (дата обращения 18.03.2021)
15. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: политический вызов для России / М. Б. Гнедовский // Отечественные записки. – 2005. – № 4. – С. 168-169. – URL: https://strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения 30.03.2021)
16. Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии / А. Гончарик // Creativeindustries : [Сайт], 2009. – URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/6 (дата обращения 20.03.2021)
17. Гордин В. Э. Анализ образовательного потенциала креативных пространств / В. Э. Гордин, К. А. Кузьмина, М. В. Никольская // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – №1 (26). – С. 89-101.
18. Гордин В. Э. Развитие культурного туризма в мегаполисе: феномен Санкт-Петербурга / В. Э. Гордин // Известия Русского географического общества. – 2011. – Т. 143. № 2. – С. 71-79.
19. Группа компаний Тари Тур: сайт / Санкт-Петербург. Новая география. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1422/42#programm (дата обращения 10.04.2021)
20. Группа компаний Тари Тур: сайт / Город 812. – URL: https://www.tarispb.ru/sbornie/tour/bynameid/1424/42#programm (дата обращения 10.04.2021)
21. Данилова А. А. Влияние внешней среды на развитие креативных пространств Санкт-Петербурга / А. А. Данилова, Е. П. Зипунникова, Е. Л. Кан //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2018. – № 22 (4). – С. 22-26.
22. Дизайн-завод Флакон: сайт. – URL: https://flacon.ru/(дата обращения 10.04.2021)
23. Доклад о концепции развития городских общественных и креативных пространств Санкт-Петербурга 24 ноября 2016 г. // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/current_activities/speeches/3389/ (дата обращения: 20.03.2021).
24. Елисеева Е. В. Роль креативных пространств в современной городской среде / Е. В. Елисеева // Вопросы науки и образования. – 2017. – №6 (7). С. 170-173.
25. Ермакова Л. И. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская, Т. В. Яшан // Концепт. – 2017. – №S5. – С. 43-46
26. Жуков П. В. Проблемы и решения влияния овертуризма на туррынок Санкт-Петербурга / П. В. Жуков // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – №4. – С. 132-139.
27. Задорина А. А. Арт-кластер: возможности столичных трендов в условиях индустриального города / А. А. Задорина // Туризм: технологии и тренды : материалы II студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 февраля 2016 г. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. – С. 184-191.
28. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований / Е. Зеленцова // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований. – М.: Смысл, 2010. – С. 202-216.
29. Здание самой крупной словолитни Санкт-Петербурга начала XX века признано региональным памятником // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/129733/ (дата обращения 05.03.2021)
30. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://spbinvestment.ru/ru (дата обращения 25.02.2021)
31. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: сайт / Креативные пространства Санкт-Петербурга. – URL: http://spbinvestment.ru/content/uploadfiles/docs/CREATIVE_kominvest_booklet_09-10-2017.pdf (дата обращения 25.02.2021)
32. Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Калуцков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.
33. Костюк А. А. Креативность как форма творчества информационной эпохи / А. А Костюк // LogosetPraxis. – 2019. – №4. – С. 96-101.
34. Креативные пространства — новый тренд в развитии Петербурга // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/100111/ (дата обращения 01.03.2021)
35. Креативный туризм — точки роста. Говорим с экспертом Живого наследия на тему креативного туризма // Живое наследие: официальный сайт проекта. – URL: https://livingheritage.ru/news/kreativnyj-turizm-tochki-rosta (дата обращения 12.04.2021)
36. Кульков А. А. Развитие лофт-комплексов как перспективное направление редевелопмента промышленных зон / А. А. Кульков, Ю. Л. Шпякина // Российское предпринимательство. – 2015. – № 16 (19). – С. 3331-3340.
37. Локали. Друг в каждом городе: сайт / Урбан-тур по Петербургу. – URL: https://localie.co/ru/tour/5fe9b664c863ef0059b46573#1 (дата обращения 14.04.2021)
38. Лофт-проект Этажи: сайт. – URL: https://www.loftprojectetagi.ru/ (дата обращения 05.03.2021)
39. Москва, лето!: сайт. – URL: https://hellomoscow.profi.travel/ (дата обращения 15.04.2021)
40. Мостур туроператор: сайт / Тур в Москву «Арт Москва». – URL: https://mos-tour.moscow/mostours/schedulers/tur-v-moskvu-5-dnej-4-nochi-art-moscow/ (дата обращения 14.04.2021)
41. Музей современного искусства Артмуза: сайт. – URL: https://artmuza.spb.ru/ (дата обращения 05.03.2021)
42. Музей стрит-арта: сайт. – URL: https://streetartmuseum.ru/ (дата обращения 06.03.2021)
43. Национальный туристический портал RussiaTravel: сайт / По Москве вдали от толпы. – URL: https://russia.travel/routes/327536/ (дата обращения 14.04.2021)
44. Невские сезоны туроператор: сайт / Тур «Невская коллекция» с пятницы. – URL: https://nevaseasons.ru/tour/nevskaya-kollektsiya-s-pyatnitsy (дата обращения 10.04.2021)
45. Невские сезоны туроператор: сайт / Тур для школьных групп «Неклассический Петербург» – URL: https://nevaseasons.ru/school/tours/2021/NEKL4D2021.pdf (дата обращения 10.04.2021)
46. Новая туристская география Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://newtourgeo-spb.tilda.ws/ (дата обращения 06.04.2021)
47. Основатель лофт-проекта «Этажи» — о креативном предпринимательстве и энергии стартапов // Inc.: сайт. – URL: https://incrussia.ru/understand/osnovatel-loft-proekta-etazhi-o-kreativnom-predprinimatelstve-i-energii-startapov/ (дата обращения 10.04.21)
48. Панова Л. Б. Роль креативных пространств в формировании туристического бренда дестинации: магистерская диссертация / Лина Борисовна Панова. – Санкт-Петербург, 2016. – 161 с.
49. Пекар В. Креативный город / В. Пекар, Е. Пестерников // Валерий Пекар: личный сайт. – URL: http://pekar.in.ua/Creative%20City.htm (дата обращения 14.03.2021)
50. Петренко И. А. Креативная экономика: зарубежный и российский опыт / И. А. Петренко // Российский университет Дружбы народов. – 2014. – № 4 (27). – С. 21-27.
51. Погорелая Т. С. Соотношение понятий "творчество" и "креативность": сходства и различия / Т. С. Погорелая // Достижения науки и образования. – 2018. – №8 (30). – C. 83-85.
52. Полярная звезда туроператор: сайт / По креативным пространствам Питера. – URL: https://polarstarspb.ru/ehkskursii-po-sovremennoj-arhitekture-i-kreativnym-prostranstvam-pitera (дата обращения 12.04.2021)
53. Портер М. Конкуренция / М. Портер – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил.
54. Практическое руководство по созданию креативного кластера. – Москва, 2019. – URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf (дата обращения 14.03.2021)
55. Предложения по дополнению стратегических приоритетов и направлений развития отрасли туризма Санкт-Петербурга с учетом новых вызовов и возможностей внешней среды. – Санкт-Петерубрг, 2021 – URL: https://disk.yandex.ru/i/7bpb59khmP4J8A
56. Официальный сайт мэра Москвы: офиц. сайт / Путеводители и карты для скачивания. – URL: https://www.mos.ru/tourism/documents/putevoditeli-i-karty-dlya-skachivaniya/ (дата обращения 12.04.2021)
57. Рукотворный остров Новая Голландия: сайт. – URL: https://www.newhollandsp.ru/ (дата обращения 12.04.2021)
58. Санкт-Петербург завоевал мировой туристский «Оскар» // Офиц. сайт. администрации Санкт-Петербурга: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/202136/ (дата обращения 20.02.2021)
59. Севкабель Порт: сайт. – URL: https://sevcableport.ru/ru (дата обращения 05.03.2021)
60. Создать водный маршрут между креативными пространствами Петербурга Маршрут может соединить «Порт Севкабель», «Лахта Центр», Новую Голландию, Artplay и «Голицын-лофт» // TheVillage: сайт. – URL: https://www.the-village.ru/city/news/298662-klastery-vodnyi-marshrut (дата обращения 05.03.2021)
61. Соловьев М. С. Творчество и креативность / М. С. Соловьев, В. В. Латкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 13-15.
62. Стеклова И. А. Креативные пространства как надежда провинции / И. А. Стеклова, О. И. Рагужина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 88.
63. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). – С. 650-652.
64. Танкиева Т. А. Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования / Т. А. Танкиева, М. В. Пономарева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №4 (86). – C. 65-79.
65. Тукмакова М. Р. Творческие индустрии, как метод ревитализации льнопрядильной фабрики Алафузова в г. Казани / М. Р. Тукмакова, И. А. Фахрутдинова // Известия КазГАСУ. – 2017. – №2 (40). – С. 45-52.
66. Федотова Н. Г. Креативные индустрии (Creativeindustries): теория и практика / Н. Г. Федотова // Культурное обозрение. – 2012. – №4. – С. 52-72.
67. Федотова Н. Г. Креативный кластер в контексте социокультурных проблем региона / Н. Г. Федотова // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века» // Книжный дом «Либроком». – 2013. – С. 59–68.
68. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Р. Флорида. – Пер. с англ. – М.: Классика XXI, 2011. – 432 с.
69. Фьерару В. А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга / В. А. Фьерару // Известия СПбГЭУ. – 2016. – №4 (100). – С. 184-186.
70. Хорошо там: сайт / Новая Голландия и Севкабель Порт — история, секреты и современность. – URL: https://horosho-tam.ru/rossiya/sankt-peterburg/ekskursiya/kreativnye-prostranstva-peterburga(дата обращения 13.04.2021)
71. Черная В. А. Креативное пространство как часть туристской индустрии / В. А. Черная, А. В. Кормишова // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки : электронный сборник статей по материалам ХLIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2017. – № 4 (64). – С. 228-232.
72. Это «Бертгольд Центр» // Бумага: сайт. – URL: https://paperpaper.ru/photos/berthold/ (дата обращения 08.03.2021)
73. Artplay: сайт. – URL: https://www.artplay.ru/ (дата обращения 10.04.2021)
74. CalvertForum: Аналитические материалы 2014. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон). – Санкт-Петербург, 2014. – 81 с.
75. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: Towards Informed Policy-Making. – United Nations, 2008. – URL: http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf (дата обращения 11.03.2021)
76. Creative Industries Mapping Document. – London, 2001 – URL: https://static.a-n.co.uk/wp-content/uploads/2016/12/DCMS-Creative-Industries-Mapping-Document-2001.pdf (дата обращения 12.03.2021)
77. Cultural and Creative Industries Monitoring Report 2019. – Berlin, 2019 – URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/Wirtschaft/cultural-and-creative-industries-monitoring-report-2019-summary.pdf?__blob=publicationFile&v=4
78. DCMS Sectors Economic Estimates 2018 (provisional): Gross Value Added. London, 2020 – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/959053/DCMS_Sectors_Economic_Estimates_GVA_2018_V2.pdf (дата обращения 30.03.2021)
79. Evans G. Creative Cities, Creative Spaces and Urban Policy / G. Evans // Urban Studies. – 2009. – № 46 (5&6). – P. 1003-1040.
80. Evans S. Key concepts :сreative clusters / S. Evans // Creative clustetrs [website], 2021. – URL: http://creativeclusters.com/clusters.dreamhosters.com/?page_id=1599 (дата обращения 14.03.2021)
81. EUROPE’S CREATIVE HUBS. Who they are, what they do. – Summary report, 2015 – URL: https://creativehubs.org/admin/docs/Hub%20Research%20Final.pdf (дата обращения 12.03.2021)
82. Florida R. The Rise of Creative Class: and how it transforming work, leisure, community and everyday life. – N.Y.: Basic Books, 2002. – 434 p.
83. Howkins J. The Creative Economy: How people make money from ideas. – N.Y.: Allen Lane, 2001. – 288 p.
84. I amsterdam: официальный сайт города. – URL: https://www.iamsterdam.com/ (дата обращения 23.03.2021)
85. Lloyd P. Creative space / P. Lloyd // U. K.: Capstone, 2009. – P. 214-226.
86. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. – N.Y.: Marlowe and Company, 1999. – 384 p.
87. Richards G. Designing creative places: The role of creative tourism / G.Richards // Annals of Tourism Research. – 2020. – №85. – P. 1-11.
88. Sputnik. Бронирование экскурсий по всему миру: сайт. – URL: https://www.sputnik8.com/ (дата обращения 24.03.2021)
89. Sputnik. Бронирование экскурсий по всему миру: сайт / Креативные пространства для “чайников”. – URL: https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/activities/16355-kreativnye-prostranstva-dlya-chaynikov?2021_03_activities_show_desktop_craft_plus=test#a-description (дата обращения 13.04.2021)
90. The Creative Economy // Business Week (Special Double Issue: The 21st Century Corporation). – August 28, 2000. – P. 1-5.
91. Tourism Lithuania: website. – URL: https://www.lithuania.travel/ru/ (дата обращения 24.03.2021)
92. Tripser. Необычные экскурсии от местных жителей: сайт. – URL: https://experience.tripster.ru/
93. The official website for Tourism & Business in Vilnius: website. – URL: https://www.govilnius.lt/ (дата обращения 24.03.2021)
94. UNESCO World Heritage Center: website / Historic Centre of Saint Petersburg and related groups of monuments. – URL: http://whc.unesco.org/en/list/540 (дата обращения 20.02.2021)
95. Viator: website. – URL: https://www.viator.com/ (дата обращения 21.03.2021)
96. Viator: website / Tours and Activities to Experience Old Truman Brewery. – URL: https://www.viator.com/London-attractions/Old-Truman-Brewery/d737-a20293 (дата обращения 21.03.2021)
97. Vilnius City Tour : website. – URL: https://www.vilniuscitytour.com/ (дата обращения 23.03.2021)
98. Visit Berlin: website. – URL: https://www.visitberlin.de/ (дата обращения 21.03.2021)
99. Visit London: website. – URL: https://www.visitlondon.com/ (дата обращения 21.03.2021)
100. 3S Development: сайт / Концепция «Санкт-Петербург – город креативных индустрий» –– URL: http://3sdevelopment.com/wp-content/uploads/2017/03/Kontseptsiya-SPB-kreativnye-industrii-_publ.pdf (дата обращения 15.04.2021)