Донецко-Луганский субрегион Новороссии: политико-географическая характеристика
|
Введение
Глава 1. Процессы регионализации как общественно-географическое явление……7
1.1 Факторы общественно-географической регионализации…………………..7
1.2 Типы регионов
1.3 Политико-географическая характеристика региона……………………….11
Глава 2. Процессы и результаты регионализации в Евразийском макрорегионе….13
2.1 Евразийский макрорегион: факторы, исторические этапы и формы регионализации
2.2 Новороссия как евразийский историко-географический регион де-факто: тенденции и современные результаты регионализации
2.3 Донецко-Луганский субрегион в системе Новороссии…………………….21
Глава 3. Политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона Новороссии
3.1. Исторические этапы формирования…
3.1.1 Доимперский период
3.1.2 Имперский период
3.1.3 Советский период
3.1.5 Современный период
3.2. Геополитическое положение…
3.3. Территориально-политическая система……………………………………38
3.4. Социально-географические особенности………………………………….45
3.4. Экономико-географические особенности…………………………………50
3.5. Внутренние региональные различия
Глава 4. Оценка перспектив развития Донецко-Луганского субрегиона
Заключение
Список источников
Глава 1. Процессы регионализации как общественно-географическое явление……7
1.1 Факторы общественно-географической регионализации…………………..7
1.2 Типы регионов
1.3 Политико-географическая характеристика региона……………………….11
Глава 2. Процессы и результаты регионализации в Евразийском макрорегионе….13
2.1 Евразийский макрорегион: факторы, исторические этапы и формы регионализации
2.2 Новороссия как евразийский историко-географический регион де-факто: тенденции и современные результаты регионализации
2.3 Донецко-Луганский субрегион в системе Новороссии…………………….21
Глава 3. Политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона Новороссии
3.1. Исторические этапы формирования…
3.1.1 Доимперский период
3.1.2 Имперский период
3.1.3 Советский период
3.1.5 Современный период
3.2. Геополитическое положение…
3.3. Территориально-политическая система……………………………………38
3.4. Социально-географические особенности………………………………….45
3.4. Экономико-географические особенности…………………………………50
3.5. Внутренние региональные различия
Глава 4. Оценка перспектив развития Донецко-Луганского субрегиона
Заключение
Список источников
В современном мире между государствами и территориями наблюдаются многообразные отличия: природные, хозяйственные, этнические и другие. Несомненно, охватить всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни Земли одним взглядом невозможно. Поэтому для изучения политической и социально-экономической и других сфер географии мира выделяют различные друг от друга общественно-географические регионы, в том числе – политико-географические. Они – объективные, реальные явления, сложившиеся в результате конкретно-исторических, часто длительных, процессов взаимодействия общества и находящейся в контакте с ним определенной части геопространства с разнообразными свойствами (природными, антропогенными, антропогенно-природными). Как правило, каждый регион делится на субрегионы, в которых учитываются специфические черты и особенности как исторических, так и экономических, политических параметров. Одним из них является Донецко-Луганский субрегион Новороссии – обширная зона, включающая в себя территории, контролируемые Донецкой и Луганской Народными Республиками.
Проблема урегулирования конфликта в Донецко-Луганском субрегионе актуальна и по сей день. Особое внимание к данной проблеме уделяется после смены власти на Украине в 2019 г. Приход к власти Владимира Зеленского усилил ожидания относительно урегулирования конфликта как среди многих украинцев, так и среди зарубежных наблюдателей. Сегодня для Киева это зона действия антитеррористической операции, а для многих сторонников «русского мира» — это Донецкая и Луганская Народные Республики. Сведения о боевых столкновениях приходят каждую неделю, нередко перестрелки заканчиваются гибелью людей. Есть ли варианты мирного урегулирования конфликта на территории субрегиона? Каковы перспективы позитивного разрешения проблемы и при каких условиях это может произойти?
При этом республики за время существования научились выживать, собирать налоги, выплачивать деньги работникам бюджетной сферы. Продолжают развиваться и институты власти, ДНР и ЛНР провели референдум о независимости, две избирательные кампании. То есть с полной уверенностью можно сказать, что их развитие в качестве самостоятельных геополитических субъектов не стоит на месте.
Объектом настоящего исследования является Донецко-Луганский субрегион как общественно-географическое явление. Предметом – политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона.
Цель исследования состоит в определении специфических черт Донецко-Луганского субрегиона как политико-географического явления: исторических особенностей его формирования, сложившейся территориально-политической системы и структуры субрегиона, возможных тенденций (сценариев) его развития. Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- определить содержание общественно-географической регионализации, её факторов, типов регионов;
-установить принципы политико-географической характеристики регионов;
- рассмотреть в соответствии с ними политико-географическую специфику исторических процессов регионализации в Евразийском макрорегионе и политико-географическую структуру Новороссии;
- провести анализ исторического процесса формирования территориально-политической системы Донецко-Луганского субрегиона Новороссии;
- определить тип субрегиона и его политико-географические особенности;
- оценить возможные варианты (сценарии) развития Донецко-Луганского субрегиона в средне- и долгосрочной перспективе.
Эти задачи последовательно решаются в двенадцати параграфах четырех глав. В первой главе рассматриваются процессы регионализации и регионы как общественно-географическое явление, во второй главе – процессы регионализации в Евразийском макрорегионе. В третьей главе представлена политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона. На основе этого в четвертой главе дана оценка перспектив (сценариев) развития субрегиона
Научная новизна этого исследования заключается в том, что впервые выделяется Донецко-Луганский субрегион в Новороссии и с политико-географических позиций исследуются его особенности; составлены современные картосхемы субрегионов Новороссии, административно-территориального деления ДНР и ЛНР.
Методологической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных географов, политико-географов, политологов, историков (Гладкий Ю.Н, Чистобаев А.И., Каледин Н.В., Елацков А.Б., Туровский Р.Ф., Гущин А.В.,Бунтовский С.Ю, Узнародов И.М, Узнародов Д.И. и др.), официальные сетевые ресурсы органов власти, а также законодательные акты, конституции, разнообразные интернет-ресурсы. Методической основой исследования являются следующие методы: анализ, синтез, исторический, сравнительно-географический, картографический, статистический, а также прогнозирование.
Объем ВКР – 71 страница. Автором составлены 3 картосхемы, 2 таблицы. Количество источников в настоящем исследовании – 43
Проблема урегулирования конфликта в Донецко-Луганском субрегионе актуальна и по сей день. Особое внимание к данной проблеме уделяется после смены власти на Украине в 2019 г. Приход к власти Владимира Зеленского усилил ожидания относительно урегулирования конфликта как среди многих украинцев, так и среди зарубежных наблюдателей. Сегодня для Киева это зона действия антитеррористической операции, а для многих сторонников «русского мира» — это Донецкая и Луганская Народные Республики. Сведения о боевых столкновениях приходят каждую неделю, нередко перестрелки заканчиваются гибелью людей. Есть ли варианты мирного урегулирования конфликта на территории субрегиона? Каковы перспективы позитивного разрешения проблемы и при каких условиях это может произойти?
При этом республики за время существования научились выживать, собирать налоги, выплачивать деньги работникам бюджетной сферы. Продолжают развиваться и институты власти, ДНР и ЛНР провели референдум о независимости, две избирательные кампании. То есть с полной уверенностью можно сказать, что их развитие в качестве самостоятельных геополитических субъектов не стоит на месте.
Объектом настоящего исследования является Донецко-Луганский субрегион как общественно-географическое явление. Предметом – политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона.
Цель исследования состоит в определении специфических черт Донецко-Луганского субрегиона как политико-географического явления: исторических особенностей его формирования, сложившейся территориально-политической системы и структуры субрегиона, возможных тенденций (сценариев) его развития. Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- определить содержание общественно-географической регионализации, её факторов, типов регионов;
-установить принципы политико-географической характеристики регионов;
- рассмотреть в соответствии с ними политико-географическую специфику исторических процессов регионализации в Евразийском макрорегионе и политико-географическую структуру Новороссии;
- провести анализ исторического процесса формирования территориально-политической системы Донецко-Луганского субрегиона Новороссии;
- определить тип субрегиона и его политико-географические особенности;
- оценить возможные варианты (сценарии) развития Донецко-Луганского субрегиона в средне- и долгосрочной перспективе.
Эти задачи последовательно решаются в двенадцати параграфах четырех глав. В первой главе рассматриваются процессы регионализации и регионы как общественно-географическое явление, во второй главе – процессы регионализации в Евразийском макрорегионе. В третьей главе представлена политико-географическая характеристика Донецко-Луганского субрегиона. На основе этого в четвертой главе дана оценка перспектив (сценариев) развития субрегиона
Научная новизна этого исследования заключается в том, что впервые выделяется Донецко-Луганский субрегион в Новороссии и с политико-географических позиций исследуются его особенности; составлены современные картосхемы субрегионов Новороссии, административно-территориального деления ДНР и ЛНР.
Методологической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных географов, политико-географов, политологов, историков (Гладкий Ю.Н, Чистобаев А.И., Каледин Н.В., Елацков А.Б., Туровский Р.Ф., Гущин А.В.,Бунтовский С.Ю, Узнародов И.М, Узнародов Д.И. и др.), официальные сетевые ресурсы органов власти, а также законодательные акты, конституции, разнообразные интернет-ресурсы. Методической основой исследования являются следующие методы: анализ, синтез, исторический, сравнительно-географический, картографический, статистический, а также прогнозирование.
Объем ВКР – 71 страница. Автором составлены 3 картосхемы, 2 таблицы. Количество источников в настоящем исследовании – 43
В процессе работы над выбранной темой были определены содержание понятий «регионализация», «общественно-географический регион», «политико-географическая характеристика региона» (Глава 1)в дальнейшем использованные в раскрытии политико-географических особенностей Евразийского макрорегиона, региона Новороссии и Донецко-Луганского субрегиона. Было установлено, что Донецко-Луганский субрегион – нестабильный историко-географический и геополитический субрегион де-факто историко-географического региона Новороссия в составе Евразийского макрорегиона де-факто, имеющий евразийский геополитический вектор конфликтного развития, ориентированный на Россию.
На основе различных источников был проведен анализ особенностей исторического развития этих разномасштабных общественно-географических и политико-географических региональных общностей в разные периоды существования в составе различных государств (Глава 2). Были выделены и рассмотрены пять геополитических периодов в развитии Донецко-Луганского субрегиона – доимперский, имперский, советский, украинский, современный – и выявлены факторы и черты, определяющие современную общественно- и политико-географическую специфику субрегиона (Глава 3): «двухядерная» территориально-политическая структура субрегиона, представленная двумя политико-географическими микрорегионами (Донецким и Луганским); выгодное геополитическое положение и высокий трансграничный потенциал; отсутствие международного признания; несовпадение заявленных границ с текущими границами ДНР и ЛНР; официальное отсутствие политический партий, их роль выполняют общественные организации; смешанное законодательство, применяемое на территории ДНР и ЛНР; сложная этническая структура при абсолютном доминировании восточнославянских народов, ставших основой межэтнической общности; демографические проблемы (старение населения, низкая рождаемость, отток населения и др.); высокий топливно-энергетический потенциал и др.
Оценив современную ситуацию в Донецко-Луганском субрегионе как политико-географическом субрегионе с наиболее сложным геополитическим положением, проанализировав позиций Украины, России, ЕС, США в отношении урегулирования конфликта на этой территории, в Главе 4 были представлены возможные сценарии дальнейшего развития субрегиона: сохранение курса на имплементацию минских соглашений, переход конфликта в замороженную стадию, ревизия минских соглашений, неустойчивая нормализация. Самые вероятные тенденции на ближайшие четыре года — переход конфликта в замороженную стадию и сохранение курса на выполнение минских соглашений. Предпосылки для урегулирования конфликта по-прежнему незначительны. В случае невыполнения минских соглашений и заморозки конфликта в Донецко-Луганском субрегионе может появиться возможность для реализации нескольких сценариев развития Донецкой и Луганской Народных Республик в качестве самостоятельных геополитических субъектов, однако в ближайшей перспективе вероятность практической реализации какого-либо из рассмотренных сценариев достаточно мала. Если говорить о долгосрочном прогнозе (10–15 лет), то наиболее вероятным сценарием является сохранение статуса де-факто независимого государства и трансформацию в частично признанное.
На основе различных источников был проведен анализ особенностей исторического развития этих разномасштабных общественно-географических и политико-географических региональных общностей в разные периоды существования в составе различных государств (Глава 2). Были выделены и рассмотрены пять геополитических периодов в развитии Донецко-Луганского субрегиона – доимперский, имперский, советский, украинский, современный – и выявлены факторы и черты, определяющие современную общественно- и политико-географическую специфику субрегиона (Глава 3): «двухядерная» территориально-политическая структура субрегиона, представленная двумя политико-географическими микрорегионами (Донецким и Луганским); выгодное геополитическое положение и высокий трансграничный потенциал; отсутствие международного признания; несовпадение заявленных границ с текущими границами ДНР и ЛНР; официальное отсутствие политический партий, их роль выполняют общественные организации; смешанное законодательство, применяемое на территории ДНР и ЛНР; сложная этническая структура при абсолютном доминировании восточнославянских народов, ставших основой межэтнической общности; демографические проблемы (старение населения, низкая рождаемость, отток населения и др.); высокий топливно-энергетический потенциал и др.
Оценив современную ситуацию в Донецко-Луганском субрегионе как политико-географическом субрегионе с наиболее сложным геополитическим положением, проанализировав позиций Украины, России, ЕС, США в отношении урегулирования конфликта на этой территории, в Главе 4 были представлены возможные сценарии дальнейшего развития субрегиона: сохранение курса на имплементацию минских соглашений, переход конфликта в замороженную стадию, ревизия минских соглашений, неустойчивая нормализация. Самые вероятные тенденции на ближайшие четыре года — переход конфликта в замороженную стадию и сохранение курса на выполнение минских соглашений. Предпосылки для урегулирования конфликта по-прежнему незначительны. В случае невыполнения минских соглашений и заморозки конфликта в Донецко-Луганском субрегионе может появиться возможность для реализации нескольких сценариев развития Донецкой и Луганской Народных Республик в качестве самостоятельных геополитических субъектов, однако в ближайшей перспективе вероятность практической реализации какого-либо из рассмотренных сценариев достаточно мала. Если говорить о долгосрочном прогнозе (10–15 лет), то наиболее вероятным сценарием является сохранение статуса де-факто независимого государства и трансформацию в частично признанное.



