География международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения международной деятельности футбольных клубов……………………...9
§1.1 Методологические подходы к изучению футбола как пространственного явления
§1.2 Ключевые определения и понятия
Глава 2. Пространственная характеристика основных сфер международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии…..27
§2.1 Географические особенности селекции клубов
§2.2 География экономической деятельности клубов
§2.3 Социальная сфера деятельности клубов и ее географические особенности
§2.4 Общий анализ географии международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии
Заключение…
Список источников…
Приложение…
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения международной деятельности футбольных клубов……………………...9
§1.1 Методологические подходы к изучению футбола как пространственного явления
§1.2 Ключевые определения и понятия
Глава 2. Пространственная характеристика основных сфер международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии…..27
§2.1 Географические особенности селекции клубов
§2.2 География экономической деятельности клубов
§2.3 Социальная сфера деятельности клубов и ее географические особенности
§2.4 Общий анализ географии международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии
Заключение…
Список источников…
Приложение…
Актуальность исследования футбола на сегодняшний день заключается в возрастающей год от года роли этого вида спорта в глобальных процессах – экономических, социальных, географических и политических. В современных условиях футбол оказывает непосредственное влияние на все эти сферы. Поэтому становится все сложнее игнорировать значение футбола и относится к нему только как к развлечению. То множество элементов, из которых он состоит, и различные характеры взаимодействия между ними формируют полноценную футбольную систему. В наши дни между ее элементами – футбольными клубами, их спонсорами и владельцами, отдельными игроками, спортивными школами возрастает интенсивность контактов, причем разнообразных – это и экономическая деятельность клубов, и подвижность игроков, и социальная активность на разных уровнях. Так как вместе с этим возрастает интенсивность взаимодействия между отдельными элементами этой системы, можно говорить и о развитии особых пространственных явлений, связанных с футбольной деятельностью. Причем эта система является открытой, следовательно, влияет на другие сферы жизни общества и испытывает влияние со стороны этих сфер. Изучение же футбола с точки зрения именно географии позволяет находить и выделять пространственные закономерности и различия, что немаловажно для понимания общей картины развития этого вида спорта именно как системы. Эти процессы крайне слабо изучены, особенно российскими исследователями, вместе с тем их значение и роль с каждым годом только возрастает.
К примеру, часто футбольные матчи становятся площадками для политических встреч между главами государств, а нахождение их рядом на трибунах является знаком хороших отношений между государствами. Это не говоря о том, что уже длительное время спортивные достижения – а футбольные в особенности, так как это самый популярный вид спорта в большей части стран мира, используются как повод для национальной гордости, а в более радикальных случаях – как подтверждение превосходства своей страны над остальными, как это было в 1936 году, когда Олимпийские игры проходили в Третьем Рейхе, и во времена Холодной войны между США и СССР. Конечно, этого не произошло бы, если бы спорт не стал к тому моменту по-настоящему глобальным явлением, приковывающим интерес к себе по всему миру. Если для спорта в целом катализатором этого интереса стали именно Олимпийские игры, то для футбола им стал Чемпионат мира ФИФА – крупнейшее событие футбольного мира, впервые состоявшееся в 1930 году. В связи с этим, футбол стал «спортом номер один» не сразу с появлением крупных спортивных соревнований, а чуть позже, в период между двумя мировыми войнами XX века. Но с этого момента все инструменты вовлечения политики в спорт, например, такие как бойкоты соревнований, стали обыденным делом и для футбольного мира. Вообще, как инструмент пропаганды спорт может быть очень действенен, так как его понимание не требует серьезной базы знаний и результат спортивного состязания всегда однозначен, поэтому мотивацию такой пропаганды будет легко объяснить даже необразованному человеку. Сейчас такие крайние проявления выражены гораздо меньше, однако страны, претендующие на первенство как минимум в своих регионах, всегда уделяют огромное внимание развитию спорта – в Китае, к примеру, футбольная сфера взята под государственный контроль и многие аспекты укреплены нормативно с вполне конкретной целью – повысить конкурентоспособность национальной сборной страны на международной арене. И это уже пример того, как политическая сфера влияет на развитие футбола в странах и регионах мира. Для России эта тема актуальна в связи с тем, что политика влияет на крымские футбольные клубы, которые не могут участвовать ни в российских, ни в украинских соревнованиях по решению УЕФА. Очевидно, что это происходит из-за ситуации вокруг присоединения полуострова к стране, ведь никто этого и не скрывает.
Другая сфера деятельности, на которую футбольная индустрия оказывает серьезное влияние – это экономика. Понять это можно хотя бы исходя из того, что бюджеты крупнейших футбольных клубов Европы сравнимы с бюджетами не самых отсталых стран, а многие игроки в течение своей карьеры зарабатывают миллионы евро и обходят по богатству многих успешных бизнесменов. Так, по данным аудиторской компании Deloitte, доход ФК «Барселона» за сезон 2018-2019 составил более 840 миллионов евро [47]. При этом доходы как клубов, так и отдельных футболистов показывают тенденцию к постоянному росту, и в футболе год от года оказываются в обороте все большие деньги. Это приводит к тому, что акции некоторых ведущих клубов котируются на крупных европейских биржах, а игроки активно занимаются бизнесом, влияя на экономику стран. Естественно, и клуб, и сторонний бизнес людей, причастных к футболу, должны быть экономически выгодны и приносить прибыль, поэтому управление современным футбольным клубом невозможно без изучения экономической ситуации.
Еще одна сфера, которую хотелось бы отдельно отметить – социальная. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к повышению социальной ответственности клубов, федераций футбола стран, региональных и международных футбольных организаций. Для любого европейского клуба, например, является само собой разумеющимся иметь по нескольку благотворительных программ, а то и содержать собственные благотворительные фонды. ФИФА и региональные организации стремятся использовать футбол как инструмент социальной помощи беднейшим регионам мира. При этом они остаются чуткими к новым социальным проблемам и потрясениям, охватывающим мир, из-за чего каждый год появляются новые социальные и гуманитарные программы. Например, в феврале 2020 года фонд ФИФА поддержал проект развития школ Мьянмы, позиционируя это действие не как развитие спорта в стране, но как «послание о толерантности, равенстве, уважению» посредством самого популярного спорта в мире [21].
Наиболее молодым направлением исследований футбольных систем является футбольный менеджмент, то есть структура и модель управления футбольного клуба. Глядя на европейские суперклубы, такие как «Манчестер Сити», «ПСЖ» или «Барселона», очевидно, что они на сегодняшний день являются огромными бизнес структурами, и их успешность напрямую зависит от концепции развития, которую они изберут. При этом на данный момент существует крайне мало научных подходов к менеджменту футбольных клубов, поэтому такие исследования являются крайне востребованными. Особенно заметна актуальность данного вопроса в России, где множество клубов каждый год испытывает финансовые проблемы, из-за которых некоторые из них вынуждены сниматься с розыгрышей чемпионата страны. Самое странное, что от такой судьбы не застрахованы даже богатые российские клубы: пример разорения махачкалинского «Анжи», за пару лет до этого покупавшего звезд европейского масштаба, и пермского «Амкара», являвшегося завсегдатаем Премьер лиги, являются ярчайшими тому подтверждениями.
Понятно, что футбол уже давно вышел за рамки того, что происходит в полтора часа матча на футбольном поле. Это целая индустрия, крупная система, которая год от года разрастается и приобретает новые свойства. При этом развитие футбола в различных регионах крайне неравномерно, что заметно на примере сравнения Европы и Азии, что обуславливает необходимость изучать это явление не только во времени, но и в пространстве.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность исследования футбола с точки зрения географии заключается в том, что он влияет на ключевые сферы жизни общества, а значит, и на экономическое, социальное и политическое пространства. В то же время, существует и обратная связь, и футбольная сфера может быть индикатором социальных, экономических и политических процессов, которые можно отследить и охарактеризовать, изучив географию футбольных явлений. При этом именно с точки зрения географии процессы, происходящие в футболе, наименее изучены, поэтому их изучению в пространстве должно быть уделено особое внимание. Если говорить конкретно о данной работе, то одной из ее задач является и выделение наиболее активно развивающихся в футбольном плане регионов и стран, которые в будущем могут привлечь международные инвестиции и миграционные потоки с помощью футбола.
Объект исследования
Объектом исследования является международная деятельность футбольных клубов-победителей последних розыгрышей клубных соревнований своих стран в период 2018-2019 гг. – сильнейших клубов своих стран на момент исследования. В отдельных случаях будет рассматриваться период с сезона 2014-2015 гг. по настоящее время, то есть пятилетний отрезок.
Предмет исследования
Предметом исследования является география международной деятельности сильнейших футбольных клубов европейских и азиатских стран последнего сезона.
Цель исследования
Целью данного исследования является выявление особенностей географии международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии.
Задачи исследования
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению международной деятельности футбольных клубов и определить те из них, которые будут использоваться в рамках данного исследования;
2. Определить наиболее важные сферы международной деятельности клубов;
3. Выявить пространственные особенности международной деятельности клубов в данных сферах;
4. С помощью мир-системного подхода выделить передовые и отстающие страны (ядро и периферию) на основании анализа международной деятельности их футбольных клубов и оценить перспективы ее развития в этих странах.
Методы исследования
В работе использованы аналитический, сравнительно-географический и картографический методы, а также метод мир-системного анализа, адаптированный под задачи исследования.
Степень разработанности темы
Футбольная тематика начала разрабатываться с середины девяностых годов американскими социологами, в первую очередь, Дж. Бейлом и Дж. Магуайром [43, 53]. Они рассматривали по большей части вопросы футбольной миграции и распространения футбола из Англии по всему миру. Также выделяются еще несколько исследователей, рассматривавших данную тематику: К. Стрикведа[54], Дж. Сагден и Дж. Макги [52]. Немало ученых обращалось к этой теме с экономической точки зрения: здесь можно вспомнить П. Дабри [46] как важнейшего представителя. Взаимодействие футбола и политики разработано гораздо слабее; тем не менее, здесь можно выделить исследование С. Германна [49]. С недавних пор начались исследования в области футбольного менеджмента: наиболее значимы работы таких авторов, как Д. Хассан и Ш. Хеммил, а также С. Чедвик, Д.Парнелл, П. Уиддоп и К. Анагностопулос [50, 45]. При всем разнообразии подходов, с чисто географической точки зрения футбольная тематика крупными исследователями не рассматривалась. Из крупных исследователей тематики географии спорта в целом можно выделить уже упомянутого Дж. Бейла [42, 44]. Из российских исследователей данной тематики необходимо упомянуть И.В. Солнцева, изучавшего футбол в основном с экономической точки зрения, а также А.В. Орлова, проводившего исследования спортивного и футбольного менеджмента [37,38,39].
Структура работы
В первой главе проанализированы основные теоретические подходы к изучению футбола и выбраны несколько из них, которые используются в дальнейшем исследовании. Также в ней даны определения ключевых понятий исследования и определены ключевые сферы международной деятельности клубов, которые исследуются в дальнейшем. Собственно, этому и посвящена большая часть второй главы, где по каждой из сфер с использованием мир-системного анализа выделены передовые и отстающие регионы, а также регионы со средним уровнем развития международной деятельности клубов. Также в ней приведен общий анализ ситуации с применением того же мир-системного анализа, а также дан прогноз с выделением регионов, имеющих наибольшие перспективы для развития в будущем. Такая структура позволяет наиболее логично перейти от теории к практике в ходе исследования.
К примеру, часто футбольные матчи становятся площадками для политических встреч между главами государств, а нахождение их рядом на трибунах является знаком хороших отношений между государствами. Это не говоря о том, что уже длительное время спортивные достижения – а футбольные в особенности, так как это самый популярный вид спорта в большей части стран мира, используются как повод для национальной гордости, а в более радикальных случаях – как подтверждение превосходства своей страны над остальными, как это было в 1936 году, когда Олимпийские игры проходили в Третьем Рейхе, и во времена Холодной войны между США и СССР. Конечно, этого не произошло бы, если бы спорт не стал к тому моменту по-настоящему глобальным явлением, приковывающим интерес к себе по всему миру. Если для спорта в целом катализатором этого интереса стали именно Олимпийские игры, то для футбола им стал Чемпионат мира ФИФА – крупнейшее событие футбольного мира, впервые состоявшееся в 1930 году. В связи с этим, футбол стал «спортом номер один» не сразу с появлением крупных спортивных соревнований, а чуть позже, в период между двумя мировыми войнами XX века. Но с этого момента все инструменты вовлечения политики в спорт, например, такие как бойкоты соревнований, стали обыденным делом и для футбольного мира. Вообще, как инструмент пропаганды спорт может быть очень действенен, так как его понимание не требует серьезной базы знаний и результат спортивного состязания всегда однозначен, поэтому мотивацию такой пропаганды будет легко объяснить даже необразованному человеку. Сейчас такие крайние проявления выражены гораздо меньше, однако страны, претендующие на первенство как минимум в своих регионах, всегда уделяют огромное внимание развитию спорта – в Китае, к примеру, футбольная сфера взята под государственный контроль и многие аспекты укреплены нормативно с вполне конкретной целью – повысить конкурентоспособность национальной сборной страны на международной арене. И это уже пример того, как политическая сфера влияет на развитие футбола в странах и регионах мира. Для России эта тема актуальна в связи с тем, что политика влияет на крымские футбольные клубы, которые не могут участвовать ни в российских, ни в украинских соревнованиях по решению УЕФА. Очевидно, что это происходит из-за ситуации вокруг присоединения полуострова к стране, ведь никто этого и не скрывает.
Другая сфера деятельности, на которую футбольная индустрия оказывает серьезное влияние – это экономика. Понять это можно хотя бы исходя из того, что бюджеты крупнейших футбольных клубов Европы сравнимы с бюджетами не самых отсталых стран, а многие игроки в течение своей карьеры зарабатывают миллионы евро и обходят по богатству многих успешных бизнесменов. Так, по данным аудиторской компании Deloitte, доход ФК «Барселона» за сезон 2018-2019 составил более 840 миллионов евро [47]. При этом доходы как клубов, так и отдельных футболистов показывают тенденцию к постоянному росту, и в футболе год от года оказываются в обороте все большие деньги. Это приводит к тому, что акции некоторых ведущих клубов котируются на крупных европейских биржах, а игроки активно занимаются бизнесом, влияя на экономику стран. Естественно, и клуб, и сторонний бизнес людей, причастных к футболу, должны быть экономически выгодны и приносить прибыль, поэтому управление современным футбольным клубом невозможно без изучения экономической ситуации.
Еще одна сфера, которую хотелось бы отдельно отметить – социальная. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к повышению социальной ответственности клубов, федераций футбола стран, региональных и международных футбольных организаций. Для любого европейского клуба, например, является само собой разумеющимся иметь по нескольку благотворительных программ, а то и содержать собственные благотворительные фонды. ФИФА и региональные организации стремятся использовать футбол как инструмент социальной помощи беднейшим регионам мира. При этом они остаются чуткими к новым социальным проблемам и потрясениям, охватывающим мир, из-за чего каждый год появляются новые социальные и гуманитарные программы. Например, в феврале 2020 года фонд ФИФА поддержал проект развития школ Мьянмы, позиционируя это действие не как развитие спорта в стране, но как «послание о толерантности, равенстве, уважению» посредством самого популярного спорта в мире [21].
Наиболее молодым направлением исследований футбольных систем является футбольный менеджмент, то есть структура и модель управления футбольного клуба. Глядя на европейские суперклубы, такие как «Манчестер Сити», «ПСЖ» или «Барселона», очевидно, что они на сегодняшний день являются огромными бизнес структурами, и их успешность напрямую зависит от концепции развития, которую они изберут. При этом на данный момент существует крайне мало научных подходов к менеджменту футбольных клубов, поэтому такие исследования являются крайне востребованными. Особенно заметна актуальность данного вопроса в России, где множество клубов каждый год испытывает финансовые проблемы, из-за которых некоторые из них вынуждены сниматься с розыгрышей чемпионата страны. Самое странное, что от такой судьбы не застрахованы даже богатые российские клубы: пример разорения махачкалинского «Анжи», за пару лет до этого покупавшего звезд европейского масштаба, и пермского «Амкара», являвшегося завсегдатаем Премьер лиги, являются ярчайшими тому подтверждениями.
Понятно, что футбол уже давно вышел за рамки того, что происходит в полтора часа матча на футбольном поле. Это целая индустрия, крупная система, которая год от года разрастается и приобретает новые свойства. При этом развитие футбола в различных регионах крайне неравномерно, что заметно на примере сравнения Европы и Азии, что обуславливает необходимость изучать это явление не только во времени, но и в пространстве.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность исследования футбола с точки зрения географии заключается в том, что он влияет на ключевые сферы жизни общества, а значит, и на экономическое, социальное и политическое пространства. В то же время, существует и обратная связь, и футбольная сфера может быть индикатором социальных, экономических и политических процессов, которые можно отследить и охарактеризовать, изучив географию футбольных явлений. При этом именно с точки зрения географии процессы, происходящие в футболе, наименее изучены, поэтому их изучению в пространстве должно быть уделено особое внимание. Если говорить конкретно о данной работе, то одной из ее задач является и выделение наиболее активно развивающихся в футбольном плане регионов и стран, которые в будущем могут привлечь международные инвестиции и миграционные потоки с помощью футбола.
Объект исследования
Объектом исследования является международная деятельность футбольных клубов-победителей последних розыгрышей клубных соревнований своих стран в период 2018-2019 гг. – сильнейших клубов своих стран на момент исследования. В отдельных случаях будет рассматриваться период с сезона 2014-2015 гг. по настоящее время, то есть пятилетний отрезок.
Предмет исследования
Предметом исследования является география международной деятельности сильнейших футбольных клубов европейских и азиатских стран последнего сезона.
Цель исследования
Целью данного исследования является выявление особенностей географии международной деятельности футбольных клубов Европы и Азии.
Задачи исследования
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению международной деятельности футбольных клубов и определить те из них, которые будут использоваться в рамках данного исследования;
2. Определить наиболее важные сферы международной деятельности клубов;
3. Выявить пространственные особенности международной деятельности клубов в данных сферах;
4. С помощью мир-системного подхода выделить передовые и отстающие страны (ядро и периферию) на основании анализа международной деятельности их футбольных клубов и оценить перспективы ее развития в этих странах.
Методы исследования
В работе использованы аналитический, сравнительно-географический и картографический методы, а также метод мир-системного анализа, адаптированный под задачи исследования.
Степень разработанности темы
Футбольная тематика начала разрабатываться с середины девяностых годов американскими социологами, в первую очередь, Дж. Бейлом и Дж. Магуайром [43, 53]. Они рассматривали по большей части вопросы футбольной миграции и распространения футбола из Англии по всему миру. Также выделяются еще несколько исследователей, рассматривавших данную тематику: К. Стрикведа[54], Дж. Сагден и Дж. Макги [52]. Немало ученых обращалось к этой теме с экономической точки зрения: здесь можно вспомнить П. Дабри [46] как важнейшего представителя. Взаимодействие футбола и политики разработано гораздо слабее; тем не менее, здесь можно выделить исследование С. Германна [49]. С недавних пор начались исследования в области футбольного менеджмента: наиболее значимы работы таких авторов, как Д. Хассан и Ш. Хеммил, а также С. Чедвик, Д.Парнелл, П. Уиддоп и К. Анагностопулос [50, 45]. При всем разнообразии подходов, с чисто географической точки зрения футбольная тематика крупными исследователями не рассматривалась. Из крупных исследователей тематики географии спорта в целом можно выделить уже упомянутого Дж. Бейла [42, 44]. Из российских исследователей данной тематики необходимо упомянуть И.В. Солнцева, изучавшего футбол в основном с экономической точки зрения, а также А.В. Орлова, проводившего исследования спортивного и футбольного менеджмента [37,38,39].
Структура работы
В первой главе проанализированы основные теоретические подходы к изучению футбола и выбраны несколько из них, которые используются в дальнейшем исследовании. Также в ней даны определения ключевых понятий исследования и определены ключевые сферы международной деятельности клубов, которые исследуются в дальнейшем. Собственно, этому и посвящена большая часть второй главы, где по каждой из сфер с использованием мир-системного анализа выделены передовые и отстающие регионы, а также регионы со средним уровнем развития международной деятельности клубов. Также в ней приведен общий анализ ситуации с применением того же мир-системного анализа, а также дан прогноз с выделением регионов, имеющих наибольшие перспективы для развития в будущем. Такая структура позволяет наиболее логично перейти от теории к практике в ходе исследования.
Международная деятельность футбольных клубов в последние годы обретает все большую значимость. Помимо того, что она непосредственно влияет на имидж команд на международной арене, современные клубы имеют возможность участвовать в социальной и экономической жизни общества. Это обуславливает рост возможностей и значимости футбольных клубов в современном мире.
Развитие футбола и повышение возможностей футбольных клубов привело к тому, что в 1994 году Дж. Бейл и Дж. Магуайр положили начало изучению данного вида спорта с научной точки зрения. С тех пор футболу было посвящено множество исследований, в которых применялись различные подходы в зависимости от тех аспектов, которые были наиболее интересны авторам на тот момент. Большинство ранних исследований были посвящены футбольной миграции и факторам, влияющим на нее. Позже, с проникновением футбола в другие сферы, появились работы, изучающие экономическую составляющую, менеджмент футбольных клубов, а также подходы, анализирующие влияние футбола на политические отношения. Многие из них использовали существующие в других науках подходы и применяли их в реалиях футбольного мира – например, так поступил П. Дабри, первым предложивший разделить футбольный мир на зоны ядра и периферии. Позже, исследователи развили эти идеи, полноценно применив на футбольном мире принцип мир-системного анализа И. Валлерстайна, А.Г. Франка и Ф. Боделя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный подход применим при исследовании международной деятельности футбольных клубов.
Акцент многих исследователей на футбольной селекции и экономической сфере деятельности клубов характеризует их как ключевых. Социальную сферу обычно рассматривали исключительно в контексте футбольной миграции, однако современная ситуация в мире и общее повышение уровня социальной ответственности клубов предопределило ее включение в список сфер для исследования как не менее важную для современного футбольного клуба. Таким образом, селекционную, экономическую и социальную сферы международной деятельности футбольных клубов можно назвать ключевыми, и именно они рассмотрены в данном исследовании.
С точки зрения селекции – то есть, поиска и отбора футболистов, европейские клубы являются гораздо более привлекательными для легионеров, чем азиатские, где только Япония, ОАЭ и Саудовская Аравия показывают близкий к европейскому уровень в этом аспекте. Схожая ситуация складывается и с иностранными тренерами – азиатские клубы часто не имеют средств для приглашения специалистов из-за границы, а многие страны Азии, в особенности Средней Азии и Ближнего Востока, отличаются низким уровнем жизни и непривлекательны для иностранцев. Это приводит к тому, что некоторые азиатские страны вообще не представлены на международной арене, что сильно бьет по их развитию и имиджу. В экономической сфере европейские футбольные клубы являются гораздо более привлекательными для иностранных инвестиций, чем азиатские, причем особенно выделяются клубы стран Западной Европы. При этом азиатские предприниматели и компании охотно вкладываются в крупные футбольные клубы, что обуславливает связь между Европой и Азией в экономическом аспекте. Что же касается социальной сферы, то благотворительная деятельность практикуется всеми европейскими клубами, а вот достаточно много азиатских команд не имеют финансовых возможностей для благотворительности. Кроме того, ни один азиатский клуб не имеет сети молодежных академий в других странах, тогда как ведущие клубы европейской «большой пятерки» располагают сетью академий в разных частях света. Именно в социальной сфере разрыв между европейскими и азиатскими клубами наиболее велик.
В целом, во всех сферах международной деятельности футбольных клубов на данный момент заметно превосходство европейских футбольных клубов над азиатскими. Это же подтверждает и мир-системный анализ всех этих сфер. Очевидно, наиболее проблемным регионом в футбольном плане является регион Средней Азии и Ближнего Востока, где большинство стран относятся к периферии по международной деятельности клубов. Также к странам периферии относятся беднейшие азиатские страны, а из европейских государств ближе всего к этой зоне находится Исландия. Наиболее развита международная деятельность клубов стран «большой пятерки» УЕФА, Бенилюкса, Турции и Греции. Клубы этих государств сочетают высокую привлекательность для легионеров и иностранных специалистов, высокие спортивные результаты в континентальных соревнованиях, инвестиционную привлекательность и высокую социальную ответственность. Именно эти страны составляют ядро футбольного мира в контексте международной деятельности клубов.
Интересно также рассмотреть эти команды с точки зрения перспектив их развития и развития их международной деятельности. Здесь уже ситуация в Азии выглядит лучше, так как большинство азиатских футбольных чемпионатов обладают серьезным потенциалом, а государственная политика по части развития футбола, например, в Китае, или коллективные договоры по развитию футбола в АСЕАН открывают перед клубами этих стран серьезные перспективы. Страны Северной Европы показывают гораздо меньший потенциал для развития, чем перечисленные азиатские страны, пусть на данный момент они и находятся на более высоком уровне. В первую очередь, это связано с естественными ограничениями в северных странах, заключающихся в неблагоприятных климатических условиях для игры в футбол. К сожалению, у клубов стран Средней Азии, Ближнего Востока и наименее развитых стран из числа азиатской футбольной периферии в данный момент нет достаточного потенциала для развития, и пока не будут решены внутренние проблемы этих государств, футбол здесь не получит должного развития. А пока в Азии будет существовать настолько проблемный регион, о формировании азиатской футбольной системы говорить будет невозможно, что и будет обуславливать отставание этого региона от Европы, где все клубы вовлечены в активное взаимодействие между собой.
В целом, можно констатировать отставание азиатских футбольных клубов от европейских в уровне развития их международной деятельности. Тем не менее, многие азиатские страны обладают большим потенциалом для развития футбола в будущем, и, что также немаловажно, на государственном уровне в некоторых из них предпринимаются конкретные шаги по развитию этого вида спорта. Очень перспективным в этом плане выглядит регион Юго-Восточной Азии, где в скором будущем возможен подъем местного футбола. Также серьезными перспективами для развития обладают клубы Восточной Европы и Восточной Азии, к которым традиционно приковано внимание как к наиболее перспективным. Конечно, рано говорить о достижении футбольными клубами Азии в ближайшем будущем уровня развития международной деятельности, сопоставимого с уровнем лучших европейских команд. Однако можно с уверенностью говорить о том, что футбольные клубы большинства азиатских стран в ближайшие годы имеют серьезный потенциал для развития и способны выйти на качественно новый уровень в своей международной деятельности.
Развитие футбола и повышение возможностей футбольных клубов привело к тому, что в 1994 году Дж. Бейл и Дж. Магуайр положили начало изучению данного вида спорта с научной точки зрения. С тех пор футболу было посвящено множество исследований, в которых применялись различные подходы в зависимости от тех аспектов, которые были наиболее интересны авторам на тот момент. Большинство ранних исследований были посвящены футбольной миграции и факторам, влияющим на нее. Позже, с проникновением футбола в другие сферы, появились работы, изучающие экономическую составляющую, менеджмент футбольных клубов, а также подходы, анализирующие влияние футбола на политические отношения. Многие из них использовали существующие в других науках подходы и применяли их в реалиях футбольного мира – например, так поступил П. Дабри, первым предложивший разделить футбольный мир на зоны ядра и периферии. Позже, исследователи развили эти идеи, полноценно применив на футбольном мире принцип мир-системного анализа И. Валлерстайна, А.Г. Франка и Ф. Боделя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный подход применим при исследовании международной деятельности футбольных клубов.
Акцент многих исследователей на футбольной селекции и экономической сфере деятельности клубов характеризует их как ключевых. Социальную сферу обычно рассматривали исключительно в контексте футбольной миграции, однако современная ситуация в мире и общее повышение уровня социальной ответственности клубов предопределило ее включение в список сфер для исследования как не менее важную для современного футбольного клуба. Таким образом, селекционную, экономическую и социальную сферы международной деятельности футбольных клубов можно назвать ключевыми, и именно они рассмотрены в данном исследовании.
С точки зрения селекции – то есть, поиска и отбора футболистов, европейские клубы являются гораздо более привлекательными для легионеров, чем азиатские, где только Япония, ОАЭ и Саудовская Аравия показывают близкий к европейскому уровень в этом аспекте. Схожая ситуация складывается и с иностранными тренерами – азиатские клубы часто не имеют средств для приглашения специалистов из-за границы, а многие страны Азии, в особенности Средней Азии и Ближнего Востока, отличаются низким уровнем жизни и непривлекательны для иностранцев. Это приводит к тому, что некоторые азиатские страны вообще не представлены на международной арене, что сильно бьет по их развитию и имиджу. В экономической сфере европейские футбольные клубы являются гораздо более привлекательными для иностранных инвестиций, чем азиатские, причем особенно выделяются клубы стран Западной Европы. При этом азиатские предприниматели и компании охотно вкладываются в крупные футбольные клубы, что обуславливает связь между Европой и Азией в экономическом аспекте. Что же касается социальной сферы, то благотворительная деятельность практикуется всеми европейскими клубами, а вот достаточно много азиатских команд не имеют финансовых возможностей для благотворительности. Кроме того, ни один азиатский клуб не имеет сети молодежных академий в других странах, тогда как ведущие клубы европейской «большой пятерки» располагают сетью академий в разных частях света. Именно в социальной сфере разрыв между европейскими и азиатскими клубами наиболее велик.
В целом, во всех сферах международной деятельности футбольных клубов на данный момент заметно превосходство европейских футбольных клубов над азиатскими. Это же подтверждает и мир-системный анализ всех этих сфер. Очевидно, наиболее проблемным регионом в футбольном плане является регион Средней Азии и Ближнего Востока, где большинство стран относятся к периферии по международной деятельности клубов. Также к странам периферии относятся беднейшие азиатские страны, а из европейских государств ближе всего к этой зоне находится Исландия. Наиболее развита международная деятельность клубов стран «большой пятерки» УЕФА, Бенилюкса, Турции и Греции. Клубы этих государств сочетают высокую привлекательность для легионеров и иностранных специалистов, высокие спортивные результаты в континентальных соревнованиях, инвестиционную привлекательность и высокую социальную ответственность. Именно эти страны составляют ядро футбольного мира в контексте международной деятельности клубов.
Интересно также рассмотреть эти команды с точки зрения перспектив их развития и развития их международной деятельности. Здесь уже ситуация в Азии выглядит лучше, так как большинство азиатских футбольных чемпионатов обладают серьезным потенциалом, а государственная политика по части развития футбола, например, в Китае, или коллективные договоры по развитию футбола в АСЕАН открывают перед клубами этих стран серьезные перспективы. Страны Северной Европы показывают гораздо меньший потенциал для развития, чем перечисленные азиатские страны, пусть на данный момент они и находятся на более высоком уровне. В первую очередь, это связано с естественными ограничениями в северных странах, заключающихся в неблагоприятных климатических условиях для игры в футбол. К сожалению, у клубов стран Средней Азии, Ближнего Востока и наименее развитых стран из числа азиатской футбольной периферии в данный момент нет достаточного потенциала для развития, и пока не будут решены внутренние проблемы этих государств, футбол здесь не получит должного развития. А пока в Азии будет существовать настолько проблемный регион, о формировании азиатской футбольной системы говорить будет невозможно, что и будет обуславливать отставание этого региона от Европы, где все клубы вовлечены в активное взаимодействие между собой.
В целом, можно констатировать отставание азиатских футбольных клубов от европейских в уровне развития их международной деятельности. Тем не менее, многие азиатские страны обладают большим потенциалом для развития футбола в будущем, и, что также немаловажно, на государственном уровне в некоторых из них предпринимаются конкретные шаги по развитию этого вида спорта. Очень перспективным в этом плане выглядит регион Юго-Восточной Азии, где в скором будущем возможен подъем местного футбола. Также серьезными перспективами для развития обладают клубы Восточной Европы и Восточной Азии, к которым традиционно приковано внимание как к наиболее перспективным. Конечно, рано говорить о достижении футбольными клубами Азии в ближайшем будущем уровня развития международной деятельности, сопоставимого с уровнем лучших европейских команд. Однако можно с уверенностью говорить о том, что футбольные клубы большинства азиатских стран в ближайшие годы имеют серьезный потенциал для развития и способны выйти на качественно новый уровень в своей международной деятельности.



