Введение 3
Глава первая. Молодежные протестные движения Америки. Битники, хиппи. 8
Зарождение контркультурных протестных движений в Америке и их социокультурный контекст 8
Протестные движения и общественная мораль 18
Разрушая культуру 26
Протест и философская рефлексия 34
Глава вторая. Молодежные протестные движения Франции. Май’68. 39
Радикализация Франции 39
Университет и власть. Роль студенчества в событиях Мая’68 46
Искусство и революция 54
Незавершенная революция 61
Заключение 67
Список литературы 70
Общество в своем многовековом развитии познало как продолжительные периоды застоя, характеризующиеся стагнацией в культуре, так и времена, когда различные потрясения до неузнаваемости трансформировали знакомый мир. В истории 1950-е — 1970-е годы принято считать как раз таким периодом глобальных потрясений. Начавшись спонтанно, а после, тихо сойдя на нет, это было время необузданного идеализма или, как считают другие, безудержного разрушения. Многочисленные движения — культурные, политические и экономические добились больших успехов, растеряв многие из возможностей. Оценка этого периода времени никогда не будет однозначной, но уже сейчас можно говорить о его поистине революционном характере. Изменениям подверглись все сферы человеческой жизни, в истории мира был совершен переворот, определивший путь, по которому идет сейчас современное общество.
Принимая во внимание тот революционный характер, которым окрашены данные десятилетия, нельзя игнорировать ту роль, которую сыграла молодежь в свершении этого переворота. Выступив как одна из основных сил совершения революции, она противопоставила себя миру «взрослых», раскритиковала их привычки и законы, подвергла осмеянию идеалы. Восстав против существующей культуры, она попыталась преобразить мир, согласно собственным убеждениям о том, как будет правильно, или хотя бы постаралась создать свою, новую культуру. Уже Камю в своей работе «Бунтующий человек» говорит о том, какую роль протест играет в процессе осознания индивидом сопричастности всему человечеству, становится невозможным не говорить о созидательном свойстве бунта. Для Камю, бунт – есть самоочевидность, которая только и способна вырвать человека из его одиночества, через осознание своего индивидуального страдания уже как коллективного. Бунт, таким образом, оказывается несравненной по своей силе интегрирующей мощью.
Именно поэтому так важно обратиться к такому феномену как контркультура, которая оказалась невероятным по своей значимости специфическим явлением XX века и влияние которой ощущается по сей день.
Актуальность темы не исчерпывается ее историческим смыслом для прошлого столетия. Будучи ответом на развитие капитализма, напряжение политической обстановки, технократизацию общества и процессы стандартизации и унификации среди человечества бунт молодежи обозначил ошибочность пути, по которому стало развиваться общество после Второй мировой войны. Таким образом, появление контркультуры является характерным признаком существования кризиса в обществе. Так как тенденция к возникновению контркультурных течений сохраняется и в наши дни, всегда встает вопрос о состоянии современной нам доминирующей культуры. Более того, при понимании процессов, происходящих во второй половине прошлого столетия, становится возможным более глубокое понимание современного нам мира и векторов его развития. Исследование представляет особый интерес для работников сферы образования, так как в ней поднимаются вопросы о взглядах и роли представителей студенчества на организацию учебного процесса и политику.
Появление термина «контркультура» связано с именем Т. Роззака. Одной из первых работ, посвященной данной теме, была книга Ч. Рейча «Зеленеющая Америка». Наиболее известными представителями, исследовавшими контркультуру, на Западе являются также: Дж. М. Иингер, 3. Бжезинский, Д. Белл, и Э. Тирьякян. В нашей стране данной проблематикой занимались: К. Г. Мяло, Ю. Н. Давыдов и И. Б. Роднянская. Контркультуру в рамках одного из видов субкультуры рассматривают: К. М. Хоруженко, Д. С. Титов, а также И. Г. Хангельдиева. В тесной связи с влиянием «новой левой» идеологии контркультуру рассматривают: Э. М. Розенталь, Э.Я. Баталов, В.В. Бибихин, А. К. Бычко и Т. Е. Логачева.
Цель данной работы — рассмотреть наиболее значимые молодежные контркультурные движения Америки, как одну из важнейших сил революции, а также события во Франции в мае 1968 года, обосновать причины возникновения и осуществить их социально-культурный анализ, раскрыть характер их проявления в обществе и прояснить их влияние на дальнейшее развитие культуры и общества.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих задач:
- Охарактеризовать современную для контркультурных движений ситуацию в мире и стране;
- Рассмотреть основные подходы к появлению такого феномена как контркультура;
- Выявить сущностные характеристики контркультуры, прояснить их происхождение;
- Прояснить взаимоотношения общественной морали и морали контркультурных движений:
- Обозначить и дать анализ тех изменений в культуре, которые стали следствием деятельности представителей молодежных течений.
Объектом исследования выступает феномен протестных движений как таковой, а предметом — возникновение и деятельность таких ярких молодежных течений как бит-поколение и хиппи, а также студенческое движение во Франции 1968 года.
В данной работе рассматриваются молодежные протестные движения США и Франции второй половины XX века. Выбор территориальных и хронологических рамок исследования обусловлен высокой степенью их влияния и интенсивностью, а также относительно специфическим характером. К последнему можно отнести то обстоятельство, что, в отличие от ФРГ, «бунт против отцов» в этих странах не был отягощён переоценкой преступлений прошлого и формирования культуры вины. От Италии же его отличало не только неприятие террора, но и ориентация во многих случаях на ненасилие. Наконец, в Англии контркультурные и протестные движения, по большей части, находили своё выражение во внешнем позёрстве, эпатаже, не ориентированном на формирование более-менее целостного мировоззрения. Что касается молодёжи в других западных странах, то она выступала в качестве зрителя.
При работе применялись следующие методы: историко-типологический метод, историко-генетический метод, метод структурно-функционального анализа, метод системного анализа, дескриптивный метод.
Для описания молодежных протестных движений, критериев их анализа и обозначения различий используются работы К.Г. Мяло и Т. Роззака, Ги Дебора, Ч. Рейча, Г. Маркузе. В качестве базы для исследования в изменениях морали в качестве основы рассматривались труды таких авторов, как А.А. Гусейнов, Л.В. Баева, Ю.Н. Давыдов и Е.В. Беляева. В исследовании также используются многочисленные работы наблюдавших развитие движения и участвовавших в нем - Дж. Керуак, Д. Кон Бендит, К. Росс, У. Берроуз.
Исследование содержит две главы, разделенные по территориальному признаку, каждая из которых рассматривает молодежные протестные движения в их историческом контексте, в связи с изменениями в сфере культуры, а также указывает на их влияние в дальнейшем развитии общества.
Работа призвана показать связь возникновения контркультуры с кризисом общества, а также указать пути и способы преодоления последнего. Молодежные протестные движения не только критикуют существующие идеалы и нормы, но также участвуют в процессе формирования новых ценностных ориентаций. Контркультурные течения способствуют самопознанию угнетенных классов, а их деятельность направлена на реабилитацию последних.
Новизна исследования состоит в том, чтобы рассматривать молодежные движения Франции и Америки, как феномен, который, несмотря на географическую удаленность, имел общие основания.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для дальнейших исследований контркультурных течений, а также для подготовки лекционных курсов для высших учебных заведений.
При внимательном анализе социокультурного контекста, на фоне которого зарождались протестные движения, причины возникновения последних становятся особенно очевидны. Среди них особо стоит выделить: кризис капиталистической и социалистической моделей общества, рост среднего класса и его самосознания, плюрализм идейных течений, технократизация общества, милитаризация общества со стороны государств.
Молодежный характер протестных движений, с одной стороны, обеспечил им больший потенциал, так как его участники в меньшей степени были включены в уже существующую систему, а также обладали большим воображением, с другой, это несколько изолировало протестные движения от остального общества, а отсутствие контроля над важными экономическими ресурсам существенно ограничивало ущерб, который они могли нанести. Так, события Мая имели столь большое значение в большей степени благодаря союзу студентов с рабочими фабрик.
Технократизация общества, активно критикуемая Т. Роззаком, невнимание к экологии, а также угроза ядерной войны, социальное неравенство и сексуальная закрепощенность послужили плодородной почвой для образования огромного числа различных по своим целям и взглядам революционных движений, а распространение популярности университетов, как одно из проявлений общества Изобилия, сделало их местом зарождения большинства течений и обусловило их молодежный характер.
Кризис ценностей общества привел к необходимости поиска новых норм и морали. Существенный вклад данными движениями был внесен в ходе сексуальной революции, изменениям подвергся институт брака.
Именно благодаря событиям данного периода обнажается недостаточность таких популярных философских направлений, как структурализм и экзистенциализм, что становится причиной перехода к постструктурализму, где главная роль отведена случаю, шансу, событию.
Становится возможным говорить об осуществлении революции в искусстве, совершенной представителями молодежной контркультуры. Желание сделать искусство доступным для масс соответствовало духу того времени.
Молодежные протестные движения второй половины XX века больше, чем любые другие социальные явления, способствовали изменению климата в обществе. Даже если некоторые из них были непродолжительными, они существенно изменили баланс ценностей в развитом капиталистическом обществе, а также подготовили почву для других социально важных движений будущего. Так, новый толчок к развитию получила борьба за гражданские права в США. Многими отмечается, что деятельность молодежных протестных течений второй половины XX века тесно связана с угасанием классовой политики и установлением политики ориентированной на культуру и социальную идентичность.
Восходящая и расширяющаяся волна протеста обеспечила обстановку, в которой стало возможно изменение взглядов на дальнейшее развитие от фатализма и принятия к идее о том, что социальный порядок может и даже должен подвергаться критике, а также изменениям. То, что раньше казалось зафиксированным и не подлежащим переменам, в ходе волны протестов оказалось гибким и подвижным, открытым для практических вопросов. Чувство относительного бессилия, которое царило в повседневной жизни еще в первой половине XX века, сменилось надеждой.
И хотя контркультура выступает явлением далеко неоднозначным, сложно отрицать ту роль, которую она сыграла в изменениях, происходящих во второй половине XX века. Г. Маркузе отмечал феноменальное значение молодежных протестных движений в одном из своих интервью следующим образом: «Период хиппи и йиппи поистине героический. Они сделали свое дело, выполнили бесценную работу. Они были героями. Они, вероятно, все еще существуют, но мы уже перешли в другой период, более высокий период с точки зрения исторического прогресса. Сейчас мы находимся в центре организованной контр-революции».
Настроения, которые царили в обществе того периода, прекрасно описывают слова Ж. Бодрийяра: «Закон, который нам навязан, есть закон смешения жанров. Все сексуально, все политично, все эстетично. Все одновременно принимает политический смысл, особенно с 1968 года: и повседневная жизнь, и безумие, и язык, и средства массовой информации, и желания приобретают политический характер по мере того, как они входят в сферу освобождения и коллективных, массовых процессов. В то же время все становится сексуальным, все являет собой объект желания: власть, знания - все истолковывается в терминах фантазмов и отталкивания; сексуальный стереотип проник повсюду. И одновременно все становится эстетичным: политика превращается в спектакль, секс - в рекламу и порнографию...».
Такой феномен как контркультура не может быть проигнорирован, и он по-прежнему остается поводом жарких дискуссий в научном сообществе.
1. Арендт Х. О насилии / Х. Арендт Пер. с англ. Г.М. Дашевского М.: Новое издательство, 2014. — 148 с.
2. Баева Л. В. Философия молодежных движений: от пацифизма до экстремизма / Л.В. Баева: монография. – Астрахань: Астраханский государственный университет, «Астраханский университет», 2012. - 232 с.
3. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. М.: Наука, 1982. - 336 с.
4. Баталов Э.Я. Философия бунта (критика идеологии левого радикализма) / Э.Я. Баталов. - М.: Политиздат, 1973. - 222 c.
5. Берджесс Э. 1985 / Э. Берджесс : Пер. с англ. А. Комаринец . - СПб.: АСТ, 2015. - 320 с.
6. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фр., послесл. и примеч. Самарской Е.А. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
7. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански Э. Кьяпелло // Логос. 2011. No 1. С. 76—102.
8. Вдовина И. С. Французский персонализм (1932—1982): Учеб, пособие для филос. фак. ун-тов. / И.С. Вдовина — М.: Высш. шк., 1990. - 151 с.
9. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен; пер. с англ. Сорокиной С.Г. – М.: Прогресс, 1984. – 368 с.
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, // Избранные произведения: Пер. с ... Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
11. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / Ю.Н. Давыдов. - Москва: Молодая гвардия, 1982. - 287 с.
12. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор - М.: Логос, 2000-224 с.
13. Делез Ж. Мая 68-го не было / Ж. Делез - М.: АД Маргинем Пресс, 2016. — 96 с.
14. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари - Екатеринбург: У-Фактория, 2010 - 895 с.
15. Дойл К. Месяц революции. Уроки всеобщей забастовки / К. Дойл. - М., СПб.: Рабочая демократия, 1993. - 104 с.
16. Инглхарт, Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Р. Инглхарт; [пер. с англ. С. Л. Лопатина]. – Москва: Мысль, 2018. – 346 с.
17. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А.Камю; Пер. с фр. – Москва: Политиздат, 1990. – 415 с.
18. Керуак Д. В дороге / Д.Керуак; Пер. с англ. В.Коган. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 384 с.
19. Курлански М. 1968 год, который потряс мир / М. Курлански М.:АСТ - 2008 - 543 с.
20. Майлз Б. Бит Отель: Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 1957-1963 / Барри Майлз; Пер. с англ. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2013. – 330 с.
21. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени / К. Манхейм; пер. с нем. и англ. — М.: Изд-во РАО Говорящая книга, 2010, —. 744 с.
22. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г.Маркузе; Пер. с англ. - Москва: REFL-book, 1994. – 368 с.
23. Мяло, К.Г. Под знаменем бунта (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов) / К.Г.Мяло. - Москва: Молодая гвардия, 1985. – 290 с.
24. Перек Ж., Кюртис Ж.-Л., Ремакль А. Французские повести / Ж. Перек, Ж.-Л. Кюртис, А. Ремакль : Пер. с фр. / Сост. и вступ. ст. Ю. П. Уварова; Ил. В. Л. Гальдяева. М.: Правда, 1984. - 640 с.
25. Перек Ж. Человек, который спит / Ж. Перек. - М.: ИД “Флюид”, 2006. - 42 с.
26. Ремонд Р. История Соединенных Штатов Америки / Р. Ремонд; пер. с фр. Воропаева В.П. – М.: АСТ: Астрель, 2006. - 190 с.
27. Розенталь Э. Парадоксы протеста: Очерки о молодежи Запада / Э. Розенталь. М.: 1985. – 273 с.
28. Роззак Т. Истоки контркультуры / Т. Роззак; Пер. с англ.
О.А. Мышаковой. - Москва: АСТ, 2014. - 384 с.
29. Сартр, Ж.-П. Тошнота: Избр. Произведения / Ж.-П.Сартр; Пер. с фр. – Москва: Республика, 1994. – 496 с.
30. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен — М., 1998. - 133с.
31. Фромм Э. Бегство от свободы / Э.Фромм; Пер. с англ. – Москва: Прогресс, 1990. – 272 с.
32. Гросс, Отто. О преодолении кризиса культуры / Отто Гросс // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. Тексты, иллюстрации, документы. - Москва: Республика, 2001. – 560 с.
33. Керуак Джек. Основные принципы импровизационной прозы / Джек Керуак // Антология поэзии битников. - Москва: Ультра. культура, 2004. – 784 с.
34. Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. В. Куренной // М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с.
35. Медведев К. Адибеков К. Борьба на два фронта Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов. 1968-1972: сб. статей / сост. и пер. К. Медведев,
К. Адибеков, Б. Нелепо, С. Дорошенко. М.: Свободное марксистское издательство, 2010. - 111 с.
36. Мерль Р. За стеклом / Мерль Р. Пер. с франц. JI. Зониной; Предисл. Е. Амбарцумова. М.: Прогресс, 1972. - 368 с.
37. Сидоров А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.): Монография. / А.Н. Сидоров – Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006. - 102 с.
38. Соловьёв, А.В. Общество потребления и движение контркультуры в США во второй половине XX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - N 30.
39. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие. – М., 29 1992.
40. Хаустов Д. Битники. Великий отказ, или путешествие в поисках Америки / Д. Хаустов. — М.: Рипол-Классик, 2017. - 300 с.
41. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Магистериум Касталь, 1996. - 448 с.
42. Ширяев, В.Г. Франкфуртская школа о контркультуре: попытки авторской реконструкции / В.Г.Ширяев // Теории и проблемы политических исследований. - 2012. - N 2-3.
43. Безрукова П. Я. 1968 год: в поисках новых смыслов [Электронный ресурс] / П. Я. Безрукова // НП/NP. - 2018. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/1968-god-v-poiskah-novyh-smyslov
44. Беляева, Е.В. Исторические формы общественной морали [Электронный ресурс] / Е.В. Беляева //Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. – М.: Альфа–М, 2009. – С. 106–118 - Режим доступа:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/55685
45. Бенвенуто С. «Наслаждайся без помех!». Пятьдесят лет тому назад в Париже [Электронный ресурс] / С. Бенвенуто // - М. : Лаканалия 2018. - 28.- 209 с. - Режим доступа:
chromeextension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.lacan.ru/wp-content/uploads/2017/08/lcn028_not_a_toy.pdf
46. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Электронный ресурс] / Жан Бодрийяр; Пер. на русс.: Л. Любарская, Е. Марковская. - Москва: Добросвет, 2000. – 257 с. - Режим доступа: http://smolsoc.ru/images/referat/a264.pdf.
47. Гревцева А. Место и роль ценностей постмодернизма в «культурной глобализации» [Электронный ресурс] / А.Гревцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - N 7. - С.17-22. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-tsennostey-postmodernizma-v-kulturnoy-globalizatsii.
48. Гусейнов, А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) [Электронный ресурс] / А.А. Гусейнов // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. – М.: Альфа–М, 2009. – С.36-49. - Режим доступа: https://guseinov.ru/publ/Moral_individ_society.html
49. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 е) [Электронный ресурс] / Г. Дебор Сост. и коммент. и примеч. С. Михайленко. М.: Гилея, 2018. - Режим доступа: http://hylaea.ru/debord_situationisty.html
50. Сейсяни В. Феномен контркультуры в социально-философском аспекте [Электронный ресурс] / В.Сейсяни // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - N 2-3. - С.745-748. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kontrkultury-v-sotsialno-filosofskom-aspekte.
51. Сейсяни В., Хохрина Е. Взлет и падение американской контркультуры 1960-х в свете концепции культурной гегемонии Антонио Грамши [Электронный ресурс] / В.Сейсяни, Е.Хохрина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - N 2-5. - С.1344-1346. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vzlet-i-padenie-amerikanskoy-kontrkultury-1960-h-v-svete-kontseptsii-kulturnoy-gegemonii-antonio-gramshi
52. Подорога В. Конец эпохи революций: Что дальше? [Электронный ресурс] / В. Подорога // Русский репортер. - 2008. - № 22. Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2008/22/podoroga/
53. Чибисова, О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры [Электронный ресурс] / О.В.Чибисова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 2. - С.225-228. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-hippi-do-hipsterov-evolyutsiya-kontrkultury.
54. Adams, J.T. The Epic Of America / J.T. Adams. – Boston: Little, Brown and company, 1931. – p. 404.
55. Campbell J. This is the Beat Generation: New York, San Francisco, Paris / J.Campbell. - University of California Press, 1999. – 320 pages.
56. Reich, Charles A. The Greening of America. New York: i 1 Ban tam Books, Inc. , June, -19 71.
57. Cohn-Bendit D. Cohn-Bendit G. Obsolete Communism The Left-Wing Alternative / Daniel Cohn-Bendit and Gabriel Cohn-Bendit Translated by Arnold Pomerans McGraw-Hill Book Company New York St. Louis Sail Frallcisco. 256 pages.
58. Coontz, Stephanie. A Strange Stirring: The Feminine Mystique and American Women at the Dawn of the 1960s / Stephanie Coontz. - New York: Basic Books, 2011. - 248 pages.
59. Debord G. La Planète malade Paris / G. Debor, Gallimard, 2004 P 77–94 pages.
60. Feenberg A., Freedman J. When Poetry Ruled the Streets / Andrew Feenberg, Jim Freedman. - SUNY Press, 2010 - 220 pages.
61. Gray, Richard J. A history of American literature / Richard J. Gray. - Malden, MA : Blackwell Publishing, 2004. - 952 pages.
62. Kerouac, Jack. 'Lamb, No Lion', in The Portable Jack Kerouac / Jack Kerouac. - New York : Viking, 1995. – 621 pages.
63. Reich, C. A. The Greening of America / C. A. Reich. - .New York: Random House - 1970. - 433 pages.
64. Ross K., May ’68 and Its Afterlives / K. Ross - University of Chicago Press, 2002 - 238 pages.
65. Stone, Skip. Hippies From A to Z: Their Sex, Drugs, Music and Impact on Society from the Sixties to the Present / Skip Stone. - Silver Stone, NM : Hip, Inc., 1999. – 164 pages.
66. Holmes, John Clellon. This Is the Beat Generation / John Clellon Holmes // New York Times Magazine. - 1952. - November 16.
67. Carmona, Christopher Richard. Keeping the Beat: The practice of a beat movement: Office of Graduate Studies of Texas A&M University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy [Электронный ресурс] / Christopher Richard Carmona. - Brownsville, 2012. – 263 pages. - Режим доступа:
http://oaktrust.library.tamu.edu/bitstream/handle/1969.1/ETD-TAMU-2012-08-11509/CARMONA-DISSERTATION.pdf?sequence=2.
68. Gimson, S. 1968 and all that: One of France’s leading journalistic historians discusses the new style of French protest : Index on Censorship 46. - 2017 - December 4 : 44–47 pages. - Режим доступа:
https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0306422017748805#articleCitationDownloadContainer.
69. Gitlin, Todd. The Sixties: Years Of Hope, Days Of Rage [Электронный ресурс] / Todd Gitlin. - New York : Bantam Books, 1987. - 424 pages. - Режим доступа:
https://ia902604.us.archive.org/0/items/TheSixties/yearsofhope.pdf.
70. Huddleston, Diane M. The Beat Generation: They Were Hipsters Not Beatniks [Электронный ресурс] / Diane M.Huddleston. - Department of History seminar paper, Oregon University, 2012. -17 pages. - Режим доступа: http://digitalcommons.wou.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=his.
71. Maarten, Luyten. The Beat Generation’s Influence On Rock And Roll: Bachelor in de Taal- en Letterkunde: Nederlands - Engels [Электронный ресурс] / Luyten Maarten. – Gent, 2012. – 35 pages. – Режим доступа: http://www.english.ugent.be/file/47.
72. Steinbeig, Jeffrey. From Cybernetics to Littleton: Techniques of Mind Control [Электронный ресурс] / Jeffrey Steinbeig // EIR. - 2000. - May 5. - Режим доступа: http://www.larouchepub.com/eiw/public/2000/eirv27n18-20000505/eirv27n18-20000505.pdf.
Weiss, R. The American Myth of Success from Horatio Alger to Norman Vincent Peale. / R. Weiss. – IL: University of Illinois Press, 1988. – 288 pages.
73. Whiston, Paul. The Working Class Beats: a Marxist analysis of Beat Writing and Culture from the Fifties to the Seventies [Электронный ресурс] / Paul Whiston // Sheffield Online Papers in Social Research. - Режим доступа: https://www.sheffield.ac.uk/polopoly_fs/1.71446!/file/2whiston.pdf.
74. Yinger, J. Milton. Contraculture and Subculture [Электронный ресурс] / J. Milton Yinger // American Sociological Review. - 1960. - N 5. - p. 627. - Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/2090136.