Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансовая культура домашних хозяйств на примере г. Санкт-Петербурга

Работа №131435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Экономические подходы к анализу проблемы принятия финансовых решений в домохозяйстве 7
1.1 Неоклассическая теория и ее критика 7
1.2 Новая поведенческая экономика 8
Глава 2. Социологические подходы к анализу проблемы принятия финансовых решений в домохозяйстве.
2.1. Социологическое значение денег 14
2.2 Финансовая культура домохозяйства 25
Глава 3. Эмпирическое исследование 27
3.1 Бюджеты домашних хозяйств 27
Заключение
Литература


Домохозяйства являются важным элементом национальной экономической системы, они не только поставщики экономических ресурсов, но и основные потребители. Выполняя свои функции, домохозяйства оказывают влияние на такие глобальные процессы как перераспределение национального дохода, рост инвестиций в экономике и развитие рыночных отношений в стране.
Как потребительская единица домохозяйства оказывают влияние на изменение маркетинговых процессов и становятся объектом их изучения по двум причинам: 1) многие товары покупаются всей семьей или домохозяйством и 2) покупательские решения отдельных субъектов могут во многом зависеть от влияния остальных членов семьи. Изучение покупательных способностей отдельной личности отходит на второй план, а более актуальным становится экономическое поведение домохозяйства. Одной из главных причин такой трансформации является увеличение нестандартных форм совместного проживания и браков (ведения хозяйства и создания семейной организации).
Однако в рамках социо-экономического исследования домохозяйств следует уделить внимание и другим актуальным вопросам. Как различные семьи распоряжаются своими доходами? Почему одни семьи инвестируют в образование детей, а другие расходуют семейные средства на бытовую технику? Здесь два объяснения. Во-первых, финансовые ситуации выбора по-разному социально маркированы, если говорить об отношении «ценность-действие». Во-вторых, на принятие финансовых решений домохозяйств оказывает влияние финансовая культура (национальные и внутрисемейные традиции, объем накопленного экономического и культурного капитала, уровень развития глобальной экономики и тип экономической системы, в которой находится домохозяйство).
Состояние финансового положения домашних хозяйств является показательным для состояния национальной экономики того или иного государства. Выполняя свои функции, домохозяйства оказывают влияние на такие глобальные процессы как перераспределение национального дохода, рост инвестиций в экономике и развитие рыночных отношений в стране. Поэтому прикладное изучение домохозяйств, стремление понять те механизмы, которые управляют процессами в принятии экономических решений необходимо для решения многих задач. Это эффективное использование финансовых и других институтов, общее улучшение экономического состояния страны путём вовлечения населения в различные финансовые операции, в частности на фондовом и валютном рынках, повышение уровня финансовой культуры.
Финансовая культура домохозяйств - это вид финансово-экономического поведения социальной группы, состоящей в родственных отношениях, в вопросах управления доходами и расходами, выбора стратегии распределения бюджета, сбережений и инвестирования семейных финансовых средств. Современная глобальная финансовая культура предполагает финансово грамотное поведение, т.е. обладание совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.
Финансовые установки и финансовая грамотность - это две составляющие понятия финансовой культуры. Разница в установках домохозяйств на бытовом уровне относит их к разным классификациям. И уже внутри них можно наблюдать дифференциацию по принятию финансовых решений и приоритизации расходов.
Проблема настоящего исследования заключается в отсутствии качественных социологических данных, на основе которых можно построить модель управления семейными финансами, описывающими финансовую культуру «средних» домохозяйств г.Санкт-Петербурга в современный экономический период 2014-2019 гг.
Предполагается получить некоторые результаты, которые подтвердят или опровергнут следующие гипотезы:
1) Финансовая культура в домохозяйствах в больших и малых городах отличается. Это относится, прежде всего, к распределению ролей в вопросе принятия финансовых решений внутри семьи.
2) Домохозяйства со средним уровнем доходов не имеют тенденции к накоплению и инвестированию.
3) Крупные финансовые решения члены домохозяйства (супруги) принимают совместно.
Целью исследования является изучение финансовой культуры домашних хозяйств.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие за-дачи:
1) Рассмотреть неоклассический экономический подход к анализу финансов домохозяйств.
2) Рассмотреть подход новой поведенческой экономики к анализу принятия финансовых решений домохозяйств.
3) Изучить социо-культурный подход к анализу финансов в новой экономической социологии.
4) Представить социо-экономической исследование финансовой культуры американских домохозяйств.
5) Представить методологическую рамку качественного социологического исследования финансовой культуры домохозяйства.
6) Проанализировать эмпирические данные о финансовом поведении петербургских домохозяйств.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
Исследования финансового поведения Д.Канемана, A.Тверски, Р.Талера, К.Санстейна, Д.Ариэли, концепция социального значения денег В. Зелизер, концепция «ритуализированных рынков» Ф.Верри, социо-экономическое исследование финансовой культуры А.Голдштейна, Н.Флигстина.
Эмпирическая база исследования:
В данной работе домохозяйства будут ранжироваться по общему уровню дохода. В современном обществе нет официальной градации, чтобы отнести домохозяйства к «бедным» или «средним». Категория социального класса так же не имеет общепринятого значения и метода ее измерения. В то же время существуют такие статистические категории наблюдения, как «мало-имущие», «многодетные», которые являются целевой группой поддержки со стороны государственной социальной политики.
В 2017 г. Федеральная служба государственной статистики опубликовала исследование о типологии домохозяйств, исходя из уровня их дохода. Так «бедные» - это домохозяйства, в которых семейный доход составляет от 7-8 тыс. рублей, «крайняя нищета», до 30 тыс. руб. - «просто бедные». «Средние» домохозяйства имеют доход от 30 до 60 тыс. руб. в месяц, а «богатые» - от 90 тыс. руб. По данным Госкомстата, 49,2% домохозяйств России, давая характеристику своему финансовому положению, отмечают, что им хватает денег на еду и одежду, но они не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. В целом, это характеризует Россию как страну с невысоким уровнем жизни населения.
Поэтому для исследования была выделена целевая группа, которая по большей части принадлежит к категории «средних». Она обладает следующими эмпирическими характеристиками: это семья с двумя родителями и двумя детьми, со средним или ниже среднего доходом. Для таких семей покупка холодильника или стиральной машины – это покупка на накопленные деньги или покупка в кредит. Семьи проживают в г. Санкт-Петербурге (большой город) и г.Великий Новгород (малый город) (данные взяты для сравнения). Родители преимущественно работают в коммерческих фирмах и государственных учреждениях, их них 83% имеют высшее образование, 16% знают второй иностранный язык. Первый этап исследования заключался в сборе данных по доходам и расходам за февраль, март и апрель 2019 г., второй этап - глубинное интервью с партнерами домохозяйств о финансовых практиках в семье и распределении ролей.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего гайд интервью и транскрибирование одного интервью. Визуализация данных исследования представлена в трех таблицах и в трех диаграммах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Следует заключить, что современная модель ведения домашнего хозяйства в России претерпевает различные изменения, находясь под влиянием процессов мировой финансовой интеграции. Нужно признать домашние хозяйства самостоятельными субъектами хозяйствования, поскольку они являются собственниками финансовых и иных экономических ресурсов, самостоятельно ими распоряжаются и постоянно взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами, в том числе с финансовыми и нефинансовыми институтами. Поэтому финансы домохозяйств признаются уже как самостоятельный элемент финансовой системы.
В условиях санкций со стороны западных государств в отношении Российской Федерации крайне важным представляется приоритетное использование внутренних инвестиционных ресурсов, прежде всего — населения, или домашних хозяйств. Значимость указанного направления исследований обусловливается тем, что в XX веке основным источником накопления и инвестирования становятся именно сбережения всех слоев населения, которые на последующем этапе формируют финансовый рынок, ориентированный на экономический рост.
Активное сберегательное поведение предполагает высокий уровень финансовой грамотности, позволяющий адекватно воспринимать экономическую информацию, оценивать ее, принимать рациональные решения в отношении того или иного финансового продукта. Низкий уровень грамотности населения, в том числе финансовой, является фактором, препятствующим формированию гражданского общества в России, без которого немыслимо формирование цивилизованной рыночной среды.
Проблема формирования национальной финансовой культуры предполагает комплексный подход, в том числе учитывающий психологические аспекты, социально-статусные факторы, гендерные особенности, влияние на модель экономического (инвестиционного) поведения всех экономических субъектов, в том числе домашних хозяйств. Реальная экономическая практика свидетельствует о том, что поведение людей на финансовом рынке далеко не всегда строится на основе чисто рациональных установок. Экономический фактор является основным, но далеко не единственным для экономического поведения людей̆. Огромное влияние на мотивацию и выбор тех или иных моделей поведения клиента оказывают социально-демографические, социально-профессиональные и психологические факторы: пол, возраст, уровень образования, профессия, система ценностных установок, уровень правосознания и т. д.
Потребитель представляет собой целостную, открытую систему. Это одновременно человек экономический, человек социальный, человек психологический, причем все эти аспекты переплетены и взаимообусловлены.
Действительно, в реальные экономические процессы все ощутимее вторгается эмоциональный, психологический фактор: именно он часто играет решающую роль, приводя к превалированию эмоциональных оценок над диктуемой экономической логикой и рациональностью решениями. Отсюда следует логический вывод о необходимости исследования многостороннего поведения человека на рынке. Но по причине того, что индивид включён в систему домохозяйств, это исследование должно проводиться в условиях анализа потребительских группировок – домашних хозяйств.
Домашние хозяйства в крупном городе и маленьком городе тратят деньги почти одинаково. Основные категории – это супермаркеты, погашение кредитов, коммунальные платежи. Несмотря на разницу в размере бюджетов, домохозяйства определяют себя средними и ниже среднего по уровню финансов.
Предполагалось, что петербургские семьи будут более образованы в плане ведения семейного бюджета. Больший уровень заработных плат, развитая инфраструктура банков, финансовых институтов предполагает возможность открывать счета, инвестировать в имущество. У исследуемых домохозяйств в г. Великий Новгород нет ипотечных кредитований и счетов. Они откладывают деньги на краткосрочный период для крупных покупок или трат, используя традиционные способы.
Традициям подвержено и распределение ролей в домохозяйстве. Роль женщины, при том, что она может являться основным кормильцем в семье, не меняется. Она все так же ответственна за каждодневные покупки, поддержание домохозяйства в стабильном финансовом состоянии, контроле и учете. Решения о движениях финансов все же принимаются совместно, вне зависимости от кого приходит основной доход.
Наличие детей определенно влияет на траты домохозяйства в целом, предпочтения отдаются нуждам детей в первую очередь. Но на решения о крупных расходах влияет скорее не их наличие, а в целом приоритеты всех членов домохозяйства как семьи.
Основные выводы исследования, целью которого было описать процессы в домохозяйствах, касающиеся финансов и принятия решений о движении бюджета, можно сформулировать таким образом:
10) Основные траты домохозяйств приходятся на супермаркеты, оплату коммунальных услуг и кредиты.
11) Семьи почти не тратят денег на развлечения и еду вне дома.
12) Вне зависимости от доли доходов женщины, именно она занимается ведением домохозяйства, распределением финансов.
13) Решения о крупных покупках, затратах, кредитах не принимаются без участия мужчины.
Такие исследования в России проводятся редко. В первую очередь, сложность заключается в ограниченном доступе к информации о финансах внутри семей. Кроме того, в рекрутировании семей по нескольким определяющим чистоту исследования параметрам - составу, уровню доходов, локации.
Для более частных и обобщенных для многих домохозяйств данных следует проводить похожие исследования на большей выборке. Такие попытки могут раскрывать исследовательский вопрос о том, как же принимают финансовые решения семьи или стать основными данными для дальнейших исследований, точечно определяющих конкретное решение или роль одного из партнеров, например, с помощью экспериментов.
Данное исследование раскрыло шаги принятия финансовых решений в семье и основные роли в этом процессе. Зачастую, исследователи обращаются к количественным данным, которые бесспорно показательны и другие исследования должны на них опираться. Но поведение людей и их реакцию на изменения, положительные или отрицательные, сложно описать, не общаясь с ними, а лишь анализируя сводки доходов и расходов.
Поэтому важно изучать домохозяйства изнутри, увеличивать количество кейсов, добавлять экспериментальные методы и проводить масштабные исследования на стыке экономики, социологии и психологии.
Практически, выводы данного исследования могут быть полезны с точки зрения методологии. Оно уже проведено, сформированы определенные шаги получения и анализа данных, блок вопросов для членов домохозяйств. Так же стоит сделать акцент на полученном выводе о роли женщины. Маркетологи продолжают в рекламных кампаниях продуктов питания и товаров для дома использовать триггеры к покупке для женского пола. Более того, можно сделать предположение о том, что различие в финансовом поведении будет между маленьким городом и мегаполисом, рядом расположенные места на-селения вносят коррективы и не кардинально противоположные по своей финансовой культуре.
Цель выявить закономерности поведенческих особенностей внутри семьи и распределения финансовых массивов была достигнута. Первая гипотеза, касающаяся отличия городских и сельских домохозяйств, подтвердилась частично. Да, различия есть, петербургские семьи тратят больше, но в процентном соотношении доли отличаются на 2-3 единицы, поэтому разница в тратах пропорциональна уровню заработка. Домохозяйства со средним и ниже среднего уровнем доходов действительно не имеют тенденции к накоплению, как говорилось во второй гипотезе. Последняя гипотеза также под-твердилась - финансовые решения в семьях по большей мере принимают со-вместно.



1. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. Р.Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. 10-е изд. – Спб: Питер, 2007. С.557 – 594, с.560
2. Дж. М.Кейнс Общая теория занятости, процента и денег, М., Гелиос АРВ, 1999.
3. Зелизер В. Социальное значение денег. М.:ГУ ВШЭ, 2002
4. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе// Вестник Томского государственного университета 2010. №331, с. 135-142.
5. Кириллова Л.Н.. Роль финансов домохозяйств в России. с.147 – 155
6. Ричард Талер. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать = Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. — Эксмо, 2017. — 368 с.
7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г.Грязновой, место издания Финансы и статистика Москва, с. 243-244
8. Becker, Gary. 1981. A Treatise on the Family. Cambridge, MA: Harvard University Press.
9. Becker 1974
10. Goldstein A. The Emergence of a Finance Culture in American Households: Some Preliminary Evidence. Socio-Economic Review. 13: 575-601 (with Neil Fligstein)
11. Modigliani F., Brumberg R. Utility Analisys and the Consumption. In Post-Keynesian Economics, New Brunswick, N.J.: Ruttttgers University Press, 1954, p. 388-436.
12. Money Talks/ edited by V.Zelizer, N. Bandelj and Frederick Wherry. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2017.
13. My Money Obsession. In Angèle Christin, Agnès Gramain, and Florence Weber, Money and Value. Twenty Years after Viviana Zelizer’s The Social Mean-ing of Money. Books & Ideas / La Vie des idées. January 18, 2016.
14. Samson, A. (Ed.)(2015). The Behavioral Economics Guide 2015 (with an in-troduction by Dan Ariely). Retrieved from http://www.behavioraleconomics.com.
15. Thaler, Richard. 2015. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. New York: W. W. Norton.
16. Thaler, Richard and Cass Sunstein. 2008. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven: Yale University Press.
17. Wherry F. Analyzing the Culture of Markets. Yale University
18. Wherry F. Zelizer’s Approach in the American Academies. La Vie des Idées. http://www.booksandideas.net/Twenty-Years-After-The-Social-Meaning-of-Money.html 2016.
19. Wherry F. F. Ritualized Markets: The culture & Economics of Budgeting and Consumer Demand. Columbia University
20. Zelizer V. Remittance Circuits. In “From Economic to Social Remittances: An International Overview. Transnational Money Initiatives Working Paper Series, January 27, 2015 http://seminars.wcfia.harvard.edu/tsi/news/wp-jan2015.
21. Zaloom C. The Household: Finance. Correspondences. Cultural Anthropology website, August 7, 2017. Режим доступа: https://www.academia.edu/34505386/_The_Household_Finance._Correspondences_Cultural_Anthropology_2017_
22. Becker, G. S. (1974). A theory of social interactions. Journal of Political Econ-omy, 82(6), 1063–1093. http://dx.doi .org/10.3386/w0042
23. Becker, G. S. (1981). A treatise on the family. Cambridge, MA: Harvard University Press
24. Bertocchi, G., Brunetti, M., & Torricelli, C. (2014). Who holds the purse strings within the household? The determinants of intra-family decision making. Jour-nal of Economic Behavior & Organization, 101, 65–86. http://dx.doi.org/10.1016/j.jebo.2014.02.012
25. Mader, K., & Schneebaum, A. (2013). The gendered nature of intra-household decision making in and across Europe (Department of Economics Working Pa-per No. 157). Vienna, Austria: Vienna University of Economics and Business.
26. Goldstein A., Fligstein N. The emergence of a finance culture in American households, 1989–2007. Socio-Economic Review, Vol. 13, Issue 3, July 2015, Pp. 575–601,https://doi.org/10.1093/ser/mwu035


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ