Введение
Глава I. Музейное пространство и гендер: теоретико-методологические аспекты
I.1. Пространство музея как социокультурный институт …………………………..9
1.2. Гендер как социальный конструкт ……………………………………………..13
I.3. Феминизм. Теоретические концепции
I.4. Теоретический аспект понятия «гендер» ……………………………………17
I.5.Современная наука о гендерной социализации ……………………………19
I.6. Национализация учреждений культуры …………………………………….22
Глава II. Современное музейное пространство. Музейное дело в России …….25
II.1. Влияние гендерного фактора на современное музейное пространство
II.2. Музейная экспозиция. Типы (постоянная и временная) и методы формирования
II.3. Женщина-руководитель музейной структуры (?) (Поло-ролевые функции гендера)
II.4. Образование в музее
Глава III.Влияние социальных факторов на состояние культуры и музейного дела. Современные исследования
III.1. Развитие музейного дела во второй половине XX века ………………….40
III.2. Сегментация в Русском музее и Эрмитаже ……………………………….43
III.3. Программа исследования
III.5. Анализ и интерпретация полученных данных
III.4. Заключение
Список литературы и источников
Приложение …………
Актуальность и практическая значимость избранной для выпускной квалификационной работы темы определяется интенсивным развитием культуры в целом, и в частности музейной сферы. Современный музей представляет собой организацию с широким спектром направлений деятельности. Вне зависимости от типа организации – федеральный, муниципальный или частный музей – сотрудники занимаются исследованием экспонатов музея, анализом данных его посещаемости, проводят опросы среди посетителей, изучают паттерны движения, выявляя интересы посетителей к той или иной теме, представленной в экспозиции музея.
Существует множество направлений музеев. Художественные музеи, исторические, естественнонаучные, литературные, технические, музыкально-театральные, краеведческие музеи – каждый из них раскрывает свою авторскую тематику. Изначально, музейная аудитория формируется по гендерному признаку, с учетом тематической направленности того или иного музея. Как государственные, так и муниципальные, а также частные музеи работают в научно-исследовательском контексте их развития. В наши дни, музеи вынуждены функционировать и на коммерческой основе, имея при этом государственный бюджет. Сейчас все больше внедряются современные методы привлечения посетителей, например, при проведении военно-исторических реконструкций разных исторических эпох, где посетителям могут наглядно продемонстрировать военное обмундирование, оружие, транспорт, предметы быта и обихода. Проведение театральных фестивалей на территории музеев, лекториев об истории города и современных тенденциях в архитектуре, или в моде расширяет целевую аудиторию, а музеи, в свою очередь, - получают материальную прибыль, повышают свой имидж.
Изучение избранной темы в контексте гендерного анализа необходимо для того, чтобы выяснить, каким образом гендерный фактор влияет на посещаемость музея? Как эти исследования могут помочь руководителям музеев расширить экспозиционную, научно-просветительскую и образовательную деятельность так, чтобы она была интересна в равной степени представителям обоих гендерных общностей различных возрастных категорий?
Именно с этой целью, в федеральных и муниципальных музеях появляются социологические центры, сотрудники которых проводят исследования посещаемости, эффективности деятельности музеев. Это свидетельствует о том, что социологические исследования различных социальных групп населения, активно потребляющих музейный продукт, включая гендерные исследования, имеют большое значение для руководителей музеев и департаментов культуры, которым они подчиняются.
Более того, данная среда является востребованной в карьерном плане, не только среди взрослого поколения, но и среди молодежи: набирают популярность школы гидов/экскурсоводов, проводятся семинары по арт-менеджменту, музейной рекламе и PR, сами музеи организуют лекционные курсы, посвященные организации выставок и мероприятий в сфере культуры. У выпускников гуманитарных факультетов ежегодно появляется возможность зарекомендовать себя в музейной среде и получить интересную, многопрофильную работу, дополнительную специализацию.
Сегодня изучение музея как социокультурного института является перспективным по причине малого количества специальных изданных социологических работ по исследованию музейного сообщества.
Научная актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с необходимостью расширения социологических исследований деятельности современных музеев. Социология, как научная дисциплина, изучает функционирование музея, как социального института, его взаимодействие с обществом, восприятие музейной среды разными возрастными группами . Об этом в своей книге «Музееведение» пишет доктор исторических наук Е.А. Поправко, изучая не только формирование музееведения как научной дисциплины, но и акцентируя внимание на структуре такой организации, как музей, его функциональных особенностях и практиках.
Так как музейное пространство в равной степени формируют как сам музей, т.е. его институциональная составляющая – дирекция, научная часть, вспомогательный состав и т.п., так и публика, которая приходит в данный музей, и соответствующим образом вступает во взаимоотношение с предлагаемым культурным продуктом: основной экспозицией, временными выставками, музейно-образовательными программами. В этой связи, изучение влияния гендерного фактора на формирование музейного пространства представляется особенно перспективным. Каким образом гендер влияет на поток музейных посетителей? Иными словами, – в какой мере направленность музейной коллекции формирует их гендерный состав?
В теоретических главах будут рассмотрены исторические этапы возникновения музеев в европейских странах и в России, развития культуры в целом и влияния фундаментальных исторических, в том числе военных, событий на ее становление и трансформацию вплоть до наших дней. Основные определения и понятия в рамках заявленной темы дипломной работы будут подробно изучены и применены как в отношении гендера и его роли в музейной работе, так и в отношении музейного пространства.
Объект работы. Современное музейное пространство.
Предмет работы. Гендерные аспекты формирования музейно-выставочного пространства.
Цели работы.
• Выяснить, каким образом гендерная принадлежность посетителей музея влияет на формирование музея как социокультурного института
• Охарактеризовать роль женщины в современной музейной среде, а также причины превалирования женской аудитории в музейном пространстве;
Задачи и гипотезы.
1. Выявить влияние ролевых позиций «женщины-руководителя» на успешность деятельности музея;
2. Определить степень актуальности культурного продукта для посетителей музеев с целью формирования и структурирования дальнейшей деятельности профессиональным музейным сообществом;
3. Выявить, действительно ли музейный продукт потребляется большей женской аудиторией, нежели мужской и чем это может быть выявлено;
4. Выяснить, какие проводятся мероприятия сотрудниками музеев по привлечению посетителей, и каким мероприятиям сами посетители отдают предпочтение;
5. Определить, насколько важным для взрослой аудитории является ознакомление с экспозицией музея детьми, вовлечение их в различные образовательные программы, проводимые на площадках музеев;
6. Определить роль гендера в музееведческом научном дискурсе.
Методы, использованные в ВКР для раскрытия темы.
Методологической основой проведенного исследования являются как общенаучные принципы исследовательского поиска: рассмотрение социальных явлений в многообразии их связей и в динамике (процессуальности). При этом выявляются их устойчивые и изменчивые свойства. Используются также частные приемы социологического исследования: метод, техника, методика систематично изложенные в университетском учебнике В.А. Ядова .Среди них: наблюдения, изучение документов смысловая интерпретация данных; статистический анализ системный анализ, генетический (исторический), Наиболее широко используются нами сравнительный анализ, который реализуется в полноценном сравнении состава музейной публики и анализа сегментации посетителей двух крупнейших художественных музеев с коллекциями национальной и мировой значимости –Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Для исследования по заданной теме используется метод анонимного анкетного опроса. Результаты опроса будут сформированы в виде графика/диаграммы и ниже будут сформулированы выводы, полученные в ходе исследования.
Методическое обеспечение выполнения ВКР осуществляется за счет использования современных учебников (Лавриненко В.Н., Давыдов Ю.Н., Нартов Н.А. и Рыхлов О.А.) и учебных пособий по социологии и смежных гуманитарных дисциплин: Ядов В.А., Девятко И.Ф., Поправко Е.А., а также специальных изданий профильных организаций музеев, статей в научных сборниках и журналах, энциклопедиях, справочной литературе, интернет-сайтах.
Структура Выпускной Квалификационной Работы:
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Во введении дается обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны, научной и практической значимости, степени исследованности, объект и предмет работы, цели, задачи, гипотезы, описаны методологическая основа и методическое обеспечение.
В первой главе «Музейное пространство и гендер» имеется шесть параграфов, в которых последовательно рассматривается пространство музея как социокультурного института, с опорой на основные положения теории социального пространства П.А. Сорокина. Смена теоретических концепций гендера как социального конструкта, его утверждение в социальных институтах и социальных практиках, различные направления феминизма в поисках «улучшения положения женщин», их социального статуса, подводят к основному параграфу данного раздела – современной науке о гендерной социализации.
Во второй главе «Современное музейное пространство. Музейное дело в России» проблемным центром является первый параграф «Влияние гендерного фактора на современное музейное пространство». В следующем структурном разделе представлены типы музеев и методы формирования музейной экспозиции. Продолжением гендерной тематики ВКР служит третий параграф «Женщина – руководитель музейного дела (Поло-ролевые функции гендера)».
В третьей главе представлено описание положения музеев в культурной сфере России в конце XX – начала XXI веков. Во втором параграфе раздела изучаются статистические данные, полученные от исследований прошлых лет и сравнение этих данных с современными показателями посещаемости музеев. Также приводится программа исследования, в которой намечены этапы работы, и анализ полученных результатов.
В списке литературы и источников представлены работы русских и зарубежных авторов в количестве 33 наименований.
В приложении содержится анкета, которая была распространена среди респондентов при проведении опроса. Также представлены диаграммы с результатами опросов, проводимых ранее, и результатами, полученными в ходе настоящего исследования.
В настоящее время изучение музея как социокультурного института является перспективным во многих отношениях. Открываются широкие возможности гендерных исследований в русле проблем социализации гендерных общностей на современном этапе. Роль музеев в гендерной социализации совершенно особая. Именно в музейном пространстве мы имеем право быть несовременными, как бы возвращаться к пройденному пути, созерцая в художественных полотнах и прошлое, и симптомы нынешней глобализации. Мы благодарны тем художникам, которые подвластны традициям, но и тем, кто устремлен в будущее и в дальнейшем приобретет актуальность.
Безусловно, музей представляет широкий спектр возможностей для просвещения и обучения людей. Посещение выставок «академического» характера, обязательны для повышения общего уровня культуры, для осмысления важнейших исторических периодов и событий, повлиявших на саму историю, мировое сообщество, и, что немаловажно, на современное устройство жизни. Современные музеи, а также военно-исторические реконструкции, проводимые на открытых площадках Москвы, Петербурга позволяют посетителям «переместиться» практически в любую историческую эпоху, почувствовать себя жителем того или иного государства, примерить исторические костюмы, элементы военного обмундирования и многое другое. Такие экспозиции расширяют воображение, образное мышление, предоставляют возможность прочувствовать, что происходило в тех или странах, народах, каким был их быт, питание, условия жизни.
С точки зрения образования, музеи активно продолжают сотрудничать с высшими, средними и средними специальными учебными заведения для привлечения студентов, школьников в музей, для проведения познавательных экскурсий и обучающих лекций. Ученикам самим предоставляется возможность обсуждать увиденную ими картину или скульптуру, ее сюжет, рассуждать о периоде ее создания и о самом художнике. Многие музеи сейчас оснащены мультимедийным оборудованием, например, VR-очки – очки виртуальной реальности. С их помощью посетители могут увидеть картинку с иллюзией объемного изображения. Эти и многие другие технические новшества делают экспозиции музеев интерактивными, развивающими, запоминающимися. Безусловно, это сказывается на потоке посетителей, на увеличении числа детских и молодежных экскурсионных групп.
Следует отметить увеличившийся за последние годы и сохраняющийся процент молодой аудитории, до 35 лет. Данный факт свидетельствует о стабильной заинтересованности посетителей в потреблении музейного продукта. Более того, по итогам анализа прошлых исследований сегментации посетителей, можно сделать вывод, что в среднем каждый третий гость музея хотел бы участвовать в публичных дискуссиях, открытых семинарах и лекциях, в вернисажах, музейных фестивалях.
Таким образом, музейное пространство воспринимается посетителями не только как место сохранения истории, культуры, но и как площадка для увлекательного отдыха с детьми или друзьями, возможности получения определенных навыков, непосредственного участия в проводимых музеев мероприятиях.
На основе проведенного многопрофильного исследования выскажем лишь некоторые рекомендации, которые предполагают расширение в ближайшем будущем.
Рекомендации:
1. В федеральных и муниципальных музеях сделать нормой организацию социологических центров, проводящих исследования об эффективности деятельности музеев, вопросов целесообразности экспозиционно-выставочных мероприятий и возможного повышения посещаемости, в том числе и за счет музейного туризма.
2. Обратить внимание на влияние гендера на посещаемость музеев и расширить в этом направлении экспозиционную, научно-просветительскую и образовательную деятельность для представителей обоих гендерных общностей различных возрастных категорий.
3. Стимулировать научный уровень социологических исследований, посвященных деятельности современных музеев, используя дополнительное финансирование за счет внебюджетных средств.
4. Проводить активную работу с социальными сетями и СМИ, потому что именно через них, как правило, посетители узнают о событиях музея; регулярно обновлять необходимую для посетителей информацию, как на официальном сайте музея, так и на страницах в социальных сетях.
5. Модернизировать работу с корпоративной символикой музея, продумать идеи продвижения логотипа или отличительных характеристик того или иного музея среди российских и иностранных туристов.
1. Ананьев В. Г. Национальные и международные музейные организации: учебно-методическое пособие. СПб, 2013. – 140 с.
2. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. – М., 2004. – С. 289-320.
3. Дружинин Н.М. Основы советского музееведения. – М. 1955. – 373 с.
4. Статистический сборник. Женщины и мужчины России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2018. – 241 с.
5. Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР. Очерки истории музейного дела в СССР. Том VI. М.: 1968. – 436 с.
6. Иванов О.И. Методология социологии. Всё для студента. – СПб, 2001. – 68 с.
7. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. СПб.: ГРМ, 2013. – 198 с.
8. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – Спб., Петрополис, 2001. 375 с.
9. Козлов В.В. Шухова Н.А. Гендерная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Речь, 2010. – 270 с.
10. Лавриненко В.Н. Социология: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 480 с.
11. Лорбер Д., Фаррел С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб., 2000. 305 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – С. 321-325, 330.
13. Нартов Н.А., Рыхлов О.А., Нартов В.Н. Социология. Учебник. 6-е издание, перер. и доп. – М.: «Дашков и К*», 2015. - 543 с.
14. Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: в поисках перспектив приемлемого будущего. // Музей – за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея. – СПБ.: РАН, МАЭ, 1998. Вып. 1. С. 48.
15. Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев (По материалам социологических исследований (1985-2009гг.). Интернет-ресурс: http://naukarus.com/publika-hudozhestvennyh-muzeev-po-materialam-sotsiologicheskih-issledovaniy-1985-2009-gg
16. Поколодин В.В. Форум http://www.socintegrum.ru/index.html , 2004.
17. Поправко Е.А. Музееведение. М., 2005, с. 6-10, 76-80.
18. Равикович Д.А. Организация и деятельность музеев местного края. Очерки истории музейного дела СССР. Том II. М.: «Советская Россия». 1960. – 380 с.
19. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола. // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин». С 89-135.
20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 429 с.
21. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. М., 2007. 344 с.
22. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М. 2005. – 368 с.
23. Фролов А.И. Музееведение // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001 - Том 1. 520 с.
24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч., изд. 2, т. 21. – М.: Политиздат, 1986. – 639 с.
25. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.
6-е изд. – М.: «ОМЕГА-Л», 2012. – 567 с. Глава 2. 587 с.
26. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: 1997. – 224 с.
27. Simone de Boauvour. Le DeuxiémeSexe. 1949.
28. Connell R. Gender and Power.Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press. 1987. P. 141.
29. Lorber J. Gender. Encyclopedia of Sociology. New York: Macmillan Publishing Company. 1992, p.748–754.
30. Lorber J. Paradoxes of Gender. Yale University Press. 1994.
31. Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. 1995. 447 p.
32. Rubin G. The Traffic in Women: Notes on the ‘Political Economy’ of Sex. NewYork, MonthlyReviewPress. 1975.
33. Stoller R. Sex and Gender. London: The Hogarth Press. 1968.