Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этические воззрения Свами Вивекананды

Работа №131425

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗГЛЯДОВ ВИВЕКАНАНДЫ 7
1.1. Биографический очерк 8
1.2. Учение Рамакришны 12
1.3. Веданта 22
1.4. Санкхья и йога 27
1.5. Влияние Запада 32
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВИВЕКАНАНДЫ 37
2.1. Этические категории 39
2.1.1. Идеал 39
2.1.2. Добро и зло 43
2.1.3. Равенство и неравенство 48
2.1.4. Альтруизм и эгоизм 51
2.2. Этическая практика 57
2.2.1. Вера в себя 57
2.2.2. Бесстрастие 63
2.2.3. Свобода и зависимость 69
2.2.4. Служение 71
2.2.5. Веротерпимость 77
2.2.6. Ненасилие 85
2.2.7. Половое воздержание 89
2.2.8. Совершенствование 95
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАВЕТОВ ВИВЕКАНАНДЫ В МИССИИ РАМАКРИШНЫ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
ЛИТЕРАТУРА 111

В наше время многие ощущают, что цивилизация развивается несколько однобоко: материальное развитие опережает развитие духовное. Человек активно преобразует внешний мир, в меньшей степени заботясь о совершенствовании своего внутреннего мира. Если мы сравним материальный уровень жизни времен Христа с днем сегодняшним, то прогресс будет налицо. Если же мы сравним нравственное развитие человека того далекого времени с нашим современником, то большой разницы мы не заметим: человеческая природа за 2000 лет существенно не улучшилась. Темпы развития наук и технологий не идут ни в какое сравнение с нравственным развитием человечества. Для гармонизации этой ситуации этические исследования и реализация нравственных идеалов в жизни сегодня особенно актуальны. Привнесение в общество этических идеалов — это, говоря современным языком, «долгосрочная инвестиция» для стабильного и гармоничного развития социума. Ценность нравственности — не теоретическая, а сугубо практическая. Исследования по этической проблематике сегодня актуальны и необходимы для поиска путей разрешения экономических и гуманитарных вызовов, которые бросает XXI век. Способность общества преодолевать неизбежные в наше время кризисные периоды прямо зависит от уровня нравственности в нем.
В данной диссертации мы будем анализировать этические воззрения Свами Вивекананды (1863-1902) — известного индийского мыслителя, представителя неоведанты, создателя монашеской общины и миссии гуманитарного служения. Выбранная тема актуальна по нескольким причинам. Во-первых, для индологии важно всесторонне понимать философию ключевых общественных деятелей Индии, коим, безусловно, являлся Вивекананда. Во-вторых, данное исследование претендует на изложение этических воззрений Вивекананды в предельной полноте. В-третьих, Вивекананда — мыслитель оригинальный и в своем философском подходе, и в практической реализации своих взглядов, поэтому для философии, и в частности для этики, важно и нужно изучить его мысли. В- четвертых, сами реалии сегодняшней жизни диктуют актуальность этических исследований для решения многочисленных проблем в этой области.
Цель работы — анализ этических воззрений Свами Вивекананды. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Установить мировоззренческие системы, учения и культурные особенности, которые сформировали мировоззрение Вивекананды.
2. Изучить письменное наследие Вивекананды, проанализировать его взгляды, установить опорные пункты его мировоззренческой и этической картин.
3. Определить элементы нравственной жизни, которую пропагандировал Вивекананда.
4. Оценить действенность и реализуемость нравственного подхода мыслителя.
В работе объектом исследования выступает философия и мировоззрение Вивекананды, а предметом — его этические взгляды.
В диссертации мы будем использовать следующие методы исследования: биографический метод, заключающийся в исследовании биографических компонентов жизни Вивекананды и того, как его опыт жизни сказался на его этических воззрениях; культурологический анализ культурной среды, в которой жил Вивекананда, его образования и социальной роли; аксиологический метод — исследование ценностной системы мыслителя; а также сравнительный анализ.
Вивекананда — известная личность, сильно повлиявшая на жизнь не только Индии, но также Америки и Европы XIX-XX вв. Поэтому степень изученности наследия и жизни Вивекананды довольно велика. Больше всего публикаций принадлежит Миссии Рамакришны, которая является «рупором» идей Рамакришны и Вивекананды. Также множество работ было написано учениками и последователями Вивекананды на Западе. Среди отечественных ученых изучением Вивекананды занимались В. В. Бродов1, В. С. Костюченко2, Р. Б. Рыбаков3, И. П. Челышева4. Отечественные исследователи проделали большую работу по анализу его религиозных и философских взглядов, но не полно раскрыли этические. Наиболее близко к этому подошла И. П. Челышева в своей книге «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б. Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша». В этой небольшой по объему книге Челышева рассматривает этические идеи сразу трех выдающихся деятелей Индии. Она раскрывает многие этические категории, но делает это, на наш взгляд, не во всей полноте. Этическим взглядам Вивекананды в книге уделено всего 27 страниц. Мы в нашей настоящей работе постарались существенно расширить круг и глубину затрагиваемых вопросов.
Публикации отечественных авторов, посвященные философии Вивекананды, были изданы довольно давно, еще во время СССР и, несомненно, несут печать своей эпохи. У нас сегодня есть возможность изучить философию Вивекананды исходя из новой конъюнктуры, под новым углом зрения, используя новейшие достижения науки, высветить те моменты его философии, которые актуальны именно сегодня.
Первичным источником информации для написания диссертации послужило полное девятитомное собрание сочинений Вивекананды, выпушенное издательством «Advaita Ashrama» в 2013 г. Вторичными источниками послужили переводы упанишад, «Веданта-сутры», «Бхагавадгиты», «Йога-сутры», а также различных дхарма-шастр. Помимо перечисленного, в работе над диссертацией был использован ряд философских и индологических публикаций отечественных и иностранных специалистов.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дан короткий биографический очерк жизни Свами Вивекананды, освещены философские школы, учения и культурные факторы, которые сформировали мировоззрение мыслителя. Во второй главе рассматриваются ключевые этические категории и понятия этических воззрений Вивекананды, анализируются пути духовного совершенствования человека и идеал, к которому нужно стремиться. В третьей главе рассмотрены планы Вивекананды по гуманитарной работе, и их практическая реализация в организациях «Рамакришна матх» и «Миссия Рамакришны».
Часть результатов исследования была апробирована на семинарском занятии в курсе «Педагогическая практика» и на студенческой конференции «Запад и Восток: философия, религия, культура», которая прошла 31 октября 2015 г. в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках Международного научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге — 2015». После конференции был выпущен сборник трудов конференции, в который вошла статья автора диссертации под названием «Этические воззрения Свами Вивекананды».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе исследования, проведенного в данной работе, подведем итоги.
1. Мы определили, что основными источниками, которые сформировали мировоззрение Вивекананды выступают: учение Рамакришны, проповедовавшего божественную природу каждого человека и сущностное единство всех религий; философия веданты, творчески переосмысленная Вивеканандой (неоведанта); философия санкхьи, категориальный аппарат и теории которой Вивекананда активно использовал, а также йога, которую мыслитель популяризировал как лучший инструмент для ускорения духовной эволюции человека; культура, философия и наука Запада, глубокое знакомство с которыми позволило Вивекананде осознать необходимость синтеза Западного и Восточного путей развития.
2. Мы изучили письменное наследие Вивекананды, проанализировали его взгляды и установили опорные пункты его мировоззренческой и этической картин. Так, идеал для человека, по мнению Вивекананды — стремление к раскрытию божественности в себе; добро отличается от зла только степенью и направленностью; все люди сущностно равны, а степень альтруизма — это показатель духовности человека.
3. Мы определили элементы нравственной жизни, которую пропагандировал Вивекананда. Он считал, что вера в себя и бесстрастие — это основа для нравственной жизни и духовного совершенствования. Вера в себя дает силы действовать, а бесстрастие — не погрязнуть в майе. Ключевым элементом этических воззрений Вивекананды выступает идеал служения ближнему. Пытаясь решить гуманитарные проблемы своего времени он проповедовал поклонение Богу, выраженное в гуманитарном служении человеку. Мыслитель много говорил о необходимости веротерпимости, и принятии религиями друг друга. Он считал невозможными попытки установления одной религии для всех, в виду многообразия людских характеров и культур. Вивекананда считал, что религиозная мысль развивается вместе с развитием человека, а конечны пункт этого развития — монизм. Мыслитель выступал за ненасилие, но он был против непротивления насилию. Он проповедовал активную жизненную позицию и противление всякой узурпации. Половое воздержание в понимании мыслителя начинается с чистоты помыслов. Он считал, что половое воздержание, во-первых, укрепляет нравственную волю человека; во-вторых, сохраняет энергию; в- третьих, повышает качество семейных взаимоотношений и плода любви. Вивекананда выступает за одухотворение отношений мужчины и женщины, за развитие культуры семейных ценностей. Наконец, совершенствование для Вивекананды — это путь возврата к собственной природе, который достигается карма-йогой — бескорыстным трудом.
4. На основе фактов мы оценили действенность и реализуемость этических взглядов Вивекананды, которые воплотились в монашеском ордене нового типа — Рамакришна матхе и подконтрольной ему организации гуманитарного служения — Миссии Рамакришны. Они, следуя заветам Рамакришны и Вивекананды, занимаются активным гуманитарным служением среди наименее защищенных слоев населения в сфере образования, медицины, культуры и духовного просвещения; они также оказывают помощь при катастрофах и стихийных бедствиях. Заложенный Вивеканандой принцип работы в Миссии — «служение человеку — это служение Богу», показал свою действенность и актуальность. Об этом говорит широкая поддержка этих организаций населением и государством.
Вивекананда жил в XIX веке, в сложный для Индии период истории: власть англичан, экономический упадок, поголовная нищета и необразованность, вспышки эпидемий и пр. Остро переживая эти проблемы, он всеми силами пытался найти им решение. Вивекананда нашел ответ в монистической философии, сообразовав её с окружающими его реалиями. Он провозгласил новый путь религиозной жизни: видеть в каждом человеке Бога и действенно служить ему. Он поставил на новую философскую базу идеалы служения и альтруизма. Мыслитель показал, что религия может быть гуманитарным служением, и, наоборот, гуманитарное служение — религией. Ему удалось доказать ценность идеала служения и альтруизма на практике и приобщить к этому сограждан. В этом, на наш взгляд, огромная заслуга и вклад Вивекананды в этическую мысль.


1. Vivekananda Swami. Addresses at The World’s Parliament of Religions, Chicago, 1893 // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 1. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 23-48.
2. Vivekananda Swami. Addresses on Bhakti-Yoga // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 4. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 13-74.
3. Vivekananda Swami. Bhakti-Yoga // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 3. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 43-88.
4. Vivekananda Swami. Conversations and Dialogs // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 5. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 339-416.
5. Vivekananda Swami. Conversations and Dialogues // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 6. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 457-528.
6. Vivekananda Swami. Conversations and Dialogues // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 7. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 111-290.
7. Vivekananda Swami. Epistles - First Series // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 5. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 9-178.
8. Vivekananda Swami. Epistles - Fourth Series // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 8. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 291-527.
9. Vivekananda Swami. Epistles - Second Series // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 6. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 225-456.
10. Vivekananda Swami. Inspired Talks // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 7. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 11-110.
11. Vivekananda Swami. Jnana-Yoga // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 2. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 67-294.
12. Vivekananda Swami. Karma Yoga // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 1. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 49-138.
13. Vivekananda Swami. Lectures and Discourses // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 1. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 327-524.
14. Vivekananda Swami. Lectures and Discourses // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 3. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 13-42.
15. Vivekananda Swami. Lectures and Discourses // The Complete Works of Swami Vivekananda in nine volumes / Vol. 4. Kolkata: Advaita Ashrama, 2013. P. 75-260.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ