Введение 3
Обзор источников и литературы 6
ГЛАВА 1. Гражданское и торговое мореходство 15
1.1. Конструкция кораблей 15
1.2. Морские торговыемаршруты 20
1.3. Портовые города, устройство портов 27
ГЛАВА 2. Военно-морское дело 34
2.1. Военные корабли, типы судов 34
2.2. Вооружение и оснастка военных кораблей 45
2.3. Морские сражения эллинистической эпохи 50
Заключение 62
Список источников и литературы 66
Эпоха эллинизма насчитывает три столетия, начиная с 336 года до 30 года до н.э., от Александра Македонского до включения Египта в состав Рима. В течение трех веков на территории Средней Азии, Причерноморья, Малой Азии и далее - плоть до пределов Индии - создаются новые эллинистические государства. Греческий мир всегда был тесно связан с мореходством в самых разнообразных вариантах. Географическое расположение и климатические условия влияли на все сферы жизни: социальную, экономическую, политическую и т.д. Образ жизни у моря стал основой мировоззрения, послужившего в освоение морского дела и мореходства. Вопросы судоходства, мореплавания, строительства кораблей издавна были определяющими в системе государственного устройства греческих государств; ко времени же эпохи эллинизма их значение стало приобретать особое значение.
Море способствовало историческому становлению и росту городов-портов, развитию товарно-денежных отношений, определяло внутреннюю и внешнюю политику. Было напрямую связано с развитием кораблестроения, усовершенствованием системы транспортировки и способов перевозок, развития судоходства и мореплавания.
Несомненно, что специфика военного дела на море имела особенности, которые повлияли на технический прогресс в кораблестроении и технологии ведения войн. Свидетельством тому являются архивные источники, эпиграфические данные, историографические описания в естественных и гуманитарных науках, в изобразительном искусстве, литературе и художественной культуре в целом.
Можно предположить, что изучение развития морского дела эллинистической эпохи позволяет лучше понять процессы становления и развития греческого военно-морского искусства, и общие культурные закономерности античной цивилизации, до сих пор не теряющие своей актуальности.
Степень разработанности проблемы.
Тема дипломной работы предполагает использование различных литературных источников, которые раскрывают особенности эллинистического мира и морского дела. Поэтому в процессе подготовки работы использовались как на первоисточники, так и классические труды современных ученых, сложившихся в источниковедении и историографии.
Зарубежная историография, связанная с изучением морского дела эпохи эллинизма, начинается с публикации Тарна, опубликованной впервые в 1927 г., и посвященной именно эллинистической эпохе1. Затем по этой проблематике появляются многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, внесших большой вклад как в осмысление вопросов античного морского дела, мореходства, корабельного дела, и ряда других, связанных с морем в эпоху эллинизма2.
В отечественной историографии работы по морскому делу этого времени немногочисленны, поэтому в основном использовались переводные материалы, дающую обширную информацию о морском деле в эпоху эллинизма. Источниковедческая база включает сохранившиеся работы античных авторов, теоретические трактаты, труды по полиоркетике, эпиграфика и данные археологии3.
Кроме этого, использовались энциклопедии по военному и морскому делу4, опубликованные статьи научных журналов и научных конференций по мореходству5, эпиграфические источники из археологических, исторических и других информационных каналов, включая Интернет-ресурсы6.
Объект исследования - морское дело эпохи эллинизма.
Предметом исследования - является процесс развития гражданского, торгового мореходства и военно-морского дела.
Цель исследования - провести исследование становления и развития морского дела в эпоху эллинизма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать конструкцию кораблей и их эволюцию.
2. Рассмотреть морские торговые маршруты.
3. Дать характеристику портовых городов и их устройство.
4. Изучить военные корабли, типы судов,
5. Сформировать представление о вооружение кораблей и организацию оснастки устройства корабля.
6. Описать морские сражения эллинистического времени.
Методы исследования
В работе использовались теоретические методы исследования, способствующие достижению цели и решению поставленных задач, с применением метода анализа и обобщения специальной литературы по истории. Метод описательный и метод типологического анализа, необходимый для характеристики кораблей эллинистической эпохи.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы могут быть использованы при подготовке к лекциям, семинарским занятиям и самостоятельной работы студентов исторического факультета.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
На протяжении всего эллинистического периода продолжались войны между царствами, монархиями, союзами греческих полисов и отдельных полисов. Регулярные военные столкновения приводили к сложным отношениям в борьбе эллинистических государств. Сирийские войны Птолемеев и Селевкидов за территории Финикии, Палестины и Сирии, противостояние с Карфагеном и Римом, Парфянским царством. Борьба за Эгейское море. Все эти процессы сопровождались необходимостью строительства военного флота, наблюдавшееся практически во всех государствах эллинистической эпохи.
Роль и значение военного флота в жизни эллинистического мира зависело от расположения государств, на суше или на море, экономических возможностей для строительства гражданского, транспортного и военного флота.
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:
1. Конструкция корабля в эпоху эллинизма конструктивных изменений не претерпела. Существенных отличий в гражданском, торговом, военном кораблестроении не было. Преимущественно усложнилась система оборудования корабля и его оснастка, технические обновления внутренних систем. Произошло увеличение количества ярусов весел, для укрепления корабля появились двух и трехмачтовые паруса, появился выступ на внутренней стороне корабля. На смену униреме пришли биремы и триремы, затем тетреры (tetreres) и пентеры, сохраняющие конструкцию парусного судна с весельной оснасткой.
2. Торговые маршруты по морю строились на основе путешествий и военных походов, создавших условия для формирования новых представлений о мире и мироустройстве Вселенной. От Индии до устья Евфрата, от западных и северных берегов Европы до Шетландских и Оркнейских островов, от Индии до Каспийского моря. Диапазон морских открытий эпохи эллинизма необычайно велик, и поэтому современники Эллады не могли даже по достоинству осознать бесценную сокровищницу знаний, принесших путешественниками миру. Вследствие географических открытий в эпоху эллинизма был открыт путь через океан на запад и на восток, расширилось влияние греческой культуры на весь мир.
3. Крупные портовые города были расположены на пересечении торговых путей на море, представляющих экономическую выгоду для эллинистических государств. Устройство портовых сооружений соответствовали стандартам морских держав Северного Причерноморья, Боспора и т.д. Порт представлял собой технологическую систему организации судостроения и ремонта кораблей, что особенно важно для военного флота, необходимого в освоении и колонизации окружающих земель.
4. Конструкция военного корабля представляла достаточно простую форму и имела весельное оснащение каботажного назначения. Вместе с этим корабль был устойчив и маневренней в боевых действиях. Типы кораблей в эллинистический период усложнялись за счет военного снаряжения и боевого вооружения. В связи с увеличением оружия корабли увеличивались в размерах, что не изменило конструкцию боевого судна.
5. В эпоху эллинизма военная и строительная техника достигла большого прогресса. Пелопоннесская война показала новые виды вооружения, применяемые для эффективного ведения боевых действий. Были использованы тараны; осадные орудия; метательные машины - катапульты и баллисты; выбрасывавшие на большие расстояния длинные стрелы и огромные камни; черепахи-навесы, защищавшие осаждающих от копий и стрел, камней и свинца, вороны или греческий огонь. Таким образом, с поставленными усложнившимися задачами армия справилась с помощью военной техники и искусства ведения войны. С этого времени начинается становление профессиональной армии наемников.
Источники
1. Афиней. Пир мудрецов в пятнадцати книгах. Книги I-VIII. М., 2003.
2. Арриан. Индика / Пер. М. Д. Бухарина // Индия и античный мир. - М.: Вост. лит., 2002. - С.261-291.
3. Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. Вступ. ст. О. О. Крюгера. - М.-Л.: Изд-во АН, 1962. - 384 с.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: Изд-во Академии архитектуры, 1936
5 Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / пер. с лат. А.А. Деконского, М.И. Рижского / под ред. М. Е. Грабарь-Пассек, комм. К.В. Вержбицкого, М.М. Холода. - СПБ.: Изд. СПбГУ, 2005. - 493 с.
6. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под ред. М. Л. Гаспарова. М., Изд. «Наука», 1972.
7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр / Пер. М. Ботвинника и И. Перельмутера. - М., «Правда», 1987. - Т.2.
8 Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.Г. Мищенко, И.Н. Веселовский. Т.2. - СПб, 1997.
9. Полиен. Стратегемы / Пер. под общ. ред. А. К. Нефёдкина. СПб.: Евразия, 2002. 608 с.
10. Страбон. География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
Литература
11. Горлов Ю. В. Эллинистический Родос // Эллинизм. Политика. Идеология. Культура / Под ред. Е. С. Голубцовой. - М., 1990. - С. 204.
12. Дибвойз Н.К. Политическая история Парфии / Пер. с англ., науч. ред., библиография В.П. Никонорова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. -816 с.
13. Дройзен И. История эллинизма. Т. 3. СПб., 2002. С. 267, 279.
14. Ельницкий Л.А. Великие путешествия античного мира. - М., 2013. - С.6.
15. История Древней Греции: Учебник / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 399 с: ил., карты.
...