Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКОМ И АНТАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Работа №131371

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Политико-правовой статус Арктического и Антарктического регионов 8
1.1 Особенности современного правового режима в Арктическом регионе 8
1.2 Анализ международно-правового режима Антарктики 11
Глава 2. Основные направления развития Антарктического и Арктического
регионов в парадигме мировой политики XXI века 17
2.1 Международное сотрудничество в Арктическом регионе, проблемы и
перспективы 17
2.2 Научный и экологический фактор, как инструмент влияния на мировую
политику в Антарктическом регионе 25
Глава 3. Различия моделей поведения государств в Арктике и Антарктике как фактор формирования правового статуса регионов в настоящем и будущем 29
3.1 Сравнительный анализ правовых систем Арктического и Антарктического
регионов 29
3.2 Перспективные направления развития мировой политики в Арктическом и
Антарктическом регионе 32
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 41

Арктический и Антарктический регионы являются непригодными для проживания человека, но как один, так и другой постоянно привлекают к себе внимание мировой общественности. За последние 150 лет не так много территорий служило яблоком раздора для подавляющего количества развитых стран, но оба полярных региона по праву можно внести в этот список. На данный момент в каждом из этих регионов установлен свой правовой режим, обладающей своей спецификой и определяющий во многом современный вектор развития региона. В том числе и роль в мировой политике. Последнее время политика заинтересованных государств в полярных регионах крайне различна. И это не частный случай, а общая тенденция, вызванная как различными правовыми нормами в регионах, так и историческим контекстом взаимоотношений акторов.
Вопрос изучения и сравнения проводимой государствами и международными организациями политики в Арктике и Антарктике является важными шагом к пониманию перспектив развития и освоения человечеством полярных территорий.
Результаты исследования помогут лучше понять процессы связанные с осуществлением политики в Арктическом и Антарктическом регионе и имеющие не малую значимость для международных отношений в целом.
Цель дипломной работы — Провести сравнительный анализ мировой политики, проводимой её акторами в Арктическом и Антарктическом регионе.
Цель настоящего исследования позволила поставить и решить ряд задач:
- Проанализировать конвенциональное регулирование сотрудничества государств по освоению Антарктики;
- Выявить аспекты политического и экономического сотрудничества государств в Арктическом регионе;
- Раскрыть и сравнить модели поведения государств в регионах;
- Спрогнозировать (оценить перспективы) развитие вектора политики, проводимой к Арктическому и Антарктическому региону.
Объект исследования — Мировая политика, проводимая государствами по отношению к Арктическому и Антарктическому региону.
Предмет исследования — Арктический и Антарктический регионы.
В рамках исследования будет затронут временной период с появления рассматриваемых регионов в парадигме мировой политики и до сегодняшнего дня. Особое внимание в контексте сравнительного анализа будет уделено событиям XX и XXI века.
Вопрос изучения политики, проводимой странами в полярных регионах имел большую актуальность с начала ХХ века, это были отдельные аналитические работы, посвящённые изучению ситуации в конкретном регионе. Среди них можно выделить работы Дж. Чайлда, М. Дж. Петерсона и отечественного исследователя В.В. Голицина. Начиная с конца последнего десятилетия прошлого века данный вопрос стал подвергаться всё большему вниманию. Поводом для повышения интереса к теме послужило большое количество факторов особо выделить из которых хотелось бы принятие в 1991 году в качестве дополнения к договору об Антарктике Протокола об охране окружающей среды, а так же прорывные технологии начала 2000-х с помощью которых стало возможно масштабное освоение дна заполярных вод для добычи ресурсов (что актуально для Арктического региона) о чем пишет российский исследователь Додин Д.Д. в своей работе «Устойчивое развитие Арктики. Проблемы и перспективы. Так же развитие получили изучения каждого региона в отдельности не только с точки зрения правового статуса, но и через призму экономического, научного и политического взаимодействия государств в каждом из них. В отношении изучения Арктики в последнее время можно отметить работы таких исследователей как Конышев В.Н. и Сергунин А.А., Ширина Д.А., которые в своих работах хоть и констатируют факт чрезвычайной политической напряженности в регионе, но в то же время отмечают наличие большого потенциала для сотрудничества и взаимодействия государств в экономической и научной сферах. Антарктический регион привлекает большое внимание исследователей с точки зрения изучения уникального правового режима международного согласия, а также геополитический потенциал региона. В частности стоит выделить работы A. -M. Бреди, О.С. Стокка и Д.Видаса. Где авторы разбирают современную политику, проводимую в Арктическом регионе, и приходят к выводу о том, что каким бы казалось незыблемым сейчас не казался режим в Антарктике, без постоянной актуализации и кодификации правовых норм он может быстро потерять свою значимость. В контексте сравнения мировой политики в Арктическом и Антарктическом регионе в первую очередь хотелось бы выделить работу С. Терентьева где автор проводит сравнительный анализ развития регионов, в первую очередь опираясь на исторические отличая в открытии и освоении, но так же затрагивая тематику современного развития регионов и возможности их следования по общей модели развития. Согласно Терентьеву оба региона на столько самобытны как в историческом плане, так и касательно международных правовых обычаев, что развитие их в рамках общей концепции видится не столько невозможным, сколько ненужным в данный момент и на ближайшую перспективу
Теоретико-методологическую основу составляют положения, понятия и выводы, содержащиеся в международных нормативно-правовых актах, регулирующих сотрудничество государств в Арктическом и Антарктическом регионе, а также в научных трудах российских и зарубежных ученых, периодической литературе по исследуемой проблеме.
Для написания данной работы, мною были изучены тексты договоров, конвенций и уставов, научные труды.
Основополагающими для изучения документами были Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу в 1994 году), Договор об Антарктике 1959 года (вступил в силу в 1961 году), а также государственные доктрины и стратегии по развитию направленные на планирование деятельности страны в полярных регионах. Таким образом, источники, использованные в данной работе, можно условно разделить на 3 категории:
1. Тексты договоров, конвенций и уставов государств мира. К которым помимо вышеупомянутых Конвенции ООН 1982 года и Договора об Арктике 1959 года относятся Стратегия развития северных арктических территорий Канады , постановление правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» , Норвежская стратегия развития в Арктике , Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. об утверждении стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу , а так же подобные документы, в которых затрагиваются положения осуществления и развития политики в отношении Арктического и Антарктического региона. Их изучение позволяет сформировать четкое представление о сложившейся на данный момент правовой системы и понимание развития политических тенденций в полярных регионах.
2. Официальные заявления политиков разных стран и разных политических кругов. К этой категории относятся как публичные выступления, так и интервью. Например официальное заявления МИДа РФ по Арктике или интервью специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике . Данная группа источников при изучении способствует более глубокому пониманию взаимоотношений акторов политики в полярных регионах и их взгляды на сформировавшийся на данный момент статус территорий.
3. Новостные статьи, публикуемые в информационных агентствах, новостных порталах и газетах. В основном на интернет-страницах соответствующих ресурсов. В качестве материала для анализы выступали публикации таких изданий как РИА новости , ТАСС , Лента и других. Выбор СМИ обусловлен обеспечением наилучшего среза публичной информации, благодаря которой, можно проанализировать уровень вовлеченности стран и их населения в вопросы полярных территорий. Так же СМИ, выступая в роли проводника настроений касательно заданной проблематике в той или иной стране позволяют увидеть потенциальные направления развития в отношении Арктического и Антарктического региона, а также возможные конфликты и противоречия.
Что касается литературы использованной для работы, то большое влияние на исследование оказали научные статьи, посвящённые отдельным проблемам, например, такие как:
- Авхадеев В.Р. Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право // Журнал российского права. 2014. № 10.
- Додин Д.Д. Устойчивое развитие Арктики. Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 2005
- Е.А. Колесникова Антарктика: история освоения и перспективы международного управления в XXI веке.
В которых полноценно проанализирована текущая ситуация в Арктическом и Антарктическом регионе, как с точки зрения правовых аспектов, так и в контексте взаимодействия государств, международных организаций и других акторов.
Основополагающими трудами зарубежных авторов в данной тематике можно считать работу Walton D.W.H. Antarctica: global science from a frozen continent. Cambridge: Cambridge University Press20 21 и Dodds K. Geopolitics of Antarctica: views from the southern oceanic rim. Chichester: Wiley&Sons . Где большее внимание уделено геополитическому аспекту в рамках данного вопроса.
В ходе данного исследования для достижения цели и решения поставленных в нем задач применяются следующие методы исследования:
- Метод анализа литературы по заданной теме. Данный метод позволяет глубже понять проблематику изучаемого вопроса. И определить спектр основных подходов к изучению авторами данной темы. Изученный в рамках данного метода материал был кратко представлен мной в предыдущем разделе.
- Метод контент-анализа. Позволяет выявить суть того или иного источника по средством качественного или количественного анализа его содержания. Объектом для анализа данного метода служат, так же представленные мной выше, источники.
- Метод ивент-анализа. Позволяет выявлять ключевые тенденции политической жизни в динамике развития. На основе любого рода публичной информации, можно сделать вывод относительно характера событий и его последствий. Этот метод имеет крайне важное значение для данного исследования, так как именно он позволяет устанавливать те или иные явления в политической жизни Арктического и Антарктического регионов, для последующего их сравнения.
- Метод сравнительного анализа. Является ключевым в данной работе, позволяя провести оценку событий и явлений относительно друг друга, и установить разницу протекания политических процессов в Арктическом и Антарктическом регионе.
Дипломная работа структурно подразделяется на три главы. Первая глава носит теоретический характер и просвещенна рассмотрению сложившихся на данный момент политико правовым режимам в Арктике и Антарктике, а так же истории их формирования. Во второй главе внимание уделено основным аспектам взаимодействия государств и организаций в регионах на данный момент, а так же изучению основных факторов влияющих на формирование в них политической повестки. Третья глава состоит из раскрытия и сравнительного анализа моделей поведения государств в полярных регионах , оценки перспектив их развития и трансформации в дальнейшем.
Часть работы, посвящённая сравнительному анализу правовых систем Арктического и Антарктического региона, прошла апробацию на IX Международной Молодёжной конференции «Образ будущего: 2030».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование позволило сделать ряд выводов.
Международно-правовой статус пространств Арктики во многом определяется его особым географическим положением, резко отличным от положения всех других морских пространств Столкновение интересов в Арктике связано с потенциальными стратегическими выгодами, которые определяются географическим положением северных вод и прилегающих к ним участков суши . Наличие в Арктике значительных природных ресурсов издавна вызывало в регионе конфликтные ситуации разной степени интенсивности.
Долгое время поводы для конфликтных ситуаций создавало отсутствие окончательной делимитации российско-норвежской границы в Арктике. В 2010 г. удалось достигнуть прорыва в российско-норвежских отношениях по вопросу о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Установление четких границ зон юрисдикции России и Норвегии создает благоприятные правовые условия для освоения нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа, а также рыболовства в бывшем спорном районе. Сотрудничество в области рыболовства между Россией и США осуществляется в традиционных рамках отношений, сложившихся в последние годы на основе двусторонних российско-американских соглашений, а также Конвенций и международных договоренностей.
Вовлечение заинтересованных неарктических государств в обсуждение вопросов, стоящих в повестке дня региона, представляется более конструктивным шагом. Он способствовал бы поиску совместных решений с учетом законных интересов всех государств на основе сотрудничества. Экономическая деятельность в Арктике расширяется в условиях отсутствия споров в отношении границ суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств.
Единственным существенным вопросом, требующим решения, является вопрос об определении внешних границ и разграничении континентального шельфа ряда прибрежных государств за пределами исключительных экономических зон. Это долгосрочный вопрос, требующий тесного сотрудничества арктических стран.
Арктика привлекает все большее внимание, как основных региональных игроков, так и всего мира. Здесь сосредоточены огромные природные богатства, от разумной эксплуатации которых зависит будущее всего человечества . Регион также имеет перспективу превратиться в важный транспортный коридор мирового значения. Повышенный интерес к региону обусловлен в первую очередь возможностями добычи здесь руд и углеводородного сырья. Через полвека Арктика может стать самой крупной кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты.
Обобщая характеристику международно-правового режима Антарктики следует отметить, что эту территорию нельзя квалифицировать как обычную территорию с международным режимом. Для лучшего определения международно-правового статуса региона был заключен в 1959 году договор об Антарктике, который вместе с последующими закрепляющими его конвенциями, достаточно исчерпывающе описывает международный статус этого региона. По этому договору, Антарктика полностью демилитаризирована, относится к международной юрисдикции. Антарктика открыта только для научных исследований. Но не только для стран участвовавший в составлении и подписании договора, а и для всех государств мира.
Таким образом, после подписания договора, основную роль в развитии и освоении Антарктики стали играть вопросы науки и экологии. Учёные со всего мира проводят свои исследования в этом регионе, что способствует кооперации усилий научных миссий разных стран в регионе для повышения качества их деятельности. В свою очередь возникшие в процессе изучения вопросы, касающиеся озоновых дыр, загрязнения вод, таяния ледников и вымирания видов животных заострили внимание общественности не на ресурсном и геополитическом потенциале региона, а на его научно-экологическом аспекте. Это позволило создать и поддерживать до настоящего времени уникальный по своим характеристикам режим максимально неконфликтной ситуации в регионе, который потенциально способен вызвать большое количество противоречий и противостояний.
Подводя итог сравнению двух правовых режимов можно отметить, что большую роль в их формировании, безусловно, сыграли географический и временной фактор . Режим, установленный в Антарктиде, является более продуманным и современным. Создавая его, государства проявили, пусть и не ставя конечной целью именно это, как заботу о мире и избежании крупных международных конфликтов в будущем, так и внимание к экологии региона и его научному потенциалу Как результат, мы видим режим, который держится уже 58 лет не культивируя собой постоянный очаг напряженности. Экология Антарктиды сохранилась практически в первозданной форме, и ведется активная научная работа практически по всей территории материка. В случае же Антарктики мы видим регион, для которого государства не смогли определить особенный международный статус в мере, достаточной для предотвращения конфликтов. Напряженность и борьба за влияние в регионе наблюдается до сих пор. Из положительных черт стоит отметить, что государства, вкладывающие деньги в развитие региона (своих территорий в регионе), имеют возможность так же добывать в нем полезные ископаемые, что окупает затраты на освоение. Хоть, в свою очередь, это и негативно сказывается на экологической ситуации в регионе.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют в полной мере оценить особенности формирования правовых режимов полярных регионов. Можно отметить важность консолидированных усилий в создании особых правовых режимов над территориями, особенно настолько масштабными, как Антарктида и Антарктика. Это позволит избежать международной напряженности в будущем, и позволит лучше взаимодействовать государствам в научных исследованиях.
Изучая роль Арктики и Антарктики в мировой политики стоит отметить, что эти роли крайне различны. Как упоминалось ранее Арктика на данный момент рассадник конфликтов и столкновений интересов в связи с борьбой за геополитическое влияние и ресурсы. Антарктика же напротив, является чуть ли не единственным образцом региона, где интересы науки, экологии и развития поставлены выше чем амбиции государств, пусть это и не было основной целью составлявших договор 1959 года. Таким образом роль Арктического региона в мировой политике не сильно отличается от, например, роли ближнего востока или любой другой области нашей планеты, которая создает очаги постоянной напряженности, не смотря на большие усилия акторов мировой политики по их устранению. Но нельзя не отметить и тот факт, что в связи с тем, что в Ант арктике разрешена добыча ресурсов многие компании и организации имеют возможность тестировать технологии добычи в самых жестких условиях, что безусловно способствует прогрессированию в этой области. Роль же Антарктического региона является скорее примером того, к чему в идеале можно прийти в аспекте правового статуса региона. Антарктика не генерирует большое количество инфоповодов вокруг себя, и не находится на слуху у большинства жителей планеты в связи с теми или иными государственными противоречиями и конфликтами. Зато все прекрасно осведомлены о таянии льдов, и плохом состоянии экологии в регионе. Том как это можно изменить и к чему могут привести последствия . Антарктика играет на данный момент крайне малую роль в мировой политике, но в отличие от Арктики эта роль носит исключительно характер прогрессивных научных исследований и защиты окружающей среды.
Говоря о перспективах сотрудничества государств в полярных регионах, сложно ожидать, что они одинаковы и для Арктики, и для Антарктики. Поэтому и здесь их стоит разделить. Арктика в ближайшей перспективе станет одним из главных регионом мира по добыче углеводородов, так как технологии, позволяющие извлекать их из земных недр быстро и так, чтобы это окупалось уже начали появляться и им необходимо не так много времени, чтобы войти в обиход. Это является как положительным фактором, особенно для стран в чьих водах эта добыча будет происходить, так и отрицательным, так как уже сейчас заметны негативные изменения экологии в регионе и со временем ситуация только ухудшится. По мимо этого, доступ к большому объему природных ресурсов породит новые и воскресит старые конфликты за территории и акватории в Арктическом регионе .
Перспективы Антарктического региона на прямую зависят от того в чью пользу будет пересмотрен рассчитанный на 50 лет Мадридский протокол 1991 года. В случае его продления на тех же условиях, стабильный порядок в регионе останется неизменным до какого-то момента, в случае же его пересмотра, этот регион грозит стать. Хотелось бы добавить, что в связи с большим ресурсным потенциалом региона он так или иначе станет яблоком раздора для акторов мировой политики.
Подводя итог, стоит отметить, что проведённый сравнительный анализ мировой политики в Арктическом и Антарктическом регионе позволяет выделить основные проблемы развития и перспективные направления. Как в политико-правовом поле, так и вопросах экологической безопасности в Арктики и Антарктики была проделана большая работа за последние годы. К сожалению, стоит констатировать наличие не у всех акторов стремления к мирному разрешению сложившихся на данный момент проблем. Но это лишь является ещё одной причиной по которой государства должны увеличить свои усилия, направленные на разработку и обновление норм которые бы регулировали все аспекты их деятельности в полярных регионах.
Полученные в ходе исследования данные являются связующим звеном между исследованиями, посвященными изучению проблематикам Арктики и Антарктики.



1. Договор об Антарктике 1959 г. с изм., внесёнными Протоколом от 04.10.1991 г. URL: https://www.ats.aq/r/ats_keydocs.htm
2. Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву
1982 года (вступила в силу в 1994) URL:
http://www.un.Org/Depts/los/convention_agreements/convention_historical_perspective.htm
3. Постановление правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года №1064. «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» URL: http://government.ru/docs/29164/
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р об утверждении стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-30102010-n- 1926-r/
5. Canada’s Northern Strategy
URL:http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp
6. Norwegian Arctic Strategy, Mistry of Foreign Affairs URL:
https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/arctic-strategy/id2550081/Официальные выступления:
1. Официальное заявление МИДа РФ по Арктике URL: http://porarctic.ru/v-mid-rossijskoj-federatsii-sdelali-zayavlenie-po-arktike/
2. Официальные заявления конференции парламентариев Арктического
региона URL:
http://www. arcticparl.org/files/ static/conf7 conference statement russian.pdf
3. Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на севере URL:http://minregion.ru/Arctic/548/561/1356.html
4. Официальное заявление Министра иностранных дел РФ по договору об Антарктике URL:https://argumentiru.com/politics/2009/12/44218
Интервью:
1. Специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктики и Антарктики Артур Чилингаров. URL: https://ria.ru/interview/20170329/1491006128.html
Новостные статьи:
1. http://tass.ru/info/3390246
2. http://interlaws.ru/mezhdunarodnyj-rezhim-antarktiki/
3. https://lenta.ru/articles/2013/07/09/antarctica/
4. https://ria.ru/arctic/
Список использованной литературы:
1. Авхадеев В.Р. Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право // Журнал российского права. 2014. № 10.
2. Андреев А.О., Дукальская М.В., Фролов С.В. Международный полярный год: история и перспективы. СПб.: ААНИИ, 2007.
3. Барциц И.Н. О правовом статусе Российского арктического сектора// Право и политика. - 2000.- № 12.
4. Бейкер Б., Сидорцов Р Нормативно-правовой режим в отношении морских углеводородных ресурсов в арктическом регионе США // Энергетическое право. 2014. № 1.
5. Беллинсгаузен Ф.Ф., Шведе Е.Е. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг. М.: Географгиз, 1960.
6. Богатуров А.Д. Международные отношения России в «новых политических пространствах». М.: ЛЕНАНД, 2011.
7. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. М.: Международные отношения, 1983.
8. Додин Д.Д. Устойчивое развитие Арктики. Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 2005.
9. Колесникова Е.А. Антарктика: история освоения и перспективы международного управления в XXI веке.
10. Колосов Ю., Кузнецов В. Международное право. М.: Международные отношения, 1996.
11. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. - 2011. - № 3(34).
12. Копылов С., Мохаммад С. Международное управление Антарктикой:
эффективность и легитимность системы договора об Антарктике // Международное право — International Law. 2009. № 4. Доступ: http:// www.intlaw-
rudn.com/research/publications/territory/mezhdunarodnoe-upravlenie-antarktikoi- effektivnost-i-legitimnost-sistemy-dogovora-ob-antarktike/view(дата обращения: 22.09.2017).
13. Корзун В.А. Оценка возможности использования ресурсов Антарктики. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
14. Лукин В.В. Советские и российские антарктические экспедиции в цифрах и фактах (1955-2005 гг). СПб.: ААНИИ, 2006.
15. Лукин В.В., Клоков В.Д., Помелов В.Н. Система договора об Антарктике: правовые акты, комментарии. СПб.: Гидрометеоиздат, 2002.
16. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т М.: Просвещение, 1985.
17. Молодцов С.В., Зиланов В.К., Вылегжанин А.Н. Анклавы открытого моря и международное право//Московский журнал международного права. 1993. №3.
18. Паничкин И.В. Правовое обеспечение экологической безопасности при разработке морских нефтегазовых ресурсов Арктики // Московский журнал международного права. - 2011. - №2 (82).
19. Татарков Д.В. Аргентино-чилийские территориальные противоречия:
история и пути разрешения // Вестник Института стратегических исследований. 2011. Вып. 1. Доступ: http://www.pglu.ru/science/researches/ nii-
panin/vestnik/v1/Tatarkov_D_V.pdf (дата обращения: 02.02.2018).
20. Терентьев С. Арктика и Антарктика. М.: Книговек, 2011.
21. Фененко А.В. Международное соперничество за освоение общих
пространств // Перспективы. Доступ: http://www.perspektivy.info/rus/desk/
mezhdunarodnoje_sopernichestvo_za_osvojenije_obshhih_prostranstv_2010-05-14. htm (дата обращения: 22.09.2017).
22. Холодкова Н. В. Арктическая лихорадка/ Н. В. Холодкова // Молодой ученый. - 2014. - №13.
23. Ширина Д.А. Международное сотрудничество: к новому мышлению в Арктике. // Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. - Якутск: Изд-во СО РАН,- 2014.
24. Beck P.J. The international politics of Antarctica. London: Croom Helm, 1986.
25. Brady A.-M. The emerging politics of Antarctica. Abingon: Routledge, 2013.
26. Child J. Antarctica and South American geopolitics: frozen Lebensraum. Praeger, 1988.
27. Clancy R., Manning J., Brolsma H. Mapping Antarctica: a five hundred year record of discovery. Springer, 2013.
28. Dodds K. Geopolitics of Antarctica: views from the southern oceanic rim. Chichester: Wiley&Sons, 1998.
29. Dodds K. Governing Antarctica: contemporary challenges and the
enduring legacy of the 1959 Antarctic treaty // Global Policy. Vol. 1. Iss. 1. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1758-5899.2009.00006.x/pdf (accessed:
02.02.2018).
30. Jacobsson M. Building the international legal framework for Antarctica. Available at: http://www.atsummit50.org/media/book-5.pdf (accessed: 29.09.2017).
31. Jorgensen-Dahl A., Ostreng W The Antarctic Treaty System in world politics. New York: Palgrave Macmillan, 1991.
32. Martin F.E. Chilean strategic culture. Florida International University.
2010. Available at: http://quotha.net/docs/FIU-SOUTHCOM74.10.FIU-
SOUTHCOM_Chile.pdf (accessed: 20.09.2017).
33. Peterson M.J. Managing the frozen South: the creation and evolution of the Antarctic Treaty System (Studies in International Political Economy). California: University of California, 1988.
34. Roberts P The European Antarctic: science and strategy in Scandinavia and the British Empire. New York: Palgrave Macmillan, 2011.
35. Rothwell D.R. The Polar regions and the development of international
law. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
36. Sahurie E. The international law of Antarctica. Springer, 1992.
37. Stokke O.S., Vidas D. Governing the Antarctic: the effectiveness and legitimacy of the Antarctic treaty system. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
38. Walton D.W.H. Antarctica: global science from a frozen continent. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ