Введение 3
1. Теоретические проблемы изучения лексико-семантического поля 6
1.1 Системность языка 7
1.2 Понятие ЛСП 11
1.3 Обзор исследований ЛСП 15
1.4 Семантические отношения внутри ЛСП 23
1.5 Методы семантических исследований 25
1.6 Лингвокультурологический аспект исследования 28
1.7 Этимология лексемы miljo 30
2. Анализ лексико-семантического поля miljo шведского языка 34
2.1 Структурирование лексико-семантического поля miljo 36
2.1.1 Группа «Atmosfar» 38
2.1.2 Группа «Omgivning» 40
2.1.3 Группа «Forhallande» 43
2.1.4 Группа «Omvarld» 44
2.2 Композиты с компонентом miljo 46
2.2.1 Атмосфера 46
2.2.2 Экология 49
2.2.3 Компьютеры и IT-технологии 54
2.2.4. Природа 56
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 1 68
Всестороннее изучение слова как основной единицы языковой системы является важной задачей современной лингвистики. Большую роль в решении этой задачи играет семантическая теория поля, которая продолжает оставаться одним из актуальных направлений современной лингвистики. Являясь фрагментом языковой картины мира, лексико-семантическое поле отражает представления о каких-либо явлениях действительности, существующих в сознании представителей народа (в нашем случае - шведов).
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается лексико-семантическое поле «окружающая среда» (“ miljo”) в современном шведском языке.
Актуальность исследования объясняется тем, что окружающая среда и охрана окружающей среды являются центральными темами в современном мире, которые довольно быстро развиваются. Изменения находят свое отражение и в лексике. С помощью моделирования поля можно составить целостное представление о текущем состоянии лексической сферы в той или иной предметной области. Поэтому изучение лексики относящейся к теме «окружающая среда» представляется весьма важным, особенно в шведском языке, поскольку Швеция является одной из передовых стран в области защиты окружающей среды.
Предметом изучения является лексико-семантическое поле “miljo” в современном шведском языке.
Объектом нашего исследования являются лексические единицы, актуализирующие данное поле.
Цель исследования состоит в построении модели лексико-семантического поля “ miljo” в современном шведском языке, теоретическом обосновании возможности выделения данного поля, а также в анализе выделенного поля на основе систематизированного изучения лексикографических материалов и материалов корпуса шведского языка.
В соответствии с целью исследования выделяются следующие задачи:
1) дать определение понятию «лексико-семантическое поле»;
2) рассмотреть теоретические основы изучения метода поля;
3) выделить лексико-семантическое поле “miljo”
4) составить корпус примеров;
5) провести классификацию и дать характеристику примерам;
6) проанализировать лингвистические и экстралингвистические причины появления новых слов, относящихся к полю “miljo”.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы и приемы, представляющиеся наиболее оптимальными для данного исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, описательный метод, дефиниционный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, количественные и статистические методы, прием формализации результатов, включающий в себя сопоставление значений единиц, составление таблиц, подсчет количества единиц в каждой группе.
Исследование проведено на отобранном и проанализированном материале сообщений пользователей интернет-форума Flashback (https://www.flashback.org/), которые были выделены с помощью корпуса шведского языка (Sprakbanken, URL: https://spraakbanken.gu.se/), а также словаря синонимов шведского языка (Ord for ord. Svenska synonimer och uttryck) и словарей, изданных Шведской академией (Svenska Akademiens ordbocker, URL: https://svenska.se/).
Теоретическая значимость работы заключается в возможности последующего использования материалов исследования, а именно теоретической главы в научных работах с применением метода поля. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных материалов для практических занятий по шведскому языку.
Апробация работы. Отдельные положения выпускной квалификационной работы были изложены в виде доклада «Сложные слова с компонентом «окружающая среда» (miljo) в шведском языке» на IX Молодежной конференции с международным участием «Академический Дискурс Северной Европы», 23 марта 2018 года
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновываются актуальность, цель исследования, определяются объект и предмет исследования, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лексико-семантического поля, основные термины и понятия. Во второй главе определен объём и состав лексем образующих данное лексико - семантическое поле и проведёна их классификация. В заключении обобщаются полученные результаты исследования.
Лексико-семантическое поле как одна из важных составляющих лексической системы соотносится с определенным понятийным полем и представляет собой совокупность лексем, представленных разными частями речи, словосочетаниями и, принадлежащих к разным стилям и имеющих экспрессивно-оценочную окраску, объединенных на основе наличия в их значении общей семы. В настоящей работе впервые подробно рассмотрена внутренняя структура ЛСП ”miljo’” в шведском языке, как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены различные точки зрения лингвистов по теории поля, были изучены принципы группировки лексики в поле, разновидности полей, их структура и свойства. В практической части работы в результате построения модели ЛСП «окружающая среда» (“miljo”), были отобраны 737 единиц актуализирующих поле.
Результатами проведенного исследования установлено, что семантическое поле "miljo" в шведском языке обладает основными признаками лексико-семантических полей с определенной организацией (ядерно-периферийная и основанная на семантических отношениях), его составляющие взаимосвязаны между собой.
Из 737 лексем, 4 лексемы, а именно: atmosfar, omgivning, forhallande, omvarld, составляют второй уровень ЛСП, наиболее близкий к ядру поля, и находятся в гипонимических отношениях с лексемой miljo. Данные лексемы характеризуются однозначностью значения, минимальной зависимостью от контекста, а также отсутствием стилистических ограничений.
Следующий уровень ЛСП составляют 30 лексем, которые также находятся в гипонимических отношениях с лексемой miljo. Анализ, основанный на оппозиции физических и психологических условий жизни человека среди первых трёх групп, позволил выделить количественное соотношение слов, обозначающих физические и психологические условия, а также слова, имеющих в своем значении обе категории.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в большинстве случаев лексемы второго уровня ЛСП “miljo ” будут относиться к физическим условиям среды, в которой существует человек (14 слов), вторая по количеству группа слов - лексемы содержащие в себе оба варианта и физические, и психологические условия (9 слов), и последняя по численности группа психологических условий составляет всего 7 слов. На основе полученных данных можно сделать вывод, что в лексико-семантическом поле ’’miljo” преобладает сема физических условий над психологическими, а слова, содержащие в себе обе семы определяются в зависимости от контекста.
Кроме того, был проведен анализ компонента miljo в составе сложных слов, составляющих крайнюю периферию лексико-семантического поля ”miljo”. Композиты были разделены на 4 подгруппы по семантическому признаку (атмосфера, экология, компьютеры и IT-технологии, природа).
Большое количество примеров с лексемой miljo показывает, что, miljo в качестве одного из компонентов в сложном слове активно используется в словообразовании, а также miljo демонстрирует значительную семантическую вариативность, поддающуюся анализу по контексту, причем как в качестве самостоятельной лексемы, так и в качестве словообразовательного элемента.
1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аникеева Т.Р. Системность малых групп лексики на материале английского семантического поля deception (в сопоставлении с его русским аналогом): Автореф. Дис. ... канд.филол. наук. Воронеж, 2002. - 23 с.
3. Башарина А. К. Понятие "семантическое поле" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2007. Т. 4. № 1. - С. 93-96.
4. Бондарко А. В. К теории поля в грамматике - залог и залоговость // Вопросы языкознания. 1972. № 3. - С. 20-35.
5. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика : учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
6. Вендина Т. И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов. — М., Высш. шк., 2001. - 288 с.
7. Гречко, В.А. Теория языкознания: Учеб. пособие/В.А. Гречко.— М.: Высш шк., 2003. - 375 с
8. Диброва Е. Д. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. Высш. Уч. Заведенией. В 2 ч. Ч. 1. М.: Академия, 2006. - 480 с.
9. Добровольский Д.О. Беседы о немецком слове: Studien zur deutschen Lexik. — М.: Языки славянской культуры, 2013. - 744 с.
10. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов Изд. 5-е, испр. и доп. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
11. Зиновьева Е.И. Понятие «поля» в лингвометодических исследованиях// XXXII международная филологическая конференция: Сборник. Вып. 15: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 11-15 марта 2003 г., Санкт-Петербург/Отв. ред. Н.А.Любимова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 288 с.
12. Кезина С.В. Семантическое поле цветообозначений в русском языке (диахронический аспект): Автореф. дис. ...д-ра филол.наук. — Челябинск, 2010. - 51 с.
13. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. Изд. стереотип. — М.: ЛЕНАНД, 2016. - 352с.
14. Маслов Ю.С. Введение в языкознание Учеб. для филол. спец. вузов.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк.,. 1987. - 272 с
15. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.
...