Введение 2
Глава 1. Феномен «политической культуры»: теоретические концепции и процесс развития 7
1.1 Понятие и основные концепции политической культуры 7
1.2. Эволюция политической культуры Норвегии 18
Глава 2. Миграционная политика и правовое регулирование миграции Королевства Норвегии 28
2.1. Характеристика миграционной и интеграционной политики Королевства Норвегии 28
2.2. Нормативно-правовое регулирование миграционных потоков в Норвегии 41
2.3. Внешние и внутренние факторы изменения политической культуры Норвегии 52
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Норвегия - это страна с высоким уровнем политической культуры, развитой демократией, основанной на принципах свободы и равенства. Особенностью политической культуры Норвегии выступает главенствующая роль государства в социальном, культурном и экономическом развитии.
Политическая культура характеризирует отношение граждан страны к государственной власти, участие населения в политической жизни, его способность к политической самоорганизации, способы реакции на политику государства. В Норвегии в формировании политической культуры большую роль играло гражданское общество. После распада унии со Швецией в 1905 году именно жители Норвегии выбирали государственный строй страны.
Актуальность темы исследования состоит в том, что, во-первых, в последнее время перед Норвегией остро встает миграционный вопрос. Проблема заключается в том, что в 2015 году Норвегия приняла огромное количество беженцев.
Во-вторых, так как структура норвежского общества в основном гомогенна, такое количество иммигрантов вызвало в обществе большой уровень беспокойства.
В-третьих, правительству пришлось задуматься о принятии мер, которые смогли бы регулировать миграционные потоки.
В-четвертых, особенную актуальность исследования представляет анализ влияния миграционных потоков на политическую культуру Норвегии. Массовая миграция привела к тому, что постепенно политическая культура трансформируется. Правительству для сохранения собственной уникальной политической культуры приходится вырабатывать и принимать различные решения на законодательном уровне для решения проблемы миграции.
Так, в 2016 году правительство приняло ряд законодательных поправок, которые ограничивали бы поток мигрантов. Несмотря на то, что на протяжении всего развития политической культуры страны, с момента ее отделения от Швеции, Норвегия гарантировала равное отношение как к мигрантам, так и к коренным жителям, за последние два года ей пришлось кардинально изменить свою позицию. И если раньше иммигрантам гарантировалось щедрое социальное пособие, быстрая адаптация в обществе и выход на рынок труда, то после принятия поправок иммигранты могут быть возвращены в свою страну происхождения, если ситуация там стабилизировалась. Также если раньше какое-то количество иммигрантов могло избежать интеграции в норвежское общество, то теперь вводятся более строгие критерии для выдачи постоянного вида на жительство, и успешная интеграция является один из этих критериев.
Однако, несмотря на том, что в 2016 году в Норвегии было зафиксировано рекордно низкое количество иммигрантов, Норвегия все еще боится новых потоков. Норвежское общество оказывается не готово к приему большого количества мигрантов. Так, например, несмотря на всю развитость политической культуры, Норвегия в 2016 году вновь заняла 3 место по качеству демократии, из-за того, что в обществе остается некоторая дискриминация иммигрантов на рынке труда, хотя она и является незаконной.
Объектом исследования являются миграционные процессы в Норвегии.
Предметом исследования выступает политическая культура в контексте миграционных процессов Королевства Норвегии.
Целью исследования является выявление механизмов влияния миграционного фактора на политическую культуру Королевства Норвегии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выделить особенности политического развития Норвегии.
• Изучить влияние массовой миграции на изменения политической культуры.
• Выявить специфичные черты норвежской политической культуры.
• Рассмотреть миграционную и интеграционную модель Королевства Норвегии.
• Проанализировать изменения на законодательном уровне в регулировании миграционных потоков.
Для выполнения задач исследования были использованы следующие методологические подходы. Системный анализ политической культуры Норвегии позволил выделить общие черты, которыми обладает норвежское общество. Использование исторического подхода позволило отследить эволюцию развития политической культуры до настоящего времени, а также развитие миграционной политики. С помощью дедуктивного метода были выявлены закономерности политического развития страны, а также развития методов правового регулирования миграционных потоков, которые оказали влияние на формирование, становление и изменение политической культуры. Сравнительный анализ был использован нами для выявления влияния миграционной политики по отношению к политической культуре.
Степень разработанности темы: Понятие и концепции «политической культуры» разрабатывалось в работах таких авторов, как М.Вебер1, Г.Алмонд и С.Верба2. Среди российский ученых можно выделить Ф.М. Бурлацкого3, Э.Я. Баталова4, К.С. Гаджиева5,. Помимо самого понятия, а также его структуры, функций и типологии исследуются факторы функционирования и изменения политической культуры, изучаются ее национальные модели и роль в общественно-политическом развитии.
Такими учеными, как Ли Яоцзюнь и Дэвид Марш6 были разработаны современные концепции политического участия и исследовано то, какое влияние они оказывают на современную политическую культуру.
Специфику политической культуры Норвегии рассматривали в своих работах Дж.Сименсен7, А.Т.Дженсен8. П.Кандель9, К.К. Грёндал10, которые проследили в своих исследованиях влияние государственных структур и партий на развитие политической культуры в стране.
Анализом преимуществ Норвегии в качестве страны, принимающей беженцев и мигрантов, а также исследованием развития ее миграционной политики занимались такие ученые как Г. Брохманн и C. Лавенекс.11
Проследили влияние миграционного фактора на норвежскую общественность в своей работе Дитер Нохлен и Филипп Штовер.12 Деметриос Дж. Пападеметроу выделил основные принципы необходимые для улучшения миграционной политики Норвегии.13Анникен Хагелунд14 проследила влияние процесса интеграции на культуру Норвегии.
Источниковая база исследования: При написании работы были исследована следующая источниковая база.
Стратегии. Влияние правительства на уровень развитости страны и уровень политической культуры были проанализированы с помощью таких документов, как «Стратегия правительства Норвегии по кооперации с Европой 2014-2017»15, план «Социального страхования Норвегии»16 и «Национальный план действий по проблемам женщин, мира и безопасности 2015-2018»17, которые отражают ориентированность политики государства прежде всего на нужны общества и защиту их прав и свобод.
Нормативные акты. Были проанализированы документы, которые были выпущены правительством Норвегии по иммиграции и регуляции вопросов беженцев18. Статистические данные. Изменение миграционных потоков в Норвегии в течении нескольких лет, отношением к ним населения было исследовано с помощью «Центрального бюро статистики Норвегии».19 Для изучения аспектов, влияющих на развитость политической культуры страны, таких как уровень демократии, стабильность и устойчивость политического режима, а также на принятие норвежским обществом иммигрантов были использованы следующие источники: «Индекс демократии»20, «Рейтинг политически нестабильных стран»21, составленными журналом «Экономист(Тйе Economist)» «Рейтинг риска стран для крупных развивающихся рынков»22, «Глобальный индекс миролюбия»23, который составляется Институтом Экономики и Мира, характеризует безопасность проживания в определенной стране, и «Индекс устойчивого развития государств»24, который анализирует и сравнивает необходимость реформ стран- участниц «Организации экономического сотрудничества и развития».
Отчеты правительства Норвегии и различных неправительственных организаций. Изменение миграционного регулирования было исследовано с помощью отчетов правительства.25 Неправительственная организация Сопреми ( SOPREMI ) раз в несколько лет выпускает отчеты , в которых оценивает влияние миграции на политику страны26, выявляет новые тренды в миграционном законодательстве Норвегии.27
Хронологическими рамками исследования является период с конца XX века по начало XXI века.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследований и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, определяется предмет и объект исследования, раскрываются методологические основы работ, анализируется степень научной разработанности темы, рассматриваются основные типы источников, использованные при написании исследования.
Первая глава выпускной квалификационно работы «Феномен «политической культуры»: теоретические концепции и процесс развития» состоит из двух параграфов. В данной главе дается определение, что такое «политическая культура», рассматриваются основные ее концепции, а также описываются основные этапы развития политической культуры в Королевстве Норвегия, представлены основные теоретические концепции понятия «политическая культура».
Вторая глава выпускной квалификационной работы «Миграционная политика и правовое регулирование миграции Королевства Норвегии» состоит из трёх параграфов, в которых дается характеристика миграционной и интеграционной политики Королевства Норвегии, рассматриваются особенности нормативно-правовой базы миграционного законодательства, а также анализируются внешние и внутренние факторы, повлиявшие на изменение политической культуры Норвегии.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: Во-первых, политическое развитие Норвегии имеет свои собственные специфичные черты. Многопартийная система Норвегии долгое время была основана на доминировании одной партии. Норвегия представляет собой довольно однородное общество, которое построено на принципе равенства, которое заключается в сходстве граждан, имеющих одну общую культурную идентичность. Особенностью политической культуры Норвегии является то, что государство играет главенствующую роль в социальном, социально-культурном и экономическом развитии. Ему принадлежит значительная часть национальных богатств. Правительство контролирует все ключевые секторы экономики, в том числе нефтедобывающую отрасль, а также другие жизненно важные отрасли, и эффективно использует их для экономического и человеческого развития.
Во-вторых, Норвегия, как государство всеобщего благосостояния имеет крайнюю привлекательность для мигрантов. Ее экономика остается достаточно стабильной, чтобы поддерживать высокий уровень своих граждан, а ее социальная политика и приверженность гуманитарной защите привлекает большое количество иммигрантов. Хотя Норвегия получила всемирную известность благодаря своей гуманитарной деятельности с 20-х годов XX столетия, до 1945 года она оставалась страной эмиграции. Свою привлекательность для беженцев она обрела только во второй половине XX века после Второй мировой войны. Однако, несмотря на свою работу с беженцами, Норвегии до конца 1960-х годов удается сохранять относительно гомогенное общество. И только в 1970-х из-за угрозы неожиданного увеличение потока иммигрантов из развивающихся стран, правительство принимает закон об ограничении иммиграции. Норвежская общественность в 1980-е годы начинает активно поддерживать ограничение иммиграции. Хотя норвежское правительство учитывало беспокойство населения, его главной целью было равноправное обращение с иммигрантами и коренными норвежцами, что является основополагающим принципом иммиграционной политики после 1970-х годов. Но при всех социальных благах, которые предоставлялись иммигрантам, правительство проводило жесткий отбор кандидатов на получение гражданства.
Во-третьих, одной из основ успешного социально-культурного развития Норвегии является социальная политика государства, ориентированная на гуманистические ценности. Государственная политика, проводимая с эффективной организацией управления, позволило развивать социальные институты на высоком уровне. Часть доходов от нефтедобычи вкладывается в специальный социальный фонд, который предназначен для социальных выплат будущим поколениям. Это тоже представляет одну из особенностей норвежской политической культуры, а именно заботу о будущих поколениях. «Принцип всеобщности», которому придается важное значение в стране, «гарантирует то, что все граждане будут обеспечены полной занятостью, что услуги, предоставляемые государству, будут равномерно распространены на все слои населения, а не только на малоимущих.
В-четвертых, массовая миграция поставила под угрозу модель государства всеобщего благосостояния. Политика государства, которое гарантировало иммигрантам полное равноправие, изменилась в сторону сохранения достаточной гомогенности общества. Политическая культура общества не готова к массовым потокам миграции, поскольку коренные норвежцы не готовы делиться социальными благами или терять их и ставить под угрозу государство всеобщего благосостояния из-за иммигрантов. Норвегия предпринимает необходимые меры для ограничения иммиграции и ей это удается. В 2016 году количество иммигрантов достигло рекордно низкого уровня.
В-пятых, миграционная модель Норвегии в последние годы претерпевает значительные изменения. Хотя прошедшим отбор мигрантам все еще гарантируется социальное равенство, этот процесс отбора значительно ужесточается. Беженцы должны будут доказать, что они нуждаются в защите и не могут получить в каком-либо регионе своей страны. Мигранты обязаны интегрироваться в общество, если в дальнейшем они хотят остаться в стране. Они обязаны посещать курсы норвежского языка и социальных исследованиях, а также иметь минимальный уровень разговорного норвежского языка и пройти тест по общественным наукам на понятном им языке. Возраст интеграции иммигрантов был расширен до 55 до 67 лет. Из-за миграционного кризиса в 2015 году Норвегия внесла значительные поправки в миграционное законодательство. Правительство приняло поправки, которые позволят улучшить систему проверки личности иностранных граждан, а тем, кто активно препятствует установлению личности с момента прибытия в Норвегию будет отказано в виде на жительство.
Таким образом, можно сделать вывод, что миграционный фактор оказал достаточно сильное влияние на политическую культуру Королевства Норвегии. Общество оказалось не готово к принятию большого количества мигрантов. Правительство с целью защиты основ норвежского общества приняло ряд законодательных мер, которые позволили сохранить государство всеобщего благосостояния.
Нормативные акты Королевства Норвегии:
1. Immigration Act /URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/immigration- act/id585772/ (дата обращения: 18.03.2017)
2. Increased number of asylum-seeker arrivals, Supplementary Proposition for the 2016 budget/ URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/increased-number-of- asylum-seeker-arrivals-supplementary-proposition-for-the-2016- budget/id2459643/ (дата обращения: 05.03.2017)
3. Introduction of border controls/ URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/introduction-of-border-controls/id2464073/ (дата обращения: 05.03.2017)
4. Regulations of 15 October 2009 on the Entry of Foreign Nationals Into the Kingdom of Norway and Their Stay in the Realm (Immigration Regulations)/URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/jd/dokumenter/forskrifter/immigr ation-regulations.pdf (дата обращения: 22.03.2017)
5. The Competence Reform Report No. 42 to the Storting (1997-98)/URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/st-meld-nr-42 1997-98-summary in/id191807/ (дата обращения: 13.04.2017)
6. The ILO Convention on the Rights of Indigenous Peoples/URL: https://www.regjeringen.no/en/topics/indigenous-peoples-and- minorities/urfolkryddemappe/the-ilo-convention-on-the-rights-of-indi/id487963/ (дата обращения: 22.03.2017)
Стратегии Королевства Норвегии:
7. Measures to address the refugee crisis/ URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/measures-to-address-the-refugee- crisis/id2469066/ (дата обращения: 03.03.2017)
8. National Action Plan on Women, Peace and Security 2015-2018/URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/fn/ud handli ngsplan kfs eng nett.pdf (дата обращения: 20.10.2016)
9. Norway in Europe. The Norwegian Government's Strategy for Cooperation with the EU 2014-2017/ URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/norway in europe/id762511/ (дата обращения: 06.10.2016)
10. Review of Norwegian welfare benefits in the aim of implementing cutbacks/ URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/gjennomgar-ytelser-og-rettigheter-med- sikte-pa-innstramming/id2459662/ (дата обращения: 05.03.2017)
11. The Norwegian Social Insurance Scheme / URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/ 03b0e088c8f44a8793ed0c0781556b11/ a-0008-e the-norwegian-social-insurance-scheme web-003.pdf (дата обращения: 20.10.2016)
12. The Progress Party Program/URL: https://www.frp.no/english (дата обращения: 18.04.2017)
Статистика:
13. Asylum seekers: how many become refugees, and how does this affect the immigrant situation?From asylum seeker to refugee - before and after the crisis of 2015 /URL:
14. Democracy Index 2015. Democracy in an age of anxiety / URL: http://www.yabiladi.com/img/content/EIU-Democracy-Index-2015.pdf (дата обращения: 20.12.2016)
15. Facts on immigrants and their descendants 2007/URL: http://www.ssb.n0/a/english/publikasj0ner/pdf/d0c 200801 en/doc 200801 en.p df (дата обращения: 22.02.2017)
...