Введение 3
Паспорт 5
I. Здание 5
II. Интерьер 5
III. Живопись 5
IV. Основные сведения по истории памятника 6
V. Условия эксплуатации интерьера 8
VI. Состояние живописи перед началом реставрационных работ 8
VII. Программа проведения работ и ее обоснование 17
VIII. Изменения программы и их обоснования 17
IX. Проведение реставрационных мероприятий 18
X. Иллюстративный материал (фотография, картограммы, схемы) 22
XI. Результаты проведенных мероприятий 25
XII. Заключение реставрационного совета (выписка из протокола) 25
XIII. Рекомендации по условиям хранения памятника 26
XIV. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы) 27
Приложение №1 27
Приложение №2 29
Приложение №3 46
Заключение 55
Перестроенный в начале XX века особняк Набоковых первоначально являлся небольшим жилым домом перовой половины XVIII века. Однако он постепенно расширялся, достраивался и менял свой облик в соответствии с архитектурными вкусами эпохи и предпочтениями своих владельцев. После приобретения в 1898 году Е.И.Рукавишниковой дома №47 по Большой Морской улице, облик фасада здания подвергся значительной реконструкции и получил свое новое оформление. В 1901-1902 годах инженеры М.Ф.Гейслер и Б.Ф.Гуслистый перестроили дом в духе модерна.
Зеленая гостиная получила свое название из-за цвета обоев, обивки мебели и ковра. Весь интерьер первоначально был выдержан в нежной зеленоватой цветовой гамме - потолок, расписанный бледно-зелеными облаками, обои из зеленого шелка, живописное оформление дверных проемов и десюдепортов.
После 1917 в интерьерах дома Набоковых располагалось большое количество разных организаций, дом стал терпеть перепланировки, а внутреннее убранство интерьеров значительно пострадало. Авторская планировка Зеленой гостиной была изменена. Зал поделился перегородкой на две неравные части, в это же время дверные проемы и десюдепорты Зеленой гостиной были впервые закрашены масляной краской белого цвета.
В 2009 году над реставрацией Зеленой гостиной начали работать студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета Факультета искусств, кафедры «Реставрация». Уникальность Зеленой гостиной заключается в том, что под многочисленными слоями красочных слоев сохранились подлинные элементы декоративной отделки, что представляет огромную ценность для культурного наследия.
На настоящий момент от многочисленных поновлений раскрыты два живописных десюдепорта с центральным картушем овальной формы, обрамленным резными листьями аканта. В одном проеме живопись, с изображением пейзажа в зеленых тонах, находится в отличной сохранности, а второй живописный картуш практически утрачен.
Главной задачей данной дипломной работы является реставрация третьего десюдепорта над юго-западным порталом Зеленой гостиной Дома В.В.Набокова.
Главным принципом реставрации десюдепорта над юго-западным порталом Зеленой гостиной Дома В.В.Набокова являлась максимальная сохранность живописных слоёв, как на центральной части десюдепорта, так и на резных листьях аканта.
Именно механический способ расчистки (скальпелем всухую) позволил максимально сохранить красочный слой, не используя компрессы с растворителями на всей поверхности живописи. В ходе реставрации была выполнена расчистка центрального картуша, а также его обрамления от многочисленных слоев малярных закрасок белого цвета.
В поле картуша был обнаружен пейзаж в зеленой цветовой гамме с изображением деревьев и водоема, подобный двум уже раскрытым от малярных закрасок десюдепортам Зеленой гостиной. В ходе работ было выполнено укрепление и устранение деформаций красочных слоев, а также проведены различные виды исследований живописи.
В центральном картуше десюдепорта были обнаружены многочисленные утраты живописного красочного слоя до основы, однако авторский красочный слой, и фрагменты золочения на резном обрамлении сохранились лучше, чем на двух других десюдепортах Зеленой гостиной.