Механизм социально-экономических санкций и контрсанкций в контексте внешней политики Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕХАНИЗМА САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ: НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Общее содержание понятий «международно-правовые санкции» и
«контрмеры» в международном праве. Определение понятий…………………...8
1.2. Практика применения Соединенными Штатами экономических
ограничений в отношении СССР с 1945 – 1991 гг. ……………………………...15
1.3. Социально-экономические санкции Соединенных Штатов и Европейского
Союза в отношении Российской Федерации………………………………….….28
1.4. Результативность политических и социально-экономических санкций
Соединенных Штатов и Европейского Союза в отношении СССР и Российской
Федерации
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РФ…………...56
2.1. Практика применения Российской Федерацией социально-экономических
санкций и контрсанкций в отношении иностранных государств…………….…56
2.2. Результативность социально-экономических санкций и контрсанкций,
введенных Российской Федерацией …………………………..………………….67
2.3. Сравнительный анализ высказываний Президента РФ, министра
иностранных дел РФ и начальника Генерального штаба ВС РФ относительно
социально-экономических санкций и контрсанкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕХАНИЗМА САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ: НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Общее содержание понятий «международно-правовые санкции» и
«контрмеры» в международном праве. Определение понятий…………………...8
1.2. Практика применения Соединенными Штатами экономических
ограничений в отношении СССР с 1945 – 1991 гг. ……………………………...15
1.3. Социально-экономические санкции Соединенных Штатов и Европейского
Союза в отношении Российской Федерации………………………………….….28
1.4. Результативность политических и социально-экономических санкций
Соединенных Штатов и Европейского Союза в отношении СССР и Российской
Федерации
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РФ…………...56
2.1. Практика применения Российской Федерацией социально-экономических
санкций и контрсанкций в отношении иностранных государств…………….…56
2.2. Результативность социально-экономических санкций и контрсанкций,
введенных Российской Федерацией …………………………..………………….67
2.3. Сравнительный анализ высказываний Президента РФ, министра
иностранных дел РФ и начальника Генерального штаба ВС РФ относительно
социально-экономических санкций и контрсанкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Закономерностью развития современных международных отношений является рост применения суверенными государствами или союзами государств инструментов невоенного воздействия, что обусловлено главенствующей ролью международного права, которое признает неправомерным одностороннее использование военной силы и запрет на проявление вооруженной агрессии. Глобализация международных экономических процессов, характеризующихся возрастающей степенью интенсивной интеграции как рынков товаров и услуг, так и капиталов, устанавливает тесные связи экономического сотрудничества между государствами, усиливает их взаимосвязанность и требует сохранения благоприятствующих экономических связей с государствами-партнерами. Поэтому прекращение или ограничение
экономических отношений напрямую сказывается на состоянии экономики государства, с которым торговые отношения были разорваны или ограничены,
а также на стабильном положении экономик тех стран, которые напрямую связаны торгово-финансовыми операциями с этим государством. Таким
образом, введение торговых, технологических и финансовых ограничений в отношении какого-либо государства на сегодняшний день является одним из самых часто используемых инструментов воздействия на суверенное государство.
Интенсивное использование санкционного механизма в международных отношениях подтверждается, в том числе введением политических, торговых и финансовых ограничительных мер в отношении Российской Федерации в связи с украинским кризисом и присоединением Крымского полуострова к территории РФ в 2014 году. Важно отметить, что практика применения подобных мер в отношении России существовала и до 2014 года, что нашло свое выражение в существовавшей до 2012 года поправке к торговому соглашению «Джексона-Вэника», закона «Сергея Магнитского» («Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability4 Act of 2012»). Осуществление торговой и технологической блокады СССР, которая была организована Соединенными Штатами во второй половине XX века с помощью Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), куда входили страны Запада и Япония, напоминает существующее объединение санкционных списков США, Евросоюза, Японии и ряда других стран с задачей негативного воздействия на сырьевой, оборонный и банковский секторы.
Российская Федерация в свою очередь также использует механизм специальных ограничительных мер во внешней политике. Ограничительные меры используются Россией не только в качестве ответной меры на введение санкционного списка в отношении России (закон «О мерах воздействия на лиц,
причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»1 («Димы Яковлева), Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», предполагающий введение продуктового эмбарго в качестве ответной меры на введение экономических санкций и т.д.), но и в качестве самостоятельного механизма проведения внешней политики (Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»).
Теоретическая актуальность и практический аспект темы выпускной квалификационной работы обусловлены необходимостью теоретического обобщения практики применения механизма социально-экономических санкций в контексте внешней политики Российской Федерации в связи с динамическим увеличением частоты использования этого механизма Соединенными Штатами и рядом других стран в отношении Российской Федерации, а также использованием этого механизма непосредственно Российской Федерацией в качестве ответных мер и самостоятельного механизма внешней политики. Создание политической коалиции США – ЕС по вопросу применения невоенных экономических ограничительных мер в отношении Российской Федерации – один из современных примеров перехода глобального централизованного санкционного режима на межгосударственный уровень, который должен быть изучен международниками и политологами.
Также в данной работе разработана классификация санкций по критерию «самостоятельная политика/ответная мера», которая, по мнению автора, является необходимой и актуальной для характеристики принимаемых невоенных социально-экономических ограничительных мер государствами в одностороннем порядке.
Объектом исследования является институт невоенных ограничительных мер, которые вводятся одним государством в отношении другого государства.
Предмет исследования – социально-экономические санкции, которые были введены в отношении Российской Федерации Соединенными Штатами, а также социально-экономические санкции и контрсанкции, введенные Российской Федерацией.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей института социально-экономических санкций и контрсанкций, их соотношения между собой, а также место и роль во внешней политике Российской Федерации.
Достижение поставленной цели планируется путем решения следующих взаимосвязанных задач:6
1. Определить общее содержание понятий: «международно-правовые санкции», «контрмеры», дать терминологическую трактовку понятиям «социально-экономические санкции» и «контрсанкции».
2. Изучить практику применения Соединенными Штатами экономических и технологических ограничений в отношении Советского Союза с 1945 – 1991 гг.
3. Исследовать нормативно-правовые акты и санкционные списки, принятые органами государственной власти Соединенных Штатов и ЕС в отношении Российской Федерации, отдельных граждан РФ и российских компаний, которые носят характер ограничительных мер, сгруппировать их согласно направленности и определить, достигли ли санкции поставленных целей.
4. Изучить нормативно-правовые акты и санкционные списки, носящие характер ограничительных мер, принятые органами государственной власти Российской Федерации в отношении иностранных государств и их граждан.
5. Проанализировать высказывания Президента РФ, министра иностранных дел РФ и начальника Генерального штаба ВС РФ с целью выявления их позиций по вопросу применения социально-экономических санкций и контрсанкций во внешней политике.
6. Выявление места и роли социально-экономических санкций и контрсанкций как механизма осуществления внешней политики РФ и ее взаимодействия с иностранными государствами.
Гипотеза: руководство РФ использует механизм экономических ограничительных мер в большинстве случаев в качестве симметричной/ассиметричной ответной реакции на введение невоенных ограничительных мер в отношении РФ или ее граждан.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных представителей науки международного права: Василенко В. А., Левина Д. Б., Лукашука И.И., Шибаевой Е.А., Шумилова В.М. и других исследователей. В ходе исследования были проанализированы научные работы Кешнер М. В., Липкиной Н. Н. и Сазоновой К. Л., посвященные односторонним и принудительным мерам, а также санкциям и контрмерам в международном праве. При проведении исследования широко привлекались источники международного права, материалы деятельности ООН и в, первую очередь, Совета Безопасности и Комитетов по санкциям, Комиссии международного права ООН, законодательство США и РФ. В качестве информационных ресурсов были использованы официальные сайты Администрации Президента США, Конгресса США, Министерства иностранных дел РФ, Министерства финансов США, Правительства РФ, Президента РФ, Президента США, а также ряд СМИ, таких как Коммерсант, РИА Новости, Российская Газета, BBC Русская служба, Lenta.ru и др.
Основными методами исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный анализ, формально-юридический, историко-правовой анализ и дискурс-анализ.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы государственными органами и государственными служащими, так или иначе сталкивающимися с тематикой применения невоенных экономических ограничительных мер, а также специалистами, работающими в сфере внешних сношений Российской Федерации. Выводы, сформулированные в ходе исследования, а также сами материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий, подготовке учебных программ и пособий.
экономических отношений напрямую сказывается на состоянии экономики государства, с которым торговые отношения были разорваны или ограничены,
а также на стабильном положении экономик тех стран, которые напрямую связаны торгово-финансовыми операциями с этим государством. Таким
образом, введение торговых, технологических и финансовых ограничений в отношении какого-либо государства на сегодняшний день является одним из самых часто используемых инструментов воздействия на суверенное государство.
Интенсивное использование санкционного механизма в международных отношениях подтверждается, в том числе введением политических, торговых и финансовых ограничительных мер в отношении Российской Федерации в связи с украинским кризисом и присоединением Крымского полуострова к территории РФ в 2014 году. Важно отметить, что практика применения подобных мер в отношении России существовала и до 2014 года, что нашло свое выражение в существовавшей до 2012 года поправке к торговому соглашению «Джексона-Вэника», закона «Сергея Магнитского» («Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability4 Act of 2012»). Осуществление торговой и технологической блокады СССР, которая была организована Соединенными Штатами во второй половине XX века с помощью Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), куда входили страны Запада и Япония, напоминает существующее объединение санкционных списков США, Евросоюза, Японии и ряда других стран с задачей негативного воздействия на сырьевой, оборонный и банковский секторы.
Российская Федерация в свою очередь также использует механизм специальных ограничительных мер во внешней политике. Ограничительные меры используются Россией не только в качестве ответной меры на введение санкционного списка в отношении России (закон «О мерах воздействия на лиц,
причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»1 («Димы Яковлева), Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», предполагающий введение продуктового эмбарго в качестве ответной меры на введение экономических санкций и т.д.), но и в качестве самостоятельного механизма проведения внешней политики (Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»).
Теоретическая актуальность и практический аспект темы выпускной квалификационной работы обусловлены необходимостью теоретического обобщения практики применения механизма социально-экономических санкций в контексте внешней политики Российской Федерации в связи с динамическим увеличением частоты использования этого механизма Соединенными Штатами и рядом других стран в отношении Российской Федерации, а также использованием этого механизма непосредственно Российской Федерацией в качестве ответных мер и самостоятельного механизма внешней политики. Создание политической коалиции США – ЕС по вопросу применения невоенных экономических ограничительных мер в отношении Российской Федерации – один из современных примеров перехода глобального централизованного санкционного режима на межгосударственный уровень, который должен быть изучен международниками и политологами.
Также в данной работе разработана классификация санкций по критерию «самостоятельная политика/ответная мера», которая, по мнению автора, является необходимой и актуальной для характеристики принимаемых невоенных социально-экономических ограничительных мер государствами в одностороннем порядке.
Объектом исследования является институт невоенных ограничительных мер, которые вводятся одним государством в отношении другого государства.
Предмет исследования – социально-экономические санкции, которые были введены в отношении Российской Федерации Соединенными Штатами, а также социально-экономические санкции и контрсанкции, введенные Российской Федерацией.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей института социально-экономических санкций и контрсанкций, их соотношения между собой, а также место и роль во внешней политике Российской Федерации.
Достижение поставленной цели планируется путем решения следующих взаимосвязанных задач:6
1. Определить общее содержание понятий: «международно-правовые санкции», «контрмеры», дать терминологическую трактовку понятиям «социально-экономические санкции» и «контрсанкции».
2. Изучить практику применения Соединенными Штатами экономических и технологических ограничений в отношении Советского Союза с 1945 – 1991 гг.
3. Исследовать нормативно-правовые акты и санкционные списки, принятые органами государственной власти Соединенных Штатов и ЕС в отношении Российской Федерации, отдельных граждан РФ и российских компаний, которые носят характер ограничительных мер, сгруппировать их согласно направленности и определить, достигли ли санкции поставленных целей.
4. Изучить нормативно-правовые акты и санкционные списки, носящие характер ограничительных мер, принятые органами государственной власти Российской Федерации в отношении иностранных государств и их граждан.
5. Проанализировать высказывания Президента РФ, министра иностранных дел РФ и начальника Генерального штаба ВС РФ с целью выявления их позиций по вопросу применения социально-экономических санкций и контрсанкций во внешней политике.
6. Выявление места и роли социально-экономических санкций и контрсанкций как механизма осуществления внешней политики РФ и ее взаимодействия с иностранными государствами.
Гипотеза: руководство РФ использует механизм экономических ограничительных мер в большинстве случаев в качестве симметричной/ассиметричной ответной реакции на введение невоенных ограничительных мер в отношении РФ или ее граждан.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных представителей науки международного права: Василенко В. А., Левина Д. Б., Лукашука И.И., Шибаевой Е.А., Шумилова В.М. и других исследователей. В ходе исследования были проанализированы научные работы Кешнер М. В., Липкиной Н. Н. и Сазоновой К. Л., посвященные односторонним и принудительным мерам, а также санкциям и контрмерам в международном праве. При проведении исследования широко привлекались источники международного права, материалы деятельности ООН и в, первую очередь, Совета Безопасности и Комитетов по санкциям, Комиссии международного права ООН, законодательство США и РФ. В качестве информационных ресурсов были использованы официальные сайты Администрации Президента США, Конгресса США, Министерства иностранных дел РФ, Министерства финансов США, Правительства РФ, Президента РФ, Президента США, а также ряд СМИ, таких как Коммерсант, РИА Новости, Российская Газета, BBC Русская служба, Lenta.ru и др.
Основными методами исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный анализ, формально-юридический, историко-правовой анализ и дискурс-анализ.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы государственными органами и государственными служащими, так или иначе сталкивающимися с тематикой применения невоенных экономических ограничительных мер, а также специалистами, работающими в сфере внешних сношений Российской Федерации. Выводы, сформулированные в ходе исследования, а также сами материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий, подготовке учебных программ и пособий.
Механизм социально-экономических и политических санкций на сегодняшний день является одним из самых часто используемых инструментов во внешней политике государств. Это связано прежде всего с тем, что инструмент санкционных ограничений является современной альтернативой применению военной силы для разрешения международных конфликтов или межгосударственных разногласий, который требует намного меньших затрат и не требует человеческих жертв. В качестве примера интенсивного использования санкционного механизма в международных отношениях в данной работе рассмотрена практика применения механизма социально-экономических и политических санкций, введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц, а также социально-экономических и политических санкций и контрсанций, введенных руководством Российской Федерации.
При рассмотрении практики применения Соединенными Штатами Америки санкционных ограничений в отношении Российской Федерации, был сделан вывод о том, что если первые санкционные ограничения касались лишь отдельных аспектов российско-американского сотрудничества, то действующий санкционный режим охватывает все ключевые отрасли российской экономики и оказывает влияние на российско-американское и российско-европейское сотрудничество. Существующее объединение Соединенных Штатов, Европейского Союза и других стран по вопросу применения невоенных экономических ограничительных мер в отношении Российской Федерации является, по мнению автора, примером создания политической коалиции. Историческим прототипом этого режима является торговая и технологической блокада СССР, которая была организована Соединенными Штатами во второй половине XX века с помощью
Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ). Факт существующего межгосударственного сотрудничества на уровне политической коалиции США-ЕС является доказательством перехода применения санкционных ограничений от глобального централизованного к региональному межгосударственному уровню. Этот феномен требует дополнительного изучения теоретиками международного права, юристами, экономистами и политологами.
Несмотря на то, что экономические ограничительные меры, введенные Соединенными Штатами и ЕС, не признаются руководством Российской Федерации легальными, так как, по утверждению российских официальных лиц, не соответствуют международному праву, Российская Федерация начинает встраиваться в современную мировую практику применения санкционных ограничений. Об этом свидетельствует не только разработка законодательной базы, регламентирующей введение санкционных ограничений, но и широкая практика применения контрсанкций и введение социально-экономических санкций в отношении Турецкой Республики. Факт того, что руководство РФ приняло в качестве самостоятельной политики санкционные ограничения лишь единожды (в случае с Турецкой республикой), тогда как контрсанкции вводились неоднократно, подтверждает выдвинутую гипотезу, согласно которой руководство РФ использует механизм экономических ограничительных мер в большинстве случаев в качестве симметричной/ассиметричной ответной реакции.
Разработанная автором классификация санкционных ограничений,
согласно которой все санкционные меры можно разделить на: 1) социально-экономические санкции; 2) политические санкции 3) контрсанкции социально-экономического характера; 4) контрсанкции политического характера, при рассмотрении практики применения Соединенными Штатами Америки и другими странами санкционных ограничений в отношении СССР и России, а также ответных мер России, доказала свою состоятельность.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что на сегодняшний день большая часть социально-экономических и политических санкций и контрсанкций, которые были введены в отношении Российской Федерации и Российской Федерацией, не достигла своих результатов. Проблема отсутствия желаемых результатов связана в первую очередь с тем, что формулировки целей принятия ограничительных мер являются широкими и расплывчатыми, как в американской практике, так и в российской.
Для того чтобы механизм санкционных ограничений стал эффективным и результативным инструментом осуществления внешней политики РФ и ее взаимодействия с иностранными государствами, необходима тщательная подготовка и проработка статей законов, а также дополнительное изучение механизма введения точечных санкций и контрсанкций в отношении ключевых политических игроков и их компаний, который в российской практике недостаточно проработан
При рассмотрении практики применения Соединенными Штатами Америки санкционных ограничений в отношении Российской Федерации, был сделан вывод о том, что если первые санкционные ограничения касались лишь отдельных аспектов российско-американского сотрудничества, то действующий санкционный режим охватывает все ключевые отрасли российской экономики и оказывает влияние на российско-американское и российско-европейское сотрудничество. Существующее объединение Соединенных Штатов, Европейского Союза и других стран по вопросу применения невоенных экономических ограничительных мер в отношении Российской Федерации является, по мнению автора, примером создания политической коалиции. Историческим прототипом этого режима является торговая и технологической блокада СССР, которая была организована Соединенными Штатами во второй половине XX века с помощью
Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ). Факт существующего межгосударственного сотрудничества на уровне политической коалиции США-ЕС является доказательством перехода применения санкционных ограничений от глобального централизованного к региональному межгосударственному уровню. Этот феномен требует дополнительного изучения теоретиками международного права, юристами, экономистами и политологами.
Несмотря на то, что экономические ограничительные меры, введенные Соединенными Штатами и ЕС, не признаются руководством Российской Федерации легальными, так как, по утверждению российских официальных лиц, не соответствуют международному праву, Российская Федерация начинает встраиваться в современную мировую практику применения санкционных ограничений. Об этом свидетельствует не только разработка законодательной базы, регламентирующей введение санкционных ограничений, но и широкая практика применения контрсанкций и введение социально-экономических санкций в отношении Турецкой Республики. Факт того, что руководство РФ приняло в качестве самостоятельной политики санкционные ограничения лишь единожды (в случае с Турецкой республикой), тогда как контрсанкции вводились неоднократно, подтверждает выдвинутую гипотезу, согласно которой руководство РФ использует механизм экономических ограничительных мер в большинстве случаев в качестве симметричной/ассиметричной ответной реакции.
Разработанная автором классификация санкционных ограничений,
согласно которой все санкционные меры можно разделить на: 1) социально-экономические санкции; 2) политические санкции 3) контрсанкции социально-экономического характера; 4) контрсанкции политического характера, при рассмотрении практики применения Соединенными Штатами Америки и другими странами санкционных ограничений в отношении СССР и России, а также ответных мер России, доказала свою состоятельность.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что на сегодняшний день большая часть социально-экономических и политических санкций и контрсанкций, которые были введены в отношении Российской Федерации и Российской Федерацией, не достигла своих результатов. Проблема отсутствия желаемых результатов связана в первую очередь с тем, что формулировки целей принятия ограничительных мер являются широкими и расплывчатыми, как в американской практике, так и в российской.
Для того чтобы механизм санкционных ограничений стал эффективным и результативным инструментом осуществления внешней политики РФ и ее взаимодействия с иностранными государствами, необходима тщательная подготовка и проработка статей законов, а также дополнительное изучение механизма введения точечных санкций и контрсанкций в отношении ключевых политических игроков и их компаний, который в российской практике недостаточно проработан
Подобные работы
- Механизм социально-экономических санкций и
контрсанкций в контексте внешней политики Российской Федерации
Бакалаврская работа, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2019 ГОД
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие России и США в области культуры в XXI веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности: российский и мировой опыт
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



