Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аудиторный фактор дизайн-проектирования узкоспециализированных конвергентных СМИ

Работа №131235

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы128
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СМИ: ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ АУДИТОРНОГО ФАКТОРА 9
1.1. Развитие узкоспециализированных СМИ в условиях конвергенции 9
1.2. Дизайн-проектирование печатных и сетевых СМИ: основные элементы и функции 15
1.3. Зависимость между аудиторией и дизайном в конвергентных специализированных изданиях 35
ГЛАВА II. ЖУРНАЛЫ ОБ IT КАК УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ КОНТЕНТА, СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА, ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ 51
2.1 Микроспециализации, тематика, рубрикация и аудитории изданий об IT 51
2.2.1. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал журнала «CNews» 58
2.2.2. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал журнала «Control Engineering» 67
2.2.3. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал журнала «Хакер» 73
2.2.4. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал журнала «IT-Expert» 81
2.2.5. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал журнала «UPgrade» 86
2.3. Узкоспециализированные конвергентные издания: организация взаимодействия с аудиторией 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113

Актуальность данной работы обусловлена важностью изучения современных тенденций развития журналистики и медиадизайна: конвергенцией, все большей сегментацией СМИ, а также появлением новых каналов связи с аудиторией. Сегодня можно наблюдать возрастающую дифференциацию средств массовой информации с точки зрения тематической направленности. В журналистике появляются все новые и новые направления. Аудитория изданий так или иначе влияет на их внешний облик. Специализированные издания о сфере информационных технологий имеют свои особенности, в том числе и с точки зрения дизайна. Задача современной редакции подобных СМИ состоит в создании удобного и легкого для использования журнала и сайта. Данную проблему невозможно решить без учета мнения целевой аудитории. Многие издания стремятся следовать последним тенденциям в дизайне, ища новые каналы для распространения информации, делая множественные попытки редизайнов. Подобные изменения не всегда положительно влияют на внешний облик издания: иногда при переходе в электронный формат выпусков (например, в PDF), журналы теряют свою идентичность. Качество контента - безусловно, приоритетная цель СМИ, однако редакциям следует помнить и о дизайне. Необходим баланс между адекватным внешним представлением информации и ее смысловым содержанием. Несмотря на факт растущей сегментации средств массовой информации, многие специализированные издания претерпевают кризис. Лишь те журналы, которые частично или полностью перешли в интернет, сумели «выжить». Несмотря на оптимистические прогнозы относительно популярности печатной прессы, на примере рассматриваемых изданий можно наблюдать обратную ситуацию: частичный или полный отказ от бумажной версии.
Объект исследования - это журналы об IT как узкоспециализированные издания.
Предмет исследования - концепции и методы проектирования дизайна журналов об IT, а также практика взаимодействия редакций узкоспециализированных изданий с аудиторией.
Цель исследования - определить зависимость между дизайном и аудиторией узкоспециализированных журналов о сфере IT.
Задачи:
• Определить особенности развития сегмента узкоспециализированных СМИ в условиях конвергенции;
• изучить этапы и методы дизайн-проектирования специализированных журналов и их онлайн-версий;
• выявить значение информационных и эстетических потребностей аудитории при планировании оформления и содержания узкоспециализированных изданий;
• провести сравнительный анализ практики российских специализированных журналов об IT в сфере проектирования дизайна и организации обратной связи с аудиторией;
• выяснить, существует ли взаимосвязь между аудиторией изданий и их внешним обликом на этапе проектирования, а также построить модель рекомендуемых действий для редакций по организации взаимодействия с аудиторией.
Эмпирической базой исследования являются материалы пяти российских журналов об IT: «CNews», «Control Engineering Россия», «Хакер», «IT-Expert» и «UPgrade». Всего было изучено 125 номеров (24 номера журнала «Хакер», 12 номеров журнала «Control Engineering Russia», 6 номеров «CNews», 24 номера журнала «IT-Expert» за 2014 и 2015 годы; 59 номеров журнала «UPgrade» за 2016 год). Выборка обусловлена примерным временем последнего редизайна, который происходил в каждом из анализируемых изданий. Специализация рассматриваемых изданий (все они имеют отношение к сфере информационных технологий) обусловлена тем фактом, что журналы, освещающие данную область, в значительной степени отличаются от изданий других направлений как визуально, так и содержательно. Будет выяснено, как соотносится внешний облик и детали оформления со специализацией издания и аудиторией, а также особенно подробно будет исследован иллюстративный материал данных журналов. На их примере также будут выявлены особенности использования изображений в СМИ определенной направленности. Все рассматриваемые издания можно назвать конвергентными, поэтому будут исследованы и их сетевые версии. Также будет выяснено, как осуществляется взаимосвязь между мнением аудитории и вариантом дизайна на этапе его создания.
Также в эмпирическую базу исследования входят материалы экспертного интервью, проведенного автором магистерской диссертации с главным редактором журнала «Хакер» 4 мая 2016 года.
В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. Для сбора эмпирического материала использовались: контент-анализ, личное формализованное интервью, классический анализ, а также сравнительный анализ.
Теоретическая база состоит из научных работ в области графического дизайна и дизайна СМИ таких отечественных и зарубежных авторов, как А.А. Беляев 123, Е.А. Лазаревич 4, Я. Нильсен 5, И.А. Розенсон 6, С.В. Федорова 7, Ю.Г. Шаповал8, L. Graham9 и др. Среди источников по аудитории СМИ работы таких исследователей как: Я. Н. Засурский10, В.Б. Комоцкий11, С.Г. Корконосенко12, R. Cover13. Проблемы взаимосвязи СМИ и целевой аудитории поднимали и развивали, А.В. Вырковский и М.А. Любимцева 14, Л.В. Кудинова15, Д.А. Носаев16, S. Livingstone17, P.M. Napoli18 и др.
Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований». По итогам доклада на конференции были опубликованы тезисы «Шрифтовое оформление специализированных изданий о сфере информационных технологий»19. Также отдельные тезисы исследования обсуждались в ходе педагогической и научно-исследовательской практики в рамках учебных занятий.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Новизна исследования. В настоящее время проблема учета информационных и эстетических потребностей целевой аудитории при формировании проекта дизайна узкоспециализированного издания не нашла должного отражения в специальной исследовательской литературе. Существует множество открытых вопросов, связанных с тем, на каком этапе следует выяснять мнение аудитории о дизайне конкретного издания, до или в процессе работы над ним. Кроме того, не в полной мере известно, стоит ли в вопросе оформления журнала и его сетевой версии полностью полагаться на мнение читателей, или в данном вопросе первостепенно мнение эксперта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наблюдаемый переход от печатных СМИ к онлайн- изданиям обусловлен изменением способов восприятия информации. В связи с развитием технологий, аудитория многих специализированных изданий предпочитает получать информацию при помощи сайта или электронных номеров.
2. Совокупность журналов о сфере информационных технологий сформировалась в особый узкоспециализированный сегмент российского медиарынка. Такие издания обладают как внешними отличительными особенностями - с точки зрения дизайна, так и внутренними - с точки зрения контента. Журналы об IT ориентируются на эстетические и прагматические потребности целевой аудитории.
3. Существуют сходства и различия между анализируемыми изданиями. Среди схожих черт стоит отметить тяготение к жесткой структуре оформления материалов, стремление к упорядоченной логике подачи текстов и изображений. Среди ключевых отличий - использование цвета, акцентирование, использование контраста.
4. Иллюстрации в специализированных изданиях о сфере IT выполняют сопроводительную функцию: схемы, диаграммы, таблицы, скриншоты используются гораздо чаще, чем инфографика, и служат для дополнения текстовой информации.
5. Прослеживаются дальнейшие трансформации рассматриваемых специализированных конвергентных СМИ. Экспертное интервью подтвердило стремление редакций к поиску новых каналов связи с читателями.
6. Сформулированы рекомендации по обеспечению взаимодействия между редакцией и аудиторией специализированных изданий, включающие в себя учет мнения аудитории на этапе дизайн- проектирования издания, тестирование промежуточных макетов, а также активное использования социальных сетей для контакта с аудиторией.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования были даны определения ключевым понятиям, рассматриваемым в работе, таким как «аудиторный фактор», «микроспециализации» изданий, были изучены ключевые процессы и тенденции медиаконвергенции, а также интернет как один из ключевых современных каналов информации и функционирования СМИ. Кроме того, была затронута важнейшая для современной журналистики тенденция визуализации информации путем увеличения иллюстративного материала и изменения форм предоставления текстовой информации. На данном этапе возник ряд проблем с введением данных терминов (в частности, с самим понятием аудиторного фактора): в научной литературе не было найдено подходящих определений непосредственно из журналистики. Однако данная проблема была решена путем формулирования определений с учетом контекста исследования.
Также были исследованы теоретические особенности дизайна периодических изданий (как печатных, так и электронных версий), выделены ключевые особенности композиционно-графической модели, типографики, использования цвета. В числе наиболее важных особенностей оформления были выделены следующие:
• Цветовое маркирование контента по рубрикам осуществлено в полной мере только в журнале «Хакер». Именно в этом издании данная особенность рубрикации реализована в полной мере. Также попытка данного подхода замечена в оформлении журнала «IT-Expert». Остальные издания не используют навигацию по цветам.
• Все издания, за исключением журнала «UPgrade», следуют тенденциям минимализма и плоского дизайна. Наиболее явно это выражено в дизайне журналов «Хакер» и «Control Engineering». Минимум графических компонентов и структурированность композиции - то, к чему стремятся анализируемые издания.
• Перенос модели блочной верстки из электронных СМИ в печатные. Данный факт является довольно неожиданном в свете того, что был ожидаем обратный процесс - трансформация из печатных форм публикаций в цифровые. Однако здесь можно говорить о взаимной интеграции компонентов. С одной стороны, бумажный формат из привычных читателю разворотов трансформируется в сверстанную вертикально ориентированную страницу, которую следует листать вниз, а не переворачивать, как прежде («Хакер», «UPgrade»). С другой стороны, в печатных разворотах нередко встречаются приемы и компоненты, перенесенные из электронных версий: композиция, представленная в виде отдельных блоков, игнорирование модульной сетки и базовых линий, эксперименты со шрифтами, использование программных шрифтов для фрагментов программного года, представленного в качестве образцах (шрифт Consolas).
Кроме того, были проанализированы виды иллюстративного материала в рассматриваемых изданиях («CNews», «Control Engineering Россия», «Хакер», «IT-Expert», «UPgrade»). Было замечено активное использование схем, диаграмм и таблиц, что непосредственным образом связано со спецификой рассматриваемых изданий. Фотографии в качестве самого распространенного вида изображений были использованы в изданиях «CNews», «IT-Expert», «Control Engineering» (в последнем издании не в значительной степени отставая от схем, диаграмм, таблиц и скриншотов - 43 и 39 процентов). Однако стоит подчеркнуть, что это преимущественно фотографии, на которых представлена обозреваемая техника, либо портреты авторов материалов или интервьюируемых лиц.
В ходе работы также было проведено интервью с главным редактором одного из рассматриваемых изданий (журнала «Хакер»), в результате которого были выяснены ключевые этапы процесса дизайн-проектирования. В частности, была получена информация о том, что на стадии проектирования редакция не узнает мнение читателей о тестовом дизайне, это происходит позже. Было установлено, что данный факт носит скорее нейтральный характер, поскольку пользователь/читатель должен иметь полное представление о работе сайта/варианте верстки, тестовые версии не всегда способны дать полное представление о функциональных и эстетических свойствах дизайна того или иного издания.
Было выяснено, что внутри одной крупной группы - специализированных изданий о сфере IT, существуют микроспециализации или подгруппы. Каждое из представленных в исследовании изданий отличается от остальных своей целевой аудиторией, несмотря на общий сегмент. Для некоторых изданий это технические специалисты(« Control Engineering»), для других - руководители IT-департаментов, для других - специалисты по информационной безопасности, программисты и системные администраторы («Хакер»). Таким образом, эта система оказалась сложнее, чем могло показаться в начале исследования, ведь каждая микроспециализация имеет свои принципиальные отличия не только с точки зрения целевой аудитории, но и особенностей оформления. Два этих критерия напрямую связаны друг с другом.
С одной стороны, качество дизайна для специализированных изданий крайне важно, так как позволяет целевой аудитории идентифицировать СМИ, обратить внимание на материалы номера. Однако, с другой стороны, гораздо большее внимание со стороны редакции таких изданий уделяется качеству контента. Как выяснилось в ходе исследования, иллюстрации, в основном, носят лишь дополняющую и сопроводительную функцию. Несмотря на обилие изображений в представленных материалах, именно контент стоит на первом месте.
В завершение работы были сформулированы практические рекомендации для редакций специализированных конвергентных изданий по учету и изучению мнения аудитории о дизайне издания (как печатной, так и сетевой версий). Вероятно, данный список действий мог бы помочь изданиям создавать дизайн в соответствии с запросами целевой аудитории, одновременно ориентируясь и на профессиональную оценку. Возможно, для редакций будет вполне оправдано тестировать версии сайта или печатного журнала, обращаясь к читателям.
Очевидно, что остается множество других вопросов для изучения в дальнейшем. В особенности это касается тех форматов распространения информации, которые еще рано изучать в силу их недоработки в рассматриваемых изданиях, - полноценных мобильных приложений. Остается надеяться, что данная проблемы - лишь вопрос времени и редакция найдет из нее выход.
Помимо этого, остается актуальным вопрос о самой роли дизайна в восприятии специализированных изданий. Даже те журналы, которые в наименьшей степени соответствуют общим принципам оформления, находят своих читателей. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на все плюсы качественного и удобного предоставления материалов и визуальных характеристик рассматриваемых номеров, на первом месте для данных журналов, с точки зрения аудитории, - всегда только контент и простота оформления. И все же, стоит надеяться, что при сохранении качества в отборе информации и подготовке номеров, редакции не будут забывать и о функциональном и удобном дизайне, который бы помогал идентифицировать специализацию того или иного СМИ, а также был удобен целевой аудитории.


1. Айнутдинов А. С. О феномене изображения в прессе (к методологии познания) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30.
2. Беляев А.А. Вариативность дизайна главной страницы интернет-СМИ. // Вестник МГУ. Сер. 10. «Журналистика». 2012. №3.
3. Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». 2008. №2.
4. Беляев А.А. Навигация как ключевой элемент визуальной организации веб-сайта // Техника СМИ. №2 М. 2009. URL: http: //elibrary.ru/download/96416757.pdf [23.01.2015]
5. Берд Дж. Веб-дизайн. Руководство разработчика. СПб. 2012.
6. Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации. Воронеж. 2010. URL: http://cheloveknauka.com/internet-servisy-sotsialnyh-setey-v-sovremennoy- sisteme-sredstv-massovoy-informatsii [20.04.2016].
7. Быстрова Т.Ю. Проект как базовая категория философии дизайна // Архитектон: известия вузов. 2007. №17. URL: http://archvuz.ru/2007 1/15 [20.04.2016].
8. Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Вестник Московского университета. М. 2014. №4.
9. Вырковский А. В., Любимцева М. А. Предпочтения интернет- аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов // Медиаскоп. 2015. №2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1726 [20.04.2016].
10. Асхатова Л.И., Галимов Э.Р., Габидуллин И.М. Развитие языков разметки // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки. 2015. №2. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-yazykov-razmetki [20.04.2016].
11. Головко С.Б. Свойства и приемы композиции // Журналист. 2011. С.89
12. Голомбински К. Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. СПб. 2013.
13. Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации //Информационное общество. Т. 1. 1999. URL: http://emag.iis.rU/arc/infosoc/emag.nsf/0/8237275cd12d039fc32568b10037d 11e?OpenDocument&Click= [20.04.2016].
14. Ильченко С.Н. Типологическая идентичность жанровой системы отечественных электронных СМИ: к постановке проблемы //Вестник СПбГУ. 2014. №1. URL: http://vestшkphil.spbu.ru/sites/defautt/files/ИльченкоСН.pdf [20.04.2016].
15. Интернет-СМИ. Теория и практика / под ред. Лукиной Н.М. М. 2010.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ