Введение 2
Глава 1. Трансформация буддизма в довоенной Японии 8
1.1. Положение буддийской церкви к началу эпохи Мэйдзи 9
1.2. Новый Буддизм 20
Глава 2. Трансформация буддийской церкви в эпоху милитаризма 32
2.1. Буддийская церковь и милитаризм 32
2.2. Новые религии в истории трансформации буддийской мысли Японии 41
Глава 3. Трансформации современного японского буддизма 50
3.1. Трансформация храмового буддизма 50
3.2. Философия буддизма в послевоенной Японии 60
3.3. Критический буддизм 67
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Актуальность исследования. Современная геополитическая ситуация в мире характеризуется обострением социогуманитарной проблематики, и вопросы- защиты и усиления групповой идентичности актуальны для всех национальных и этнических сообществ, независимо от их экономических и политических успехов. Процессы глобализации оказывают все большее влияние на все сферы деятельности мирового сообщества, и в ответ на это ментальные структуры на всех уровнях - начиная с личностного и заканчивая государственным - вынуждены формировать адекватные ответы в виде реактуализации поисков своих корней и путей укрепления единства. Сохранение и укрепление основ бытования того или иного сообщества связано с языковыми, поведенческими и эстетическими аспектами, проблемой состояния исторической памяти народа.
В этом ряду особое место занимает феномен религиозного сознания, являющегося одной из базовых мировоззренческих скреп и основой существования определенной социально-политической парадигмы. В пространстве японской культуры религиозность занимает важное место, а вопросы взаимоотношений различных религиозных деноминаций не только структурируют ментальные структуры жизни общества, но и оказывают опосредованное влияние на политико-экономические процессы. Сама религиозная система, как открытый социокультурный феномен, постоянно переживает архитектонические изменения, заданные как внутренними, так и внешними причинами. Буддизм в Японии - не исключение.
Наше диссертационное исследование посвящено феномену трансформации буддизма в Японии в период с революции Мэйдзи (1867 - 1868) по настоящее время. В первой главе дается историографический обзор основных этапов становления «Нового буддизма», реформ буддийской церкви Японии периода Мэйдзи и Тайсё. Вторая глава посвящена вопросу распространения необуддийских религиозных организаций в предвоенной Японии и проблеме религиозной политики государства в эпоху расцвета японского милитаризма и до окончания Второй мировой войны. В третьей главе рассматривается буддизм в Японии в его современном состоянии - с 1945 года до наших дней.
Основной проблематикой исследования выступает вопрос трансформации религиозно-философской традиции японского буддизма в послевоенной Японии, главным образом рассматриваются исторические и социально-политические факторы, приведшие к появлению и распространению большого числа так называемых «новых религий», берущих свое начало в классическом буддизме Махаяны, а также синтез западно-философских идей и воззрений японских мыслителей до- и поствоенной Японии, в частности «Киотской школы». Отдельно рассматривается практически неизученный в отечественной науке феномен Критического буддизма.
Объектом исследования выступает буддизм в современной Японии как комплексный социально-религиозный феномен.
Предметом исследования являются процессы трансформации буддийской традиции в контексте современного японского религиозного опыта.
Целью магистерского исследования является анализ предпосылок и вектора трансформации классического буддизма - с эпохи революции Мэйдзи и по сегодняшний день.
В связи с поставленной целью сформулированы задачи работы:
• дать историографический обзор исследуемой проблематики, опираясь на ряд исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов;
• проанализировать трансформации деятельности и организации буддийской церкви в довоенной Японии, начиная с эпохи Мэйдзи;
• описать теоретические основания и практики «нового буддизма»;
• проследить процессы идейной (догматической) трансформации системы буддизма в эпоху милитаризма и в послевоенный период;
• описать изменения в практике храмового буддизма;
• выявить философские основания реформаторских процессов в современном религиозном пространстве Японии;
• выявить и проанализировать предпосылки возникновения и концептуальные особенности критического буддизма.
Историографическую и теоретическую базу исследования составили труды таких ведущих западных и японских религиоведов, как Иэн Ридер, Пол Свонсон, Мацумото Кэндзи, Кристофер Айвз и Судзуки Дайсэцу, а также отечественных авторов - С. А. Арутюнова, Г. Е. Светлова, Н. Н. Трубниковой и Е. А. Торчинова.
Методологическая база исследования составлена с учётом его целей и задач. В качестве общенаучных применялись методы анализа и синтеза. В качестве специфических - сравнительно-типологический и компаративистский методы для выявления и сравнительного анализа основных этапов трансформации системы классического буддизма; дескриптивный - для описания феномена новых религий, в частности - критического буддизма; герменевтический - для интерпретации текстов религиозных деятелей.
Научная новизна нашего исследования обусловлена его актуальностью и малоизученностью данной проблемы в отечественном востоковедении в целом и в буддологии, в частности.
Теоретико-практическая значимость исследования связана с малоизученостью представленного феномена и отсутствием его концептуального анализа в отечественной востоковедческой, культурологической и религиоведческой литературе. Результаты работы могут быть полезны при разработке учебных курсов для программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика», в частности - профиля «Религии народов Азии и Африки».
Цели и задачи предопределили структуру работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список литературы из 71 издания, большую часть которых составляет литература на английском языке. Цитаты из иноязычных научных трудов приводятся в авторском переводе.
Степень изученности проблемы. В настоящее время существует обширный корпус работ, затрагивающих вопросы развития, становления и теоретической базы японского буддизма вообще и его японской версии - в частности. Однако большинство этих трудов созданы зарубежными исследователями, на русский язык переведена лишь небольшая их часть: к примеру, широко известны отечественному религиоведению работы популяризатора дзэн-буддизма на Западе Судзуки Тэйтаро Дайсэцу, в то время как труды идеологов «Нового буддизма» и представителей «Киотской школы» остаются непереведенными. Этим обстоятельством обусловлен тот факт, что большую часть библиографического сопровождения нашего исследования составляют тексты иноязычных авторов.
В отечественном востоковедении на текущий момент очень слабо освещены вопросы актуального состояния буддийского учения в Японии и проблемы трансформации классического Учения в рамках становления «нового буддизма». Практически не изучен феномен критического переосмысления дальневосточной буддийской традиции, поднимаемый японскими исследователями Хакамая Нориаки и Мацумото Сиро. Их концепция «критического буддизма» является концептуально новым восприятием не только японской буддийской мысли, но также затрагивает основополагающие архетипы буддизма махаяны в целом. Для современной историко-культурной ситуации, в которой вопросы национального самосознания, исторической судьбы народов и состояния социальных связей внутри общества, связанные с базовыми религиозными конструктами, актуализируются заново, данные аспекты несомненно актуальны.
Изучение вопросов историографии и философско-религиозных аспектов японского буддизма находится в центре внимания представителей различных направлений социально-гуманитарного знания: историков, социологов, лингвистов, культурологов и политологов.
В области историографии автор опирался на труды ведущих западных историков японского буддизма, таких, как Винстон Дэвис, Джон Доуэр, Байрон Эрхарт, Эсбен Андресен, Августа Карла Рэйшауэра, Генриха Дюмоли и Юдифь Снотграсс1. Из японских исследователей следует отметить труды Ямамото Хируёси, Суэки Фумихико, Иноуэ Нобутака, Мацумото Кэндзи, Нисидзима Гудо, Судзуки Тэйтаро Дайсэцу и О:тани Эйити2. Среди российских исследователей изысканиям в данной области посвящены труды А.А. Ткачевой, А.Н. Игнатовича, Т.П. Григорьевой, А.Н. Игнатовича и Г.Е. Светлова3.
Проблематика трансформаций религиозно-философских установок японского буддизма освещена в трудах Пола Свонсона, Джеймса Шилдса, Пола Вильямса, Иэна Ридера, Уго Дэсси, Нотто Тэлле, Джеймса Уайта и Стивена Коувэлла, Альфонса Верду, Роберта Кисала4; в периодических изданиях - в статьях Ричарда Пэйна, Аки Ямагути, Торсэна Боц-Борнштейна, Нила МакМюллена, Жаклин Стоун, Вин Чек Чана, Исикава Рикидзан5. Из отечественных исследователей необходимо отметить труды Н.Н. Трубниковой и Е.А. Торчинова6.
Японский буддизм - комплексный религиозный, философский и социально-культурный феномен, являющийся неотъемлемой частью японской национального самосознания. Выступая одним из базисов формирования культурной и духовной самоидентичности японского социума, феномен буддизма в Японии, несомненно, является актуальным объектом исследования современного религиоведения, социологии и культурологии. В рамках данной работы был проведен комплексный анализ теоретических оснований и практического воплощения трансформации современного японского буддизма. Большое внимание уделено историографии исследуемого дискурса.
Трансформации института японской буддийской церкви, а также возникновение различных религиозно-философских течений на основе буддийского учения в новое и новейшее время являются отражением исторических и социокультурных процессов, протекающих в японском обществе. Синкретизм западной и буддийской философии в трудах японских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков, явившийся ответом японской религиозно-философской мысли на вызовы времени, консерватизм традиционного храмового японского буддизма в вопросах сохранения Учения, бум «новых религий» как следствие коренных социальных перемен и критический буддизм как венец буддийской философии - всё это в итоге способствовало формированию уникальной японской религиозно-философской ситуации, сложившейся на сегодняшний день.
В своем развитие буддийская традиция находила все новые способы социальной импликации и репрезентации - проникнув во все сферы национального религиозного сознания, буддизм на сегодняшний день находит свое отражение в массовой культуре в равной мере, как и в постмодернистской западной философии, сохраняя при этом присущие ему традиционные институциональные рамки. Феномен «буддизма в интернете 1 », которому еще предстоит быть изученным в рамках современного религиоведения, не может претендовать на большую «актуальность», нежели традиционный храмовый буддизм ввиду сильнейшей связи последнего с национальным самосознанием японцев. Современная мировая философия испытывает заметное влияние идей японских мыслителей, а «новые религии», вышедшие из японского буддизма, привлекают все новых адептов как в самой Японии, так и за ее пределами.
В рамках данной работы были рассмотрены различные аспекты трансформации буддизма в Японии. В качестве вывода можно отметить, что процессы трансформации японского буддизма происходили не только в рамках самого института буддийской церкви, но и в контексте «нового буддизма», новых религиозных течений, философии буддизма, и, наконец, в возникновении феномена «критического буддизма». Испытывая влияние государственной политики, «новый» буддизм и традиционная буддийская церковь трансформировали как свою структуру, так и догматику, что повлияло на возникновение новых религий буддийского толка и расцвет буддийской философии, нашедший свое логическое завершение в критическом буддизме. Также следует подчеркнуть, что возникновение многочисленных доктринальных и институциональных вариаций в рамках каждого из приведенных аспектов японского буддизма явилось отражением процессов трансформации религиозного пространства Японии в целом.
По нашему мнению, данная тема исследования имеет глубокий научный потенциал для применения результатов её изучения в контексте востоковедческого, культурологического, социологического и религиоведческого дискурсов.
1. На русском языке
1. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М.: Наука, 1968.
2. Бабкова М.В. Отражение теории «исконной просветленности» в учении До:гэн // Сетевая версия. URL: http://trubnikovann.narod.ru/Hongaku6.htm (дата обращения: 06.05.2016).
3. Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М.: Наука, 1993.
4. Вотинов А. Японский шпионаж в русско-японскую войну 1904-1905 гг. URL: http://statehistory.ru/books/A--Votinov_YAponskiy-shpionazh-v-russko-yaponskuyu-voynu-1904-1905-gg-/4 (дата обращения: 11.05.2016).
5. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989.
6. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии, М.: Наука, 2005
7. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003.
8. СудзукиД.Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб.: Триаdа, 2004.
9. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. Институт востоковедения АН СССР. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.
10. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2000.
11. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб: Петербургское востоковедение, 2002.
12. Торчинов Е.А. Хайдеггер и традиционалистская мысль Китая XX века// Хайдеггер и восточная философия: поиск взаимодополнительности культур. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 89-114.
13. Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии. М.: Наталис, 2009.
2. На английском языке
14. Andreasen E. Popular Buddhism in Japan: Shin Buddhist Religion and Culture. Surrey: Japan Library, 1998.
15. Becker E. Zen: A Rational Critique. New York: W.W. Norton & Co, 1961.
...