Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №131219

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕВОГО РАДИКАЛИЗМА 10
1.1 Феномен левого радикализма и способы его описания 10
1.2 Политико-культурные и идеологические истоки леворадикальных движений 19
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 29
2.1. Идеология и политическая мифология левого радикализма 29
2.2. Символические практики леворадикальных движений 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность темы исследования: Политическое наследие левого радикализма в современном политико-культурном пространстве подвергается постоянному переосмыслению. Представители различных политических организаций и социальных групп либо призывают к его полному забвению, либо же наоборот рассматривают его как идеологическое основание борьбы за переустройство политического порядка. Абстрагируясь от позитивных или негативных интерпретаций феномена левого радикализма, можно констатировать, что леворадикальные идеи и практики до сих пор находят не только противников, но и сторонников и явно далеки от того, чтобы стать достоянием прошлого.
C распадом СССР и мировой социалистической системы лозунги леворадикальных мыслителей и активистов стали восприниматься преимущественно как утопические, а неолиберальная экономическая политика и идеология в совокупности с мифологией «конца истории» стали господствующими не только в официальных СМИ, но ив общественном мнении.
Однако с началом нового века мировой политический процесс столкнулся с таким феноменом как «альтерглобализм». Многотысячные манифестации, забастовки и столкновения с полицией потрясли мировую общественность. Причём лозунги, которые выдвигали те, кого СМИ окрестили «альтерглобалистами», были очень схожи с лозунгами леворадикальных движений, то есть тех, кого не так давно признавали устаревшими утопистами. В середине же 2010-х годов мировая политика столкнулась и с другим явлением подобного типа, получившим название «левый популизм». Большинство лидеров подобных движений отнюдь не относили себя к радикальным элементам, а лишь подчёркивали свою умеренность и желание улучшить экономическое положение населения путём социальных реформ, классических для послевоенной Европы. Однако даже подобные левоцентристские воззрения были восприняты правящими элитами как радикальные требования изменения политической и экономической структуры общества, что отчасти поспособствовало их большей популяризации.
Россия в этом аспекте не стала исключением, поскольку традиции и дискурсивные практики леворадикального движения также претерпели идеологические трансформации. Русская революция 1917 года, а затем и попытка построения социалистического общества в СССР не только коренным образом изменили социальную структуру общества, но и закрепили ряд символических элементов леворадикального дискурса в политической культуре общества. Последующий распад СССР и кризис КПСС ослабили эти символические элементы. Масштабные неолиберальные реформы 90-ых годов и последующая стабилизация 2000-ых годов размыли традиционную советскую политическую культуру, подвергнув переоценке ключевой набор её основных элементов. Символические концепты нового отечественного леворадикального движения, возникшего в период перестройки, формировались под влиянием наследия коммунистического движения в двадцатом веке и одновременно стали реакцией на ослабление этого движения. В тоже время политическая культура нового отечественного левого радикализма приобрела качественное своеобразие по отношению культуре леворадикальных движений в Западной Европе и США, так и всего остального мира, что подтверждает актуальность сравнительного анализа изучения проблематики левого радикализма.
Степень научной разработанности. Современному левому радикализму и его особенностям посвящён ряд целый ряд статей и монографий отечественных и зарубежных учёных. Многими авторами проанализированы особенности политической культуры леворадикальных движений и группировок, как российских, так и зарубежных. Также в данном контексте ценными оказываются публикации авторов, посвящённые вопросам символической политики и анализу присутствия политических идей в политической культуре того или иного общества.
Проблематике изучения политической культуры и идеологии левого радикализма посвящён ряд работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей. Если говорить об анализе самих леворадикальных движений и их идеологических особенностей, то здесь стоит выделить работы таких отечественных исследователей как Б.Ю. Кагарлицкий, А.В.Шубин, А.Н. Тарасов, П.В. Рябов, Т.И. Ойзерман и А.И. Колганов1.
Несмотря на научную ценность работ данных авторов, стоит отметить, что некоторое их количество имеет скорее публицистический характер, чем научный. Однако данный факт нисколько не снижает их ценность для научной интерпретации. Касательно работ зарубежных авторов, посвящённых той же проблематике, стоит отметить для настоящего исследования значимость идей таких классиков политической философии и теории как П. Бурдье, Г. Маркузе, Л. Альтюссер, Э. Балибар и Р Арон2
Кроме того, в работе использовались интерпретации некоторых элементов политической культуры левого радикализма, таких зарубежных авторов как П. Андерсон, П. Готфрид, Д. Грэбер и Д. Харви3
В качестве особенностей методологической части хотелось бы отметить ряд работ отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых политической культуре и символической политике, позволяющих проанализировать идеологические компоненты в рамках политической культуры того или иного общества. Речь идёт о работах: О.Ю. Малиновой, К. Ф. Завершинского, Н.И. Шестова, Г.И. Мусихина и Г. Гилла4.
Несмотря на значительный массив научно-аналитической литературы, большинство вышеуказанных работ рассматривают лишь отдельные аспекты политической культуры отечественного и зарубежного левого радикализма . Таким образом, комплексное исследование политической культуры левого радикализма в современной России отсутствует, что лишь подтверждает актуальной изучения данной проблематики.
Объектом исследования являются леворадикальные движения в современной России.
Предметом исследования выступает политико-культурная специфика идеологии и символических практик леворадикальных движений в современной России
Целью данного исследования является изучение особенностей идеологии и символических практик отечественного левого радикализма и их влияния на политическую культуру современной России.
Задачами данного исследования являются:
1) выявление специфики методологии исследования феномена «левого радикализма»;
2) анализ идеологических и политико-культурных истоков леворадикальных движений и группировок;
3) артикуляция специфики идеологии и политической мифологии в зарубежном и отечественном дискурсе левого радикализма;
4) анализ символических практик леворадикальных движений и группировок в современной России.
Гипотеза исследования. Современный российский левый радикализм амбивалентен в своем идеологическом влиянии на политическую культуру современной России, поскольку он оформился под влиянием кризиса левых идеологическим ориентаций в мире и России, связанном с распадом Советского Союза и активизацией либеральных идеологий глобализации и этнонационализма. В силу этих обстоятельств российский левый радикализм включает в свое идеологическое содержание, как традиционные доктрины отечественного левого радикализма, так и элементы идеологии европейского альтерглобализма в Европе и США. Это обуславливает его идеологический эклектизм и противоречивое влияние на политическую культуру современной России.
Научная новизна исследования. Научная новизна данного исследования заключается в попытке комплексного анализа политической культуры отечественного левого радикализма в контексте особенностей теории и практики символической политики. В работе представлен авторский подход к пониманию левого радикализма как специфического элемента политической культуры современной России. Данное исследование нацелено на развитии методологии сравнительного исследование отечественного левого радикализма.
Хронологические рамки исследования охватывают 1989-2017 гг., что обусловлено тем, что политико-культурная специфика современного российского леворадикального движения начала возникать именно в эпоху поздней перестройки.
Теоретическая значимость. Выводы и результаты данного исследования могут способствовать развитию политико-культурного подхода к пониманию особенностей левого радикализма в России, и могут быть использованы для дальнейших сравнительных исследований и прогнозирования леворадикального дискурса в политической культуре.
Практическая значимость данной работы заключается в комплексном исследовании отечественного левого радикализма, что может быть использовано в практической работе государственных и партийных органов в рамках работы с организациями подобного типа. Помимо этого, ряд основных положений данного исследования могут быть использованы в рамках подготовки учебных курсов и исследовательских семинаров, посвящённых вопросам, как российского левого радикализма, так и зарубежного.
Апробация результатов исследования. Помимо самой диссертации, результаты авторского исследования политической культуры российского левого радикализма изложены в двух публикациях в журналах и сборниках, входящими в РИНЦ5, а результаты исследования представлены на конференциях.
Теоретико-методологические основы исследования. Учитывая многогранность исследуемой проблематики, автор использует междисциплинарный подход. Базовым основанием выступает структурно- функциональный анализ политико-культурных процессов, дополненный стратегиями исследования символических компонентов политической культуры в структурализме и социальном конструктивизме. Важным компонентом изучения леворадикального дискурса в политической культуре современной России является сравнительный анализ культурно-исторических особенностей символических и институциональных практик отечественного и зарубежного леворадикального дискурса. Также в данной работе автором используется, популярная в отечественной политической науке, концепция «символической политики». Данный термин понимается как эксплуатация политических символов в общественном дискурсе, способствующим легитимации того или иного общественно-политического строя или политической практики определённой организации.
Структура данной работы сформирована исходя из цели и задач самого исследования. Работа состоит из введения, двух глав с четырьмя параграфами, заключения и списка источников и литературы. Первая глава посвящена теоретико-методологическому описанию самого феномена левого радикализма и изучению его политико-культурных истоков, связанных с проблематикой символической политики. Во второй главе анализируются особенности эволюции идейно-теоретических воззрений отечественных и зарубежных леворадикалов, а также подробно рассматриваются символические практики отечественных организаций, относящиеся к исследуемой области. В заключении, основываясь на результатах исследования, делается вывод, подтверждающий основную гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании, проделанного анализа политико-культурной специфики леворадикального дискурса в современной России и его институциональных практик, можно сделать ряд выводов:
Формирование самого феномена российского левого радикализма и его дальнейшая специфика неибежно были связаны как с национально-культурной спецификой, так и влиянием западных теорий и концепций, подвергнувшихся масштабным преобразованиям вследствие политических и экономических особенностей. Данный процесс происходил как в начале двадцатого века посредством радикализации большевистского течения в отечественной социал-демократии, так и с началом распада СССР путём формирования нового левого радикализма посредством адаптации советского наследия и зарубежного опыта.
В результате, политико-культурная специфика и символическая практика, связаннная с истоками подобных течений, оказались неизбежно связаны с одной стороны, с «исторической фетишизацией» советского периода, и с маштабными транфсформациями западного левого радикализма, с другой. В зависимости от исторических условий и конкретных политических событий, леворадикалы сами подвергались изменениям на идейно-теоретическом уровне, стремясь адаптировать собственные возрения к актуальной политической повестке.
Идеологические изменения теоретических и политико-мифологических концепций левого радикализма в западном мире проходили параллейно с самими трансформациями европейского общества, что неизбежно отразилось и на специфики подобных организаций в новой России. Торжество политики неолиберализма в западных странах в совокупности с распадом СССР и дискредитацией левых идей , как таковых, кардинальным образом повлияло на становление новых российских леворадикальных движений и группировок. Помимо разнообразных вариаций марксизма на новые российские леворадикальные движения повлияли различные вариации национализма и государственного патриотизма, возникшие вследствии непопулярных государственных экономических мер в 1990-ые годы. На определённом этапе ключевые требование левой и национал-патриотической оппозиций совпали, что привело не только к идеологическому смешению позиций , но и к ориентации значительного ряда леворадикальных движений на историческую консервацию связанную с прошлым.
Данная консервация носила характер как идеализации ряда периодов советской истории, так и стремление к копированию политико-культурных характеристик революционных движений прошлого, что неизбежно приводило к «политическому сектанству» подобных организаций. При этом отношения между многочисленными подобными леворадикальными движениями и группировками носили характер «скрытой вражды». Помимо ориентаций на воспроизводство исторической практики , иной ряд отечественных леворадикалов занялось чистым копированием западноевропейского опыта построения подобных организаций и их деятельности. Данный подход был расчитан на формирование «чистой идеологии» без реального расчёта на то, как будет функционировать подобные констукции в сочетании с росийской политической культурой. В результате, и данное направление неизбежно было обречено на политическую маргинальность.
Анаризируя особенности политико-культурной специфики современных отечественных леворадикальных организаций , стоит консатировать, что их влияние на политическую культуру населения современной России является минимальным. Связано подобная тенденция не только с идейно-теоретической специфичностью отечественного левого радикализма, не отвечающего современной политической повестке, но и с общим состоянием российской политической системы. В условиях отсутствия реальной политической борьбы и засилья крупных парламентских партий в общественной жизни населения, какое-либо влияние на политическую культуру со стороны радикальных течений остаётся затруднительным. Однако дальнейшее изменение подобной тенденции возможно не только в связи с возможными трансформациями российской политической системы в сторону большей демократизации, но и с общим идейно-теоретическим обновлением российского левого радикализма, обновлением, способсвующим модернизации политических докторин и их ориентации на практическую реализацию политических целей леворадикалов.
В данном контексте дальнейшее развитие отечественного левого радикализма открывает перспективы для дальнейших исследований, необходимость в которых, возникнет вследствие новых трансформаций российских леворадикальных движений и группировок.


1. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. №3 (77).
2. Альтюссер Л. За Маркса. М.: Праксис, 2006. 392 с.
3. Андерсон П. Истоки постмодерна. М.: Книга по Требованию, 2014. 206 с.
4. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М.: Интер-Версо, 1991. 267 с.
5. Арон. Р. Воображаемые марксизмы. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 384 с.
6. Балибар Э. О диктатуре пролетариата. Часопис сощально! критики contr.info, 2008. 150 с.
7. Боббио Н. Правые и левые // Неприкосновенный запас, 2003. №5 (31)
8. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 150 с.
9. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии, 2007. 288 с.
10. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с Древности до конца XVIII в. М.: Наука, 1975. 155 с.
11. Готфрид П. Странная смерть марксизма. М.: ИРИСЭН; Мысль, 2009. 249 с.
12. Грэбер Д. Фрагменты анархистской антропологии. М.: Радикальная теория и практика, 2014. 172 с.
13. Джеймисон Ф. Реально существующий марксизм // Философско- литературный журнал «Логос». 2005. № 3 (48). С. 208 - 246.
14. Завершинский. К. Ф. Политический миф в структуре современной символической политики // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Вып. 2, 2015. C. 16-19.
15. Завершинский К.Ф. Легитимация и делигитимация «советского» в политико-культурных практиках современной России // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Вып. 3, 2013. C. 74-83.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ