ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. IPO КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ 8
1.1 Понятие, сущность и цели первичного публичного размещения 8
1.2 Преимущества и недостатки IPO как способа финансирования 14
1.3 Тенденции и мировой опыт процедуры IPO 22
Выводы 28
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО
РЫНКОВ IPO 30
2.1. Общий обзор IPO китайских компаний в период с 1991 по 2016 30
2.2. Общий обзор IPO российских компаний в период с 1996 по 2016 38
2.3. Перспективы развития рынка IPO в РФ и КНР 46
Выводы 51
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ IPO НА РЫНКЕ РФ И КНР
53
3.1. Ценообразование IPO на рынке РФ и КНР 53
3.2. Основные модели оценки эффективности ценообразования IPO 59
3.3. Недооценка IPO для компании на рынке РФ и КНР 66
Выводы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Первичное публичное предложение акций (IPO) - это естественный этап развития практически любой крупной компании. Благодаря публичной продаже акций привлекаются дополнительные средства, а компания получает стимул для дальнейшего роста. Рынок IPO, в своём роде, является одним из факторов, характеризующим состояние экономики.
Если провести сравнение трех наиболее значимых для мирового рынка IPO рынков, то Китай сохраняет лидерство по количеству размещений. Можно сказать, что Китай станет наиболее привлекательным местом для проведения листинга и примет на себя роль мирового центра IPO. Следует обратить внимание на то что, хотя на данный момент российская площадка не является ведущим, и доля российского рынка IPO от мирового рынка составляет менее 3%, между рынком России и рынком Китая существуют близкие отношения:
1) Политика стратегического партнерства - основа экономических взаимоотношений;
2) Региональное сотрудничество;
3) Похожие истории развития экономики - переход от централизованной экономики к рыночной экономике.
4) Почти одновременно начали IPO. История IPO российских компаний началась в 1996 г. - «ВымпелКом», а в Китае - в 1991 г.
5) Аналогичные системы основных фондовых бирж. На данный момент в Китае функционируют три основные фондовые биржи, то есть Шанхайская фондовая биржа, Шэньчжэньская фондовая биржа, Гонконгская фондовая биржа. А в России - Московская биржа.
Актуальность исследования
На данный момент рынкам IPO развивающихся стран уделяется мало внимания в профессиональной литературе, посвященной исследованию такого явления как IPO. Ни в одной из публикаций не учитываются все возможности воздействия IPO на активизацию инновационной деятельности в компаниях, не раскрывается специфика возможностей IPO крупных, средних и малых фирм. Наиболее исследованным является рынок Китая, так как в последнее десятилетие три крупнейшие мировые сделки IPO были реализованы эмитентами из Китая, показатели которых недостижимы. В России отсутствует история развития публичных компаний, и опыт по проведению IPO ограничен.
Учёные редко исследуют особенности проведения IPO с объединением двух стран. В силу специфики отечественного рынка ценных бумаг, многие важные аспекты IPO компаний ещё недостаточно освоены практикой и осмыслены наукой. Остро сказывается затруднённость доступа к информации о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и результатам первичных публичных размещений инновационных компаний, отсутствует налаженная статистика в этой области. В экономической литературе не хватает работ, сравнивающих особенности проведения IPO в КНР и РФ, которые взаимосвязаны и являются странами группы БРИКС.
Основной целью исследования является сравнение особенности проведения IPO в КНР и РФ и оценка эффективности ценообразования IPO на рынке РФ и КНР.
Объект исследования — российские и китайские компании, привлекающие капитал на рынке ценных бумаг путем проведения IPO.
Предмет исследования — первичное публичное предложение акций как инструмент финансирования компаний.
Под рынком IPO понимается рынок акций компаний, впервые предложивших свои акции неограниченному кругу инвесторов и способы определения рыночной стоимости компаний.
Методологической основой диссертационного исследования являются системный анализ, диалектический метод познания, статистического анализа, сравнительный анализ и научные обобщения, методы финансового и стратегического анализа, зарубежные и отечественные системы мониторинга проведений IPO.
Эмпирическая база исследования
В ходе исследования были проанализированы данные российских компаний, осуществившим IPO в период с 1996 г. по 2016 г. и данные китайских компаний, осуществившим IPO в период с 1991 г. по 2016 г.
Информационной базой исследования служат официальные статистические данные (Госкомстата РФ, Росстата, Госкомстата КНР). Широко использовались данные периодической печ ати, современных электронных информационных систем, материалы «Цайцзин» («Финансы»), материалы Московской международной валютной биржи (ММВБ), фондовой биржи «Российская торговая система» (РТС), Шанхайской фондовой биржи (SSE), Шэньчжэньской фондовой биржи (SZSE), Гонконгской фондовой биржи (HSI), европейских торговых площадок (AIM, Euronext). При анализе международного опыта IPO, мировых тенденций на рынке ценных бумаг использовались аналитические материалы ведущих консалтинговых фирм и рейтинговых агентств (McKinsey&Company, PriceWaterHouseCoopers, Deloitte&Touche, Ernst & Young, Standard & Poor's, Moody's и др.). Важным источником данных стали годовые и финансовые отчеты компаний, отчеты эмитентов, проспекты и циркуляры эмиссии, а также аналитические обзоры по конкретным компаниям, подготовленные инвестиционными аналитиками ведущих банков. Законы и нормативные акты РФ и КНР, а также ресурсы глобальной сети «Интернет».
Научная новизна исследования
Наиболее существенные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
- определено место IPO в системе способов привлечения капитала на покрытие инвестиционных потребностей, проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков IPO и других способов привлечения капитала путем эмиссии ценных бумаг;
- на основе исследования мирового опыта проведения IPO выявлены характерные тенденции и особенности, присущие рынку IPO , а также влияние IPO на последующее развитие компании;
- дан общий обзор IPO российских и китайских компаний, установлены перспективы развития рынка IPO в РФ и КНР;
-анализированы недооценки акций при IPO с целью оценки эффективности ценообразования IPO российскими и китайскими компаниями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, предложения и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы неограниченным кругом российских и китайских компаний, нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников, в частности планирующих проведение IPO.
В данной диссертации были рассмотрены наиболее популярные работы по тематике IPO. Проведенный в данном исследовании анализ позволяет говорить о следующих выводы и предложения:
1) IPO — это первичное публичное размещение, когда компания впервые выпускает свои простые и привилегированные акции на бирже либо иным способом неограниченному кругу лиц. В российском и китайском законодательстве понятия IPO не существует, но большинство думают, что размещение облигаций исключается из этого процесса.
2) Основной целью проведения IPO является привлечение капитала для компании. Основные стадии IPO можно разделить на шесть этапов: подготовительный; формирование группы организаторов IPO; разработка проспекта эмиссии; Road Show; торговля акциями; завершение процедуры. На данный момент на рынке IPO основными отраслями являются здравоохранение и технологичные компании по количеству размещений.
3) Формирования фондового рынка Китая принято относить к 80-ым годам ХХ века. Китайский фондовый рынок не является свободно конвертируемым. Фондовая политика всегда влияет на развитие рынка IPO. Новый порядок после 2005 стимулировало развитие рынка IPO. В 2010 г. официально открыло раздел GEM на Шэньчжэньской фондовой бирже. Количество и объём IPO в Китае значительно выросли в этом году. В Китае лидирующими отраслями в проведении публичных размещений являются розничная торговля, потребительская торговля и услуг сектора. Китай сохраняет высокие темпы экономического роста и станет наиболее привлекательным местом для проведения листинга и примет на себя роль мирового центра IPO.
4) В России IPO реализуются относительно свободно. Фондовый рынок России начал в середине 90-х гг с приходом акционерной формы собственности. Российские компании привлекают капитал в ходе IPO не часто. Наибольшей популярностью среди российских компаний пользуются Лондонской биржи. Рынок капитала в Гонконге, вероятно, станет новым центром российских компаний при IPO. Лидирующими отраслями IPO являются металлургическая и горнодобывающая, нефтегазовая, а также сфера финансовых услуг и электроэнергетики. Поскольку увеличение цен на нефть и восстановление экономики России, рынок IPO до некоторой степени станет активным.
5) Три наиболее распространенных аномалии, присущих IPO — первоначальная недооценка, пониженная долгосрочная доходность и цикличность IPO. Размещении IPO между странами имеются отличия в средней прибыльности в первый день торгов. Наибольшую доходность после размещения показывают рынки развивающихся стран, тогда как норма прибыли на фондовых рынках развитых стран значительно ниже. Рынки развитых стран имеют более низкую заниженную цену IPO, чем рынки развивающихся стран.
6) Хотя рынок IPO в России и в Китае почти в то же время начала, недооценка IPO российских компаний пока значительно ниже, чем 15%. Однако, недооценка IPO китайской компаний чаще всего значительно выше, чем 110%. Уровень недооценка IPO китайской компаний гораздо выше, чем развитые рынки и большинство развивающихся рынков. Существует общая тенденция снижения уровня недооценки IPO Китая.
В заключении еще раз подчеркнем актуальность исследования в условиях развития фондового рынка и роста объемов IPO в РФ и КНР и (или) других развивающихся странах. В связи с этим можно указать и перспективное направление дальнейших исследований, а именно анализ вышеперечисленных проблем в разрезе стран и регионов, сравнение IPO в различных странах с точки зрения их особенностей, а также исследование особенностей IPO на развивающихся рынках. Особенно интересным представляется исследование асимметрии информации при выпуске и метод ее устранения, распределение стоимости между старыми и новыми акционерами в различных системах корпоративного управления, структура собственности при выпуске.
Нормативно-правовые акты
1. «О рынке ценных бумаг» : Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/cenbum/50 1.html
2. Китайский закон о ценной бумаге (2014 года) (Ф^АКЛ^НЖ^Й), пункт № 10. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/lfzt/rlyw/2015-04/23/content 1934291.htm
3. Китайский закон о компаниях (2016 года) (Ф^АК^^ИНА^'А), пункт №5. URL: http://www.12368susong.com/
Книги
4. Алексеев А.Н. ПЮЮбщие принципы IPO в России // Вестник Академии. 2012. № 4 (22). С. 116-119.
5. Аминов Б.М. Анализ результатов IPO в России, Казахстание и Украине в 2010-2013 гг. // Экономические науки. 2015. № 125. С. 157-159.
6. Брюховецкая С.В. Дискуссионные вопросы определения понятия IPO // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 10. С. 58-65.
7. Варламова Т.П., Лямкина Ю.С. IPO российских компаний: проблемы и перспективы // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 2 (36). С. 74-89.
8. Герасимов В.Н. Экономическое содержание и особенности первого публичного размещения (1РО) // Микроэкономика. - 2010. - №2.-С. 140-143.-0,25 п.л.
9. Герасимов В.Н. Состояние и направления роста возможностей 1РО в инвестиционном обеспечении инновационной деятельности // Бизнес в законе. - 2010. - №3 - С.294-297. - 0,48 п.л.
10. Игнатов И., Трифонова А., Бобров Д., Склярова Н. Как успешно разместить ценные бумаги на бирже : практическое руководство РТС // Издание РТС. С. 4.
11. Ковешникова А.А. Публичное размещение акций компании на рынке IPO в России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 598-600.
12. Шарпу, Александер Г., Бэйли Д. Инвестиции. // М.: Инфра-М, 2001. - с. 448.
13. Ibbotson R. Price performance of common stock new issues // Journal of Financial Economics. 1975. № 2. Р 235-272.
14. Asquith D., Jones J., Kieschnick R. Evidence on Price Stabilization and. Underpricing in Early IPO Returns // Journal of Finance. 1998. № 53. Р. 1759 - 1773.
15. Booth J., Chua L.Ownership dispersion, costly information, and IPO underpricing // Journal of Financial Economics. 1996. № 41(2). Р. 291 - 310.
16. Чиркова Е., Как оценить бизнес по аналогии// Альпина Бизнес Букс, 2009 г. - с. 95.
17. Welch I., Ritter J. A review of IPO activity, pricing and allocations, Yale ICF Working Paper, № 02 - 11, February 8, 2002.
... Всего источников – 65.