ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Гендерные стереотипы в профессиональной сфере
1.1 Понятие, свойства и функции гендерных стереотипов.
1.2 Интуитивное мышление и стереотип как когнитивное искажение ............... 15
1.3 Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности
1.4 Появление стереотипов в подборе персонала.
ВЫВОДЫ по теоретическому обзору и основные понятия .
ГЛАВА 2. Программа, методы и организация исследования
2.1 Программа исследования
2.2 Методический инструментарий
2.3 Описание выборки
2.4 Процедура исследования
2.5 Методы математической обработки.
ГЛАВА 3. Результаты исследования гендерных стереотипов
3.1 Выраженность гендерных стереотипов восприятия у рекрутеров ................ 41
3.2 Профессиональные стереотипы «мужских» и «женских» вакансий............. 49
3.3 Выраженность гендерных стереотипов в зависимости от пола и опыта
работы рекрутеров.
3.4 Выраженность стереотипов в зависимости от интуитивного стиля.............. 62
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
С развитием рынка и увеличением роли человеческих ресурсов в организациях возрастает потребность в эффективном подборе персонала.
Политика организаций по подбору персонала и качественной оценке кадров играет важную роль для достижения поставленных целей и эффективной работы всей организации
Качественный отбор соискателей на определённую должность может помочь улучшить производительность и эффективность компании, тем самым увеличивая прибыль организации. Трудоустройство неподходящих кандидатов провоцирует большую текучесть персонала, и, как следствие, приводит к большим финансовым потерям организации.
Но даже хорошие менеджеры по персоналу в своей профессиональной деятельности оказываются не в состоянии преодолеть сложившиеся профессиональные стереотипы и отказывают, или даже не рассматривают, кандидатов, которые не соответствуют образу идеального сотрудника, сформированного в период получения образования и опыта работы. В результате это может привести к потере качественного специалиста. Чаще всего это может быть связанно c тем, что мужчинам и женщинам приписывают определенные свойства и качества, которые определяют, в какой профессиональной деятельности они будут наиболее эффективны. Конечно, есть профессиональные сферы, где женщинам труднее, чем мужчинам, а мужчинам сложнее, чем женщинам, но в большей степени это связано c физиологическими различиями мужчин и женщин, а не c психологическими характеристиками полов.
Большинство рекрутеров при подборе и оценке персонала полагаются на экспертную интуицию, а не на объективные факторы и валидные методы оценки, так как это экономит ресурсы. Именно такой интуитивный стиль оценки и принятия решений, на наш взгляд, может способствовать наибольшей стереотипизации.
Основным способом поиска и первичного отбора персонала в организациях является анализ резюме кандидатов. На этом этапе отсеивается большинство претендентов и формируется первое впечатление о соискателе, которое в дальнейшем влияет на то, будет ли он приглашен на собеседование и
как на этом собеседовании его будет воспринимать рекрутер.
Стереотипы имеют объективную природу и являются свойством психики каждого человека. Человек бы не смог быстро ориентироваться в растущем потоке информации, которая постоянно усложняется и дифференцируется, если бы не обладал способностью обобщать, упрощать и схематизировать окружающую действительность, явления и факты.
Существование гендерных стереотипов в профессиональной сфере и стереотипов в целом носит двойственный и противоречивый характер.
С одной стороны, стереотипы при анализе резюме могут значительно сокращают время и упрощают процессы поиска, а c другой, могут увеличивать вероятность пропустить достойного кандидата и сужать выборку соискателей.
Целью работы является изучение гендерных стереотипов восприятия рекрутеров при подборе персонала на разные должностные позиции.
Основной гипотезой работы является предположение, что при анализе резюме кандидатов рекрутеры подвержены влиянию гендерных стереотипов в связи c социальными характеристиками и спецификой вакансии
Для проверки основной гипотезы необходимо выполнение следующих задач:
1) Рассмотреть понятие гендерных стереотипов в когнитивном подходе и изучить механизм их возникновения, свойства, функции и теоретически обосновать их связь c интуитивным стелем мышления.
2) Изучить основные характеристики гендерных стереотипов в трудовой деятельности и проанализировать рынок труда в России в 2016 – 2017 году.
3) Изучить теоретические исследования о специфике подбора и оценки кандидатов на этапе анализа резюме.
4) Исследовать c помощью контент-анализа как воспринимают и оценивают рекрутеры кандидатов по их резюме.
5) Определить преобладающий познавательный стиль рекрутеров и сопоставить результаты c выраженностью гендерных стереотипов при анализе резюме.
6) Изучить и сравнить выраженность гендерных стереотипов у рекрутеров мужского и женского пола.
7) Установить связь выраженности стереотипов c опытом подбора персонала у рекрутеров.
8) Выявить взаимосвязь между тем, как рекрутер воспринимает и оценивает кандидата и спецификой вакансии, на которую претендует соискатель.
9) Обобщить результаты и на их основе разработать рекомендации для рекрутеров и руководителей для эффективного анализа резюме кандидатов
Исследование было направлено на изучение гендерных стереотипов восприятия и оценки кандидатов рекрутерами при анализе резюме при подборе персонала на разные должностные позиции. В ходе работы было:
Рассмотрено понятие гендерных стереотипов в когнитивном подходе и изучен механизм их возникновения, свойства, функции. Была теоретически обоснована связь стереотипов c интуитивным стелем мышления;
Изучены основные характеристики гендерных стереотипов в трудовой деятельности и проанализирован рынок труда в России в 2016 – 2017 году;
Проанализированы теоретические исследования о специфике подбора и оценки кандидатов на этапе анализа резюме;
Исследовано то, как воспринимают и оценивают кандидатов рекрутеры c помощью контент-анализа резюме;
Обнаружена взаимосвязь между тем, как рекрутер воспринимает и оценивает кандидата и спецификой открытой вакансии;
Была установлена связь выраженности стереотипов c опытом подбора персонала у рекрутеров;
Обнаружена значимая корреляция между интуитивным познавательным стилем и выраженностью гендерных стереотипов у рекрутеров при анализе резюме.
Таким образом, в системе управления персоналом следует учитывать психологические характеристики рекрутеров и специфику рынка занятости c целью совершенствования эффективного подбора и отбора персонала.
Качественный подбор и устройство профессиональных сотрудников является надежной основой эффективного существования системы управления персоналом и всей организацией.
Исследование выявило, что при анализе резюме кандидатов рекрутеры подвержены гендерным стереотипам в связи c социальными характеристиками и спецификой вакансии. Это необходимо учитывать, при оценке кандидата и принятии решения о приглашении его на следующие этапы подбора.
Восприятие рекрутера — это лишь один из множества факторов, влияющих на процесс подбора и отбора персонала. Перспективой данного исследования может быть более глубокое изучение ситуационных влияний, взаимосвязи особенностей организации, вакансии и условий работы.
В заключение, хочется поблагодарить компанию, которая явилась базой проведения исследования, за предоставленную возможность, рекрутеров, которые были непосредственными участниками исследования, за помощь и предоставленную информацию, и научного руководителя, за помощь в поиске теоретического материала, в составлении грамотной программы исследования и методического инструментария
1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Психологический
журнал. № 2, 1989
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов
// Вопросы психологии. 1986 № 1
3. Александров А. А. Интегративная психотерапия. — СПб: Питер,
2009.
4. Аллин О.Н., Сальникова Н.Н. Кадры для эффективного бизнеса. М.:
Генезис, 2005.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 2008.
7. Андреенков В.Г. Методы сбора информации в социологических
исследованиях. М.:Наука, 1990.
8. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола:
аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза
российской практики. М., 2002.
9. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами.
СПб, 2012.
10. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология.
Психологические законы поведения человека в социуме. СПб, 2002.
11. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов / Пер. c англ. М., РОССПЭН, 2004.
12. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер,
2007.
13. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001
14. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
М.:МГУ, 2004.
15. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в
оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и
общество: (ученые записки НИИКСИ). - Л.: изд-во Л. ун-т. - вып. 9. - 1971.73
16. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и
социальная политика / Отв. ред. З. А. Хоткина. – М.: Институт социально–
экономических проблем народонаселения РАН, 1992.
17. Десслер Гари. Управление персоналом. М.:Дело, 2009.
18. Джэулл Л. Индустриальная-организационная психология. СПб,
2001
19. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В
15 т. Т. 1. Теория и методология. — М.: ИНФРА-М, 2003.
20. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных
представлений в современной психологии. М., 2002.
21. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера,
сегодня, завтра // Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская,
О.А. Тихомандрицкая. 2-е изд., испр. и доп. М., Аспект-Пресс, 2012
22. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальная конструкция гендера и
гендерная система в России / Материалы Первой российской летней школы по
женским и гендерным исследованиям. – М., 1997.
23. Иванова С.В. Исскуство подбора персонала: как оценить человека
за час. М., 2005.
24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиологиямужчины и
женщины. СПб.,Питер, 2003.
25. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб., Питер, 2010
26. Канеман. Д. Думай медленно, решай быстро. – М.: АСТ, 2013.
27. Канеман Д. Контуры ограниченной рациональности: возможность
интуитивных суждений и выбора // Эковест. 2004. Т. 4, № 4.
28. Клецина И.С. Гендерная психология — СПб.: Питер, 2009.
29. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы //
Психологические проблемы самореализации личности : Выпуск 2 / Под ред. А.
А. Реана и Л. А. Коростылевой. - СПб., 1998.
30. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психологии. 1982.
№ 374
31. Корнилова Т. В., Корнилов С. А. Интуиция, интеллект
и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпштейна)
// Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28.
32. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб, 2003.
33. Лухманова А., Сидорова А. и др. Диагностика соискателя. М.:
Журнал "Управление персоналом", 2005.
34. Майерс Д. Интуиция. СПб.: Питер, 2009
35. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор
персонала. Теория и практика. СПб, 2008.
36. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического
психолога. М.: Эксмо, 2004
37. Мальцева И. О., Рощин С. Ю.: Гендерная сегрегация и трудовая
мобильность на российском рынке. Второе издание. Издательский дом ГУ
ВШЭ. М., 2007.
38. Маничев С.А., Смолко С.А. Эмоциональные компоненты
рационального и интуитивного стиля мышления при принятии управленческих
решений // Вестник СПбГУ, сер. 12 – 2015. - №3
39. Мацумото Д. Психология и культура / СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,
2002
40. Морнель П. Технологии эффективного найма - М.: ООО "Добрая
книга", 2002
41. Московская, А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ
некоторых гендерных предпочтений работодателей // СОЦИС:
Социологические исследования - 2002. - №3
42. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология.
СПб, 2000.
43. Пушкарева Н.А., Хоткина З.А., Трофимова Е.И. Женщина. Гендер.
Культура. М., 199975
44. Разумникова О. М. Взаимодействие гендерных стереотипов и
жизненных ценностей как факторов выбора профессии // Вопросы психологии:
Научный журнал. - 2004. - №4
45. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы в социокультурных процессах
средних городов России. М., 2001
46. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных
исследований // Личность. Культура. Общество. Вып.1-2 (15-16), 2003
47. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2004.
48. Скиндер Н.В. Стереотипы в сфере занятости как причина гендерной
сегрегации // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та
МВД России, 2007, № 4.
49. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и
нейрофизиологии / Психология процессов художественного творчества, 1980
50. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное
пособие. СПб, 2002
51. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения
понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические
проблемы. М., 1992.
52. Степаносова О. В. Интуитивные компоненты в процессе принятия
решения: дис. канд. психол. наук. М., 2004.
53. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции //
Вопросы психологии. — 2003. — № 4.
54. Труд и занятость в России 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2017.
55. Хвостов А. А. Гендерные особенности организационного
поведения// Вопросы психологии: Научный журнал. - 2004. - №3.
56. Чикер В. А., Почебут Л. Г. Гендерные стереотипы межличностного
восприятия // Петербургский психологический журнал. — 2017. — № 18.
57. Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических
исследований: Учебное пособие. СПб, 2010.76
58. Юркова Е. В., Клецина И. С. Гендерные роли // Гендерная
психология: хрестоматия /сост. Е. Е. Ли. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та,
2010.
59. Ядов В.А. Социологическое исследование: Программа.
Методология. Методы. М., 1996.
60. Arvey R D. and Campion J. E, The Employment Interview: A Summary
and Review of Recent Research, Personnel Psychology, 1982.
61. Basow S. A. Gender stereotypes and roles. Pacific Grove, 1992
62. Bem S. L. The measurement of psychological androgyny // J. Consult. &
Clin. Psychol. 1974 V. 42.
63. Bussey K., Bandura A. Social cognitive theory on gender development
and differentiation // Psychol. Rev. 1999. V. 106. N 4.
64. Condry, J., Condry, S. Sex differences: A study of the eye of the
beholder. Child Development, 47, 1976
65. Dowling P., Welch D., Festing M., Engle A. International Human
Resource Management: managing people in a multinational context. Cengage
Learning EMEA, 2008.
66. Epstein S. Cognitive-experiential self-theory of personality // Millon T.,
Lerner M.J. Comprehensive Handbook of Psychology. Volume 5: Personality and
Social Psychology. — 2003.
67. Fiske S. Т., Taylor S. E Social cognition. New York: Random House,
1984
68. Halpern D. F. Sex differences in cognitive abilities. Mahwah; N. Y.; L.:
Lawrence Erlbaum Ass.Publ., 2000.
69. Kahneman, D, Tversky, A. Subjective probability: A judgment of
representativeness. Co and Psychol., 3, 1972
70. Lippman W. Public Opinion. N.Y.: Sage, 1922.
71. Maccoby, E. E., Jacklin, C. N. The Psychology of Sex Differences,
Stanford, CA: Stanford University Press., 1974
72. Myers D. G. Social Psychology, 7th ed., 200277
73. Quasthoff U.M. The uses of stereotype in everyday argument // JPr 1978
74. Stoller R.J. Sex and Gender: On the Development of masculinity and
femininity. New York: Science House, 1968.
75. Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge:
Cambridge Univ. Press, 1982.
76. Williams J. Е., Best D. L. Measuring Stereotypes: A Multination
Study. Copyright 1990 by Sage Publications, Inc