ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИТИЯ 11
1.1 Сущность финансовых результатов и их роль в деятельности
предприятия 11
1.2 Экономическая сущность, значение и виды прибыли предприятия 12
1.3 Принципы организации финансового анализа на предприятии 16
1.4 Цели и методы финансового анализа на предприятии 17
1.5 Система анализа финансовых результатов деятельности предприятия
общественного питания 20
1.5.1 Факторный анализ валового дохода предприятия общественного
питания 21
1.5.2 Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия
общественного питания 22
1.5.3 Сравнительный анализ финансовых показателей предприятия
общественного питания за ряд лет 27
1.5.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия общественного
питания 30
1.5.5 Анализ коэффициентов финансовых результатов деятельности
предприятия общественного питания 35
1.6 Пути улучшения финансовых результатов предприятия общественно
го питания в современных условиях 37
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «Торговый дом «Снабмаш»» 40
Общие сведения о предприятии 40
2.1 Производственная структура предприятия 43
2.2 Организационная структура управления предприятия 46
2.3 Ассортимент выпускаемой продукции 48
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей хозяйственной
деятельности и финансовых результатов предприятия 52
3 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «Торговый дом «Снабмаш»» 60
3.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным
бухгалтерской отчетности 60
3.2 Анализ затрат, произведенных предприятием 64
3.3 Анализ влияния факторов на прибыль 65
3.4 Анализ рентабельности предприятия 72
3.5 Факторный анализ рентабельности предприятия 78
4 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПРИБЫЛИ ООО «Торговый дом «Снабмаш»» 86
4.1 Основные направления улучшения финансовых результатов
деятельности предприятий общественного питания 86
4.2 Конкретные мероприятия по улучшению финансовых результатов
деятельности ООО «Торговый дом «Снабмаш»» 87
4.2.1 Увеличение объема товарооборота за счет маркетинговых
исследований и рекламных мероприятий 88
4.2.2 Снижение затрат на производство продукции за счет
энергосберегающих мероприятий 94
4.2.3 Увеличение прибыли ресторана за счет оптимизации
снабженческо-сбытовой деятельности 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и финансовое развитие предприятия. При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли. Стремление к получению прибыли ориентирует производителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основными целями деятельности любого предприятия являются, получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Их достижение обеспечивает необходимый уровень эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворение интересов его собственников. Обе цели тесно взаимосвязаны между собой, так как основным источником увеличения капитала выступает чистая прибыль. Важным инструментом решения проблемы является финансово-экономический анализ, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли.
Прибыль является сложным комплексным показателем, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей и пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей финансовых результатов.
Динамичность внутренней и внешней среды предприятий в условиях рыночной экономики требует новых подходов к управлению, основанных, прежде всего на принципах гибкости и экономической целесообразности. В результате меняют¬ся методы экспертной диагностики производственного и финансового состояния хозяйствующих субъектов, а также критерии принятия управленческих решений. Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности современного предприятия общественного питания и предложить основные направления их улучшения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия;
• изучить порядок формирования и распределения прибыли, а также изложить методику ее анализа;
• дать организационно - экономическую характеристику ООО «Торговый дом «Снабмаш»» за период деятельности с 2013-2015гг.
• провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансовых результатов;
• определить основные пути повышения эффективности деятельности и фи-нансовых результатов предприятия.
Объектом исследования в работе является основное структурное подразделение общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Снабмаш»» - ресторан с одноименным название.
Предметом выступают финансовые результаты деятельности ООО «Торговый дом «Снабмаш»».
Это ресторан с большим ассортиментом блюд и напитков. Позиционная компания направлена на людей с уровнем дохода от среднего. Ресторан предлагает европейскую кухню и великолепный уровень обслуживания. Отличительной чертой ресторана являются итальянские блюда, которые разрабатываются и готовятся шеф-поваром, стажирующимся в Италии.
Цели деятельности ООО «Торговый дом «Снабмаш»»:
• качественный уровень обслуживания;
• лучшая еда по приемлемой цене;
• в будущем стать одним из лучших и самым популярным рестораном г.Барнаула;
• приложить усилия для поддержания и укрепления здоровья, удовлетворенности трудом и финансовым благосостоянием своих сотрудников.
Количество сотрудников ресторана по штатному расписанию - 42, в период с мая по сентябрь он несколько увеличивается до 55.
Проблемам анализа и улучшения финансовых результатов деятельности предприятий общественного питания в экономической литературе посвящено множество научных работ, в частности таких авторов, как Л.И Кравченко, О.П. Ефимо¬ва, Г.В. Савицкая, Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев, В.И. Макарьева, Л.В. Андреева, А.А. Макарьян, Т.Б. Бердников, Т.П. Пестрякова, А.Т. Головизина, О.И. Архипова и др.
Основными литературными источниками для формирования теоретических аспектов финансовых результатов предприятия в данной работе выступали: учебник Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле и общественном питании», учебное пособие Бердников Т.Б. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», учебник Ефимова О.П. «Экономика общественного питания», учебное пособие Арзуманова Т.И. «Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания». Для проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции и анализа показателей рентабельности предприятия были использованы: учебник Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А. «Анализ финансовой отчетности» и учебник Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия».
Информационной базой для выполнения выпускной квалификационной работы послужили: «Годовой отчет ООО «Торговый дом «Снабмаш»» за 2013 - 2015 гг., форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2013 - 2015 гг., форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2013 - 2015 гг., форма №5 « Приложение к бухгалтерскому балансу» за 2013 -2015гг. и др.
В ходе проведения анализа были использованы метод сравнения, метод цепной подстановки, факторный анализ, маржинальный анализ, метод прогнозирования.
Выпускная квалификационная работа состоит четырех разделов: в первом разделе рассматриваются теоретические аспекты и методика оценки прибыли предприятий общественного питания, формирование, распределение, методика оценки финансовых результатов, особенности финансового анализа и оценки результативности деятельности предприятий общественного питания.
Во втором разделе приведена организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Снабмаш»». Представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период 2013-2015гг.
В третьем разделе проводится экспресс-анализ прибыли ООО «Торговый дом «Снабмаш»» за период 2013-2015гг., факторный анализ прибыли и рентабельности, а также определяются основные направления по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия в будущем.
В четвертом разделе, в целях совершенствования прибыли ресторана выявляются экономические резервы предприятия и предлагаются мероприятия для реализации выявленных резервов в целях повышения финансовой результативности
ресторана и улучшения хозяйственной деятельности в целом.
Проведенное теоретическое исследование и практический анализ финансовых результатов деятельности ресторана, позволили нам сделать следующие выводы.
Прибыль — основная цель предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Она является интегральным (обобщающим) критерием конкретной производственно-торговой деятельности.
Прибыль отражает конечный результат работы предприятия, характеризует экономический эффект хозяйственной деятельности. В прибыли находят отражение все стороны деятельности предприятия: объем и структура оборота, величина основных и оборотных средств, производительность труда работников, организация торгового обслуживания, финансовое состояние и др.
Значение прибыли проявляется во многих аспектах:
• является главным источником финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, создает высокий уровень самофинансирования предприятия, что повышает конкурентные позиции на товарном и финансовом рынках;
• служит критерием эффективности ведения хозяйства;
• является экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйственной деятельности;
• выступает источником образования бюджетов различных уровней.
Основным источником формирования финансовых результатов предприятия общественного питания являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). Предприятиям общественного питания предоставлено право самостоятельно определять торговые надбавки на товары собственного производства и покупные товары, исходя из спроса, фактических издержек производства и обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок).
Общим для всех показателей прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказываются меньше расходов, имеет место убыток. При анализе формирования прибыли необходимо вскрыть все причины и факторы, вызвавшие убыток. Прибыль предприятие получает в том случае, если доходами покрываются расходы.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материальные ресурсы, нормы амортизационных отчислений. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Результаты анализа финансовых результатов ресторана за 2013 - 2015 гг. показали, что предприятие достигло хороших показателей финансово¬хозяйственной деятельности.
Выручка от продаж увеличилась 25,9%, прибыль от продаж увеличилась на 49,3%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции и оказываемых услуг. Показатель рентабельности продаж по общей прибыли увеличился на 3,91%, а рентабельность продаж по чистой прибыли на 54,9%.
Краткосрочные обязательства предприятия увеличились на 23,93%, и темпы их роста не опережают темп роста выручки от реализации (26%). Это свидетельствует в общем и целом о плотежеспособности предприятия за анализируемый период.
Анализ динамики прибыли показал, что, несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ресторана в 2015 году, наблюдается спад деловой активности, который выражается в снижении темпов прироста по всем
показателям.
По результатам факторного анализа отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2015г. распределилось следующим образом: 59 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации по количеству проданных блюд, 541 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо коммерческих и прочих расходов.
Ужесточение политика государства в области налогообложения малых предприятий также имело отрицательное влияние на размер чистой прибыли предприятия и составило 194 тыс.руб.
Результаты расчета факторных влияний указывают как на положительное, так и отрицательное воздействие всех исследуемых элементов в 2015 г. Наибольший прирост прибыли на 806 тыс. руб. приходится за счет снижения себестоимости товарной продукции. За счет изменения цен на реализованную продукцию, прибыль ресторана увеличилась на 352 тыс. руб. увеличение также составили прочие доходы - на 33 тыс.руб.
Отрицательное влияние на формирование конечного результата чистой прибыли оказали. Количество проданной продукции - на 59 тыс.руб. Коммерческие расходы - на 152 тыс.руб.. Прочие расходы - на 389 тыс.руб.. Налог на прибыль -194 тыс.руб..
Высокие значения показателей рентабельности за анализируемый период свидетельствуют об эффективной деятельности ресторана. Так показатель валовой рентабельности вырос с 69, 55% в 2013г. до 72,27% в 2015г., рентабельность продаж с 17,37% до 20,6% соответственно, темп прироста чистой рентабельности в 2015г. составил 65,82% и в абсолютном значение увеличился с 1,84% в 2013г. до 2,85% в 2015г.
Эффективная деятельность ресторана подтверждается положительным трендом за три года по всем исследуемым показателям рентабельности.
На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности ресторана можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения результативности финансово- хозяйственной деятельности:
- увеличение объема товарооборота и услуг общественого питания, за счет расширения рынков сбыта, повышения качества сервисного обслуживания и применения новых форм обслуживания;
- совершенствование структуры оборота, за счет формирования ассортимента на основе изучения спроса населения, повышения доли продукции собственного производства;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции собственного производства и покупных товаров, за счет совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности; снижение издержек производства и обращения, за счет повышения производительности труда, соблюдения технологической дисциплины, недопущения сверхнормотивных расходов МЦ, и затоваривания;
- увеличение в общем объеме оборота доли товаров с более высокими размерами торговых наценок и надбавок, за счет детализированного анализа рентабельности продуктового портфеля;
- пересмотр и повышение экономической обоснованности размеров торговых наценок и надбавок, за счет детализированного анализа издержек производства и обращения на единицу выпускаемой продукции;
- увеличение оборачиваемости оборотных средств предприятия, за счет детализированного анализа состава оборотных средств, недопущения затоваривания и образования неликвидных запасов ТМЦ;
- повышение качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания покупателей, за счет мероприятий направленных на повышение уровня квалификации сотрудников, степени мотивации сотрудников, для достижения поставленных долгосрочных и т.д. целей предприятия.
Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ресторана, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:
- выделить в составе структурных подразделений предприятия центры затрат и центры ответственности;
- внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска продукции;
- осуществлять повышение квалификации сотрудников, сопровождаю¬щееся ростом производительности труда;
- использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины.
Все выше перечисленные мероприятия позволят улучшить финансовые результаты ресторана, а именно: увеличить чистую прибыль, рентабельность продаж, экономическую рентабельность, рентабельность собственного капитала предприятия, а также повысить финансовую устойчивость и производственный потенциал ресторана.
1 Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник / Л.И. Кравченко. — 10-е изд., исправленное и доп. — М.: Новое знание, 2012. — 512 с.
2 Экономика общественного питания: Учеб. Пособие / Ефимова О.П. - Минск: Новое знание, 2006. - 206 с.
3 Справочник совершенного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе: Учебное пособие / Палли М. - М.: ООО «Современные ресторанные и розничные технологии», 2009. - 35 с.
4 Введение в гостеприимство: Учебник/ Уокер Дж. Р. Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 241 с.
5 Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под ред. А.Н.Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 292 с.
6 Основы маркетинга: Учебник / Котлер, Ф. - М.: Прогресс, 2001.-287с.
7 Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - м.: Вузовский учебник, 2007. - 367с.
8 Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии: Учебник / Е.М. Пунин. М.: Международные отношения, 2009.- 368с.
9 Особенности методики оценки эффективности предприятия общественного питания. Проблемы теории и практики совершенствования управления народнохозяйственным комплексом региона: Материалы региональной научно-практической конференции / Гаппарова А.М.;
10 Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие / Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 272с.
11 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, Минэкономразвития России;
12 Организация общественного питания. Резервы и оценка эффективности : учеб. пособие / Т. И. Николаева, З. О. Фадеева - Федер. Агентство - Екатеринбург , 2008. - 183 с.
13 Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / О.В. Ефимовой, М.В. Мельник.- М.: Омега-Л, 2007.- 508с.
14 Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие /Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. 2-е изд. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011.- 336 с.
15 Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Т.А. Пожидаева. М.: КНОРУС, 2007.- 320 с.
16 Бухгалтерская отчетность ресторана ООО «Снабмаш» за 2013-2015гг.: - 20с.
17 Иванов А.А., Мясникова В.В. «Общественное питание в России. Современое состояние. Гигиенические проблемы». Информационный сборник статистических и аналитических материалов /под ред. д.м.н., профессора Беляева Е.Н. - М. - ФЦГСЭН. 2012. -24с.
18 Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н.Г. Каменева.- М.: Вузовский учебник, 2007.- 439с.
19 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие /А.В. Коротков.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.- 304с.
20 Кристофер Энертон - Томас. Ресторанный бизнес - М.: «Росконсульт», 2013. - 315с.
21 Матисон В.А. Особенности внедрения системы НАССР на предприятиях общественного питания / Гигиена и санитария.- 2015.-№ 3.- С.13-14
22 Мячин А.В. Механизм управления торгово-производственной деятельно¬стью современного предприятия общественного питания. Автореф. канд. техн. наук., Кисловодск. - 2013.
23 Новые рынки. Журнал № 4 (10), 2015.- 15-16 с.
24 Скрипко Л.В. Как определить результативность и эффективность процессов // Стандарты и качество. - 2015. - №5. - с. 35.
25 Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. - М.: «Высшая школа», 2014. - 270с.
26 http://www.dis.ru/market/arhiv/2004/3/3.html
27 http://ru.medin.nsc.ru/gazeta/4(93)/5.htm
28 http://quality.eup.ru/DOCUM3/prvsmk.htm
29 http://www.itbc.ru
30 http://prepadav.net/referaty/referat_11491_21.html
31 http://bankrabot.com/work/work_20920.html
32 http://www.hr-portal.ru/node/23229
33 http://www.proteu.ru/seminar_tqm.html
34 http://polbu.ru/rebrin_qmanagement/ch11_i.html
35 http://revolution.allbest.ru/manufacture/00008837_0.html
36 http://www.mngt.ru/rus/development_plan_marketing/selection_planningcarrying /selection/
37 http://www.in-nov.ru/node/653
38 http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/37/sistema_menedzgmenta_kachestva/
39 http://www.regcons.ru/faq.htm
40 http://old.atlant.ru/opt/printnow4.php?id_ur=1335
41 http://www.rosstok.ru/smi.php?id_stat=7
42 http://www.qh.siteedit.ru/83
43 http://belgiss.org.by/russian/sertific/haccp.php
44 www.marketing.spb.ru
45 www.mar-keting.ru
46 www.elitarium.ru
47 www.GMP.ru