Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические аспекты феминистского плаката (на материале английского языка)

Работа №131151

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

английский язык

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Характеристика феминистского плакатного дискурса 8
1.1. Понятие плаката: Подходы к определению 8
1.2. Возникновение плаката и его общественно-политическое значение 11
1.3. Историческое развитие феминистского движения и дискурса 13
1.3.1. Определение феминизма и история развития феминистского движения в рамках теория волн 13
1.3.2. Феминистский плакат в диахронии 16
1.3.3. Феминистский плакат в настоящее время 18
1.4. Плакатный текст 20
1.4.1 Плакат как креолизированный текст 20
1.4.2. Функции изображения, текста и паралингвистических элементов 21
1.4.3. Графическое оформление плакатного текста 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Феминистский плакат как объект лингвистического исследования 29
2.1. Материалы, использованные в исследовании 29
2.2. Тематика современных феминистских плакатов 30
2.2.1. Образ женщины 30
2.2.2. Образ мужчины 33
2.2.3. Борьба 35
2.2.4. Единение 37
2.2.5. Свобода выбора 38
2.2.6. Критика 40
2.3. Взаимодействие вербальных и визуальных компонентов феминистского плаката 42
2.4. Интертекстуальность 45
2.5. Представления о национальном характере в американском феминистском плакате 50
2.6. Принципы текстуальной организации феминистского плаката 54
2.6.1. Поляризация как способов воздействия на аудиторию 54
2.6.2. Диалогизация как способ сближения с аудиторией 57
2.6.3. Особенности организации плакатного текста, обусловленные его пространственными ограничениями 60
2.8. Особенности текста феминистского плаката на лексическом уровне 65
2.9. Особенности текста феминистского плаката на синтаксическом уровне 69
Выводы по главе 2 72
Заключение 75
Список источников 78
Приложение 85

В течение последнего десятилетия плакат все чаще исследуется не только с точки зрения графики и художественного искусства, но и становится объектом исследования других научных дисциплин, таких как социология, политология, антропология. Сегодня жанр плаката переживает кардинальную трансформацию в плане как способов создания, так и путей распространения плакатов. Однако если исторические плакаты получают широкое освещение в лингвистических публикациях, то тема современных плакатов изучена сравнительно мало.
В настоящей работе рассматриваются современные англоязычные феминистские плакаты и их лингвистические аспекты в рамках текущего культурно-исторического контекста - обстоятельство, предопределившее научную новизну нашего исследования. Плакатный текст насыщен многочисленными языковыми средствами, которые направлены на создание побуждающего эффекта и заслуживают комплексного описания. В ходе работы предложена жанровая и тематическая классификация феминистских плакатов последних лет; выявлены языковые особенности англоязычных плакатов; описаны механизмы взаимодействия автора плакатного текста с адресатом.
Актуальность лингвистического изучения плакатного текста обусловлена как общей антропоориентированностью современной лингвистической науки, интересом к изучению образа мира, являющегося результатом человеческого восприятия и закрепленного в языке, так и рядом частных факторов. Среди последних можно отметить возрастающее внимание современных лингвистов к изучению малых текстовых форм, креолизированных текстов и их воздействия на аудиторию, а также каналов их распространения; интерес к феминистскому дискурсу и гендерной лингвистике.
Целью исследования является описание лингвистических особенностей плакатного текста как сферы функционирования феминистского дискурса.
В соответствие с заявленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Предложить определение термина «феминистский плакат», а также связанных терминов («феминизм», «феминистское движение», «плакат» и «плакатный текст»).
2. Выделить основные стилистические черты феминистского плаката, обусловленные современными тенденциями визуальной культуры и повесткой феминистского движения.
3. Предложить классификацию феминистских плакатов на основе их тематики, целей и способов воздействия на адресата.
4. Выявить и описать языковые средства, характерные для современных феминистских плакатов
Теоретической основой исследования послужили работы по изучению плаката (Демосфенова 1968, Hillier 1974, Hutchison 1968 и др.), исследования, посвященные креолизированным текстам (Анисимова 2003, Ворошилова 2007, Иссерс 2012, Магера 2005, Сорокин, Тарасов 1990, Чернявская 2013 и др.), труды по лингвокультурологии (Вежбицкая 2007, Маслова 2008 и др.) и коммуникативной лингвистике (Searle 1995 и др.).
Объектом исследования послужили современные англоязычные феминистские плакаты (общий объем выборки - свыше 100).
Предметом исследования являются языковые средства фонетического, лексического и синтаксического уровня, направленные на обеспечение необходимого речевого воздействия феминистского плакатного текста на аудиторию, а также структурные трансформации текста, возникающие в результате его сочетания с изображением.
Методология исследования продиктована задачами работы и включает в себя:
1. метод общелингвистической интерпретации текста,
2. метод контекстуально-интерпретационного анализа,
3. метод дискурсивного анализа,
4. индуктивный и дедуктивный методы.
Теоретическая значимость работы заключена в том, что она может внести вклад в развитие теории креолизированных текстов и феминистского дискурса. Практическую ценность исследования определяет возможность использования его результатов при разработке лекционных курсов по дискурсу, гендерной лингвистике, лингвострановедению и теории креолизированного текста или текста малых форм. Кроме того, материалы могут применяться в рамках занятий по практическому английскому языку.
Магистерская диссертация общим объемом 96 страниц печатного текста (из них 84 страницы основного текста, без учета приложений) состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Положения, выносимые на защиту
1. Феминистский плакат - это креолизированный текст, ограниченный пространством одного листа, находящийся в открытом доступе и продвигающий интересы, идеи и ценности феминистского движения.
2. Тематическое содержание феминистского плаката определяется целями продвижения феминистских идей, а также информирования целевой аудитории о социальных проблемах, достижениях в области прав женщин и, напротив, о явлениях регресса в этой сфере.
3. В пространстве плаката вербальный и визуальный компонент взаимодействуют друг с другом. На основании анализа материала, мы выделяем следующие типы отношений между вербальным и визуальным компонентами:
• Вербальный элемент может полностью дублировать визуальный.
• Вербальный элемент может уточнять или обобщать визуальный.
• Вербальный элемент может противоречить визуальному.
4. Феминистский плакат является одним из средств выражения национального характера, апеллируя к тем чертам национального менталитета, которые считаются положительными с точки зрения сторонников движения.
5. Плакатный текст организован таким способом, чтобы наиболее эффективно воздействовать на аудиторию. Принцип поляризации используется в феминистском плакате для того, чтобы создать у общественности максимально благоприятное представление о действиях сторонников женского движения и одновременно дискредитировать идеологического противника.
6. В феминистских плакатах у ряда лексем, которые относятся к носителям определенного гендерного статуса или описывают гендерно-специфичное поведение и качества, происходит смысловая трансформация с заменой аксиологического знака.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей магистерской диссертации было выявление лингвистических особенностей плакатного текста как сферы функционирования феминистского дискурса. Для достижения этой цели нами был собран и проанализирован исследовательский материал в количестве 122 современных феминистских плакатов.
В работе было продемонстрировано, что феминистский плакат в своем наиболее распространенном виде принадлежит к креолизированному типу текста. Мы подробно рассмотрели роль текста и изображения в плакате, их основные функции. Наиболее важной функцией, по мнению большинства исследователей, является апеллятивная, которая в свою очередь может подчинять другие: идеологическую, экспрессивную, информативную, аттрактивную и эстетическую.
Современный феминистский плакат является реакцией на актуальные социально-политические, культурные и другие гендерно-ориентированные проблемы. Таким образом, в данной работе под феминистским плакатом мы понимаем креолизированный текст, ограниченный пространством одного листа, находящийся в открытом доступе и продвигающий интересы, идеи и ценности феминистского движения.
В работе рассматривалась специфика современного англоязычного феминистского плаката, основные черты и характеристики феминистского плакатного дискурса. Была предложена тематическая классификация феминистских плакатов. Мы установили, что главным тематическим ядром проанализированных плакатов является образ женщины и тема борьбы с патриархатом. При этом протестные настроения в плакате часто выражаются в комической форме, что позволяет с большей эффективностью привлечь к нему внимание.
Феминистский плакат можно рассматривать как носитель социально- культурной информации об определенной стране (в нашем случае это были США). Нам удалось получить представление о том, какие ценности и качества национального характера в настоящий момент являются наиболее актуальными с позиции феминистского движения.
Основными чертами феминистского плакатного текста являются диалогичность, однозначность, наличие интертекстуальных включений. В целях усиления воздействия на аудиторию используется принцип поляризации, благодаря которому удается создать наиболее выигрышный образ феминистского движения. Также было выяснено, что в меньшей степени феминистскому плакатному тексту свойственна лаконичность, хотя в исследовательской литературе эта черта считается одной из основных.
Поскольку диалог с адресатом является одним из основных критериев успешного воздействия плаката, в вербальной части на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях он стремится к подражанию устной речи. Для этого используются языковые приемы и средства, передающие на письме разговорный стиль: лексические сокращения, междометия, стилистически сниженная лексика, эллиптические конструкции.
У ряда лексем, относящихся к носителям определенного гендерного статуса, происходит смысловая трансформация с заменой аксиологического знака. Кроме того, для усиления воздействия на аудитории и создания более запоминающихся образов в вербальных и визуальных элементах встречается двойная актуализация лексического значения слова, а также игра слов, основанная на сочетании прямого и переносного значения.
Во многом особенности плакатного текста на разных языковых уровнях обусловлены необходимостью языковой компрессии. Ярче всего она проявляется на уровне синтаксиса, в использовании пунктуационных знаков, которые в пространстве плаката могут создавать ощущение избыточности и отвлекать внимание, поэтому их использование сведено к минимуму, даже если это противоречит правилам нормативной пунктуации.
Изучение плакатного текста в целом и феминистского плакатного дискурса в частности имеет широкие перспективы для дальнейшего исследования. Представляется целесообразным проведение социолингвистического эксперимента с целью определения эффективности воздействия выявленных лингвистических приемов и тактик на аудиторию. Результаты проведенного нами исследования могут также послужить основой для дальнейшего изучения плакатного дискурса на материале других языков.


1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация на материале креолизованных текстов / Е.Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
2. Арутюнова А.Ю. Диалогичность текста и категория связности: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19. Ставрополь 2007.
3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. - М.: Просвещение, 1990.
4. Басова Н. А. Организация текста в политическом плаката/ Н.А. Басова. - Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 13. С. 25-27.
5. Мэни В. Эволюция формы плаката как средства графической коммуникации / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Изобразительное искусство. 2009., - с. 295-300
6. Вежбицкая А. Речевые жанры (в свете теории элементарных смысловых единиц) // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. - С. 68 - 80.
7. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. - М.: Прогресс, 1981. - 278с.
8. Ворошилова М.Б. Креолизированный текст в политическом дискурсе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/voroshilova-07b.htm (дата обращения: 11.03.2018).
9. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций /Под ред. М.М. Малышевой. -М., 2002
10. Демосфенова Г.Л., Нурок А.Ю., Шантыко Н.И. Советский политический плакат / Под ред. Ф. Калошина. М.: Искусство, 1962. - 443с.
11. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/index.htm (дата обращения: 04.03.2018).
12. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных жанров: автореф. дис. .д-ра филол. наук: 10.01.10. СПб., 2004.
13. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: Материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза., 1974. - с.103-110.
14. Ерохина Ю. В. Выразительные средства плаката [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/28/94434.php (дата обращения: 07.03.2018).
15. Игошина Т.С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности // Архитектон. 2006, 14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2006_22/10 (дата обращения: 04.01.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ