Аннотация ...................................................................................................... 4
Annotation ....................................................................................................... 5
Введение......................................................................................................... 6
Глава 1. Литературный обзор по проблеме исследования
эмоционально-личностных особенностей подростков, воспитывающихся в
условиях домашнего насилия ................................................................................ 9
1.1. Психологические характеристики подросткового периода .............. 9
1.2. Семья как социальный институт ........................................................ 20
1.3. Теоретический анализ проблемы домашнего насилия .................... 35
1.4. Влияние семейных насильственных отношений на развитие
личности подростков ............................................................................................ 44
Выводы по 1 главе....................................................................................... 51
Глава 2. Организация и методы исследования ........................................ 53
2.1 Организация исследования .................................................................. 53
2.2 Описание выборки ................................................................................ 55
2.3 Описание методик исследования ........................................................ 56
2.4 Методы математических обработок данных...................................... 62
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение........................... 63
3.1. Анализ эмоционально-личностных характеристик подростков. ... 63
3.2. Анализ взаимоотношений подростков с родителями и близкими
родственниками ..................................................................................................... 67
3.3. Исследование особенностей приспособления подростков к
социальной ситуации ............................................................................................ 72
3.4. Исследование влияния взаимодействия с родителями на
проявление тревожности и агрессивности у подростков.................................. 74
3.4.1. Исследование влияния взаимодействия с родителями на
проявление тревожности и агрессивности на выборке юношей ...................... 74
3.4.2. Исследование влияния взаимодействия с родителями на
проявление тревожности и агрессивности на выборке девушек ..................... 77
3.5. Результаты исследования взаимосвязи параметров личностных
характеристик подростков, их отношений с родителями и характеристик их
социально-психологической адаптации. ............................................................ 80
3.5.1. Результаты исследования взаимосвязи параметров личностных
характеристик выборки юношей, их отношений с родителями и
характеристик их социально-психологической адаптации. ............................. 80
3.5.2 Результаты исследования взаимосвязи параметров личностных
характеристик выборки девушек, их отношений с родителями и
характеристик их социально-психологической адаптации. ............................. 85
3.5.3 Обобщение результатов исследования взаимосвязи параметров
личностных характеристик подростков, их отношений с родителями и
характеристик их социально-психологической адаптации. ............................. 90
ВЫВОДЫ ..................................................................................................... 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 95
Список использованных источников: ....................................................... 96
Приложение 1 ............................................................................................ 101
Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей или же
не благоприятная семейная атмосфера в настоящее время считается одной
из важнейших проблем общественного здоровья.
В наши дни исследование проблем домашнего насилия интересует
многих специалистов, в том числе и психологов. Это явление в последние
годы довольно подробно изучается, но не смотря на это, есть много
вопросов, требующих своего изучения и решения.
Во многих странах домашнее насилие преследуется законом, так же
есть страны, которые предпочитают умалчивать и не опубликовывать
данные об этом, оставляя решение таких вопросов внутри семьи. В
настоящее время мы можем утверждать, что домашнее насилие –
определяющая характеристика общественной реальности в России, в
Армении и других странах.
Распространенное мнение о том, что воспитание детей — это
внутреннее семейное дело, что семья сама должна справляться с этими
проблемами, и никто не имеет права вмешиваться в этот процесс, по сути
дела развязывают руки родителям-насильникам. И вовсе необязательно,
чтобы подвергающиеся насилию были именно дети. Если отец часто ругает
мать, бьет ее, или в семье систематично существует хоть какой-то вид
насилия, и ребенок становится свидетелем всего этого, уже можно сказать,
что психика ребенка находится в опасности.
Осознав масштабы и серьезность этой проблемы, мы просто обязаны
предпринимать меры, чтобы предотвратить домашнее насилие и работать с
уже существующими проблемами.
В рамках нашей работы мы изучаем эмоционально-личностные
особенности подростков, которые воспитываются в условиях домашнего
насилия, также рассматриваем их взаимоотношения с родителями, пытаясь
раскрыть неоткрытые стороны этой проблемы и предложить возможные пути
для решения существующих проблем.
Целью исследования является выявление личностных ресурсов и возможностей приспособления к социальной ситуации в связи с детско-родительскими отношениями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия.
Задачи исследования:
1. Исследовать эмоционально-личностные особенности подростков.
2. Исследовать особенности отношений подростков с родителями.
3. Изучить особенности приспособления подростков к социальной ситуации.
4. Исследовать взаимосвязи параметров личностных
характеристик подростков, их отношений с родителями и характеристик
их социально-психологической адаптации.
5. Исследовать влияние взаимодействие с родителями на
проявление тревожности и агрессивности у подростков.
Объект исследования - характеристики личности и поведенческая
сфера личности.
Предмет исследования-Особенности личности и отношений с
родителями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия.
Гипотезы:
1. Подростки, чаще проявляют тот вид агрессивного поведения,
который испытывают сами в ситуациях домашнего насилия.
2. Половая специфика личностных и поведенческих характеристик
подростков в семьях, где есть насильственные отношения, выражается в
том, что девушки чаще проявляют вербальную агрессию, им присуще
чувство вины и эскапизм, тогда как для юношей в большей мере характерны
проявление физической и косвенной агрессии, раздражение и обидчивость.
3. Конструктивные адаптационные механизмы (принятие себя,
принятие других и т.д.) могут выступать в качестве ресурса личностного и
социального развития подростков, воспитывающихся в семьях, где есть
насильственные отношения.
Для решения поставленных задач мы использовали следующий методический аппарат:
1. Анкетные данные (биографические данные респондентов)
2. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор)
3. Опросник Басса-Дарки
4. Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс,Даймонд)
5. Методика « Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)
Данное исследование было посвящено изучению психологических
особенностей подростков, воспитывающихся в ситуации домашнего насилия.
Были получены результаты, показывающие специфику проявления
тревожности, а также враждебных и агрессивных тенденций в связи с полом
респондентов. В рамках нашего исследования эмоционально-личностных
особенностей подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия
и их взаимоотношений со своими родителями, были получены данные,
которые могут быть использованы в разработке программ психологического
сопровождения и в практической работе с подростками и их родителями по
нормализации внутрисемейных отношений.
Полученные результаты могут быть использованы в психологической
помощи подросткам в решении проблем, связанных с высокой
тревожностью, агрессивным поведением, проявлением враждебности, для
формирования новых, более эффективных паттерны поведения.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке.
Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития детей./Под. ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
4. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура
и психическое здоровье школьников.– Санкт-Петербург, 2002
5. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Монография.–
СПб.: Союз, 2002.
6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и
семейных отношений. – М., 1997. –346 с.
7. Бойченк Л.Д. Гендерное насилие: причины и следствие. —
Петро- заводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 200 с
8. Бэрон. Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Питер, 1999. – 352 с.
9. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. — М.: Издательский
Дом Шалвы Амонашвили, 1996 Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики.— М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. (ред)- Практикум по возрастной психологии.
СПб.: Речь, 2002.
11. Головей Л.А.-Психология развития и возрастная психология. Учебник и
практикум для прикладного бакалавриата, Москва Юрайд 2016
12. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение.–
Л.: Медицина, 1977. –265 с.
13. Горъковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у
подростков // Психологический журнал.– 1994. – No 2. – С. 57 - 65.
14. Дружинин В. Н. Психология семьи.— М., Екатеринбург: Деловая книга,
2000. — 158 с.
15. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития
личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 160с
...