Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Журналистика и политика - «Одна страна - две системы» в Китае (на материалах Пекина и Гонконга)

Работа №131147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Информационное взаимодействие журналистики и государственной политики 10
1.1. Государственная власть и ее политика 10
1.2. Взаимодействие журналистики и государственной власти 18
1.3. Журналистика в условиях разных политических систем 29
Глава II. Взаимодействие журналистики и политики «Одна страна - две системы» в Китае 40
2.1. Журналистика и власть в Китае 40
2.2. Содержание политики «Одна страна - две системы» и ее информационное обеспечение 43
2.3. Правовой и политический статус СМИ в «двух системах» (на примере Гонконга) 49
Глава III. Гонконг и Пекин: диалог двух систем в СМИ 64
3.1. Формирование образа Гонконга в прессе Китая (на материалах печатных СМИ Пекина) 65
3.2. Отражение в гонконгских СМИ политических событий как пропаганда политических ценностей 82
Заключение 98
Список литературы 103

Актуальность исследования. Магистерская диссертация посвящена теоретическому и эмпирическому анализу взаимодействия журналистики с властью в современном Китае при осуществлении государственной политики «Одна страна - две системы».
Взаимодействие журналистики и власти как социальный феномен не теряет остроты уже несколько столетий с момента зарождения прессы. В настоящее время одним из актуальных и малоизученных направлений исследования данной проблематики является рассмотрение функционирования журналистики и СМИ в разных политических системах под влиянием разного властного управления. При этом важно выделить вопрос использования государством средств массовой информации для поддержки выдвигаемого им курса и политики.
В этом ракурсе, Китай заслужил внимания тем, что в нем сосуществуют две, на первый взгляд, противоречивые политические системы: социалистическая и капиталистическая при осуществлении политики «Одна страна - две системы» - китайской внутренней политической программы, предложенной в начале 1980-х Дэн Сяопином, руководителем Китайской Народной Республики, для решения вопросов, связанных с возвращением трех утраченных территорий государства - Гонконга, Макао и Тайваня.
Сосуществование двух систем на территории одного государства породило ряд уникальных социально-политических явлений, но тем самым поставило вопрос о конфликтах между разными системами общественного уклада и народностями, проживающими в одной стране. В связи с этим, СМИ как важнейший механизм взаимодействия государства с народом, обязаны взять на себя ответственность по налаживанию диалога между властью и обществом и обеспечить взаимопонимание этих структур.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, новизной самого феномена - функционированием национальной журналистики в условиях разных политических систем, сосуществующих в пределах одного государства, с другой - слабой изученностью его в научной литературе.
Исследуемая тема имеет несомненную практическую значимость. На сегодняшний день Гонконг и Макао успешно воссоединены с Китаем (в 1997 и 1999 гг., соответственно), однако вопрос воссоединения с Тайванем остается открытым. Следовательно, положительный опыт взаимодействия китайской журналистики с государственной властью, в рамках политической программы «Одна страна - две системы», может быть применим и в этом случае как для разъяснения общественности выгод и преимуществ объединения, так и для обеспечения социокультурного единства китайского народа.
Обоснование проблемы исследования. Данная работа позволяет выявить особенности функционирования СМИ в двух разных социально-коммуникационных системах на территории одной страны на примере СМИ Гонконга и Пекина.
Мы рассматриваем, какие позиции занимают гонконгские СМИ в отношении к руководству (компартии) Китая, как освещаются возникшие социально-политические проблемы в гонконгской прессе, как центральное правительство формирует образ Гонконга с использованием СМИ в интересах укрепления суверенитета и единства государства.
Объектом данной магистерской диссертации является взаимодействие политики и журналистики в Китае, а предметом - особенности функционирования китайской журналистики при осуществлении государственной политики «Одна страна - две системы».
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей функционирования китайской журналистики в контексте политики «Одна страна - две системы».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практические задачи:
1) определить приоритетные теории для описания властно-журналистского взаимовлияния и модели функционирования СМИ в современном китайском обществе;
2) выявить тип взаимодействия журналистики с властью в Китае и особенности функционирования СМИ в контексте осуществления политики «Одна страна - две системы»;
3) раскрыть особенности взаимодействия журналистики и власти в «двух системах» внутри одного Китая по материалам СМИ Гонконга и Пекина.
Теоретическую основу данной магистерской диссертации составили труды российских и зарубежных ученых в области общей теории журналистики (В. В. Ученова1, Е. П. Прохоров2, С. Г. Корконосенко3, Ган Сифэн4 и др.), теории массовой коммуникации (Б. А. Грушин5, Б. М. Фирсов6, Г. Лассвелл 7 , П. Лазарсфельд 8 и др.), теории власти (В. Ф. Халипов 9, Н. Луман 10 , Н. Ф. Пономарев 11 и др.) политологии журналистики (С. Г. Корконосенко 12 , Е. П. Прохоров 13, В. А. Сидоров 14 и др.), а также работы, посвященные вопросам функционирования журналистики и СМИ в государствах с разными политическими системами (К. Маркс, Е. П. Прохоров, Ф. С. Сиберт15, Т. Питерсон, У. Шрамм и др.).
Эмпирическую базу исследования составили электронные версии трех влиятельных общественно-политических изданий континентального Китая - «Гуанмин жибао», «Пекин ньюс», «Китайская молодежь» (хронологические рамки исследования по ним охватывали период с 24 июня по 8 июля за 2007 и 2012-2016 гг.) и трех наиболее значимых гонконгских изданий - «Вэнхуэй бао», «Нанхуа цзаобао» и «Яблоко дейли» (хронологические рамки - с сентября по декабрь 2014 г. и февраль 2016 г).
Общее количество текстов, выявленных для анализа составило 404 единицы.
Методологическая база исследования. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы контент- анализ и интент-анализ, а также лингвистический анализ текстов. Кроме того, при написании работы использовались общенаучные методы анализа - индукция, дедукция и сравнительный анализ.
Научная новизна. В данной работе впервые была предпринята попытка изучить и сравнить процесс функционирования журналистики в условиях, когда разные политические системы сосуществуют внутри одного суверенного государства в контексте осуществления политики «Одна страна - две системы».
Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, представленные в магистерской диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке журналистов и специалистов по связям с общественностью. Работа мажет быть полезна журналистам-практикам, специализирующимся на китайской тематике, а также тем корреспондентам, которые планируют служебную командировку в Китай с целью выполнения редакционного задания.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 50 наименований на русском, 9 на английском и 39 на китайском языках.
Апробация исследования. Основные положения магистерской диссертации были представлены на трех международных научных конференциях:
• Медиа в современном мире. Петербургские чтения: 56-й международный форум (Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2017 г.);
• Медиа в современном мире. Молодые исследователи: 15-я международная конференция студентов, магистрантов и аспирантов (Санкт- Петербург, 9-11 марта 2016 года);
• Медиа в современном мире. Молодые исследователи: 16-я международная конференция студентов, магистрантов и аспирантов (Санкт- Петербург, Великий Новгород, 15-17 марта 2017 года).
Основные положения диссертации отражены в шести публикациях, включая две статьи в рецензируемых научных изданиях.
Публикации в рецензируемых изданиях:
1. Журналистика Китая в реализации внутриполитических и внешнеполитических проектов: опыт 2010 гг. // Век информации. - 2016. - №3. • С. 74-88 (в соавт.).
2. Проблемы освещения терроризма в СМИ // Век информации. - 2017. • № 2. - Т. 1. - С. 188-189.
Публикации в иных научных изданиях:
3. Китай и Гонконг: национальные СМИ в поисках диалога культур // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) / под ред. А. С. Смоляровой. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. - С. 64-66. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1489511454 7825.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
4. Образ Гонконга в прессе континентального Китая // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года) / под ред. М. А. Бережной. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. - С. 442-444. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1457112172 9309.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
5. Образ "Другого" в китайских СМИ (на материалах освещения политики Гонконга) // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики, и тенденции. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов. Вып. 16 / науч. ред. М. А. Бережная. - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 126-137.
6. Партийные аккаунты социальных сетей как источник журналистской информации (на материалах сетевой активности Партии роста) // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) / под ред. А. С. Смоляровой. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. - С. 294-296. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1489511454 7825.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
Положения, выносимые на защиту:
1. Власть, в первую очередь государственная власть, является решающим фактором формирования определенной политической системы общества. Сегодня публичность и интерактивность стали неотъемлемыми частями демократического общества, что актуализирует необходимость информационного обеспечения. СМИ, информируя общественность о делах государства, участвуют в политическом управлении, разъяснения суть и ценность государственно-политических проектов.
2. Функционирование журналистики во много зависит от власти и политической системы общества. В социалистическом Китае сегодня сложилась «гибридная модель» регулирования медиа как результат реализации политики «Одна страна - две системы».
3. Особенности взаимодействия журналистики и власти в Китае наиболее ярко проявились в печатных СМИ в ходе освещения процесса интеграции Китая и Гонконга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К моменту начала нашего исследования в области изучения взаимодействия журналистики, власти и общества сложились как минимум две группы методологических подходов. Первый подход сложился в рамках теорий массовых коммуникаций, когда взаимодействие власти, общества и журналистики рассматривалось сквозь призму несколько концептов и понятий: теория «привратника» (сильное влияние на СМИ и журналистов оказывают владельцы, финансовые структуры, политики, чиновники), цензура рассматривалась как форма привратничества; «повестка дня» (власть, учредитель редакции, рекламодатель и др. прямо и косвенно влияют на выбор информации), манипуляция, теория культивации (культивация мифологических образов) и т.п.
Второй подход разрабатывался в рамках теории журналистики. Здесь важны идеи, заложенные в труде «Четыре теории прессы» и трудах, содержащих дополнение этих четырех теорий. Где были рассмотрены место, предназначение и особенности функционирования журналистики в разных политических системах.
На основании сложившихся на данный момент в науке теорий и концепций, в диссертационном исследовании было предложено классифицировать формы функционирования СМИ в зависимости от сложившегося типа властного управления:
• подчиненность СМИ государству при авторитаризме;
• китайский пример управления СМИ при демократизации социально-авторитарной системы;
• слабая степень контроля государственной власти над СМИ при либерально-демократическом типе управления;
• ограничены каналы государственных СМИ при социально- централизме.
Выделили наиболее значимые факты, полученные нами в ходе работы.
Во-первых, было уточнено соотношение понятий «государственная власть» и «политика» и определена приоритетная сторона рассмотрения данной темы для диссертации: государственная власть была рассмотрена как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом. Взаимосвязь политики и государственной власти заключается в том, что государственная власть вырабатывает независимую национальную политику для осуществления ее суверенитета.
Во-вторых, были определены приоритетные теории и модели для анализа китайской реальности - теория свободы прессы и теория социальной ответственности. Исходя из этих двух теорий были структурированы модели взаимодействия журналистики и власти:
• В рамках теории свободы прессы, когда вещатели и издатели обладают правами частной собственности на СМИ. Деятельность СМИ во многом зависит от коммерческой выгоды;
• В рамках теории социальной ответственности существуют две возможные формы взаимодействия. Первая - когда государственное вмешательство, цензурный режим - государственное финансирование деятельности СМИ, государственный контроль содержания передач и публикаций; вторая - это когда журналисты должны осознавать ответственность за общественное мнение, перед редакцией и рынком.
Была предпринята попытка применить выделенные нам важные понятии и теории для анализа китайской действительности, когда СМИ функционируют в границах одной страны в условиях разных политических систем, подчиняясь политической линии «Одна страна - две системы».
При этом, мы уделили внимание модели функционирования СМИ, открытости власти, ее сотрудничеству с журналистикой (назначение, роль, функции, реализуемые СМИ при осуществлении политики «Одна страна - две системы). Сравнили две системы управления СМИ при осуществлении политики «Одна страна - две системы» на примере Гонконга и континентальной части Китая и специфику сложившихся систем регулирования журналистики в континентальной части Китая и в Гонконге.
Была разработана методика исследования эмпирического материала и на ее основе было проанализировано 404 газетных материалов, опубликованных в печатных СМИ Пекина («Гуанмин жибао», «Китайская молодежь», «Пекин ньюс») и Гонконга («Яблоко дэйли», «Нанхуа цзаобао» и «Вэнхуэй бао»).
Эмпирическое исследование проводилось в два этапа с целью выявления особенностей взаимодействия журналистики с властью в современном Китае при осуществлении политики «Одна страна - две системы».
На первом этапе были проанализированы материалы пекинских СМИ в период с 24 июня по 8 июля 2007 и 2012-2016 гг. для наблюдения тенденции формирования образа Гонконга для материковой аудитории. Подтвердилось, что Пекин представляет социалистическую политическую систему с авторитарной традицией, где средства массовой информации находятся под прямым влиянием власти и государства. СМИ здесь освещали только положительные стороны развития Гонконга за годы воссоединения с Китаем.
Второй этап исследования был посвящен анализу практики освещения гонконгскими СМИ актуальных политических событий, произошедших в Гонконге за последние годы. На этом этапе были изучены три гонконгские издания - ежедневные газеты «Яблоко дэйли», «Нанхуа цзаобао», «Вэнхуэй бао», которые представляют три во многом полярные политические позиции. При освещении масштабных социальных волнений (протестная акция «Блокируй бизнес-центр» 2014 г., «мятеж в Мон-Коке» 2016 г.) способы, подходы и отношение этих изданий были разные. Что свидетельствует о сохранении свободы слова и свободы печати в Гонконге.
На основании анализа научной литературы и проведенного эмпирического исследования, был сделан ряд выводов о форме взаимодействия журналистики и власти при существующей системе управления в Китае:
• журналистика и СМИ в коммунистическом Китае традиционно считаются пропагандистским инструментом государства. Однако политика «Одна страна - две системы» допускает, чтобы СМИ в Гонконге, выполняя функцию социального контроля, могли иметь и выражать мнение, противоречащее позиции власти.
• на основании двухэтапного исследования было показано, что формы управления СМИ «двух систем» разные. Сотрудничество власти и журналистики отражается в обеспечении взаимопонимания двух регионов. Например, проправительственные СМИ способствуют формировать положительный образ Гонконга, часто подтверждают дееспособность политики «Одна страна - две системы» и т.д.; а конфликтный момент заключается в нежелании стоять в одной позиции с властью. По материалам гонконгской оппозиционной газеты «Яблоко дэйли» мы видели, как она выступала политическим актором за демократию и «абсолютную свободу» во время социальных волнений.
Исследование функционирования журналистики в разных политических системах при разном властном управлении (на примере китайской политики «Одна страна - две системы») отличается от прошлых исследований тем, что возникла потребность сравнить процесс функционирования журналистики в условиях, когда разные политические системы сосуществуют внутри одного суверенного государства; необходимо учесть факторы процесса интеграции Гонконга с Китаем и тенденции демократизации протекающие в современном китайском обществе.
Дальнейшее изучение взаимодействия журналистики и власти в контексте осуществления политики «Одна страна - две системы» в Китае предполагает расширение источниковой базы (можно взять, например, другие регионы страны, где существует капиталистическая система управления - Макао и Тайвань) и хронологических рамок исследования.


1. Барт. Р. Мифологии. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 459 с.
2. Буров В. Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М.: ИФ РАН, 2000. - 206 с.
3. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. - М.: Росспэн, 1997. - 408 с.
4. Липман У. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
5. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1985. • 352 с.
6. Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.
7. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
8. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
9. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Национальный институт прессы, ВАГРИУС, 1998. - 223 с.
10. Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. - Киев; Вища шк: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987. - 106 с.
11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1992. - С. 525.
12. Ученова В. В. Публицистика и политика. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1979. • 271 с.
13. Ученова В. В. У истоков публицистики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 211 с.
14. Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть, политика, государственная служба. Словарь. - М.: Луч, 1996. - 271 с.
15. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М.: ИГиП РАН, 1994. - 152 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ