Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метод включенного наблюдения в журналистском расследовании

Работа №131146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ПАРАДИГМЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
1.1 Когнитивный подход к аспектам МВН в социологии, психологии и журналистике..
1.2 Разновидности метода включенного наблюдения
1.3 Отличие метода включенного наблюдения от эксперимента и приемов гонзо-журналистики

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ....................21
2.1 Основные виды и этапы журналистского расследования
2.2 Проблемы физической безопасности при проведении журналистского расследования
2.3 Этические ограничения в журналистском расследовании.
2.4 Основы юридической безопасности при проведении журналистских расследований
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА
3.1 Подготовительный этап работы.
3.2. Критерии оценки эффективности журналистских расследований с использованием МВН ..49
3.3 Проблемы, возникающие при использовании метода включенного наблюдения....................55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Сегодня метод включенного наблюдения (МВН) широко используется в журналистском расследовании для создания как печатных, так и аудиовизуальных материалов. Однако, несмотря на его
популярность, существует ряд проблем, нуждающихся в исследовании и решении. Во-первых, в различных научных источниках понятие МВН часто путают с методом эксперимента, эффектом присутствия или относят к гонзожурналистике. Зачастую журналист не понимает, к какому именно методу он обращается при расследовании, вследствие чего возникают жанровые или композиционные проблемы при написании текста.
Во-вторых, в настоящее время многие журналисты путают журналистское расследование с исследованием. Склонные к последнему репортеры собирают материал, анализируя проблемы общества, но не раскрывая скрытые факты перед ним.
В-третьих, даже имея четкое представление о том, что такое расследование и каковы границы используемого метода, автор текста не всегда уделяет должное внимание всем этапам работы. В ходе расследования журналист может столкнуться как с проблемой нехватки фактов, так и с их избыточностью. На данный момент не существует единого алгоритма отбора фактов при создании текста с использованием МВН, также мало внимания уделяется выбору темы, которая зачастую бывает несерьезной и «проходной».
И, наконец, в-четвёртых, авторы журналистских расследований зачастую сталкиваются с правовыми проблемами из-за несоблюдения законодательства о средствах массовой информации и профессиональных требований.
Тема данной дипломной работы «Включённое наблюдение в журналистском расследовании» является актуальной, поскольку МВН – один из наиболее популярных способов получения информации при расследовании, на его основе существуют некоторые постоянные рубрики и телепрограммы. К МВН активно обращаются журналисты в репортёрской практике. При использовании этого метода прямые включения с места события отличаются не только высокой степенью оперативности, но и правдивостью материала, ведь зритель сам может удостовериться в словах журналиста.
Новизна данного исследования связана с попыткой определения более четких границ МВН, а также с более обстоятельным подходом к регулирующему деятельность журналиста законодательству, чем обозначено в научной литературе. За последнее десятилетие появилось множество журналистских материалов, для работы над которыми использовался данный метод. Однако по-прежнему остаются актуальными такие вопросы: какие
законы необходимо соблюдать, используя МВН, а также как обезопасить себя и остаться не рассекреченным, проводя расследование.
Цель данной работы: выявить оптимальные подходы в работе журналиста в условиях включенного наблюдения для обеспечения эффективности журналистского расследования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обозначить важность компонентов подготовительного этапа для проведения расследования.
2) охарактеризовать МВН как особый способ получения объективной информации.
3) определить критерии отбора информации, полученной в ходе ВН для создания эффективного текста.
4) выявить проблемы использования данного метода.
5) отметить типичные нарушения при проведении включенного наблюдения.
В качестве объекта исследования выступают журналистские расследования, проведенные с использованием метода включенного наблюдения.5
Предметом исследования являются приёмы и способы проведения МВН, а также проблемы, с которыми сталкиваются журналисты при проведении журналистского расследования.
Методологическую базу составили принципы сравнительно-сопоставительного и контент-анализа журналистских материалов, а также опрос.
Эмпирической базой данной работы являются журналистские расследования петербургских корреспондентов, проведенные с использованием МВН в 2016-2017 годах.
Практическая значимость работы – работа может представлять интерес для редакторов изданий, журналистов, студентов, занимающихся проблемами современных СМИ, касающихся непосредственно жанра
репортажа и метода включенного наблюдения в журналистских расследованиях, а также журналистов, использующих МВН в своих расследованиях. Выделение обязательных этапов наблюдения и формулирование этических, внутриредакционных и творческих проблем, связанных с данным методом, позволит создавать качественные тексты, как автору работы, так и всем, кто с ней ознакомится в дальнейшем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания работы «Метод включенного наблюдения в работе журналиста газеты» были рассмотрены наиболее популярные и фундаментальные классификации метода включенного наблюдения как в социологии и психологии, так и в журналистике. Были выявлены сильные и слабые стороны данных классификаций. Отмечены отличия метода
включенного наблюдения от эксперимента и гонзо-журналистики, обозначены четкие границы метода.
На примере материалов, опубликованных в журнале «Русский репортер», были выделены разновидности метода включенного наблюдения, проанализированы их языковые особенности, задачи и области применения. Во второй главе данной работы мы отметили виды и этапы работы журналистского расследования, а также рассмотрели основные нарушения безопасности репортеров, обозначили этические и правовые нормы.
Опрос журналистов показал, что большинство из них считают МВН наиболее эффективным способом получения объективной и скрываемой информации.
Однако на практике мы выяснили, что петербургские СМИ используют данный метод нечасто.
Анализ материалов корреспондентов печатных, электронных и телевизионных СМИ показал, что расследования с применением метода включенного наблюдения проводятся на общественно значимую актуальную
тему и позволяют донести до общества информацию, которые отдельные организации или люди предпочли бы скрыть. Для таких журналистских работ характерны: наличие мнений, событийный характер изложения,
участие журналиста в самой ситуации, наличие авторского «я», а также отклик общества. Разбор материалов дал понять, что включенное наблюдение позволяет узнать те факты, которые скрыты от общества и
которые без применения МВН не прояснить. В исследованных текстах запланированное наблюдение превалирует над спонтанным, поскольку для написания «профессиональных» материалов, необходима четкая61
договоренность с руководством компании, а также предварительное изучение сферы исследования. В ходе исследования была обоснована важность подготовительного этапа для работы с методом включенного
наблюдения, поскольку недостаточная осведомленность журналиста в проблеме или явлении, которое он намерен исследовать, может привести к коммуникативному провалу в общении с героями будущего текста,
нарушению этапов самого наблюдения и, в результате – недейственному материалу. Были выделены критерии эффективности техник наблюдения, среди которых важнейшими, по мнению автора данной работы, являются
наличие различных мнений в тексте и обратная связь с редакцией. Поскольку метод включенного наблюдения предполагает явную субъективность автора, наличие других точек зрения в материале делает его не только разнообразным и качественным, но и укрепляет доверие читателя к автору.
Обратная связь является тем критерием, на который журналист обязан ориентироваться, если у него есть потребность в профессиональном росте и совершенствовании своих материалов. Важно объективно относиться как к положительным, так и отрицательным оценкам читателей и воспринимать их критику не как отзывы фанатов или недоброжелателей, а как программу
дальнейших действий в своей области. Автором данной работы были сформулированы также основные проблемы, с которыми может столкнуться
журналист, работающий с методом включенного наблюдения: этические, внутриредакционные, правовые и собственно творческие. Наиболее важным, на наш взгляд, считается аспект общения автора с героями своего текста.
Поскольку журналист в современной действительности является исключительно проводником информации, транслируя ее от одних людей – другим, лишь частично интерпретируя факты в своих текстах, он не имеет права неуважительно относиться как к своим спикерам, так и к читателям, навязывая свою точку зрения.
Результатом данного исследования является, во-первых, классификация разновидностей метода включенного наблюдения, применимая в условиях современной действительности, а во-вторых, набор
техник включенного МВН, которые позволят сделать журналистские расследования с его использованием максимально качественными, действенными и эффективными. Проделанная работа позволит не только самому автору в дальнейшем избежать распространенных ошибок, связанных с подготовкой расследования, тщательно продумывать все этапы и взаимодействовать с героями своего будущего текста, но и поможет тем, кто только начинает работать с методом включенного наблюдения. Данная работа также может представлять интерес для преподавателей журналистики, аспирантов и студентов младших курсов


1. Аврамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие для
вузов, М, Изд-во МГУ, 1999.
2. Аграновский, В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.,
Вагриус, 1999.
3. Багерстам, Э. Свобода печати в демократическом обществе: настольная
книга по этике прессы. Тарту, Вяллингби, 1992.
4. Бедринская, И.В. Корпоративная культура: коммуникативные
парадигмы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика.
2007. № 4.
5. Бергер Н.В. Расследование как метод журналистской деятельности:
диссертация. СПб, 2006.
6. Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского
расследования. National Press Institute, 2000.
7. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие
для студ. высших учебн. заведений. М., Академия, 2006.
8. Бесклетко, А. Студгазета. Зачем и для кого? // Журналист. 2005, № 4.
9. Волкоморов, В.А. Коммуникативные стратегии в практике
внутрикорпоративных газет. // Известия Уральского государственного
университета. 2008, № 60.
10. Ворошилов, В.В. Типология журналистики. СПб., Изд-во Михайлова
В.А., 1998.
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. ― М.,
Рольф, 1997.
12. Голубцова О. В. Журналистское расследование на страницах
современной общероссийской и региональной печати: диссертация.
URL: http://e.120-.bal.ru/jurnalistika/5850/index.html. (Дата обращения 03.05.17).
13. Гонзо, А.Г. Страх и ненависть Хантера С. Томпсона, 2008.64
14. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства : учебник для вузов
по спец. «Журналистика». М., Изд. МГУ, 1989.
15. Григорян, М. Пособие по журналистике: Журналистские
расследования, М., «Права человека», 2007.
16. Гуманитарные технологии: информационно-аналитический портал.
URL: http://gtmarket.ru/ratings/freedom-of-the-press/info. (Дата обращения:
19.04.2017)
17. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра Учебное пособие М.:
Аспект Пресс, 2004.
18. Гуссейнов, А.А., Апресян Р Г. Этика. М., Гандарики,1998.
19. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. Изд-во Урал,
Екатеринбург, 1998.
20. Декларация принципов поведения журналистов Международной
Федерации Журналистов. URL: http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-ipraktika/d... (Дата обращения: 15.04.17).
21. Декларация Гильдии судебных репортеров России.
URL: http://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral.shtml#dekl. (Дата обращения:
15.04.17).
22. Деловой Петербург.
URL: https://www.dp.ru/a/2016/09/20/IP_gorodskogo_masshtaba. (Дата
обращения: 22.04.17).
23. Дзялошинский, И.М. Российский журналист в посттоталитарную
эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности.
М., Изд-во Восток, 1996.
24. Дэннис, Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., Вагриус, 1997.
25. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы
тележурналисты, М., Аспект Пресс, 2010.
26. Ершов, Ю.М. Методы познавательной деятельности публициста и
жанры публицистики /Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1987.
27. Жанровая теория на пороге тысячелетий, М., Изд-во МГПУ, 1999.65
28. Журналистское расследование. История метода и современная
практика. Под общей редакцией А.Д. Константинова, М., «ОЛМА-ПРЕСС»,
2003.
29. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах
массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/. (Дата
обращения: 15.04.17).
30. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.,
Дело, 2002.
31. Кашинская, Л.В. Метод наблюдения в журналистике. М., Изд-во МГУ,
1987.
32. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального
творчества, СПб, Изд-во Михайлова В.А., 2004.
33. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб,
Изд-во Михайлова В.А., 2001.
34. Кодекс профессиональной этики российского журналиста//
Профессиональная этика журналистов. Т.1 – М., 1999.
35. Кодекс профессиональной этики журналиста.
URL: http://pravovrns.ru/?p=726. (Дата обращения: 15.04.17).
36. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
URL: http://ruj.ru/about_organization/kodeks-professionaln... (Дата обращения:
15.04.17)
37. Комитет защиты журналистов.
URL: https://cpj.org/killed/europe/russia/ (Дата обращения: 29.04.2017)
38. Комсомольская правда в Санкт-Петербурге.
URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26652/3676985/. (Дата обращения: 22.04.17).
39. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров, СПб, СПбГУ, 2004.
40. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста – уч. пособие, М.,
Аспект Пресс, 2001.66
41. Ламбет, Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом
подходе в журналистской профессии. М., Национальный ин-т прессы:
Виоланта, 1998.
42. Методы журналистского творчества/Под ред. В. М. Горохова. М., Издво МГУ, 1982.
43. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В., Метод наблюдения в психологии.
М., Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
44. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб.
пособие инст. биологии и психологии человека, М., Речь, 2002.
45. Никитин, Н. Вариант работы — негласный //Журналист. 1997. № 2.
46. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г.
Корконосенко. СПб., Знание, 2000.
47. Открытая студия // Пятый канал. URL: http://www.5-tv.ru/video/502670/.
(Дата обращения: 01.05.2017)
48. Официальный сайт телеканала Life78.
URL: https://life.ru/t/life78/897919/illiuzionisty_s_zieni... (Дата обращения:
19.04.17).
49. Пронин, Е.И. Выразительные средства журналистики. М, Изд-во МГУ,
1980.
50. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. М., Аспект Пресс,
1998.
51. Рацибурская, Л. Жаргонная агрессия. / Журналист. 2007. № 4.
52. Римский В.Л. Журналистское расследование на выборах // Выборы и
журналистское расследование. М., Права человека, 2001.
53. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, Национальный институт
прессы, 1999.
54. Сельдес Дж. Свобода печати. М., Соцэкгиз, 1937. С. 296–297. 42
55. Свитич, Л.Г. Профессия: журналист. М., Аспект Пресс, 1996.
56. Смелкова, З.С., Ассупрова Л. В. Риторические основы журналистики.
Работа над жанрами газеты. М., Флинта, 2002.67
57. Соков, А.И. От заметки до фельетона. Новосибирск, Изд-во НГПУ,
2005.
58. Стенфорд Уильям Лири «Гонзо – журналистика, взгляд изнутри».
Gonzo.org.ua.
59. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати Учебное пособие М.,
Аспект Пресс, 2000.
60. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие.
М., Аспект Пресс, 2002.
61. Техника дезинформации и обмана. / Под ред. Засурского Я.Н. – М.,
Мысль, 1978.
62. Топ 100.Рамблер. URL: https://top100.rambler.ru/navi/?theme=1126&rgn=7.
63. Тригубович, Ю.Л. Технология решения этических проблем в
журналистике // Функции СМИ в транзитивном обществе: Сборник научных
статей. Новосибирск, Гаудеамус, 2010.
64. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 17.04.2017) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
(Дата обращения: 15.04.17).
65. Уиллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и
техника. М., Виоланта, 1998.
66. Ученова, В.В. Современные тенденции развития журналистских
жанров//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. №4.
67. Фихтелиус, Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.
68. Фонд защиты гласности. URL: http://www.gdf.ru/. (Дата обращения:
29.04.2017)
69. Фонтанка.ру. URL: http://www.fontanka.ru/2016/09/18/077/. (Дата
обращения: 19.04.17
70. Хартия телерадиовещателей.
URL: http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/d... (Дата обращения:
15.04.17).
71. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики. — М.: Мысль, 197368
72. Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.,
Школа издательского и медиа бизнеса, 2005.
73. Черникова, Е.В. Грамматика журналистского мастерства: шаги к
успеху. М., Университетская книга, 2011.
74. Чиликина, Л. Этические проблемы «расследовательской
журналистики» //http:// www.relga.rsu.ru..
75. Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики. / Ростовская
электронная газета. 2000. № 17(47).
76. Шкловский, В.Б. Тетива: О несходстве сходного // Собр. соч. Т.3. – М.,
1974..
77. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., РИП-холдинг,
2002.
78. Шум Ю. Журналистское расследование. Методические рекомендации.
М., Барс, 2000.
79. Царенко, П.П. Наблюдение как метод собирания, исследования и
оценки доказательств: монография. М., 2004.
80. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. – М., Добросвет, 2000.
На английском языке:
Repression of Journalism in Russia in Comparative Perspective.
URL: http://russiaotherpointsofview.typepad.com/russia_oth... (Дата обращения:
24.04.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ