ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ КНР «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 10
1.1 Концепция мегапроекта 10
1.2 Первые шаги в реализации инициативы 18
1.3 Информационная поддержка и развитие стратегии 28
ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» В ЗАРУБЕЖНОМ ИЗДАНИИ ГАЗЕТЫ «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО» 42
2.1 Технология освещения тематики мегапроекта 44
2.2 Проблемы продвижения китайской инициативы в вовлеченных государствах 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
Список использованной литературы и источников 97
Одной из самых «горячих» тем в современной китайской журналистике является грандиозный проект «Один пояс - один путь». Его реализация имеет стратегическое значение для экономического развития КНР, усиления политической роли китайского государства на международной арене и повышения авторитета китайского лидера как внутри страны, так и за ее пределами. Безусловно, осуществление этого амбициозного плана невозможно без серьезной информационной поддержки, поэтому государственная пресса Китая прилагает большие усилия для пропаганды данной политической стратегии во всем мире.
Актуальность темы исследования, заявленной в настоящей магистерской диссертации, определяется острой потребностью государственно-политического руководства КНР в пропаганде стратегической инициативы «Один пояс - один путь». Понятно, что ведущая пропагандистская роль в процессах национальной политики отводится именно средствам массовой информации. В XXI веке их роль усиливается с каждым днем: помимо так называемых «традиционных» СМИ - прессы, радио и телевидения - появляются «новые» медиа, электронные СМИ, включая различные информационные порталы и сетевые версии газеты, вокруг которых формируются все более масштабные аудитории.
Распространение информации о государственной инициативе «Один пояс - один путь» можно считать типичной политической пропагандой в сфере китайской журналистики. «Политическая пропаганда, в отличие от публицистики, определяется как систематически осуществляемые усилия повлиять на личное и общественное сознание для достижения определённых результатов политического действия, независимо от того, насколько оно разумно и справедливо», - отмечается теоретиками политической журналистики1. В Китае к этой деятельности привлечены наиболее авторитетные СМИ: информационное агентство «Синьхуа», телекомпания CCTV, газета «Жэньминь Жибао», информационный портал «Хуаньцю Шибао». Каждый из упомянутых медиаканалов имеет свою специфику и формирует собственную повестку дня, но все они так или иначе используются в пропагандистских целях для продвижения инициатив высшего китайского руководства. В этом контексте, создание информационными средствами псевдособытий становится одним из признаков символической политики, которая представляет собой особый вид коммуникаций, направленных не на рациональное осмысление событий, а на формирование у аудитории устойчивых понятий за счет инсценирования информационных эффектов2. Благодаря влиятельности информационных ресурсов среди аудитории, агитация государственной инициативы «Один пояс - один путь» достигает заметных успехов.
Конечно, политическая пропаганда сталкивается с определенными сложностями и барьерами. Региональные и культурные различия, особенности религиозной культуры, специфика национальной идеологии и так далее, могут стать факторами, препятствующими восприятию информации, особенно политического сообщения. Справедливо утверждать, что именно во время реформ и масштабных изменений в политическом поле страны становится все более явным влияние СМИ на формирование картины политического мира. Современное китайское общество вступило в новый период перемен. Инициатива «Один пояс - один путь», выдвинутая Предстателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, стала его политическим символом. Продвижение инициативы «Один пояс - один путь» посредством массмедиа можно расценивать как действенный способ расширить дискурс КНР в международном информационном поле. Рассматриваемой стратегии отводится важная коммуникационная роль в современной внешней политике китайского государства.
Степень изученности темы к настоящему времени невысока. Это объясняется тем, что мегапроект «Один пояс - один путь» запущен сравнительно недавно и находится, по сути, на начальной стадии реализации. Отдельные стороны этой государственной стратегии исследуют китайские экономисты и политологи. В частности, Ван Ивэй в монографии «Один пояс - один путь: возможности и вызовы» дает анализ экономических и политических условий современной эпохи, на основе которого объясняет причины появления данной инициативы и раскрывает те преимущества, которые она может принести стране3.
Необходимо отметить, что вопросы информационного сопровождения проекта «Один пояс - один путь» в научной литературе до сих пор практически не рассматривались. Особого внимания в данной связи заслуживает анализ трендов и приемов политической пропаганды, характерных для китайских массмедиа при освещении ими данной темы на внутренней и зарубежной территориях. Эта проблема и стоит в центре нашего магистерского исследования.
Объектом исследования выступают китайские СМИ как медиаинструмент политической пропаганды.
Предмет исследования - специфика освещения государственных стратегических инициатив средствами массовой информации КНР.
Цель исследования - показать особенности и динамику осуществления китайскими СМИ политической пропаганды государственной стратегии «Один пояс - один путь».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• раскрыть содержание стратегии «Один пояс - один путь» и значение ее реализации для современной государственной политики КНР;
• определить методы пропаганды политической стратегии «Один пояс - один путь» в китайских СМИ и оценить ее текущие результаты;
• на основе контент-анализа публикаций в иноязычной версии газеты «Жэньминь Жибао» выявить и описать в динамике ведущие тенденции освещения и проблемы продвижения государственной стратегии «Один пояс - один путь» за пределами КНР.
Хронологические рамки исследования: сентябрь 2013 г. - конец 2016 г., то есть период времени с момента официального объявления о запуске мегапроекта «Один пояс - один путь» до кульминационного этапа его пропаганды в массмедиа КНР.
Эмпирическая база исследования представлена материалами китайских СМИ об указанном проекте. Ее составляют три группы источников, каждая из которых соответствует определенному формату коммуникации - печатному, аудиовизуальному, сетевому.
Первая группа включает печатные информационные источники: 176 публикаций газеты «Жэньминь Жибао» - главного официального издания КНР. В своей иноязычной версии, предназначенной для зарубежных читателей, газета занимает ведущее положение среди ресурсов пропаганды идей и ценностей китайской политики в международном пространстве.
Вторую группу составили журналистские произведения телеканала CCTV (China Central Television - Центральное телевидение Китая) - главного телевещательного ресурса страны. Для анализа были отобраны программы «Один пояс - один путь: тысячелетнее пересечение пространства и времени», «Фокусироваться на стратегию «Один пояс - один путь», «Широта и долгота».
В третью группу вошли данные интернет-сайтов. Прежде всего, к исследованию привлекались сообщения информационного агентства «Синьхуа», или Китайской Службы Новостей. Оно является официальным медиаресурсом правительства, входящим в структуру Министерства государственной безопасности КНР, и распространяет новости по всему миру на семи языках. Использовались также материалы информационного портала «Хуаньцю Шибао», который специализируется на освещении проблем международной политики.
Все упомянутые медиаресурсы активно задействуются китайским руководством в качестве площадки для пропаганды государственной стратегии «Один пояс - один путь» внутри страны и за рубежом.
Теоретико-методологической базой исследования стали положения теории журналистики и теории коммуникации, касающиеся международного дискурса в массмедиа и вопросов взаимосвязи политической стратегии с журналистикой4. Теоретической опорой служили также определения и развернутые характеристики жанровых форм, которые содержатся в трудах по теории журналистики5.
В ходе работы применялись следующие конкретные методы исследования: сравнительный анализ, контент-анализ, описательный метод, метод обобщения и интерпретации эмпирических данных.
Новизна исследования подтверждается тем, что до настоящего времени ни российскими, ни китайскими учеными не проводилось комплексного анализа взаимовлияний журналистского и политического полей для выявления векторов, способов и результатов пропаганды государственной инициативы «Один пояс - один путь», выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году.
Практическая значимость работы подчеркивается новизной избранной для изучения темы. Материалы диссертации могут использоваться в дальнейших научных разработках, в учебном процессе и в практической журналистской деятельности при анализе вопросов политической коммуникации в медиасфере КНР.
Апробация основных исследовательских выводов автора диссертации произведена в форме доклада на научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербургский государственный университет, 2017 г.) и двух публикаций, в том числе статьи в рецензируемом издании, индексируемом в системе РИНЦ6.
Структура диссертации определяется поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (поделенных на пять разделов), заключения и списка использованной литературы.
На сегодняшний день политическая журналистика в КНР не имеет четкой самостоятельной позиции. Она играет роль инструмента для создания государственного имиджа и служит мостом, соединяющим власть и людей в целях пропаганды стратегических решений политического руководства страны. Главная задача журналистики в этих условиях - создавать поле для диалога и принимать активное участие в нем.
Концепция «Один пояс - один путь», выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином в первый же год после его вступления в должность, привлекла к себе широкое внимание как в Китае, так и в других странах. При этом китайские средства массовой информации стали ее важнейшим пропагандистским инструментом. Продвижение инициативы «Один пояс - один путь» посредством массмедиа можно расценивать как действенный способ расширить дискурс КНР в международном информационном поле.
Стратегическая инициатива «Один пояс - один путь» тесно связана с географическим положением и историей Китая. В настоящее время быстрый экономический подъем Китая требует не только привлечения мировых сырьевых материалов, но и выхода на зарубежные рынки сбыта. Эта необходимость определяет сегодняшнее положение Китая. Сейчас все больше и больше сырья приобретается за пределами страны и появляются всё новые покупатели китайских товаров за границей. Китайцы могут выбрать партнера за рубежом, решить в какие сферы инвестировать капитал и как реализовать дальнейшее развитие стратегии. Сама идея соответствует трендам многополярности мира, экономической глобализации, культурного разнообразия и социального информационного потока.
В информационном сопровождении мегапроекта «Один пояс - один путь» задействованы ведущие массмедиа КНР, такие как информационное агентство «Синьхуа», телекомпания CCTV, газета «Жэньминь Жибао», информационный портал «Хуаньцю Шибао». Благодаря их влиятельности и авторитетности в глазах широкой аудитории пропаганда этой государственной стратегии достигла заметных успехов. Сразу же после выдвижения ее концепции началось активное распространение сведений о ней в СМИ не только внутри страны, но и в международном пространстве. В этой информационной деятельности прослеживаются определенные тенденции и наблюдается расширение направлений коммуникации.
На первом этапе реализации стратегического плана «Один пояс - один путь», когда он был только анонсирован осенью 2013 г и никто еще не знал самого этого названия, перед правительством КНР встала задача обеспечения грамотного распространения информации об этом проекте в СМИ. На втором этапе, спустя год, когда китайские власти приступили к реализации конкретных инфраструктурных операций, люди уже начали воспринимать эту стратегию и понимать ее суть и значение. Третий этап, продолжающийся с начала 2016 г. и по сей день, показал, что мегапроект начал приносить первые успешные результаты.
Анализ материалов китайских СМИ за период с сентября 2013 г по декабрь 2015 г позволил сделать следующие выводы о средствах и динамике пропагандистской кампании в поддержку проекта «Один пояс - один путь»:
ИА «Синьхуа» сразу после анонса этой инициативы в китайских СМИ не обратило на нее особого внимания. Интерес к ней оживился с наступлением 2014 г., когда активизировалось экономическое и политическое взаимодействие Китая с другими государствами, заинтересованными в развитии мегапроекта. Собственно тема «Один пояс - один путь» с января 2014 г попала в разряд «горячих» новостей и с тех пор удерживается на этой позиции.
На платформе сайта «Хуаньцю», который является электронной версией газеты «Хуаньцю Шибао», был создан специальный канал «Один пояс - один путь». Он стал первым официальным новостным ресурсом, полностью специализирующимся на данной тематике и является сегодня наиболее масштабным полем для пропаганды данной государственной инициативы. Внимание канала сосредоточено на обсуждении вопросов политики, инвестиционных возможностей и регионального экономического развития в контексте осуществления заявленной стратегии.
К настоящему времени китайский государственный телеканал CCTV запустил ряд телепрограмм, а также документальных и хроникальных фильмов, чтобы формировать определенное отношение к мегапроекту путем его всесторонней информационной поддержки.
Таким образом, можно отметить устойчивый интерес китайских СМИ к освещению стратегии «Один пояс - один путь». В настоящее время наблюдается расширение информационного потока, связанного с данной темой, при этом сообщения носят, в основном, позитивный характер. Такое внимание со стороны массмедиа объясняется важностью инициативы, заложившей основы нового внешнеполитического курса КНР, рассчитанного на долгосрочную перспективу.
Особое место в политической пропаганде китайской инициативы на международной арене занимает зарубежное издание газеты «Жэньминь Жибао». Контент-анализ публикаций этого издания по тематике проекта «Один пояс - один путь» за период с сентября 2013 г по март 2016 г выявил следующие показатели:
(1) В целом до апреля 2015 года количество публикаций постепенно повышается, после этого оно удерживается на определенном уровне.
(2) Большинство публикаций размещено на важных полосах.
(3) Главным источником информации в зарубежном издании «Жэньминь» по теме стратегии «Один пояс - один путь» являются его собственные корреспонденты, что обеспечивает оригинальность публикуемых материалов.
(4) Большой процент текстового формата и иллюстрации помогают реципиентам легче воспринимать информацию и повышают степень информационной насыщенности.
(5) По объему преобладают материалы в 800-2500 слов, что оптимально для емкого, конкретного и убедительного представления сложной концепции обычным людям.
(6) В жанровом отношении количество информационных сообщений значительно превышает число аналитических материалов. Это свидетельствует о том, что основное место в зарубежном издании «Жэньминь» отводится простым репликациям при отсутствии глубоких интерпретаций передаваемой информации о ходе реализации мегапроекта.
(7) В основном в зарубежном издании Жэньминь выражается положительное отношение к данной государственной инициативе.
(8) Газета освещает стратегию «Один пояс - один путь» всесторонне, раскрывая читателям не только ее политические и экономические аспекты, но также культурные и социальные.
Территория, задействованная в реализации стратегии «Один пояс - один путь», включает множество государств и регионов, что порождает немало сложностей и противоречий. При продвижении мегапроекта китайским журналистам приходится учитывать локальные особенности вовлеченных стран и сложное переплетение геополитических, экономических, цивилизационных проблем в межгосударственных отношениях. В китайской журналистике применяется дифференцированный подход к пропаганде государственной инициативы КНР в различных странах. Это означает, что методы пропаганды стратегии и освещения процесса ее реализации должны максимально соответствовать интересам и традициям местного населения. Информация должна быть доходчивой и доводиться до жителей конкретных районов наиболее удобным для них способом.
В качестве рекомендаций китайским журналистам для устранения имеющихся недостатков в сфере политической пропаганды можно выделить следующие положения:
1. Политическая пропаганда в китайской традиционной журналистике имеет характер «одномерного насаждения», в ней отсутствует двустороннее взаимодействие. Необходимо наладить обратную связь, чтобы слышать голос другой стороны.
2. Китайские традиционные СМИ не достаточно интенсивно распространяются за рубежом, им не хватает влиятельности на международной арене.
3. Разрабатывая планы пропагандистских мероприятий, СМИ должны учитывать специфику политического, экономического, гуманитарного и религиозного контекста, в котором решаются конкретные проблемы коммуникации.
4. Пропаганду не следует ограничивать сферой политики, напротив, она должна затрагивать все аспекты освещаемых явлений и процессов, включая их социокультурные стороны, для более эффективного воздействия на адресата.
Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на существенные недочеты, освещение и продвижение государственной стратегии «Один пояс - один путь» стало примером успешной пропагандистской деятельности политической журналистики КНР. Роль традиционных китайских СМИ в этом процессе следует признать значительной. В настоящее время журналисты активно используют информацию по тематике стратегии для повышения интереса к национальной культуре, тем самым способствуя решению важных задач национальной политики.
1. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Под ред. Е. П. Прохорова — 8 е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 c.
2. Деловая журналистика / Под ред. А. В. Вырковского. М.: Медиамир, 2012. 724 с.
3. Дзялошинский И. М. Политическая журналистика. М.: Престиж, 2006. 32 с.
4. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста: уч. пос. - СПБ.: Питре, 2009. 272 с.
5. Основы журналистики : учебное пособие / Под ред. С.Г. Корконосенко. М.: КНОРУС, 2016. 272 с.
6. Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2015. 319 с.
7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 310 с.
8. Теория журналистики: учебное пособие / Под ред. С.Г.Корконосенко. М.: Логос, 2010. 242 с.
9. Gilpin R. Global Political Economy: Understanding The International Economic Order[M]. Princeton University Press. 2001. 440p.
10. Ronald H. Chilcote. Theories of Comparative Politics[M]. Westview Press. 1994. 440p.
11. Roush C. Profits and Losses: Business Journalism and It’s Role in Society[M]. Oak Park. 2006. 200p.
12. W. АЖЖ«ЖЖАЖЖй«ША[M]. АЖ: ш#шчжш±, 2012.345 М. [Фон Льан. Исследование и стратегии о морской безопасности в главных азиатско-тихоокеанских странах. Пекин: Мир знаний. 2012. 345c.]
13. ^Н^. AHAWAAAAWWWm]. ±ЖААЖ»±,2009.349 м. [Ди Гуосин. Китайская морская безопасность и подведомственная акватория. Шанхай: Шанхайское народное издательство. 2009. 349c.]
14. ЖЙВД. ААЖАА»Ж[М]. АЖ: АА^ЖАЖЖ^А, 2015. 257 м. [Ли Сианян. Доклад о развитии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пекин: Общественные науки и литература. 2015. 257c.]
15. АА®^ЛА£Ш^ЖА 21 ®ВЖ±^ЛА£ШВЖЖАА [М].НЖ АА^, АЖЖ ШАМ, 2015(3).( Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road) [Перспектива и мероприятия построения Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века. Пекин: Национальный комитет реформ и развития, МИД, Министерство торговли и коммерции. 2015(3) ]. - URL: http: //www. peprobe. Com/wp-content/uploads/2015/04/%E6%8E%A8%E5%8A%A8%E5%85%B 1 %E5%BB %BA%E4%B8%9D%E7%BB%B8%E4%B9%8B%E8%B7%AF%E7%BB%8 F%E6%B5%8E%E5%B8%A6%E5%92%8C21%E4%B8%96%E7%BA%AA %E6%B5%B7%E4%B8%8A%E4%B8%9D%E7%BB%B8%E4%B9%8B%E8 %B7%AF%E7%9A%84%E6%84%BF%E6%99%AF%E4%B8%8E%E8%A1 %8C%E5%8A%A8.pdf (дата обращения - 20.02.2016).
...