ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА И ПЕРВЫЕ ШАГИ
ГАЛЕРЕЙНОГО ДЕЛА 7
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ
ГАЛЕРЕЙ 22
2.1 Анализ места и функции современных частных художественных галерей 22
2.2. Выявление механизмов организации и функционирования художественных
галерей 28
2.3. Сравнение результатов интервьюирования и обработка данных 30
3. САМАЯ УСПЕШНАЯ ВЫСТАВКА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАБОТ ТРЕХ ГАЛЕРЕЙ 52
3.1 MarinaGisich 53
3.2 kGallery 56
3.3AnnaNova 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список используемой литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Приложение 1 68
Приложение 2 78
Приложение 3 84
Активация культурного развития современного общества - одна из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. Приоритетом государства является сохранение и развитие культуры, которая содержит в себе огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, поддержки единства культурного и языкового пространства Российской Федерации 1.
Художественные галереи являются частью культурной жизни города наравне с музеями, выставочными центрами, художественными заведениями. Сегодня художественные галереи есть во всех развитых странах мира. Галереи играют роль в образовании, поддерживают художников, сотрудничают с музеями, популяризируют русское искусство.
Они формируют арт-рынок страны, который, в свою очередь, является показателем культурного уровня жизни государства и, в частности, города. «Художественный рынок - это система социо-культурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений искусства и услуг по исполнению художественных работ. Он предстаёт важным компонентом культуры - формирует материальную основу для развития искусства, существенно и разносторонне влияет на создание, распространение и бытование художественных произведений» 2.
В понятие «галерея» закладывается достаточно широкий набор смыслов. Первый - это галерея как объект архитектуры . Второй - галерея как пространство для демонстрации художественных произведений. В этом ключе галерея может быть частной, государственной или общественной. Для дальнейшего исследования будет использоваться второе значение понятия «галерея».
Если художественные галереи, как и музеи, являются пространством для экспонирования, то их основное отличие от музеев заключается в возможности продажи произведений, следовательно, и их популяризации в России и за рубежом. Помимо этого, к отличиям галерей от музеев можно отнести следующее:
- у каждой галереи существует своя стратегия организации и функционирования;
- в галерее постоянно меняются экспозиции;
- представители галереи заключают договора с художниками;
- на территории галереи проходят презентации, лекции, мероприятия.
-на территории галереи осуществляется возможность приобретения
произведений искусства.
В ходе написания дипломной работы представляется целесообразным провести классификацию галерей в зависимости от их коммерческой направленности. Существуют галереи первичного рынка и галереи рынка смешанного или вторичного. В первом случае галерея занимается исключительно продажей произведений современного искусства. Во втором случае это галереи, специализирующиеся на продаже работ различных периодов.
В рамках дипломной работы рассмотрены разные типы галерей.
Галерея Марины Гисич (MarinaGisichgallery ) ориентируется на современное русское искусство, как и галерея AnnaNova, которая также допускает и экспонирование зарубежных мастеров. KGallery концентрирует своё внимание на русском искусстве XIX-XX веков.
Несмотря на значимость частных галерей в современной художественной культуре, к ним проявляется гораздо меньший интерес, чем, например, к музеям. Частные галереи вовсе не субсидируются, несмотря на их влияние на формирование арт-рынка.
Исследование, проведенное на основании результатов
интервьюирования респондентов, представителей трех частных галерей в Санкт-Петербурге - MarinaGisichgallery; AnnaNovagellery; kGallery, показало, что галереи не поддерживаются государством. Это значительно сужает масштабы деятельности галерей и, следовательно, препятствует развитию арт-рынка в городе.
Актуальность данной работы заключается в необходимости выявления механизмов организации художественных галерей в современной культуре Санкт-Петербурга.
Объектом исследования является художественная галерея.
Предмет изучения - роль частных художественных галерей в культурно-общественном пространстве Санкт-Петербурга, актуальные проблемы объекта исследования, выявленные через глубинные интервью респондентов - представителей галерей: MarinaGisichgallery,
AnnaNovagallery, kGallery.
Цель работы заключается в выявлении механизмов организации и функционирования частной художественной галереи.
Наличие этой цели подразумевает постановку нескольких задач.
Задачи работы:
- Проанализировать и систематизировать теоретические и практические основы организации художественной галереи
- Исследовать механизмы организации и функционирования галереи
- Провести анкетирование респондентов
- Проанализировать результаты исследования
- Выявить механизмы организации и функционирования галерей
Теоретическая и практическая значимость данной дипломной работы обусловлена возможностью применения на практике полученных в рамках исследования результатов. Материалы дипломной работы могут быть использованы как основа для повесток дня, конференций, круглых столов и семинаров, посвященных вопросу структурирования и формирования современных художественных галерей в Санкт-Петербурге.
Результаты проводимого среди респондентов исследования обладают большими перспективами для использования: могут служить примером взаимодействия научного сообщества и практических деятелей в области современного искусства; быть использованными в качестве основы для разработки системы и механизмов консолидации всех представителей профильных отраслей, связанных с современным искусством Санкт-Петербурга; послужить базой для составления конкурсной документации по проведению творческих конкурсов среди художников с целью отбора частными художественными галереями; позволить сформировать характерные особенности и отличия организации и функционирования частных художественных галерей именно в Санкт- Петербурге. Также результаты исследования могут применяться при создании обобщающих трудов в области развития современного искусства в Санкт-Петербурге и России в целом.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. К работе прилагаются приложения.
Искусство является неотъемлемой частью культурно-общественной жизни любой территории. Санкт-Петербург исторически является центром творческой жизни не только России, но и всего мира. Сохранение и развитие культуры и искусства, формирование современного арт-рынка является важнейшим условием трансляции национально-культурной идентичности России и ее популяризации как внутри страны, так и за рубежом.
Инфраструктура учреждений в области культуры и искусства в Санкт- Петербурге находится в достаточно развитом состоянии. Множество музеев, галерей, общественных организаций и фондов, профильные ВУЗЫ и частные школы являются образцово-показательными для всей России.
Однако, как показало исследование, между всеми перечисленными элементами отрасли плохо налажено взаимодействие, отсутствует синергия. Исследование продемонстрировало необходимость консолидации профессионального сообщества в области культуры и искусства - ИОГВ, Творческие союзы, профильные ВУЗЫ, частные художественные галереи, общественные фонды, коллекционеры и молодых художников Санкт- Петербурга. Целесообразным является создание системы выявления и поощрения талантливых молодых людей в области живописи на постоянной основе для дальнейшего экспонирования их как в России, так и за ее пределами.
С целью формирования на Российском арт-рынке новых имен необходимо создавать такие условия для молодых художников, в рамках которых они бы могли быть востребованными в городе и могли быть замеченными профессиональным сообществом
Представляется целесообразным сформировать условия, при которых профессиональное сообщество в области искусства могло бы консолидироваться вокруг молодых мастеров с целью создания среды, в рамках которой новые имена в Санкт-Петербургской живописи появлялись на постоянной основе.
В связи с этим представляется актуальным создать коммуникационную площадку, на которой будут взаимодействовать представители ИОГВ, творческих союзов, частных художественных галерей. Такое объединение позволит создать синергию, благодаря которой будут обеспечены взаимовыгодные условия для совместной работы, при которых арт-рынок ежегодно будет получать пул новых художников, а вчерашние выпускники получат площадку для демонстрации своих работ и их дальнейшей реализации.
Данная классификация строится на определении ценности общего взаимодействия для каждой из групп участников коммуникационного поля:
Для ИОГВ она заключается в продвижении национально-культурных идей, инвестиционных проектов в области искусства, поддержании статуса Санкт-Петербурга как «Культурной столицы России» как внутри страны, так и за рубежом;
Для художников - в возможности реализации своего творческого потенциала, демонстрации своих произведений широкому кругу лиц;
Для ВУЗов - в способности обеспечить выпускникам возможность трудоустройства по специальности, через коммуникации с профильными учреждениями по направлению набора новых художников для экспонирования;
Для частных художественных галерей - в возможности постоянного взаимодействия с профильным профессиональным сообществом и отбора новых художников для выставления;
Проведение интервьюирования среди руководителей ведущих частных художественных галерей Санкт-Петербурга (Галерея Марины Гисич, KGallery, AnnaNovaGallery) выявило следующую проблему: на сегодняшний день профессиональное сообщество города в области живописи находится в разрозненном состоянии и лишено платформы для консолидации. Отсутствуют механизмы, позволяющие на постоянной основе выявлять талантливых молодых художников для популяризации их в городском сообществе и за его пределами.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге насчитывается более 113 выставочных залов, в том числе и частных галерей (постановление правительства «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»), однако по причине отсутствия новых творческих единиц, представляемых общественности, количество галерей заметно сокращается, что неизбежно приводит к сокращению количества экспозиций российских художников на мировой арене.
Создание коммуникационной площадки сможет поспособствовать развитию современной живописи Санкт-Петербурга в целом, а также консолидации творческой интеллигенции, художников и артистов с одной стороны и Правительства Санкт-Петербурга, представителей галерей, организаторов выставок, коллекционеров, с другой.
1) Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента / А. Арутюнова. - М.: Изд.дом Высшей школы экономики,2015. - 232с.
2) Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.Москва - Ленинград. 1946 - 1991. -М.:Искусство - XXI век,2012. - 464 с.
3) Барова Н. Порядок-сын анархии или биеннале новейшего искусства // Декоративное искусство СССР. 1990. №7. С. 16-22.
4) Боровский А. Зов галерей // Новый мир искусства. 2000. №5. С.4-5.
5) Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,1998.-480 с.
6) Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века/ В.П. Грицкевич; Санкт-Петребург.гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., испр. И доп. - СПб.: СПбГУКИ, 2004.- 408 с.
7) Устав Общества поощрения художников / Утв. 28 апр. 1833 СПб.: Имп. Общ. Поощрения художеств, 1833.— 16 с.
8) Каган. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
9) Т.П.Калугина. Художественный музей как феномен культуры. - Издательский дом «Петрополис», 2008 г. - 244 с.
10) Карпов А.В. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. - СПб.:СПбГУП, 2004. - 232 с. - (Новое в гуманитарных науках; Вып.13.)
11) Крусанов А.В..Русский авангард 1907-1932 гг. Исторический обзор. Т. И.Кн.1. Футуристическая революция 1917-1921. М..,2003
12) Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX начала XX века // Вопросы искусствознания. 1996. №1. С. 86-94.
13) Лущик С.Одесские «Салоны Издебского» и их создатель.С40.
14) Лейкин О.Д. Северюхин Д.Я. Новый художественный Петербург:Справочно-аналитический сборникО.Д. Лейкин, Д.Я. Северюхин.- СПб.: изд. Им. Новикова.2004. - 487 с.
15) Мелихова Е., Художественная галерея: торговля искусством //Социологическое Исследование, 2000, №4.
16) Моль А. Социодинамика культуры: Пер с фр. / Под ред. Б.В.Бирюковой М., Изд. Прогресс, 1973. - С. 45-124
... Всего источников – 33.
Содержание ВКР — ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выдержки из ВКР — ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА