ВВЕДЕНИЕ 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВ
НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ 8 ..............
1.1 Особенности массового политического сознания молодежи 8 ..............
1.2 Основные подходы к понятию оппозиции 22
2. ОТОБРАЖЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ В
МАССОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ 32
2.1. Изучение восприятия молодежью СПб лидеров несистемной оппозиции
2.1.1. Образ Алексея Навального
2.1.2. Образ Ксении Собчак 38
2.2. Позиционирование представителей несистемной оппозиции в
социальных сетях 40
2.2.1 Позиционирование А.Навального 42
2.2.2. Позиционирование К.Собчак 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основным политическим событием начала 2018 года в России являются выборы президента страны. Эта кампания характеризовалась двумя отличительными признаками: присутствием
представителей несистемной оппозиции и активно проводимой работой по повышению явки, в особенности среди молодежи.
Если говорить об участии в предвыборной кампании представителей несистемной оппозиции, то здесь необходимо отметить 2 основных вида участия, а именно: непосредственное участие, в качестве зарегистрированных
кандидатов, таких деятелей как К.Собчак и Г.Явлинский, и активная протестная деятельность со стороны А.Навального. Таким образом, в период проведения кампании, среди несистемной оппозиции выявился конфликт по поводу того, каким образом нужно бороться с действующей властью: принимать участие в
выборах или бойкотировать их, отвергая их легитимность.
Второе отличие — вопрос повышения явки на выборах. Применялись различные инструменты для привлечения населения на выборы. Появились и новые инструменты, которые были направлены на привлечение молодежи, как
той части населения, которая, традиционно, не является активным участников избирательного процесса. При этом, делает акцент на молодежи не только действующая власть, но и представители оппозиции, считая молодое население страны главной движущей силой возможного протеста.
Таким образом, актуальность работы состоит в том, что именно на молодежь возлагаются большие надежды, как в связи с сохранением стабильности существующего режима, так и в связи с возможностью его
поступательного или радикального изменения. В связи с чем представляется важным изучение восприятия молодежью лидеров несистемной оппозиции, которое должно было проявиться, в связи активизацией политиков в рамках предвыборной кампании.4
Степень научной разработанности:
Теоретическая часть работы рассматривает понятия политической психологии, такие как «политическое сознание», «политическое восприятие», «образы», «имидж». Этим категориям посвящены работы Н.А. Баранова, Л.В. Виноградовой, Г.Г Дилигенского, Д.А. Леонтьева, Д.В. Ольшанского, Е.Б. Шестопал,А.И.Юрьева1.
Вторая группа исследований касается социально-психологических особенностей молодежи и молодежного восприятия. Данной проблематикой занималисьследующиеавторы:С.Н.Иконникова,И.С.Кон,Т.Б.Крюкова,О.В.
Курышева, В.Т. Лисовский, О.В. Попова, Р.В. Сергеев, И.И. Тетерин, А.А Шабунова.2
В работе так же рассматриваются категории коммерческого и политического маркетинга, среди которых «позиционирование», «рынок», «политический рынок», «реклама». В этой связи автор обращается в работам Ф.
Котлера,И.Л.Недяк,Э.Райса,Дж.Траута3.
Еще один тематический блок, посвященный вопросам политической оппозиции, раскрывается в ряде работ отечественных и зарубежных авторов, срединих:И.Большаков,Г.А.Гаврилов,В.Гельман,Р.Даль,В.С.Кондратьев,
О.Киршхаймер,Г.Оберреутер,Дж.Сартори,А.Цыганков.4
Объект исследования — политическое сознание студентов различных вузов Санкт-Петербурга технических, общественных и гуманитарных специальностей.
Предмет — восприятие лидеров несистемной оппозиции студенческой молодежью.
Целью исследования является выявление образов представителей несистемной оппозиции, сложившихся в восприятии современной молодежи Санкт-Петербурга.
Второе исследование состоит в анализе Twitter-аккаунтов лидеров несистемной оппозиции для составления представления о том, каким образом данные акторы позиционируют себя. Данные микроблоги взяты для исследования по причине их популярности среди широких масс и сопоставимости, так как twitter-аккаунты есть у каждого рассматриваемого оппозиционного деятеля. Кроме того, формат данного микроблога предполагает спонтанную мгновенную реакцию на события, что позволяет изучать
неформальные аспекты деятельности политиков. Данные для анализа взяты за период с 1 января по 1 мая 2018 года. Этот период характеризуется проведением предвыборной кампании перед выборами президента РФ. В данный период7 мобилизуются все политические силы, следовательно, образы лидеров проявляются с большей интенсивностью.
Гипотеза исследования состоит в том, что образы лидеров не системной
оппозиции в сознании молодежи не совпадают с теми, которые транслируют оппозиционные политики.
Теоретическая значимость работы: сформулированы критерии выделения «несистемной оппозиции».
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут лечь в основу рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия оппозиции и молодежи.
Структура работы:
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Первая глава делится на 2 параграфа. В первом параграфе рассматриваются теоретические аспекты, связанные с понятиями образа, сознания, восприятия.
Второй параграф посвящен определению оппозиции и выявлению критериев несистемности. Во второй главе представлены результаты исследований, проведенных в ходе работы. В заключении делаются выводы относительно
полученных результатов, содержащие сравнительный анализ данных двух исследований.
В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты формирования образа, специфика политического и массового сознания, выявлены особенности формирования сознания у молодежи. Так же, в работе было уделено внимание
различным подходам к пониманию оппозиции, приведены различные авторские классификации, демонстрирующие неоднородность понятия «оппозиции». На этом основании были выделены критерии, обосновывающие отнесение того или иного политика к группе «несистемная оппозиция», а именно противопоставление политических взглядов действующей власти, артикуляция потребности смены властной элиты, отсутствие возможности влиять на политические решения, существенная ограниченность ресурсов.
Вторая часть работы была посвящена интерпретации результатов прикладных исследований об образах лидеров несистемной оппозиции.
В первом параграфе были представлены результаты интернет-опроса студентов Санкт-Петербурга, направленного на выявление основных характеристик образа представителей несистемной оппозиции. Стоит отметить,
что на этапе обработки данных, круг исследуемых объектов сократился до 2 человек: А.Навальный и К.Собчак. Такое решение было принято в связи с низкой узнаваемостью респондентами остальных политиков.
Параметры, составляющие анкету метода семантического дифференциала, основывались на представлениях молодежи об «идеальном» политике, что дало возможность сравнить выявленные образы «идеалом». В результате, получилось, что наиболее приближенным к идеалу политика, по
мнению молодежи, является А.Навальный. Наибольшие оценки получили такие его качества как решительность, трудоспособность, стойкость. Респонденты так же считают, что наименее выраженным качеством данного политика является универсальность и самоотверженность. Однако эти показатели близки к серединным, что говорит о не сформированном мнении респондентов по данным пунктам.55
У К.Собчак доля таких значений гораздо выше. Это решительность, смелость, высокие моральные качества, честность и др. Это говорит о том, что образ К.Собчак недостаточно сформирован у молодежи. Наиболее близкими к образу «идеала» характеристиками у К.Собчак являются прогрессивность и аризма.
Вторая часть исследования предполагала выявление стратегий позиционирования исследуемых политиков в интернет-пространстве Для этого, были проанализированы личные аккаунты А.Навального и К.Собчак в социальной сети «Твиттер».
В результате, было выявлено, что стратегии позиционирования политиков существенно отличаются. А. Навальный выступает с резкой критикой существующей власти, применяя стратегию антирекламы, К.Собчак, напротив, демонстрирует свои позитивные черты.
Был выявлен и ряд личностных качеств политиков. Так, А.Навальный является эмоциональным, идейным, решительным человеком, который четко формулирует свою позицию по всем ключевым темам. Однако, ему присущи и черты авторитарного лидера, так как политиком недопускается вариативность
взглядов. Из-за четкой и несгибаемой позиции, А.Навальный не склонен отождествлятьсебясостальнымипредставителяминесистемнойоппозиции. К.Собчак, напротив, стремится к консолидации с коллегами по оппозиции. При этом, стоит заметить, что резкая критика власти встречается редко. Это дает основания для сомнений электората по поводу взглядов, зависимости, стойкости и решительности данного политика.
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования о несовпадении осознаваемых и моделируемых образов не подтвердилась, как в случае с А.Навальным, так и с К.Собчак. Молодежь воспринимает доносимую информацию в «правильном» ключе и на уровне восприятия чувствует сильные и слабые места политиков. При этом, слабые
стороны воспринимаются сильнее. Однако, как говорилось ранее, образы
изучаемых лидеров оппозиции находятся далеко от смоделированного56 студентами образа «идеального» лидера. Таким образом, причиной относительной непопулярности представителей несистемной оппозиции среди молодежи является не отсутствие информированности аудитории об их деятельности и взглядах, не искаженное политическое сознание молодежи, а ошибочное позиционирование оппозиционных политиков. Молодежь не видит в данных политиках отражения тех качеств, которые, по их мнению, необходимы для успешного политического лидера.
В виду того, что исследование носит пилотажный характер, его результаты не претендуют на высокую степень обоснованности. Для подтверждения полученных данных, необходимо проведение исследований с большей выборкой. Однако, результаты демонстрируют некоторую тенденцию.
Полученные выводы могут выступать в качестве рекомендаций для представителей оппозиции по выработке новых стратегий коммуникации с молодежью в ближайшем будущем
1. Баранов Н.А. Трансформация политического сознания современного
российского общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный
журнал. Том 3. № 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С.82-98.
2. Большаков И.В. Несистемная оппозиция. Терминологическая "ошибка" или
политическая реальность? // Свободная мысль. 2011, №3. С.109-118.
3. Бочаров М. П. Фонология: контекстное позиционирование //
Маркетинговые коммуникации. 2008. № 2. С. 108–121.
4. Виноградова Л. В. Сущностные признаки массового сознания // Известия
РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-1.
5. Волкова И., Клименко В., Сафразьян Л. Имидж политических лидеров в
СМИ. // Мир России, 2010. №6(3). С. 43-74.
6. Гаврилов Г. А. Феномен политической оппозиции: теоретический аспект //
Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2002. №3.
7. Гизо Ф.О. средствах правления и оппозиции в современной Франции //
Классический французский либерализм. М., 2000. 510 с.
8. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону,
1996. 444 с.
9. Гражданское сознание студенческой молодежи / М.В.Бутырина,
Т.Б.Крюкова, К.А.Котова, Е.Ю.Моисеев, Н.Р.Романова/ ФГБУВПО
«Ивановский государственный энергетический университет им.
В.И.Ленина». Иваново, 2015. 212 с.
10. Давыборец Е.Н. Формирование имиджа лидера современного государства :
(на примере президентов России и США) / Е.Н. Давыборец. Владивосток :
Дальнаука, 2009. 168 с.
11. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1996. 304
с.
12. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Центр
политического консультирования «Никколо М», 1999. 240с.58
13. Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция // Социальнополитическийжурнал. 1998.№5С. 89-107.
14. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В.
Егоровой-Гантман.М.:Об-во«Знание»России, 1994. 265с.
15. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение,
1989. 256с.
16. КондратьевВ.С. «Несистемнаяоппозиция»вРоссии:основныеподходык
рассмотрениюполитическогофеномена// Pro nunc. 2012.№1 (11).
17. КоноваловВ.С. 2009. 01. 019.ДорожкинЮ.Н. ,МусинаЛ.М. ,ШкельС.
Н. Политическая оппозиция постсоветской России: этапы и особенности
становления. Уфа: БАГСУ, 2007. 127 с. // Социальные и гуманитарные
науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История.
Реферативныйжурнал. 2009.№1.
18. КотлерФ.,КеллерК.Л.Маркетинг-менеджмент.СПб.,Питер, 2004. 816с.
19. Красильников Д.Г. Межсистемные политические ситуации в России в ХХ
веке:проблемытеориииистории.Пермь:Изд-воПерм.ун-та, 2001. 251с.
20. Кудашова Ю. В. Позиционирование как технология формирования
конкурентоспособной позиции региона в политическом пространстве //
Власть. 2010.№10.
21. КурышеваО.В.Психологическаяхарактеристикамолодежикаквозрастной
группы//ВестникВолГУ.Серия7:Философия.Социологияисоциальные
технологии. 2014.№1С.67-75.
22. Леонтьев Д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг //
Рекламаижизнь. 2000.№1.С. 19–22.
23. Линц Х. Крушение демократических режимов: кризис, разрушение и
восстановлениеравновесия//ПроблемыВосточнойЕвропы. 1993.№39-40.
221 c.
24. Лисовский,В.Т.Социологиямолодежи/В.Т.Лисовский.СПб. :Изд-воС.-
Петерб.ун-та, 1996. 361с.59
25. Манцуров С. О. Несистемная оппозиция, её особенности и её поддержка
иностраннымигосударствами—парадигмапотенциальногоисследования//
Гуманитарные,социально-экономическиеиобщественныенауки. 2015.№2.
26. Мартьянов Д.С. Политическое сознание, политическое бессознательное и
политическая психика: ревизия подходов к структуре и определению /
ВестникСПбГУ.Сер. 6. 2015.№3.
27. Медведев Н. П., Борисенко А. В. Несистемная оппозиция в политическом
пространстве современной России // Научные ведомости БелГУ. Серия:
История.Политология.Экономика.Информатика. 2007.№8.
28. Мелешкина Е.Ю. Политическое сознание // Политический процесс:
основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. М.,
2001. 300с.
29. Митрохин В. А., Бигазиева С. С. Теоретико-методологические аспекты
изучения понятия политической оппозиции // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер.
Сер.Социология.Политология. 2010.№4.
30. МолодежьвсовременнойРоссии-ключевойресурсмодернизации:М.Общ.
ред. А.А. Шабуновой. Вологда: Институт соцально-экономического
развитиятерриторийРАН, 2013. 148с.
31. Молокова М.А. Политическая оппозиция: феномен или неотъемлемый
атрибут современного общества /М.А. Молокова //Учен. зап. РГСУ. 2009.
№3.С. 140-144.
32. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории М.: Издательство
«ВесьМир», 2008. 352с.
33. Образыроссийскойвласти:ОтЕльцинадоПутина/Подред.Е.Б.Шестопал.
М.:РОССПЭН, 2009. 416с.
34. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург:
Деловаякнига, 2001. 496с.
35. ОльшанскийД.В.ПолитическийPRМ.:СПб«Питер», 2003. 544с.
36. Политическаянаука:словарь-справочник.Авт.исост.:СанжаревскийИ.И.
Изд. 6-е,испр.идоп.Тамбов. 2016.60
37. Политическаяэнциклопедия:В2т. /Нац.обществ.-науч.фонд; [Науч.-ред.
совет:пред.Г.Ю.Семигинидр.];Рук.науч.проектаГ.Ю.Семигин. -М. :
Мысль, 1999.
38. Попова О. В. // Политика современного российского государства в
отношении несистемной оппозиции. Политические партиии политическая
конкуренция в демократических и недемократических режимах. Под ред.
Ю.Г. Коргунюка, Е.Ю. Мелешкиной, Г.М. Михалевой. Товарищество
научныхизданийКМК, 2010.стр. 97-106.
39. Психология политического восприятия в современной России / Под ред.
Е.Б.Шестопал.М.:РОССПЭН, 2012. 423с.
40. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ рекламы. Личностноориентированный подход. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара :
БАХРАХ-М, 2001. 752с.
41. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект
социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология,
юриспруденция,политология,культурология. 2010.№1С.127-133.
42. Словарьпополитологии/Подред.проф.В.Н.Коновалова.Ростов-на-Дону:
Изд-воРГУ, 2001. 285с.
43. Тетерин И. И. Мышление в условиях современного информационного
пространства:существенныехарактеристики,путиразвития//Времянауки
– The Times of Science. 2014.№2.С.74-78.
44. Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: конфликтно-дискурсный анализ:
теория,история, методология:Дисc. ...д-раполит.наук.М., 2005. 410с.
45. Чавкина С. В. Политический маркетинг как концепция и практика
управления социальнополитическими процессами // Теория и практика
общественного развития. 2014.№2.
46. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е.
Россоха,О.В.Шапарь.Издание4-е.Ростов-на-Дону:Феникс, 2009. 806с.61
47. ЮрьевА.И.Введениевполитическуюпсихологию.СПб.:ИздательствоС.-
Петербургского университета. 1992. 232с.
48. Brack N., Weinblum Sh. «PoliticalOpposition»: Towards a Renewed Research
Agenda // Interdisciplinary Political Studies. Vol. 1. No. 1. June 2011.
49. Kruikemeier S. How Political Candidates Use Twitter and the Impact on Votes //
Comput. Hum. Behav. 2014. Vol. 34. P. 131–139.
50. Sartori G. Parties and Party Systems: A Framework for Analysis, Vol. 1. New
York, 1976.
51. В Петербурге студентам заявили, что Навальный — «агент
Госдепа» [Электронный ресурс]. https://www.svoboda.org/a/28398060.html.
(Дата обращения: 20.05.2018).
52. Как пользоваться твиттером? Что такое твиттер? [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://web-profy.com/kak-polzovatsya-tviterom-chto-takoetvitter.html. (Дата обращения: 20.05.2018).
53. Навальный - ловец лохов, вождь дураков, проект и агент Кремля, а не
Госдепа.Часть1. [Электронный ресурс]. https://ivan-ushenin.livejournal.com/
651384.html. (Дата обращения: 20.05.2018).
54. Твиттер Алексея Навального [Электронный ресурс].https://twitter.com/
navalny?lang=ru. (Дата обращения: 20.05.2018).
55. Твиттер Ксении Собчак [Электронный ресурс]. https://twitter.com/
xenia_sobchak?lang=ru. (Дата обращения: 20.05.2018).