Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУРАТОРЫ И ХУДОЖНИКИ-ЖИВОПИСЦЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Работа №131038

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Историко-теоретический аспект института кураторства 6
1.1. Возникновение профессии куратора в структуре современного искусства 6
1.2. «Парадигма» кураторства и ее прочтение в современных художественных процессах 17
1.3. Проблема авторства в кураторских проектах 24
Глава 2. Отечественные кураторы о проблемах и особенностях осуществления кураторской деятельности в России 34
Глава 3. Институт кураторства в современной художественной жизни Санкт-Петербурга 42
3.1. Художественные центры Санкт-Петербурга 42
3.2. Актуальные проблемы экспонирования живописи в контексте петербургской традиции кураторства 55
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Список иллюстраций 75
Иллюстрации 77

Большая часть работ современных художников предстает перед зрителями в контексте определенной выставки. Для художника это подчас единственный способ заявить о себе, ведь иные способы репрезентации (например, включение произведений в музейные собрания) - явление последующий жизни работ. На сегодняшний день подавляющее большинство выставок обременены концептуальной составляющей и представляют собой целый сложносоставной творческий проект, координируемый и осуществляемый определенным лицом (или группой лиц) - куратором.
Слово «куратор» является общеупотребительным, так как применяется во многих областях человеческой жизни. В общем случае это координатор какой-либо работы. Однако в системе современного искусства фигура куратора выделилась лишь недавно - в 60-х годах XX столетия за рубежом и после развала Советского Союза, в 1990-е в России. Несмотря на то, что явление это новое, оно уже вызывает живой интерес и горячий дискурс среди широкой общественности и самих практиков; на специализированных порталах, периодических изданиях, в научных кругах. Ввиду этого, исследователями поставлен целый ряд проблем, однако нет как однозначного их разрешения, так и устоявшегося отношения ко всему институту кураторства в целом. Дискурсивность самого феномена пока не дает возможности сложиться определенной искусствоведческой интерпретации в системе научного знания. На данном этапе в имеющейся литературе ставятся, в основном, обще-теоретические вопросы. Рассмотрение же характера осуществления кураторской деятельности в узкой связи экспонирования именно живописных произведений до сих пор не являлось задачей исследований данной проблематики. Этим и обуславливается новизна работы.
Можно констатировать, что за рубежом институт кураторства является устоявшимся явлением, со своей спецификой, проблематикой и тенденциями развития. В России же, перенявшей это явление с запада и пытающейся ассимилировать его, ситуация разнится как от географического положения рассматриваемого объекта, так и от многих других факторов. Так же обстоят дела и с научной разработанностью темы. Тогда как за рубежом теоретическое осмысление данной проблематики ведется уже несколько десятков лет, в отечественной науке феномен кураторства обратил на себя внимание ученых лишь в XXI веке. На сегодняшний день деятели отечественного художественного рынка выражают озабоченность в связи с размыванием кураторских функций, слабой искусствоведческой базой проводимых выставок и отсутствием интереса к современным живописным произведениям. Актуальность темы обусловлена всесторонним анализом данной проблематики и подведением под нее историко-теоретической базы.
Ввиду относительной новизны рассматриваемого феномена, его изучение на данный момент находится между стадией сбора фактологического материала и формулировки научных обобщений. Подтверждением может служить стремление Ханса-Ульриха Обриста в своей «Краткой истории кураторства» успеть взять интервью у тех, кто стоял у истоков формирования профессии куратора. И наличие ряда диссертаций (Д.В. Демкиной, Е.Е. Прилашкевич, М.В. Богородского, М.В. Бирюковой), в которых в большинстве случаев исследуется всеобщее развитие института кураторства и его историко-теоретический аспект, а не ставятся частные вопросы (исключение составляет лишь труд М.В. Бирюковой, посвященной деятельности Харальда Зеемана). Следует отметить, что, на наш взгляд, научным диссертациям, посвященным институту кураторства, отчасти присуща мифологизация фигуры куратора, так как исследователи зачатую судят о работе кураторов с позиций теоретико-философских обобщений. В противовес этому большинство существующих монографий написано действующими кураторами: вышеупомянутым Хансом-Ульрихом Обристом, Полом О’Нилом, Виктором Мизиано.
Не менее важным типом работ являются статьи философов и арт- критиков. Среди российских теоретиков искусства стоит отметить В. Савчука, Б. Гройса, Е. Щербакову, А.В. Ляшко. Основным же материалом для написания данной работы послужил значительный пласт интервью, как дававшихся для определенных периодических изданий и специализированных порталов, так и взятых самим автором. Для анализа характера осуществления кураторской деятельности в Санкт-Петербурге XXI века были проведены опросы молодых художников-живописцев: Марата Танасогло, Анны Швецовой, Анатолия Сорокина, Татьяны Поляковой, Ярослава Соколова, Максима Ярового, Ивана Рейпольского и Григория Ющенко, а также кураторов Натальи Шалиной и Надежде Синютиной. Помимо них было проведено интервью с бывшим PR-директором Центрального Выставочного зала «Манеж», Кристиной Сасоновой.
Цель исследования заключается в комплексном анализе института кураторства в художественной жизни Санкт-Петербурга XXI века и особенностей его функционирования при работе с живописными произведениями.
В соответствии с приведенной выше целью были сформулированы следующие задачи.
• Проследить возникновение и историко-культурное развитие кураторской деятельности;
• Рассмотреть понятие института кураторства и его трактовки;
• Изучить проблему смещения первичного авторства с художника на куратора в художественных проектах;
• Выявить проблемное поле кураторской деятельности в России посредством анализа суждений современных практиков данной области;
• Определить художественные центры Санкт-Петербурга XXI века;
• Изучить особенности кураторской практики при работе с петербургскими живописцами.
Предмет исследования - особенности и тенденции развития института кураторства в структуре современного искусства.
Объект исследования - процесс организации художественной деятельности при работе с живописными произведениями в контексте кураторских практик Петербурга начала XXI века.
Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава обращена к историко-теоретическому осмыслению профессии куратора. В ней раскрываются основные этапы формирования этого института и проблематика, связанная с различными подходами к понятийному аппарату данного вопроса, а также постмодернистской трансформацией фигуры автора. Во второй главе на основе высказываний практиков отечественного художественного рынка выявляется комплекс проблем кураторской деятельности в России. Наконец, рассмотрению взаимодействия кураторов с живописцами в Санкт-Петербурге XXI века и выявлению основных художественных центров города посвящена третья глава.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Институт кураторства возник на западе сравнительно недавно: лишь в 60-х годах XX века. Стремительно ворвавшись в художественную жизнь того времени, профессия куратора с первых десятилетий существования прочно заняла свои позиции в организации проведения выставок современного искусства. Следует отметить, что в отечественных исследованиях роль первопроходца, изобретателя кураторства, чаще всего приписывают Харальду Зееману. Будучи одаренным куратором, и став поистине примером для последующих поколений, он тем не менее был лишь одним из ряда наиболее значимых деятелей своего времени. Первым куратором его можно назвать с известной оговоркой, однако нельзя недооценивать его роль в становлении независимого кураторства, предпосылки к развитию которого появились с ухода Зеемана из Кунстхалле и основания им в 1969 году «Агентства духовных гастарбайтеров». Последующие десятилетия ознаменовались все большим увеличением выставочных площадок и упрочением позиций кураторов на художественной сцене.
Отсутствие «словарно-энциклопедического» статуса кураторской деятельности не сказалось на сложении понятийного аппарата за рубежом, однако вылилось в нередко условное понимание этого института в России. Причины видятся в отставании развития кураторства на отечественной почве ввиду позднего появления этого феномена (1990-е гг.). Западная трактовка слова «curator» не соответствует российским реалиям. За рубежом под этим термином понимается профессия независимого внеинституционального куратора, действующего от своего лица, у нас же он применяется в отношении целого ряда игроков арт-рынка.
Фигура куратора на данный момент имеет несколько мифологизированные коннотации, что отчасти можно объяснить ее многофункциональностью. Демифологизирует же данный вид художественной деятельности осознание его как профессии, что отслеживается в появлении множества образовательных программ соответствующего профиля. Что характерно, их подавляющее большинство реализуется лишь в Москве. Кураторская роль в культурно-историческом развитии не ограничивается функциями координатора и организатора художественных выставок. Посредством отбора тех или иных произведений, художников, освещения определенных вопросов общественного дискурса, он формирует современную художественную среду, предопределяя тенденции дальнейшего развития искусства.
Связь художника со зрителем в наши дни многократно усложнилась. После преодоления художниками всех сложностей выхода на арт-рынок, их произведения претерпевают многочисленные интерпретации и прочтения. Творчество и сама личность художников обрастают новой виртуальной действительностью, свойственной многим явлениям художественной жизни эпохи постмодерна. Происходит постепенная трансформация классических понятий. Первичное авторство во многом переходит к куратору, использующему художников для репрезентации своих идей и проектов. Метафоричность же выстроенных образов рождает новые отношения со зрителем, не всегда предусмотренные самими художниками.
Ключевым критерием удачного кураторского проекта признается цельность высказывания, единение с посылом самих художественных произведений. Однако ситуация, когда выставки зачастую поставлены на поток, выливается в проблему отсутствия внятного авторского посыла. Главным же приемом, который позволит выработать единую концепцию, является создание пространства диалога между всеми участниками выставки. При организации выставки куратору необходимо развивать единый проект совместно с самими художниками, а не «перетягивать на себя одеяло» в представлении объектов искусства. Главной проблемой сегодня видится коммерциализация и бюрократизация искусства, которая поставила создание выставок на поток и снизила их художественное качество.
Санкт-Петербург, славящийся в первую очередь как город классического искусства, имеет и целый ряд площадок, специализирующихся на представлении современного искусства. В ходе исследования было выделено 4 основных типа подобных выставочных пространств: музеи, галереи (коммерческие и некоммерческие), арт-центры и выставочные залы отдельных организаций. Указание куратора той или иной выставки - явление широко распространенное, однако данное слово в петербургском контексте имеет несколько иное от западного «curator» значение. Все позиционирующие себя как кураторы персоналии являются сотрудниками тех организаций, которые представляют. Таким образом, в Санкт-Петербурге не сложился институт независимого кураторства. Также важно отметить, что ввиду размытости этого понятия в культурной жизни города, современные художники не видят необходимости в этой фигуре арт-рынка.
В последние десятилетия наблюдается спад интереса к живописи при одновременном увеличении видов и форм современного искусства. Развитие института кураторства играло определенную роль в этом процессе. Кураторские проекты, в частности, реализующиеся в Санкт-Петербурге, на сегодняшний день зачастую пренебрегают глубоким искусствоведческим анализом в пользу реализации зрелищных выставок, что оттягивает зрительский интерес в сторону массовой культуры, имеющей дело с наиболее передовыми видами изобразительного искусства. Тем не менее, суждения касательно ремесленного будущего живописи видятся несколько преждевременными, поскольку зрительский интерес определяется скорее масштабностью личности презентуемого художника, а не видом искусства, в котором он работает.


1. Baetschmann O. The Artist in the Modern World. Cologne, 1997.
2. Бирюкова М.В. Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов: Харальд Зееман и 5 Кассельская Документа. Дис. к.и.н. 2008.
3. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры. Дис. к.и.н. Спб., 2007.
4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.
5. Высоцкий В.Б. Становление институциональной системы современной художественной культуры Санкт-Петербурга. Автореф. ... к.культ.н. Спб., 2008.
6. Галерея Anna Nova, 2005 - 2015. Спб., 2015.
7. Гройс Б Художник как куратор плохого искусства // Искусство утопии. М., 2003.
8. Демкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ. Дис. к.и.н. 2012.
9. Карманный гид по «Манифесте 10». Спб., 2014.
10. Ляшко А.В. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни. // Триумф музея? Спб., 2005.
11. Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
12. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М., 2014.
13. Обрист Х.-У. Краткая история кураторства. М., 2014.
14. Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике. Автореф. . к.и. Спб., 2009.
15. Прилашкевич Е.Е. Сет Сигелауб: пионер современного кураторства // Современное искусство в контексте глобализации. Наука, образование, художественный рынок. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Спб., 2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ