Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ ФИРМЕ

Работа №131024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление персоналом

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика традиционной модели управления персоналом в Японии 18
1.1. Краткая история науки управления персоналом и ее основные элементы 18
1.2. Сравнительная характеристика моделей управления персоналом США, Германии и Японии 24
1.3. Т радиционная модель управления персоналом японских компаний (сер. 1960-1980-е гг.) 30
1.4. Краткий обзор причин трансформации японской модели управления персоналом 42
Глава 2. Трансформация традиционных и внедрение новых методов управления персоналом в японских компаниях 47
2.1 Изменения в практике пожизненного найма 47
2.1.1. Контроль численности работников 48
2.1.2. Изменения в видах занятости 50
2.1.3. Привлечение новых субъектов трудовых отношений 53
2.1.4. Внедрение новых форм занятости 57
2.2. Изменения в системе оплаты труда 59
2.3. Изменения в системе отбора и внутрифирменного обучения сотрудников 61
2.4. Изменения в системе ротации кадров и продвижения по старшинству 65
2.5. Развитие политики по сбалансированности работы и личной жизни 69
Заключение 81
Список использованной литературы 88

Одной из основных тенденций современного менеджмента является рассмотрение человеческих ресурсов в качестве ведущего фактора продуктивной деятельности компании. Грамотно разработанная модель управления персоналом, а также правильно подобранный персонал могут стать ключевым стратегическим преимуществом компании, ресурсом повышения ее конкурентоспособности, условием сохранения и процветания бизнеса, а также важным преимуществом в условиях ожесточенной глобальной конкуренции. Успешным примером продуманной модели управления персоналом может служить стратегия крупных японских компаний, доказывающая, насколько эффективной может быть политика компании, ориентированная не только на получение прибыли, но и на удовлетворение потребностей и учет интересов сотрудников в процессе производственной деятельности.
Япония - это островное государство площадью около 378 тыс. км1 2 в регионе Северо-Восточная Азия. Население составляет 126,21 млн. человек; соседние государства - Китай, Россия, КНДР и Республика Корея. Помимо своеобразной культуры Япония известна тем, что из неблагополучной и разрушенной войной страны за пару десятков лет превратилась в процветающее государство, уже само оказывающее помощь развивающимся странам. Япония достаточно быстро прошла путь от производства невысокотехнологичной продукции к реализации наукоемкой продукции, известной всему миру своей инновационностью, качеством и надежностью - именно с этими признаками ассоциируется сейчас бренд «Made in Japan». К 1970-м гг. страна вышла на второе место в мире по ВВП, а в начале 1980-х гг. обогнала в гонке технологий даже США, в результате чего многие заговорили о послевоенном «экономическом чуде» Японии.
В период высоких и умеренных темпов роста японской экономики (1960-1980-е гг.) в научной литературе распространилось мнение о том, что подобные успехи в значительной степени обусловливаются особенностями менеджмента японских компаний и, в частности, системой управления производством. Основу последней составляет система управления персоналом, которая во многом основывается на традиционных ценностях и учитывает этнопсихологические особенности народа. В японской системе менеджмента персонал считается одним из главных ресурсов развития компании, рассматривается как важный объект инвестиций, которые затем полностью окупаются в ходе трудовой деятельности сотрудника.
Актуальность темы. Японский менеджмент и, в частности, модель управления персоналом (часто называемая просто системой пожизненного найма) стали предметом большого интереса западных исследователей и менеджеров с 1970-х гг. На протяжении долгого времени и в Японии, и за рубежом они считались одними из главных конкурентных преимуществ компаний, позволивших им занять лидирующие позиции на мировом рынке, а самой Японии стать одной из крупнейших экономик мира. Некоторые западные компании попытались внедрить отдельные элементы японского менеджмента, а модель управления персоналом, технологии бережливого производства и общее управление качеством японских фирм стали частью учебных программ европейских и американских менеджеров.
Эта система начала формироваться в 1960-е гг., хотя предпосылки и некоторые ее черты мы можем найти уже в период Мэйдзи (1868-1912). К 70-м гг. она окончательно приобрела ту форму, описание которой мы можем найти в классическом учебнике по менеджменту и которую приводят в качестве примера успешной модели управления персоналом наряду с американской моделью. Именно эту завершенную форму модели управления персоналом мы будем рассматривать в нашем исследовании.
Характерной чертой японской системы управления является практика пожизненного найма, своеобразие которой состояло в механизме обеспечения персоналу возможностей и гарантий долгосрочного пребывания в компании. При этом сама компания была связана с целым комплексом моральных и материальных обязательств перед сотрудниками. Поэтому закономерно возник вопрос о применимости всей управленческой системы, основанной на такой практике, ведь в результате японская экономика получала абсолютно негибкий рынок труда. По мнению многих западных исследователей, такая система менеджмента была довольно нежизнеспособна и рассматривалась как исторический казус. Однако, чем дольше японская экономика демонстрировала высокие показатели, тем больше исследователей выражали свою заинтересованность и начинали изучать феномен пожизненного найма, с которым связывались эти успехи.
В связи с тем, что методы управления персоналом отвечали представлениям самих работников о рабочем процессе и о компании, эта система достаточно быстро распространилась по всей Японии, и на протяжении нескольких десятилетий такая модель успешно функционировала, являясь важной частью всей системы производственных отношений. Однако, будучи подверженной воздействию экономических и демографических факторов, в настоящее время модель управления персоналом японских компаний претерпевает определенные изменения. Несмотря на то, что она начала меняться еще в период умеренного роста японской экономки (середина 1970-1980-е гг.), основные трансформационные процессы проявились после 1990-х гг., с началом экономической рецессии после «схлопывания» экономического пузыря в Японии.
С этого времени кардинально изменяется экономическая ситуация в стране. Период с начала 1990-х гг. характеризуется падением роста ВВП и снижением темпов промышленного производства, падением объемов внешнего спроса на японскую продукцию в связи с появлением новых игроков на мировом рынке, а также объемов внутреннего потребления, а значит - сокращением объемов продаж и прибыли компаний.
Не менее важное значение имеют демографические факторы - старение населения, повышение среднего возраста трудоспособного населения, снижение уровня рождаемости, что неизбежно приводит к увеличению трудовых издержек компании. Немаловажную роль играют изменяющиеся ценностные ориентиры японцев в связи с глобализационными процессами. Обучение и работа японцев за рубежом, взаимодействие с иностранными работниками, политика акционеров-иностранцев японских компаний приводят к распространению западных ценностей в японском обществе - молодежь становится более индивидуалистически и материалистически ориентированной, больше задумывается о своей выгоде и личных потребностях. Более того, с развитием информационных технологий часто молодые специалисты оказываются более компетентными, чем проработавшие в одной компании не один десяток лет работники. Сочетание всех этих факторов не могло не повлиять на рынок труда и привело к тому, что японская модель менеджмента в настоящее время претерпевает определенные изменения. И любой крупной японской компании так или иначе приходится адаптировать свою систему управления персоналом к имеющимся социальным и экономическим реалиям так, чтобы продолжать занимать свое место на мировом и внутреннем рынке. Соответственно, в основных элементах модели управления персоналом (области пожизненного найма и оплаты труда, области отбора претендентов, внутрикорпоративного обучения и продвижения работников и др.) в той или иной степени наблюдаются различные трансформационные процессы.
Встает насущный вопрос - в каком направлении эти изменения осуществляются? Все больше исследователей говорит о том, что японская модель менеджмента становится похожа на западную (в частности, американскую) модель3. Связано это с тем, что многие японские компании, для того чтобы повысить свою эффективность, стали экспериментировать с различными методами управления персоналом. В результате, среди исследователей все чаще возникает вопрос о судьбе японской системы пожизненного найма. Таким образом, будущее этой практики представляет собой одну из актуальнейших тем в области японского менеджмента и всей японской экономики в целом.
Более того, наше исследование может стать важной вехой в изучении процесса изменения ценностных установок современного японского общества. Помимо прочего, на русском языке практически не имеется работ, посвященных данной теме, поэтому можно говорить о том, что наша работа станет значимым вкладом в исследование феномена современного японского менеджмента в русскоязычной науке.
Цель работы - охарактеризовать традиционные и выявить новые методы управления персоналом, применяемые японскими компаниями в настоящее время.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. рассмотреть основные теории управления персоналом, а также особенности наиболее известных систем управления персоналом разных стран;
2. выявить причины трансформации японской системы управления персоналом;
3. охарактеризовать особенности традиционной модели управления персоналом;
4. исследовать происходящие изменения в современной японской системе управления и выявить направление этих изменений;
5. охарактеризовать и проиллюстрировать новые методы управления персоналом, применяемые в японских компаниях.
Springer, 2005. 267 p.; Haghirian P. Innovation and Change in Japanese Management. London: Palgrave Macmillan UK, 2009. 247 p.
Хронологические рамки исследования. Ключевым этапом развития японской экономики для нас является период с 1990-х гг., когда в экономике Японии началась рецессия с момента «схлопывания» экономического пузыря, по 2018 г. на момент написания работы.
Объект исследования - система управления персоналом крупных японских компаний (корпораций).
Предмет исследования - формы и характер традиционных и новых методов управления персоналом японских компаний.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Историко-хронологический метод использовался при рассмотрении процесса формирования общенаучных теорий управления персоналом, а также процесса становления японской системы управления персоналом, в частности.
2. Описательный метод использовался при характеристике моделей управления персоналом в разных странах, а также традиционных и новых методов управления персоналом японских компаний.
3. Компаративный метод позволил сравнить американскую, немецкую и японскую модели управления персоналом и выявить их соотношение друг с другом, а также проанализировать развитие японской системы управления персоналом и выявить определенные черты ее развития с течением времени.
4. Статистический метод применялся при анализе статистических данных различных документов (правительственных докладов и документов японских компаний).
5. Системный подход позволил рассмотреть совокупность элементов управления персоналом в качестве комплексной системы, являющейся составной частью всей модели японского менеджмента.
6. Метод прогнозирования применялся для выдвижения предположений о том, в каком направлении японская модель управления персоналом может развиваться в будущем.
Степень изученности темы. Среди русскоязычных исследователей, изучавших процессы в японской экономике и менеджменте, можно выделить Т.Н. Матрусову, И.П. Лебедеву, И.Л. Тимонину, М.О. Демину, изучавших тенденции в современной корпоративной практике японских компаний; Н.Л. Дружинина и Е.Л. Леонтьеву, посвятивших свои работы изучению послевоенной и современной японской экономики. Известных нам англоязычных и японоязычных исследователей этой темы гораздо больше: Аллан Берд, Маркус Пуделко и Рене Хаак, Парисса Хагхириан, Стюарт Клегг и Коно Тоёхиро, Аоки Масахико, Грегори Джэксон и Миядзима Хидэаки, Ральф Бебенрот и Канаи Тосихиро, исследовавшие процессы в современном японском менеджменте и, в том числе, изменения в сфере управления персоналом; Моригути Тиаки и Оно Хироси, Ричард Б. Петерсон и Джеремия Дж. Салливан, изучавшие именно практику пожизненного найма японских компаний; Крис Карр, анализировавший совместно с Маркусом Пуделко сходства и различия американской, японской и немецкой модели управления персоналом.
Также стоит упомянуть авторов аналитических статей в англоязычных и японоязычных информационных и новостных изданиях - в электронных версиях The New York Times, The Guardian, The Japan Times, The Japan Today, The Asahi Shimbun и т.д. Авторы - Табути Хироко, Таникава Мики, Нагата Кадзуаки, Гэнда Юдзи, Кавагути Акира и др. - охватывают широкий круг проблем - от рассмотрения экономической ситуации в Японии до конкретных примеров новых практик компаний в области менеджмента.
Таким образом, можно утверждать, что работ, посвященных анализу происходящих в современном японском менеджменте процессов, достаточно много, однако многие из них ограничиваются перечислением этих процессов без каких-либо данных и доказательств своих идей; наше же исследование представляет собой попытку не только обозначить направления изменений, но и проиллюстрировать их конкретными примерами.
Анализ источников. Для нашего исследования жизненно необходимы различные статистические данные, позволяющие проследить преемственность методов управления персоналом. Для сбора и анализа таких данных использовались следующие официальные источники:
1. «Белые книги по гендерному равенству», выпускаемые Бюро гендерного равенства Японии;
2. официальные отчеты по рынку труда, мерам трудоустройства и др., выпускаемые Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии и Японским институтом трудовой политики и профессиональной подготовки;
3. данные по экономическим и социальным показателям Японии: уровню фертильности, темпам роста ВВП и др., опубликованные на официальных сайтах Всемирного банка и ЦРУ;
4. ежегодные отчеты, отчеты по устойчивому развитию, комплексные отчеты японских компаний Sumitomo, Hitachi, Itochu, Marubeni, Shiseido, Toyota, Nissan и т.д.;
5. статистическая и прочая информация, размещенная на официальных сайтах вышеназванных компаний4 5 6 7 8 9 10 11.
Анализ источников помог подкрепить наш теоретический материал статистическими данными различного содержания и разных лет и сделал нашу работу более актуальной и практически значимой.
Анализ литературы. Современная японская экономика и японский менеджмент привлекают внимание исследователей по всему миру - имеется множество монографий и статей на английском и японском языках, посвященных рассмотрению и анализу процессов, происходящих в системе менеджмента, и причин, которые их вызывают. Многие работы так или иначе затрагивают систему управления персоналом, которая, как мы уже отмечали, является важным элементом менеджмента японских компаний. Исследований же русскоязычных ученых, а также переведенных на русский язык работ, посвященной этой проблеме, очень мало, что, как отмечалось выше, стало одной из причин проведения данного исследования.
Использованную в нашей работе литературу можно распределить по нескольким тематическим группам. В первую группу можно выделить теоретические работы по управлению персоналом, которые раскрывают само понятие «управление персоналом», основные элементы этой системы, а также историю развития основных теорий. Например, в своем пособии д. эк. н., профессор кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ В.А. Спивак анализирует основные вопросы управления персоналом, в том числе историю, философию и принципы системы управления персоналом, ее место и роль в системе менеджмента компании, детально говорит о ключевых элементах системы управления персоналом - оценке и аттестации персонала, обучении, мотивации, оплате труда, урегулировании конфликтов и т.д. Канд. техн. н., доцент кафедры менеджмента СФУ Т.А. Вашко и И.В. Кошелева также подробно рассматривают элементы, закономерности, принципы, методы управления персоналом, кадровую политику и кадровое планирование предприятия в целом, стратегии оценивания, продвижения и развития персонала, однако в их работе отсутствует краткая историческая справка о развитии науки об управлении персоналом. Таким образом, обращение к нескольким исследованиям позволяет составить более полную картину о науке и системе управления персоналом, что необходимо нам для понимания функционирования японской модели12.
Следующую группу работ составляют современные исследования по японскому менеджменту. Стоит отметить, что в этих монографиях обычно рассматриваются как история развития и традиционные принципы японского менеджмента, так и новые веяния, характерные для его подсистем. В данной группе очень много выдающихся исследований, однако особенно стоит выделить монографию профессора международного менеджмента и крупного специалиста по японскому менеджменту Париссы Хагхириан «Innovation and Change in Japanese Management». В ней описываются традиционные, а также новые элементы японского менеджмента, формирование которых наблюдается в японских компаниях в ответ на экономические вызовы последнего десятилетия. Работа содержит результаты обширных исследований, проведённых непосредственно среди менеджерского звена японских корпораций, что позволило автору выделить направления изменений японского менеджмента. Другая важная монография - профессора международного менеджмента Маркуса Пуделко и специалиста по управлению предприятием Рене Хаака «Japanese Management: The Search for a New Balance between Continuity and Change». В их совместной работе подробно рассматриваются причины, приведшие к изменениям в политике менеджмента японских компаний, а также экономическая ситуация в современной Японии. Помимо этого, авторы анализируют широкий спектр элементов управления японских компаний - стратегию, корпоративное управление, финансы, производство, инновации и, в том числе, управление персоналом, сопровождая свое исследование массой таблиц и графиков, а также приводят рекомендации по восстановлению конкурентоспособности японских предприятий. Сложно говорить о недостатках этих работ, так как они обе базируются на собственных исследованиях авторов, затрагивают обширный круг проблем и подкрепляются множеством статистических данных. Наоборот, можно утверждать, что они гармонично дополняют друг друга, так как работа П. Хагхириан написана на 5 лет позже, чем работа М. Пуделко и Р. Хаака, что дает нам возможность проследить динамику изменений13.
Отдельно нужно выделить статьи более узкой направленности - они посвящены рассмотрению именно японской модели управления персоналом. Среди авторов данных статей - Рональд Дж. Гильсон и Марк Дж. Рой, Моригути Тиаки и Оно Хироси, Ричард Б. Петерсон и Джеремия Дж. Салливан, из русскоязычных - И.П. Лебедева и И.Л. Тимонина. Все они рассуждают об изменениях в пожизненном найме, приводят примеры отхода от данной практики, а также рассматривают социальные последствия происходящих перемен, однако в данных работах не высказываются какие-либо предположения о будущем японской модели управления персоналом14.
Следующая группа авторов отличается заинтересованностью в изучении происходящих в современной экономике Японии процессов и их интерпретации: этим в разной степени занимались Н.Л. Дружинин, Кавато Акира, Э.В. Молодякова и др. Особое место здесь занимает работа Е.Л. Леонтьевой «Дефляционный кризис в Японии», в которой рассматриваются тенденции развития японской экономики с 1990-х по 2003 г., то есть период «Великой рецессии», которая характеризовалась длительным застоем и спадом экономики, а также реформы Японии, которые помогли ей выйти из застоя. Эта и другие работы представляют для нас особый интерес, поскольку позволяют получить статистические данные, необходимые для анализа, и взглянуть на процессы в японской экономике с точки зрения разных исследователей15.
Отдельно стоит выделить авторов аналитических статей в англоязычных и японоязычных информационных и новостных изданиях (The New York Times, The Guardian, The Japan Times, The Japan Today, The Asahi Shimbun, The Asia Nikkei, Nippon.com). Их работы посвящены широкому кругу проблем и интересны нам в связи с тем, что имеющаяся в них информация является наиболее актуальной, иногда даже «злободневной», часто содержит мнения известных аналитиков и представителей японского бизнеса, а также опросы и интервью самих работников, непосредственно находящихся «на передовой» трудовой деятельности в японских компаниях, что является несомненным преимуществом таких публикаций. Так, Филип Брейзор и Энн Хорнсби рассуждают о современном состоянии практики пожизненного найма; Миэ Аяко, Мидзухо Аоки, Мориясу Кэн рассматривают политику привлечения на работу женщин и ее конкретные результаты; Кавагути Акира и Гэнда Юдзи пишут о политике сбалансированности работы и личной жизни в компаниях; другие статьи посвящены процессам в области обучения, оплаты и продвижения персонала и т.д. В качестве недостатка подобных работ можно отметить некоторую субъективность взглядов, которая характерна для большинства статей публицистического жанра16.
Таким образом, изучению современной японской экономики, менеджмента и системы управления персоналом посвящено большое количество аналитической литературы. Основная ее часть опубликована на английском языке, при этом часто авторами или соавторами таких исследований выступают японские исследователи, предпочитающие публиковать свои работы именно на этом языке.
Подводя итог, можно отметить, что зарубежные исследователи достаточно активно изучают данную проблематику, однако их работы, хоть и содержат множество статистических данных и описание процессов, не всегда приводят конкретные примеры, кейсы, которые могли бы полнее иллюстрировать происходящие в системе управления персоналом изменения. Русскоязычных исследований работ, посвящённых данной проблематике, имеются единицы, и они недостаточно полно освещают картину происходящего, что является их несомненным недостатком.
Научная новизна. Важным элементом нашей работы стало изучение и анализ исследований англоязычных и японоязычных авторов, не переведенных на русский язык. В сочетании с имеющимися работами на русском языке это позволило нам осуществить комплексный анализ имеющейся информации по нашей тематике и сделать определенные выводы. Опираясь на изученность темы, можно утверждать, что наша работа станет важным вкладом в исследование феномена японской модели управления персоналом и ее современного состояния в русскоязычной науке.
Наша работа является попыткой проиллюстрировать новые методы управления персоналом в японских компаниях, а также определить пути дальнейшего развития всей модели управления персоналом в Японии. Таким образом, это может представлять интерес для специалистов в области мировой экономики, международного менеджмента, регионоведения и японистики и др., а также для предпринимателей и менеджеров, заинтересованных в сотрудничестве с современными японскими компаниями.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются определение, основные элементы, краткая история развития науки об управлении персоналом, а также общая характеристика основных принципов традиционной японской модели управления персоналом. Вторая глава представляет собой подробное описание изменений в сфере управления персоналом, иллюстрируемых многочисленными примерами и статистическими данными нескольких японских компаний. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1960-1980-е - годы высокого и умеренного роста японской экономики, период японского «экономического чуда», когда страна вышла на 2-е место после США по объему ВНП, обогнав при этом многие развитые европейские страны. Расширение промышленного производства и экспорта японских товаров в этот период привело к стабильному обогащению японских компаний. В результате, компании могли себе позволить нести значительные трудовые издержки, связанные с практикой пожизненного найма, получая взамен необыкновенную лояльность и трудолюбие своих сотрудников. Традиционная система управления персоналом представляла собой сочетание пожизненного найма, внутрикорпоративного обучения, оплаты по старшинству, постоянной трудовой ротации, продвижения по старшинству, взращивание будущих руководителей непосредственно внутри компании и др. Своим своеобразием и иррациональностью (по мнению западных ученых), а главное, продуктивностью и эффективностью эта система прославилась на весь мир.
Однако экономическая и демографическая ситуация в Японии конца XX в. в значительной степени подорвала основы прежней системы управления персоналом. Ухудшилась экономическая конъюнктура, снизился темп промышленного производства, уменьшился спрос на японскую продукцию на внешнем и внутреннем рынках, увеличилось количество акционеров- иностранцев в японских компаниях, стали заметны процессы старения населения и уменьшения количества людей трудоспособного возраста. Эти и другие факторы привели к тому, что прибыли японских компаний значительно снизились, а социальные расходы увеличились. Более того, расширение возможностей и разнообразие идей, появившиеся в связи с глобализацией, оказали и оказывают влияние на ценности и потребности японской молодежи, которая выходит на рынок труда, - все более популярным становятся идеи индивидуализма, личного благополучия, самореализации и др.
При первых признаках кризиса системы управления персоналом компании попытались справиться традиционными средствами регулирования занятости - сократили объемы найма новых работников, переводили имеющихся сотрудников в филиалы, снизили заработную плату, однако подобные и другие меры не принесли ожидаемых результатов. Все это побуждает японские компании подстраиваться под современные условия, в результате чего они вынуждены во многом корректировать свою систему управления персоналом. В результате, японские компании разрабатывают и внедряют новые методы управления персоналом. Так, среди них можно выделить:
1. изменение форм и элементов занятости: сокращение масштабов набора выпускников на постоянную занятость, расширение масштабов набора непостоянно занятого персонала (хакэнся, фурита и др.), увольнение работников, стимулирование досрочного выхода на пенсию, сокращение срока трудовой деятельности, появление занятости с гибким графиком, возможность параллельной занятости, привлечение работников с опытом работы и вовлечение женщин в рабочий процесс и др.;
2. оплату с учетом заслуг и квалификации работника, учет опыта работы за рубежом при формировании ставки заработной платы, комбинирование форм оплаты труда и др.;
3. акцент на специальные навыки претендентов на работу;
расширение масштабов OVJT, изменение целей и содержания обучения и др.;
4. ускоренное продвижение отличившихся или имеющих опыт работы за рубежом работников, привлечение «независимых» директоров и др.;
5. развитие политики по сбалансированности работы и личной жизни - введение гибкой формы занятости, сокращение часов сверхурочной работы, развитие системы отпусков для мужчин с детьми, создание условий для работающих женщин с детьми и др.
Для лучшего понимания составим таблицу, иллюстрирующую традиционные и новые методы управления персоналом в японских компаниях.
Начало таблицы
Традиционные элементы управления персоналом
Новые элементы управления персоналом
пожизненный найм (трудоустройство в компанию после окончания учебного заведения и работа в ней вплоть до выхода на пенсию)
• сокращение масштабов набора выпускников на постоянную занятость
• увольнение работников
• расширение масштабов набора непостоянно занятого персонала - хакэнся, фурита и др.
• досрочный выход на пенсию
• сокращение срока трудовой деятельности постоянных работников
• новые формы занятости - с гибким графиком, совмещение
контингент постоянной занятости - мужчины, устроившиеся на работу после окончания учебного заведения
• привлечение сотрудников с опытом работы
• привлечение на работу женщин
оплата по старшинству (формирование ставки заработной палаты в соответствии с возрастом и трудовым стажем работника)
• оплата с учетом заслуг и квалификации работника
• учет опыта работы за рубежом при формировании ставки заработной платы
• комбинирование форм оплаты труда и др.
Отбор при найме и внутрикорпоративное обучение
• акцент на специальные навыки претендентов
• расширение масштабов OVJT
(непосредственно на рабочем месте под присмотром более опытных работников;
формирование навыков, необходимых для работы именно в этой компании)
• изменение целей и содержания обучения
продвижение по старшинству (занятие более высокой должности возможно только после определенного количества отработанных лет; взращивание будущих руководителей непосредственно внутри компании)
• ускоренное продвижение отличившихся или имеющих опыт работы за рубежом работников
• привлечение «независимых» директоров и т.д.
Развитие политики по балансу работы и личной жизни:
• введение гибкой формы занятости
• сокращение часов сверхурочной работы
• развитие системы отпусков для мужчин с детьми
• создание условий для работающих женщин с детьми и др.
Конец таблицы.
Основываясь на полученных данных, можно утверждать, что японские компании пытаются в новых условиях выработать такую оптимальную систему, которая позволила бы функционировать наиболее продуктивно и, в то же время, продолжать выполнять свои обязательства по отношению к постоянному персоналу. Учитывая тот факт, что данные меры во многом имеют правительственную поддержку, можно предположить, что единый курс правительства и компаний в вопросе изменения кадровой политики приведет к дальнейшему расширению масштабов трансформации методов управления персоналом японских компаний.
В целом, изменения в системе управления персоналом осуществляются компаниями достаточно деликатно, без кардинальных изменений прежних принципов. Японская модель приобретает некоторые новые черты - например, усиление конкуренции, личная инициативность и нацеленность на результат, стремление к личному (а не коллективному) благополучию, стремление к самореализации и быстрому карьерному росту, увеличение мобильности работников и др. В результате, в научной литературе можно встретить мнение о том, что японские компании отходят от пожизненного найма и переходят на американскую модель управления персоналом. Однако оснований говорить о том, что японские компании отказались от этой практики, не имеется, так как японским компаниям удалось сохранить систему пожизненного найма, однако сама ее модель становится более гибкой и, как считается, менее затратной для японских фирм. Более того, можно предположить, что полного отказа от пожизненного найма не произойдет и в будущем, так как эта практика неразрывна связана с рядом других институтов японской экономики и общества.
Отношение в самом японском обществе к изменениям неоднозначны - часть японского общества выигрывает от вводимых мер. Среди них - образованные, целеустремленные молодые люди, которые в настоящее время имеют больше возможностей для самореализации, для смены места работы, для ускоренного продвижения в соответствии с их результатами, возможность зарабатывать больше при переходе на другое место работы, а также возможность специализироваться в какой-то одной области, не попадая в систему ротации. Другая группа - амбициозные женщины, которые в процессе изменения системы менеджмента получают больше карьерных возможностей.
Однако есть и те, кого не устраивают происходящие изменения, и в основном это мужчины среднего возраста, которые начинали работать в традиционной системе пожизненного найма. Изменение практики пожизненной занятости, введение системы оценки персонала по результатам, увеличение найма непостоянно занятых работников и подобные меры приводят к тому, что этот слой работников начинает чувствовать обеспокоенность по поводу своего положения в компании, что приводит к плачевным результатам - об этом свидетельствуют случаи смерти от переутомления на работе или самоубийства в результате фрустрации и неопределенности будущего среди работников среднего возраста и т.д.
В целом, можно предположить три направления дальнейшего развития японской модели управления персоналом:
1. Формирование западной модели, чему способствуют повсеместные унификационные глобализационные процессы.
2. Формирование новой своеобразной модели управления персоналом с учетом национальной специфики и культурных норм.
3. Возвращение к прежней модели, соответствующей традиционным ценностям японского народа.
Первый и третий варианты развития системы представляются нам маловероятными. Поскольку модель менеджмента (а система управления персоналом является ее частью) зависит и формируется в связи с социокультурными особенностями страны, сложно утверждать, что японскую модель затронет глубокая вестернизация. Против предположения о третьем пути развития системы управления персоналом говорят экономические и социальные, в значительной степени необратимые, процессы, наблюдаемые в Японии в настоящее время.
Таким образом, наиболее вероятным развитием сценария нам кажется формирование модели, в которой гармонично сочетаются традиционные и инновационные методы, которая в равной степени учитывает особенности японского общества, экономические и социальные реалии, то есть способна адаптироваться к новым условиям наиболее выигрышным способом. Можно отметить, что в настоящее время японские компании пока не выработали такой единой модели и находятся на этапе ее развития, поэтому нам еще предстоит увидеть, каких результатов они добьются в будущем.


1. Annual Health, Labour and Welfare Report 2017 // Официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии. URL: http://www.mhlw.go.jp/english/wp/wp-hw11/index.html (дата обращения: 24.04.2018).
2. Basic Data // Sustainability // Официальный сайт Itochu. URL: https://www.itochu.co.jp/en/csr/employee/data/ (дата обращения: 25.04.2018).
3. CSR Achievement Data // CSR Basic Philosophy // Официальный сайт Toyota. URL: http://www.toyota-global.com/sustainability/csr/data/ (дата обращения: 25.04.2018).
4. Corporation Annual Report 2014 // Официальный сайт Sumitomo. URL: http://www.sumitomocorp.co.jp/files/topics/28006_ext_01_0.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
5. Corporation Annual Report 2015 // Официальный сайт Sumitomo. URL: http://www. sumitomocorp.co.jp/files/topics/28905_ext_01_0.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
6. Data of personnel affairs // Mitsui CSR // Официальный сайт Mitsui. URL: https: //www. mitsui .com/j p/en/sustainability/activity_report/governance/data/index. html (дата обращения: 25.04.2018).
7. Diversity Initiatives // CSR // Официальный сайт Mitsubishi Motors. URL: https://www.mitsubishi-motors.com/en/ csr/society/employee/diversity.html?intcid2=top-pickup_0039 (дата обращения: 24.04.2018).
8. Fertility rate, total (births per woman) // Официальный сайт Всемирного Банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.TFRT.IN (дата обращения: 24.04.2018).
9. Employment measures in Post-Financial Crisis Japan // Официальный сайт Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии. 2009. URL: http://www.mhlw.go.jp/english/policy/affairs/dl/02.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
10. Hitachi Group Sustainability Report 2015 // Sustainability // Официальный сайт Hitachi. URL: http://www.hitachi.com/csr/download/pdf/csr2015e.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
11. Hitachi Group Sustainability Report 2017 // Sustainability // Официальный сайт Hitachi. URL: http://www.hitachi.com/csr/download/pdf/csr2017e.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
12. Introduction of Morning-Focused Working System // Itochu CSR // Официальный сайт Itochu. URL: https://www.itochu.co.jp/en/csr/employee/safety/working_style/ (дата обращения: 24.04.2018).
13. Initiatives for Human Resources // Marubeni CSR & Environment // Официальный сайт Marubeni. URL: http://www.marubeni.com/csr/human_resources/ (дата обращения: 25.04.2018)
14. Japan. Economy // Официальный сайт ЦРУ. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html (дата обращения: 16.03.2018).
15. Labor Situation in Japan and Its Analysis: Detailed Exposition 2012/2013 // Официальный сайт Японского института трудовой политики и профессиональной подготовки. URL: http://www.j il. go .jp/english/lsj/detailed/2012-2013/all.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ